СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сериков В.В. Лекция 2. Страна: патриотизм

Нажмите, чтобы узнать подробности

Патриотизм как цель воспитания. Патриотизм – многозначное понятие, обозначающее и нравственную ценность, и социальное качество человека, и образ жизни людей, и одно из самых сильных чувств человека. Настолько сильное, что ведет его на подвиг. В сегодняшней России патриотизм является главной национальной идеей. К признакам патриотизма как сложного личностного качества можно отнести: 1) системные знания об истории, географии, культуре страны, о ее «пассионариях» – выдающихся личностях и героях, которые принесли славу стране, создали ее имидж в глазах человечества; 2) эмоционально-чувственное восприятие Родины, ее культурных традиций, родного языка, запечатленный в сознании образ родного края («малой родины»), идентификация себя со своим народом, сопричастность к его бедам и свершениям; 3) опыт творческой деятельности, направляемой мотивом служения Родине, потребностью внести свой вклад в развитие ее успешности и благосостояния; 4) способность противостоять пропаганде, фейкам и действиям, порочащим страну, ее ценности, традиции, органы власти, силовые структуры; 5) владение собой в критических ситуациях, готовность включиться в выполнение программ и реализацию стратегий, выдвигаемых руководством страны, критически оценивать и воспитывать самого себя как будущего гражданина страны. Условия развития патриотизма. Как и почему человек становится патриотом? Какие условия необходимо создать для этого? Чтобы понять истоки патриотизма, необходимо обратиться к этническому, природному и культурному окружению, в котором человек пребывает с раннего детства, к географическим корням и менталитету окружающего его социума, к особенностям семьи, в которой с первых же дней его жизни формируется ценностное отношение к миру и к Отечеству. Патриотизм в сознании человека не возникает спонтанно, не является врожденным свойством. В ребенке вообще ничего не образуется помимо взрослых, их образа жизни и образцов поведения, целенаправленной работы с ним. Обращаясь к психолого-педагогическим условиям становления патриотического сознания ребенка, необходимо принять во внимание следующее: 2 1. Становление патриотического чувства как движущей силы поведения растущего человека происходит не путем усвоения некоторых предписаний, а в результате переживания событий, оставляющих на долгое время негасимый свет в сознании ребенка, приводящих к появлению патриотических мотивов и принципов поведения у воспитанника. Отсюда вывод: патриотическое воспитание выстраивается в логике не мероприятий, а событий – волнующих, удивляющих, запоминающихся. Что может вызвать такое переживание? Например, какой-то удивляющий факт. Расскажите, например, старшеклассникам про такой эпизод Сталинградской битвы. В октябре 1942-го во время не прекращающихся ни на миг ожесточенных боев за Тракторный завод наступавшие в одном из цехов немцы вдруг выбросили белый флаг. Белый флаг со стороны наступающих? Непонятно. Комроты приказал прекратить огонь. С немецкой стороны появилась группа с белым флагом и с какими-то коробками в руках. Комроты вышел им навстречу. Офицер, возглавлявший немецкую группу, на плохом русском языке обратился с неожиданной просьбой: остановить сражение и сделать передышку. Пусть русские солдаты возьмут находившиеся в коробках коньяк, шоколад и проч., отдохнут и дадут хоть пару часов поспать. «Немцы, – сказал он, – культурные люди… Европейцы… Никто так не воюет, как русские, – днем и ночью… Нужен хоть небольшой отдых!» Выслушав эту нелепую тираду, комроты сказал: «Заберите ваши «подарки» и убирайтесь, пока живы!.. Не будет вам отдыха на нашей земле!» Как только «парламентарии» скрылись из виду со своим белым флагом, наши бойцы открыли огонь… Маленький, даже немного забавный эпизод. Но насколько он ярко рисует картину войны и героизм наших солдат, с которыми во все времена любому противнику воевать было «неудобно». 2. Из педагогики и психологии известно, что каждое качество человека формируется в адекватной его природе деятельности, задача педагога – включить воспитанника в такую личностно развивающую деятельность, в которой он будет обретать патриотический опыт. Возникает вопрос: есть ли такая специальная деятельность, которая формирует патриота, подобно тому, как упражнения по математике развивают математические способности, а занятия искусством – художественные?.. Нет. Такой специальной деятельности нет. И прежде всего потому, что «патриотической» может быть любая деятельность, если она для того, кто ее выполняет, наполнена патриотическим смыслом! Пример – деятельность участников Всероссийского социально ориентированного проекта «Моя страна – моя Россия!», в рамках которого молодые люди делают тысячи полезных для своих территорий дел! Вот вам пример патриотической деятельности! Побудите своих подопечных участвовать в такого рода проектах

