СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Шедевры мирового кинематографа. Урок-презентация по МХК/искусству, 11 класс, базовый уровень

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по МХК/искусство "Шедевры мирового кинематографа" предназначена для учителей и учащихся 11класса (УМК Г.И. Даниловой) базовый уровень. Является синтезом нескольких источников, что позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета "МХК/искусство" раскрыть рассматриваемую тему. Отображает не только содержательную, научную, но эмоциональную стороны рассматриваемых вопросов, легко преломляется в опорный конспект. Вариант презентации позволяет, как учителю так учащимся работать в разных режимах.

Просмотр содержимого документа
«Шедевры мирового кинематографа. Урок-презентация по МХК/искусству, 11 класс, базовый уровень»

МХК, 11 класс Урок № 30-31 Шедевры мирового кинематографа  Д.З.: Глава 27, ?? (с.340-341), тв. задания (с.341-344), задание 6 (с342)- таблицу  зап олнить  © ред. А.И. Колмаков

МХК, 11 класс

Урок № 30-31

Шедевры мирового кинематографа

Д.З.: Глава 27, ?? (с.340-341), тв. задания (с.341-344), задание 6 (с342)- таблицу зап олнить

© ред. А.И. Колмаков

ЦЕЛИ УРОКА Содействовать осознанию учащимися роли мирового кинематографа в мировой культуре; Развивать умение самостоятельно изучать материал и подготовить его к презентации; продолжать развивать умение анализировать произведения кинематографа; Воспитывать культуру восприятия киноискусства ХХ - ХХ I вв.

ЦЕЛИ УРОКА

  • Содействовать осознанию учащимися роли мирового кинематографа в мировой культуре;
  • Развивать умение самостоятельно изучать материал и подготовить его к презентации; продолжать развивать умение анализировать произведения кинематографа;
  • Воспитывать культуру восприятия киноискусства ХХ - ХХ I вв.
Урок № 30 ПОНЯТИЯ, ИДЕИ  немое кино;  А.О. Дранков;  «Понизовая вольница» (первый русский игровой фильм);  С.М. Эйзенштейн;  «Броненосец “Потемкин”»;  кинематограф;  комическое и трагическое;  Ч. С. Чаплин;  «Золотая лихорадка» .

Урок № 30

ПОНЯТИЯ, ИДЕИ

  • немое кино;
  • А.О. Дранков;
  • «Понизовая вольница» (первый русский игровой фильм);
  • С.М. Эйзенштейн;
  • «Броненосец “Потемкин”»;
  • кинематограф;
  • комическое и трагическое;
  • Ч. С. Чаплин;
  • «Золотая лихорадка» .
Урок № 30 Универсальные учебные действия исследовать основные художественные открытия С.М. Эйзенштейна;  прослеживать эволюцию и особенности творческого метода Ч. С. Чаплина;  исследовать традиции Ч. С. Чаплина в современном кинематографе;  смотреть кинофильмы с участием Ч. С. Чаплина и писать рецензии;  принимать участие в коллективном обсуждении просмотренного кинофильма в рамках свободной дискуссии;  собирать собственную коллекцию фильмов С. М. Эйзенштейна и Ч. С. Чаплина  исследовать основные художественные открытия С.М. Эйзенштейна;  прослеживать эволюцию и особенности творческого метода Ч. С. Чаплина;  исследовать традиции Ч. С. Чаплина в современном кинематографе;  смотреть кинофильмы с участием Ч. С. Чаплина и писать рецензии;  принимать участие в коллективном обсуждении просмотренного кинофильма в рамках свободной дискуссии;  собирать собственную коллекцию фильмов С. М. Эйзенштейна и Ч. С. Чаплина

Урок № 30

Универсальные учебные действия

  • исследовать основные художественные открытия С.М. Эйзенштейна; прослеживать эволюцию и особенности творческого метода Ч. С. Чаплина; исследовать традиции Ч. С. Чаплина в современном кинематографе; смотреть кинофильмы с участием Ч. С. Чаплина и писать рецензии; принимать участие в коллективном обсуждении просмотренного кинофильма в рамках свободной дискуссии; собирать собственную коллекцию фильмов С. М. Эйзенштейна и Ч. С. Чаплина
  • исследовать основные художественные открытия С.М. Эйзенштейна;
  • прослеживать эволюцию и особенности творческого метода Ч. С. Чаплина;
  • исследовать традиции Ч. С. Чаплина в современном кинематографе;
  • смотреть кинофильмы с участием Ч. С. Чаплина и писать рецензии;
  • принимать участие в коллективном обсуждении просмотренного кинофильма в рамках свободной дискуссии;
  • собирать собственную коллекцию фильмов С. М. Эйзенштейна и Ч. С. Чаплина
Урок № 30 ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА  Мастера немого кино: С.М. Эйзенштейн и Ч. С. Чаплин. Ч. С. Чаплин С.М. Эйзенштейн Задание на урок. Какое значение для Мировой цивилизации и культуры имеет искусство немого кино?

Урок № 30

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

  • Мастера немого кино: С.М. Эйзенштейн и

Ч. С. Чаплин.

Ч. С. Чаплин

С.М. Эйзенштейн

Задание на урок. Какое значение для Мировой цивилизации и культуры имеет искусство немого кино?

подвопросы Урок № 30 Мастера немого кино: С.М. Эйзенштейн и Ч. С. Чаплин. Рождение и первые шаги кинематографа. Картина С.М. Эйзенштейна «Броненосец “Потемкин”» как открытие отечественного кинематографа. Ч. С. Чаплин — великий комик мирового экрана. Актерская маска Ч. С. Чаплина. Единство комического и трагического в произведениях Ч. С. Чаплина (на примере известных кинолент)

подвопросы

Урок № 30

  • Мастера немого кино: С.М. Эйзенштейн и Ч. С. Чаплин. Рождение и первые шаги кинематографа. Картина С.М. Эйзенштейна «Броненосец “Потемкин”» как открытие отечественного кинематографа.
  • Ч. С. Чаплин — великий комик мирового экрана. Актерская маска Ч. С. Чаплина. Единство комического и трагического в произведениях Ч. С. Чаплина (на примере известных кинолент)
КИНЕМАТОГРАФ - вид современного изобразительного искусства, изобретённый в XIX веке и ставший самым популярным в XX веке. «Мигающее cinema», запечатлевшее, по выражению А. Блока, «Жизнь в мимолётных Мелочах», открыло человеку необозримость окружающего мира, расширило и изменило его представления о собственной жизни. За сто с небольшим лет кино достигло потрясающих успехов, стало одним из популярных и любимых искусств, своеобразным символом ХХ века. Братья Луи Жан и Огюст Люмьер - с оздатели кинематографа

КИНЕМАТОГРАФ

- вид современного изобразительного искусства, изобретённый в XIX веке и ставший самым популярным в XX веке.

