Учитель географии
высшей категории Шпакова Н.Л.
Конспект урока
Тема: «Северный Кавказ. Кавказ – самые высокие горы России», 8 класс
Тип урока: изложение нового материала.
Форма проведения урока: урок-путешествие.
Цели и задачи урока:
Обучающие: создать образ Кавказских гор, сформировать знания о рельефе, климате, высотной поясности.
Развивающие: способствовать развитию логического мышления, умению правильно обобщать данные и делать вывод; развивать активность и познавательный интерес, коммуникативные умения взаимодействия в группах.
Воспитательная: воспитывать в подростках чувство любви к малой родине.
Технологии: технология развивающего обучения (модульное обучение).
Методы и приемы: поисковый, эвристический, групповая работа.
УМК:
Учебник Географии 8 класс «Природа России» Бариновой И.И.
Поурочные разработки по географии 8 класс. Жижина Е.А.
Физическая карта «Кавказ».
Контурные карты, атласы, модули.
Занимательное краеведение. Гниловской В.Г.
За страницами учебника географии. Максимов Н.А.
Компьютерная презентация.
1.Организационно-мотивационный этап.
Вступительное слово учителя.
У: Начнем мы наш урок географии необычно – со стихотворения, одно слово в котором пропущено.
Звучит музыка.
Тебе,….., суровый царь земли,
Я посвящаю снова стих небрежный.
Как сына ты его благослови
И осени вершиной белоснежной,
От юных лет к тебе мечты мои
Прикованы судьбою неизбежной,
На севере – в стране тебе чужой –
Я сердцем твой – всегда и всюду твой.
У: Знакомы ли вам эти строки? Кто из великих поэтов их написал? Он много раз побывал в наших краях. Даю подсказку: погиб на дуэли. (М.Ю.Лермонтов)
У: Вы, наверное, догадались о какой горной стране здесь говориться?
Д: О Кавказе.
У: Назовите тему нашего урока.
У: Поэтому тема нашего урока «Северный Кавказ. Кавказ – самые высокие горы России».
У: Ребята, а вы знаете, почему горы назвали Кавказскими? Что означает слово Кавказ?
Д: Впервые упоминается в сочинениях древних греков около 2500 лет назад. Слово «Кавказ» означает с более древнего санскритского языка «блестящие горы».
2. Определение цели урока, постановка задач.
У: Обратите внимание на демонстрационный стол. Что вы видите? Минеральная вода, чеканка, статуэтка орла, кинжал, сборники стихов Пушкина, Лермонтова, папаха.
У: Какие ассоциации, связанные с Кавказом, они у вас вызывают?
У: А вы хотели бы отправиться в путешествие? А что бы вы хотели узнать о Кавказе?
( Узнать о строении и рельефе Кавказа, рассмотреть климатические особенности, познакомиться с растительным и животным миром).
У: Но совершить настоящее путешествие невозможно без знаний об этом районе. Кавказские горы коварны! На уроках географии все возможно! Мы будем покорять Эльбрус и этапы покорения отмечать на схеме.
3. Работа с физической картой «Кавказ», атласом.
У: Откройте тетради, запишите тему урока «Северный Кавказ. Кавказ – самые высокие горы России».
I этап
У: Назовите регион, где мы проживаем? (Северный Кавказ).
У: Как любому путешественнику, нам нужна карта – схема, и мы ее сейчас составим. Откройте атлас стр.39 и смотрите внимательно на доску. Определим особенности географического положения Кавказа.
Ребята, где расположены горы?
Горы расположены к югу от Русской равнины. Отделены от нее Кумо-Манычской впадиной. На западе ограничены Черным и Азовским, на востоке – Каспийским. Высшая точка –г.Эльбрус (5642 м). Горы расположены между Таманским и Апшеронским полуостровом. В состав Кавказа входит: Предкавказье, Большой Кавказ и Закавказье. По Главному Кавказскому (Водораздельный) хребту проходит государственная граница России, с какими странами? - Закавказьем.
