Конспект урока по литературному чтению в 3 классе.
Учитель : Гамзатова Р.Г.
Тема урока: русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Цель: познакомить детей с русской народной сказкой «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Задачи.
Познавательные:
- продолжать знакомить детей с устным народным творчеством;
- учить находить нужный отрывок в тексте по вопросу.
Развивающие:
- развивать память, внимание, речь учащихся;
- формировать навыки беглого, осознанного чтения.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к устному народному творчеству;
- прививать любовь к живописи.
Оборудование к уроку:
- дети готовят карточки с примерами разных жанров устного народного творчества;
- учитель готовит карточки с отрывками из русских народных сказок;
-учебник «Родная речь» I часть,3 класс, авторы Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова
- репродукция картины В.Васнецова "Алёнушка", иллюстрация И.Я. Билибина к сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
-карточки со словами: устное, народное, творчество.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
Класс делится на команды. Учитель собирает подготовленные детьми скороговорки, небылицы, докучные сказки и т.д., читает по одной для каждой команды. Дети угадывают название жанра. За правильный ответ команда получает 1 балл.
- Какие виды устного народного творчества мы назвали? (Загадки, былины, потешки и т.д.)
- Какие виды сказок вы знаете? (дети называют вид сказки и приводят пример)
- Сейчас я раздам вам карточки, на которых написаны отрывки из русских народных сказок, а вы должны правильно назвать сказку.
Карточка №1.
Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький.
- Доченька, - говорила мать, - мы пойдём на работу, береги братца. Не ходи со двора, будь умницей – мы купим тебе платочек.
Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей наказывали: посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась. (Гуси-лебеди).
Карточка №2.
Кузнец, кузнец, дай скорее хозяину хорошую косу. Хозяин даст коровушке травы, коровушка даст молока, хозяюшка даст мне маслица, я смажу петушку горлышко. (Петушок и бобовое зёрнышко).
Карточка №3.
Испугались они, вёдра побросали и домой побежали. Бабушка на лавку упала, внучка за бабку спряталась, курочка на печку взлетела, а мышка под печку схоронилась.
Бабка охает:
- Ох! Медведище меня чуть не задавил!
Внучка плачет:
- Бабушка, волк-то какой страшный на меня наскочил!
Курочка на печке кудахчет:
- Ко-ко-ко! Лиса ведь ко мне подкралась, чуть не сцапала!
А мышка из-под печи пищит:
- Котище-то какой усатый! Вот я страху натерпелась! (У страха глаза велики).
Карточка №4.
- Какое там, - отвечал Мороз-Красный нос. – Не я с ним, а он со мной справился. Хотел я его ещё по дороге заморозить, а он лошадь жалеет, бегом за санями бежит. Как его на бегу заморозить? Ну, думаю, доберёмся до места – тут я тебя и прихвачу! А как добрались до места, ещё хуже стало. Он дерево рубит, топором машет – только щепки в меня летят. А ему всё жарче да жарче от работы становится, будто меня и на свете нет. Скинул шапку да рукавицы и на снег бросил. (Два Мороза).
3. Постановка цели урока.
- Молодцы, я убедилась, что сказки вы знаете хорошо.
Подумайте, почему сказки, колыбельные песни, прибаутки, пословицы, скороговорки называются устным народным творчеством?
(на доске выставлены карточки)
УСТНОЕ | НАРОДНОЕ | ТВОРЧЕСТВО |
Что означает каждое слово?
(ответы учитель записывает на доске)
Уста, губы | Придумывал народ | При пересказе каждый придумывал своё-" из уст в уста " творил |
Народную сказку не записывали, а пересказывали по памяти. Её "сказывали", передавали из уст в уста.
- Как называется первая часть любой истории? (Завязка)
Начало развития действия?
В русской народной сказке завязка называется ЗАЧИН.
Сегодня на уроке мы познакомимся с новой сказкой.
Откройте учебник стр.22
Как называется сказка?
4. Изучение нового материала. Знакомство со сказкой.
1) Первичное чтение. Учитель читает сказку, дети следят по учебнику.
2) Первичная проверка понимания.
- Вам понравилась сказка?
3) Словарная работа
Проведём работу по уточнению предложений, словосочетаний.
Шли- шли:стоит коровье копытце;
….лошадиное копытце;
….козье копытце полно водицы.
Как вы себе это представляете?
(следы копыт животных, наполненные водой)
Есть такое предложение: "ШЛИ-ШЛИ - солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает".
Как вы понимаете эти слова?
А кто такой купец?
Богатый торговец, тот, кто торговал.
Найдите в тексте абзац, где купец встретил Алёнушку.
Дети читают отрывок вслух.
- Одному козлёночку было ведомо:
Как вы понимаете эти слова? (известно)
4) Вторичное чтение. Дети читают цепочкой по 2 предложения.
5)Анализ произведения.
- Как случилось, что Иванушка стал козлёночком?
- Что ему говорила сестра?
- Что предложил Алёнушке купец?
- Согласилась ли Алёнушка выйти за него замуж?
- Что произошло, пока купца не было дома? Найдите отрывок в сказке.
- Прочитайте, что злая ведьма хотела сделать с козлёночком.
- Удалось ли осуществить задуманное? Кто ей помешал?
- Стал ли козлёнок снова мальчиком? Как?
- Как поступили с ведьмой?
5. Физминутка.
Мы немножко отдохнём.
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд.
Дети по лесу гуляли, (руки на пояс)
За природой наблюдали. (повороты головы влево, вправо)
Вверх на солнце посмотрели,
И их всех лучи согрели. (поднялись на носочки)
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети. (присели)
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
6. Закрепление нового материала.
1) Беседа по картине и иллюстрации.
- Мы с вами прочитали сказку и узнали из неё, что произошло с Алёнушкой. Но в сказке нет описания, какая она.
- А какой она вам представляется?
- Когда и в какой момент вы особенно переживали за Алёнушку?
- А как вы представляете облик Алёнушки в момент, когда с ней случилась беда?
- Художник В.М.Васнецов поможет нам сегодня увидеть Алёнушку. (показывает картину)
- Рассмотрите внимательно картину. Отличается ли ваше представление от представления художника?
- Можно ли эту работу назвать иллюстрацией к сказке? Почему?
- Правильно, это не иллюстрация, это картина, на которой В.М.Васнецов показывает нам как бы обобщённый образ русской девушки, выражает своё отношение к ней.
- Посмотрите, какое настроение у Алёнушки?
- Как вы думаете, почему она грустит?
- А при помощи каких средств художник показал, что девочка сирота?
- Как отразил он своё отношение к ней?
- Художник хотел донести до нас образ простой, но милой крестьянской девушки. Картина нас трогает и волнует, заставляя переживать вместе с героиней.
- Рассмотрите иллюстрацию. Её нарисовал И.Я.Билибин. Он – художник-график, известный главным образом своими иллюстрациями к русским народным сказкам, былинам и сказкам А.С.Пушкина.
- Какой эпизод изобразил иллюстратор?
- Чем отличается изображение Алёнушки на картине Васнецова от иллюстрации Билибина?
2) Выборочное чтение.
- Найдите в тексте и прочитайте, как Алёнушка уговаривала братца не пить из лужи.
- Как ведьма утопила Алёнушку?
- Как козлёнок звал сестру?
- Что отвечала ему сестра?
- Прочитайте отрывок, в котором ведьма просит купца избавиться от козлёнка.
- Прочитайте, как спасли Алёнушку.
7. Итог урока.
- С какой сказкой познакомились на уроке? («Сестрица Алёнушка и братец иванушка».)
- К какому виду сказок относится эта сказка? (волшебная)
- Чему учит нас эта сказка?
8. Домашнее задание.
Выразительное чтение сказки стр. 22-27