СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сфера духовной культуры. Урок-практикум. Презентация по обществознанию, 8 класс, ФГОС-2

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-практикум "Сфера духовной культуры" представлен в форме презентации для учителей, учащися, родителей, участвующих в реализации УМК Л.Н. Боголюбова по обществознанию, 8 класс в условиях ФГОС-2.

Просмотр содержимого документа
«Сфера духовной культуры. Урок-практикум. Презентация по обществознанию, 8 класс, ФГОС-2»

Обществознание, 8 класс Урок № 15 Сфера духовной культуры Д.З.: индивидуально: повторить §6 -12 © А.И. Колмаков

Обществознание, 8 класс

Урок № 15

Сфера

духовной

культуры

Д.З.: индивидуально: повторить §6 -12

© А.И. Колмаков

Задачи урока: Способствовать формированию ценностных ориентиров, умения определять собственное отношение к явлениям современной жизни, применять полученные знания к анализу и оценке социальных ситуаций. Создать условия для развития у учащихся универсальных учебных действий: умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами; целеполагание, умение составлять план действий; поиск и выделение необходимой информации; умение строить устное речевое высказывание, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Задачи урока:

  • Способствовать формированию ценностных ориентиров, умения определять собственное отношение к явлениям современной жизни, применять полученные знания к анализу и оценке социальных ситуаций.
  • Создать условия для развития у учащихся универсальных учебных действий: умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами; целеполагание, умение составлять план действий; поиск и выделение необходимой информации; умение строить устное речевое высказывание, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Знать и уметь (УУД) Систематизировать  наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать  причины актуальности тех или иных вопросов для школьников. Уметь  применять нравственные нормы к анализу и оценке социальных ситуаций. Выделять  нравственный аспект поведения. Соотносить  поступки и события с принятыми этическими принципами. Уметь  строить устное речевое высказывание, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении

Знать и уметь (УУД)

  • Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы.
  • Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников.
  • Уметь применять нравственные нормы к анализу и оценке социальных ситуаций.
  • Выделять нравственный аспект поведения.
  • Соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами.
  • Уметь строить устное речевое высказывание, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении
Понятия, термины духовная сфера общества; культура; компоненты и формы, разновидности и функции культуры; религия; Искусство мораль; заповедь; заповеди любви и милосердия; духовные ценности; нормы морали; моральный идеал; гражданственность патриотизм; добро; зло; гуманизм  приоритетность образования; конкурентоспособность образования; конкурентоспособность личности; элементы системы образования в РФ; профессиональное образование; непрерывность образования наука; естествознание; технознание; обществознание; человековедение РАН (российская академия наук); плагиат; академгородки; технопарки религия; религиозная вера; обряды; молитва; церковь; секта; свобода совести; свобода вероисповедания Человек; Личность; Ценности; Моральный выбор; Совесть; Долг; Мораль; Счастье; Общественный долг грех; моральный выбор; свобода; умение поступать морально; «Дай сердцу волю – заведёт в неволю»; «Воздастся каждому по делам его»

Понятия, термины

  • духовная сфера общества;
  • культура;
  • компоненты и формы,
  • разновидности и функции культуры; религия;
  • Искусство
  • мораль;
  • заповедь;
  • заповеди любви и милосердия;
  • духовные ценности;
  • нормы морали;
  • моральный идеал;
  • гражданственность
  • патриотизм;
  • добро; зло;
  • гуманизм

  • приоритетность образования;
  • конкурентоспособность образования;
  • конкурентоспособность личности;
  • элементы системы образования в РФ;
  • профессиональное образование;
  • непрерывность образования
  • наука;
  • естествознание;
  • технознание;
  • обществознание;
  • человековедение
  • РАН (российская академия наук);
  • плагиат;
  • академгородки;
  • технопарки
  • религия;
  • религиозная вера;
  • обряды;
  • молитва;
  • церковь;
  • секта;
  • свобода совести;
  • свобода вероисповедания
  • Человек;
  • Личность;
  • Ценности;
  • Моральный выбор;
  • Совесть;
  • Долг;
  • Мораль;
  • Счастье;
  • Общественный долг
  • грех;
  • моральный выбор;
  • свобода;
  • умение поступать морально;
  • «Дай сердцу волю – заведёт в неволю»;
  • «Воздастся каждому по делам его»
Проверка знаний Что входит в понимание выражения «сфера духовной жизни»? Как связаны культура общества и культура отдельного человека? Почему гуманизм считается высшей ценностью? Как связаны между собой патриотизм и гражданственность? Что отличает мораль от других видов социальных норм? Какие ступени выделяются в системе образования России? Что отличает науку от других областей духовной культуры? Почему в современном мире обострилась проблема социальной ответственности учёных? Какие признаки характеризуют религию? Какие общественные функции выполняет религия? В чём сущность принципа свободы совести и свободы вероисповедания?

