СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сестринские технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Термин «профилактика» происходит от позднегреческого προφυλακτικός (предохранительный). В современном понимании термин «профилактика» - комплекс различного плана мероприятий, направленных на устранение факторов риска и предупреждение развития неблагоприятных процессов.

Профилактическая медицина - составная часть медицинской науки и практики. Основная цель профилактической медицины - разработка и внедрение технологий сохранения здоровья человека и предупреждения развития заболеваний и патологических состояний, а также предупреждение развития обострений и осложнений в условиях уже развившихся  заболеваний и патологических состояний.

ВОЗ дает следующее определение: здоровье - «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов» (Устав ВОЗ, 1946), т.е. здоровье - состояние, позволяющее индивидууму жить полноценно, испытывая душевное, физическое и социальное благополучие.

Просмотр содержимого документа
«Сестринские технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья»

ГАПОУ НСО «Барабинский медицинский колледж»









Опорный конспект

Тема 2.5

«Сестринские технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья»












Выполнила преподаватель

клинических дисциплин

Якобчук. И.Б.























Барабинск-2019

План
  1. Профилактическая медицина

  2. Концепция охраны и укрепления здоровья

  3. Сестринские технологии в профилактической медицине

  4. Санитарное просвещение и гигиеническое воспитание населения

  5. Программы укрепления здоровья и профилактики заболеваний

  6. Список использованных источников





Профилактическая медицина


Термин «профилактика» происходит от позднегреческого προφυλακτικός (предохранительный). В современном понимании термин «профилактика» - комплекс различного плана мероприятий, направленных на устранение факторов риска и предупреждение развития неблагоприятных процессов.

Профилактическая медицина - составная часть медицинской науки и практики. Основная цель профилактической медицины - разработка и внедрение технологий сохранения здоровья человека и предупреждения развития заболеваний и патологических состояний, а также предупреждение развития обострений и осложнений в условиях уже развившихся заболеваний и патологических состояний.

ВОЗ дает следующее определение: здоровье - «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов» (Устав ВОЗ, 1946), т.е. здоровье - состояние, позволяющее индивидууму жить полноценно, испытывая душевное, физическое и социальное благополучие.

В соответствии с решаемыми задачами выделяют профилактику первичную, вторичную и третичную.

Первичная профилактика - комплекс мероприятий, направленных на выявление факторов риска у здоровых людей и предупреждение развития заболеваний и патологических состояний.

Факторы риска влияют на здоровье отрицательно, способствуя возникновению и развитию болезней; из них выделяют следующие:

—негативно влияющие на представителей общественной группы (население в целом, производственный или детский организованный коллектив, семья) и способные вызвать подъем заболеваемости;

—влияющие на конкретного человека и его здоровье.

Так, по данным ВОЗ, в 2012 г. порядка 7 млн человек умерли из-за загрязнения воздуха (каждый восьмой из общего числа умерших). Этот показатель подтверждает, что в настоящее время загрязнение воздуха - самый крупный в мире экологический риск для здоровья.

Различают факторы риска первичные и вторичные. Первичные факторы риска - явления (процессы), отрицательно влияющие на здоровье: неправильный образ жизни, загрязнение окружающей среды, отягощенная наследственность, неудовлетворительная работа службы здравоохранения и т.д. .

Выявляют факторы риска следующими методами:

—экологический контроль;

—санитарно-гигиенический контроль;

—профилактические медицинские осмотры;

—диспансеризация;

—статистический анализ;

—социологические исследования.

Основные меры профилактики в борьбе с факторами риска, обусловленными образом жизни конкретного человека, - гигиеническое воспитание и санитарное просвещение.

Анализ количественных и качественных показателей факторов риска, действующих на все население или членов определенной общественной группы, входит в компетенцию таких федеральных структур, как Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

Вторичные факторы риска - заболевания, отягощающие течение других болезней и патологических состояний (прежде всего сахарный диабет, атеросклероз, артериальная гипертензия, ожирение), удельный вес которых в современном мире растет.

