СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Шаг в пропасть...

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Шаг в пропасть...»

4


Социально-педагогический проект


«Ни шагу к пропасти»



Пояснительная записка.

Актуальность.


Педагоги, психологи, социологи, медики, юристы отмечают сегодня значительный рост социальной дезадаптации молодого поколения, которая проявляется в утрате социальной связи с семьей, школой, отчуждении от труда, резком ухудшении психического здоровья, ростом подростковой алкоголизации, суицидального поведения, возрастании количества несовершеннолетних правонарушителей.

Причины дезадаптации несовершеннолетних, имеющих стойкое нарушение познавательной деятельности, объясняются, прежде всего, особенностями их психофизического развития: недоразвитием мыслительных процессов, неспособностью критического осмысливания своих поступков, преобладанием физиологических потребностей над нравственными. Все эти недостатки усугубляются внешними факторами воздействия: неблагополучным положением детей в семьях, неспособностью противостоять лицам сомнительного поведения с сохранным интеллектом, конкретным восприятием и пониманием безнравственных сюжетов средств массовой информации, отсутствием современной общественно-значимой детской организации.

Противостоять негативным факторам, влияющим на уровень социальной дезадаптации, а значит и уровень безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, школа может через укрепление социальных связей между ней и ее социальным окружением, созданием в образовательном учреждении специальной коррекционно-развивающей среды, позволяющей влиять на поведение личности.

Огромная роль в осуществлении гарантий прав ребенка ложится на плечи педагогов ОУ, ведь большую половину своего времени они проводят именно в школе. Формирование законопослушного поведения детей и подростков, оказание социально-психологической и педагогической помощи детям и семьям, нуждающимся в ней, выявление детей и семей, находящихся в социально-опасном положении, с целью профилактики раннего семейного неблагополучия – важнейшие задачи, стоящие перед педагогическим коллективом сегодня.

С этой целью был разработан проект «Ни шагу к пропасти». Проект представляет собой систему деятельности всего педагогического коллектива школы-интерната по профилактике, взаимосвязь между администрацией, воспитателями, учителями, другими педагогическими работниками со специалистами психолого-медико-педагогического сопровождения: психологом, медицинскими работниками, социальными педагогами и взаимодействие школы со службами системы профилактики безнадзорности и правонарушений, предусматривает повышение компетентности ее участников.

Цель проекта:

Профилактика подростковых девиаций на базе ГКОУКО «Людиновская школа-интернат».


Задачи:

- подготовка детей и подростков к жизни;

- обеспечение социальной помощи и защищенности;

- поддержка и укрепление психологического здоровья;

- оказание помощи в преодолении озлобленности и недоверия к людям;

- создание благоприятных социально-педагогических условий для воспитания детей и подростков;

- профилактика беспризорности, асоциального поведения, социального сиротства, преступности.


Отличительные особенности данной программы:

Разработанный проект имеет значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем в масштабе образовательного учреждения и в случае реализации, позволит преодолеть следующие негативные явления и тенденции среди детей и подростков «группы риска»:

- рост правонарушений и преступности;

- социальная незащищенность;

- распространение алкоголизма и наркомании;

- неудовлетворительное состояние физического и психического здоровья.


В основу проекта положены следующие принципы:

- комплексный и системный подход к диагностике, профилактике и коррекции;

- единства образования и воспитания, организации досуга, индивидуальной помощи и поддержки подростков;

- природосообразности: учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, способствующий успешной самореализации ребенка.



Кадровое обеспечение проекта:

- администрация школы-интерната;

-социальный педагог;

- педагог-психолог;

- инспектор ПДН ОВД;

- руководители кружков и спортивных секций;

- классные руководители.


Основные направления реализации проекта:

- диагностическая работа;

- профилактическая работа;

- организация досуговой деятельности;

- работа по социальной защите прав детей и подростков.


Категория и возраст детей:

Проект предполагает работу с 10-17 - летними обучающимися и воспитанниками школы-интерната.


Первый этап – диагностико – проектировочный.

Цели и задачи:

  • Изучение психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования.

  • Подготовка пакета диагностических материалов для выявления уровня психологических особенностей «проблемных» детей и подростков.

  • Анализ исходного уровня психологических особенностей «проблемных» детей и подростков.

  • Анализ деятельности по профилактике правонарушений, преступлений и негативных зависимостей среди учащихся.

  • Разработка проекта по профилактике правонарушений среди воспитанников школы-интерната с ограниченными возможностями здоровья.

Прогнозируемые результаты:

  • Аналитический обзор педагогической и социально-психологической литературы по проблеме профилактики правонарушений.

