Северо-Запад: хозяйство
Цели урока:
Раскрыть особенности хозяйства Северо-Запада.
Выяснить, как экономические связи повлияли на специализацию района.
Выяснить, как изменилось положение Северо-Запада после распада СССР.
Определить особенности сельской местности Северо-Запада.
Дать характеристику Калининградской области.
Основное содержание: хозяйство Северо-Запада. Отрасли специализации. Изменение специализации района во времени. Влияние экономических связей на развитие хозяйства. Сельская местность Северо-Запада.
Способы действий учащихся: работать в группах; осуществлять самостоятельный поиск информации; отстаивать свою позицию в обсуждении; формулировать, обосновывать и излагать собственное суждение.
Ценностный компонент урока: отношение учащихся к проблемам Северо-Запада; создание ситуаций ценностного обмена противоположными смыслами.
I. Организационный момент
Приветствие класса, объявление темы и целей урока.
II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся
Проверка домашнего задания по теме
Определите, какие из следующих утверждений правильные, а какие – неправильные:
Для Северо – Западного района характерен морской ледниковый рельеф.
Подчеркните те из перечисленных ниже областей, которые входят в состав Северо – Западного экономического района: Архангельская, Новгородская, Мурманская, Тверская, Псковская, Ленинградская, Вологодская, Калининградская.
Район отличается богатством полезных ископаемых.
В районе ведется добыча нефти и газа.
В районе ведется добыча горючих сланцев, торфа, фосфоритов и строительных материалов.
Озер и рек мало из – за засушливости климата.
На территории района насчитывается около 7 тыс. озер.
Крупнейшие озера – Ладожское и Онежское.
Новгородская область имеет выход к Ладожскому озеру.
В Калининградской области ведется добыча янтаря.
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся
IV. Изучение нового материала
В состав СЗЭР входят Калининградская обл., Ленинградская обл., Новгородская обл., Псковская обл., г. Санкт – Петербург. Площадь 210,3 тыс. кв. км. Население 8554 тыс. чел (на 1 января 2006 г.), в том числе: городское – 7348 тыс. чел., сельское – 1206 тыс. чел, г. Санкт – Петербург – 4581 тыс. чел.
ЭГП района – приморское, приграничное, выгодное (показать на карте) Район занимает второе место в стране по уровню развития, - самый маленький в стране по площади. Он расположен на северо – западе европейской части страны и занимает 1,2 % территории, сосредоточивая 5,4% населения России. По рекам и озерам этого района проходил древний торговый путь «из варяг в греки», на котором возникла Новгородская Русь. Первично экономика СЗ была связана с древними городами (Новгородом и Псковом) и торговыми путями. Это способствовало развитию здесь не только торговли, но и ремесел: обработка дерева, кожи, железа, а также производство ювелирных изделий, иконопись.
Какими ресурсами обладает СЗЭР в настоящее время? (Учащиеся определяют по картам атласа, учитель дополняет и записывает на доске названия полезных ископаемых.)
Учащиеся делают вывод о бедности района природными ресурсами:
в связи с отсутствием собственных ресурсов роль обрабатывающей промышленности является определяющей. Ведущие позиции занимает машиностроение, химическая и нефтехимическая, лесная и деревообрабатывающая промышленность (53% территории района занимают леса), производство товаров народного потребления. В качестве необходимой отрасли следует выделить электроэнергетику, базирующуюся в основном на привозное топливо (нефть, газ, уголь). Район – крупный потребитель электроэнергии. Ее вырабатывают мощные тепловые электростанции, использующие привозные энергоносители: Волховская ГЭС, Свирские ГЭС, Сланцевская ГРЭС, Псковская, Ленинградская, Киришская ГРЭС, построенные на реках Свирь, Волохов, Вуокса и др. Для более надежного обеспечение района электроэнергией под Санкт – Петебургом была сооружена и действует одна из крупнейших России Ленинградская АЭС.
Учащимся предлагается выполнить практическую работу, задание (на выполнение работы 5 мин).
Практическая работа
На контурной карте обозначьте города, которые являются административными центрами субъектов Северо – Запада.
(С.-Петербург, Псков, Великий Новгород, Калининград), покажите главные отрасли специализации этих городов.
Обозначьте АЭС и ГЭС.
Затем учащиеся называют главные отрасли специализации района и показывают на карте у доски центры машиностроения.
Агропромышленный комплекс. С/Х и пищевая промышленность в первую очередь ориентированы на обеспечение городского населения продуктами питания. С/Х специализируется на молочно – мясном скотоводстве, свиноводстве, птицеводстве, выращивании картофеля и овощей.
Экономико – географическое положение района определяется, прежде всего, значением Санкт – Петербурга, как крупнейшего морского порта России на Балтийском побережье.
Санкт – Петербург город федерального значения – город, являющийся субъектом Российской Федерации. Согласно Конституции Российской Федерации (ст.65), такой статус имеют два города: Москва и Санкт – Петербург.
Санкт – Петербург – самый северный из крупнейших городов мира.
Территория города является свободной экономической зоной – ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных и иностранных предпринимателей. Главная цель создания таких зон – решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории: внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно – технических задач.