Рис. 1.1. Первичные факторы риска


- Меры по формированию здорового образа жизни (ЗОЖ), в том числе:

■ создание информационно-пропагандистской системы знаний о негативном влиянии факторов риска на здоровье человека, доступной всем категориям населения;

■ обучение навыкам здорового образа жизни;

■ меры по снижению распространенности курения, потребления табачных изделий и спиртных напитков, профилактика потребления наркотических веществ и средств;

■ привлечение населения к занятиям физической культурой.

- Меры по предупреждению развития профессионально-обусловленных заболеваний и травм, несчастных случаев, инвалидизации и смертности от неестественных причин, дорожно-транспортного травматизма и др.:

■ проведение иммунопрофилактики различных групп населения;

■ оздоровление лиц и групп населения, находящихся под воздействием неблагоприятных для здоровья факторов.

Для выявления лиц, испытывающих неблагоприятное действие факторов риска, формирования контингента и с целью проведения профилактической работы организуют регулярные целевые профилактические медицинские осмотры.

Известны следующие виды профилактических медицинских осмотров:

- при приеме на работу или поступлении в учебное заведение;

- при приписке и призыве на воинскую службу;

- для экспертизы допуска к профессии, связанной с воздействием вредных и опасных производственных факторов либо с повышенной опасностью для окружающих;

- для раннего выявления социально значимых заболеваний, таких как онкологические, сердечно-сосудистые, туберкулез и др.;

- осмотры профессиональных групп (декретированных контингентов), работников общественного питания, торговли, детских учреждений и т.д.) с целью предупреждения распространения ряда заболеваний.

Вторичная профилактика- комплекс медицинских, социальных, санитарно-гигиенических и психологических мер, направленных на раннее выявление заболеваний, предупреждение обострений, осложнений и хронизации патологического процесса, а также инвалидизации и преждевременной смертности.

Вторичная профилактика включает:

- целевое санитарно-гигиеническое воспитание, обучение пациентов и членов их семей знаниям и умениям, связанным с конкретным заболеванием или группой заболеваний;

- проведение диспансерных медицинских осмотров с целью оценки динамики состояния здоровья и развития заболеваний, а также назначения соответствующих оздоровительных и лечебных мероприятий;

- проведение курсов профилактического лечения и целевого оздоровления, в том числе лечебного питания, лечебной физкультуры, медицинского массажа, санаторно-курортного лечения;

- формирование у пациента и членов его семьи адекватного восприятия изменившихся возможностей и потребностей организма пациента.

Третичная профилактика- реабилитация (восстановление здоровья), включающая комплекс медицинских, психологических, педагогических, социальных мероприятий, направленных на устранение или компенсацию ограничений жизнедеятельности, создание условий для оптимального обеспечения жизнедеятельности больных и инвалидов.

Таким образом, цель и содержаниепрофилактических мероприятий зависят от состояния здоровья пациента, наличия у него факторов риска развития заболевания или уже развившихся болезни, осложнений, нарушений функций органов и систем.

Таблица 1. .Виды профилактики


Вид профилактики

Объект воздействия

Особенности ситуации

Цель

Основные направления воздействия

Первичная

Здоровый человек

Потенциальные или существующие факторы риска

Сохранение здоровья путем устранения факторов риска, приводящих к различным заболеваниям

Нормализация условий, окружающей среды. Мероприятия, направленные на повышение иммунитета (вакцинопрофилактика, программы оздоровления и др.). Обучение навыкам здорового образа жизни

Вторичная

Больной и\или здоровый человек

Начальная стадия заболевания и/или факторы риска

Достижение максимально возможных результатов лечения благодаря раннему выявлению заболевания

Раннее начало лечения заболевания. Борьба с факторами риска

Третичная

Больной человек

Хроническое заболевание

Профилактика неблагоприятного развития заболеваний: • частых рецидивов; • осложнений течения заболевания; • инвалидизации; • ранней смерти

Лечение заболевания. Борьба с факторами риска. Проведение реабилитационных мероприятий

По направленности проведения профилактических мероприятий медицинская профилактика может характеризоваться как:

индивидуальная: профилактическая работа с отдельными пациентами;

групповая :работа с группами лиц со сходными проблемами, факторами риска, симптомами или заболеваниями (целевые группы);

 популяционная( массовая): профилактические мероприятия с большими группами населения или с населением в целом. Популяционный уровень профилактики включает реализацию программ здравоохранения муниципального, регионального или федерального уровня, а также проведение массовых кампаний, направленных на укрепление здоровья и профилактику заболеваний: вакцинация против гриппа, «День здорового сердца», «День здорового ребенка» и т.д.