Проверка знаний

  • Что входит в понимание выражения «сфера духовной жизни»?
  • Как связаны культура общества и культура отдельного человека?
  • Почему гуманизм считается высшей ценностью?
  • Как связаны между собой патриотизм и гражданственность?
  • Что отличает мораль от других видов социальных норм?
  • Какие ступени выделяются в системе образования России?
  • Что отличает науку от других областей духовной культуры?
  • Почему в современном мире обострилась проблема социальной ответственности учёных?
  • Какие признаки характеризуют религию?
  • Какие общественные функции выполняет религия?
  • В чём сущность принципа свободы совести и свободы вероисповедания?
Выполни тест А1. Что является высшей моральной ценностью? А1. Быть личностью – значит: любовь к ближнему, к человеку; философские законы; религиозные заповеди; знания, накопленные человечеством. быть как все; иметь яркую внешность; следить за модой; проявлять качества, важные для общества. А2. Какое из понятий НЕ соответствует понятию «зло»? А2. Понятие «Моральный выбор» НЕ характеризует: аморальность; деградация личности; безнравственность; гуманизм. общественное мнение; государственные законы; совесть; мнение окружающих.

Выполни тест

А1. Что является высшей моральной ценностью?

А1. Быть личностью – значит:

  • любовь к ближнему, к человеку;
  • философские законы;
  • религиозные заповеди;
  • знания, накопленные человечеством.
  • быть как все;
  • иметь яркую внешность;
  • следить за модой;
  • проявлять качества, важные для общества.

А2. Какое из понятий НЕ соответствует понятию «зло»?

А2. Понятие «Моральный выбор» НЕ характеризует:

  • аморальность;
  • деградация личности;
  • безнравственность;
  • гуманизм.
  • общественное мнение;
  • государственные законы;
  • совесть;
  • мнение окружающих.
Выполни тест А3. Понятие конкурентоспособности включает в себя: А3. Что является высшим проявлением гражданственности? увеличение количества изучаемых предметов в школе; открытие большого числа высших учебных заведений; соответствие качества образования современным требованиям; внедрение американских стандартов образования. национализм; гуманизм; патриотизм; нравственность. А4. Отрицание существования Бога, духов, различных сверхъестественных сил: А4. Какое из понятий не соответствует понятию «добро»? 1) сектантство; 2) конфуцианство; гуманизм; нравственность; ревность; любовь. 3) монотеизм; 4) атеизм.

Выполни тест

А3. Понятие конкурентоспособности включает в себя:

А3. Что является высшим проявлением гражданственности?

  • увеличение количества изучаемых предметов в школе;
  • открытие большого числа высших учебных заведений;
  • соответствие качества образования современным требованиям;
  • внедрение американских стандартов образования.
  • национализм;
  • гуманизм;
  • патриотизм;
  • нравственность.

А4. Отрицание существования Бога, духов, различных сверхъестественных сил:

А4. Какое из понятий не соответствует понятию «добро»?

1) сектантство; 2) конфуцианство;

  • гуманизм;
  • нравственность;
  • ревность;
  • любовь.

3) монотеизм; 4) атеизм.

Выполни тест А5. Использование только доказанных фактов, законов и теорий, особого языка характерно: А5. Система непреложных основ вероучения: для религии; для науки; для морали; для искусства. догматы; учение; правило; молитва. А6. Верны ли суждения о морали: а) мораль регулирует поведение человека с позиции добра и зла; б) мораль регулирует деятельность людей через различные организации? А6. Верны ли суждения о моральном долге: а) для выполнения морального долга человеку нужно действовать осознанно, добровольно; б) для выполнения морального долга нужно иметь мужество преодолеть себя? верно только а; верно только б; верны оба суждения; оба суждения неверны. верно только а; верно только б; верны оба суждения; оба суждения неверны.

