СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Северное Возрождение. Живопись нидерландских мастеров" МХК. 10 класс.

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Презентация к уроку "Северное Возрождение. Живопись нидерландских мастеров" МХК. 10 класс. по конспектам И. А. Лесковой

Просмотр содержимого документа
«"Северное Возрождение. Живопись нидерландских мастеров" МХК. 10 класс.»

Северное Возрождение. Живопись нидерландских мастеров

Северное Возрождение. Живопись нидерландских мастеров

Гибель ренессансного идеала.

Гибель ренессансного идеала.

1. Автор и название работы

1. Автор и название работы

2. Основоположником венецианской школы живописи считается…

2. Основоположником венецианской школы живописи считается…

3.Автор и название работы

3.Автор и название работы

4. О каком художнике писал испанский художник 17 века Диего Веласкес :   «В Венеции – все совершенство красоты ! Я отдаю первое место живописи, знаменосцем которой является … ».   Тициан

4. О каком художнике писал испанский художник 17 века Диего Веласкес : «В Венеции – все совершенство красоты ! Я отдаю первое место живописи, знаменосцем которой является ».

Тициан

5. Кто не является современником Тициана и почему? а в б д г

5. Кто не является современником Тициана и почему?

а

в

б

д

г

Цель: проследить взаимосвязь произведений искусства с культурой, выявив связь между следующими фактами:

Цель: проследить взаимосвязь произведений искусства с культурой, выявив связь между следующими фактами:

Факт 1. Николай Коперник внес замешательство в культурное и художественное сознание своих современников, его идея о том, что Земля не является центром Вселенной, породила разные формы переживаний.

Факт 1. Николай Коперник внес замешательство в культурное и художественное сознание своих современников, его идея о том, что Земля не является центром Вселенной, породила разные формы переживаний.

Факт 2. В конце 16-нач.17 века переход от классической симметрии возрождения к диагональной композиции, что ознаменовало возникновения т.з. на живописное полотно, т.е. зритель, как и художник, может свободно менять т.з. и необязательно непременно останавливаться напротив центральной оси действия.

Факт 2. В конце 16-нач.17 века переход от классической симметрии возрождения к диагональной композиции, что ознаменовало возникновения т.з. на живописное полотно, т.е. зритель, как и художник, может свободно менять т.з. и необязательно непременно останавливаться напротив центральной оси действия.

Определить, соблюдается ли в данных картинах принцип классической симметрии.

Определить, соблюдается ли в данных картинах принцип классической симметрии.

2. Филиппо Липпи «Мадонна с младенцем» 1. Поллайло «Св. Себастьян».

2. Филиппо Липпи

«Мадонна с

младенцем»

1. Поллайло «Св.

Себастьян».

"Вавилонская башня" Брейгеля - столь грандиозной сооружение очень неустойчиво из-за легкого наклона. Известно, что Брейгель несколько раз писал картину на этот сюжет, любопытно и, очевидно, не случайно, что в позднем варианте этой картины Брейгель придал башне еще меньшую неустойчивость. налицо отход от идеального равновесия композиции Ренессанса.

3. Питер Брейгель

«Вавилонская башня»

"Вавилонская башня" Брейгеля - столь грандиозной сооружение очень неустойчиво из-за легкого наклона. Известно, что Брейгель несколько раз писал картину на этот сюжет, любопытно и, очевидно, не случайно, что в позднем варианте этой картины Брейгель придал башне еще меньшую неустойчивость. налицо отход от идеального равновесия композиции Ренессанса.

Тинторетто «Похищение тела св. Марка из Александрии». Тинторетто-художник, который завещает классический вариант Ренессанса. В этой картине также налицо отход от принципа классической симметрии.    Тинторетто - художник, который завершает классический вариант Ренессанса. В этой картине также налицо отход от принципа классической симметрии.

Тинторетто «Похищение тела св. Марка из Александрии».

Тинторетто-художник, который завещает классический вариант Ренессанса. В этой картине также налицо отход от принципа классической симметрии.