Профилактическая работа всегда строится по плану. Обязательно формулируются цель и ожидаемый результат профилактической работы, обозначаются направления работы, планируется комплекс мероприятий по достижению целей (в соответствии с направлениями работы), назначаются ответственные лица.

Для общественно значимых проблем разрабатывают и внедряют профилактические программы. Каждая из них - систематизированное изложение основных целей, задач, направлений деятельности по профилактике заболеваемости, сохранению и укреплению здоровья. Профилактические программы могут быть общими или целевыми, включают обоснование и перечень мероприятий по реализации по-

ставленных задач, сроки и условия реализации, исполнителей, ресурсную потребность, ожидаемый результат, а также системы управления, контроля и оценки.

Концепция охраны и укрепления здоровья

Законодательство РФ называет здоровье одним из основополагающих прав человека. Конституция РФ (основной закон РФ) - регламентирует право граждан России на охрану здоровья и медицинскую помощь (статья 41). При этом «здоровье - природная база профессионального долголетия, которая напрямую зависит от соответствия культуры образа жизни требованиям профессии»(Концепция охраны здоровья здоровых ОБ).

Важнейший закон РФ - Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» - прописывает права и обязанности граждан РФ в области охраны здоровья.

- Статья 18. Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи.

- Статья 27. Граждане обязаны заботиться о сохранении своего здоровья; в случаях, предусмотренных законодательством РФ, обязаны проходить медицинские осмотры; граждане, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в случаях, предусмотренных законодательством РФ, обязаны проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний.

- Статья 12 провозглашает приоритет профилактики в сфере охраны здоровья,который обеспечивается путем:

1) разработки и реализации программ формирования здорового образа жизни, в том числе программ снижения потребления алкоголя и табака, предупреждения и борьбы с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ;

2) осуществления санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

3) осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ними;

4) проведения профилактических осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения;

5) осуществления мероприятий по сохранению жизни и здоровья граждан в процессе их обучения и трудовой деятельности.

Критически низкий уровень популяционного здоровья в сочетании с низким уровнем культуры здоровья и потребительским отношением к здоровью в обществе послужили основанием для Концепции охраны здоровья здоровых в Российской Федерации(далее - Концепция) (приказ Минздрава РФ от 21.03.2003 г. № 113 ОБ). Действие Концепции направлено на все слои населения: детей, молодежь, работоспособное население, лиц пожилого и старческого возраста.

Основная проблема - воспитание у населениясамосознания ценности здоровья как фактора активного долголетия. Цель Концепции заключается в повышении ответственности индивидуума за собственное здоровье и изменении мотивации поведения. Основная задача при этом - информирование и обучение определенным навыкам поведения (табл. 1.2).

Таблица 2 .Содержание образовательных программ гигиенического воспитания в зависимости от возрастных рисков для здоровья и жизни

Возрастные группы

Риски для здоровья и жизни

Содержание образовательных программ гигиенического воспитания

Обеспечение здоровья новорожденных, детей младшего и школьного возраста

Основные причины смерти детей: • 1-го года жизни - врождённые аномалии; • старше 1 года - болезни органов дыхания (пневмонии), внешние причины. Высокий риск развития нарушений зрения, опорно-двигательного аппарата, ожирения

Обучение родителей уходу за детьми в различные возрастные периоды. Воспитание у детей гигиенических навыков, потребности в подвижных играх и физических упражнениях, навыков рационального питания. Закаливание. Профилактика нарушений зрения в детском возрасте (зрительная гимнастика, принцип подсчета времени работы с компьютером). Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, плоскостопие)

Здоровье молодежи

Ранняя беременность и роды (ежегодно рожают около 16 млн девушек в мире в возрасте от 15 до 19 лет). ВИЧ (в 2009 г. на долю молодых людей в возрасте от 15 до 24 лет приходилось 40% всех новых случаев ВИЧ-инфекции среди взрослого населения в мире). Проблемы в области психического здоровья (часто депрессия). Недостаточность питания или ожирение. Высокая смертность в результате межличностного насилия (примерно 430 молодых людей в возрасте от 10 до 29 лет в мире ежедневно). Высокая смертность в результате дорожно-транспортных травм (700 молодых людей в мире ежедневно)

