Просмотр содержимого документа
«Шкала электромагнитных волн»
Открытый урок по теме
«Шкала электромагнитных излучений».
11 класс
Цели урока:
Образовательные:
-обобщение и систематизация знаний по теме: «Шкала электромагнитных волн»;
- углубление знаний по видам электромагнитных излучений, их открытии;
- раскрытие свойств электромагнитных излучений;
- формирование представлений о воздействии электромагнитных полей на человека;
- углубление знаний о применении разных видов электромагнитных излучений.
Развивающие:
- развитие навыков самостоятельной работы в поиске нужной информации;
- развитие речи;
- развитие навыков работы с дополнительной литературой;
- развитие умения выделять главное;
- развитие умения сравнения материалов;
- развитие умения в выборе интересных фактов;
- развитие творческого научного мировоззрения;
- развитие логической памяти учащихся.
Воспитательные:
- формирование материалистического мировоззрения учащихся;
- формирование умения критического оценивания результатов;
- воспитание дисциплинированности, товарищества;
- воспитание чувства гордости за свою Родину;
- воспитание требовательности к себе, аккуратности, ответственности.
^ Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Форма урока: Устный журнал
Оборудование:
- компьютер, мультимедийный проектор,
- презентации учащихся;
- технологическая карта
- таблица «Шкала электромагнитных излучений» у каждого ученика; стенд «Шкала электромагнитных излучений»;
План урока:
1.Организационный момент.
2.Постановка целей урока.
3. Работа со страницами устного журнала,
чтения первоисточников с соответствующими комментариями, слайдами, видеоматериалами, презентациями.
4.Подведение итогов урока, проверка результатов учебной работы на уроке.
5 .Домашнее задание.
^ Предварительная работа учителя и учеников:
За неделю до урока ребята по желанию выбирают темы презентаций по видам электромагнитных излучений.
Выбирают, при необходимости, помощников, которые помогают искать материал, помогают с показом презентаций и пр.
Учитель дает план выступления:
1.вид излучения;
2.частота, длина волны;
3.источники излучения;
4.свойства излучения;
5.открытие;
6.применение;
7.влияние на человека.
Ребята работают с дополнительной литературой, выбирают интересные факты, готовят презентации,
обращаются за консультацией к учителю.
Оборудование: компьютерная презентация.
План урока.
Оргмомент
Низкочастотные колебания
Радиоволны
Инфракрасное излучение
Свет (видимое излучение)
Ультрафиолетовое излучение
Рентгеновское излучение
γ-излучение
Рефлексия (проверить усвоение учащимися материала)
Итоги урока.
Домашнее задание
Ход урока
Деятельность учителя: | Длительность этапа урока. | Деятельность учащихся: |
Сегодня мы с вами проведем урок в виде устного журнала «Путешествия по шкале ЭМВ». (На экран вывести название журнала слайд 1) Эпиграфом сегодняшнего урока я выбрала слова (слайд2) « Кругом нас, в нас самих, всюду и везде, вечно сменяясь, совпадая и сталкиваясь, идут излучения разной длины волны... Лик Земли ими меняется, ими в значительной мере лепится». /В.И. Вернадский/ Он как нельзя полно показывает цель урока, обобщить и систематизировать знания по теме: «Шкала электромагнитных волн», раскрыть свойства электромагнитных излучений и узнать о воздействии электромагнитных полей на человека. Вселенная – океан ЭМ излучений. Мы живем в этом океане, не замечая пронизывающих окружающее пространство волн. Греясь у камина или зажигая свечу, человек заставляет работать источник этих волн, не задумываясь об их свойствах. Но знание – сила: открыв природу ЭМ излучений, человечество в течение XX столетия освоило и поставило себе на службу самые различные его виды. При подготовке к уроку я предложила сделать свои мини-проекты по следующему плану: 1.вид излучения; 2.частота, длина волны; 3.источники излучения; 4.свойства излучения; 5.открытие; 6.применение; 7.влияние на человека. Каждый из вас получил бланк для заполнения технологической карты. Ваша задача внимательно следить за выступлением своих товарищей и делать необходимые записи. | 1 мин. | |
Первой рубрикой нашего журнала будет «Галлерея первооткрывателей» (слайд 3 ) | 3 мин | Путешествие по галерее проводит один из учащихся (презентация №1) |
Следующая статья нашего журнала «Шкала электромагнитных волн». А начнем мы с рубрики «Низкочастотные колебания» (слайд 4) | 3 мин | Презентация по теме «Низкочастотные колебания» (презентация №2) |
Рубрика «Радиоволны» (слайд 5) | 3 мин | Презентация по теме «Радиоволы» (презентация №3) |
Рубрика «инфракрасное излучение» (слайд 6) | 3 мин | Презентация по теме «инфракрасное излучение» (презентация №4) |
Рубрика «Видимое излучение» (слайд 7) | 3 мин
1 мин.
