СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Шкала электромагнитных волн

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме "Шкала электромагнитных волн" 

Просмотр содержимого документа
«Шкала электромагнитных волн»

Открытый урок по теме

«Шкала электромагнитных излучений».

11 класс

Цели урока:

Образовательные:
-обобщение и систематизация знаний по теме: «Шкала электромагнитных волн»;
- углубление знаний по видам электромагнитных излучений, их открытии;
- раскрытие свойств электромагнитных излучений;
- формирование представлений о воздействии электромагнитных полей на человека;
- углубление знаний о применении разных видов электромагнитных излучений.


Развивающие:
- развитие навыков самостоятельной работы в поиске нужной информации;
- развитие речи;
- развитие навыков работы с дополнительной литературой;
- развитие умения выделять главное;
- развитие умения сравнения материалов;
- развитие умения в выборе интересных фактов;
- развитие творческого научного мировоззрения;
- развитие логической памяти учащихся.

Воспитательные:
- формирование материалистического мировоззрения учащихся;

- формирование умения критического оценивания результатов;
- воспитание дисциплинированности, товарищества;
- воспитание чувства гордости за свою Родину;
- воспитание требовательности к себе, аккуратности, ответственности.

^ Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Форма урока:  Устный журнал

Оборудование:
- компьютер, мультимедийный проектор,
- презентации учащихся;
- технологическая карта
- таблица «Шкала электромагнитных излучений» у каждого ученика; стенд «Шкала электромагнитных излучений»;

План урока:

1.Организационный момент.
2.Постановка целей урока.
3. Работа со страницами устного журнала,

чтения первоисточников с соответствующими комментариями, слайдами, видеоматериалами, презентациями.
4.Подведение итогов урока, проверка результатов учебной работы на уроке.
5 .Домашнее задание.

^ Предварительная работа учителя и учеников:

За неделю до урока ребята по желанию выбирают темы презентаций по видам электромагнитных излучений.

Выбирают, при необходимости, помощников, которые помогают искать материал, помогают с показом презентаций и пр.

Учитель дает план выступления:
1.вид излучения;
2.частота, длина волны;
3.источники излучения;
4.свойства излучения;
5.открытие;
6.применение;
7.влияние на человека.

Ребята работают с дополнительной литературой, выбирают интересные факты, готовят презентации,

обращаются за консультацией к учителю. 

Оборудование: компьютерная презентация.

План урока.

  1. Оргмомент

  2. Низкочастотные колебания

  3. Радиоволны

  4. Инфракрасное излучение

  5. Свет (видимое излучение)

  6. Ультрафиолетовое излучение

  7. Рентгеновское излучение

  8. γ-излучение

  9. Рефлексия (проверить усвоение учащимися материала)

  10. Итоги урока.

  11. Домашнее задание

Ход урока

Деятельность учителя:

Длительность этапа урока.

Деятельность учащихся:

Сегодня мы с вами проведем урок в виде устного журнала «Путешествия по шкале ЭМВ». (На экран вывести название журнала слайд 1)

Эпиграфом сегодняшнего урока я выбрала слова (слайд2)

« Кругом нас, в нас самих, всюду и везде, вечно сменяясь, совпадая и сталкиваясь, идут излучения разной длины волны... Лик Земли ими меняется, ими в значительной мере лепится».
/В.И. Вернадский/
Он как нельзя полно показывает цель урока, обобщить и систематизировать знания по теме: «Шкала электромагнитных волн», раскрыть свойства электромагнитных излучений и узнать о воздействии электромагнитных полей на человека.

Вселенная – океан ЭМ излучений. Мы живем в этом океане, не замечая пронизывающих окружающее пространство волн. Греясь у камина или зажигая свечу, человек заставляет работать источник этих волн, не задумываясь об их свойствах. Но знание – сила: открыв природу ЭМ излучений, человечество в течение XX столетия освоило и поставило себе на службу самые различные его виды.

При подготовке к уроку я предложила сделать свои мини-проекты по следующему плану:

1.вид излучения;
2.частота, длина волны;
3.источники излучения;
4.свойства излучения;
5.открытие;
6.применение;
7.влияние на человека.