Отношение к питанию, физкультуре, курению, алкоголю, наркотическим веществам. Формирование здорового образа жизни, общественного и сексуального поведения. Охрана репродуктивного здоровья

Укрепление здоровья работоспособного населения

Производственный травматизм. Хронические неинфекционные болезни (ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь, хронические заболевания бронхолегочной системы, хронические болезни пищеварительной системы, сахарный диабет, остеохондроз, болезни суставов). Онкологические заболевания

Профилактика: • отравлений; • травм; • несчастных случаев; • основных неинфекционных заболеваний (болезни системы кровообращения, болезни органов дыхания, пищеварения)

Сохранение здоровья в пожилом возрасте

Бытовой травматизм. Развитие острой и хронической недостаточности органов и систем. Психические нарушения

Адаптация к возрастным изменениям и обеспечение безопасности. Максимальное укрепление здоровья. Создание условий для реализации имеющегося потенциала здоровья, физических и душевных сил с целью продления активной социальной жизни

Реализация стратегии охраны здоровья здорового человека может быть достигнута путем создания здоровой и безопасной экологической среды дома и на работе, обеспечения более здорового образа жизни, а также благодаря разработке и внедрению новых методов экспресс-диагностики и коррекции сниженных резервов организма.

Выделяют следующие механизмы реализации Концепции:

- формирование сети центров здоровья, кабинетов оздоровления;

- совершенствование информационной системы;

- формирование рекламы и пропаганды мотивации на идеал здорового человека;

- формирование навыков рационального питания;

- формирование потребности к природным здоровье сберегающим технологиям, организация здорового досуга, занятия физической культурой и оздоровительный туризм;

создание паспорта здоровья человека, включающего риск развития наиболее часто встречающихся заболеваний, оценку функциональных резервов соматического, биоэнергетического и психологического статуса, степень физического развития. Паспорт обеспечивает индивидуальный подход к оценке и коррекции здоровья человека, пока он здоров.

Мировым сообществом большое внимание уделяется здоровью детей и подростков. В 2003 г. Комитет Конвенции о правах ребенка выпустил Замечание общего порядка, в котором признавались особые потребности и права подростков и молодых людей в области здоровья и развития. На 64-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения в 2011 г. была принята резолюция о молодежи и рисках для здоровья.

Одна из важных программ в области здравоохранения молодых людей - Цели тысячелетия в области развития Организации Объединенных Наций (ЦТР).

- ЦТР 4 - сокращение детской смертности (6,9 млн. детей в возрасте до 5 лет умерли в 2011 г.; почти 75% всех случаев смерти детей происходит только по 6 причинам: неонатальные причины, пневмония, диарея, малярия, корь, ВИЧ/СПИД).

- ЦТР 5 - улучшение охраны материнства (в 2010 г. 287 тыс. женщин скончались во время беременности и родов; большинство из них умирают из-за отсутствия доступа к квалифицированной регулярной и экстренной помощи). Цель направлена на достижение всеобщего доступа к охране репродуктивного здоровья.

- ЦТР 6 - сокращение заболеваемости, уменьшение масштабов распространения ВИЧ/СПИДа (в конце 2012 г. в мире насчитывалось 35,3 млн. людей с ВИЧ; в том же году около 2,3 млн. человек приобрели инфекцию, а 1,7 млн. человек, в том числе 230 тыс. детей, умерли от СПИДа).

Государственная программа развития здравоохранения до 2020 г.,утвержденная постановлением Правительства РФ 24.12.2012 г. № 2511-р, в качестве первоочередной проблемы отмечает «необходимость обеспечения населения, прежде всего здоровых людей и лиц с хроническими заболеваниями вне обострения, профилактической помощью шаговой доступности».

Сестринские технологии в профилактической медицине

в соответствии с Единым квалификационным справочником должностей, руководителей, специалистов и служащих раздел « Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения», профилактическая работа – значимая составляющая деятельность медицинской сестры. Объем и содержание профилактической работы определяются местом работы медицинской сестры, специальностью, должностью.