  • Пакет диагностических материалов для выявления уровня психологических особенностей «проблемных» детей и подростков.

  • Программа проекта «Ни шагу к пропасти» по профилактике правонарушений среди детей и подростков.



Второй этап – этап реализации проекта.

Деятельность по реализации проекта предполагает:

1. Проведение мероприятий по выявлению учащихся, склонных к правонарушениям, курению, употреблению алкоголя, наркотических и психотропных веществ.

2. Диагностику детей группы «риска», включение их во внеурочную деятельность в соответствии с их склонностями и интересами.

4. Организацию интересного и полезного каникулярного отдыха учащихся.

5. Подготовку и проведение тематических классных часов, бесед, часов общения, родительских собраний, лекториев.

6. Помощь в решении вопросов трудоустройства и занятости несовершеннолетних.

7. Выявление и постановку на учёт неблагополучных семей.

8. Социальную защиту и помощь детям, оставшимся без попечения родителей или самовольно покинувшим свои семьи.

КООРДИНАЦИОННЫЙ ПЛАН

РАБОТЫ ГКОУ «ЛЮДИНОВСКАЯ ШКОЛА - ИНТЕРНАТ»

С ДЕТЬМИ, СОСТОЯЩИМИ НА РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАХ УЧЕТА
на 2016-2017 учебный год


Мероприятия


Сроки

Контроль

Кл. руков-ль,

воспитатели


Социальный

педагог

Педагог-

психолог

Администрация школы

Инспектор ПДН


I. Организационные мероприятия








1.

Составление социального паспорта классов, школы

Сентябрь 2016 г.


Папка «Социальный паспорт школы»






2.

Организация досуга и кружковой деятельности

Сентябрь 2016 г.





3.

Выявление детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

В течение года

Журнал обращений и консультаций







4.

Организация встреч учителей и специалистов школы с родителями

В течение года






5.

Организация работы Совета по профилактике школы

Сентябрь 2016 г.


Папка «Совет по профилактике»



6.

Постановка на ВШУ, составление картотеки на учащихся, состоящих на различных формах учета

Сентябрь 2016г.

(уточнение

в течение года)

Личные дела учащихся, состоящих на ВШУ




7.

Составление характеристик на детей, состоящих на ВШУ

Сентябрь 2016г.,

май 2017г.




8.

Составление административных писем, ходатайств, направление документации в КДН, ОПДН и др.

В течение года

Папка

«Взаимодействие с КДН»





9.

Осуществление связи с КДН, ПДН и др. социальными службами

В течение года

План работы

соц. педагога





10.

Организация летнего отдыха детей «группы риска»

Май – июнь 2017г.

Папка

«Летний отдых»








II. Работа с учащимися








1.

Контроль посещаемости занятий

Ежедневно

Личные дела учащихся, состоящих на ВШУ





2.

Контроль текущей успеваемости

1 раз в четверть






3.

Вовлечение учащихся в кружки и секции

В течение года





4.

Привлечение учащихся к участию в мероприятиях школы, ОПТ

В течение года






5.

Проведение профилактических бесед:

- профилактика вредных привычек;

- профилактика правонарушений;

- профилактика суицидального поведения



1 раз в месяц

1 раз в месяц

1 раз в четверть






6.

Посещение уроков, внеклассных мероприятий с целью наблюдения за учащимися

2 раза в четверть





7.

Проведение диагностики личности учащихся:

-методика определения самооценки;

-опросник проявлений агрессии и враждебности;

-диагностика склонности к употреблению ПАВ;

-диагностика девиантного поведения;

- диагностика суицидального поведения;

- анкетирование по сформированности социальной компетентности учащихся

Сентябрь 2016г., май 2017г.






8.

Направление на консультацию к психологу или медицинским специалистам

По мере необходимости

Журнал обращений и консультаций





9.

Разбор конфликтных ситуаций



10.

Помощь в выборе дальнейшего образовательного маршрута

Март, апрель 2016г

Папка «Профориен-тационная работа»





11.

Содействие в трудоустройстве

Май, июнь 2017г.

Папка «Трудоустройс-тво выпускников»








III. Работа с родителями








1.

Посещение семей с целью проверки

- жилищно–бытовых условий;

- условий семейного воспитания

1 раз в месяц

Акты ЖБУ,

справки по итогам рейдов






2.

Проведение консультаций для родителей

1 раз в месяц

Журнал обращений и консультаций






3.

Выступление на родительских собраниях


1 раз в четверть

Протоколы родительских собраний





4.

Приглашение учащегося и его родителей на Совет по профилактике правонарушений

1 раз в четверть

Протоколы Совета профилактики






5

Разработка рекомендаций по воспитанию детей и улучшению взаимопонимания

1 раз в четверть

Папка «Доклады, выступления…»







IV. Работа с педагогическим коллективом.








1.

