Приложение 5
Шкала социально-ситуационной тревоги
Кондаша (1973)
Цель: выявление разных видов тревожности
Материал: бланки с вопросами.
Ход: данная диагностика построена так, чтобы человек не выявлял у себя тревожность или ее отсутствие ситуативно, а наоборот оценивал обстоятельства, вызывающие ту или иную степень тревоги, и умел анализировать действительные причины тревоги.
Данная методика направлена на выявление разных видов тревожности:
а) школьная тревожность;
б) самооценочная тревожность;
в) межличностная тревожность, вызванная общением со сверстниками.
Виды тревожности, выявляемые при помощи данной шкалы обозначены следующим образом:
Виды тревожности | Номера пункта шкалы |
школьная | 1, 4, 6, 9, 10, 13, 16, 20, 25, 30 |
самооценочная | 3, 5, 12, 14, 19, 22, 23, 27, 28, 29 |
межличностная | 2, 7, 8, 11, 15, 17, 18, 21, 24, 26 |
Обработка результатов
Подсчитывается общая сумма баллов отдельно по каждому разделу шкалы и по шкале в целом. Полученные результаты интерпретируются как показатели соответствующих видов тревожности, показатели по всей шкале отражают общий уровень тревожности.
Показатели уровня тревожности
№ | Уровень тревожности | Группа учащихся | Уровень различных видов тревожности (в баллах) |
класс | пол | общая | школьная | самооценочная | межличностная |
1 | Нормальный | IX | Дев. Юн. | 30-62 17-54 | 7-19 4-17 | 4-18 11-21 | 7-20 5-17 |
X | Дев. Юн. | 17-54 10-48 | 2-14 1-13 | 6-19 1-17 | 4-19 3-17 |
XI | Дев. Юн. | 35-62 23-47 | 5-17 5-14 | 12-23 8-17 | 5-20 5-14 |
| | | | | | | |
2 | Несколько повышенный | IX | Дев. Юн. | 63-78 55-73 | 20-25 18-23 | 22-26 19-25 | 21-27 18-24 |
X | Дев. Юн. | 55-72 49-67 | 15-20 14-19 | 20-26 18-26 | 20-26 18-25 |
XI | Дев. Юн. | 63-76 48-60 | 18-23 15-19 | 24-29 18-22 | 21-28 15-19 |
| | | | | | | |
3 | Высокий | IX | Дев. Юн. | 79-94 74-91 | 26-31 24-30 | 27-31 26-32 | 28-33 25-30 |
X | Дев. Юн. | 73-90 68-86 | 21-26 20-25 | 27-32 27-34 | 27-33 26-32 |
XI | Дев. Юн. | 77-90 61-72 | 24-30 20-24 | 30-34 23-27 | 29-36 20-23 |
| | | | | | | |
4 | Очень высокий | IX | Дев. Юн. | 94 91 | 31 30 | 31 32 | 33 30 |
X | Дев. Юн. | 90 86 | 26 25 | 32 34 | 33 32 |
XI | Дев. Юн. | 90 72 | 30 24 | 34 27 | 36 23 |
| | | | | | | |
5 | «Чрезмерное спокойствие» | IX | Дев. Юн. | 30 17 | 7 4 | 11 4 | 7 5 |
X | Дев. Юн. | 17 10 | 2 - | 6 - | 4 3 |
XI | Дев. Юн. | 35 23 | 5 5 | 12 8 | 5 5 |
СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
к методике «Шкала социально-ситуационной тревоги
Кондаша (1973)»
Инструкция
В данном тесте перечислены ситуации, с которыми вы часто встречаетесь в жизни. Некоторые из них могут быть для вас неприятными и вызывать волнение, беспокойство, тревогу, страх. Внимательно прочитайте каждое предложение и обведите кружком одну из цифр справа: 0, 1, 2, 3, 4.
Если ситуация не кажется вам неприятной, обведите кружком цифру «0».
Если она немного беспокоит вас, обведите цифру «1».
Если ситуация неприятна и вызывает серьезное беспокойство, обведите цифру «2».
Если она для вас очень неприятна и вызывает сильное беспокойство, тревогу, страх, обведите цифру «3».
Если ситуация для вас крайне неприятна, вы не можете перенести ее, вызывает у вас сильное беспокойство и страх, обведите цифру «4».
Ваша задача представить степень угрозы, уровень тревожности в той или иной ситуации и обвести кружком одну из цифр.
Мне неприятно...
1. Отвечать у доски – 0 1 2 3 4
2. Пойти в гости к незнакомым людям – 0 1 2 3 4
З. Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах – 0 1 2 3 4
4. Разговаривать с директором школы – 0 1 2 3 4
5. думать о своем будущем -0 1 2 3 4
6. Когда учитель смотрит в журнал и выбирает, кого бы спросить – 0 1 2 3 4
7. Меня критикуют и в чем-то упрекают -0 1 2 3 4
8. На меня смотрят, когда я что-нибудь делаю
(наблюдают за мной во время работы, решения задачи) – 0 1 2 3 4
9. Делать контрольную работу – 0 1 2 3 4
10. Когда после контрольной работы учитель вслух произносит отметки – 0 1 2 3 4
11. Меня игнорируют или не обращают внимания – 0 1 2 3 4
12. У меня что-то не получается – 0 1 2 3 4
13. Жду родителей с родительского собрания – 0 1 2 3 4
14. Мне грозит неудача или провал – 0 1 2 3 4
15. Когда я слышу за своей спиной смех или шепот – 0 1 2 3 4
16. Сдаю экзамены в школе - 1 2 3 4
17. Когда на меня сердятся без видимой на то причины – 0 1 2 3 4
18. Мне предстоит выступать перед большой аудиторией – 0 1 2 3 4
19. Предстоит важное решающее дело – 0 1 2 3 4
20. Не понимаю объяснения учителя – 0 1 2 3 4
21. Со мной не согласны и противоречат моему мнению - 0 1 2 3 4
22. Сравниваю себя с другими – 0 1 2 3 4
23. Проверяют мои способности - 0 1 2 3 4
24. Со мной разговаривают как с маленьким – 0 1 2 3 4
25. На уроке учитель неожиданно задает мне вопрос – 0 1 2 3 4
26. Одноклассники вдруг резко замолчали, когда я подошел – 0 1 2 3 4
27. Оценивается моя работа – 0 1 2 З 4
28. Думаю о своих проблемах – 0 1 2 3 4
29. Мне необходимо принять важное решение – 0 1 2 3 4
30. Не могу справиться с домашним заданием – 0 1 2 3 4