СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изобразительного искусства, 5 класс по программе Б.М.Неменского 

Просмотр содержимого документа
«урок 5 класс Щепа.»

Тема урока: Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.

5 класс


Технологическая карта:

Тип урока:

Урок-образ

Цель урока:

Формирование у учащихся знаний о художественных промыслах России; формирование умений работать с шаблоном (в процессе изготовления птицы-солнца); формировать активность у детей в процессе творческой деятельности; воспитывать аккуратность при выполнении практической работы и интерес к историческому прошлому своего народа.

УУД:

Личностные УУД: воспитание чувства гордости за традиционное искусство своего народа. Выражать свое личностное отношение, эстетически оценивать изделия прикладного искусства.

Познавательные УУД: различать и называть характерные особенности художественных промыслов России; приобретение элементарных навыков декоративной росписи

Коммуникативные УУД: умение творчески сотрудничать со сверстниками; уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Регулятивные УУД: умение на основе сравнительного анализа произведений делать обобщения.


Планируемый результат:

Предметные: Знать: ведущие центры художественных центров России; уметь выполнять элементы декоративной росписи.

Личностные: формирование готовности и способности учащихся к обучению и самообразованию.

Метапредметные: умение оценивать искусство современных народных художественных промыслов как часть культуры народа.(биология, русский язык, история худ.промыслов России)

Ресурсы урока:

Основные: Бумага, гуашь, кисти, шаблоны, цветная бумага

Дополнительные: демонстрационный материал предметов быта из бересты и дерева, мультимедийное оборудование, презентация, музыкальное сопровождение

Организация пространства:

Фронтальная работа, групповая работа, индивидуальная работа


Ход урока:

  1. Орг.момент

  2. Актуализация знаний

  3. Мотивация учебной деятельности (тема урока, цель урока)

  4. Изучение нового материала

  5. Закрепление (практическая работа)

  6. Рефлексия

  7. Итог урока

Сценарий урока

этапы

№ слайда

Содержание:

1.

Орг.

момент

1

Учитель: Здравствуйте ребята! Посмотрите пожалуйста на доску и ответьте на вопрос: Что там изображено и что вы об этом знаете?

2.

Актуализ.

знаний

2

Гжель

Ученики: Гжель. Недалеко от Москвы находится известный художественный центр, где создают гжельскую керамику. Он собрал вокруг себя три десятка близлежащих сел – Турыгино, Гжель, Речицы и др. В жарком пламене печи обжигалась и закаливалась глиняная посуда, становясь звонкой и прочной.


3

Хохлома

Ученики: На Волге недалеко от Городца возник еще один промысел росписи по дереву – Золотая хохлома. Это расписная деревянная посуда. Из дерева изготавливали посуду, потом ее натирали серебристым порошком и затем делали роспись.


4

Жостово

Ученики: Появилось в подмосковном селе Жостово. На металлические подносы наносилась черная краска, обжигалась и затем наносился красивый орнамент – цветы крупные, средние и мелкие.


5.

Городецкая роспись

Ученики: Искусство Городецкой росписи зародилось в заволжском крае близ Городца – старинного русского города на берегу реки Волги. На изделиях городецкой росписи можно увидеть птиц, коней, сценки чаепития, охоты, украшенные яркими цветами: розанами и купавками.

3.

мотивация


6.



7.





8 - 9




10.

Учитель: Ребята, скажите что объединяет изображения на этих слайдах?

Ученики: -это творчество людей, их промысел

Учитель: А что означает слово промысел? Давайте заглянем в толковый словарь русского языка, составленный Сергеем Ивановичем Ожеговым.

Т.е. мы с вами изучаем народные промыслы России.

Все мы знаем, что такое дерево как береза является символом России. Скажите, а чем еще береза пригодилась русскому человеку?