Осуществление обмена необходимой информацией с учителями-предметниками, классными руководителями, воспитателями


По мере необходимости

Журнал обращений и консультаций







2.

Консультации по результатам диагностики

Сентябрь 2016г., май 2017 г.






3.

Выработка рекомендаций по работе с детьми, состоящими на ВШУ

Сентябрь 2016г., май 2076 г.

Личные дела учащихся, сост. на ВШУ






4.

Выступления с соответствующими сообщениями на педсоветах, совещаниях, МО


По плану работы школы

Папка «Доклады, выступления…»






5.

Проведение деловых игр, семинаров-практикумов для отработки навыков и умений педагогов по работе с детьми «группы риска»







V. Работа по социальной защите детей.







1.

Взаимодействие школы-интерната с органами социальной защиты, опеки и попечительства

Постоянно

Личные дела учащихся





2.

Оказание материальной помощи (обеды, одежда, обувь)

В течение года по необходимости




3.

Проведение углубленного медосмотра обучающихся и воспитанников

1 раз в год

Личные дела учащихся





4.

Организация летнего отдыха обучающихся и воспитанников

Апрель - май




5.

Проверка сохранности жилой площади, закрепленной за несовершеннолетними, находящимися на государственном обеспечении.

1 раз в год

Личные дела учащихся





6.

Систематический контроль за воспитанием, обучением, материально-бытовым содержанием детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подопечных детей, выполнением опекунами (попечителями) своих обязанностей

В течение учебного года

Личные дела учащихся








Направления профилактической работы с воспитанниками, состоящими на различных видах учета


Профилактическая работа с детьми, состоящими на внутришкольном учете, и их семьями строится по следующим направлениям:

  • ежедневный учет посещаемости учащимися занятий, а также оперативное выявление причин пропусков и принятие мер по возвращению учащихся в школу;

  • организация внеурочной занятости учащихся и их активного отдыха, пропаганда здорового образа жизни;

  • формирование законопослушного поведения и пополнение правовых знаний: проведение профилактических бесед;

  • работа с родителями: индивидуальные и групповые беседы по предотвращению противоправного поведения несовершеннолетних, посещение на дому для оказания социальной и профилактической помощи, проведение профилактических рейдов, принятие мер административного воздействия к родителям, не исполняющим свои должностные обязанности, родительские собрания по проблемам семейного воспитания;

  • совершенствование педагогической компетенции в работе по коррекции поведения, профилактике социального неблагополучия детей и семей, в которых они проживают: рассмотрение вопросов профилактической деятельности на заседаниях педагогического совета школы, семинарах, совещаниях при директоре.


Внутришкольное и межведомственное взаимодействие


Для обеспечения качества профилактической работы с воспитанниками, состоящими на различных видах учета, необходимо выстраивание внутришкольных и межведомственных связей.

В школе-интернате профилактическая работа ведется:

  • через реализацию комплексно-целевых программ «Социально-педагогическая поддержка депривированных подростков по повышению уровня их готовности к социокультурному взаимодействию в организованной среде школы-интерната», «Социально-трудовая адаптация учащихся школы», «Укрепление и сохранение здоровья воспитанников», программ «Право и закон», «Я – гражданин России», психокоррекционной программы по работе с агрессивными детьми;

  • через систему дополнительного образования: «Спортивная секция ОФП», творческие объединения - «Рукодельница», «Кроха», «Этикет», «Соломка», «Деревянная мозаика», «Радость творчества», «Дизайнеры», «Скульптурная резьба по дереву», «Бусинка», «Хореография», «Самоделкин», «Баян», «Оригами», «Волшебное слово».

Межведомственное взаимодействие осуществляется:

  • через планирование совместных профилактических мероприятий по профилактике с КДН и ЗП Людиновского района,

  • через взаимодействие со специалистами ЦРБ;

  • через взаимодействие со специалистами сельских поселений Людиновского района;

  • через взаимодействие со специалистами службы социальной защиты населения;

  • через взаимодействие с работниками отдела образования.


Меры педагогического воздействия

  • стимулирование воспитанников;

  • система балловой оценки уровня воспитанности (пункты: культура поведения, вредные привычки, внешний вид, сохранность оборудования и инвентаря);

  • организация строгого контроля над выполнением режима дня для воспитанников, склонных к его нарушению.




Основные мероприятия.

I. Профилактика безнадзорности и правонарушений среди учащихся.

Задачи: 1) организация комплексного межведомственного взаимодействия с КДН и ЗП, ПДН ОВД, органами опеки и попечительства;

2) обеспечение психолого-педагогической поддержки «проблемных» учащихся в осознании собственных социально-средовых ресурсов, в формировании и развитии у учащихся навыков ответственного отношения к собственному поведению, навыков самоконтроля;

3) активизация социально значимой деятельности детей, педагогов, родителей учащихся, направленной на повышение правовой культуры, культуры здорового образа жизни;

4) организация правового и психолого-педагогического просвещения учащихся и их родителей.


Направления

Мероприятие

Сроки

Исполнители

Организационно-методическая работа

Корректировка списков детей, нуждающихся в социальной защите

Сентябрь

Зам. директора по ВР,

социальный педагог

Контрольное обследование условий проживания и воспитания опекаемых детей

Зам. директора по ВР, социальный педагог, классные руководители

Контрольное обследование условий проживания и воспитания детей-инвалидов

Зам. директора по ВР, социальный педагог, классные руководители

Контроль за посещаемостью учащихся

социальный педагог, классные руководители

Контрольное обследование условий проживания и воспитания опекаемых детей

социальный педагог, классные руководители, общественный инспектор по защите прав детей

Выявление трудностей в работе классных руководителей с учащимися и их семьями

Зам. директора по ВР,

Социальный педагог

Уточнение списков учащихся, состоящих на учете в ПДН ОВД

Зам. директора по ВР

Организация деятельности совета профилактики правонарушений и преступлений среди учащихся

Зам. директора по ВР

Постановка на внутришкольный учет семей, находящихся в социально опасном положении

социальный педагог, кл. руководители

Корректировка планов воспитательной работы классных руководителей

кл. руководители

Анализ и организация занятости «проблемных» учащихся в системе дополнительного образования

Октябрь

Зам. директора по ВР

Операция «Семья» (посещение на дому семей, находящихся в социально опасном положении)


Зам. директора по ВР, социальный педагог, кл. руководители

Работа совета профилактики (составление индивидуальных планов работы с несовершеннолетними, состоящими на ВШУ)


Зам. директора по ВР, социальный педагог, кл. руководители

Организация методической помощи классным руководителям в работе с «проблемными» детьми


Зам. директора по ВР, социальный педагог, педагог психолог

Анализ уровня воспитанности учащихся


кл. руководители

Анализ деятельности по профилактике правонарушений и преступлений среди учащихся в I полугодии

Ноябрь

Зам. директора по ВР, социальный педагог, психолог

Организация занятости учащихся в период каникул

Зам. директора по ВР, социальный педагог, кл. руководители

Анализ занятости «проблемных» детей

социальный педагог,

Сверка списков учащихся, состоящих на учете в ПДН ОВД

Зам. директора по ВР

Анализ воспитательной работы учителей начальных классов и внесение корректив

Зам. директора по ВР

Анализ воспитательной работы классных руководителей 5-8 классов и внесение корректив

Зам. директора по ВР

Анализ воспитательной работы классных руководителей 9-11 классов и внесение корректив

Январь

Зам. директора по ВР

Отчет классных руководителей о результатах работы с «проблемными» учащимися и семьями

кл. руководители

Организация мероприятий в рамках месячника «Защити меня»

Февраль


Совместное заседание МО классных руководителей, совета профилактики по проблеме предотвращения случаев нарушения дисциплины учащимися

Зам. директора по ВР

Организация занятости и трудоустройства учащихся в период летних каникул

Май

Зам. директора по ВР, социальный педагог, кл. руководители

Деятельность социально-психологической службы

Изучение микросоциума учащихся с последующим составлением социального паспорта школы

Сентябрь

Кл. руководители, социальный педагог, психолог

Обновление базы данных по «проблемным» учащимся

Кл. руководители, социальный педагог, психолог

Обновление базы данных по семьям «группы социального риска»

Кл. руководители, социальный педагог, психолог

Корректировка списков детей, нуждающихся в социальной защите

Кл. руководители, социальный педагог, психолог

Контрольное обследование условий проживания и воспитания опекаемых детей

Кл. руководители, социальный педагог, психолог

Контрольное обследование условий проживания и воспитания детей-инвалидов

Кл. руководители, социальный педагог, психолог

Планирование работы социально-психологической службы

Социальный педагог, психолог

Изучение психологических особенностей «проблемных» детей и подростков, разработка рекомендаций для педагогов и родителей

Октябрь

Социальный педагог, психолог

Оказание помощи семьям, находящимся в трудном социальном положении

В течение года

Социальный педагог

Организация и проведение тренингов по выработке навыков самоконтроля у учащихся

В течение года

Социальный педагог, психолог

Постановка на внутришкольный учет семей, находящихся в социально опасном положении