Выполни тест

А5. Использование только доказанных фактов, законов и теорий, особого языка характерно:

А5. Система непреложных основ вероучения:

  • для религии;
  • для науки;
  • для морали;
  • для искусства.
  • догматы;
  • учение;
  • правило;
  • молитва.

А6. Верны ли суждения о морали: а) мораль регулирует поведение человека с позиции добра и зла; б) мораль регулирует деятельность людей через различные организации?

А6. Верны ли суждения о моральном долге: а) для выполнения морального долга человеку нужно действовать осознанно, добровольно; б) для выполнения морального долга нужно иметь мужество преодолеть себя?

  • верно только а;
  • верно только б;
  • верны оба суждения;
  • оба суждения неверны.
  • верно только а;
  • верно только б;
  • верны оба суждения;
  • оба суждения неверны.

Выполни тест А7. Верны ли суждения о нравственности: а) философы считают, что нравственность бывает доброй и злой; б) нравственность – это забота человека не только о себе, но и о других людях? А7. Верны ли суждения о самообразовании: а) основной источник самообразования – чтение, изучение литературы; б) самообразование заканчивается с завершением обучения в школе? верно только а; верно только б; верны оба суждения; оба суждения неверны. верно только а; верно только б; верны оба суждения; оба суждения неверны. А8. Верны ли суждения о духовной сфере жизни: а) духовная сфера жизни включает в себя мораль, право, религию; б) приобщаться к духовной сфере жизни можно различными способами? А8. Верны ли суждения о культуре: а) первоначально понятие «культура» было связано с ремеслом; б) культура создаётся природой? верно только а; верно только б; верны оба суждения; оба суждения неверны. верно только а; верно только б; верны оба суждения; оба суждения неверны.

Выполни тест

А7. Верны ли суждения о нравственности: а) философы считают, что нравственность бывает доброй и злой; б) нравственность – это забота человека не только о себе, но и о других людях?

А7. Верны ли суждения о самообразовании: а) основной источник самообразования – чтение, изучение литературы; б) самообразование заканчивается с завершением обучения в школе?

  • верно только а;
  • верно только б;
  • верны оба суждения;
  • оба суждения неверны.
  • верно только а;
  • верно только б;
  • верны оба суждения;
  • оба суждения неверны.

А8. Верны ли суждения о духовной сфере жизни: а) духовная сфера жизни включает в себя мораль, право, религию; б) приобщаться к духовной сфере жизни можно различными способами?

А8. Верны ли суждения о культуре: а) первоначально понятие «культура» было связано с ремеслом; б) культура создаётся природой?

  • верно только а;
  • верно только б;
  • верны оба суждения;
  • оба суждения неверны.
  • верно только а;
  • верно только б;
  • верны оба суждения;
  • оба суждения неверны.

Выполни тест А9. Верны ли суждения о свободе: а) свобода – это возможность делать выбор в сложном положении; б) свобода – это возможность поступать в соответствии со своими желаниями? А9. Верны ли суждения о науке: а) наука зародилась одновременно с появлением религии; б) современная наука выходит за рамки отдельных стран? верно только а; верно только б; верны оба суждения; оба суждения неверны. верно только а; верно только б; верны оба суждения; оба суждения неверны. А10. Верны ли суждения о добре и зле: а) всегда быть добрым легко; б) зло часто прикрывается маской добра? А10. Верны ли суждения о религии: а) религия регулирует поведение людей в обществе; б) религия даёт самое точное представление о мире? верно только а; верно только б; верны оба суждения; оба суждения неверны. верно только а; верно только б; верны оба суждения; оба суждения неверны.

Выполни тест

А9. Верны ли суждения о свободе: а) свобода – это возможность делать выбор в сложном положении; б) свобода – это возможность поступать в соответствии со своими желаниями?

А9. Верны ли суждения о науке: а) наука зародилась одновременно с появлением религии; б) современная наука выходит за рамки отдельных стран?

  • верно только а;
  • верно только б;
  • верны оба суждения;
  • оба суждения неверны.
  • верно только а;
  • верно только б;
  • верны оба суждения;
  • оба суждения неверны.

А10. Верны ли суждения о добре и зле: а) всегда быть добрым легко; б) зло часто прикрывается маской добра?

