ГАПОУ НСО «Барабинский медицинский колледж»
Опорный конспект
Тема 2.5
«Сестринские технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья»
Выполнила преподаватель
клинических дисциплин
Якобчук. И.Б.
Барабинск-2019
План
-
Профилактическая медицина
-
Концепция охраны и укрепления здоровья
-
Сестринские технологии в профилактической медицине
-
Санитарное просвещение и гигиеническое воспитание населения
-
Программы укрепления здоровья и профилактики заболеваний
-
Список использованных источников
Профилактическая медицина
Термин «профилактика» происходит от позднегреческого προφυλακτικός (предохранительный). В современном понимании термин «профилактика» - комплекс различного плана мероприятий, направленных на устранение факторов риска и предупреждение развития неблагоприятных процессов.
Профилактическая медицина - составная часть медицинской науки и практики. Основная цель профилактической медицины - разработка и внедрение технологий сохранения здоровья человека и предупреждения развития заболеваний и патологических состояний, а также предупреждение развития обострений и осложнений в условиях уже развившихся заболеваний и патологических состояний.
ВОЗ дает следующее определение: здоровье - «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов» (Устав ВОЗ, 1946), т.е. здоровье - состояние, позволяющее индивидууму жить полноценно, испытывая душевное, физическое и социальное благополучие.
В соответствии с решаемыми задачами выделяют профилактику первичную, вторичную и третичную.
Первичная профилактика - комплекс мероприятий, направленных на выявление факторов риска у здоровых людей и предупреждение развития заболеваний и патологических состояний.
Факторы риска влияют на здоровье отрицательно, способствуя возникновению и развитию болезней; из них выделяют следующие:
—негативно влияющие на представителей общественной группы (население в целом, производственный или детский организованный коллектив, семья) и способные вызвать подъем заболеваемости;
—влияющие на конкретного человека и его здоровье.
Так, по данным ВОЗ, в 2012 г. порядка 7 млн человек умерли из-за загрязнения воздуха (каждый восьмой из общего числа умерших). Этот показатель подтверждает, что в настоящее время загрязнение воздуха - самый крупный в мире экологический риск для здоровья.
Различают факторы риска первичные и вторичные. Первичные факторы риска - явления (процессы), отрицательно влияющие на здоровье: неправильный образ жизни, загрязнение окружающей среды, отягощенная наследственность, неудовлетворительная работа службы здравоохранения и т.д. .
Выявляют факторы риска следующими методами:
—экологический контроль;
—санитарно-гигиенический контроль;
—профилактические медицинские осмотры;
—диспансеризация;
—статистический анализ;
—социологические исследования.
Основные меры профилактики в борьбе с факторами риска, обусловленными образом жизни конкретного человека, - гигиеническое воспитание и санитарное просвещение.
Анализ количественных и качественных показателей факторов риска, действующих на все население или членов определенной общественной группы, входит в компетенцию таких федеральных структур, как Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).
Вторичные факторы риска - заболевания, отягощающие течение других болезней и патологических состояний (прежде всего сахарный диабет, атеросклероз, артериальная гипертензия, ожирение), удельный вес которых в современном мире растет.
Рис. 1.1. Первичные факторы риска
- Меры по формированию здорового образа жизни (ЗОЖ), в том числе:
■ создание информационно-пропагандистской системы знаний о негативном влиянии факторов риска на здоровье человека, доступной всем категориям населения;
■ обучение навыкам здорового образа жизни;
■ меры по снижению распространенности курения, потребления табачных изделий и спиртных напитков, профилактика потребления наркотических веществ и средств;
■ привлечение населения к занятиям физической культурой.
- Меры по предупреждению развития профессионально-обусловленных заболеваний и травм, несчастных случаев, инвалидизации и смертности от неестественных причин, дорожно-транспортного травматизма и др.:
■ проведение иммунопрофилактики различных групп населения;
■ оздоровление лиц и групп населения, находящихся под воздействием неблагоприятных для здоровья факторов.
Для выявления лиц, испытывающих неблагоприятное действие факторов риска, формирования контингента и с целью проведения профилактической работы организуют регулярные целевые профилактические медицинские осмотры.