В течение года

Зам. директора по ВР, социальный педагог, психолог,

кл. руководители

Анализ и организация занятости «проблемных» учащихся в системе дополнительного образования

Ноябрь

Зам. директора по ВР, социальный педагог, кл. руководители

Мониторинг «Сформированность нравственных потенциалов личности учащегося»

Социальный педагог, психолог,

кл. руководители

Работа совета профилактики (составление индивидуальных планов работы с несовершеннолетними, состоящими на ВШУ)

Зам. директора по ВР, социальный педагог, кл. руководители

Организация методической помощи классным руководителям в работе с «проблемными» детьми

В теч. года

Зам. директора по ВР, социальный педагог, психолог

Организация методической помощи классным руководителям в работе с «проблемными» детьми

В теч. года

Зам. директора по ВР, социальный педагог, психолог

Изучение комфортности «проблемных» учащихся

Ноябрь

Социальный педагог, психолог

Анализ занятости «проблемных» детей в системе дополнительного образования

Каждую четверть

Зам. директора по ВР, социальный педагог, кл. руководители

Анализ деятельности по профилактике правонарушений и преступлений среди учащихся

Каждую четверть

Зам. директора по ВР, социальный педагог

Посещение уроков в классах с «проблемными» учащимися

В теч года

Социальный педагог, психолог

Участие в совместном заседании МО классных руководителей, совета профилактики, по проблеме предотвращения случаев нарушения дисциплины учащимися

Февраль

Социальный педагог, психолог

Рейды по семьям группы «социального риска»

В течение года

Социальный педагог

Анализ сформированности нравственных принципов у учащихся старших классов

Апрель

Социальный педагог, психолог

Анализ работы по профилактике асоциального поведения среди учащихся за учебный год

Май

Социальный педагог, психолог

Организация индивидуальной работы с учащимися

В течение года

Социальный педагог,

психолог

Организация индивидуальной работы с родителями

В течение года

Социальный педагог,

психолог

Работа с родителями

Общешкольные родительские собрания «Здоровье ребенка», «Права и обязанности родителей», «Факторы риска (социальные, правовые, нравственные, психологические аспекты воспитания ребенка)» (с участием специалистов ведомственных организаций)

Сентябрь, апрель

Директор, Зам. директора по ВР

Индивидуальные консультации:

  1. • «Особенности воспитания детей в неполных семьях»

  2. «Особенности воспитания детей в опекунской семье»

  3. • «Права и обязанности родителей»

  4. • «Искусство любить детей»

  5. • «В семье растет сын»

  6. • «В семье растет дочь»

  7. • «Здоровый образ жизни родителей - основа успешной жизнедеятельности детей»

Сентябрь, май

социальный педагог, педагог-психолог

Заседания совета профилактики

В течение года

Зам. директора по ВР, социальный педагог, кл. руководители

Индивидуальная работа с семьями группы «социального риска»

В течение года

Зам. директора по ВР, социальный педагог, психолог,

кл. руководители

Организация участия родителей из «проблемных» семей в жизнедеятельности школы

В течение года

Зам. директора по ВР, социальный педагог, психолог,

кл. руководители

Организация социальной, психологической, медицинской помощи семьям из группы «социального риска»

В течение года

Зам. директора по ВР, социальный педагог, психолог,

кл. руководители,


II. Профилактика негативных зависимостей среди учащихся

Задачи: 1)активизация социально значимой деятельности детей, педагогов, родителей учащихся, направленной на повышение правовой культуры, культуры здорового образа жизни;

2)формирование у учащихся осознанной мотивации к здоровому образу жизни и развитие навыков противостояния негативным зависимостям (табакокурение, алкоголизм, наркомания); 3)обеспечение психолого-педагогической поддержки «проблемных» учащихся.


Сроки

Работа с учащимися

Сентябрь

Мероприятия в рамках Месячника безопасности

• Час общения «Полезный разговор о вредных привычках»; • Знакомство с Уставом школы

• Ознакомление с Федеральными Законами РФ, Законами Калужской области, об ответственности за совершение правонарушений, табакокурение, употребление алкогольных напитков, наркотиков.( 5-8 классы)

• Час общения «Модно ли курить?»

• Акция «Здоровью – да, куренью – нет!» (5-11 классы)

• Конкурс рисунков и плакатов «Твое здоровье» (5-11 классы)

• День здоровья «Физкультуре, физкульт-ура!»» (2-11 классы)


Октябрь

• Конкурс «На зарядку становись!» (2-8 классы)

• Первенство гимназии по футболу (5-11 классы)

• Беседа «Правила поведения в общественных местах»

• Конкурс плакатов «Мы выбираем ЗДОРОВЬЕ!»

