СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Северный Кавказ. Кавказ – самые высокие горы России

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Северный Кавказ. Кавказ – самые высокие горы России

Просмотр содержимого документа
«Северный Кавказ. Кавказ – самые высокие горы России»

Учитель географии

высшей категории Шпакова Н.Л.


Конспект урока


Тема: «Северный Кавказ. Кавказ – самые высокие горы России», 8 класс


Тип урока: изложение нового материала.


Форма проведения урока: урок-путешествие.


Цели и задачи урока:


  1. Обучающие: создать образ Кавказских гор, сформировать знания о рельефе, климате, высотной поясности.

  2. Развивающие: способствовать развитию логического мышления, умению правильно обобщать данные и делать вывод; развивать активность и познавательный интерес, коммуникативные умения взаимодействия в группах.

  3. Воспитательная: воспитывать в подростках чувство любви к малой родине.


Технологии: технология развивающего обучения (модульное обучение).


Методы и приемы: поисковый, эвристический, групповая работа.


УМК:


  1. Учебник Географии 8 класс «Природа России» Бариновой И.И.

  2. Поурочные разработки по географии 8 класс. Жижина Е.А.

  3. Физическая карта «Кавказ».

  4. Контурные карты, атласы, модули.

  5. Занимательное краеведение. Гниловской В.Г.

  6. За страницами учебника географии. Максимов Н.А.

  7. Компьютерная презентация.



1.Организационно-мотивационный этап.


Вступительное слово учителя.


У: Начнем мы наш урок географии необычно – со стихотворения, одно слово в котором пропущено.


Звучит музыка.


Тебе,….., суровый царь земли,

Я посвящаю снова стих небрежный.

Как сына ты его благослови

И осени вершиной белоснежной,

От юных лет к тебе мечты мои

Прикованы судьбою неизбежной,

На севере – в стране тебе чужой –

Я сердцем твой – всегда и всюду твой.



У: Знакомы ли вам эти строки? Кто из великих поэтов их написал? Он много раз побывал в наших краях. Даю подсказку: погиб на дуэли. (М.Ю.Лермонтов)


У: Вы, наверное, догадались о какой горной стране здесь говориться?


Д: О Кавказе.


У: Назовите тему нашего урока.

У: Поэтому тема нашего урока «Северный Кавказ. Кавказ – самые высокие горы России».


У: Ребята, а вы знаете, почему горы назвали Кавказскими? Что означает слово Кавказ?


Д: Впервые упоминается в сочинениях древних греков около 2500 лет назад. Слово «Кавказ» означает с более древнего санскритского языка «блестящие горы».


2. Определение цели урока, постановка задач.


У: Обратите внимание на демонстрационный стол. Что вы видите? Минеральная вода, чеканка, статуэтка орла, кинжал, сборники стихов Пушкина, Лермонтова, папаха.


У: Какие ассоциации, связанные с Кавказом, они у вас вызывают?


У: А вы хотели бы отправиться в путешествие? А что бы вы хотели узнать о Кавказе?

( Узнать о строении и рельефе Кавказа, рассмотреть климатические особенности, познакомиться с растительным и животным миром).


У: Но совершить настоящее путешествие невозможно без знаний об этом районе. Кавказские горы коварны! На уроках географии все возможно! Мы будем покорять Эльбрус и этапы покорения отмечать на схеме.


3. Работа с физической картой «Кавказ», атласом.


У: Откройте тетради, запишите тему урока «Северный Кавказ. Кавказ – самые высокие горы России».


I этап


У: Назовите регион, где мы проживаем? (Северный Кавказ).


У: Как любому путешественнику, нам нужна карта – схема, и мы ее сейчас составим. Откройте атлас стр.39 и смотрите внимательно на доску. Определим особенности географического положения Кавказа.


Ребята, где расположены горы?