Ученики: (почки-лечение, веник-баня, береста, дрова, изделия из бересты и березы, сок березы обладает живительными свойствами, русские мастера применяли бересту для изготовления различных поделок)

Тема нашего урока сегодня: ученики формулируют сами


11

Учитель: Ребята, все ли слова в теме урока вам понятны?

Ствол берёзы покрыт берестой, а вот слой следующий за берестой и называется - луб

4.

Изуч.нов.

матер.


12

Основной материал в крестьянском быту - Дерево да береста. Из бересты делают посуду, туеса и бураки.

(информация на 12 слайде, показать выставочные изделия)


13.




14.



15.

16.

17.


Учитель: А теперь рассмотрим посуду из бересты. Она прочная: у нее хорошо подогнанные донышко, не пропускающее воду, двойные стенки – внутренняя и наружная, которую мастера ласково называют одежка или рубашка.

Берестяную рубашку северяне любят украшать тиснеными узорами. У мастера имеется для этого много прочных деревянных штампиков самой разной формы.

Просечный и тесненный узор (показать хлебницу)

Мезенская роспись.

Ребята, вы уже знаете, что символизируют конь, птица

физкультминутка

5.

Практ.

работа

18.






















19.

Учитель: А еще мастерят деревенские умельцы из тонкой легкой щепы сказочных птиц. Щепотная птица, или птица - солнце, появилось на берегу Белого моря в Архангельской области. В былые времена такие птицы висели под потолком почти в каждом доме народов Севера - покой охраняли, от нашествий оберегали. Образ птицы часто встречается у русского народа и в сказках, и былинах, и притчах. Послушайте одну из них.

Рассказывает ученица:

Птица-счастья

В одной семье, живущей в таежной избушке, заболел ребенок тяжелой болезнью, против которой знахари оказались бессильны. Лежал он укрытый звериными шкурами, а дело было в конце зимы. Рядом, по вечерам, сидел отец и делал дранки для корзины. Ребенок, устав, видно, лежать в душной избушке, спросил: «Татку, а скоро лето?» «Скоро, скоро, сынок, еще немножко, и будет лето, - ответил отец, и ему пришла мысль подвесить под потолком птицу, чтобы сыну казалось, будто птицы уже прилетели. - А я тебе сейчас сделаю лето», - сказал он. И сделал птицу: головка, крылышки, хвост - все при ней, как у настоящей. Подвесил ее к потолку у камелька, и птица вдруг ожила: закружилась, крылья ее задвигались в струях горячего воздуха, который шел от камелька. Ребенок заулыбался и быстро начал поправляться. Заходили соседи, спрашивали, чем же вылечили ребенка. Узнав про птицу, стали просить хозяина, чтобы он вырезал такую же и им. Так приписали деревянной птице чудодейственную силу и стали называть ее «святым духом», хранительницей детей, символом семейного счастья.


Учитель: Сегодня во многих домах можно встретить эту птицу. Она - дань уважения предкам, их вере, и просто красивая вещь, которая украшает жилище, делает его уютным.

6.

рефлексия

20

Учитель: Ребята, давайте подведем итог нашего урока используя фразы, которые вы видите на доске.


Просмотр содержимого презентации
«откр урок»

1

1

ГЖЕЛЬ 2

ГЖЕЛЬ

2

ХОХЛОМА 3

ХОХЛОМА

3

ЖОСТОВО. Роспись по металлу. 4

ЖОСТОВО. Роспись по металлу.

4

ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ 5

ГОРОДЕЦКАЯ

РОСПИСЬ

5

Промысел – это мелкое ремесленное производство, обычно как подсобное занятие при основном, сельскохозяйственном. 6

Промысел – это мелкое ремесленное производство, обычно как подсобное занятие при основном, сельскохозяйственном.

6

7

7

8

8

9

9

Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте. 10

Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.