А10. Верны ли суждения о религии: а) религия регулирует поведение людей в обществе; б) религия даёт самое точное представление о мире?

  • верно только а;
  • верно только б;
  • верны оба суждения;
  • оба суждения неверны.
  • верно только а;
  • верно только б;
  • верны оба суждения;
  • оба суждения неверны.
Выполни тест В1. Все термины, приведённые ниже, за исключением одного, связаны с понятием «христианство». Укажите термин, не связанный с этим понятием. В1. Все термины, приведённые ниже, за исключением одного, связаны с понятием «внешняя культура». Укажите термин, не связанный с этим понятием. 1) католичество; 2) старообрядчество; скульптура; Церковь; Способности; Орудия труда; Картина. Ответ: ……………… 3) православие; 4) язычество; В2. Взаимодействующими звеньями конкурентоспособности в современном мире являются: 5) протестантство. Ответ: …………… страна; религия; искусство; спорт; образование; личность. Ответ: ……………… В2. Что из перечисленного соответствует требованиям информационного общества к современному человеку? Проявлять инициативу; Уметь доказывать свою конкурентоспособность; Постоянно стремиться обновлять и применять свои знания; Выполнять любые требования начальства; Требовать повышения зарплаты; Уметь пользоваться гражданскими правами.

Выполни тест

В1. Все термины, приведённые ниже, за исключением одного, связаны с понятием «христианство». Укажите термин, не связанный с этим понятием.

В1. Все термины, приведённые ниже, за исключением одного, связаны с понятием «внешняя культура». Укажите термин, не связанный с этим понятием.

1) католичество; 2) старообрядчество;

  • скульптура;
  • Церковь;
  • Способности;
  • Орудия труда;
  • Картина. Ответ: ………………

3) православие; 4) язычество;

В2. Взаимодействующими звеньями конкурентоспособности в современном мире являются:

5) протестантство. Ответ: ……………

  • страна;
  • религия;
  • искусство;
  • спорт;
  • образование;
  • личность. Ответ: ………………

В2. Что из перечисленного соответствует требованиям информационного общества к современному человеку?

  • Проявлять инициативу;
  • Уметь доказывать свою конкурентоспособность;
  • Постоянно стремиться обновлять и применять свои знания;
  • Выполнять любые требования начальства;
  • Требовать повышения зарплаты;
  • Уметь пользоваться гражданскими правами.

Выполни тест

Выполни тест

Выполни тест В4. Леонид — гражданин России, профессор университета. Установи правильную последовательность прохождения им ступеней образования, запиши ответ. В4. Александр учится в колледже по специальности «Автомеханик». После окончания колледжа он планирует продолжить образование в институте. На какой ступени образования находится Александр? а)  защита диссертации и получение учёной степени а)  полное (среднее) образование б)  получение среднего профессионального образования б)  среднее профессиональное образование в)  обучение в высшем учебном заведении в)  высшее профессиональное образование г)  окончание основной школы г)  дополнительное образование д)  посещение занятий по подготовке к начальной школе Ответ: ………. Ответ: ……….

Выполни тест

В4. Леонид — гражданин России, профессор университета. Установи правильную последовательность прохождения им ступеней образования, запиши ответ.

В4. Александр учится в колледже по специальности «Автомеханик». После окончания колледжа он планирует продолжить образование в институте. На какой ступени образования находится Александр?

а) защита диссертации и получение учёной степени

а) полное (среднее) образование

б) получение среднего профессионального образования

б) среднее профессиональное образование

в) обучение в высшем учебном заведении

в) высшее профессиональное образование

г) окончание основной школы

г) дополнительное образование

д) посещение занятий по подготовке к начальной школе

Ответ: ……….

Ответ: ……….

Дайте ответ С1. Что такое совесть? Составьте два предложения, содержащие информацию о понятии «совесть». С1. Что такое добро? Составьте два предложения, содержащие информацию о понятии «добро». С2. Приведите три примера изменения роли науки в индустриальном обществе. С2. Приведите два примера повышения важности этических проблем для современной науки. С3. Что такое образование? Составьте два предложения, содержащие информацию об образовании. С3. Перечислите мировые религии. Укажите в каких странах они распространены.

Дайте ответ

С1. Что такое совесть? Составьте два предложения, содержащие информацию о понятии «совесть».

