СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сестринская этика и деонтология. Понятие о биоэтике

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лекционный материал по междисциплинарному курсу "Теория и практика сестринского дела" для студентов сестринских групп.

Просмотр содержимого документа
«Сестринская этика и деонтология. Понятие о биоэтике»

ЛЕКЦИЯ


СЕСТРИНСКАЯ ЭТИКА И ДЕОНТОЛОГИЯ. ПОНЯТИЕ О БИОЭТИКЕ


Преподаватель: Т.Г. Лихацкая, ГБПОУ КК «Камчатский медицинский колледж»

МДК 04. (05/ 07). 01 «Теория и практика сестринского дела»

ПМ. 04 (05,07) «Выполнение работ по профессии Младшая медсестра по уходу за больными»

Цели занятия

I.Учебная:

  • изучить морально-этические нормы, правила и принципы профессионального сестринского поведения;

Студенты должны ЗНАТЬ:

  • морально-этические нормы, правила и принципы профессионального сестринского поведения;

  • этические основы современного медицинского законодательства;

  • права пациента и медицинской сестры;

  • понятия «биоэтика», «биомедицинская этика», «медицинская тайна»;

  • принципы и модели биоэтики;

  • Этический Кодекс медицинских сестёр России

Студенты должны УМЕТЬ:

  • конспектировать излагаемый материал;

  • выделять главное.

II.Воспитательная:

  • воспитывать в студентах гуманное отношение к пациентам, уважение прав пациентов и участников лечебного процесса;

  • формировать неотъемлемые человеческие качества: честность, порядочность, отзывчивость, достоинство, доброту.

После изучения материала лекции студент должен иметь представление:

• об этических принципах медицины;

• о медицинской деонтологии;

• об морально-этических нормах, правилах и принципах

профессионального сестринского поведения;

• о понятиях «биоэтика», «биомедицинская этика», «медицинская тайна»;

• о принципах и моделях биоэтики;

  • об этических основах современного медицинского законодательств

Теоретическое занятие дает возможность для формирования профессиональных (ПК) и общих компетенций (ОК) студентов

ПК – профессиональные компетенции

Код Наименование результата обучения

ПК 4.3. Участвовать в организации безопасной среды для пациента и медицинского персонала

ПК 4.5. Соблюдение правила медицинской этики

ПК 4.7. Решать проблемы пациента посредством сестринского ухода

ПК 4.8. Проводить обучение пациента самоуходу.

ОК – общие компетенции

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и

личностного развития

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации

Литература для студентов основная:

1. Обуховец Т.П. и др. Основы сестринского дела: учебник для ССУЗ. - Ростов н/Д: «Феникс», 2020/21

Литература для студентов дополнительная:

1. Аббясов И.Х. Основы сестринского дела: учебник для ССУЗ /под ред. С.И. Двойникова. - М.: ИЦ «Академия», 2021

2. Мухина С.А., Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019


План занятия (хронокарта)

Этап занятия

Рекомендации для студентов

Примечания/

время

Организационный момент

Подготовьтесь к изучению лекции, подготовьте дневник для записи тезисов лекции

1 мин.

Подготовительный момент

Ознакомьтесь с учебно-методической картой занятия. Обратите внимания на профессиональные и общие компетенции, которые формируются при изучении лекционного занятия №6

5 мин

Актуализация знаний

Ознакомьтесь с контрольными вопросами и глоссарием к теме

4 мин

Изучение нового материала

Внимательно прочитайте лекцию. Сделайте краткий конспект. Выпишите все термины из глоссария (перед тезисами лекции)

70 мин

Актуализация знаний

Прочитайте еще раз вопросы и ответьте на них устно

10

Презентация для актуализации материала

Познакомьтесь с презентацией преподавателя

15 мин

Домашняя работа - работа с учебником

Изучение нового материала

Обуховец Т.П. и др. УМП Основы сестринского дела, стр. 53-64

40 мин

Закрепление нового материала – контроль знаний

Ответьте на вопросы тестового контроля.

Тест содержит 20 вопросов

Ориентировочное время выполнения одного задания 1 мин.