• Акция «SOS – спасем общество от сигарет»

• Беседа «Инфекции, передающиеся половым путем» (юноши, девушки)

Круглый стол «Мы выбираем ЗДОРОВЬЕ!»

Ноябрь

• Минутки здоровья (с участием медработников)



• Спортивный праздник «Будьте здоровы!» (1-11 классы)


• Спортивные соревнования «Семейный марафон» (1- 8 кл.)


• Выпуск общешкольной газеты «АлкоНЕТ» (7-11 кл.)

Декабрь

  • Конкурс «Веселая физкультминутка»

• Беседа «Береги здоровье смолоду

• Беседа «Табак как наркотическое вещество» (7-8 класс)

• Беседа «Табак и алкоголь»

• Тренинг «Выбор стиля жизни» (9 кл.)

• Беседа «ВИЧ-инфекция и смежные проблемы» (10-11 кл.)

Январь

• День здоровья «Снежные забавы» (1-11 кл.)

• Спортивный праздник «Рождественские старты» (5-6 кл.)

• Минутки здоровья


• Беседа «Алкоголь и его воздействие» (5-6 кл.)

• Час общения «Закон о наркотиках» (7-8 кл.)

• Тренинг «Выбор стиля жизни» (10-11 кл.)

• Дискуссия «Что значит быть свободным?»

Февраль

• Конкурс «Самый сильный и здоровый»

• Беседа «Курить – здоровью вредить» (1-4 классы)

• Беседа-практикум «Права и обязанности подростка»

• Конкурс «Самый сильный и здоровый» (5-8 классы)


• Беседа «Влияние табака и алкоголя на организм женщины» (9-11 кл.)

• Спортивно-оздоровительные мероприятия в рамках месячника спортивно-патриотической работы

• Фольклорный праздник «Масленица» (1-4 кл.)

• Спортивный праздник «Богатырская сила» (8-11 кл.) •

• Акция «Обменяй сигарету на конфету!»

Март

• Минутки здоровья


• Беседа «Здоровье девочки и вредные привычки» (5-8 кл.)

• Беседа «Репродуктивное здоровье мужчины и влияние негативных привычек» (юноши)


• Конкурс на лучшую организацию перемены

• Спортивные соревнования «Все вместе» (1-11 кл.)

• Беседа «ВИЧ-инфекция и смежные проблемы» (8-9 кл.)


Апрель

• Мероприятия в рамках Всероссийского Дня здоровья (1-11 кл.)

• День здоровья «Весенние старты» (1-11кл.)

• Спортивный праздник «Веселые старты» (4-6 кл.)

  1. • Минутки здоровья

• Спортивный праздник «Тропа здоровья» (1-11 кл)

Май

• Минутки здоровья

• Ролевая игра «Телефон доверия» (2-4 кл.)

• Ролевая игра «Телефон доверия» (5-6 кл.)

• Беседа «Поведение в общественных местах» (с участием инспектора ПДН)

  1. • Тренинг

«Скажи НЕТ!» (9-10 кл.)

Июнь

• Мероприятия в рамках пришкольного лагеря «Факел»


  • Организация участия учащихся школы в районных, областных соревнованиях


Примерный план диагностических мероприятий


Сроки

1-4 классы

5-8 классы

9-11 классы

Сентябрь

• Анкетирование «Что ты знаешь о здоровье?»


Анкетирование «Твое здоровье и отношение к курению»

Анкетирование «Отношение к курению»



• Анкетирование родителей «Проблемы воспитания детей»

Октябрь

  1. • Диагностика «Степень адаптации»



• Диагностика «Социально-психологический климат класса и уровень комфортности»


Определение обобщённого показателя социального благополучия


• Анкетирование родителей «Стили семейного воспитания»

• Анкетирование учащихся « Нравственные ценности»


Январь

• Диагностика «Уровень мотивации к здоровому образу жизни»


• Анкетирование «Уровень сформированности мотивации к здоровому образу жизни»


• Анкетирование «Отношение к курению»


Март


• Анкетирование «Твое здоровье и отношение к курению, алкоголю, наркотикам»




  1. • Диагностика уровня воспитанности учащихся

Май

  1. • Анализ результативности профилактической работы




Примерный план работы с родителями


Сроки

Мероприятия

1-4 классы

5-8 классы

9-11 классы

Сентябрь


  1. • Мероприятия в рамках Месячника безопасности


Общешкольное родительское собрание «Здоровье ребенка. Факторы риска» (социальные, нравственные, правовые, психологические аспекты воспитания детей)


Октябрь


  1. • Родительское собрание «Здоровый образ жизни семьи – основа успешной жизнедеятельности ребенка»



  1. • Родительское собрание «Здоровый образ жизни семьи – основа успешной жизнедеятельности ребенка»



  1. • Родительское собрание «Здоровый образ жизни семьи – основа успешной жизнедеятельности ребенка»


Ноябрь

• Круглый стол «Здоровый образ жизни»

  1. • Акция «Мир без табака»

Январь

• Родительское собрание «Нравственные ценности семьи и их значение для ребенка»


• Родительское собрание «Нравственные ценности семьи и их значение для подростка».


