СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ШКОДА - Шкала количественной оценки детского аутизма - диагностика и мониторинг психического состояния детей 6–12 лет по шкале количественной оценки детского аутизма (ШКОДА)

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Шкала количественной оценки детского аутизма (ШКОДА) была разработана в 2010-13 г. и является рейтинговой шкалой количественной оценки выраженности синдрома детского аутизма и предназначена для обследования детей в возрасте от 6 до 12 лет. Шкала построена на основе диагностических критериев МКБ-10

Просмотр содержимого документа
«ШКОДА - Шкала количественной оценки детского аутизма - диагностика и мониторинг психического состояния детей 6–12 лет по шкале количественной оценки детского аутизма (ШКОДА)»

ШКОДА - Шкала количественной оценки детского аутизма - диагностика  и  мониторинг психического состояния детей 6–12  лет по шкале количественной оценки детского аутизма (ШКОДА)

ШКОДА - Шкала количественной оценки детского аутизма - диагностика и мониторинг психического состояния детей 6–12 лет по шкале количественной оценки детского аутизма (ШКОДА)

Шкала количественной оценки детского аутизма (ШКОДА)  Шкала количественной оценки детского аутизма (ШКОДА) была разработана в 2010-13 г. и является рейтинговой шкалой количественной оценки выраженности синдрома детского аутизма и предназначена для обследования детей в возрасте от 6 до 12 лет. Шкала построена на основе диагностических критериев МКБ-10

Шкала количественной оценки детского аутизма (ШКОДА)

  • Шкала количественной оценки детского аутизма (ШКОДА) была разработана в 2010-13 г. и является рейтинговой шкалой количественной оценки выраженности синдрома детского аутизма и предназначена для обследования детей в возрасте от 6 до 12 лет. Шкала построена на основе диагностических критериев МКБ-10
Структура шкалы ШКОДА  Шкала состоит из 10 субшкал, которые составляют 4 блока:  1 блок. Нарушения социального взаимодействия . Данная группа нарушений имеет форму неадекватного реагирования на социально-эмоциональные сигналы, что выражается в отсутствии реакции на эмоции других людей и\или неспособности изменять поведение в соответствии с социальным контекстом; в недостаточном использовании социальных сигналов и слабом усвоении социальных, эмоциональных и коммуникативных форм поведения; особенно в недостаточности социально-эмоциональной взаимности.

Структура шкалы ШКОДА

  • Шкала состоит из 10 субшкал, которые составляют 4 блока:
  • 1 блок. Нарушения социального взаимодействия . Данная группа нарушений имеет форму неадекватного реагирования на социально-эмоциональные сигналы, что выражается в отсутствии реакции на эмоции других людей и\или неспособности изменять поведение в соответствии с социальным контекстом; в недостаточном использовании социальных сигналов и слабом усвоении социальных, эмоциональных и коммуникативных форм поведения; особенно в недостаточности социально-эмоциональной взаимности.
1 блок включает в себя 3 субшкалы: - нарушения коммуникации - нарушения способности к совместной деятельности  - нарушения понимания социальных правил и ролей

1 блок включает в себя 3 субшкалы:

  • - нарушения коммуникации
  • - нарушения способности к совместной деятельности
  • - нарушения понимания социальных правил и ролей
2 блок. Нарушения общения.  Данные нарушения выражаются в отсутствии социального использования имеющихся речевых навыков (каковы бы они ни были); в нарушении социально-имитационной игры, в низкой синхронности и отсутствия взаимодействия в беседе; в недостаточной гибкости речевого выражения; недостаточности эмоциональных реакций на словесные и невербальные обращения других людей, в нарушении использования интонаций и выразительности голоса.

2 блок. Нарушения общения.

  • Данные нарушения выражаются в отсутствии социального использования имеющихся речевых навыков (каковы бы они ни были); в нарушении социально-имитационной игры, в низкой синхронности и отсутствия взаимодействия в беседе; в недостаточной гибкости речевого выражения; недостаточности эмоциональных реакций на словесные и невербальные обращения других людей, в нарушении использования интонаций и выразительности голоса.
2 блок включает в себя 2 субшкалы:  - нарушения структуры и развития речи  - нарушения диалога

2 блок включает в себя 2 субшкалы:

  • - нарушения структуры и развития речи
  • - нарушения диалога
3 блок. Наличие стереотипных моделей поведения. Данная группа нарушений проявляется в тенденции устанавливать ригидный, раз и навсегда заведенный распорядок для широкого круга аспектов повседневного функционирования; у детей могут появляться стойкие стереотипные интересы, например, к датам, маршрутам или расписанию транспорта. Дети нередко сопротивляются изменениям заведенного распорядка или привычных деталей личного окружения

3 блок. Наличие стереотипных моделей поведения.

