2 . Основная часть. Сегодня на уроке мы продолжаем путешествие в страну Шахмат. А теперь я вам расскажу о шахматных фигурах. В шахматы играют особыми шахматными фигурами. На шахматной доске сражаются две армии шахматных фигур. Один из противников командует армией светлых фигур. Это белые. Другой шахматист командует армией темных фигур. Это чёрные. . Демонстрация шахматных фигур. На шахматных диаграммах фигуры рисуются несколько иначе, чем они выглядят на самом деле. (они такие же, как на диаграммах). Учитель дает задание ученикам разобрать фигуры на белые и черные. Определить, у кого будут черные фигуры, а у кого белые. Кто живет на шахматном поле! (шахматные фигуры) А теперь давайте поближе познакомимся с ними. Что за позиция? Войско большое из двух рядов. В атаку готово идти на врагов? Начальное положение. Проговаривай! Расставляй! Запоминай! (учитель говорит и показывает фигуру, ученики ищут фигуру и поднимают верх, показываю, ставят на шахматную доску) Я смотрю на первый ряд, По краям ладьи стоят. Рядом вижу я коней, Нет фигуры их хитрей. Меж коней заключены Наши славные слоны. И ещё два поля есть, А на них король и ферзь. А теперь без спешки Идут на место пешки. (Ученики расставляют фигуры на шахматную доску.) Начальное положение Белый отряд, чёрный отряд – Друг против друга два войска стоят. Строгий порядок в отряде одном, Точно такой же – в отряде другом. В каждом отряде – ты сам погляди – оба угла занимают ладьи. Рядом с ладьями кони видны, Рядом с конями встали слоны. Кто ж посредине? Ферзь с королём – самые главные в войске своём. Чтобы не путать, какие поля тут для ферзя и для короля, Нужно запомнить одну из примет: ФЕРЗЬ ВЫБИРАЕТ СВОЙ СОБСТВЕННЫЙ ЦВЕТ – Белый на белом квадрате стоит, Чёрному чёрный удачу сулит. Есть свой квадрат у любого ферзя, Путать ферзей с королями нельзя! А перед всеми – ладьёй и конём, Перед слоном, королём и ферзём – Пешки-малышки встали стеной, Им начинать этот сказочный бой. (Все названия фигур проговариваем хором) Все фигуры называли и поставили их правильно . |