Формирование информационного банка данных предполагает выделение обслуживаемого контингента в группы здоровья, диспансерные группы, декретированные группы населения на основе результатов скрининга – целенаправленного обследования для выявления лиц с определенной патологией в соответствии с законодательством. Формируют группы нуждающихся в проведении профилактической работы в той или иной форме с учетом множества факторов:

  • Требований нормативных правовых актов;

  • Половозрастных характеристик

  • Принадлежности к той или иной профессиональной группе;

  • Проживания в тех или иных климатических, экологических, экономических условиях;

  • Факторов риска здоровью

  • Хронических заболеваний.

Так, декретированные группы населения формируются из контингента работников сфер обслуживания, образования, и т.д., представляющих наибольшую опасность для заражения окружающих инфекционными и паразитарными заболеваниями.

Санитарное просвещение и гигиеническое воспитание населения

Санитарное просвещение должно выработать у населения убеждение в необходимости соблюдения правил здорового образа жизни на основе знаний о факторах, благоприятствующих здоровью, и факторах риска, а также методах предупреждения заболеваний.

Санитарно-просветительская работа ведется в двух направлениях:

- пропаганда медицинских знаний о здоровом образе жизни, путях и методах сохранения здоровья;

- агитация населения за соблюдение правил и методов здорового образа жизни.

Успех санитарно-просветительской работы во многом определяется знанием психологии аудитории, выбором форм и методов работы, отвечающих потребностям конкретных коллективов.

Существуют активные и пассивные формы санитарного просвещения.

Активные формы: индивидуальные и групповые беседы, выступления, лекции, доклады. Преимущество таких форм просвещения - обратная связь в реальном режиме времени медицинского работника и аудитории. Эти методы позволяют максимально учитывать социальные, профессиональные и индивидуальные особенности слушателей, степень их знаний в области здорового образа жизни, уровень усвояемости материала. Недостатки активных форм - короткое воздействие на аудиторию, ограниченное количество обучаемых.

Пассивные формы санитарного просвещения :научно-популярная литература, учебные и методические пособия, специальные публикации и передачи в средствах массовой информации, листовки, памятки, плакаты, санитарные бюллетени, выставки, кинофильмы и др.

Их преимущество в том, что для реализации не требуется непосредственного присутствия медицинского работника, эти формы воздействуют длительное время и на большую по численности аудиторию. Главный недостаток - отсутствие обратной связи в реальном времени между пациентом и медицинским работником.

Для проведения санитарного просвещения используются различные педагогические методы и соответствующие им средства обучения (табл. 3).

Таблица 3. Классификация методов и средств и просвещения

Методы

Средства

Устный

Лекция, индивидуальная беседа, дискуссия, информационное выступление по радио, телевидению, вечер вопросов и ответов

Печатный

Памятка, листовка, статья в СМИ (в том числе электронных), доска вопросов и ответов, книга, брошюра, стенная санитарная печать

Наглядный

Плакаты, слайды, натуральные объекты, муляжи, фотографии, мультимедийная презентация

Эффективность методов санитарного просвещения существенно увеличивается при их рациональной комбинации (смешанный метод).

По широте воздействия на аудиторию санитарное просвещение может носить массовый, коллективный и индивидуальный характер.

Санитарное просвещение предшествует и сопутствует гигиеническому воспитанию.

Гигиеническое воспитание

совокупность образовательных и воспитательных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков здорового образа жизни, профилактику заболеваний, сохранение и укрепление здоровья на основе знания правил здорового образа жизни и убежденности в необходимости их соблюдения. Наиболее эффективный метод гигиенического воспитания - школы здоровья. Гигиеническое воспитание вырабатывает у населения адекватное отношение к факторам внешней среды, повышает санитарную культуру.

Принципы организации гигиенического обучения и санитарного просвещения:

- государственный характер;

- плановость;

- массовость;

- участие всех медицинских работников;

- участие других организаций и населения;

- специальные органы и учреждения гигиенического обучения и воспитания;

- общедоступность и целенаправленность;

- научность;

- дифференцированность;

- оптимистичность.

- федеральный.

Федеральные комплексные целевые медико-социальные программы по вакцинопрофилактике, профилактике гипертонической болезни, туберкулеза, сахарного диабета, ВИЧ-инфекции, профилактике заболеваний, передающихся половым путем (ЗППП), по сутицелевые программы, направленные на повышение качества жизни населения.

Задача санитарного просвещения - это повышение санитарной культуры населения, что имеет большое значение для формирования здорового образа жизни, для охраны и укрепления здоровья.

Цели медицинского просвещения:

  1. пропаганда гигиенических знаний;

  2. пропаганда здорового образа жизни, навыков и форм поведения, направленных на сохранение и укрепление здоровья;

  3. популяризация общемедицинских знаний в целях раннего обращения и диагностики заболеваний;

  4. привитие практических навыков по оказанию само- и взаимопомощи при травмах и заболеваниях.

Для выполнения работы по санитарному просвещению населения медицинским работникам требуются определенные знания и навыки. Эффективность санитарно-гигиенического просвещения во многом зависит от особенностей аудитории, ее интересов, культурного уровня, оно должно проводиться с учетом пола, возраста, климато - географических особенностей, национальных обычаев, традиций и других факторов.

Государственные Профилактические программы по сохранению и укреплению здоровья населения РФ. Концепция развития системы здравоохранения

в Российской Федерации до 2020 г. (извлечения)

В целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, одним из приоритетов государственной политики должно являться сохранение и укрепление здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни и повышения доступности и качества медицинской помощи.

Целями развития здравоохранения являются формирование здорового образа жизни населения, в том числе снижение распространенности употребления табака до 25% и снижение потребление алкоголя до 9 литров в год на душу населения.

Задачами развития здравоохранения являются создание условий, возможностей и мотивации населения Российской Федерации для ведения здорового образа жизни.

Для формирования здорового образа жизни необходимо внедрение системы государственных и общественных мер по:

  1. совершенствованию медико-гигиенического образования и воспитания населения (особенно детей, подростков и молодежи) через средства массовой информации и обязательное внедрение соответствующих образовательных программ в учреждения дошкольного, среднего и высшего образования.

В рамках указанного направления необходимо осуществлять обучение гигиеническим навыкам по соблюдению правил гигиены труда, режима труда (в том числе учебы) и отдыха, режима и структуры питания, своевременного обращения за медицинской помощью и иных норм поведения, поддерживающих здоровье;

  1. созданию эффективной системы мер по борьбе с вредными привычками (злоупотребление алкоголем, табакокурение, наркомания и др.).

Система должна включать просвещение и информирование населения о последствиях употребления табака и злоупотребления алкоголем, содействие сокращению употребления табака и алкоголя, регулирование и раскрытие состава табачных изделий и алкогольной продукции, и предоставление полных сведений о составе на упаковке, защита некурящих от воздействия табачного дыма, ограничение употребления алкоголя в общественных местах, регламентирование размещения мест продажи алкогольных напитков, табака и порядка их реализации, а также ценовые и налоговые меры;

  1. созданию системы мотивирования граждан к ведению здорового образа жизни и участию в профилактических мероприятиях.

Это должно обеспечиваться путем популяризации уклада и стиля жизни, способствующего сохранению и укреплению здоровья граждан Российской Федерации, формирования моды на здоровье особенно среди подрастающего поколения, внедрение системы медицинского обслуживания здоровых и практически здоровых граждан; ведение разъяснительной работы о важности и необходимости регулярной профилактики и диспансеризации граждан;

  1. созданию системы мотивирования работодателей к участию в охране здоровья работников посредством установления льгот по страховым взносам на обязательное медицинское и социальное страхования, стимулирования работающих коллективов к ведению здорового образа жизни;

  2. профилактике факторов риска неинфекционных заболеваний (артериальное давление, неправильное питание, гиподинамия и т.д.);

  3. созданию системы мотивирования руководителей учреждений системы школьного образования к участию в охране здоровья и формированию здорового образа жизни школьников.