Известны следующие виды профилактических медицинских осмотров:
- при приеме на работу или поступлении в учебное заведение;
- при приписке и призыве на воинскую службу;
- для экспертизы допуска к профессии, связанной с воздействием вредных и опасных производственных факторов либо с повышенной опасностью для окружающих;
- для раннего выявления социально значимых заболеваний, таких как онкологические, сердечно-сосудистые, туберкулез и др.;
- осмотры профессиональных групп (декретированных контингентов), работников общественного питания, торговли, детских учреждений и т.д.) с целью предупреждения распространения ряда заболеваний.
Вторичная профилактика- комплекс медицинских, социальных, санитарно-гигиенических и психологических мер, направленных на раннее выявление заболеваний, предупреждение обострений, осложнений и хронизации патологического процесса, а также инвалидизации и преждевременной смертности.
Вторичная профилактика включает:
- целевое санитарно-гигиеническое воспитание, обучение пациентов и членов их семей знаниям и умениям, связанным с конкретным заболеванием или группой заболеваний;
- проведение диспансерных медицинских осмотров с целью оценки динамики состояния здоровья и развития заболеваний, а также назначения соответствующих оздоровительных и лечебных мероприятий;
- проведение курсов профилактического лечения и целевого оздоровления, в том числе лечебного питания, лечебной физкультуры, медицинского массажа, санаторно-курортного лечения;
- формирование у пациента и членов его семьи адекватного восприятия изменившихся возможностей и потребностей организма пациента.
Третичная профилактика- реабилитация (восстановление здоровья), включающая комплекс медицинских, психологических, педагогических, социальных мероприятий, направленных на устранение или компенсацию ограничений жизнедеятельности, создание условий для оптимального обеспечения жизнедеятельности больных и инвалидов.
Таким образом, цель и содержаниепрофилактических мероприятий зависят от состояния здоровья пациента, наличия у него факторов риска развития заболевания или уже развившихся болезни, осложнений, нарушений функций органов и систем.
Таблица 1. .Виды профилактики
Вид профилактики | Объект воздействия | Особенности ситуации | Цель | Основные направления воздействия |
Первичная | Здоровый человек | Потенциальные или существующие факторы риска | Сохранение здоровья путем устранения факторов риска, приводящих к различным заболеваниям | Нормализация условий, окружающей среды. Мероприятия, направленные на повышение иммунитета (вакцинопрофилактика, программы оздоровления и др.). Обучение навыкам здорового образа жизни |
Вторичная | Больной и\или здоровый человек | Начальная стадия заболевания и/или факторы риска | Достижение максимально возможных результатов лечения благодаря раннему выявлению заболевания | Раннее начало лечения заболевания. Борьба с факторами риска |
Третичная | Больной человек | Хроническое заболевание | Профилактика неблагоприятного развития заболеваний: • частых рецидивов; • осложнений течения заболевания; • инвалидизации; • ранней смерти | Лечение заболевания. Борьба с факторами риска. Проведение реабилитационных мероприятий |
По направленности проведения профилактических мероприятий медицинская профилактика может характеризоваться как:
- индивидуальная: профилактическая работа с отдельными пациентами;
- групповая :работа с группами лиц со сходными проблемами, факторами риска, симптомами или заболеваниями (целевые группы);
популяционная( массовая): профилактические мероприятия с большими группами населения или с населением в целом. Популяционный уровень профилактики включает реализацию программ здравоохранения муниципального, регионального или федерального уровня, а также проведение массовых кампаний, направленных на укрепление здоровья и профилактику заболеваний: вакцинация против гриппа, «День здорового сердца», «День здорового ребенка» и т.д.
Профилактическая работа всегда строится по плану. Обязательно формулируются цель и ожидаемый результат профилактической работы, обозначаются направления работы, планируется комплекс мероприятий по достижению целей (в соответствии с направлениями работы), назначаются ответственные лица.
