Шестая неделя Великого поста
Шестая неделя Великого поста носит название Вербной. Особое внимание верующие люди уделяли Вербному воскресенью. Накануне праздника христиане срезали и освящали веточки вербы – символ неиссякаемой жизненной силы.
Эту неделю, шестую неделю Великого поста, называли Вербной, Пестрой, а Вербное воскресенье – «цветоносным». Это связано с растительностью, с появлением первых цветущих деревьев и кустарников.
Несмотря на то, что Великий пост ещё не завершился, на Вербной неделе люди могли позволить себе послабление. Можно было вкушать не только постную, но и скоромную пищу: рыбу и растительное масло.
Отмечали и отмечают «вербохлёст» и в посёлке Миролюбие. Главным атрибутом праздника является верба.
Многие сейчас не могут пойти в лес за вербами до восхода солнца, как это делалось традиционно, их покупают, но от этого событие не стало менее радостным.
Почитание вербы уходит корнями в дохристианские, языческие времена. Верба на Руси почиталась как дерево (кустарник), которое имеет огромную жизненную силу. Эта сила проявлялась в том, что верба начинала цвести раньше других деревьев и кустарников. Где-то в первой половине марта она уже выбрасывает свои почки и расцветает. Поэтому вербе народ приписывал магические свойства. Считалось, что жизненную энергию, силу верба может передать через прикосновение. Отсюда и появился обычай хлестать ее ветвями.
Традиционно и в наше время верующие, придя домой из храма, хлестали веточками освящённой вербы в первую очередь детей, при этом произносили: «Вербохлёст, бей до слёз. Не я бью, верба бьёт, а Бог здоровье даёт», или «Вербохлёст, бей до слёз. Будь великой, как вода и здоровой, как земля». А еще, если хлестали детей, произносили следующие слова: «Расти так, как верба растет». Хлестали вербой не только близких людей, но и домашних животных, чтобы они не болели, не блуждали и всегда домой приходили.
Объяснение этому очень простое: верба растет везде, даже в песке, она крайне неприхотлива. В своё время она помогла и нашему городу.
Южная часть Борисоглебска была засыпана песками, и с ними никак не могли справиться. Только с помощью вербы удалось их победить. Сначала посадили и вырастили шелюгу – «шульгу», а уже потом сосну.
В некоторых сёлах нашего округа до сих пор существует ещё один интересный обычай. Пришёл он к нам из Рязанской губернии, оттуда было много переселенцев.
Там была такая традиция – запекать шарики вербы в хлеб или печенье. Эти шарики назывались «кытьки», и выпекали их ровно столько, сколько было овец. Затем они скармливались овцам, считалось, что после такого обряда каждая овца принесет двух ягнят. А вербное воскресенье называлось ещё «ягнячьим воскресеньем».
У нас такую выпечку еще называли «бабашками» или «бабышками». Для людей их делали из ржаной муки, а животным готовили из смеси ржаной муки с отрубями.
Магия вербы распространялась и на людей: считалось, если бездетная женщина съест два маленьких цветочка вербы, она обязательно после этого сможет иметь детей. Таким образом, верба усиливала способность к чадородию.
Если съесть несколько шариков «вербушки», то улучшится зрение.
После совершения всех этих обрядов вербу ставили на божницу или убирали за икону. Верили, что верба защищает дом от грома и молнии. Брошенная против ветра освященная верба останавливает бурю, выброшенная во время града во двор, – град, а брошенная в огонь, прекращает пожар.
Вербные веточки использовали также в Егорьев день для первого выгона скота.
Жители нашего округа рассказывали, что до революции, когда храмы были в каждом селе, в Егорьев день этими «вербушками» гнали скот до храма. Там священник совершал молебен, окроплял животных святой водой, и после этого их отправляли на выпас.
Вербы, которые использовали для этой цели, выбрасывать было запрещено. Их или сжигали, а пепел разбрасывали по полю, или разламывали и опять же разбрасывали по полю. Эти обряды носили продуцирующий характер - это своеобразная жертва земле.
После таких обрядов рожь в поле рождалась такой же пушистой, как верба, и давала хороший урожай. Иногда разломанные веточки вербы бросали в зерно, которое шло на посев. Когда засевали, то ветки разбрасывали по полю вместе с зерном. Вербе приписывали способность повышать урожайность сельскохозяйственных культур.
Верба в традиционной народной культуре кустарник, который обладает великой жизненной силой и может передать ее всем нуждающимся.
«Вербушкой» называли именно ритуальные ветки, а вообще кустарник называли «тальником», различали «краснотал», «белотал» и «синетал» по цвету ветвей, а еще в народе его часто называли «шульгой».