Цели создания с точки зрения государства:
Привлечение прямых иностранных капиталов, передовых технологий производства товаров и услуг.
Создание новых рабочих мест для высококвалифицированного персонала.
Развитие экспортной базы.
Цели создания с точки зрения инвесторов:
Приближение производства к потребителю.
Минимизация затрат, связанная с отсутствием экспортных и импортных таможенных пошлин.
Доступ к инфраструктуре.
Использование более дешевой рабочей силы.
Развитие территории.
Санкт – Петербург по праву можно называть не только центром судостроения, но и автомобилестроения. Каждый четвертый автомобиль в России собран в Санкт – Петербурге: Тойота, Ниссан, Шеврале (в Шушарах), Опелль, Хендэй, Форд, Мазда – заводы этих компаний выпускают автомобили известных мировых марок.
Центром судостроения является Выборг, речного судостроения и судоремонта – Новая Ладога, Подпорожье, Петрокрепость. Ряд предприятий, кооперирующихся с заводами Санкт-Петербурга, расположены в Новгороде и Пскове, Великих Луках, Старой Руссе, Тихвине. В ближайшее время в Северной столице будет построен самый мощный в мире атомный ледокол. Предполагается, что судно будет сдано в эксплуатацию в декабре 2017 года. Как утверждают на Балтийском заводе, где будут возводить уникальное судно, для него не останется недоступных точек на земном шаре, это будет самый мощный ледокол в мире.
В Санкт-Петербурге расположены предприятия оборонной промышленности, производства ракетно-космической техники (“Арсенал”), авиационных двигателей (Завод им. В.Я.Климова), энергетического и электротехнического машиностроения (Металлический завод, “Электросила”), тяжелого машиностроения (Невский завод, “Ижорский завод” в пригородном Колпино), судостроения (“Адмиралтейские верфи”, Балтийский завод), локомотиво- и вагоностроения, тракторостроения (“Кировский завод”), станко- и приборостроения (“ЛОМО”, “Океанприбор”), электронной промышленности (“Светлана”), других отраслей точного машиностроения (Петродворцовый часовой завод). Предприятия Санкт-Петербурга производили большое количество товаров народного потребления – две трети отечественных фото- и киноаппаратов, четверть пылесосов, здесь в 1967 г. были выпущены первые в стране телевизоры цветного изображения. В настоящее время здесь выпускается 67 % телевизоров в стране, стоит задача добиться выпуска конкурентоспособной с импортной продукции.
Транспортная система представлена всеми видами транспорта, наиболее важное значение имеют железнодорожные и морские перевозки. Санкт – Петербург – крупнейший ж/д узел страны, из города расходятся 12 ж/д линий и автомобильных дорог, развит также трубопроводный, благодаря которому в район поступают газ и нефть. Санкт- Петербург крупнейший морской порт России на Балтийском море. Также развит и речной транспорт. Петербургский аэропорт Пулково – крупный центр воздушных сообщений страны.
Культура вносит весомый вклад в экономическое возрождение города, создавая рабочие места, привлекая инвестиции. Санкт – Петербург – крупнейший центр мировой и российской культуры, в котором расположено 8464 объекта культурного наследия. Из общего числа туристов, прибывающих в Россию, 70 % несколько дней проводят в городе на Неве. Архитектурный облик Санкт – Петербурга – его визитная карточка.
В списке ЮНЕСКО город находится на 8 месте из десятка самых привлекательных для туристов городов мира.
Название города – музея Петербург получил еще и за то, что здесь жили и творили многие знаменитые литераторы, художники, скульпторы, архитекторы. (Учащимся предлагается развернуться и посмотреть на портреты великих путешественников и исследователей, и назвать имя того, чей памятник установлен в Санкт – Петербурге. Это памятник Пржевальскому, чей портрет находится в классной комнате.) Затем предлагается совершить заочное путешествие в Петербург.
Путешествие в город – музей. (Просмотр презентации, посвященной памятникам архитектуры Санкт – Петербурга).
После просмотра презентации учащимся учитель задает вопрос из материалов ОГЭ:
- в чем заключается особое значение Санкт – Петербурга для экономики всего государства, привести не менее трех фактов.
1. Свободная экономическая зона, привлекающая большое количество иностранных и отечественных инвесторов.
2. Крупнейший транспортный узел мирового значения.
3. Культурный центр мирового значения.
V. Закрепление изученного материала
Дайте характеристику Северо – Западному экономическому району по следующему плану:
Приморское положение.
Выход в море.
Соседние экономические районы.
Пограничное положение.
Транспортное значение.
VI. Рефлексия
Для оценки собственного участия в уроке я предлагаю ответить на вопросы:
Удовлетворены ли вы своей работой на уроке?
Как я работал на уроке, как я себя могу оценить?
Ребята, я предлагаю вам выбрать из цветных карточек: красный – я работал отлично, зеленый – хорошо, голубой – я не очень доволен своей работой.
VII. Домашнее задание:1) изучить § 21; 2) ответить на вопросы и выполнить задания после параграфа.