Горы расположены к югу от Русской равнины. Отделены от нее Кумо-Манычской впадиной. На западе ограничены Черным и Азовским, на востоке – Каспийским. Высшая точка –г.Эльбрус (5642 м). Горы расположены между Таманским и Апшеронским полуостровом. В состав Кавказа входит: Предкавказье, Большой Кавказ и Закавказье. По Главному Кавказскому (Водораздельный) хребту проходит государственная граница России, с какими странами? - Закавказьем.



Работа на контурной карте.


II этап.


Наше путешествие продолжается. Мы на высоте - 3800 метров. Начинается новый подъем. Восхождение начнем группами.



Каждая группа получает пакет с заданием. Работа по модулям.


1. Определить особенности рельефа Кавказа.

2. Составить краткую характеристику климата Кавказа.

3. Выявить закономерности в размещении природных зон Кавказа.

4. Анализ высотной поясности Кавказских гор.


Отчет первой группы.


Отчет II группы. Записать новые термины в тетрадь.



У: Подъем продолжается. Я предлагаю на высоте - 5000 метров разбить лагерь.


III этап.


Отчет третьей группы.


Отчет четвертой группы.


У: Какие элементы природы Кавказа мы рассмотрели? Значение новых терминов вы посмотрите дома в №30.


IV этап. До цели осталось совсем немного.


У: Посмотрите на горы Кавказа. Они остроконечны, что это означает? ( Это молодые горы - Альпийской складчатости, продолжается горообразование).


У: Ребята, скажите, а есть ли на Кавказе вулканы? (г..Эльбрус – это потухший вулкан).

У: Это спорный вопрос. В недрах Эльбруса остывает магма, она снабжает источники углекислым газом, превращая их в нарзаны.


У: А вы, знаете, что означает слово Эльбрус? В современном слове Эльбрус, видимо, слились его грузинское наименование «Ялбуз», что означает «грива снега», и осетинское «Алборс», т.е. «Высокая гора». Другие народы дали ему имена «Царь горных духов». «Гора дня», черкесы называли Эльбрус «Приносящей счастье горой». У первых русских поселенцев на Ставрополье он был известен под именем «Шат-гора».


У: А есть ли вулканы в Ставропольском крае? Мы называем этот район, где расположены горы, Пятигорьем. Это молодые горы, им всего лишь по 10 млн.лет. Хотя их не пять, а семнадцать вулканических гор. Их можно назвать несостоявшимися, так как магма у многих из этих гор, поднимаясь из земных недр, не смогла пробить толщи вышележащих горных пород и лишь приподняли их над окружающей местностью в виде высоких куполов. Но некоторые горы извергались.


У: А теперь, ребята, оглянитесь вокруг, посмотрите вниз с высоты птичьего полета. Как живописна природа Кавказа! Краем легенд называют Кавказ. Расскажите легенды.


(У: Легенда о происхождении Кавказа).


  1. Закрепление. Рефлексия.


У: Молодцы ребята, Эльбрус нашими знаниями покорен! Но это мы работали все вместе, а каждый из вас достиг своей высоты. Оцените свои знания. Возьмите листочки. Отметьте их на схеме, на той высоте, которую вы считаете покоренной. Приятно видеть, что ваши знания о нашей малой родине находятся на такой высоте.


  1. Итоги урока.


Как настоящие туристы мы к настоящему восхождению подготовились, а за покорение Эльбруса вы получите вымпел с оценкой.


Наша жизнь - это взлеты и падения, восхождение на вершины и опасный спуск. Я люблю творчество В.Высоцкого. У него есть слова, которые мне так близки.


Как Вечным огнем,

Сверкает днем

Вершина изумрудным льдом –

Которую ты так и не покорил.


Я желаю вам успешного покорения вершин. Спасибо за работу!


6.Домашнее задание.

№30.






Группа №1.


Модуль №1 Рельеф Кавказа.


Цель: определение особенностей рельефа Кавказа. Выявление закономерностей в размещении полезных ископаемых.


Литература: атлас стр. 10 карта «Тектоника и минеральные ресурсы», учебник стр.64.


По рисунку 64 стр.165 учебника расскажите о геологическом строении Кавказа. Заполни пропуски.


