Название учреждения
Детский сад
Утверждаю:___________________
Директор ____________________
___________________________Ф.И.О.
Приказ № ___ от «___»_________20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционно-развивающей работы
в подготовительной группе
для детей с ТНР на ________ учебный год.
Учитель-логопед Ф.И.О.
Оглавление
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ГЛАВА I. Содержание коррекционно-развивающей программы
ГЛАВА II. Структура программы и основные направления коррекционно-развивающей работы
ГЛАВА III. План-программа коррекционно-развивающей работы
ГЛАВА IV. Работа учителя - логопеда с родителями
ГЛАВА V. Взаимодействие учителя-логопеда с участниками коррекционно-педагогического процесса (воспитатель, педагог психолог, учитель - дефектолог)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.). Речевая недостаточность при общем недоразвитии речи у дошкольников определяется тремя уровнями речевого развития и может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико- грамматического и фонетико-фонематического недоразвития (Левина Р.Е., ФиличеваТ.Б., Чиркина Г.В.). Попадая в общеобразовательную школу, такие дети становятся неуспевающими учениками только из-за своего аномального речевого развития, что препятствует формированию их полноценной учебной деятельности.
Исходной методологической основой программы являются положения, разработанные в отечественной логопедии Л.С.Выготским, Р.Е.Левиной, В.И.Лубовским, Л.Е.Журовой, Т.Б.Филичивой, Г.В.Чиркиной и другими.
Данная рабочая программа составлена на основе «Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей», авторы Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, с учетом профиля логопедической группы, возраста детей.
Кроме того, образовательная деятельность регулируется нормативно-правовыми документами.
Коррекционно-педагогический процесс в группах для детей с нарушениями речи организуется в соответствии с возрастными потребностями и индивидуально-типологическими особенностями развития воспитанников, объединяющей характеристикой которых является наличие у них специфических нарушений речи, обусловленных несформированностью или недоразвитием психологических или физиологических механизмов речи на ранних этапах онтогенеза, при наличии нормального слуха и зрения и сохранных предпосылках интеллектуального развития.
Установление причин речевых нарушений, квалификации их характера, степени выраженности, структуры речевого дефекта позволяют определить цель, задачи, содержание и формы логопедического воздействия.
Целью данной Программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в комбинированных группах для детей с общим недоразвитием речи, с задержкой психического развития в возрасте от 6 до 7 лет, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечивает их всестороннее гармоничное развитие.
Для реализации поставленной цели определены следующие задачи Программы:
Обследование воспитанников общеразвивающих групп (средний и старший дошкольный возраст) и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционной помощи в области развития речи.
Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуальных особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым ребёнком.
Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционной работы с детьми в соответствии с планами индивидуальных и групповых занятий.
Формирование у педагогического коллектива и родителей информационной готовности к логопедической работе, оказание помощи в организации полноценной речевой среды.
Координация деятельности педагогов и родителей в рамках речевого развития детей (побуждение родителей к сознательной деятельности по речевому развитию дошкольников в семье).
ГЛАВА I. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
ГЛАВА II. СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ
ГЛАВА III. ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 7- ГО ГОДА ЖИЗНИ (подготовительная группа)
I ПЕРИОД
(сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь)
Обследование детей (первая половина сентября).
Обследование состояния речи и неречевых психических функций.
Сбор анамнестических данных.
Заполнение речевых карт на каждого ребенка.
Развитие общей и мелкой моторики, высших психических функций осуществляется во всех видах деятельности с детьми.
Развитие словаря и грамматического строя речи.
Расширять лексический запас в процессе изучения новых текстов.
2.Формировать понятия «слова-предметы», «слова-действия», «слова-признаки», «предлог».
Активизировать процессы словообразования и словоизменения.
Формировать умение преобразовывать одну грамматическую категорию в другую.
Формировать умение подбирать синонимы и антонимы.
Формировать умение образовывать сравнительную степень прилагательных.
Учить использовать в речи простые и сложные предлоги.
Упражнять в умении подбирать родственные слова.
Формировать умение понимать и объяснять значения слов.
10. Закрепление умения согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже; подбирать однородные определения к существительным.
Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза.
Развитие просодической стороны речи.
Продолжать работать над развитием речевого дыхания, формированию правильной плавности речи в игровых упражнениях и свободной речевой деятельности. Формирование умения соблюдать голосовой режим, не допускать форсирования голоса.
Формировать умение произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче, умеренно громко, тихо, шепотом.
Развивать тембровую окраску голоса, совершенствовать умение изменять высоту тона в игровых упражнениях и свободной речевой деятельности.
Формировать умение говорить в спокойном темпе.
Продолжать работу над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи.
Формирование фонематического восприятия и звукопроизношения.
Развивать слуховое и зрительное внимание, память.