«Мигающее cinema», запечатлевшее, по

выражению А. Блока, «Жизнь в мимолётных

Мелочах», открыло человеку

необозримость окружающего мира, расширило и изменило его представления о

собственной жизни.

За сто с небольшим лет кино достигло потрясающих успехов, стало одним из популярных и любимых

искусств, своеобразным символом ХХ века.

Братья Луи Жан и Огюст Люмьер -

с оздатели кинематографа

Первые шаги кинематографа Создание аппарата для съёмки и проецирования «движущихся фотографий» братьями Луи и Огюстом Люмьер в 1985г. Положило начало успешному развитию кино в XX в. Кино быстро завоевало сердца миллионов зрителей на разных континентах. Фонограф с трубой и проекционный аппарат . Начало ХХв. Национальный музей кино, Турин

Первые шаги кинематографа

  • Создание аппарата для съёмки и проецирования «движущихся фотографий» братьями Луи и Огюстом Люмьер в 1985г. Положило начало успешному развитию кино в XX в. Кино быстро завоевало сердца миллионов зрителей на разных континентах.

Фонограф с трубой и проекционный аппарат . Начало ХХв. Национальный музей кино, Турин

"Кинематограф" (или "синематограф") – аппаратура для съёмки фильмов Люмьеров

Одним из первых фильмов, снятых и публично показанных братьями Люмьер был документальный короткометражный фильм «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сиоты » (фр. L’Arrivée d’un train en gare de la Ciotat, 1896)
  • Одним из первых фильмов, снятых и публично показанных братьями Люмьер был документальный короткометражный фильм «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сиоты » (фр. L’Arrivée d’un train en gare de la Ciotat, 1896)
Мастера немого кино: С.М. Эйзенштейн и Ч. С. Чаплин 14 мая (27 мая по новому стилю) 1896 года состоялась  коронация  Императора Николая II  В начале ХХ в. свои первые шаги делало отечественное кино – снимались документальная хроника, фильмы репортажи, запечатлевшие коронацию русского царя Николая II , маневры эскадры в Чёрном море, эпизоды последних лет жизни великого писателя Л. Н. Толстого, военные окопы и лазареты в годы Первой мировой войны... В это же время начали снимать и игровое кино.

Мастера немого кино:

С.М. Эйзенштейн и Ч. С. Чаплин

14 мая (27 мая по новому стилю) 1896 года состоялась 

коронация 

Императора Николая II

В начале ХХ в. свои первые шаги делало отечественное кино – снимались документальная хроника, фильмы репортажи, запечатлевшие коронацию русского царя Николая II , маневры эскадры в Чёрном море, эпизоды последних лет жизни великого писателя

Л. Н. Толстого, военные окопы и лазареты в годы Первой мировой войны... В это же время начали снимать и игровое кино.

Мастера немого кино: С.М. Эйзенштейн и Ч. С. Чаплин « Понизовая   вольница » (1908, другие названия — «Стенька Разин», «Стенька Разин и княжна»). Фильм считается первым художественным  фильмом Р оссии.  Фильм представляет собой экранизацию фрагмента пьесы («исторической былины»). В 1908 г . предприимчивый журналист и фоторепортёр А. О. Дранков  снял первый отечественный игровой фильм  «Понизовая вольница»  на сюжет известной русской песни о Стеньке Разине «Из-за острова на стрежень...». Фильм снимался на натуре, в окрестностях Петербурга. На плоту посередине пруда зритель видел актёров, наряженных в театральные костюмы, плохо загримированных, с наклеенными бородами. Они неумело размахивали картонными кинжалами и кубками в руках, изображая ссору с атаманом, который их «На бабу променял». В финале в приступе ревности Стенька Разин бросал в «набежавшую волну» пленную персидскую княжну. Фильм «Понизовая вольница» имел огромный успех. Специально для него композитор М. М. Ипполитов-Иванов создал музыку, сопровождавшую фильм.

Мастера немого кино:

С.М. Эйзенштейн и Ч. С. Чаплин

« Понизовая   вольница » (1908, другие названия — «Стенька Разин», «Стенька Разин и княжна»). Фильм считается первым художественным  фильмом Р оссии.  Фильм представляет собой экранизацию фрагмента пьесы («исторической былины»).

В 1908 г . предприимчивый журналист и фоторепортёр А. О. Дранков снял первый отечественный игровой фильм «Понизовая вольница»

на сюжет известной русской песни о Стеньке Разине «Из-за острова на стрежень...». Фильм снимался на натуре, в окрестностях Петербурга. На плоту посередине пруда зритель видел актёров, наряженных в театральные костюмы, плохо загримированных, с наклеенными бородами. Они неумело размахивали картонными кинжалами и кубками в руках, изображая ссору с атаманом, который их «На бабу променял». В финале в приступе ревности Стенька Разин бросал в «набежавшую волну» пленную персидскую княжну. Фильм «Понизовая вольница» имел огромный успех. Специально для него композитор М. М. Ипполитов-Иванов создал музыку, сопровождавшую фильм.