• Родительское собрание «Нравственные ценности семьи и их значение для старшеклассника»


Февраль

• Родительское собрание «Трудовое воспитание в семье»


• Родительское собрание «Репродуктивное здоровье человека (профилактика подростковых табакокурения, алкоголизма, токсикомании и наркомании)»

• Родительское собрание «Репродуктивное здоровье человека (профилактика табакокурения, алкоголизма, токсикомании и наркомании среди старшеклассников)»

Апрель

• Родительское собрание «Здоровье ребенка. Факторы риска» (социальные, нравственные, правовые, психологические аспекты воспитания детей)

• Собрание родителей «О профилактике безнадзорности, правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних» (для неблагополучных и «проблемных» семей)


Май

• Родительское собрание «Организация полезного досуга детей в каникулы»

• Родительское собрание «Организация полезного досуга детей в каникулы»


• Родительское собрание «Организация полезного досуга и трудоустройство детей в каникулы»


В течение года

• Выявление родителей, злоупотребляющих алкоголем

• Индивидуальная работа с родителями, посещение семей на дому

• Работа совета профилактики

• Спортивные праздники, соревнования, Дни здоровья


Алгоритм организации индивидуального сопровождения воспитанников


I. Выявление детей, нуждающихся в специальной помощи. При анализе состава воспитанников школы-интерната выявляются дети, нуждающиеся в специальной помощи, которые делятся на три подгруппы.

II. 1. Дифференциация по подгруппам.

а. «Группа риска». Это категория детей, которая в силу определенных обстоятельств более других подвержены негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов

б. Воспитанники - дезадаптанты и воспитанники с девиантным поведением в системе нарушающие режим дня, имеющие проблемы в учебе, употребляющие ПАВ.

в. Воспитанники, совершившие правонарушение или преступление и поставленные на учет в инспекции по делам несовершеннолетних.


2. Постановка на внутришкольный профилактический учет.

Постановка учащихся школы-интерната на внутришкольный профилактический учет осуществляется в соответствии с «Положением о постановке воспитанников на внутришкольный учет» по решению Совета по профилактике правонарушений. При постановке на учет несовершеннолетнему назначается шеф-наставник, который, совместно с социальным педагогом, планирует и проводит индивидуальную работу с ним.


III. Координация и осуществление профилактической деятельности. Социальной службой школы-интерната составляется план работы, с воспитанниками, состоящими на различных видах учета, координирующий деятельность всех субъектов ОУ. С воспитанниками всех трех подгрупп планируется специальная «гибкая» профилактическая и реабилитационная работа, заключающаяся реализации программ индивидуального сопровождения воспитанника. Программа индивидуального сопровождения становится рабочим документом, который отражает динамику изменений в поведении воспитанника на период ее выполнения.

Формирование банка информации о воспитанниках, состоящих на различных видах учета

Банк данных представляет собой личные дела, в которых хранится информация о воспитанниках. Он позволяет осуществлять оценку изменений в поведении воспитанника по следующим категориям:

  • статистические данные;

  • учет фактов нарушения воспитанником режима дня школы-интерната;

  • учет фактов нахождения в состоянии алкогольного или токсического опьянения;

  • учет мероприятий, проводимых с воспитанником;

  • характеристика на воспитанника, где отмечаются положительные и отрицательные моменты и динамика изменений.

Банк информации о воспитанниках, состоящих на внутришкольном учете, является открытым лишь для администрации школы, самого воспитанника, его наставника, классного руководителя. Полученная информация позволяет более качественно спланировать профилактическую работу с данной категорией подростков.


Документы, формирующие личное дело воспитанников, состоящих на различных видах внутришкольного учета


  • сообщение о постановке на учет в ПДН (только для состоящих на учете в ПДН);

  • заявление классного руководителя в школьный Совет по профилактике о постановке воспитанника на внутришкольный учет;

  • карточка учащегося «группы риска» (состоящего на ВШУ);

  • социальный паспорт учащегося;

  • индивидуальная программа сопровождения;

  • карта индивидуальной работы с учащимся;

  • акты первичного обследования материально-бытовых условий семьи учащегося, акты посещения ребенка, состоящего на учете;

  • характеристика на воспитанника;

  • ходатайство классного руководителя о снятии с учета.