Закреплять навыки четкого произношения звуков.
3.Формировать понятия: «звук», «речевые и неречевые звуки», «гласные (согласные) звуки», «твердый (мягкий), звонкий (глухой) согласный звук», «слог», «слово».
4.Формировать умение выделять звуки из начала, середины и конца слов.
5.Формировать навыки звуко - слогового анализа и синтеза слов типа луна, зубр, липа, лист.
6. Упражнять в произношении слов сложной слоговой структуры.
Работа над слоговой структурой слова.
Закрепление навыка произношения и использования в активной речи трехсложных слов со стечением согласных и одним-двумя закрытым слогами (снегопад, мандарин).
Совершенствование умения правильно произносить и использовать в активной речи односложные слова со стечением согласных (крот, лист).
Формировать умения правильно произносить и использовать в активной речи двусложные слова с двумя стечениями согласных (грядка, брюшко).
Совершенствование умения выполнять слоговой анализ и синтез слов из одного, двух, трех слогов; подбирать слова с заданным количеством слогов.
Обучение грамоте.
Совершенствовать умение «печатать» буквы, слоги, слова с пройденными буквами.
Ознакомление с буквами. Формировать умение осознанно читать слоги, слова с этими буквами.
Закреплять умение выкладывать буквы из палочек, кубиков, мозаики, шнурков; лепить их из пластилина; узнавать буквы с недостающими элементами или «зашумленные» буквы; различать правильно и неправильно «напечатанные» буквы.
Развитие связной речи и речевого общения.
Формировать желание рассказывать о собственных переживаниях, впечатлениях. Развитие не только познавательного интереса, но и познавательного общения.
Совершенствовать навыки ведения диалога, умения задавать вопросы, отвечать на них полно и кратко.
Упражнять в конструировании предложений по опорным словам, заданной графической схеме, в распространении предложений за счет введения однородных членов.
Совершенствовать навыки составления рассказов описательного характера.
Формировать навыки составления повествовательных рассказов с опорой на вопросы и картинно-графические планы.
Формировать навыки составления повествовательного рассказа на основе событий заданной последовательности.
Совершенствовать навыки пересказа текстов.
Учить составлять рассказы с элементами творчества.
II ПЕРИОД
(январь, февраль, март, апрель, май)
Формирование словаря.
Продолжать работу, которая проводилась в первом периоде.
Расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем.
Закреплять навыки согласования числительных с существительными в роде и падеже.
Закреплять навыки согласования прилагательных в роде, числе и падеже.
Совершенствовать умение преобразовывать названия профессий мужского рода в профессии женского рода.
Продолжать работу по дальнейшему овладению приставочными глаголами.
Дальнейшее обогащение экспрессивной речи всеми простыми и некоторыми сложными предлогами (из-за, из-под, между, через, около).
Учить понимать многозначность слов.
Дальнейшее обогащение экспрессивной речи сложными словами, многозначными словами, словами в переносном значении, однокоренными словами.
Совершенствование грамматического строя речи.
Дальнейшее совершенствование умения образовывать и использовать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительными суффиксами.
2.Закреплять умение согласовывать прилагательные и
числительные с существительными в роде, числе и падеже, подбирать однородные определения к существительным.
3.Формировать умение образовывать и использовать глаголы в форме будущего простого и будущего сложного времени.
4. Дальнейшее совершенствование навыков составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действия, по картине; распространения простых предложений однородными членами.
5.Совершенствование навыков составления сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
6.Закрепление навыков анализа простых распространенных предложений без предлогов и с простыми предлогами.
Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза.
Развитие просодической стороны речи.
Дальнейшее совершенствование и развитие речевого дыхания.
Совершенствование умения произвольно изменять силу, высоту и тембр голоса.
Совершенствование навыка голосоведения на мягкой атаке, в спокойном темпе.
Продолжение работы над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи в игровой и свободной речевой деятельности.
Коррекция произносительной стороны речи.
Дальнейшая активизация и совершенствование работы органов речевого аппарата.
Дальнейшее продолжение работы по автоматизации правильного произношения всех поставленных ранее звуков.
Уточнение произношения звуков в слогах, словах, предложениях, небольших текстах, свободной игровой и речевой деятельности.
Работа над слоговой структурой слова.
Формирование умения правильно произносить четырехсложные слова из открытых слогов и использовать их в активной речи.
Совершенствование умения выполнять слоговой анализ и синтез слов из одного, двух, трех слогов; подбирать слова с заданным количеством слогов.
Совершенствование фонематических представлений, развитие навыков звукового анализа и синтеза.
Совершенствование умения подбирать слова на заданный звук.
Совершенствование умения дифференцировать согласные звуки по твердости — мягкости, звонкости — глухости, по акустическим признакам и месту образования.