Работа на контурной карте.
II этап.
Наше путешествие продолжается. Мы на высоте - 3800 метров. Начинается новый подъем. Восхождение начнем группами.
Каждая группа получает пакет с заданием. Работа по модулям.
1. Определить особенности рельефа Кавказа.
2. Составить краткую характеристику климата Кавказа.
3. Выявить закономерности в размещении природных зон Кавказа.
4. Анализ высотной поясности Кавказских гор.
Отчет первой группы.
Отчет II группы. Записать новые термины в тетрадь.
У: Подъем продолжается. Я предлагаю на высоте - 5000 метров разбить лагерь.
III этап.
Отчет третьей группы.
Отчет четвертой группы.
У: Какие элементы природы Кавказа мы рассмотрели? Значение новых терминов вы посмотрите дома в №30.
IV этап. До цели осталось совсем немного.
У: Посмотрите на горы Кавказа. Они остроконечны, что это означает? ( Это молодые горы - Альпийской складчатости, продолжается горообразование).
У: Ребята, скажите, а есть ли на Кавказе вулканы? (г..Эльбрус – это потухший вулкан).
У: Это спорный вопрос. В недрах Эльбруса остывает магма, она снабжает источники углекислым газом, превращая их в нарзаны.
У: А вы, знаете, что означает слово Эльбрус? В современном слове Эльбрус, видимо, слились его грузинское наименование «Ялбуз», что означает «грива снега», и осетинское «Алборс», т.е. «Высокая гора». Другие народы дали ему имена «Царь горных духов». «Гора дня», черкесы называли Эльбрус «Приносящей счастье горой». У первых русских поселенцев на Ставрополье он был известен под именем «Шат-гора».
У: А есть ли вулканы в Ставропольском крае? Мы называем этот район, где расположены горы, Пятигорьем. Это молодые горы, им всего лишь по 10 млн.лет. Хотя их не пять, а семнадцать вулканических гор. Их можно назвать несостоявшимися, так как магма у многих из этих гор, поднимаясь из земных недр, не смогла пробить толщи вышележащих горных пород и лишь приподняли их над окружающей местностью в виде высоких куполов. Но некоторые горы извергались.
У: А теперь, ребята, оглянитесь вокруг, посмотрите вниз с высоты птичьего полета. Как живописна природа Кавказа! Краем легенд называют Кавказ. Расскажите легенды.
(У: Легенда о происхождении Кавказа).
Закрепление. Рефлексия.
У: Молодцы ребята, Эльбрус нашими знаниями покорен! Но это мы работали все вместе, а каждый из вас достиг своей высоты. Оцените свои знания. Возьмите листочки. Отметьте их на схеме, на той высоте, которую вы считаете покоренной. Приятно видеть, что ваши знания о нашей малой родине находятся на такой высоте.
Итоги урока.
Как настоящие туристы мы к настоящему восхождению подготовились, а за покорение Эльбруса вы получите вымпел с оценкой.
Наша жизнь - это взлеты и падения, восхождение на вершины и опасный спуск. Я люблю творчество В.Высоцкого. У него есть слова, которые мне так близки.
Как Вечным огнем,
Сверкает днем
Вершина изумрудным льдом –
Которую ты так и не покорил.
Я желаю вам успешного покорения вершин. Спасибо за работу!
6.Домашнее задание.
№30.
Группа №1.
Модуль №1 Рельеф Кавказа.
Цель: определение особенностей рельефа Кавказа. Выявление закономерностей в размещении полезных ископаемых.
Литература: атлас стр. 10 карта «Тектоника и минеральные ресурсы», учебник стр.64.
По рисунку 64 стр.165 учебника расскажите о геологическом строении Кавказа. Заполни пропуски.