   Тинторетто - художник, который завершает классический вариант Ренессанса. В этой картине также налицо отход от принципа классической симметрии.

Выделить картины с диагональной композицией.

Выделить картины с диагональной композицией.

1. Тинтортто «Происхождение Млечного пути» 2. Тинторетто «Тайная вечеря» : Утверждать, что отход от классического ренессансного стиля, наблюдаемый в картинах Тинторетто, Брейгеля и других художников того времени, напрямую связан с идеей Коперника неверно, но необходимо понимать, что идея Коперника изменила умонастроения того времени, а живопись лишь отразила изменившееся мироощущение, что мы и наблюдаем в картинах Тинторетто, Брейгеля. Идея Коперника разрушила одну из основополагающих идей мировоззрения эпохи Ренессанса, что человек - в ценре мироздания, соответственно изменилось и само отношение к человеку. Величественный и совершенный человек-творец, человек, которому все под силу, все доступно,- универсальный человек эпохи Ренессанса в период Позднего Ренессанса мельчает, теряет свою мощь и превращается в часть безликой массы.   4. Микеланджело «Св.  семейство» 3. Рафаэль «Обручение 5. Рафаэль «Мадонна Марии» с младенцем»

1. Тинтортто «Происхождение

Млечного пути»

2. Тинторетто «Тайная вечеря»

: Утверждать, что отход от классического ренессансного стиля, наблюдаемый в картинах Тинторетто, Брейгеля и других художников того времени, напрямую связан с идеей Коперника неверно, но необходимо понимать, что идея Коперника изменила умонастроения того времени, а живопись лишь отразила изменившееся мироощущение, что мы и наблюдаем в картинах Тинторетто, Брейгеля. Идея Коперника разрушила одну из основополагающих идей мировоззрения эпохи Ренессанса, что человек - в ценре мироздания, соответственно изменилось и само отношение к человеку. Величественный и совершенный человек-творец, человек, которому все под силу, все доступно,- универсальный человек эпохи Ренессанса в период Позднего Ренессанса мельчает, теряет свою мощь и превращается в часть безликой массы.

4. Микеланджело «Св.

семейство»

3. Рафаэль «Обручение

5. Рафаэль «Мадонна

Марии»

с младенцем»

Иероним Босх Иероним Босх (около 1450/60–1516), нидерландский живописец. Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами. Поэтические пейзажные фоны, смелые жизненные наблюдения, метко схваченные художником народные типы и бытовые сцены подготовили почву для формирования нидерландского бытового жанра и пейзажа ; тяга к иронии и иносказанию, к воплощению в гротескно-сатирической форме широкой картины народной жизни способствовали становлению творческой манеры Питера Брейгеля.

Иероним Босх

  • Иероним Босх (около 1450/60–1516), нидерландский живописец. Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами. Поэтические пейзажные фоны, смелые жизненные наблюдения, метко схваченные художником народные типы и бытовые сцены подготовили почву для формирования нидерландского бытового жанра и пейзажа ; тяга к иронии и иносказанию, к воплощению в гротескно-сатирической форме широкой картины народной жизни способствовали становлению творческой манеры Питера Брейгеля.

"Блудный сын" 1503, Музей Бойманс ван Бейнинген, Роттердам

"Корабль дураков " 1490-1500, Музей Лувр, Париж

  • По морю житейской судьбы без руля и без ветрил плывет корабль. Куда держит он путь? К каким берегам он должен пристать? Мачта корабля проросла пышной кроной. Здесь нашли себе пристанище беспросветные гуляки, сварливые жены, отъявленные бездельники, ловкие шарлатаны и шуты.
В основу сюжета положены канонические темы сотворения мира, рая и ада. В центральной части – волшебный сад, населенный множеством обнаженных мужчин и женщин. Они плавают в причудливых водоемах. Лица людей лишены каких бы то ни было чувств и индивидуальных характеристик. Сад неземных наслаждений.  Около 1510г.
  • В основу сюжета положены канонические темы сотворения мира, рая и ада. В центральной части – волшебный сад, населенный множеством обнаженных мужчин и женщин. Они плавают в причудливых водоемах. Лица людей лишены каких бы то ни было чувств и индивидуальных характеристик.