10

11

11

Туеса из бересты Этот небольшой сосуд из бересты, поражающий простотой и мудростью конструкции, изобретен очень давно. Но до сих пор его продолжают изготавливать умельцы русского Севера, Урала и Сибири. Крестьяне хорошо знают, что соль, хранимая в туесе, никогда не волгнет, а соленые грибы и огурцы не только долго хранятся, но и приобретают приятный аромат, так что непосвященному порой трудно поверить, что в соление не добавлены какие-то пряности. Но все же больше всего ценится другое достоинство туеска — вода, молоко или квас долго остаются в нем холодными, а горячая вода, наоборот, долго не стынет. Оттого и был исстари туес частым спутником жнеца, пахаря, охотника, рыбака. Крестьянину не раз приходилось замечать, что даже в самые знойные дни, когда нещадно палит солнце, березовый сок, выходящий из ствола, бывает всегда холодным. Значит, береста надежно защищает ствол березы от перегрева. 12

Туеса из бересты

Этот небольшой сосуд из бересты, поражающий простотой и мудростью конструкции, изобретен очень давно. Но до сих пор его продолжают изготавливать умельцы русского Севера, Урала и Сибири. Крестьяне хорошо знают, что соль, хранимая в туесе, никогда не волгнет, а соленые грибы и огурцы не только долго хранятся, но и приобретают приятный аромат, так что непосвященному порой трудно поверить, что в соление не добавлены какие-то пряности. Но все же больше всего ценится другое достоинство туеска — вода, молоко или квас долго остаются в нем холодными, а горячая вода, наоборот, долго не стынет. Оттого и был исстари туес частым спутником жнеца, пахаря, охотника, рыбака. Крестьянину не раз приходилось замечать, что даже в самые знойные дни, когда нещадно палит солнце, березовый сок, выходящий из ствола, бывает всегда холодным. Значит, береста надежно защищает ствол березы от перегрева.

12

13

13

14

14

Короб из луба расписной. Не только на Русском Севере, но и на Урале, в других уголках России украшают берестяную утварь ажурным резным узором. Хлебница из бересты. Просечными и тесненными узорами можно украшать берестяные ларцы, короба, блюда, ларцы, шкатулки... 15

Короб из луба расписной.

Не только на Русском Севере, но и на Урале, в других уголках России украшают берестяную утварь ажурным резным узором.

Хлебница из бересты.

Просечными и тесненными узорами можно украшать берестяные ларцы, короба, блюда, ларцы, шкатулки...

15

Мезенская роспись Работы мастера Ивана Фатьянова КОРОБУШКИ. Луб, дерево Мезенская роспись. 1970-е гг. 16

Мезенская роспись

Работы мастера

Ивана Фатьянова

КОРОБУШКИ. Луб, дерево

Мезенская роспись. 1970-е гг.

16

Бураки из бересты Набируха для ягод из луба и бересты. 17

Бураки из бересты

Набируха для ягод из луба и бересты.

17

Изделия из щепы 18

Изделия из щепы

18

Птица счастья 19

Птица счастья

19

Закончи предложение: 1).А вы знаете, что сегодня на уроке я ... 2).Больше всего мне понравилось ... 3).Самым интересным сегодня на уроке было… 4).Самым сложным для меня сегодня было … 5).Сегодня я научился… 6).Сегодня я задумался… 20

Закончи предложение:

1).А вы знаете, что сегодня на уроке я ...

2).Больше всего мне понравилось ...

3).Самым интересным сегодня на уроке было… 4).Самым сложным для меня сегодня было …

5).Сегодня я научился…

6).Сегодня я задумался…

20

Раскрась птицу (какое у тебя настроение) красный – восторженное; оранжевый – радостное, теплое; желтый – светлое, приятное; зеленый – спокойное; синий - неудовлетворенное, грустное; черный – упадок, уныние. 21

Раскрась птицу (какое у тебя настроение)

красный – восторженное;

оранжевый – радостное, теплое;

желтый – светлое, приятное;

зеленый – спокойное;

синий - неудовлетворенное, грустное;

черный – упадок, уныние.

21


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!