СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Шаблон рабочей программы коррекционно-развивающей работы в подготовительной группе для детей с ТНР

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлен шаблон рабочей программы, которая поможет учителям - логопедам оперативно составить программу на учебный год.

Просмотр содержимого документа
«Шаблон рабочей программы коррекционно-развивающей работы в подготовительной группе для детей с ТНР»

Название учреждения

Детский сад



Утверждаю:___________________

Директор ____________________

___________________________Ф.И.О.

Приказ № ___ от «___»_________20___г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

коррекционно-развивающей работы

в подготовительной группе

для детей с ТНР на ________ учебный год.













Учитель-логопед Ф.И.О.











Оглавление





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



ГЛАВА I. Содержание коррекционно-развивающей программы



ГЛАВА II. Структура программы и основные направления коррекционно-развивающей работы



ГЛАВА III. План-программа коррекционно-развивающей работы



ГЛАВА IV. Работа учителя - логопеда с родителями



ГЛАВА V. Взаимодействие учителя-логопеда с участниками коррекционно-педагогического процесса (воспитатель, педагог психолог, учитель - дефектолог)



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА











ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые рас­стройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.). Речевая недостаточность при общем недоразвитии речи у дошкольников определяется тремя уровнями речевого развития и может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико- грамматического и фонетико-фонематического недоразвития (Левина Р.Е., ФиличеваТ.Б., Чиркина Г.В.). Попадая в общеобразовательную школу, такие дети становятся неуспевающими учениками только из-за своего аномального речевого развития, что препятствует формированию их полноценной учебной деятельности.

Исходной методологической основой программы являются положения, разработанные в отечественной логопедии Л.С.Выготским, Р.Е.Левиной, В.И.Лубовским, Л.Е.Журовой, Т.Б.Филичивой, Г.В.Чиркиной и другими.

Данная рабочая программа составлена на основе «Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей», авторы Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, с учетом профиля логопедической группы, возраста детей.

Кроме того, образовательная деятельность регулируется нормативно-правовыми документами.

Коррекционно-педагогический процесс в группах для детей с нарушениями речи организуется в соответствии с возрастными потребностями и индивидуально-типологическими особенностями развития воспитанников, объединяющей характеристикой которых является наличие у них специфических нарушений речи, обусловленных несформированностью или недоразвитием психологических или физиологических механизмов речи на ранних этапах онтогенеза, при наличии нормального слуха и зрения и сохранных предпосылках интеллектуального развития.

Установление причин речевых нарушений, квалификации их характера, степени выраженности, структуры речевого дефекта позволяют определить цель, задачи, содержание и формы логопедического воздействия.

Целью данной Программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в комбинированных груп­пах для детей с общим недоразвитием речи, с задержкой психического развития в возрасте от 6 до 7 лет, предусматривающей полное взаимодействие и преем­ственность действий всех специалистов дошкольного обра­зовательного учреждения и родителей дошкольников. Ком­плексность педагогического воздействия направлена на вы­равнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечивает их всестороннее гармоничное развитие.

Для реализации поставленной цели определены следующие задачи Программы:

  • Обследование воспитанников общеразвивающих групп (средний и старший дошкольный возраст) и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционной помощи в области развития речи.

  • Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуальных особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым ребёнком.

  • Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционной работы с детьми в соответствии с планами индивидуальных и групповых занятий.

  • Формирование у педагогического коллектива и родителей информационной готовности к логопедической работе, оказание помощи в организации полноценной речевой среды.

  • Координация деятельности педагогов и родителей в рамках речевого развития детей (побуждение родителей к сознательной деятельности по речевому развитию дошкольников в семье).































ГЛАВА I. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ



ГЛАВА II. СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ



ГЛАВА III. ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 7- ГО ГОДА ЖИЗНИ (подготовительная группа)



I ПЕРИОД

(сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь)



Обследование детей (первая половина сентября).

  1. Обследование состояния речи и неречевых психических функций.

  2. Сбор анамнестических данных.

  3. Заполнение речевых карт на каждого ребенка.

Развитие общей и мелкой моторики, высших психических функций осуществляется во всех видах деятельности с детьми.

Развитие словаря и грамматического строя речи.