Мастера немого кино: С.М. Эйзенштейн и Ч. С. Чаплин Вслед за этим стали появляться новые кинематографические работы отечественных режиссёров: А. А. Ханжонкова, Я. А. Протазанова, Д. Вертова, Л. В. Кулешова, В. И . Пудовкина. Это было по преимуществу немое кино - фильмы по произведениям русской классики («Мёртвые души» Н. В. Гоголя, «Станционный смотритель» и «Домик в Коломне» А. С. Пушкина, «Идиот» Ф. М. Достоевского, «Отец Сергий» и «Поликушка» Л. Н. Толстого и др.). Тапёр   (фр. tapeur от taper, буквально — хлопать, стучать) — во второй половине XIX — начале XX века музыкант, преимущественно пианист, сопровождавший своим исполнением танцы на вечерах, балах, впоследствии — немые фильмы. Пудовкин   Всеволод   Илларионович  -  (1893–1953), кинорежиссер, актёр, сценарист, теоретик кинематографа, художник педагог. Лауреат трёх Сталинских премий. Народный артист СССР.

Мастера немого кино:

С.М. Эйзенштейн и Ч. С. Чаплин

Вслед за этим стали появляться новые кинематографические работы отечественных режиссёров: А. А. Ханжонкова, Я. А. Протазанова,

Д. Вертова, Л. В. Кулешова, В. И . Пудовкина.

Это было по преимуществу немое кино - фильмы по произведениям русской классики («Мёртвые души» Н. В. Гоголя, «Станционный смотритель» и «Домик в Коломне» А. С. Пушкина, «Идиот»

Ф. М. Достоевского, «Отец Сергий» и «Поликушка» Л. Н. Толстого и др.).

Тапёр   (фр. tapeur от taper, буквально — хлопать, стучать) — во второй половине XIX — начале XX века музыкант, преимущественно пианист, сопровождавший своим исполнением танцы на вечерах, балах, впоследствии — немые фильмы.

Пудовкин   Всеволод   Илларионович  - (1893–1953), кинорежиссер, актёр, сценарист, теоретик кинематографа, художник педагог. Лауреат трёх Сталинских премий. Народный артист СССР.

Мастера немого кино: С.М. Эйзенштейн и Ч. С. Чаплин Сергей Михайлович Эйзенштейн (1898-1948) Созданный к 20-летию первой российский революции, до сих пор фильм, получивший огромное количество международных призов, дипломов и наград, возглавляет список «лучших фильмов всех времён и народов». «Броненосец Потемкин», СССР,1925г.

Мастера немого кино:

С.М. Эйзенштейн и Ч. С. Чаплин

Сергей Михайлович

Эйзенштейн (1898-1948)

Созданный к 20-летию первой российский революции, до сих пор фильм, получивший огромное количество

международных призов, дипломов и наград, возглавляет список «лучших фильмов всех времён и народов».

«Броненосец Потемкин», СССР,1925г.

Мастера немого кино:

С.М. Эйзенштейн и Ч. С. Чаплин

В фильме были воссозданы исторические события нескольких дней на

броненосце Черноморского флота «Князь Потёмкин-Таврический». Он

начинался со сцены возмущения моряков из-за несъедобного борща и попытки

офицеров расправиться с зачинщиками. Во время бунта был убит

вдохновитель восстания Вакуленчук. Тогда матросы бросили за борт

враждебно настроенных офицеров. Волнения на корабле перенеслись в

Одессу, где разыгралась настоящая человеческая драма.

На экране то и дело мелькали их сапоги, снятые крупным планом. Раздался

первый залп, толпа людей пришла в беспорядочное движение. Камера

оператора Э. К. Тиссе и его ассистентов Г.В. Александрова и М.М. Штрауха

снимала выразительные детали, которые запоминались на всю жизнь.

Молодая мать несла на руках мёртвого ребёнка, через мгновение, сражённая

пулей, она падала на ступени. Крупным планом зрителю было показано её

окровавленное лицо с разбитым стеклом пенсне, убитый ребёнок под ногами

карателей... А затем самая знаменитая деталь: детская коляска

стремительно катилась вниз по ступеням лестницы .

Мастера немого кино:

С.М. Эйзенштейн и Ч. С. Чаплин

Чарльз   Спенсер  

Чаплин (1889-1977),

американский и

английский

киноактёр,

сценарист,

композитор и

кинорежиссёр,

универсальный мастер

кинематографа.

С первого же появления на экране в 1915 г. он покорил сердца зрителей.

Блистательный успех Чарли Чаплина был определён сочетанием трагического

и комического, серьёзного и смешного, реальности и фантастики. На экране он

создал образ «маленького человека» с печальными глазами, кокетливыми

усиками щёточкой, в узком коротком пиджаке и широких штанах, потрёпанной

шляпе- котелке и с гибкой тросточкой в руках. Вот как он сам говорил о

внешнем облике своего героя в книге «Моя биография»: «Этот костюм

помогает мне выражать мою концепцию человека улицы: всё равно какого - ну

хоть меня самого. Котелок очень маленький - это усилие казаться достойным,

заслуживающим внимания, усики говорят о некотором тщеславии. Узкий

застёгнутый пиджачок, тросточка и все манеры создают впечатление

галантности, живости, небрежности. Он пытается быть мужественным перед

лицом судьбы, но может и пыль в глаза пустить. Он готов и посмеяться над

собой, и пожалеть о своей участи».

«Огни большого города» США,1931г. Он спасал ребёнка- подкидыша от голодной смерти («Малыш», 1921), одержимо искал золото на Клондайке («Золотая лихорадка», 1924), помогал прозреть слепой девушке, продавщице цветов («Огни большого города», Легендарный персонаж Ч. Чаплина, 1931), самоотверженно боролся за выживание в эпоху экономического кризиса («Новые времена», 1936), обрушивался на при шедшего к власти Гитлера («Великий диктатор», 1940) .

«Огни большого города»

США,1931г.

Он спасал ребёнка- подкидыша от голодной

смерти («Малыш», 1921), одержимо искал золото на Клондайке («Золотая лихорадка», 1924), помогал прозреть слепой девушке, продавщице цветов («Огни большого города»,

Легендарный персонаж Ч. Чаплина, 1931), самоотверженно боролся за выживание в

эпоху экономического кризиса («Новые времена», 1936), обрушивался на при шедшего к власти Гитлера («Великий диктатор», 1940) .

