Северное Возрождение. Живопись нидерландских мастеров
Гибель ренессансного идеала.
1. Автор и название работы
2. Основоположником венецианской школы живописи считается…
3.Автор и название работы
4. О каком художнике писал испанский художник 17 века Диего Веласкес : «В Венеции – все совершенство красоты ! Я отдаю первое место живописи, знаменосцем которой является … ».
Тициан
5. Кто не является современником Тициана и почему?
а
в
б
д
г
Цель: проследить взаимосвязь произведений искусства с культурой, выявив связь между следующими фактами:
Факт 1. Николай Коперник внес замешательство в культурное и художественное сознание своих современников, его идея о том, что Земля не является центром Вселенной, породила разные формы переживаний.
Факт 2. В конце 16-нач.17 века переход от классической симметрии возрождения к диагональной композиции, что ознаменовало возникновения т.з. на живописное полотно, т.е. зритель, как и художник, может свободно менять т.з. и необязательно непременно останавливаться напротив центральной оси действия.
Определить, соблюдается ли в данных картинах принцип классической симметрии.
2. Филиппо Липпи
«Мадонна с
младенцем»
1. Поллайло «Св.
Себастьян».
"Вавилонская башня" Брейгеля - столь грандиозной сооружение очень неустойчиво из-за легкого наклона. Известно, что Брейгель несколько раз писал картину на этот сюжет, любопытно и, очевидно, не случайно, что в позднем варианте этой картины Брейгель придал башне еще меньшую неустойчивость. налицо отход от идеального равновесия композиции Ренессанса.
3. Питер Брейгель
«Вавилонская башня»
"Вавилонская башня" Брейгеля - столь грандиозной сооружение очень неустойчиво из-за легкого наклона. Известно, что Брейгель несколько раз писал картину на этот сюжет, любопытно и, очевидно, не случайно, что в позднем варианте этой картины Брейгель придал башне еще меньшую неустойчивость. налицо отход от идеального равновесия композиции Ренессанса.
Тинторетто «Похищение тела св. Марка из Александрии».
Тинторетто-художник, который завещает классический вариант Ренессанса. В этой картине также налицо отход от принципа классической симметрии.
Тинторетто - художник, который завершает классический вариант Ренессанса. В этой картине также налицо отход от принципа классической симметрии.
Выделить картины с диагональной композицией.
1. Тинтортто «Происхождение
Млечного пути»
2. Тинторетто «Тайная вечеря»
: Утверждать, что отход от классического ренессансного стиля, наблюдаемый в картинах Тинторетто, Брейгеля и других художников того времени, напрямую связан с идеей Коперника неверно, но необходимо понимать, что идея Коперника изменила умонастроения того времени, а живопись лишь отразила изменившееся мироощущение, что мы и наблюдаем в картинах Тинторетто, Брейгеля. Идея Коперника разрушила одну из основополагающих идей мировоззрения эпохи Ренессанса, что человек - в ценре мироздания, соответственно изменилось и само отношение к человеку. Величественный и совершенный человек-творец, человек, которому все под силу, все доступно,- универсальный человек эпохи Ренессанса в период Позднего Ренессанса мельчает, теряет свою мощь и превращается в часть безликой массы.
4. Микеланджело «Св.
семейство»
3. Рафаэль «Обручение
5. Рафаэль «Мадонна
Марии»
с младенцем»
Иероним Босх
- Иероним Босх (около 1450/60–1516), нидерландский живописец. Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами. Поэтические пейзажные фоны, смелые жизненные наблюдения, метко схваченные художником народные типы и бытовые сцены подготовили почву для формирования нидерландского бытового жанра и пейзажа ; тяга к иронии и иносказанию, к воплощению в гротескно-сатирической форме широкой картины народной жизни способствовали становлению творческой манеры Питера Брейгеля.
"Блудный сын" 1503, Музей Бойманс ван Бейнинген, Роттердам
"Корабль дураков " 1490-1500, Музей Лувр, Париж
- По морю житейской судьбы без руля и без ветрил плывет корабль. Куда держит он путь? К каким берегам он должен пристать? Мачта корабля проросла пышной кроной. Здесь нашли себе пристанище беспросветные гуляки, сварливые жены, отъявленные бездельники, ловкие шарлатаны и шуты.
- В основу сюжета положены канонические темы сотворения мира, рая и ада. В центральной части – волшебный сад, населенный множеством обнаженных мужчин и женщин. Они плавают в причудливых водоемах. Лица людей лишены каких бы то ни было чувств и индивидуальных характеристик.
Сад неземных наслаждений. Около 1510г.
«Несение креста»,Гент.
Видеоряд: Брейгель "Триумф смерти", "Несение креста", "Падение Икара", "Слепые".
Человек на картинах художника предстает перед нами обычным, незначительным, как часть безликой массы. Дыхание реальной жизни, жестокой и кровавой, проникает в искусство и свидетельствует о гибели ренессансного идеала.
В чем причина гибели ренессансного идеала? Почему он оказался несостоятелен?
Неосуществимой и утопичной была изначально установка искусства Ренессанса, в соответствии с которой считалось, что идеальное внутренне присуще реальности, надо только суметь извлечь и воплотить эти идеалы, т.е. идеал не нужно придумывать (изобретать) самому, потому что идеальное - это основа реального мира; задача художника (а значит, и поэта, музыканта...) - увидеть идеал, сняв с него нагрубевшие наслоения, и воплотить в живописи либо в скульптуре, поэзии. Именно это и порождало невиданные образы совершенства, как, например, "Сикстинская капелла" Микеланджело
"Джоконда" Леонардо да Винчи и др. Но реальная жизнь (бытовая жизнь эпохи Возрождения) была жестокой и кровавой (доносы, интриги, убийства были в порядке вещей). Противоречие между реальными возможностями человека и воплощаемым в лучших образах художественного творчества идеалом в итоге приводили к пониманию того, что идеал осуществить нельзя.
Показательна в этом отношении картина Брейгеля "Слепые", где он поднимается до уровня воссоздания трагедии человечества: слепые ведут слепых. Алчные, хитрые, злобные, каждый из слепцов тем отвратительнее, чем больше осмысленности в их лицах, и тем очевиднее духовная слепота, неизбежно ведущая к падению. По контрасту спокойна и вечна в своей чистоте природа. Эта картина Брейгеля ярко иллюстрирует крушение светлого и гармоничного мироощущения, ставшего основой искусства Ренессанса, и свидетельствует о гибели ренессансного идеала
1. Какая идея Коперника внесла замешательство в культурное и художественное сознание 16 века? 2. Что ознаменовал на рубеже 16-17 веков переход от классической симметрии к диагональной композиции? 3. Какое представление было разрушено идеей Коперника? 4. Объяснить причину гибели идеала Ренессанса?
Домашнее задание:
- 1. Работа с репродукциями: сравнительное описание какой-либо картины Леонардо, Рафаэля и одной из картин Брейгеля или Босха. 2. Ознакомиться творчеством Босха, Дюрера, Кранаха (по выбору)