Просмотр содержимого документа
«Сериков В.В. Лекция 2. Страна: патриотизм»

Патриотизм как цель воспитания. Патриотизм – многозначное понятие, обозначающее и нравственную ценность, и социальное качество человека, и образ жизни людей, и одно из самых сильных чувств человека. Настолько сильное, что ведет его на подвиг. В сегодняшней России патриотизм является главной национальной идеей. К признакам патриотизма как сложного личностного качества можно отнести: 1) системные знания об истории, географии, культуре страны, о ее «пассионариях» – выдающихся личностях и героях, которые принесли славу стране, создали ее имидж в глазах человечества; 2) эмоционально-чувственное восприятие Родины, ее культурных традиций, родного языка, запечатленный в сознании образ родного края («малой родины»), идентификация себя со своим народом, сопричастность к его бедам и свершениям; 3) опыт творческой деятельности, направляемой мотивом служения Родине, потребностью внести свой вклад в развитие ее успешности и благосостояния; 4) способность противостоять пропаганде, фейкам и действиям, порочащим страну, ее ценности, традиции, органы власти, силовые структуры; 5) владение собой в критических ситуациях, готовность включиться в выполнение программ и реализацию стратегий, выдвигаемых руководством страны, критически оценивать и воспитывать самого себя как будущего гражданина страны. Условия развития патриотизма. Как и почему человек становится патриотом? Какие условия необходимо создать для этого? Чтобы понять истоки патриотизма, необходимо обратиться к этническому, природному и культурному окружению, в котором человек пребывает с раннего детства, к географическим корням и менталитету окружающего его социума, к особенностям семьи, в которой с первых же дней его жизни формируется ценностное отношение к миру и к Отечеству. Патриотизм в сознании человека не возникает спонтанно, не является врожденным свойством. В ребенке вообще ничего не образуется помимо взрослых, их образа жизни и образцов поведения, целенаправленной работы с ним. Обращаясь к психолого-педагогическим условиям становления патриотического сознания ребенка, необходимо принять во внимание следующее: 2 1. Становление патриотического чувства как движущей силы поведения растущего человека происходит не путем усвоения некоторых предписаний, а в результате переживания событий, оставляющих на долгое время негасимый свет в сознании ребенка, приводящих к появлению патриотических мотивов и принципов поведения у воспитанника. Отсюда вывод: патриотическое воспитание выстраивается в логике не мероприятий, а событий – волнующих, удивляющих, запоминающихся. Что может вызвать такое переживание? Например, какой-то удивляющий факт. Расскажите, например, старшеклассникам про такой эпизод Сталинградской битвы. В октябре 1942-го во время не прекращающихся ни на миг ожесточенных боев за Тракторный завод наступавшие в одном из цехов немцы вдруг выбросили белый флаг. Белый флаг со стороны наступающих? Непонятно. Комроты приказал прекратить огонь. С немецкой стороны появилась группа с белым флагом и с какими-то коробками в руках. Комроты вышел им навстречу. Офицер, возглавлявший немецкую группу, на плохом русском языке обратился с неожиданной просьбой: остановить сражение и сделать передышку. Пусть русские солдаты возьмут находившиеся в коробках коньяк, шоколад и проч., отдохнут и дадут хоть пару часов поспать. «Немцы, – сказал он, – культурные люди… Европейцы… Никто так не воюет, как русские, – днем и ночью… Нужен хоть небольшой отдых!» Выслушав эту нелепую тираду, комроты сказал: «Заберите ваши «подарки» и убирайтесь, пока живы!.. Не будет вам отдыха на нашей земле!» Как только «парламентарии» скрылись из виду со своим белым флагом, наши бойцы открыли огонь… Маленький, даже немного забавный эпизод. Но насколько он ярко рисует картину войны и героизм наших солдат, с которыми во все времена любому противнику воевать было «неудобно». 2. Из педагогики и психологии известно, что каждое качество человека формируется в адекватной его природе деятельности, задача педагога – включить воспитанника в такую личностно развивающую деятельность, в которой он будет обретать патриотический опыт. Возникает вопрос: есть ли такая специальная деятельность, которая формирует патриота, подобно тому, как упражнения по математике развивают математические способности, а занятия искусством – художественные?.. Нет. Такой специальной деятельности нет. И прежде всего потому, что «патриотической» может быть любая деятельность, если она для того, кто ее выполняет, наполнена патриотическим смыслом! Пример – деятельность участников Всероссийского социально ориентированного проекта «Моя страна – моя Россия!», в рамках которого молодые люди делают тысячи полезных для своих территорий дел! Вот вам пример патриотической деятельности! Побудите своих подопечных участвовать в такого рода проектах


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!