Движение губ известного эстрадного певца совпадало со словами. Но более всего зрители были потрясены эпизодом, в котором певец, оборачиваясь к матери, произносил коротенькую фразу: «Вы ещё ничего не слышали». Это была сенсация, публика бросилась в кинотеатры, чтобы услышать эти слова. Огромные прибыли от проката положили начало массовому выпуску звуковых фильмов. Первый звуковой художественный фильм «Певец джаза» снят в Америке в 1927 г. Режиссер Алан Кросленд

Движение губ известного эстрадного певца совпадало со словами. Но более всего зрители были потрясены эпизодом, в котором певец,

оборачиваясь к матери, произносил коротенькую фразу: «Вы ещё ничего не слышали». Это была сенсация, публика бросилась в кинотеатры, чтобы

услышать эти слова. Огромные прибыли от проката положили

начало массовому выпуску звуковых фильмов.

Первый звуковой художественный фильм «Певец джаза» снят в Америке в 1927 г.

Режиссер Алан Кросленд

Первый отечественный звуковой художественный фильм «Путевка в жизнь». 1931). Режиссёр Николай Экка Звук в нём был записан неумело , актёры произносили слова нарочито медленно, подчёркивая интонации и акцентируя внимание на каждой букве в слове. Кроме речи актёров, в фильме звучали усиленны й шум шагов, пение птиц, кваканье лягушек... Казалось, режиссёра привлекала сама возможность воспроизводить звуки на экране. Эпоха «великого немого» приближалась к концу.

Первый отечественный звуковой художественный фильм «Путевка в жизнь». 1931). Режиссёр Николай Экка

Звук в нём был записан

неумело , актёры произносили слова нарочито медленно, подчёркивая

интонации и акцентируя внимание на каждой букве в

слове. Кроме речи актёров, в фильме звучали усиленны й шум шагов, пение птиц, кваканье лягушек...

Казалось, режиссёра

привлекала сама

возможность воспроизводить звуки на экране.

Эпоха «великого немого» приближалась к концу.

Контрольные вопросы 1. Каковы важнейшие достижения отечественного кинематографа? Какой вклад в развитие киноискусства был сделан С. М. Эйзенштейном? Какие творческие задачи приходилось решать режиссёру? Почему фильм «Броненосец

Контрольные вопросы

1. Каковы важнейшие достижения

отечественного кинематографа? Какой вклад в

развитие киноискусства был сделан С. М.

Эйзенштейном? Какие творческие задачи

приходилось решать режиссёру? Почему фильм

«Броненосец "Потёмкин" был признан «лучшим

фильмом всех времён и народов»?

2. Почему Ч. Чаплина называли «Королём

комедии»? В чём заключался комический эффект

его актёрской игры? Как вы могли бы

прокомментировать слова Ч. Чаплина об

эволюции своего героя: «Образ, который я играю,

изменился, стал более трагичным. Он стал менее

маской и более живым существом»?

Творческая мастерская 1 . Подготовьте презентацию о творческих открытиях С. М. Эйзенштейна. Каковы ваши впечатления от фильма «Броненосец

Творческая мастерская

1 . Подготовьте презентацию о творческих открытиях С. М. Эйзенштейна. Каковы ваши впечатления от фильма «Броненосец "Потёмкин" (или «Александр Невский», 1938; «Иван Грозный», 1944-1945)?

2. Посмотрите фильмы с участием Ч. Чаплина. Почему он считается признанным комиком немого кинематографа? Какой художественный образ ему удалось создать на экране? Нравится ли он вам ? Попробуйте разработать сценарный план любительского видеофильма на тему «Чарли Чаплин - выдающийся комик мирового кинематографа». Наметьте основные объекты видеосъёмки, подготовьте соответствующую музыку, тексты, определите их последовательность. Дайте развёрнутые ответы на предложенные вопросы.

Темы проектных исследований или презентаций  Рождение отечественного кинематографа.  Значение творчества С. М. Эйзенштейна.  Художественные открытия С. М. Эйзенштейна.  Рецензия на один из фильмов С. М. Эйзенштейна.  Чарли Чаплин: путь к трону короля комедии.  Как менялся образ Чарли?  Эпоха звукового кино и Ч. Чаплин.  Единство комического и трагического в произведениях Ч. Чаплина.  В чём тайны смеха Ч. Чаплина?  Традиции Ч. Чаплина в современном кинематографе.

Темы проектных исследований или презентаций

  • Рождение отечественного кинематографа.
  • Значение творчества С. М. Эйзенштейна.
  • Художественные открытия С. М. Эйзенштейна.
  • Рецензия на один из фильмов С. М. Эйзенштейна.
  • Чарли Чаплин: путь к трону короля комедии.
  • Как менялся образ Чарли?
  • Эпоха звукового кино и Ч. Чаплин.
  • Единство комического и трагического в произведениях Ч. Чаплина.
  • В чём тайны смеха Ч. Чаплина?
  • Традиции Ч. Чаплина в современном кинематографе.
рефлексия Оцените свою работу на уроке, закончите предложения: Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я научился… Я смог… Меня удивило… Мне захотелось…

рефлексия

Оцените свою работу на уроке, закончите предложения:

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я научился…
  • Я смог…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…
Урок № 31 ПОНЯТИЯ, ИДЕИ  Р. Росселлини;  «Рим – открытый город»;  Ф. Феллини;  «Сладкая жизнь»;  «Дорога»;  «Карнавализация жизни»;  А. Тарковский, «Андрей Рублёв»

Урок № 31

ПОНЯТИЯ, ИДЕИ

  • Р. Росселлини;
  • «Рим – открытый город»;
  • Ф. Феллини;
  • «Сладкая жизнь»;
  • «Дорога»;
  • «Карнавализация жизни»;
  • А. Тарковский, «Андрей Рублёв»