С1. Что такое добро? Составьте два предложения, содержащие информацию о понятии «добро».

С2. Приведите три примера изменения роли науки в индустриальном обществе.

С2. Приведите два примера повышения важности этических проблем для современной науки.

С3. Что такое образование? Составьте два предложения, содержащие информацию об образовании.

С3. Перечислите мировые религии. Укажите в каких странах они распространены.

С5

1) Сформулируй три основные идеи данного текста.

Прочитай текст и выполни задания.

Существенная разница между человеческой мудростью и научным знанием заключается и в том, что первая склонна предостерегать и воздерживаться от необдуманных действий, основываясь на опыте прошлого, второе же любой ценой стремится к новым горизонтам. Мудрость оглядывается назад, наука смотрит вперёд, однако ни та, ни другая не способна в конечном итоге к эффективному прогнозированию.

2) Что, по мнению автора, отличает научное знание от житейской мудрости (подчеркни соответствующие положения текста)?

В 30-е гг. прошлого века президент США Ф. Рузвельт поручил своей администрации провести обширное исследование в области перспективных технологий. Но даже лучшие учёные и инженеры не смогли тогда предсказать появление ни телевизора, ни пластмасс, ни реактивных самолётов, ни трансплантации искусственных органов, ни лазеров, ни даже шариковых ручек, при том, что физические явления, использованные впоследствии для их создания, к тому времени были открыты и хорошо изучены.

3) Какое направление развития современной науки автор считает генеральным? Предположи почему.

Делать научные, а тем более технические и технологические расчёты на будущее весьма сложно. Вероятно, в наступившем столетии генеральное направление развития науки будет связано с повышением эффективности научного прогнозирования... Результат будет зависеть от того, насколько органично удастся соединить теоретическое (научное) и практическое (вненаучное) знание, политику (т. е. прагматическое использование информации в инте­ресах власти и экономики) и даже мифы и легенды...

4) Приведи три-четыре примера практического использования научной информации в разных сферах общественной жизни.

По большому счёту у человечества есть только две возможности заглянуть в будущее — наука и религия .

5) Объясни мысль автора: «По большому счёту у человечества есть только две возможности заглянуть в будущее — наука и религия».

(В. А. Садовничий, профессор, ректор МГУ)

рефлексия Что узнали? Каким способом? Чему научились? Какие испытывали трудности? Интересно ли было на уроке?

рефлексия

  • Что узнали?
  • Каким способом?
  • Чему научились?
  • Какие испытывали трудности?
  • Интересно ли было на уроке?
Ответы на задания А и В № ? 1 В.1 4 2 В.2 3 1 2 4 3 4 5 3 3 1 4 6 2 7 3 1 1 8 3 9 4 2 3 10 В1 3 1 В2 3 2 В3 4 156 В4 ВБА 1236 ВАБ Б дебва

Ответы на задания А и В

?

1

В.1

4

2

В.2

3

1

2

4

3

4

5

3

3

1

4

6

2

7

3

1

1

8

3

9

4

2

3

10

В1

3

1

В2

3

2

В3

4

156

В4

ВБА

1236

ВАБ

Б

дебва

Литература

  • Обществознание. 8 класс : учеб , для общеобразоват. Организаций/ [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]; . – 5-е изд. — М. : Просвещение, 2017. — 255 с
  • Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание. Рабочая тетрадь. 8 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. 4 издание. М.: - Просвещение, 2017
  • Обществознание. Поурочные разработки. 8 класс : 0-28 учеб, пособие для общеобразоват. организаций / [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2016. — 174 с.
  • Л.Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Л. Н. Боголюбова. 5-9 классы
  • Иллюстрации из сети Интернет.
  • Краюшкина С. В. Тесты по обществознанию: 8 класс: к учебнику под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой, Н. И. Городецкой «Обществознание. 8 класс». ФГОС (к новому учебнику) / С. В. Краюшкина. — 7-е изд., перераб. и доп. — М.: Из­дательство «Экзамен», 2017. — 191, [1] с. (Серия «Учебно-методический комплект»)

©шаблон презентации, источник: Шумарина Вера Алексеевна,учитель ГКС(К)ОУ С(К)ОШ №11 VIIIвида. г. Балашов Сайт: http://pedsovet.su/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!