  • Данная группа нарушений проявляется в тенденции устанавливать ригидный, раз и навсегда заведенный распорядок для широкого круга аспектов повседневного функционирования; у детей могут появляться стойкие стереотипные интересы, например, к датам, маршрутам или расписанию транспорта. Дети нередко сопротивляются изменениям заведенного распорядка или привычных деталей личного окружения
3 блок включает в себя 2 субшкалы  - адаптация к переменам  - наличие стереотипных форм деятельности

3 блок включает в себя 2 субшкалы

  • - адаптация к переменам
  • - наличие стереотипных форм деятельности
4 блок. Неспецифические дополнительные признаки Страхи, нарушения сна, агрессивность, нанесение самоповреждений. Данные симптомы не являются определяющими для РАС, но в той или иной степени, как правило, присутствуют в клинической картине и могут существенно влиять на тяжесть психического состояния ребенка, отягощая выраженность облигатных симптомов.

4 блок. Неспецифические дополнительные признаки

  • Страхи, нарушения сна, агрессивность, нанесение самоповреждений. Данные симптомы не являются определяющими для РАС, но в той или иной степени, как правило, присутствуют в клинической картине и могут существенно влиять на тяжесть психического состояния ребенка, отягощая выраженность облигатных симптомов.
4 блок включает в себя 3 субшкалы:   - наличие страхов  - нарушения сна - агрессия и самоагрессия

4 блок включает в себя 3 субшкалы:

  • - наличие страхов
  • - нарушения сна
  • - агрессия и самоагрессия
Пример: 1 субшкала «Нарушения коммуникации»  -Не отвечает на приветствие,  - уклоняется от глазного контакта (отводит взгляд),  - игнорирует присутствие взрослого, для того, чтобы завладеть вниманием ребенка и привлечь его к общению требуются интенсивные неоднократные попытки, - уклоняется от тактильного контакта,  - избегает контактов с ровесниками или стремится к ним, но не может включиться в игры, дети не хотят с ним играть.

Пример: 1 субшкала «Нарушения коммуникации»

  • -Не отвечает на приветствие,
  • - уклоняется от глазного контакта (отводит взгляд),
  • - игнорирует присутствие взрослого, для того, чтобы завладеть вниманием ребенка и привлечь его к общению требуются интенсивные неоднократные попытки,
  • - уклоняется от тактильного контакта,
  • - избегает контактов с ровесниками или стремится к ним, но не может включиться в игры, дети не хотят с ним играть.
2. Нарушения способности к совместной деятельности • Не старается подражать другим детям, • не может воспроизвести за взрослым простой рисунок–круг, треугольник, квадрат, • при попытке взрослого завести совместную игру– отвергает, • при выполнении заданий слабо опирается на образец, помощь, объяснение.

2. Нарушения способности к совместной деятельности

  • • Не старается подражать другим детям,
  • • не может воспроизвести за взрослым простой рисунок–круг, треугольник, квадрат,
  • • при попытке взрослого завести совместную игру– отвергает,
  • • при выполнении заданий слабо опирается на образец, помощь, объяснение.
3. Нарушения понимания социальных правил и ролей   • Обращается к взрослому на «ты», • в общественных местах может становиться избыточно возбужденным или, наоборот, скованным, испуганным, • может высказывать суждения, которые не подлежат огласке, • очень раним, крайне болезненно реагирует на критику в свой адрес, или, наоборот, не дает явной реакции ни на похвалу, ни на порицание. • не усваивает правил в играх.

3. Нарушения понимания социальных правил и ролей

  • • Обращается к взрослому на «ты»,
  • • в общественных местах может становиться избыточно возбужденным или, наоборот, скованным, испуганным,
  • • может высказывать суждения, которые не подлежат огласке,
  • • очень раним, крайне болезненно реагирует на критику в свой
  • адрес, или, наоборот, не дает явной реакции ни на похвалу,
  • ни на порицание.
  • • не усваивает правил в играх.
4. Нарушения структуры и развития речи.   • Редко использует местоимение «Я», может назвать себя в 3-м лице, • голос с особыми интонациями, или монотонный, «механический», • имеются эхолалии, • речь изобилует штампами и цитатами, • ребенок иногда может дословно воспроизводить ранее услышанное, чаще без связи с текущей ситуацией.

4. Нарушения структуры и развития речи.

  • • Редко использует местоимение «Я», может назвать себя в 3-м лице,
  • • голос с особыми интонациями, или монотонный, «механический»,
  • • имеются эхолалии,
  • • речь изобилует штампами и цитатами,
  • • ребенок иногда может дословно воспроизводить ранее услышанное, чаще без связи с текущей ситуацией.
5. Нарушения диалога.   • На вопросы отвечает «мимо», «невпопад», не по существу, • не может первым вступить в общение со сверстником, • предпочитает говорить только на темы, интересующие его самого, но не интересные окружающим, речь звучит в виде монолога, • не использует выразительные жесты и мимические движения, • не выстраивает ролевые игры, предполагающие диалог.

5. Нарушения диалога.

  • • На вопросы отвечает «мимо», «невпопад», не по существу,
  • • не может первым вступить в общение со сверстником,
  • • предпочитает говорить только на темы, интересующие его
  • самого, но не интересные окружающим, речь звучит в виде монолога,
  • • не использует выразительные жесты и мимические движения,
  • • не выстраивает ролевые игры, предполагающие диалог.
6. Адаптация к переменам.   • Стремится устанавливать жесткий, раз и навсегда, установленный порядок жизни и деятельности, школьных занятий, быта, • с трудом переключается с одного задания на другое, резко реагирует на необходимость смены педагога, • имеет однообразные пищевые пристрастия, • отказывается надевать новую одежду

6. Адаптация к переменам.