  1. Расширять лексический запас в процессе изучения новых текстов.

2.Формировать понятия «слова-предметы», «слова-действия», «слова-признаки», «предлог».

  1. Активизировать процессы словообразования и словоизменения.

  2. Формировать умение преобразовывать одну грамматическую категорию в другую.

  3. Формировать умение подбирать синонимы и антонимы.

  4. Формировать умение образовывать сравнительную степень прилагательных.

  1. Учить использовать в речи простые и сложные предлоги.

  2. Упражнять в умении подбирать родственные слова.

  3. Формировать умение понимать и объяснять значения слов.

10. Закрепление умения согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже; подбирать однородные определения к существительным.



Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза.

Развитие просодической стороны речи.

  1. Продолжать работать над развитием речевого дыхания, формированию правильной плавности речи в игровых упражнениях и свободной речевой деятельности. Фор­мирование умения соблюдать голосовой режим, не допускать форсирования голоса.

  2. Формировать умение произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче, умеренно громко, тихо, ше­потом.

  1. Развивать тембровую окраску голоса, совершенствовать умение изменять высоту тона в игровых упражнениях и сво­бодной речевой деятельности.

  2. Формировать умение говорить в спокойном темпе.

  3. Продолжать работу над четкостью дикции, интонаци­онной выразительностью речи.

Формирование фонематического восприятия и звукопроизношения.

  1. Развивать слуховое и зрительное внимание, память.

  2. Закреплять навыки четкого произношения звуков.

3.Формировать понятия: «звук», «речевые и неречевые звуки», «гласные (согласные) звуки», «твердый (мягкий), звонкий (глухой) согласный звук», «слог», «слово».

4.Формировать умение выделять звуки из начала, середины и конца слов.

5.Формировать навыки звуко - слогового анализа и синтеза слов типа луна, зубр, липа, лист.



6. Упражнять в произношении слов сложной слоговой структуры.



Работа над слоговой структурой слова.

  1. Закрепление навыка произношения и использования в активной речи трехсложных слов со стечением согласных и одним-двумя закрытым слогами (снегопад, мандарин).

  2. Совершенствование умения правильно произносить и использовать в активной речи односложные слова со стечени­ем согласных (крот, лист).

  3. Формировать умения правильно произносить и ис­пользовать в активной речи двусложные слова с двумя стече­ниями согласных (грядка, брюшко).

  4. Совершенствование умения выполнять слоговой анализ и синтез слов из одного, двух, трех слогов; подбирать слова с заданным количеством слогов.

Обучение грамоте.

  1. Совершенствовать умение «печатать» буквы, слоги, слова с пройденными буквами.

  2. Ознакомление с буквами. Формировать умение осознанно читать слоги, слова с этими буквами.

  3. Закреплять умение выкладывать буквы из палочек, ку­биков, мозаики, шнурков; лепить их из пластилина; узнавать буквы с недостающими элементами или «зашумленные» буквы; различать правильно и неправильно «напечатанные» буквы.

Развитие связной речи и речевого общения.

  1. Формировать желание рассказывать о собственных переживаниях, впечатлениях. Развитие не только познаватель­ного интереса, но и познавательного общения.

  2. Совершенствовать навыки ведения диалога, умения задавать вопросы, отвечать на них полно и кратко.

  3. Упражнять в конструировании предложений по опорным словам, заданной графической схеме, в распространении предложений за счет введения однородных членов.

  4. Совершенствовать навыки составления рассказов описательного характера.

  5. Формировать навыки составления повествовательных рассказов с опорой на вопросы и картинно-графические планы.

  6. Формировать навыки составления повествовательного рассказа на основе событий заданной последовательности.

  7. Совершенствовать навыки пересказа текстов.

  8. Учить составлять рассказы с элементами творчества.



II ПЕРИОД

(январь, февраль, март, апрель, май)



Формирование словаря.

  1. Продолжать работу, которая проводилась в первом периоде.

  2. Расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем.

  3. Закреплять навыки согласования числительных с существительными в роде и падеже.

  4. Закреплять навыки согласования прилагательных в роде, числе и падеже.

  5. Совершенствовать умение преобразовывать названия профессий мужского рода в профессии женского рода.