Сад неземных наслаждений. Около 1510г.

«Несение креста»,Гент.

«Несение креста»,Гент.

Видеоряд: Брейгель

Видеоряд: Брейгель "Триумф смерти", "Несение креста", "Падение Икара", "Слепые".

Человек на картинах художника предстает перед нами обычным, незначительным, как часть безликой массы. Дыхание реальной жизни, жестокой и кровавой, проникает в искусство и свидетельствует о гибели ренессансного идеала.

В чем причина гибели ренессансного идеала? Почему он оказался несостоятелен?

В чем причина гибели ренессансного идеала? Почему он оказался несостоятелен?

Неосуществимой и утопичной была изначально установка искусства Ренессанса, в соответствии с которой считалось, что идеальное внутренне присуще реальности, надо только суметь извлечь и воплотить эти идеалы, т.е. идеал не нужно придумывать (изобретать) самому, потому что идеальное - это основа реального мира; задача художника (а значит, и поэта, музыканта...) - увидеть идеал, сняв с него нагрубевшие наслоения, и воплотить в живописи либо в скульптуре, поэзии. Именно это и порождало невиданные образы совершенства, как, например,

Неосуществимой и утопичной была изначально установка искусства Ренессанса, в соответствии с которой считалось, что идеальное внутренне присуще реальности, надо только суметь извлечь и воплотить эти идеалы, т.е. идеал не нужно придумывать (изобретать) самому, потому что идеальное - это основа реального мира; задача художника (а значит, и поэта, музыканта...) - увидеть идеал, сняв с него нагрубевшие наслоения, и воплотить в живописи либо в скульптуре, поэзии. Именно это и порождало невиданные образы совершенства, как, например, "Сикстинская капелла" Микеланджело

"Джоконда" Леонардо да Винчи и др. Но реальная жизнь (бытовая жизнь эпохи Возрождения) была жестокой и кровавой (доносы, интриги, убийства были в порядке вещей). Противоречие между реальными возможностями человека и воплощаемым в лучших образах художественного творчества идеалом в итоге приводили к пониманию того, что идеал осуществить нельзя.

   Показательна в этом отношении картина Брейгеля

   Показательна в этом отношении картина Брейгеля "Слепые", где он поднимается до уровня воссоздания трагедии человечества: слепые ведут слепых. Алчные, хитрые, злобные, каждый из слепцов тем отвратительнее, чем больше осмысленности в их лицах, и тем очевиднее духовная слепота, неизбежно ведущая к падению. По контрасту спокойна и вечна в своей чистоте природа.    Эта картина Брейгеля ярко иллюстрирует крушение светлого и гармоничного мироощущения, ставшего основой искусства Ренессанса, и свидетельствует о гибели ренессансного идеала

1. Какая идея Коперника внесла замешательство в культурное и художественное сознание 16 века?  2. Что ознаменовал на рубеже 16-17 веков переход от классической симметрии к диагональной композиции?  3. Какое представление было разрушено идеей Коперника?  4. Объяснить причину гибели идеала Ренессанса?

1. Какая идея Коперника внесла замешательство в культурное и художественное сознание 16 века? 2. Что ознаменовал на рубеже 16-17 веков переход от классической симметрии к диагональной композиции? 3. Какое представление было разрушено идеей Коперника? 4. Объяснить причину гибели идеала Ренессанса?

Домашнее задание:   1. Работа с репродукциями: сравнительное описание какой-либо картины Леонардо, Рафаэля и одной из картин Брейгеля или Босха.  2. Ознакомиться творчеством Босха, Дюрера, Кранаха (по выбору)

Домашнее задание:

  • 1. Работа с репродукциями: сравнительное описание какой-либо картины Леонардо, Рафаэля и одной из картин Брейгеля или Босха. 2. Ознакомиться творчеством Босха, Дюрера, Кранаха (по выбору)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!