Для общественно значимых проблем разрабатывают и внедряют профилактические программы. Каждая из них - систематизированное изложение основных целей, задач, направлений деятельности по профилактике заболеваемости, сохранению и укреплению здоровья. Профилактические программы могут быть общими или целевыми, включают обоснование и перечень мероприятий по реализации по-
ставленных задач, сроки и условия реализации, исполнителей, ресурсную потребность, ожидаемый результат, а также системы управления, контроля и оценки.
Концепция охраны и укрепления здоровья
Законодательство РФ называет здоровье одним из основополагающих прав человека. Конституция РФ (основной закон РФ) - регламентирует право граждан России на охрану здоровья и медицинскую помощь (статья 41). При этом «здоровье - природная база профессионального долголетия, которая напрямую зависит от соответствия культуры образа жизни требованиям профессии»(Концепция охраны здоровья здоровых ОБ).
Важнейший закон РФ - Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» - прописывает права и обязанности граждан РФ в области охраны здоровья.
- Статья 18. Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи.
- Статья 27. Граждане обязаны заботиться о сохранении своего здоровья; в случаях, предусмотренных законодательством РФ, обязаны проходить медицинские осмотры; граждане, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в случаях, предусмотренных законодательством РФ, обязаны проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний.
- Статья 12 провозглашает приоритет профилактики в сфере охраны здоровья,который обеспечивается путем:
1) разработки и реализации программ формирования здорового образа жизни, в том числе программ снижения потребления алкоголя и табака, предупреждения и борьбы с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ;
2) осуществления санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
3) осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ними;
4) проведения профилактических осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения;
5) осуществления мероприятий по сохранению жизни и здоровья граждан в процессе их обучения и трудовой деятельности.
Критически низкий уровень популяционного здоровья в сочетании с низким уровнем культуры здоровья и потребительским отношением к здоровью в обществе послужили основанием для Концепции охраны здоровья здоровых в Российской Федерации(далее - Концепция) (приказ Минздрава РФ от 21.03.2003 г. № 113 ОБ). Действие Концепции направлено на все слои населения: детей, молодежь, работоспособное население, лиц пожилого и старческого возраста.
Основная проблема - воспитание у населениясамосознания ценности здоровья как фактора активного долголетия. Цель Концепции заключается в повышении ответственности индивидуума за собственное здоровье и изменении мотивации поведения. Основная задача при этом - информирование и обучение определенным навыкам поведения (табл. 1.2).
Таблица 2 .Содержание образовательных программ гигиенического воспитания в зависимости от возрастных рисков для здоровья и жизни
Возрастные группы | Риски для здоровья и жизни | Содержание образовательных программ гигиенического воспитания |
Обеспечение здоровья новорожденных, детей младшего и школьного возраста | Основные причины смерти детей: • 1-го года жизни - врождённые аномалии; • старше 1 года - болезни органов дыхания (пневмонии), внешние причины. Высокий риск развития нарушений зрения, опорно-двигательного аппарата, ожирения | Обучение родителей уходу за детьми в различные возрастные периоды. Воспитание у детей гигиенических навыков, потребности в подвижных играх и физических упражнениях, навыков рационального питания. Закаливание. Профилактика нарушений зрения в детском возрасте (зрительная гимнастика, принцип подсчета времени работы с компьютером). Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, плоскостопие) |
Здоровье молодежи | Ранняя беременность и роды (ежегодно рожают около 16 млн девушек в мире в возрасте от 15 до 19 лет). ВИЧ (в 2009 г. на долю молодых людей в возрасте от 15 до 24 лет приходилось 40% всех новых случаев ВИЧ-инфекции среди взрослого населения в мире). Проблемы в области психического здоровья (часто депрессия). Недостаточность питания или ожирение. Высокая смертность в результате межличностного насилия (примерно 430 молодых людей в возрасте от 10 до 29 лет в мире ежедневно). Высокая смертность в результате дорожно-транспортных травм (700 молодых людей в мире ежедневно) | Отношение к питанию, физкультуре, курению, алкоголю, наркотическим веществам. Формирование здорового образа жизни, общественного и сексуального поведения. Охрана репродуктивного здоровья |
Укрепление здоровья работоспособного населения | Производственный травматизм. Хронические неинфекционные болезни (ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь, хронические заболевания бронхолегочной системы, хронические болезни пищеварительной системы, сахарный диабет, остеохондроз, болезни суставов). Онкологические заболевания | Профилактика: • отравлений; • травм; • несчастных случаев; • основных неинфекционных заболеваний (болезни системы кровообращения, болезни органов дыхания, пищеварения) |
Сохранение здоровья в пожилом возрасте | Бытовой травматизм. Развитие острой и хронической недостаточности органов и систем. Психические нарушения | Адаптация к возрастным изменениям и обеспечение безопасности. Максимальное укрепление здоровья. Создание условий для реализации имеющегося потенциала здоровья, физических и душевных сил с целью продления активной социальной жизни |
Реализация стратегии охраны здоровья здорового человека может быть достигнута путем создания здоровой и безопасной экологической среды дома и на работе, обеспечения более здорового образа жизни, а также благодаря разработке и внедрению новых методов экспресс-диагностики и коррекции сниженных резервов организма.