  6. Продолжать работу по дальнейшему овладению при­ставочными глаголами.

  7. Дальнейшее обогащение экспрессивной речи всеми про­стыми и некоторыми сложными предлогами (из-за, из-под, между, через, около).

  8. Учить понимать многозначность слов.

  9. Дальнейшее обогащение экспрессивной речи сложными словами, много­значными словами, словами в переносном значении, однокоренными словами.






Совершенствование грамматического строя речи.

  1. Дальнейшее совершенствование умения образовывать и использовать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительными суффиксами.

2.Закреплять умение согласовывать прилагательные и
числительные с существительными в роде, числе и падеже, подбирать однородные определения к существитель­ным.

3.Формировать умение образовывать и использовать глаголы в форме будущего простого и будущего сложного времени.

4. Дальнейшее совершенствование навыков составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действия, по картине; распространения простых предложений однородными членами.

5.Совершенствование навыков составления сложносочи­ненных и сложноподчиненных предложений.

6.Закрепление навыков анализа простых распространен­ных предложений без предлогов и с простыми предлогами.





Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза.

Развитие просодической стороны речи.

  1. Дальнейшее совершенствование и развитие речевого ды­хания.

  2. Совершенствование умения произвольно изменять силу, высоту и тембр голоса.

  1. Совершенствование навыка голосоведения на мягкой атаке, в спокойном темпе.

  2. Продолжение работы над четкостью дикции, интонаци­онной выразительностью речи в игровой и свободной речевой деятельности.

Коррекция произносительной стороны речи.

  1. Дальнейшая активизация и совершенствование работы органов речевого аппарата.

  2. Дальнейшее продолжение работы по автоматизации пра­вильного произношения всех поставленных ранее звуков.

  3. Уточнение произношения звуков в слогах, словах, предложениях, небольших текстах, свободной игровой и речевой деятельности.

Работа над слоговой структурой слова.

  1. Формирование умения правильно произносить четырех­сложные слова из открытых слогов и использовать их в активной речи.

  2. Совершенствование умения выполнять слоговой анализ и синтез слов из одного, двух, трех слогов; подбирать слова с заданным количеством слогов.



Совершенствование фонематических представлений, развитие навыков звукового анализа и синтеза.

  1. Совершенствование умения подбирать слова на задан­ный звук.

  2. Совершенствование умения дифференцировать соглас­ные звуки по твердости — мягкости, звонкости — глухости, по акустическим признакам и месту образования.

  3. Совершенствование умения выделять звук на фоне слова, выполнять звуковой анализ и синтез слов, состоящих из четырех звуков (при условии, что написание слов не рас­ходится с произношением): лужа, кран, болт, лиса, винт, крик.

  4. Формировать умение определять ударный гласный звук в словах и обозначать его.

Обучение грамоте.

  1. Дальнейшее совершенствование умения «печатать» бук­вы, слоги, слова, предложения с пройденными буквами.

  2. Ознакомление с буквами. Формирование умения осознанно читать слова, предложения с этими буквами.

  3. Познакомить с правилами орфографии: правописание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, правописание заглавной буквы в названиях городов и улиц.

  4. Совершенствовать графо-моторные навыки.

Развитие связной речи и речевого общения.

1.Дальнейшее развитие коммуникативных навыков. Обу­чение использованию принятых норм вежливого речевого об­щения (внимательно слушать собеседника, задавать вопросы, строить высказывания кратко или распространенно).

  1. Совершенствование умения составлять описательные рассказы о предметах и объектах, рассказы по картине и серии картин по данному или коллективно составленному плану.

  2. Формировать умение составлять сложноподчиненные предложения и использовать их в рассказах.



В итоге коррекционной работы дети должны научиться:

  • понимать обращенную речь в соответствии с парамет­рами возрастной нормы;

  • фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;

  • правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;

  • пользоваться в самостоятельной речи простыми рас­пространенными и сложными предложениями, вла­деть навыками объединения их в рассказ;

  • владеть элементарными навыками пересказа;

  • владеть навыками диалогической речи;

  • владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагатель­ных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существи­тельных и проч.;

  • грамматически правильно оформлять самостоятель­ную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и сложные предлоги правильно употребляться;

  • использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существитель­ных, глаголов, наречий, прилагательных, местоиме­ний и т. д.);

  • владеть элементами грамоты: навыками чтения и пе­чатания некоторых букв, слогов, слов и коротких предложений в пределах программы.

В дальнейшем осуществляется совершенствование всех компонентов языковой системы.

ГЛАВА IV. РАБОТА УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ

(законными представителями)

Вопросам взаимосвязи детского сада с семьей в последнее время уделяется все большее внимание, так как личность ре­бенка формируется, прежде всего, в семье и семейных отноше­ниях. В дошкольных учреждениях создаются условия, имити­рующие домашние, к образовательно-воспитательному про­цессу привлекаются родители, которые участвуют в занятиях, спортивных праздниках, вечерах досуга, театра­лизованных представлениях. Педагоги работают над создани­ем единого сообщества, объединяющего взрослых и детей.

В комбинированной группе логопед и другие специалисты проводят для родителей открытые и совместные занятия, пы­таются привлечь родителей к коррекционно-развивающей ра­боте через систему методических рекомендаций. Эти рекомен­дации родители получают в устной форме на консультациях, еженедельно в письменной форме в индивидуальных папках и на стендах родительского уголка. Рекомендации роди­телям и домашние занятия родителей с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей, как в речевом, так и в общем развитии.

Задания пособий подобраны в соответствии с изучаемыми в группах детского сада лексическими темами и требованиями Программы. Для каждого ребенка учтены его индивидуальные особенности развития. Речевую активность детей родители должны поддерживать и всячески стимулиро­вать.

Родители долж­ны стремиться создавать такие ситуации, которые будут по­буждать детей применять знания и умения, имеющиеся в их жизненном багаже. Опора на знания, которые были сформи­рованы ранее, становятся одной из основ домашней работы с детьми. Родители должны сти­мулировать познавательную активность детей, создавать твор­ческие игровые ситуации.

В свою очередь работа с детьми седьмого года жизни стро­ится на систематизации полученных ранее знаний, что создаст предпосылки для успешной подготовки детей к обучению в школе.



ГЛАВА V. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

С УЧАСТНИКАМИ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.



Основными задачами коррекционно-развивающей деятельности являются:

- создание единого коррекционно-образовательного пространства;

- оборудование предметно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребёнка;

- повышение уровня подготовки специалистов;

- пропаганда логопедических знаний среди родителей и педагогов;

- расширение интегративных связей, объединение усилий педагогов, детей и родителей в целях коррекции речевых нарушений.

Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, во многом зави­сит от правильно организованного взаимодействия логопеда, вос­питателей, психолога, музыкального руководителя, инструкто­ра по физической культуре и родителей.

Исследованиями доказано, что если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ре­бенка не получает должного развития в дошкольном возрасте, то впоследствии не удается реализовать его в полной мере. Особенно это касается детей с ОНР и ЗПР, которые имеют отклонения не только в плане речевого развития, но и общего психического.

Уже в дошкольном возрасте у них возникают трудности в усвоении программы дошкольного образо­вательного учреждения, они малоактивны на занятиях, пло­хо запоминают материал, легко отвлекаются. Уровень раз­вития познавательной деятельности и речи таких детей оказывается более низким по сравнению с их сверстника­ми.

Поэтому каждый из специалистов ДОУ, решая свои задачи, определен­ные образовательными программами и положениями, должен принять участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсомоторной сфе­ры, высших психических процессов и укреплении здоровья.

Логопед организует взаимодействие специалистов в коррекционно-педагогическом процессе ДОУ. Он планирует и координирует психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи.

Рациональная организация совместной деятельности помо­гает правильно использовать кадровый потенциал, рабочее время, определять основные направления коррекционно-развивающей работы и умело реализовывать личностно-ориентированные формы общения с детьми.





Модель взаимодействия

субъектов коррекционно-образовательного процесса

в группе для детей с общим недоразвитием речи


Ребенок с ОВЗ



Логопед

Педагогический коллектив ДОУ

Родители





ЗАКЛЮЧЕНИЕ



ЛИТЕРАТУРА




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!