Для формирования здорового образа жизни

будут решены следующие задачи:

  • проведение прикладных научных и эпидемиологических исследований по обоснованию совершенствования законодательства и методической базы;

  • обеспечение межведомственного сотрудничества и функционирования координационного механизма (включая организацию деятельности федерального ресурсного центра);

  • разработка современных подходов и обеспечение условий для обучения специалистов, совершенствование учебных программ, развитие инфраструктуры федеральных научных, образовательных учреждений;

  • организация и развитие медико-профилактической помощи путем внедрения современных медико-профилактических технологий;

  • организационно-методическое обеспечение деятельности региональных профилактических организаций (центров медицинской профилактики), а также учреждений первичной медико-санитарной помощи;

  • разработка и реализация федеральных информационных и коммуникационных кампаний;

  • организация вертикали взаимодействия между центрами медицинской профилактики и кабинетами профилактики в первичном звене;

  • организация школ здоровья по основным факторам риска;

  • развитие условий для ведения здорового образа жизни, включая обеспечение мониторинга и современного уровня контроля (надзора) за соответствием продукции, предназначенной для человека, а также факторов среды обитания человека требованиям действующего законодательства.

Целями развития данного направления являются:

  1. Формирование у населения идеологии здорового образа жизни, укрепление физического и духовного здоровья населения.

  2. Развитие здоровьесберегающих технологий, первичной медицинской профилактики и социальной медицины.

  3. Уменьшение вероятности и рисков первичной заболеваемости и болезненности населения.

Задачи направления:

  1. Организация и развитие Центров Здоровья на базе учреждений здравоохранения.

  2. Совершенствование деятельности в практической сфере первичной медицинской профилактики и мониторинга показателей здоровья населения.

  3. Разработка и практическая реализация основных направлений развития и совершенствования региональной службы профилактической медицины.

4. Реализация медико–социальных программ, направленных на предупреждение распространённости социально–связанных заболеваний.

5. Совершенствование и реализация методологии здоровьесбережения и формирования здорового образа жизни всех групп населения.

6. Улучшение показателей состояния здоровья населения и социально–психологическая реабилитация населения.

7. Создание сети социального взаимодействия и партнёрства, межведомственного взаимодействия.

8. Поддержка эффективных инициатив в системах муниципального здравоохранения, образования, бизнеса и общественном секторе.

В целях обеспечения задач по формированию ЗОЖ предусмотрена реализация следующих мероприятий:

– создание механизмов межведомственного взаимодействия исполнителя программы;

– обеспечение комплексных отраслевых мер, направленных на повышение уровня знаний населения о здоровом образе жизни, организация просветительской деятельности по формированию здорового образа жизни;

– создание и реализация межведомственных проектов, направленных на формирование здорового образа жизни и оздоровление населения, развитие системы медицинской профилактики;

– повышение роли первичного звена здравоохранения в формировании здорового образа жизни населения через мероприятия по повышению вовлечение населения в занятия физической культурой, спортом и туризмом;

– совершенствование нормативной правовой, материально–технической и организационно–управленческой базы;

– оказание поддержки в организации рационального питания для детей в общеобразовательных учреждениях,

– проведение мониторинга реализации программы, проведение социологических исследований среди населения, применение систем контроля мероприятий;

– организация системы профилактики через развитие Центров здоровья, кабинетов медицинской профилактики, кабинетов здорового ребенка;

– обеспечение доступности знаний населения о состоянии здоровья, мерах по его укреплению, предотвращению заболеваний;

– обучение населения контролю за собственным здоровьем и реализацией персональных программ по его укреплению;

– разработка модели и показателей индивидуального и общественного здоровья, проектирование системы мониторинга основных показателей здоровья.

Оценивать эффективность проведения вышеуказанных мер планируется по следующим целевым индикаторам:

  • показатель первичной заболеваемости алкоголизмом;

  • коэффициент общей смертности населения;

  • показатель смертности от сердечно–сосудистых заболеваний в трудоспособном возрасте;

  • показатель первичного выхода на инвалидность среди лиц трудоспособного возраста.






Список использованных источников:
  1. Проведение профилактических мероприятий. С.И. Двойников, Ю.А. Тарасова, И.А. Фомушкина, Э.О. Костюкова. Москва «ГЭОТАР-Медиа» 2016,стр.15-29

  2. Программы укрепления здоровья и профилактики заболеваний [Электронный ресурс]/ lektsii.org //Режим доступа –https://lektsii.org/11-24951.html

  3. Санитарное просвещение и гигиеническое воспитание населения [Электронный ресурс]/ lektsii.org //Режим доступа– https://lektsii.org/11-24950.html


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!