Ожидаемые результаты реализации проекта и критерии оценки их эффективности

Основные результаты реализации проекта:

1) уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям и развитию негативных зависимостей у детей и подростков;

2) повысится положительная мотивация к обучению и участию в общественной жизни класса и школы у учащихся;

3) повышение уровня правовой культуры у учащихся и родителей;

4) отсутствие фактов совершения учащимися правонарушений и преступлений;

5) создание системы комплексного взаимодействия между образовательным учреждением, семьей, правоохранительными органами, органами здравоохранения и общественными организациями в целях предупреждения наркомании, токсикомании, табакокурения, пьянства и алкоголизма среди несовершеннолетних.

6)возрастёт количество учащихся, занимающихся в спортивных кружках и секциях, что даст возможность отвлечь ребят группы «риска» от вредных привычек и способствовать укреплению здоровья подростков.


Третий этап: - этап обобщения: оценочно-аналитический .

Для более успешной социально – профилактической работы с данными подростками необходимо помнить о причинах, порождающих различные формы отклонений, такие, как:

- социально-педагогическая запущенность, когда подросток ведет себя неправильно в силу своей невоспитанности, отсутствия у него необходимых позитивных знаний, умений и навыков или в силу испорченности неправильным воспитанием, сформированностью у него негативных стереотипов поведения;

- глубокий психический дискомфорт подростка, вызванный неблагополучием семейных отношений, определением в школу-интернат, отрицательным психологическим микроклиматом, систематическими учебными неуспехами, не сложившимися взаимоотношениями со сверстниками, не правильным (не справедливым, грубым, жестким) отношением к нему со стороны товарищей, воспитателей, учителей;

- отклонения психического и физического состояния здоровья, возрастные кризисы, акцентуация характера и другие отклонения психоневрологического и физиологического свойства у подростков;

- отсутствие условий для самовыражения воспитанников школы-интерната, разумного проявления внешней и внутренней активности; занятости полезными видами деятельности, позитивных и значимых социальных и личных, жизненных целей и планов;

- социально - психологическая дезадаптация, смещение социальных и личностных ценностей у подростков в условиях школы-интерната.

Итак, важно создать среду, свободную от условий, деформирующих сознание подростка, порождающих отклоняющееся поведение, особенно в условиях школы-интерната.

Систематическая, целенаправленная, с учетом психофизических возможностей

воспитанников, деятельность всего коллектива школы-интерната по профилактике социальной дезадаптации, употребления ПАВ, предупреждению правонарушений дает положительные результаты.

Это подтверждается снижением:

  • количества воспитанников группы риска;

  • количества воспитанников, состоящих на внутришкольном учете;

  • количества воспитанников, состоящих на учете в ПДН.










































Список литературы


1. Варывдин В.А., Клемантович И.П. Управление системой социальной защиты детства. М., 2005.

2. Воспитание трудного ребёнка. / Под ред. М.И. Рожкова. М.: Владос, 2001.

3. Кузнецова Н.П., Мейснер Е.В. Административное управление воспитательным процессом. Волгоград, 2006.

4. Кумицкая Т.М., Жиренко О.Е. Мастер-класс для заместителей директора школы по воспитательной работе: Организация и планирование работы. М., 2005.

5. Латышев Л.Г., Бережная М.А., Речнов Д.Д. Организация мероприятий по профилактике наркомании: Методические рекомендации. М., 1991.

6. Профилактика социально-опасного поведения школьников: система работы образовательных учреждений.// Автор-составитель Ляпина Е.Ю., Волгоград, 2007.

7. Миньковский Г.М., Тузов А.П. Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних. Курск, 1987.

8. Михалевская И.Б., Вершинина Г.В. Трудная ступень: Профилактика антиобщественного поведения. М., 1990.

9. Никишина И.В. Диагностическая и методическая работа в образовательных учреждениях. Волгоград, 2007.

10. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. М., 2004.

11. Поляков С.Д. Технология воспитания. М., 2002.

12. Система работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в образовательных учреждениях. // Составитель Ромашкина Г.А., Волгоград, 2006.

13. Система работы школы по защите прав и законных интересов ребенка.// Автор-составитель Маньшина Н.П., Волгоград, 2007.

14. Социальный педагог в школе (из опыта работы).// Автор-составитель Баранова Л.Д., Волгоград, 2007.

15. Фалькович Т.А., Высоцкая Н.В. подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных случаях: 8-11 классы. М., 2006.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!