Предкавказье представляет собой ______________ плиту докайнозойской складчатости. На поверхности залегают _____________________породы: ________________ сланцы, ______________, __________________, кристаллические сланцы. Большой Кавказ образовался в ___________________ складчатость, геологический период – неогеновый и четвертичный. Это высокие складчатые горы, сложенные магматическими и метаморфическими породами: _________________, ______________. К осадочному чехлу пород Предкавказья приурочены полезные ископаемые: _______________ и _______________. В Большом Кавказе встречаются медь, ________________, вольфрамовые руды. Закономерность в размещении полезных ископаемых следующая: к платформенным областям приурочены _________________ полезные ископаемые, в складчатых областях __________________.



Ключ к модулю.


Молодая плита, осадочные породы, глинистые сланцы, песчаники, известняки, альпийская складчатость, граниты, гнейсы, нефть, газ, полиметаллы, осадочные полезные ископаемые, руды металлов.


Запомни! Новый термин:


куэсты - это гряды, у которых один склон пологий, а другой – круто обрывающийся. (Куэстовое строение имеют хребты Скалистый и Пастбищный)




Группа №2.


Модуль №2 Климат Кавказа.


Цель: Составление краткой характеристики климата Кавказа.


Литература: атлас стр.14, учебник стр.165.


Заполни пропуски.



Предкавказье находится в _______________ климатическом поясе, Черноморское побережье в ______________________ климатическом поясе, а Большой Кавказ в области ________________ климата. В Предкавказье средняя температура июля составляет _______, средняя температура января ________. В районе Сочи самая теплая зима с температурой января + 6 градусов. Количество осадков в Предкавказье - ______ мм, а в горах -____ мм. Климат западных и восточных частей Кавказа отличается, потому, что большое значение оказывают воздушные массы, приходящие с _____________ океана. В горах с высотой температура __________________. Основные речные системы ___________, __________.


Ключ к модулю.


Умеренный, субтропический, высокогорный, +20 градусов, - 10 градусов, от 600 до 250 мм, более 2500 мм, Атлантический океан, понижается, Кубань, Терек.


Запомни! Новые термины:

Фен – теплый ветер. Образуется при опускании холодного воздуха.


Бора – это сильный холодный нисходящий ветер.

Группа №3


Модуль №3 Природные зоны Кавказа.


Цель: Выявление закономерностей размещения природных зон Кавказа.


Литература: атлас стр.20, 22, 26.


Заполни пропуски.


Территория Кавказа размещена в ___ природных зонах: _________, ____________ и _______________, смешанные и широколиственные леса, субтропики. Закономерная смена степей полупустынями и пустынями при движении с запада на восток объясняется изменением _______________, увлажнения, __________. В степях преобладают травяные растения. Например: ___________, ____________, ___________, __________. Распространены животные: змеи, _________, _________, _________,___________, зубр. Какие из перечисленных животных занесены в Красную книгу? Назовите заповедники Кавказа?



Ключ к модулю.


4, Степь, пустыни и полупустыни, температура, почвы, душица, алтей, пастушья сумка, ромашка, лиса, заяц, суслик, хомяк.


Запомни! Новый термин:


Плавни - обширные заболоченные пространства, покрытые камышом и тростником. Находятся в районе Кубани и Терека.

Группа № 4






4 Высотная поясность Кавказа.


Цель: Проанализировать высотную поясность Кавказа.


Литература: учебник стр.168.


1.По схеме расскажите о высотной поясности Большого Кавказа. Назовите природные зоны гор.


Заполни пропуски.


2. Границы высотных поясов на западных и восточных склонах расположены на разной высоте, потому, западные склоны более _____________, чем восточные. На Кавказе много высотных поясов, потому что чем _________горы и ближе к экватору, тем __________________ набор природных зон. На западных склонах границы поясов располагаются ___________ , а восточные ___________.




















Ключ к модулю.


Увлажненные, выше, больше, выше, ниже.


9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!