Урок № 31

Универсальные учебные действия

  • воспринимать и оценивать режиссерские работы Ф. Феллини в единстве формы и содержания; смотреть фильмы Ф. Феллини и писать рецензии; определять проблематику (образный строй, символику) и характеризовать их роль в кинофильме; сотрудничать со сверстниками в процессе коллективного обсуждения проблем , связанных с развитием современного кинематографа; осуществлять самостоятельный поиск , отбор и обработку информации о литературных экранизациях в современном кинематографе; собирать собственную коллекцию фильмов (или их фрагментов) «всех времен и народов»; составлять творческий портрет одного из кинорежиссеров современности, представляющих национальный кинематограф; составлять собственный словарь популярных жанров мирового кинематографа; заполнять предложенную таблицу «Лучшие произведения современного кинематографа»
  • воспринимать и оценивать режиссерские работы Ф. Феллини в единстве формы и содержания;
  • смотреть фильмы Ф. Феллини и писать рецензии;
  • определять проблематику (образный строй, символику) и характеризовать их роль в кинофильме;
  • сотрудничать со сверстниками в процессе коллективного обсуждения проблем , связанных с развитием современного кинематографа;
  • осуществлять самостоятельный поиск , отбор и обработку информации о литературных экранизациях в современном кинематографе;
  • собирать собственную коллекцию фильмов (или их фрагментов) «всех времен и народов»;
  • составлять творческий портрет одного из кинорежиссеров современности, представляющих национальный кинематограф;
  • составлять собственный словарь популярных жанров мирового кинематографа;
  • заполнять предложенную таблицу «Лучшие произведения современного кинематографа»
Урок № 30 ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА «Реальность фантастики»  Ф. Феллини. 2. Современный кинематограф. Фредерико Феллини Андрей Тарковский Задание на урок. Какое значение для Мировой цивилизации и культуры имеет искусство немого кино?

Урок № 30

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

  • «Реальность фантастики»

Ф. Феллини.

2. Современный кинематограф.

Фредерико Феллини

Андрей Тарковский

Задание на урок. Какое значение для Мировой цивилизации и культуры имеет искусство немого кино?

подвопросы Урок № 30 «Реальность фантастики» Ф. Феллини. Неореализм итальянского кино. Мир Ф. Феллини – мир открытых возможностей. Автобиографичность картин, характерные особенности творческого метода. «Карнавализация жизни» как художественная метафора режиссера. Современный кинематограф. Основные тенденции развития современного кинематографа, поиски новых тем и образов. Новаторский характер творчества, способов и средств изображения действительности (на примере фильмов известных кинорежиссеров)

подвопросы

Урок № 30

  • «Реальность фантастики» Ф. Феллини. Неореализм итальянского кино. Мир Ф. Феллини – мир открытых возможностей. Автобиографичность картин, характерные особенности творческого метода. «Карнавализация жизни» как художественная метафора режиссера.
  • Современный кинематограф. Основные тенденции развития современного кинематографа, поиски новых тем и образов. Новаторский характер творчества, способов и средств изображения действительности (на примере фильмов известных кинорежиссеров)
«Реальность фантастики»  Ф. Феллини Микеланджело Антониони . Итальянский кинорежиссёр и сценарист, классик европейского авторского кино, которого называли «поэтом отчуждения и некоммуникабельности». В годы Второй мировой войны кинематограф сделал немало интереснейших открытий, главным из которых стал неореализм итальянского кино , рождавшегося в оккупированной фашистами Италии. Мощное антифашистское движение Сопротивления оказало огромное влияние на все сферы общественной жизни, в том числе и на искусство кино. Молодые режиссёры Роберта Росселлини (1906-1977), Витторио де Сика (1905-1974), Лукина Висконти (1906-1976), Микеланджело Антониони (1912-2007), Федерико Феллини  (1920-1993) – создали талантливые и правдивые фильмы, документально точно запечатлевшие факты повседневной реальности, ужасы фашизма, героизм партизан, горести и маленькие радости простого человека. Роберто   Росселлини. Итальянский кинорежиссёр, который положил начало неореализму в кино «военной трилогией», состоящей из фильмов «Рим - открытый город», «Пайза» и «Германия, год нулевой».

«Реальность фантастики»

Ф. Феллини

Микеланджело

Антониони .

Итальянский кинорежиссёр и сценарист, классик европейского авторского кино, которого называли «поэтом отчуждения и некоммуникабельности».

В годы Второй мировой войны

кинематограф сделал немало

интереснейших открытий, главным

из которых стал неореализм

итальянского кино , рождавшегося в

оккупированной фашистами

Италии. Мощное антифашистское

движение Сопротивления оказало

огромное влияние на все сферы

общественной жизни, в том числе и

на искусство кино.

Молодые режиссёры Роберта

Росселлини (1906-1977), Витторио

де Сика (1905-1974), Лукина

Висконти (1906-1976),

Микеланджело Антониони

(1912-2007), Федерико Феллини

(1920-1993) – создали талантливые

и правдивые фильмы,

документально точно

запечатлевшие факты

повседневной реальности, ужасы

фашизма, героизм партизан,

горести и маленькие радости

простого человека.

Роберто  

Росселлини.

Итальянский кинорежиссёр, который положил начало неореализму в кино «военной трилогией», состоящей из фильмов «Рим - открытый город», «Пайза» и «Германия, год нулевой».

«Реальность фантастики»  Ф. Феллини Программной картиной неореализма стал фильм Роберто Росселлини «Рим – открытый город» (1943-1945), посвящённый героической деятельности национального Сопротивления . В 1943 г. Рим был объявлен «открытым» городом, в котором не должны были вестись военные действия. На самом деле именно здесь разворачивались трагические события. В поисках подпольщиков-антифашистов немецкие солдаты устраивали засады и облавы, в застенках гестапо жестоко пытали подозреваемых, каждому грозил расстрел. Реализм фильма был отмечен зрителями и критикой с первых же просмотров. Одни воспринимали его как «хронику», «репортаж», отразивший «голые факты» жизни, другие отмечали в нём «поиски художественного в документальном». Кадр из фильма Р. Росселлини «Рим – открытый город». 1943-1945 гг.

«Реальность фантастики»

Ф. Феллини

Программной картиной неореализма

стал фильм Роберто Росселлини «Рим

открытый город» (1943-1945),

посвящённый героической

деятельности национального

Сопротивления . В 1943 г. Рим был

объявлен «открытым» городом, в

котором не должны были вестись

военные действия. На самом деле

именно здесь разворачивались

трагические события. В поисках

подпольщиков-антифашистов

немецкие солдаты устраивали засады

и облавы, в застенках гестапо жестоко

пытали подозреваемых, каждому

грозил расстрел. Реализм фильма

был отмечен зрителями и критикой с

первых же просмотров. Одни

воспринимали его как «хронику»,

«репортаж», отразивший «голые

факты» жизни, другие отмечали в нём

«поиски художественного в

документальном».