Выделяют следующие механизмы реализации Концепции:
- формирование сети центров здоровья, кабинетов оздоровления;
- совершенствование информационной системы;
- формирование рекламы и пропаганды мотивации на идеал здорового человека;
- формирование навыков рационального питания;
- формирование потребности к природным здоровье сберегающим технологиям, организация здорового досуга, занятия физической культурой и оздоровительный туризм;
- создание паспорта здоровья человека, включающего риск развития наиболее часто встречающихся заболеваний, оценку функциональных резервов соматического, биоэнергетического и психологического статуса, степень физического развития. Паспорт обеспечивает индивидуальный подход к оценке и коррекции здоровья человека, пока он здоров.
Мировым сообществом большое внимание уделяется здоровью детей и подростков. В 2003 г. Комитет Конвенции о правах ребенка выпустил Замечание общего порядка, в котором признавались особые потребности и права подростков и молодых людей в области здоровья и развития. На 64-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения в 2011 г. была принята резолюция о молодежи и рисках для здоровья.
Одна из важных программ в области здравоохранения молодых людей - Цели тысячелетия в области развития Организации Объединенных Наций (ЦТР).
- ЦТР 4 - сокращение детской смертности (6,9 млн. детей в возрасте до 5 лет умерли в 2011 г.; почти 75% всех случаев смерти детей происходит только по 6 причинам: неонатальные причины, пневмония, диарея, малярия, корь, ВИЧ/СПИД).
- ЦТР 5 - улучшение охраны материнства (в 2010 г. 287 тыс. женщин скончались во время беременности и родов; большинство из них умирают из-за отсутствия доступа к квалифицированной регулярной и экстренной помощи). Цель направлена на достижение всеобщего доступа к охране репродуктивного здоровья.
- ЦТР 6 - сокращение заболеваемости, уменьшение масштабов распространения ВИЧ/СПИДа (в конце 2012 г. в мире насчитывалось 35,3 млн. людей с ВИЧ; в том же году около 2,3 млн. человек приобрели инфекцию, а 1,7 млн. человек, в том числе 230 тыс. детей, умерли от СПИДа).
Государственная программа развития здравоохранения до 2020 г.,утвержденная постановлением Правительства РФ 24.12.2012 г. № 2511-р, в качестве первоочередной проблемы отмечает «необходимость обеспечения населения, прежде всего здоровых людей и лиц с хроническими заболеваниями вне обострения, профилактической помощью шаговой доступности».
Сестринские технологии в профилактической медицине
в соответствии с Единым квалификационным справочником должностей, руководителей, специалистов и служащих раздел « Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения», профилактическая работа – значимая составляющая деятельность медицинской сестры. Объем и содержание профилактической работы определяются местом работы медицинской сестры, специальностью, должностью.
Формирование информационного банка данных предполагает выделение обслуживаемого контингента в группы здоровья, диспансерные группы, декретированные группы населения на основе результатов скрининга – целенаправленного обследования для выявления лиц с определенной патологией в соответствии с законодательством. Формируют группы нуждающихся в проведении профилактической работы в той или иной форме с учетом множества факторов:
-
Требований нормативных правовых актов;
-
Половозрастных характеристик
-
Принадлежности к той или иной профессиональной группе;
-
Проживания в тех или иных климатических, экологических, экономических условиях;
-
Факторов риска здоровью
-
Хронических заболеваний.
Так, декретированные группы населения формируются из контингента работников сфер обслуживания, образования, и т.д., представляющих наибольшую опасность для заражения окружающих инфекционными и паразитарными заболеваниями.
Санитарное просвещение и гигиеническое воспитание населения
Санитарное просвещение должно выработать у населения убеждение в необходимости соблюдения правил здорового образа жизни на основе знаний о факторах, благоприятствующих здоровью, и факторах риска, а также методах предупреждения заболеваний.
Санитарно-просветительская работа ведется в двух направлениях:
- пропаганда медицинских знаний о здоровом образе жизни, путях и методах сохранения здоровья;
- агитация населения за соблюдение правил и методов здорового образа жизни.
Успех санитарно-просветительской работы во многом определяется знанием психологии аудитории, выбором форм и методов работы, отвечающих потребностям конкретных коллективов.
Существуют активные и пассивные формы санитарного просвещения.
Активные формы: индивидуальные и групповые беседы, выступления, лекции, доклады. Преимущество таких форм просвещения - обратная связь в реальном режиме времени медицинского работника и аудитории. Эти методы позволяют максимально учитывать социальные, профессиональные и индивидуальные особенности слушателей, степень их знаний в области здорового образа жизни, уровень усвояемости материала. Недостатки активных форм - короткое воздействие на аудиторию, ограниченное количество обучаемых.
Пассивные формы санитарного просвещения :научно-популярная литература, учебные и методические пособия, специальные публикации и передачи в средствах массовой информации, листовки, памятки, плакаты, санитарные бюллетени, выставки, кинофильмы и др.
Их преимущество в том, что для реализации не требуется непосредственного присутствия медицинского работника, эти формы воздействуют длительное время и на большую по численности аудиторию. Главный недостаток - отсутствие обратной связи в реальном времени между пациентом и медицинским работником.
Для проведения санитарного просвещения используются различные педагогические методы и соответствующие им средства обучения (табл. 3).
Таблица 3. Классификация методов и средств и просвещения
Методы | Средства |
Устный | Лекция, индивидуальная беседа, дискуссия, информационное выступление по радио, телевидению, вечер вопросов и ответов |
Печатный | Памятка, листовка, статья в СМИ (в том числе электронных), доска вопросов и ответов, книга, брошюра, стенная санитарная печать |
Наглядный | Плакаты, слайды, натуральные объекты, муляжи, фотографии, мультимедийная презентация |
Эффективность методов санитарного просвещения существенно увеличивается при их рациональной комбинации (смешанный метод).
По широте воздействия на аудиторию санитарное просвещение может носить массовый, коллективный и индивидуальный характер.
Санитарное просвещение предшествует и сопутствует гигиеническому воспитанию.
Гигиеническое воспитание
совокупность образовательных и воспитательных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков здорового образа жизни, профилактику заболеваний, сохранение и укрепление здоровья на основе знания правил здорового образа жизни и убежденности в необходимости их соблюдения. Наиболее эффективный метод гигиенического воспитания - школы здоровья. Гигиеническое воспитание вырабатывает у населения адекватное отношение к факторам внешней среды, повышает санитарную культуру.
Принципы организации гигиенического обучения и санитарного просвещения:
- государственный характер;
- плановость;
- массовость;
- участие всех медицинских работников;
- участие других организаций и населения;
- специальные органы и учреждения гигиенического обучения и воспитания;
- общедоступность и целенаправленность;
- научность;
- дифференцированность;
- оптимистичность.
- федеральный.
Федеральные комплексные целевые медико-социальные программы по вакцинопрофилактике, профилактике гипертонической болезни, туберкулеза, сахарного диабета, ВИЧ-инфекции, профилактике заболеваний, передающихся половым путем (ЗППП), по сути, целевые программы, направленные на повышение качества жизни населения.
Задача санитарного просвещения - это повышение санитарной культуры населения, что имеет большое значение для формирования здорового образа жизни, для охраны и укрепления здоровья.
Цели медицинского просвещения:
-
пропаганда гигиенических знаний;
-
пропаганда здорового образа жизни, навыков и форм поведения, направленных на сохранение и укрепление здоровья;
-
популяризация общемедицинских знаний в целях раннего обращения и диагностики заболеваний;
-
привитие практических навыков по оказанию само- и взаимопомощи при травмах и заболеваниях.
Для выполнения работы по санитарному просвещению населения медицинским работникам требуются определенные знания и навыки. Эффективность санитарно-гигиенического просвещения во многом зависит от особенностей аудитории, ее интересов, культурного уровня, оно должно проводиться с учетом пола, возраста, климато - географических особенностей, национальных обычаев, традиций и других факторов.
Государственные Профилактические программы по сохранению и укреплению здоровья населения РФ. Концепция развития системы здравоохранения
в Российской Федерации до 2020 г. (извлечения)
В целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, одним из приоритетов государственной политики должно являться сохранение и укрепление здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни и повышения доступности и качества медицинской помощи.
Целями развития здравоохранения являются формирование здорового образа жизни населения, в том числе снижение распространенности употребления табака до 25% и снижение потребление алкоголя до 9 литров в год на душу населения.
Задачами развития здравоохранения являются создание условий, возможностей и мотивации населения Российской Федерации для ведения здорового образа жизни.
Для формирования здорового образа жизни необходимо внедрение системы государственных и общественных мер по:
-
совершенствованию медико-гигиенического образования и воспитания населения (особенно детей, подростков и молодежи) через средства массовой информации и обязательное внедрение соответствующих образовательных программ в учреждения дошкольного, среднего и высшего образования.
В рамках указанного направления необходимо осуществлять обучение гигиеническим навыкам по соблюдению правил гигиены труда, режима труда (в том числе учебы) и отдыха, режима и структуры питания, своевременного обращения за медицинской помощью и иных норм поведения, поддерживающих здоровье;
-
созданию эффективной системы мер по борьбе с вредными привычками (злоупотребление алкоголем, табакокурение, наркомания и др.).
Система должна включать просвещение и информирование населения о последствиях употребления табака и злоупотребления алкоголем, содействие сокращению употребления табака и алкоголя, регулирование и раскрытие состава табачных изделий и алкогольной продукции, и предоставление полных сведений о составе на упаковке, защита некурящих от воздействия табачного дыма, ограничение употребления алкоголя в общественных местах, регламентирование размещения мест продажи алкогольных напитков, табака и порядка их реализации, а также ценовые и налоговые меры;
-
созданию системы мотивирования граждан к ведению здорового образа жизни и участию в профилактических мероприятиях.
Это должно обеспечиваться путем популяризации уклада и стиля жизни, способствующего сохранению и укреплению здоровья граждан Российской Федерации, формирования моды на здоровье особенно среди подрастающего поколения, внедрение системы медицинского обслуживания здоровых и практически здоровых граждан; ведение разъяснительной работы о важности и необходимости регулярной профилактики и диспансеризации граждан;
-
созданию системы мотивирования работодателей к участию в охране здоровья работников посредством установления льгот по страховым взносам на обязательное медицинское и социальное страхования, стимулирования работающих коллективов к ведению здорового образа жизни;
-
профилактике факторов риска неинфекционных заболеваний (артериальное давление, неправильное питание, гиподинамия и т.д.);
-
созданию системы мотивирования руководителей учреждений системы школьного образования к участию в охране здоровья и формированию здорового образа жизни школьников.