1 мин | Презентация по теме «видимое излучение» (презентация №5) Главным инструментом, который улавливает видимое излучение, являются наши глаза. Для своих одноклассников мы приготовили памятку «И глаза тебе скажут спасибо!» (раздают памятки)
А я нашел зарядку для глаз. Чтобы, как можно дольше сохранить свое зрение нужно выполнять следующие упражнения. Давайте сделаем их вместе. (зарядка для глаз) |
продолжаем свое путешествие по страницам устного журнала. Следующая рубрика «Ультрафиолетовое излучение» | 3 мин | Ультрафиолетовое излучение (презентация №6) |
Наше путешествие по страницам журнала подошло к самым загадочным ЭМВ . Следующая рубрика о Х-лучах. | 4 мин | Рентгеновское излучение (презентация №7) |
И заканчиваем мы нашу статью рубрикой « - излучение» | 3 мин | - излучение (презентация №8) |
За - излучением идут фотоны космических лучей, а что мы о них знаем? (подготовить анонс по научным статьям к следующему уроку) | 3 мин? | |
Мы с вами прошли по всем видам излучения составляющих ЭМ шкалу. Давайте взглянем на неё . - Что изменяется при движении по шкале? - Какую закономерность вы заметили при заполнении технологической карты? Еще Дж.К.Максвелл сказал, что “Наука захватывает нас только тогда, когда, заинтересовавшись жизнью великих исследователей, мы начинаем следить за историей их открытий”, я желаю вам еще много таких открытий в вашей жизни! | |
Изменяются виды излучения. Изменяется диапазон частот и длин волн. Частота увеличивается, а длина волны уменьшается. Все излучения обладают одновременно квантовыми и волновыми свойствами. Волновые свойства ярче проявляются при малых частотах и менее ярко при больших. И наоборот, квантовые свойства ярче проявляются при больших частотах и менее ярко - при малых. |
Ну, вот и все! Мы перелистнули последнюю страницу нашего журнала. И как обычно бывает, в конце журнала находится кроссворд или ребус. кроссворд | | |
I. Интерактивные задания
Диск «Электронные уроки», «Колебания и волны», урок 12, стр. 14, задания 3, 4.
II. Задания в презентации расположены в порядке возрастания сложности?
Для какого вида излучения свойственно явление дисперсии?
а) инфракрасное; б) видимое; в) рентгеновское.
Какой вид излучения по-другому называют «тепловым»?
а) инфракрасное; б) γ-излучение; в) видимое.
Самая большая проникающая способность характерна для:
а) рентгеновского излучения; б) ультрафиолетового излучения; в) γ-излучения.
Высокотемпературная плазма является источником:
а) γ-излучения; б) ультрафиолетового излучения; в) инфракрасного излучения.
Что общего между радиоволнами, УФ-излучением, ИК-излучением, рентгеновским излучением и γ-излучением?
а) применяются и в медицине, и в промышленности; б) общий источник излучения - Солнце; в) невидимы.