Приложение № 4
1. СФЕРА ДЕЙСТВИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ГУМАНИТАРНОГО ПРАВА, ПРИМЕНЯЕМОГО В ВООРУЖЕННОМ КОНФЛИКТЕ
1.1. Содержание международного гуманитарного права, применяемого в вооруженном конфликте
Война во все периоды существования человечества являлась его неотъемлемым и самым жестоким спутником. Прошедшие войны, которые известны современной исторической науке, всегда сопровождались человеческими страданиями, жертвами, разрушениями, подрывали экономические и политические устои государственности, порождали неверие в справедливость и гуманизм. Поэтому государства как основные субъекты международного права пытались уменьшить пагубные последствия войн путем создания и правового закрепления общеобязательных норм с целью, во-первых, ограничения воюющих сторон в средствах и методах ведения военных действий и, во-вторых, защиты жертв и участников вооруженных конфликтов.
Вообще проблема ограничения воюющих в средствах и методах ведения войны, а также защиты жертв и участников вооруженного конфликта такая же древняя, как и сама война. Ученые мыслители разных эпох и народов искали пути смягчения ужасов войны, предлагали нормы, направленные на защиту женщин, детей, раненых, больных и пленных, занимались созданием и разработкой "права войны", определяли ее источники, цели и задачи, а также способы ограничения пагубных последствий.
Анализ Женевских конвенций 1949 г. показывает, что согласно этому принципу воюющим запрещается:
применять к гражданским лицам коллективные наказания, любые меры запугивания и террора;
брать заложников;
брать в рабство и заниматься работорговлей во всех ее формах;
заниматься надругательством над человеческим достоинством;
заниматься грабежом;
осуждать и применять наказания без предварительного судебного решения;
посягать на жизнь раненых и больных, проводить пытки и биологические опыты;
подвергать военнопленных физическому калечению, научным и медицинским опытам, репрессалиям;
применять к военнопленным любые акты насилия, запугивания, а также защищать от любопытства и оскорбления толпы.
Принцип добропорядочности и законности в период ведения боевых действий. Исследование нормативных положений Гаагских и Женевских конвенций позволяет заключить, что нарушением данного принципа будет являться:
предательское убийство или ранение лиц, принадлежащих к гражданскому населению, войскам неприятеля, а также лиц, которые сложили оружие или не имеют средств для защиты;
объявление, что никому не будет пощады, а также отдача на разграбление города или местности, даже взятых приступом;
принуждение населения оккупированной территории воевать против вооруженных сил своего государства, а также принуждение к присяге на верность армии противника;
покушения на жизнь и честь женщин, семейные права, собственность, религиозные убеждения;
осуждение и применение наказания без предварительного судебного решения;
любые покушения на культурные ценности, памятники архитектуры, храмы, библиотеки, парки, заповедники, зоопарки и ботанические сады.
И, наконец, принцип ответственности участников вооруженных конфликтов за военные преступления.
Нюрнбергский процесс явился первым историческим прецедентом привлечения к ответственности и наказания наиболее опасных военных преступников. Государственные деятели, должностные лица гитлеровской Германии, виновные в развязывании войны и совершившие другие международные преступления, были осуждены.
В обвинительном заключении им инкриминировались следующие военные преступления:
Убийства и жестокое обращение с гражданским населением на оккупированной территории и в открытом море
Увод гражданского населения оккупированных территорий в рабство и для других целей.
Убийства и жестокое обращение с военнопленными и другими военнослужащими, с которыми Германия находилась в состоянии войны, а также с лицами, находящимися в открытом море.
Убийства заложников.
Наложение грабительских штрафов.
Бесцельное разрушение городов, поселков и деревень и опустошения, не оправданные военной необходимостью.
Принудительная вербовка гражданской рабочей силы.
Германизация оккупированных территорий.