Критерии оценки:

«отлично» - 90 – 100% правильных ответов

«хорошо» - 80 – 89% правильных ответов «удовлетворительно» - 70 – 79% правильных ответов «неудовлетворительно» - от 69% и ниже


20 – 30 минут


Лекционный материал на время выполнения контрольных заданий будет закрыт.

Ответ на вопросы является допуском к следующей лекции

Выставление отметок

После решения теста Вы сразу получите результат

Оценка за освоения теоретического материала лекции будет стоять в электронном журнале

Тема следующего занятия

Познакомьтесь с темой следующей лекции «Общение в сестринском деле»



ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

  1. Дать определение этики.

  2. Дать определение морали.

  3. Дать определение медицинской этики.

  4. Дать определение деонтологии.

  5. Какие проблемы изучаются медицинской этикой и деонтологией?

  6. Дать определение понятию «моральный долг», «профессиональный долг».

  7. Что входит в понятие «медицинский этикет»?

  8. Что входит в понятие «внешняя культура», «внутренняя культура».

  9. Дать определение понятию «ятрогения».

  10. В каких случаях информация о пациенте может стать доступной третьим лицам?

  11. Дать определение понятию «Биоэтика».

  12. Что является важной категорией биоэтики?

  13. Назвать основополагающие принципы биомедицинской этики.

  14. Перечислить основные спорные вопросы биоэтики

  15. Виды юридической ответственности за нарушение биомедицинской этики.


ГЛОССАРИЙ


Аспект - от латинского aspectus – вид, точка зрения, с которой рассматривается предмет, явление, понятие

Биоэтика – наука о законах, принципах и правах регулирования профессионального поведения медицинских работников в условиях использования новых медицинских технологий

Деонтология – наука о должном профессиональном поведении

Генная инженерия – методы генетики, связанные с целенаправленным конструированием новых, не существующих в природе сочетаний генов.

Мораль (от лат. обычаи, нравы) – нравственность, один из основных способов регуляции поведения человека; особая форма общественного сознания и вид общественных отношений

Моральный долг - это оказание медицинской помощи вне зависимости от социального положения, вероисповедания и так далее

Категория - 1) наиболее общее понятие, выражающее существенные свойства и отношения явлений действи­тельности; 2) группа лиц, предметов, явлений, объединенных общностью каких-нибудь признаков

Культура - уровень развития чего-нибудь, степень соответствия образцам

Принцип - 1) основное исходное положение какой-нибудь теории, учения, науки, руководящее положение, установка в какой-нибудь деятельности;

2) убеждение, взгляд на вещи

Профессиональный долг - никогда, ни при каких обстоятельствах не совершать действий, вредных для физического и психического состояния людей

Репродукция – воспроизведение

Трансплантация – замещение, пересадка органов или тканей

Сестрогения - влияние медсестры на пациента

Эвтаназия – намеренное ускорение смерти или умерщвление неизлечимого больного с целью прекращения его страданий

Эмпатия (от английского empathy - вчувствование) – способность войти в мир другого человека, глубокое сопереживание (но вовремя из него выйти, иначе самой медсестре потребуется помощь)

Этика (от греч. ethos – обычай, нрав, правила) - наука/учение о морали

Ятрогения – патология, которая возникает в результате неблагоприятного влияния медицинских работников на психику пациента



ТЕЗИСЫ ЛЕКЦИИ


Людей всегда волновали вопросы этики и морали, особенно остро эти вопросы стояли перед медицинскими работниками: как должен вести себя медик, его отношение к больным, взаимоотношение с родственниками, с коллегами и т.п.

Этические принципы медицины впервые сформулированы несколько тысячелетий назад и являются достаточно устойчивыми. В знаменитой «Клятве» Гиппократа, которого считают «отцом медицинской этики», эти этические нормы обозначены четко, в том числе и основной принцип медицины: прежде всего, не навреди!

Медицинская этика напрямую связана с деонтологией.

Деонтология (от греч. deontos – должное, надлежащее, и logos – учение) – учение о должном поведении.