Совершенствование умения выделять звук на фоне слова, выполнять звуковой анализ и синтез слов, состоящих из четырех звуков (при условии, что написание слов не расходится с произношением): лужа, кран, болт, лиса, винт, крик.
Формировать умение определять ударный гласный звук в словах и обозначать его.
Обучение грамоте.
Дальнейшее совершенствование умения «печатать» буквы, слоги, слова, предложения с пройденными буквами.
Ознакомление с буквами. Формирование умения осознанно читать слова, предложения с этими буквами.
Познакомить с правилами орфографии: правописание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, правописание заглавной буквы в названиях городов и улиц.
Совершенствовать графо-моторные навыки.
Развитие связной речи и речевого общения.
1.Дальнейшее развитие коммуникативных навыков. Обучение использованию принятых норм вежливого речевого общения (внимательно слушать собеседника, задавать вопросы, строить высказывания кратко или распространенно).
Совершенствование умения составлять описательные рассказы о предметах и объектах, рассказы по картине и серии картин по данному или коллективно составленному плану.
Формировать умение составлять сложноподчиненные предложения и использовать их в рассказах.
В итоге коррекционной работы дети должны научиться:
понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.;
грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и сложные предлоги правильно употребляться;
использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);
владеть элементами грамоты: навыками чтения и печатания некоторых букв, слогов, слов и коротких предложений в пределах программы.
В дальнейшем осуществляется совершенствование всех компонентов языковой системы.
ГЛАВА IV. РАБОТА УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ
(законными представителями)
Вопросам взаимосвязи детского сада с семьей в последнее время уделяется все большее внимание, так как личность ребенка формируется, прежде всего, в семье и семейных отношениях. В дошкольных учреждениях создаются условия, имитирующие домашние, к образовательно-воспитательному процессу привлекаются родители, которые участвуют в занятиях, спортивных праздниках, вечерах досуга, театрализованных представлениях. Педагоги работают над созданием единого сообщества, объединяющего взрослых и детей.
В комбинированной группе логопед и другие специалисты проводят для родителей открытые и совместные занятия, пытаются привлечь родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме на консультациях, еженедельно в письменной форме в индивидуальных папках и на стендах родительского уголка. Рекомендации родителям и домашние занятия родителей с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей, как в речевом, так и в общем развитии.
Задания пособий подобраны в соответствии с изучаемыми в группах детского сада лексическими темами и требованиями Программы. Для каждого ребенка учтены его индивидуальные особенности развития. Речевую активность детей родители должны поддерживать и всячески стимулировать.
Родители должны стремиться создавать такие ситуации, которые будут побуждать детей применять знания и умения, имеющиеся в их жизненном багаже. Опора на знания, которые были сформированы ранее, становятся одной из основ домашней работы с детьми. Родители должны стимулировать познавательную активность детей, создавать творческие игровые ситуации.
В свою очередь работа с детьми седьмого года жизни строится на систематизации полученных ранее знаний, что создаст предпосылки для успешной подготовки детей к обучению в школе.
ГЛАВА V. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
С УЧАСТНИКАМИ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.
Основными задачами коррекционно-развивающей деятельности являются:
- создание единого коррекционно-образовательного пространства;
- оборудование предметно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребёнка;
- повышение уровня подготовки специалистов;
- пропаганда логопедических знаний среди родителей и педагогов;
- расширение интегративных связей, объединение усилий педагогов, детей и родителей в целях коррекции речевых нарушений.
Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия логопеда, воспитателей, психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и родителей.
Исследованиями доказано, что если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка не получает должного развития в дошкольном возрасте, то впоследствии не удается реализовать его в полной мере. Особенно это касается детей с ОНР и ЗПР, которые имеют отклонения не только в плане речевого развития, но и общего психического.
Уже в дошкольном возрасте у них возникают трудности в усвоении программы дошкольного образовательного учреждения, они малоактивны на занятиях, плохо запоминают материал, легко отвлекаются. Уровень развития познавательной деятельности и речи таких детей оказывается более низким по сравнению с их сверстниками.
Поэтому каждый из специалистов ДОУ, решая свои задачи, определенные образовательными программами и положениями, должен принять участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укреплении здоровья.
Логопед организует взаимодействие специалистов в коррекционно-педагогическом процессе ДОУ. Он планирует и координирует психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи.
Рациональная организация совместной деятельности помогает правильно использовать кадровый потенциал, рабочее время, определять основные направления коррекционно-развивающей работы и умело реализовывать личностно-ориентированные формы общения с детьми.
Модель взаимодействия
субъектов коррекционно-образовательного процесса
в группе для детей с общим недоразвитием речи
Ребенок с ОВЗ
Логопед
Педагогический коллектив ДОУ
Родители
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА