Просмотр содержимого документа
«Шаблон сочинения ЕГЭ»
Шаблон сочинения ЕГЭ
Русский
Готовые речевые клише к сочинению ЕГЭ по русскому языку.
План сочинения | Содержание части сочинения | Клише |
1-й абзац Вступление + формулировка проблемы | Вопрос, над которым размышляет автор + | → Автор текста (ФИО) ставит проблему (чего?) … → Автор текста (ФИО) размышляет над проблемой (чего?)… → Автор текста (ФИО) предлагает своим читателям задуматься над проблемой (чего)… → В центре внимания автора текста (ФИО) проблема (чего?)… → Проблемный вопрос. Этой проблеме посвящен текст автора (ФИО). → Именно эта проблема привлекла внимание автора текста (ФИО). → Подводка к проблеме. В предложенном для анализа тексте ФИО ставит проблему (чего?) → Прочитанный мною текст писателя... (ФИО) затрагивает важные общечеловеческие вопросы. Что такое...? Таким вопросом задаётся автор и обозначает проблему.... (какую?). Постараюсь прокомментировать её. → Обратимся к тексту писателя... (ФИО). В центре внимания автора - проблема... (какая?) Рассуждая о... (о чём?), автор задается вопросом: .... (каким?). → Текст ... (ФИО) посвящен одной из наиболее актуальных проблем современности - ... (какой?) Автор заставляет нас задуматься о .... (о чём? над какими вопросами?). → Что такое...? В чём заключается...? Почему......? Как .....? Такие вопросы ставит в своем тексте писатель ..... (ФИО), посвящая его проблеме... (какой?) → Что значит быть...(каким?)? Зачем... ? В чём...? Такие вопросы хотя бы раз в жизни задаёт себе каждый человек. Проблема... (какая?) волнует и автора прочитанного мной текста, писателя... (ФИО). |
2-3 абзац Комментарий | Два примера - иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания | Примеры – иллюстрации: → В качестве примера автор рассматривает… → Далее автор рассказывает, о том как → Проблема раскрывается автором на примере… → Автор обращает внимание читателя на … → Не случайно автор изображает (кого, что? ... ) |
| проблемы исходного текста Первый пример + пояснение к примеру Второй пример + пояснение к примеру | → Проследим, как автор раскрывает проблему → Чтобы читатель осознал важность проблемы, автор обращается к воспоминаниям/цитатам/словам → Чтобы привлечь внимание к проблеме, автор прибегает к описанию/противопоставлению/повествованию о … → Автор заостряет внимание на поставленной проблеме благодаря фактам/материалам/описанию/рассуждению о … Пояснение к примерам: → Этот пример показывает, что… → Этот пример убедительно доказывает, что… → Эти события (факты, примеры) помогают понять… → Таким образом, автор показывает/подчеркивает → Писатель убеждает читателя в том, что… → АВТОР отмечает, описывает, подчеркивает, останавливается на…, опирается на мнение…, сопоставляет, подтверждает свои мысли… |
4 абзац Связь между примерами | (противопоставление, сравнение, причина – следствие, вывод, уступка) + проанализировать эту связь!!! | → Размышляя над проблемой, автор противопоставляет… → Для сравнения автор обращается к… → Оба примера, дополняя друг друга, дают ясно понять… → Это рассуждение приводит автора к выводу о том, что… → Эти два примера – иллюстрации противопоставлены/сопоставлены между собой, позволяют автору сделать вывод … → Автор акцентирует и внимание на том, что/как/насколько |
5 абзац Позиция автора | Ответ на проблемный вопрос, данный автором текста | → Автор считает, что… → Автор подводит читателя к выводу о том, что… → Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу… → Позиция автора такова… → Автор убеждает нас в справедливости вывода о том, что… → Так автор убеждает нас в том, что… |
6 абзац Собственная позиция | Мой ответ на этот вопрос + обоснование (литературные аргументы, опора на общечеловеческие ценности, общеизвестные факты истории и науки, обращение к обобщенному опыту, к собственному читательскому опыту) | Мое отношение к позиции автора: → Я согласен с мнением автора. → Не могу полностью разделить мнение автора… → Безусловно, автор прав. → Моя точка зрения совпадает с позицией автора… → Трудно не согласиться с автором. → Я полностью разделяю позицию автора. Обоснование собственной позиции: → Нельзя не вспомнить героя известного фильма/ романа… → Сама история человечества не раз доказывала справедливость этого… → Известный ученый/ писатель/ деятель/... об этом говорил так… → Обратимся к произведению … → Вспоминается книга … → В романе (рассказе, повести, книге...) ... (ФИО) читатель встречается с... (с кем? какая там ситуация?) (здесь представление проблемы) |
7 абзац Заключение | Вывод - обобщение моего рассуждения | → В заключение хочется сказать … → После прочтения этого произведения становится понятно… → После знакомства с героями произведения понимаешь… → Прочитав произведение, осознаешь… → Автор стремился показать... → Автор хочет, чтобы читатель понял… → Автор текста считает проблему важной… |
План сочинения ЕГЭ по русскому языку
Русский
1 абзац
Формулировка проблемы данного текста. 1 балл
* Текст известного русского писателя (публициста, прозаика и т.д. см., что написано об авторе в конце текста ) ФИО заставил меня задуматься над проблемой ( сочетание слова проблема с сущ. в Р.п.), например, над проблемой отцов и детей; над проблемой роли книги в жизни человека.) ИЛИ сформулировать вопрос по проблеме и записать в форме вопросительного предложения.