Каждый из вас получил бланк для заполнения технологической карты. Ваша задача внимательно следить за выступлением своих товарищей и делать необходимые записи.

 1 мин.

 

Первой рубрикой нашего журнала будет «Галлерея первооткрывателей» (слайд 3 )

3 мин

Путешествие по галерее проводит один из учащихся (презентация №1)

Следующая статья нашего журнала «Шкала электромагнитных волн».

А начнем мы с рубрики «Низкочастотные колебания» (слайд 4)

3 мин

Презентация по теме «Низкочастотные колебания» (презентация №2)

Рубрика «Радиоволны» (слайд 5)

3 мин

Презентация по теме «Радиоволы» (презентация №3)

Рубрика «инфракрасное излучение» (слайд 6)

3 мин

Презентация по теме «инфракрасное излучение» (презентация №4)

Рубрика «Видимое излучение» (слайд 7)


3 мин



1 мин.







1 мин

Презентация по теме «видимое излучение» (презентация №5)

Главным инструментом, который улавливает видимое излучение, являются наши глаза. Для своих одноклассников мы приготовили памятку «И глаза тебе скажут спасибо!» (раздают памятки)



А я нашел зарядку для глаз. Чтобы, как можно дольше сохранить свое зрение нужно выполнять следующие упражнения. Давайте сделаем их вместе. (зарядка для глаз)

продолжаем свое путешествие по страницам устного журнала. Следующая рубрика «Ультрафиолетовое излучение»

3 мин

Ультрафиолетовое излучение

(презентация №6)


Наше путешествие по страницам журнала подошло к самым загадочным ЭМВ . Следующая рубрика о Х-лучах.

4 мин

Рентгеновское излучение (презентация №7)


И заканчиваем мы нашу статью рубрикой « - излучение»


3 мин

- излучение (презентация №8)


За - излучением идут фотоны космических лучей, а что мы о них знаем? (подготовить анонс по научным статьям к следующему уроку)

3 мин?

 

Мы с вами прошли по всем видам излучения составляющих ЭМ шкалу. Давайте взглянем на неё .

- Что изменяется при движении по шкале?

- Какую закономерность вы заметили при заполнении технологической карты?

Еще Дж.К.Максвелл сказал, что “Наука захватывает нас только тогда, когда, заинтересовавшись жизнью великих исследователей, мы начинаем следить за историей их открытий”, я желаю вам еще много таких открытий в вашей жизни!

 

 







Изменяются виды излучения.

Изменяется диапазон частот и длин волн. Частота увеличивается, а длина волны уменьшается.

Все излучения обладают одновременно квантовыми и волновыми свойствами. Волновые свойства ярче проявляются при малых частотах и менее ярко при больших. И наоборот, квантовые свойства ярче проявляются при больших частотах и менее ярко - при малых.


Ну, вот и все! Мы перелистнули последнюю страницу нашего журнала. И как обычно бывает, в конце журнала находится кроссворд или ребус.

кроссворд







I. Интерактивные задания

Диск «Электронные уроки», «Колебания и волны», урок 12, стр. 14, задания 3, 4.

II. Задания в презентации расположены в порядке возрастания сложности?

  1. Для какого вида излучения свойственно явление дисперсии?

а) инфракрасное; б) видимое; в) рентгеновское.

  1. Какой вид излучения по-другому называют «тепловым»?

а) инфракрасное; б) γ-излучение; в) видимое.

  1. Самая большая проникающая способность характерна для:

а) рентгеновского излучения; б) ультрафиолетового излучения; в) γ-излучения.

  1. Высокотемпературная плазма является источником:

а) γ-излучения; б) ультрафиолетового излучения; в) инфракрасного излучения.

  1. Что общего между радиоволнами, УФ-излучением, ИК-излучением, рентгеновским излучением и γ-излучением?

а) применяются и в медицине, и в промышленности; б) общий источник излучения - Солнце; в) невидимы.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!