Понятие медицинская деонтология было введено в начале прошлого столетия английским философии Иеронимом (Джерми) Бентамом.

Большое влияние на становление медицинской этики и деонтологии оказали отечественные ученые: М. Мудров, Н. Пирогов, С. Боткин,

В. Бехтерев.

Официальное применение этого термина в России связано с именем хирурга – онколога Николая Петрова (30-е годы XX века).

Сестринская деонтология – наука о долге, ответственности перед пациентом и обществом, о профессиональном поведении медицинской сестры, направленном на повышение качества лечения и ухода, является часть сестринской этики.

Долг и ответственность.

Долг, ответственность, честь - основные понятия, как этики, так и

деонтологии. В этике эти проблемы рассматриваются с точки зрения морально-нравственных отношений. В деонтологии - в аспекте должностных (профессиональных) обязанностей.

ГЛАВНЫЙ ЭТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП - НЕ ВРЕДИ!

Долг медработника предусматривает квалифицированное и беззаветное выполнение каждым медицинским работником своих профессиональных обязанностей, предусмотренных нормами морально-этического и правового регулирования медицинской деятельности, другими словами, долг медработника:

1) моральный долг - это оказание медицинской помощи вне зависимости от социального положения, вероисповедания и так далее;

2) профессиональный долг - никогда, ни при каких обстоятельствах не совершать действий, вредных для физического и психического состояния людей.

Медицинской сестре надо помнить, что причинить вред она может не только некомпетентными действиями, но и словами («слово лечит, но слово и ранит»).

Каждое слово медицинского работника должно быть направленно на благотворное психологическое воздействие, поднятие настроение, внушение ему уверенности в выздоровлении.

Все последствия отрицательного медицинского воздействия называются ятрогениями.

Обычно ятрогении возникают случайно, при неосторожном разговоре в присутствии пациента, а в ряде случаев – из-за некомпетентности, неумения общаться, низкого уровня медицинских знаний и умений.

Причина ятрогений часто связана с черствостью, недостаточной общей культурой медсестры, с безразличным отношением к исполнению своих обязанностей.

В медицинском коллективе существуют определенные правила поведения медицинского работника - медицинский этикет.

Он основан на соблюдении правил внешней и внутренней культуры поведения медработника.

Внешняя культура поведения:

1) внешний вид (одежда, косметика, прическа, обувь);

2) соблюдение внешний приличий: тон, которым говорят, исключение из речи бранных, грубых слов.

Внутренняя культура поведения:

1) отношение к профессии;

2) соблюдение трудовой дисциплины;

3) дружелюбие;

4) чувство коллегиальности;

5) соблюдение субординации

Субординация - система служебного подчинения младшего старшему, основанная на правилах служебной дисциплины.

Нужно помнить, что интриги, грубость ведут к разладу в коллективе, к делению его на группы, что, в конечном счете, значительно ухудшает работу лечебного учрежде­ния.

Медицинская сестра должна уметь владеть собой, научиться управлять своими эмоциями, воспитывать эмоциональную устойчивость.

Основными качествами, как внешней, так и внутренней культуры медицинской сестры являются:

  • Скромность;

  • Справедливость;

  • Ответственность;

  • Честность;

  • Заботливость;

  • Доброта.

Сестринская этика и деонтология

Принципы сестринской этики и деонтологии

Основные принципы сестринской этики и деонтологии сформулированы в программных документах: «Философия сестринского дела», «Этический кодекс медицинской сестры России», «Этический кодекс международного совета медсестры», «Хартия медицинских сестер России» и др.

  1. Принцип гуманности – рассматривает человека как наивысшую ценность, поощряя его творческое и моральное развитие.

  2. Принцип милосердия (творить добро) – включает в себя добрые отношения к другим, отзывчивость к тем, кто в беде.

  3. Принцип исключения должностных преступлений (не навреди) – обязывает медицинских работников защищать других от опасности, снимать боль и страдания в меру своей компетенции.

  4. Принцип правдивости – составляет основу открытых взаимоотношений между пациентом и ЛПУ, выполнение обязательств медиками и ЛПУ.

  5. Принцип справедливости - беспристрастность, уважение человеческого равенства и справедливое распределение средств лечения.

  6. Принцип информированного согласия (входит в коллегиальную модель отношений между медиками и пациентом – конец 20 века) – взаимоотношения строятся по типу отношения коллег друг к другу. Проблемы обследования и лечения врач решает не автономно, а советуясь с пациентом, получая его согласие.

Одним из принципов модели информированного согласия является требование сообщать больному правдивую информацию о диагнозе, лечении, прогнозе болезни, даже возможном трагическом исходе.

Например, ст. № 31 в «Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан» гласит: «Каждый гражданин имеет право в доступной для него форме получить имеющуюся информацию о состоянии своего здоровья, включая сведения о результатах обследования, наличие заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ним риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях …». Статья 32 «Основ» носит название «Согласие на медицинское вмешательство», в ней говорится: «Необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является информированное добровольное согласие гражданина».

Необходимо различать информацию, которая находится в рамках врачебной либо сестринской компетенции.

Обязанность хранить медицинскую тайну (статья №49)

Медсестра имеет право передать конфиденциальную информацию без согласия пациента только в случаях, предусмотренных законом, а именно:

  • в целях обследования и лечения пациента, не способного из-за своего состояния выразить свою волю;

  • при угрозе распространения инфекционного заболевания;

по запросу органов дознания, следствия, прокуратуры и суда (при судебном разбирательстве);

  • в случаях оказания помощи несовершеннолетним (до 15 лет) (после 15 лет медицинская тайна для родителей);

При всех этих условиях необходимо предупредить об этом пациента.


Этический кодекс медицинских сестер РФ – основной стандарт поведения медсестры

Принят в апреле 1997 г. на IV Всероссийской конференции по СД, составлен с учетом основных международных документов по медицинской этике:

1.Европейского кодекса по медицинской этике.

2. Декларации о политике в области прав пациента.

3. Этического кодекса МС СССР (издан в 1973 г.)

Новая редакция Кодекса с дополнениями и изменениями была принята в 2010 году.

Понятие о биоэтике

Во второй половине XX века в медицине произошли качественные изменения в связи с развитием высоких технологий, что привело к большим достижениям в биологии и генетике. Медицина поднялась на более высокий уровень, ее нужды стали обслуживать современные технические науки, такие точные науки как математика, физика, химия и т.д.

Поэтому в 60-е годы XX в. возникла необходимость в новом осмыслении этических и правовых вопросов, связанных с жизнью человека в частности, и всего человечества в целом.

Термин «биоэтика» предложил американский биолог Ван Р. Поттер в 1969 году (от греч. bios – жизнь; дословно – этика жизни).

Биоэтика представляет собой междисциплинарную область знаний, в формировании которой участвуют медики, биологи, юристы, социологи, философы и представители других профессий.

Биоэтика изучает условия, при которых возможно сохранение жизни на Земле.

Биоэтика – это современная наука о выживании человечества как вида и одновременно система этических норм для здоровой устойчивой цивилизации будущего (В.Р. Поттер).

Биоэтика изучает этические аспекты проблемных ситуаций в современном мире, позволяя системно анализировать проблему в междисциплинарном, социокультурном контексте, развивая воображение, практические навыки, моральную ответственность за принимаемые этические решения, чувство эмпатии и сострадания к людям, животным, природе.

Принципы биоэтики представляют собой результат синтеза объективных знаний и универсальных духовных ценностей человеческой культуры; при этом человек выступает целью, а не средством развития науки и общества.

Важнейшей частью биоэтики остается биомедицинская этика.


Принципы биоэтики

Принципы биоэтики (биомедицинской этики) сформулированы группой американских ученых в 1994году:

  • принцип уважения автономии пациента и его человеческого достоинства;

  • принцип непричинения зла – «не навреди!»;

  • принцип благодеяния;

  • принцип справедливости.

Из названных принципов вытекают требования правдивости, приватности, конфиденциальности, верности и информированного согласия.

Сравните с принципами сестринской этики и деонтологии!

Сегодня биомедицинская этика существует в четырех моделях, которые сложились в разные исторические периоды.

    1. Модель Гиппократа (“не навреди”).

Принципы врачевания, заложенные “отцом медицины” Гиппократом (460 – 377 гг. до н.э.), лежат у истоков врачебной этики как таковой. В своей знаменитой “Клятве” Гиппократ сформулировал обязанности врача перед пациентом.

Несмотря на то, что с тех пор прошли многие века, “Клятва” не потеряла своей актуальности, более того, она стала эталоном построения многих этические документов. Например, Клятва российского врача, утвержденная 4-ой Конференцией Ассоциации врачей России, содержит близкие по духу и даже по формулировке принципы.

    1. Модель Парацельса (“делай добро”).

Другая модель врачебной этики сложилась в Средние века. Наиболее четко ее принципы были изложены Парацельсом (1493 – 1541 гг.). В отличие от модели Гиппократа, когда врач завоевывает социальное доверие пациента, в модели Парацельса основное значение приобретает патернализм - эмоциональный и духовный контакт врача с пациентом, на основе которого и строится весь лечебный процесс.

В духе того времени отношения врача и пациента подобны отношениям духовного наставника и послушника, так как понятие pater

(лат. - «отец») в христианстве распространяется и на Бога. Вся сущность отношений врача и пациента определяется благодеянием врача, благо в свою очередь имеет божественное происхождение, ибо всякое Благо исходит свыше, от Бога.

    1. Деонтологическая модель (принцип “соблюдения долга”).

В основе данной модели лежит принцип “соблюдения долга”. Она базируется на строжайшем выполнении предписаний морального порядка, соблюдение некоторого набора правил, устанавливаемых медицинским сообществом, социумом, а также собственным разумом и волей врача для обязательного исполнения. Для каждой врачебной специальности существует свой “кодекс чести”, несоблюдение которого чревато дисциплинарными взысканиями или даже исключением из врачебного сословия.

    1. Биоэтика (принцип “уважения прав и достоинства человека”).

Современная медицина, биология, генетика и соответствующие биомедицинские технологии вплотную подошли к проблеме прогнозирования и управления наследственностью, проблеме жизни и смерти организма, контроля функций человеческого организма на тканевом, клеточном и субклеточном уровне. Некоторые проблемы, стоящие перед современным обществом, были упомянуты в самом начале данной работы. Поэтому как никогда остро стоит вопрос соблюдения прав и свобод пациента как личности, соблюдение прав пациента (право выбора, право на информацию и др.) возложено на этические комитеты, которые фактически сделали биоэтику общественным институтом.

Модели взаимоотношений медицинского работника и пациента в биоэтике

Учитывая право человека на охрану здоровья, исторически сложившиеся модели моральных отношений “врач – пациент” и состояние современного общества, можно сформулировать следующие четыре синтетические модели отношений между врачом и пациентом, в основе которых лежит оценка степени активности пациента при оказании помощи и ухода (предложил американский врач Роберт Вич).

  • Патерналистическая модель предполагает относиться к пациентам так, как родители относятся к детям, самим определять. Что является благом для пациента.

  • Инженерная модель отрицает межличностный аспект и применима при некоторых исследованиях пациентов, находящихся в бессознательном состоянии.

  • Коллегиальная модель предполагает партнерские отношения между пациентом, его родственниками и медицинскими работниками.

  • Контактная (информационная) модель основана на активном информировании пациента о состоянии его здоровья, строить взаимоотношения на основе знаний, умений, уважении прав друг друга. Здесь пациент сам решает, что является благом для него (например, отказ от операции). Задача врача решить эту проблему для достижения главной цели – здоровья пациента.

Основные вопросы биоэтики

  • Новые репродуктивные технологии (ЭКО – экстракорпоральное оплодотворение, суррогатное материнство, стерилизация, аборты, контрацепция, клонирование и т.д.).

  • Смерть и умирание (аутопсия, смерть мозга, проблемы эвтаназии).

  • Трансплантация органов и тканей (донорство крови, пересадка органов от живого донора, от трупа, от животного; клонирование тканей и органов для пересадки)

  • Геномика, применение генномодифицированных продуктов.