* Текст русского писателя, прозаика и драматурга А.П.Чехова заставил меня задуматься над какой? (сложной, важной, серьёзной, актуальной, злободневной, философской …) проблемой осознания цели своего труда.
Ради чего люди совершают свой ежедневный трудовой подвиг?
2 абзац
Комментарий к сформулированной проблеме данного текста+1-ый пример-иллюстрация с указанием и пояснением. 3 балла
* Раскрывая проблему, ФИО (автора текста) обращает внимание читателя на главного героя (рассказчика, героя-рассказчика) повествования, который ( кратко пересказываем сюжет и подводим к примеру-иллюстрации).
* Автор (с грустью, с сожалением… другие чувства) пишет, что (приводим 1-ый пример-иллюстрацию ( можно цитату из текста или кратко пересказываем своими словами )… + пояснение
Пояснение к примерам (художественный текст)
* Автор знакомит читателя с героями текста…+ мини- вывод
* Автор не случайно обращает наше внимание на... + мини- вывод
* Поступок героя показывает, что…+ мини- вывод
* Слова ( мысли) героя позволяют увидеть…+ мини- вывод
* Эти события автор описывает, чтобы + мини- вывод
* Автор хочет сказать, что….+ мини- вывод.
В мини- выводе обязательно используем вводные слова ( по моему мнению, по-моему, думаю, известно, на мой взгляд). Не забывайте обособлять вводные слова на письме!
Например, По моему мнению, донос на друга - это предательство.
Пояснение к примерам (публицистический текст)
*Писатель хочет сказать, что…
* Этот пример показывает, что…
* Смысл этого высказывания в том, что…
* Эти слова убедительно доказывают, что...
* Я думаю, этим примером автор хотел показать…
* Приведённые слова содержат глубокий смысл…
3 абзац
2-ой пример-иллюстрация с указанием и пояснением.
* Для того чтобы читатель разобрался в чувствах (мыслях, ощущениях и т.п.) героя, автор отмечает, что… + пояснение +мини-вывод
* В предложении № … писатель отмечает ( замечает и т.д.), что…+ пояснение +мини-вывод …Автор уверен, что…
4 абзац
Указать и проанализировать смысловую связь между примерами .
1. Объяснение
* Оба примера из текста объясняют важную мысль автора : (написать какую мысль…)
* Размышляя над проблемой, автор хочет объяснить…
* С помощью этих примеров автор объясняет, как (зачем, почему и т.д.)…
* Приведённые примеры позволяют автору объяснить…
2. Противопоставление
* Автор противопоставляет данные примеры, чтобы показать…
* Противопоставляя эти примеры (поступки героев и т.п.), автор хочет подчеркнуть…
* С помощью противопоставления автор показывает разные стороны…
* Благодаря антитезе мы видим различные точки зрения на…, что делает рассуждение более объективным и убедительным.
* Один пример противопоставлен другому, но оба они иллюстрируют важную мысль автора: написать какую…
3. Сравнение
* Писатель сравнивает…+ какие качества героев выявляются в сравнении…
* Сравнивая этих героев, мы видим…
* Благодаря сравнению писатель выделяет лучшие стороны…
* Сопоставляя различные точки зрения на интересующий его вопрос, автор показывает…
* Сопоставление этих примеров позволяет автору показать сложность (неоднозначность) ситуации…
4. Причина-следствие
* Почему - же герой так поступает? Ответ на этот вопрос мы находим далее.
* Приведённые примеры показывают причины и следствия поступков героя…
* Анализируя эти примеры, мы понимаем причину изображённых событий…
* Таким образом , эти примеры позволяют понять, почему…
5. Определение понятия
* Автор определяет значение слова «…» (раскрыть содержание понятия «…»).
* Приведенные примеры показывают сложность и многогранность понятия «…»
* Эти примеры позволяют лучше понять значение слова « …»
5 абзац
Отражение позиции автора ( рассказчика). 1 балл
В художественном тексте авторская позиция выражена косвенно (не прямо)
* Писатель не выражает прямо свою позицию, но подводит читателя к мысли о том, что…
В публицистическом тексте позиция автора выражена чётко и ясно
* Позиция автора чётко выражена. Он убеждён, что…
6 абзац
Сформулировать и обосновать своё отношение к позиции автора по проблеме текста.
1 балл (Ответ на вопрос: почему я согласен/не согласен с позицией автора)
* Я полностью согласен с автором и считаю, что…(обоснование).
(Даже соглашаясь с автором, сформулируйте свою позицию иными фразами).
7 абзац
Заключение (достаточно одного предложения)
* Таким образом, можно сделать вывод, что…
Объём сочинения - не менее 150 слов.
Максимальное количество баллов за всю письменную работу - 21.