СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Шестая неделя Великого поста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Шестая неделя Великого поста носит название Вербной. Особое внимание верующие люди уделяли Вербному воскресенью. Накануне праздника христиане срезали и освящали веточки вербы – символ неиссякаемой жизненной силы.

Просмотр содержимого документа
«Шестая неделя Великого поста»

Шестая неделя Великого поста


Шестая неделя Великого поста носит название Вербной. Особое внимание верующие люди уделяли Вербному воскресенью. Накануне праздника христиане срезали и освящали веточки вербы – символ неиссякаемой жизненной силы.

Эту неделю, шестую неделю Великого поста, называли Вербной, Пестрой, а Вербное воскресенье – «цветоносным». Это связано с растительностью, с появлением первых цветущих деревьев и кустарников.

Несмотря на то, что Великий пост ещё не завершился, на Вербной неделе люди могли позволить себе послабление. Можно было вкушать не только постную, но и скоромную пищу: рыбу и растительное масло.

Отмечали и отмечают «вербохлёст» и в посёлке Миролюбие. Главным атрибутом праздника является верба.

Многие сейчас не могут пойти в лес за вербами до восхода солнца, как это делалось традиционно, их покупают, но от этого событие не стало менее радостным.

Почитание вербы уходит корнями в дохристианские, языческие времена. Верба на Руси почиталась как дерево (кустарник), которое имеет огромную жизненную силу. Эта сила проявлялась в том, что верба начинала цвести раньше других деревьев и кустарников. Где-то в первой половине марта она уже выбрасывает свои почки и расцветает. Поэтому вербе народ приписывал магические свойства. Считалось, что жизненную энергию, силу верба может передать через прикосновение. Отсюда и появился обычай хлестать ее ветвями.

Традиционно и в наше время верующие, придя домой из храма, хлестали веточками освящённой вербы в первую очередь детей, при этом произносили: «Вербохлёст, бей до слёз. Не я бью, верба бьёт, а Бог здоровье даёт», или «Вербохлёст, бей до слёз. Будь великой, как вода и здоровой, как земля». А еще, если хлестали детей, произносили следующие слова: «Расти так, как верба растет». Хлестали вербой не только близких людей, но и домашних животных, чтобы они не болели, не блуждали и всегда домой приходили.

Объяснение этому очень простое: верба растет везде, даже в песке, она крайне неприхотлива. В своё время она помогла и нашему городу.

Южная часть Борисоглебска была засыпана песками, и с ними никак не могли справиться. Только с помощью вербы удалось их победить. Сначала посадили и вырастили шелюгу – «шульгу», а уже потом сосну.

В некоторых сёлах нашего округа до сих пор существует ещё один интересный обычай. Пришёл он к нам из Рязанской губернии, оттуда было много переселенцев.

Там была такая традиция – запекать шарики вербы в хлеб или печенье. Эти шарики назывались «кытьки», и выпекали их ровно столько, сколько было овец. Затем они скармливались овцам, считалось, что после такого обряда каждая овца принесет двух ягнят. А вербное воскресенье называлось ещё «ягнячьим воскресеньем».

У нас такую выпечку еще называли «бабашками» или «бабышками». Для людей их делали из ржаной муки, а животным готовили из смеси ржаной муки с отрубями.

Магия вербы распространялась и на людей: считалось, если бездетная женщина съест два маленьких цветочка вербы, она обязательно после этого сможет иметь детей. Таким образом, верба усиливала способность к чадородию.

Если съесть несколько шариков «вербушки», то улучшится зрение.

После совершения всех этих обрядов вербу ставили на божницу или убирали за икону. Верили, что верба защищает дом от грома и молнии. Брошенная против ветра освященная верба останавливает бурю, выброшенная во время града во двор, – град, а брошенная в огонь, прекращает пожар.

Вербные веточки использовали также в Егорьев день для первого выгона скота.

Жители нашего округа рассказывали, что до революции, когда храмы были в каждом селе, в Егорьев день этими «вербушками» гнали скот до храма. Там священник совершал молебен, окроплял животных святой водой, и после этого их отправляли на выпас.

Вербы, которые использовали для этой цели, выбрасывать было запрещено. Их или сжигали, а пепел разбрасывали по полю, или разламывали и опять же разбрасывали по полю. Эти обряды носили продуцирующий характер - это своеобразная жертва земле.

После таких обрядов рожь в поле рождалась такой же пушистой, как верба, и давала хороший урожай. Иногда разломанные веточки вербы бросали в зерно, которое шло на посев. Когда засевали, то ветки разбрасывали по полю вместе с зерном. Вербе приписывали способность повышать урожайность сельскохозяйственных культур.

Верба в традиционной народной культуре кустарник, который обладает великой жизненной силой и может передать ее всем нуждающимся.

«Вербушкой» называли именно ритуальные ветки, а вообще кустарник называли «тальником», различали «краснотал», «белотал» и «синетал» по цвету ветвей, а еще в народе его часто называли «шульгой».








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!