СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Шахматные фигуры

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить детей с шахматными фигурами, обучить азам шахматной игры - правила расположения фигур на шахматной доске

Просмотр содержимого документа
«Шахматные фигуры»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 10»

г. Нефтеюганска









Тема внеурочного занятия:



«Шахматные фигуры»









план – конспект № 3

по программе курса внеурочной деятельности «Шахматы»





Разработала:

Ишгарина Розалия Талгатовна

учитель начальных классов















Тема

Шахматные фигуры


Предмет

Шахматы


Класс

1 В


Тип занятия

Открытие нового знания на основе практических умений


Цель

Познакомить детей с шахматными фигурами, развивать ориентирование на плоскости, память, воспитывать самостоятельность, внимательность, терпеливость

Задачи

Обучить азам шахматной игры – правила расположения фигур на шахматной доске;

Исследовать, распознавать шахматные фигуры;

Воспитывать уважительное отношение к правилам, нормам поведения, самодисциплину, умение владеть собой, уважение к партнеру;

Основные понятия

Знать названия шахматных фигур :слон, конь, пешка, ладья, ферзь, король; белые и чёрные фигуры.

Основные виды деятельности


Рассказ учителя и обсуждение с учащимися темы, выполнение заданий

Оборудование


Демонстрационная шахматная доска с комплектом фигур, компьютер с колонками, экран с проектором, комплект шахмат для каждого ученика.


Ход занятия.

Этапы

Содержание


1.Мотивация к учебной деятельности

1.Организационный момент

Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!

2. Погружение в тему урока. Выяснение целей, ожиданий.

  1. Какой, секрет есть у шахматной доски? (Доска должна лежать так, чтобы правое нижнее поле было белым. И, чтобы возле этого поля была цифра 1)

  1. Какие есть поля у шахматной доски? (белые и черные)

  2. Как называются линии на шахматной доске? (горизонт, вертикаль, диагональ).

  3. Бывают ли в вертикали рядом два черных поля? А два белых?

  4. Сколько белых полей в горизонтали? А в вертикали?

  5. Сколько черных полей в горизонтали? А в вертикали?

  6. Каких полей в горизонтали больше: белых или черных? А в вертикали?

Учитель раздает шахматные доски. Ученики ставят правильно шахматную доску.

Следующее задание:

Покажите на шахматной доске белые и черные поля.

Покажите на шахматной доске горизонт, вертикаль.

Покажите на шахматной доске большую и белую диагональ.


3.Изучение нового материала.

2 . Основная часть.

  1. Сегодня на уроке мы продолжаем путешествие в страну Шахмат. А теперь я вам расскажу о шахматных фигурах. В шахматы играют особыми шахматными фигурами. На шахматной доске сражаются две армии шахматных фигур. Один из противников командует армией светлых фигур. Это белые. Другой шахматист командует армией темных фигур. Это чёрные. .

Демонстрация шахматных фигур. 















На шахматных диаграммах фигуры рисуются несколько иначе, чем они выглядят на самом деле. (они такие же, как на диаграммах).

Учитель дает задание ученикам разобрать фигуры на белые и черные. Определить, у кого будут черные фигуры, а у кого белые.

Кто живет на шахматном поле! (шахматные фигуры)

А теперь давайте поближе познакомимся с ними.

 Что за позиция? Войско большое из двух рядов. В атаку готово идти на врагов?

Начальное положение. Проговаривай! Расставляй! Запоминай! (учитель говорит и показывает фигуру, ученики ищут фигуру и поднимают верх, показываю, ставят на шахматную доску)

Я смотрю на первый ряд,

По краям ладьи стоят.

Рядом вижу я коней,

Нет фигуры их хитрей.

Меж коней заключены

Наши славные слоны.

И ещё два поля есть,

А на них король и ферзь.

А теперь без спешки

Идут на место пешки.

(Ученики расставляют фигуры на шахматную доску.)

Начальное положение

Белый отряд, чёрный отряд –

Друг против друга два войска стоят.

Строгий порядок в отряде одном,

Точно такой же – в отряде другом.

В каждом отряде – ты сам погляди – оба угла занимают ладьи.

Рядом с ладьями кони видны,

Рядом с конями встали слоны.

Кто ж посредине? Ферзь с королём – самые главные в войске своём.

Чтобы не путать, какие поля тут для ферзя и для короля,

Нужно запомнить одну из примет:

ФЕРЗЬ ВЫБИРАЕТ СВОЙ СОБСТВЕННЫЙ ЦВЕТ –

Белый на белом квадрате стоит,

Чёрному чёрный удачу сулит.

Есть свой квадрат у любого ферзя,

Путать ферзей с королями нельзя!

А перед всеми – ладьёй и конём,

Перед слоном, королём и ферзём –

Пешки-малышки встали стеной,

Им начинать этот сказочный бой.

(Все названия фигур проговариваем хором)

Все фигуры называли и поставили их правильно .


4.Физминутка

А сейчас мы с вами превратимся в пешек:
Ну- ка, пешки, поиграем.
Головой мы повращаем
Вправо – влево, а потом              
3- 4, приседаем,
Наши ножки разомнём.              
1,2,3 – на месте шаг.
Встали пешки дружно в ряд.
Мы размялись от души,
За столы мы вновь спешим.        

5. Практическая работа

  1. Игра "Запретная фигура". Все фигуры выстроены на столе учителя в один ряд, дети стоят рядом и по очереди называют все шахматные фигуры, кроме "запретной", которая выбирается заранее. Вместо названия этой фигуры надо сказать: "Секрет".

  1. Игра "Что общего?" Педагог берет две фигуры и спрашивает учеников, чем эти фигуры похожи? чем отличаются? (Цветом, формой.)

  2. Игра "Зачёркивание". Учитель обращает внимание на подоконник. А что у нас там? Письмо. Кому –1в классу. Давайте прочитаем письмо. «Здравствуйте ребята! Крокодил Гена дал мне задание. Помогите мне закрасить лишние буквы в каждой строке таким образом, чтобы оставшиеся буквы образовали слова, обозначающие шахматные фигуры. Спасибо Вам за помощь. Чебурашка»

КРЕСЛОНОТЫ (Слон.)

БАЛКОНДЕНЬ (Конь.)

УСПЕХШКАФ (Пешка.)

БАЛБАДЬЯ (Ладья.)

ФЕРМАКНЯЗЬ (Ферзь.)

ЛИНКОРОЛЬХА (Король.).

  1. Сегодня мы познакомились с шахматными фигурами. Давайте их назовем!

Слон, конь, пешка, ладья, ферзь, король.

1. Работа в парах. Дидактическая игра «Волшебный мешочек» в нем находятся фигуры.

Задание 1. В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, и ученики на ощупь пытаются определить, какая из фигур спрятана.

Задание 2. В мешочке находятся все фигуры сразу, а дети на ощупь ищут определенную фигуру.

2. Индивидуальная работа.

Какая вам больше понравилась фигура? Нарисуйте ее в тетради

Отвечайте на вопросы:

–У какого слона нет хобота? (У шахматного.)

–Что это за чудо-клетка, где тесно мышке, но свободно слону?

(Шахматное поле.)  

Рабочая тетрадь с. 10, задания 1, 2


6. Рефлексия

Продолжите:

Я узнал…

Я научился…







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!