  • Проблемы ВИЧ – инфекции и СПИДа.

  • Забота об инвалидах и психически больных.

  • Проблемы отказа от лечения.

  • Моральные и юридические права медиков и пациентов.

  • Охрана медработниками частной жизни пациентов (в том числе, сохранение медицинской тайны) и т.д.

Необходимо отметить, что в биоэтике многие проблемы основаны на конфликте прав: право на отказ от лечения, право на эвтаназию, право женщины на аборт и право плода на жизнь и т.д.

Рассмотрим некоторые трудно решаемые этические и правовые проблемы.

Больше всего споров в современной биомедицинской этике вызывают вопросы, связанные с рождением и умиранием. Медицинские вмешательства, направленные, с одной стороны, на лечение бесплодия, а с другой – на предупреждения зачатия и прерывание беременности, сопряжены со многими философскими, религиозными, этическими, правовыми и другими проблемами, большая часть которых не имеет однозначного решения.

- ЭКО и ПЭ – «оплодотворения в пробирке» в России применяют с 80-х годов XX в. (донорская сперма, оплата донорам, тайна донорства, религиозный аспект, оставшиеся оплодотворенные эмбрионы, вынашивание эмбриона, введенного искусственно суррогатной матерью и т.п.). С1993 года в РФ разрешена добровольная стерилизация мужчин и женщин.

- Клонирование - повторение искусственным образом с помощью биогенных и медицинских технологий феномена однояйцовых близнецов.

Различают репродуктивное и терапевтическое клонирование. При репродуктивном клонировании рождается точная генетическая копия, при терапевтическом – клеточный материал зародыща используется на разных стадияхразвития в медицинских целях.

- Эвтаназия (от греч. – эу – легко, танатос – смерть; легкая, хорошая смерть).

В современном понимании данный термин означает сознательное действие или отказ от действий, приводящие к скорой и безболезненной (не всегда) смерти безнадежно больного человека, с целью прекращения не купируемой боли и страданий.

На практике применяется достаточно четкая классификация эвтаназии.

  1. Собственно эвтаназия случаи активного участия врача в смерти пациента. Это, собственно, производимое врачом убийство больного с информированного согласия последнего;

  2. Ассистируемый врачом суицид, когда врач приготовляет смертельное лекарство, которое больной вводит себе сам. (Джек Кеворкян - «доктор – смерть»; с 1990 по 1997 г.)

Также различают активную и пассивную эвтаназию.

Пассивная эвтаназия – прекращение действий, поддерживающих жизнь, например отключения от аппаратов искусственно поддерживающих жизнь у пациента в коме. Пассивная эвтаназия осуждаема ВОЗ, но применяется во многих странах мира при согласии самого пациента или родственников недееспособного пациента.

Трансплантология органов и тканей (донорство крови, вопросы пересадки органов от живого донора, от трупа и от животного).

Над этой проблемой работали многие русские ученые (Пирогов первым применил эфирный наркотик, Штраух и Фейгин установил возможность трансплантации роговицы; Вороной - первая в мире трансплантация почки; Шумаков – трансплантация сердца, Воронов – пересадка семенников животного человеку, Брюхненко – создал первый в мире аппарат ИВЛ).

В России первая успешная пересадка почки была произведена в 1965 году, сердца – в 1986, печени – 1990. 1 августа 2006 года произведена уникальная операция по пересадке легких.

Сегодня трансплантация мозга находится в стадии эксперимента и изучена пока недостаточно.

За нарушение основных биоэтических принципов, связанных с правами пациента медицинский работник может нести различные виды юридической ответственности:

- дисциплинарная;

- административная;

- уголовная;

- гражданская.

Например, дисциплинарная ответственность наступает за уклонение от своих профессиональных обязанностей, уголовная – за разглашение конфиденциальной информации, нарушения санитарно-эпидемиологических правил, за незаконное производство абортов (ст. 123), неоказание помощи (ст. 124), оставление пациента в опасности (ст. 125) и т.д.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!