Кадр из фильма Р. Росселлини

«Рим – открытый город». 1943-1945 гг.

«Реальность фантастики»  Ф. Феллини В 1950 - х гг. в Италии начался бурный экономический подъём (так называемое «итальянское экономическое чудо »). Кинорежиссёр и сценарист Федерико Феллини , творчество которого формировалось в недрах неореализма, одним из первых отозвался на новые веяния в искусстве. Он хорошо понимал, что простое следование жизненной правде больше ничего не сможет дать кинематографу, а потому так объяснял свой отход от этого направления: « Ложь развивает воображение. Если вы говорите правду, вы потом должны на ней стоять и, значит, ни куда не двигаться. В творческом смысле правда - это тупик». Картины Ф. Феллини – это искренний рассказ о жизни своей страны и себе самом. Каждый созданный им фильм по-своему автобиографичен, соткан из глубоко личных мотивов, в каждом он щедро распахивал свою душу…».

«Реальность фантастики»

Ф. Феллини

В 1950 - х гг. в Италии начался бурный

экономический подъём (так

называемое «итальянское

экономическое чудо »). Кинорежиссёр

и сценарист Федерико Феллини ,

творчество которого формировалось

в недрах неореализма, одним из

первых отозвался на новые веяния

в искусстве. Он хорошо понимал, что

простое следование жизненной

правде больше ничего не сможет дать

кинематографу, а потому так

объяснял свой отход от этого

направления: « Ложь развивает

воображение. Если вы говорите

правду, вы потом должны на ней

стоять и, значит, ни куда не двигаться.

В творческом смысле правда - это

тупик». Картины Ф. Феллини – это

искренний рассказ о жизни своей

страны и себе самом. Каждый

созданный им фильм по-своему

автобиографичен, соткан из глубоко

личных мотивов, в каждом он щедро

распахивал свою душу…».

«Реальность фантастики»  Ф. Феллини Обладатель пяти премий «Оскар» и «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля. Итальянский кинорежиссёр и сценарист. Одна из характерных особенностей

«Реальность фантастики»

Ф. Феллини

Обладатель пяти премий «Оскар» и «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля.

Итальянский кинорежиссёр и сценарист.

Одна из характерных особенностей

"Сладкая

жизнь"

Не случайно один из крупнейших теоретиков кино А. Базен (1918-1958) справедливо отмечал, что мир Феллини – «это драматургия поставленного под вопрос спасения души», что у него , как и у Ф. М. Достоевского, «события всегда служат совершенно случайными инструментами поисков

ДУШИ».

Итальянское и мировое кино сегодня невозможно представить без лучших фильмов Ф. Феллини, обладателя пяти «Оскаров» и других многочисленных наград. Картины «Дорога» (1954), «Ночи Кабирии» (1957), «Сладкая жизнь» (1959), «Джульетта и духи» (1965), «Сатирикон» (1969), «Рим» (1972), «Амаркорд» (1974), «Казанова» (1976), «Репетиция оркестра» (1979), «И корабль плывёт» (1983), «Голос луны» (1991) давно уже стали хрестоматийными, «открытой книгой» для начинающих режиссёров.

Итальянское и мировое кино сегодня невозможно представить без лучших фильмов Ф. Феллини, обладателя пяти «Оскаров» и других многочисленных наград. Картины «Дорога» (1954), «Ночи Кабирии» (1957), «Сладкая жизнь» (1959), «Джульетта и духи» (1965), «Сатирикон» (1969), «Рим» (1972),

«Амаркорд» (1974), «Казанова» (1976), «Репетиция оркестра» (1979), «И корабль плывёт» (1983), «Голос луны» (1991) давно уже стали хрестоматийными, «открытой книгой» для начинающих режиссёров.

 Советский кинорежиссёр и сценарист, c 1980 года работавший в Западной Европе. Народный артист РСФСР. Один из крупнейших кинорежиссёров XX века, чьё творчество оказало значительное влияние на развитие отечественного и зарубежного кинематографа. Современный кинематограф Андрей Тарковский  ( 1932-1986 ) 1979 г. Всего 19 фильмов за 20 с небольшим лет творчества 1962 г. 1974 г. 1966 г. 1983г.

Советский кинорежиссёр и сценарист, c 1980 года работавший в Западной Европе. Народный артист РСФСР. Один из крупнейших кинорежиссёров XX века, чьё творчество оказало значительное влияние на развитие отечественного и зарубежного кинематографа.

Современный кинематограф

Андрей Тарковский ( 1932-1986 )

1979 г.

Всего 19 фильмов за 20 с небольшим лет творчества

1962 г.

1974 г.

1966 г.

1983г.

Современный кинематограф Сергей Аполлинариевич Герасимов Советский кинорежиссёр, сценарист, киноактёр, драматург и педагог, профессор. Член Академии АПН СССР. Народный артист СССР. Лауреат Ленинской, трёх Сталинских премий и Государственной премии СССР. 1957 г. 1948 г. Как режиссёр реалистичного стиля, он продолжал традиции русской классической литературы, обращая внимание на фактурность и психологизм актерских работ, выступал как теоретик киноискусства.  1967 г. 1938 г. 1970 г.

Современный кинематограф

Сергей Аполлинариевич Герасимов

Советский кинорежиссёр, сценарист, киноактёр, драматург и педагог, профессор. Член Академии АПН СССР. Народный артист СССР. Лауреат Ленинской, трёх Сталинских премий и Государственной премии СССР.

1957 г.

1948 г.

Как режиссёр реалистичного стиля, он продолжал традиции русской классической литературы, обращая внимание на фактурность и психологизм актерских работ, выступал как теоретик киноискусства. 

1967 г.

1938 г.

1970 г.

