Шедевры русской живописи. « Алёнушка» В.М.Васнецова.
«Белая берёзонька – то ли я молоденька,
Шелковая трава – то моя русая коса,
Чёрный терн – то мои чёрные очи.»
Старинная русская песня.
Знакомая всем с детства задумавшаяся девочка с широко раскрытыми глазами над тёмной гладью воды, неясное её отражение в тёмной заводи. Эта репродукция была для многих словно окошко в сказочный мир.
Вятский край, где прошло детство художника, был богат дремучими лесами, красочными ярмарками с весёлыми игрищами, старинными преданиями. И во всём творчестве Виктора Михайловича чувствуется стремление вернуться к родным истокам. Правда, начинал он как жанрист, но уже в ранних полотнах предчувствием « Алёнушки» звучит тема одиночества, сиротства. Таковы картины « С квартиры на квартиру», рисунок « Дети – сироты».
На летние месяцы Васнецовы снимали усадьбу Ахтырка, неподалёку от Абрамцево. Братья – художники часто уходили в лес, где старший размышлял над сюжетом русской сказки о « Сестрице Алёнушке и братце Иванушке». там они подолгу работали на пленэре. Подмосковная природа навевала на Виктора Михайловича романтическое настроение, здесь он увидел не только пейзаж для своей будущей картины, но и саму героиню.
Однажды на лесной тропинке ему повстречалась убитая горем местная девушка с тоскливым взглядом. Живописец сделал несколько набросков сжавшейся в комок босоногой крестьянки. По эскизам можно проследить, как мысль художника осваивает реальное и сказочное бытие. Сохранился лист с двумя набросками. Справа- изображение девичьей полуфигуры ; плавная линия очерчивает овал лица, шею, -от наброска веет лиризмом. И тут же рядом фрагмент с подробно проработанными складками засученного рукава. Здесь уже нет музыки линий, графические средства направлены на выявление конкретной детали. На одном листе сошлись словно два художественных принципа, которые удивительно ужились в одной картине. Первый- декоративный, построенный на прихотливом ритме, второй- конкретно- материальный.
А теперь всмотримся в картину. Простоволосая девушка, сидя на камне у пруда, задумалась над своей судьбой. Выплакалась девушка и затихла. Тихая печаль сквозит в глазах, в чуть заметном движении губ. Окружающая природа- бледно- серое небо, колючие лапы ёлок, облетевшие осины и тёмная поверхность пруда с застывшими на нём жёлтыми листьями- всё передаёт её подавленное состояние. На густой глади омута не видно отражения Алёнушки: её словно затягивает туда.
Очертания головы девушки повторены в изгибе ветки с ожерельем сидящих ласточек. Это далеко не случайно, ведь ласточка, по древним поверьям,- божья птица, приносящая счастье. Распущенные волосы отождествлялись с думами, тёмный омут – с несчастьем, а берёза у воды – с исцелением. Всё в картине проникнуто особым таинственным смыслом.
Но не о отчаянии, а о светлой грусти рассказывает картина. И хоть день пасмурен, мрачен лес, страшен бездонный омут, тёплые краски вносят приподнятую интонацию. Золотые блёстки листочков рассыпаны по воде. С ними перекликаются светло- розовые цветы на тёмно- синем платье. Цвет сгармонирован: ультрамариновый сарафан органично переходит в приглушённую голубоватую кофточку, охристые по тону руки и лицо- в насыщенное золото волос.
Особое значение Васнецов придавал изображению природы. Сохранилось двенадцать подготовительных этюдов, но подлинной образности художник добился лишь в картине. Закройте Алёнушку рукой. Видите, само трепетное свечение листвы наполнено ожиданием чуда, словно грозят кому- то верхушки елей. А теперь потихоньку отодвиньте руку. Картина обретает удивительную законченность. Достигнуто главное- мы искренне сопереживаем героине. Кажется, ещё немного, и услышим шелест листьев, ощутим прохладу камня под босыми ногами…
« Алёнушка» Васнецова неотделима от нашего детства, как бабушкины сказки, как русские песни. Она учила нас смотреть на мир пристально и неторопливо, учила не бояться тишины, одиночества, подчас необходимых в нашей суетной быстротекущей жизни.
Используемая литература:
« Великие художники. Васнецов.»
Издательство « Директ – Медиа». 2010 г.
« Этюды об изобразительном искусстве».
Москва. « Просвещение». 1994 г.
Просмотр содержимого документа
«Шедевры русской живописи. « Алёнушка» В.М.Васнецова.»
Шедевры русской живописи. « Алёнушка» В.М.Васнецова.
«Белая берёзонька – то ли я молоденька,
Шелковая трава – то моя русая коса,
Чёрный терн – то мои чёрные очи.»
Старинная русская песня.
Знакомая всем с детства задумавшаяся девочка с широко раскрытыми глазами над тёмной гладью воды, неясное её отражение в тёмной заводи. Эта репродукция была для многих словно окошко в сказочный мир.
Вятский край, где прошло детство художника, был богат дремучими лесами, красочными ярмарками с весёлыми игрищами, старинными преданиями. И во всём творчестве Виктора Михайловича чувствуется стремление вернуться к родным истокам. Правда, начинал он как жанрист, но уже в ранних полотнах предчувствием « Алёнушки» звучит тема одиночества, сиротства. Таковы картины « С квартиры на квартиру», рисунок « Дети – сироты».
На летние месяцы Васнецовы снимали усадьбу Ахтырка, неподалёку от Абрамцево. Братья – художники часто уходили в лес, где старший размышлял над сюжетом русской сказки о « Сестрице Алёнушке и братце Иванушке». там они подолгу работали на пленэре. Подмосковная природа навевала на Виктора Михайловича романтическое настроение, здесь он увидел не только пейзаж для своей будущей картины, но и саму героиню.
Однажды на лесной тропинке ему повстречалась убитая горем местная девушка с тоскливым взглядом. Живописец сделал несколько набросков сжавшейся в комок босоногой крестьянки. По эскизам можно проследить, как мысль художника осваивает реальное и сказочное бытие. Сохранился лист с двумя набросками. Справа- изображение девичьей полуфигуры ; плавная линия очерчивает овал лица, шею, -от наброска веет лиризмом. И тут же рядом фрагмент с подробно проработанными складками засученного рукава. Здесь уже нет музыки линий, графические средства направлены на выявление конкретной детали. На одном листе сошлись словно два художественных принципа, которые удивительно ужились в одной картине. Первый- декоративный, построенный на прихотливом ритме, второй- конкретно- материальный.
А теперь всмотримся в картину. Простоволосая девушка, сидя на камне у пруда, задумалась над своей судьбой. Выплакалась девушка и затихла. Тихая печаль сквозит в глазах, в чуть заметном движении губ. Окружающая природа- бледно- серое небо, колючие лапы ёлок, облетевшие осины и тёмная поверхность пруда с застывшими на нём жёлтыми листьями- всё передат её подавленное состояние. На густой глади омута не видно отражения Алёнушки: е словно затягивает туда.
Очертания головы девушки повторены в изгибе ветки с ожерельем сидящих ласточек. Это далеко не случайно, ведь ласточка, по древним поверьям,- божья птица, приносящая счастье. Распущенные волосы отождествлялись с думами, тёмный омут – с несчастьем, а берёза у воды – с исцелением. Всё в картине проникнуто особым таинственным смыслом.
Но не отчаянии, а о светлой грусти рассказывает картина. И хоть день пасмурен, мрачен лес, страшен бездонный омут, тёплые краски вносят приподнятую интонацию. Золотые блёстки листочков рассыпаны по воде. С ними перекликаются светло- розовые цветы на тёмно- синем платье. Цвет сгармонирован: ультрамариновый сарафан органично переходит в приглушённую голубоватую кофточку, охристые по тону руки и лицо- в насыщенное золото волос.
Особое значение Васнецов придавал изображению природы. Сохранилось двенадцать подготовительных этюдов, но подлинной образности художник добился лишь в картине. Закройте Алёнушку рукой. Видите, само трепетное свечение листвы наполнено ожиданием чуда, словно грозят кому- то верхушки елей. А теперь потихоньку отодвиньте руку. Картина обретает удивительную законченность. Достигнуто главное- мы искренне сопереживаем героине. Кажется, ещё немного, и услышим шелест листьев, ощутим прохладу камня под босыми ногами…
« Алёнушка» Васнецова неотделима от нашего детства, как бабушкины сказки, как русские песни. Она учила нас смотреть на мир пристально и неторопливо, учила не бояться тишины, одиночества, подчас необходимых в нашей суетной быстротекущей жизни.
Используемая литература:
« Великие художники. Васнецов.»
Издательство « Директ – Медиа». 2010 г.
« Этюды об изобразительном искусстве».
Москва. « Просвещение». 1994 г.