  • • Стремится устанавливать жесткий, раз и навсегда, установленный порядок жизни и деятельности, школьных занятий, быта,
  • • с трудом переключается с одного задания на другое, резко
  • реагирует на необходимость смены педагога,
  • • имеет однообразные пищевые пристрастия,
  • • отказывается надевать новую одежду
7. Наличие стереотипных форм деятельности.   • Есть привязанность к определенной игрушке, предмету, • предпочитает игры однообразного содержания, • имеет стойкие стереотипные интересы, например, к датам, маршрутам или расписанию транспорта, планетам, географическим картам, компьютеру, маркам машин и т.д.

7. Наличие стереотипных форм деятельности.

  • • Есть привязанность к определенной игрушке, предмету,
  • • предпочитает игры однообразного содержания,
  • • имеет стойкие стереотипные интересы, например, к датам,
  • маршрутам или расписанию транспорта, планетам, географическим картам, компьютеру, маркам машин и т.д.
8. Наличие страхов.   • Есть страхи, связанные с реальностью (тех явлений, которые когда-то испугали ребенка)– грозы, собак, воды и.т.д., • есть страх выдуманных персонажей, • есть страх бытовых приборов, • страхи мешают ребенку быть самостоятельным, чувствует себя спокойно только в присутствии взрослых.

8. Наличие страхов.

  • • Есть страхи, связанные с реальностью (тех явлений, которые
  • когда-то испугали ребенка)– грозы, собак, воды и.т.д.,
  • • есть страх выдуманных персонажей,
  • • есть страх бытовых приборов,
  • • страхи мешают ребенку быть самостоятельным, чувствует себя спокойно только в присутствии взрослых.
9. Нарушения сна.   • Длительно не может заснуть, • засыпает только в присутствии родителей, • по ночам часто пробуждается, • сноговорение, снохождение, скрип зубами.

9. Нарушения сна.

  • • Длительно не может заснуть,
  • • засыпает только в присутствии родителей,
  • • по ночам часто пробуждается,
  • • сноговорение, снохождение, скрип зубами.
10. Агрессия и самоагрессия.   • Стремление нанести вред себе или другому лицу, • физически, • словесно, • прямо– по отношению к объекту агрессии, • косвенно– стремление провоцировать конфликты среди детей, злые шутки, д оносы.

10. Агрессия и самоагрессия.

  • • Стремление нанести вред себе или другому лицу,
  • • физически,
  • • словесно,
  • • прямо– по отношению к объекту агрессии,
  • • косвенно– стремление провоцировать конфликты среди детей, злые шутки, д оносы.
Оценка показателей субшкал По каждой субшкале предусмотрена оценка в баллах от 1 до 4-х,результаты субшкал суммируются. Состояние ребенка может быть отражено как суммарным баллом, так и оценкой по каждой субшкале, если исследователя интересует степень выраженности каждого симптома. 1 балл – варианты нормы  1,5 балла – недостаточно очевидная патология, но есть отдельные настораживающие проявления.  2 балла – определенно заметная патология, но слабой степени выраженности.  2,5 балла – степень от слабой до умеренной.  3 балла – патология умеренной степени выраженности  3,5 балла – патологические проявления не достигают максимальной степени выраженности, но приближаются к ней. 4 балла – тяжелые патологические проявления.

Оценка показателей субшкал

  • По каждой субшкале предусмотрена оценка в баллах от 1 до 4-х,результаты субшкал суммируются. Состояние ребенка может быть отражено как суммарным баллом, так и оценкой по каждой субшкале, если исследователя интересует степень выраженности каждого симптома.
  • 1 балл – варианты нормы
  • 1,5 балла – недостаточно очевидная патология, но есть отдельные настораживающие проявления.
  • 2 балла – определенно заметная патология, но слабой степени выраженности.
  • 2,5 балла – степень от слабой до умеренной.
  • 3 балла – патология умеренной степени выраженности
  • 3,5 балла – патологические проявления не достигают максимальной степени выраженности, но приближаются к ней.
  • 4 балла – тяжелые патологические проявления.
Критерии оценки ( интерпретация результатов) До 16 баллов – признаки синдрома аутизма отсутствуют  16,5-20 баллов – слабая степень выраженности синдрома аутизма 20,5-28 баллов – умеренная степень выраженности синдрома аутизма 24,5-28 баллов – сильная степень выраженности синдрома аутизма  28,5-40 баллов – тяжелая степень выраженности синдрома аутизма

Критерии оценки ( интерпретация результатов)

  • До 16 баллов – признаки синдрома аутизма отсутствуют
  • 16,5-20 баллов – слабая степень выраженности синдрома аутизма
  • 20,5-28 баллов – умеренная степень выраженности синдрома аутизма
  • 24,5-28 баллов – сильная степень выраженности синдрома аутизма
  • 28,5-40 баллов – тяжелая степень выраженности синдрома аутизма


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!