Современный кинематограф Леонид Иович Гайдай (1923-1993) Советский и российский кинорежиссёр, сценарист, выдающийся комедиограф, актёр. Народный артист СССР. Лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых. Участник Великой Отечественной войны. «Операция «Кооперация»; «Самогонщики»; «Спортлото-82»; «Пёс Барбос и необычный кросс»; «Деловые люди»; «Жених с того света» и др. «12 стульев»; «Совершенно серьёзно»; «На Дерибасовской хорошая погода…» 1968 г. 1965 г. 1966 г. 1973 г. 1975 г.

Современный кинематограф

Леонид Иович Гайдай (1923-1993)

Советский и российский кинорежиссёр, сценарист, выдающийся комедиограф, актёр. Народный артист СССР. Лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых. Участник Великой Отечественной войны.

«Операция «Кооперация»; «Самогонщики»; «Спортлото-82»; «Пёс Барбос и необычный кросс»; «Деловые люди»; «Жених с того света» и др.

«12 стульев»; «Совершенно серьёзно»; «На Дерибасовской хорошая погода…»

1968 г.

1965 г.

1966 г.

1973 г.

1975 г.

Бывший секретарь обкома Мухин решает стать фермером. Жена пытается его отговорить, но он остается на хуторе, и в его жизни появляется милая женщина, которая разделит с ним все «прелести» новой жизни. Противостоять невзгодам будет и районный фермер Курлыгин вместе с беженку из Душанбе. Режиссёр: Евгений Матвеев  Современный кинематограф В.М. Шукшин: -автор сценария; -актёр главной роли; -режиссёр Полный драматических коллизий фильм, снятый по мотивам одноименной повести В. Железникова. История чистой, мужественной и самоотверженной девочки Лены, прозванной одноклассниками «чучелом», заставит вас на многое взглянуть другими глазами. Режиссёры: Р.Быков А. Хайт Выйдя из тюрьмы, Егор Прокудин, по кличке Горе, решает податься в деревню, где живет синеглазая незнакомка Люба, с которой он переписывался — ведь надо немного переждать и осмотреться. Но жизнь в деревне рушит все планы Егора, и он решает навсегда порвать с прошлым. 

Бывший секретарь обкома Мухин решает стать фермером. Жена пытается его отговорить, но он остается на хуторе, и в его жизни появляется милая женщина, которая разделит с ним все «прелести» новой жизни. Противостоять невзгодам будет и районный фермер Курлыгин вместе с беженку из Душанбе.

Режиссёр: Евгений Матвеев

Современный кинематограф

В.М. Шукшин:

-автор сценария;

-актёр главной роли;

-режиссёр

Полный драматических коллизий фильм, снятый по мотивам одноименной повести В. Железникова. История чистой, мужественной и самоотверженной девочки Лены, прозванной одноклассниками «чучелом», заставит вас на многое взглянуть другими глазами.

Режиссёры: Р.Быков А. Хайт

Выйдя из тюрьмы, Егор Прокудин, по кличке Горе, решает податься в деревню, где живет синеглазая незнакомка Люба, с которой он переписывался — ведь надо немного переждать и осмотреться. Но жизнь в деревне рушит все планы Егора, и он решает навсегда порвать с прошлым. 

Картина основана на документальных фактах и обращается к «Хатынской повести» Адамовича. Авторами выбрано именно то место и те события, которые стали символом народной беды и страдания. Режиссёр: Элем Климов Современный кинематограф Фильм снят в 1967 г., был запрещён для показа. Только в 90-е годы ХХ века «дошёл» до зрителя. Валютная проститутка мечтает вырваться из замкнутого круга — выйти замуж за иностранца, уехать заграницу и стать респектабельной дамой. Но получив все, о чем мечтала, понимает, что не хватает самого главного — может быть, счастья. Режиссёр: Пётр Тодоровский В разгар гражданской войны, когда части Красной Армии заняли небольшой южный городок, комиссар Вавилова поселяется в многодетной еврейской семье и рожает ребенка. Режиссёр: Александр Аскольдов

Картина основана на документальных фактах и обращается к «Хатынской повести» Адамовича. Авторами выбрано именно то место и те события, которые стали символом народной беды и страдания.

Режиссёр: Элем Климов

Современный кинематограф

Фильм снят в 1967 г., был запрещён для показа. Только в 90-е годы ХХ века «дошёл» до зрителя.

Валютная проститутка мечтает вырваться из замкнутого круга — выйти замуж за иностранца, уехать заграницу и стать респектабельной дамой. Но получив все, о чем мечтала, понимает, что не хватает самого главного — может быть, счастья.

Режиссёр: Пётр Тодоровский

В разгар гражданской войны, когда части Красной Армии заняли небольшой южный городок, комиссар Вавилова поселяется в многодетной еврейской семье и рожает ребенка. Режиссёр: Александр Аскольдов

Кино объединяет целый ряд искусств Изобразительное искусство Литература Музыка

Кино объединяет целый ряд искусств

Изобразительное искусство

Литература

Музыка

Кино – искусство коллективное      ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП   - сценарий - жесткий пунктир, определяющий фильм;  - поиск коллектива единомышленников (режиссер,  оператор, звукооператор, художники и т. д.);  - поиск артистов, поиск лица, человеческого начала;  - кинопробы;  - план съемок, декорации, костюмы…;  - художник прорисовывает весь фильм, основные   мезансцены и пейзажи;       СЪЕМОЧНЫЙ ЭТАП   - работа режиссера с актерами;  - работа оператора как художника съемки        МОНТАЖ И ОЗВУЧАНИЕ   - работа с актерами;  - наложение музыки, создание

Кино – искусство коллективное

     ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

- сценарий - жесткий пунктир, определяющий фильм; - поиск коллектива единомышленников (режиссер,

оператор, звукооператор, художники и т. д.);

- поиск артистов, поиск лица, человеческого начала; - кинопробы; - план съемок, декорации, костюмы…; - художник прорисовывает весь фильм, основные мезансцены и пейзажи;

      СЪЕМОЧНЫЙ ЭТАП

- работа режиссера с актерами; - работа оператора как художника съемки

      МОНТАЖ И ОЗВУЧАНИЕ

- работа с актерами; - наложение музыки, создание "саундтрека"

      ПРОКАТ

Структура киноискусства АНИМАЦИОННОЕ КИНО (МУЛЬТИПЛИКА-ЦИЯ):       Придает движение неподвижным рисункам, фотографиям, куклам. НАУЧНО - ПОПУЛЯРНОЕ        Примыкает к документальному, но его главная цель - пропаганда и фиксация научных фактов и исследований (в приложении к курсу мы как раз опираемся на научно- популярные и документальные фильмы). ИГРОВОЕ КИНО (ХУДОЖЕСТВЕННОЕ)      Это кино более всего подвержено конкуренции и востребовано на рынке. С 20-х годов 20-го века оно становится товаром. ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ   КИНО:         Создание художественных образов на основе съемок подлинных людей, фактов, событий.