Для формирования здорового образа жизни
будут решены следующие задачи:
-
проведение прикладных научных и эпидемиологических исследований по обоснованию совершенствования законодательства и методической базы;
-
обеспечение межведомственного сотрудничества и функционирования координационного механизма (включая организацию деятельности федерального ресурсного центра);
-
разработка современных подходов и обеспечение условий для обучения специалистов, совершенствование учебных программ, развитие инфраструктуры федеральных научных, образовательных учреждений;
-
организация и развитие медико-профилактической помощи путем внедрения современных медико-профилактических технологий;
-
организационно-методическое обеспечение деятельности региональных профилактических организаций (центров медицинской профилактики), а также учреждений первичной медико-санитарной помощи;
-
разработка и реализация федеральных информационных и коммуникационных кампаний;
-
организация вертикали взаимодействия между центрами медицинской профилактики и кабинетами профилактики в первичном звене;
-
организация школ здоровья по основным факторам риска;
-
развитие условий для ведения здорового образа жизни, включая обеспечение мониторинга и современного уровня контроля (надзора) за соответствием продукции, предназначенной для человека, а также факторов среды обитания человека требованиям действующего законодательства.
Целями развития данного направления являются:
-
Формирование у населения идеологии здорового образа жизни, укрепление физического и духовного здоровья населения.
-
Развитие здоровьесберегающих технологий, первичной медицинской профилактики и социальной медицины.
-
Уменьшение вероятности и рисков первичной заболеваемости и болезненности населения.
Задачи направления:
-
Организация и развитие Центров Здоровья на базе учреждений здравоохранения.
-
Совершенствование деятельности в практической сфере первичной медицинской профилактики и мониторинга показателей здоровья населения.
-
Разработка и практическая реализация основных направлений развития и совершенствования региональной службы профилактической медицины.
4. Реализация медико–социальных программ, направленных на предупреждение распространённости социально–связанных заболеваний.
5. Совершенствование и реализация методологии здоровьесбережения и формирования здорового образа жизни всех групп населения.
6. Улучшение показателей состояния здоровья населения и социально–психологическая реабилитация населения.
7. Создание сети социального взаимодействия и партнёрства, межведомственного взаимодействия.
8. Поддержка эффективных инициатив в системах муниципального здравоохранения, образования, бизнеса и общественном секторе.
В целях обеспечения задач по формированию ЗОЖ предусмотрена реализация следующих мероприятий:
– создание механизмов межведомственного взаимодействия исполнителя программы;
– обеспечение комплексных отраслевых мер, направленных на повышение уровня знаний населения о здоровом образе жизни, организация просветительской деятельности по формированию здорового образа жизни;
– создание и реализация межведомственных проектов, направленных на формирование здорового образа жизни и оздоровление населения, развитие системы медицинской профилактики;
– повышение роли первичного звена здравоохранения в формировании здорового образа жизни населения через мероприятия по повышению вовлечение населения в занятия физической культурой, спортом и туризмом;
– совершенствование нормативной правовой, материально–технической и организационно–управленческой базы;
– оказание поддержки в организации рационального питания для детей в общеобразовательных учреждениях,
– проведение мониторинга реализации программы, проведение социологических исследований среди населения, применение систем контроля мероприятий;
– организация системы профилактики через развитие Центров здоровья, кабинетов медицинской профилактики, кабинетов здорового ребенка;
– обеспечение доступности знаний населения о состоянии здоровья, мерах по его укреплению, предотвращению заболеваний;
– обучение населения контролю за собственным здоровьем и реализацией персональных программ по его укреплению;
– разработка модели и показателей индивидуального и общественного здоровья, проектирование системы мониторинга основных показателей здоровья.
Оценивать эффективность проведения вышеуказанных мер планируется по следующим целевым индикаторам:
-
показатель первичной заболеваемости алкоголизмом;
-
коэффициент общей смертности населения;
-
показатель смертности от сердечно–сосудистых заболеваний в трудоспособном возрасте;
-
показатель первичного выхода на инвалидность среди лиц трудоспособного возраста.
Список использованных источников:
-
Проведение профилактических мероприятий. С.И. Двойников, Ю.А. Тарасова, И.А. Фомушкина, Э.О. Костюкова. Москва «ГЭОТАР-Медиа» 2016,стр.15-29
-
Программы укрепления здоровья и профилактики заболеваний [Электронный ресурс]/ lektsii.org //Режим доступа –https://lektsii.org/11-24951.html
-
Санитарное просвещение и гигиеническое воспитание населения [Электронный ресурс]/ lektsii.org //Режим доступа– https://lektsii.org/11-24950.html