Предкавказье представляет собой ______________ плиту докайнозойской складчатости. На поверхности залегают _____________________породы: ________________ сланцы, ______________, __________________, кристаллические сланцы. Большой Кавказ образовался в ___________________ складчатость, геологический период – неогеновый и четвертичный. Это высокие складчатые горы, сложенные магматическими и метаморфическими породами: _________________, ______________. К осадочному чехлу пород Предкавказья приурочены полезные ископаемые: _______________ и _______________. В Большом Кавказе встречаются медь, ________________, вольфрамовые руды. Закономерность в размещении полезных ископаемых следующая: к платформенным областям приурочены _________________ полезные ископаемые, в складчатых областях __________________.
Ключ к модулю.
Молодая плита, осадочные породы, глинистые сланцы, песчаники, известняки, альпийская складчатость, граниты, гнейсы, нефть, газ, полиметаллы, осадочные полезные ископаемые, руды металлов.
Запомни! Новый термин:
куэсты - это гряды, у которых один склон пологий, а другой – круто обрывающийся. (Куэстовое строение имеют хребты Скалистый и Пастбищный)
Группа №2.
Модуль №2 Климат Кавказа.
Цель: Составление краткой характеристики климата Кавказа.
Литература: атлас стр.14, учебник стр.165.
Заполни пропуски.
Предкавказье находится в _______________ климатическом поясе, Черноморское побережье в ______________________ климатическом поясе, а Большой Кавказ в области ________________ климата. В Предкавказье средняя температура июля составляет _______, средняя температура января ________. В районе Сочи самая теплая зима с температурой января + 6 градусов. Количество осадков в Предкавказье - ______ мм, а в горах -____ мм. Климат западных и восточных частей Кавказа отличается, потому, что большое значение оказывают воздушные массы, приходящие с _____________ океана. В горах с высотой температура __________________. Основные речные системы ___________, __________.
Ключ к модулю.
Умеренный, субтропический, высокогорный, +20 градусов, - 10 градусов, от 600 до 250 мм, более 2500 мм, Атлантический океан, понижается, Кубань, Терек.
Запомни! Новые термины:
Фен – теплый ветер. Образуется при опускании холодного воздуха.
Бора – это сильный холодный нисходящий ветер.
Группа №3
Модуль №3 Природные зоны Кавказа.
Цель: Выявление закономерностей размещения природных зон Кавказа.
Литература: атлас стр.20, 22, 26.
Заполни пропуски.
Территория Кавказа размещена в ___ природных зонах: _________, ____________ и _______________, смешанные и широколиственные леса, субтропики. Закономерная смена степей полупустынями и пустынями при движении с запада на восток объясняется изменением _______________, увлажнения, __________. В степях преобладают травяные растения. Например: ___________, ____________, ___________, __________. Распространены животные: змеи, _________, _________, _________,___________, зубр. Какие из перечисленных животных занесены в Красную книгу? Назовите заповедники Кавказа?
Ключ к модулю.
4, Степь, пустыни и полупустыни, температура, почвы, душица, алтей, пастушья сумка, ромашка, лиса, заяц, суслик, хомяк.
Запомни! Новый термин:
Плавни - обширные заболоченные пространства, покрытые камышом и тростником. Находятся в районе Кубани и Терека.
Группа № 4
№4 Высотная поясность Кавказа.
Цель: Проанализировать высотную поясность Кавказа.
Литература: учебник стр.168.
1.По схеме расскажите о высотной поясности Большого Кавказа. Назовите природные зоны гор.
Заполни пропуски.
2. Границы высотных поясов на западных и восточных склонах расположены на разной высоте, потому, западные склоны более _____________, чем восточные. На Кавказе много высотных поясов, потому что чем _________горы и ближе к экватору, тем __________________ набор природных зон. На западных склонах границы поясов располагаются ___________ , а восточные ___________.
Ключ к модулю.
Увлажненные, выше, больше, выше, ниже.
9