Структура киноискусства

АНИМАЦИОННОЕ КИНО (МУЛЬТИПЛИКА-ЦИЯ):

      Придает движение неподвижным рисункам, фотографиям, куклам.

НАУЧНО - ПОПУЛЯРНОЕ

      Примыкает к документальному, но его главная цель - пропаганда и фиксация научных фактов и исследований (в приложении к курсу мы как раз опираемся на научно- популярные и документальные фильмы).

ИГРОВОЕ КИНО (ХУДОЖЕСТВЕННОЕ)

     Это кино более всего подвержено конкуренции и востребовано на рынке. С 20-х годов 20-го века оно становится товаром.

ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ

КИНО:

      Создание художественных образов на основе съемок подлинных людей, фактов, событий.

Контрольные вопросы 1. Известный кинорежиссёр А. А. Тарковский писал о героях картин Ф. Феллини: «Сочетание в его фильмах обаятельного, зримого, чувственного мира простого человека и поэтического, тонкого, сложного мира художника делает его творчество уникальным и неповторимым». Какие художественные открытия в кинематографе принадлежат Ф. Феллини? В чём уникальность и неповторимость его творчества?

Контрольные вопросы

1. Известный кинорежиссёр А. А. Тарковский писал о героях картин Ф. Феллини: «Сочетание в его фильмах обаятельного, зримого, чувственного мира простого человека и поэтического, тонкого, сложного мира художника делает его творчество уникальным и неповторимым». Какие художественные открытия в кинематографе принадлежат Ф. Феллини? В чём уникальность и неповторимость его творчества?

Творческая мастерская

3. В чём выразилось участие Ф. Феллини в итальянском кино

неореализма? Как он понимал новые задачи , стоящие перед

кинематографом? Как были переосмыслены темы и мотивы

неореализма в его творчестве? Покажите это на примерах

произведений режиссёра. Посмотрите один из фильмов Ф. Феллини

и напишите на него рецензию .

4. Создайте творческий портрет одного из режиссёров,

представляющих национальный кинематограф (на примере

творчества И. Бергмана, А. Вайды, А. Хичкока, А. Куросавы, Р. Капура

и др.).

5 . Познакомьтесь с творчеством режиссёров современного

отечественного кино. О каких фильмах вы могли бы рассказать

подробнее? Подберите фрагменты из наиболее понравившихся вам

фильмов для демонстрации на уроке. Поясните свой выбор.

6 . Используя справочную литературу, охарактеризуйте некоторые

популярные жанры современного кино: фэнтези, детектив, фильм

ужасов, фильм-катастрофа, военный фильм, триллер, мелодрама,

боевик , или фильм действия (экшн), вестерн, мюзикл, комедия,

«мыльная опера». Приведите примеры фильмов, объяснив их

жанровую принадлежность. Заполните предложенную таблицу-схему.

7. Каковы ваши предпочтения в современном кинематографе?

Составьте десятку лучших фильмов и объясните свой выбор. Ваш

самый любимый фильм (кинорежиссёр , актёр) ?

Темы проектных исследований или презентаций  Шедевры итальянского неореализма.  Великие мастера итальянского неореализма.  Творчество Ф. Феллини и его связь с неореализмом.  Мир Ф. Феллини - мир открытых возможностей для человека.  Способы организации пространства и времени в произведениях Ф. Феллини.  Автобиографичность в творчестве Ф. Феллини.  Особенности творческого метода Ф . Феллини.  Искусство монтажа в произведениях Ф. Феллини.  Искусство актёрской игры в фильмах Ф. Феллини (Д . Мазина, М. Мастрояни).

Темы проектных исследований или презентаций

  • Шедевры итальянского неореализма.
  • Великие мастера итальянского неореализма.
  • Творчество Ф. Феллини и его связь с неореализмом.
  • Мир Ф. Феллини - мир открытых возможностей для человека.
  • Способы организации пространства и времени в произведениях Ф. Феллини.
  • Автобиографичность в творчестве Ф. Феллини.
  • Особенности творческого метода Ф . Феллини.
  • Искусство монтажа в произведениях Ф. Феллини.
  • Искусство актёрской игры в фильмах Ф. Феллини (Д . Мазина, М. Мастрояни).
  • "Карнавал жизни" как художественная метафора режиссёра Ф. Феллини.
  • Мотив дороги (рока и судьбы, детства, творчества, одиночества человека, моря – по выбору) в картинах Ф . Феллини.
  • Мой любимый отечественный фильм (кинорежиссёр, актёр).
рефлексия Оцените свою работу на уроке, закончите предложения: Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я научился… Я смог… Меня удивило… Мне захотелось…

рефлексия

Оцените свою работу на уроке, закончите предложения:

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я научился…
  • Я смог…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…
Литература: Программы для общеобразовательных учреждений. Данилова Г. И. Мировая художественная культура. – М.: Дрофа, 2011 Данилова, Г. И. Искусство/ МХК. 11 кл. Базовый уровень : учебник / Г.И. Данилова. М.: Дрофа, 2014. Калинина Е.М., учитель ИЗО и МХК, МОУ

Литература:

  • Программы для общеобразовательных учреждений. Данилова Г. И. Мировая художественная культура. – М.: Дрофа, 2011
  • Данилова, Г. И. Искусство/ МХК. 11 кл. Базовый уровень : учебник / Г.И. Данилова. М.: Дрофа, 2014.
  • Калинина Е.М., учитель ИЗО и МХК, МОУ "Ермишинская СОШ»,  р.п. Ермишь, Рязанская область http://urokimxkizo.ucoz.ru/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!