Экологическая олимпиада 10 класс
Задание № 1 Определите правильность каждого утверждения словами «да» или «нет». За каждый правильный ответ 2 балл, максимальный балл – 20.
1. Экологические ниши совместно живущих видов могут частично перекрываться, а иногда совпадают полностью.
2. Виду свойственна только одна определённая ниша независимо от его обитания и географического района.
3. Организмы с широким диапазоном толерантности, как правило, имеют больше шансов в борьбе за существование.
4. Предел плотности популяции определяется количеством самого дефицитного ресурса.
5. Каждая популяция имеет чётко очерченные границы.
6.Поселение крыс и мышей в домах было вызвано разрушением их естественных местообитаний человеком.
7. Территориальное поведение у животных – способ регуляции численности популяции.
8. Организмы двух видов одинаково реагируют на повышение плотности их популяции.
9. В экосистеме биогенные элементы могут быть использованы лишь однократно.
10. Абсолютная тишина благотворно сказывается на самочувствии человека.
Задание № 2 Выберите 1 правильный ответ. Максимальное количество баллов 40
1. Что способствовало сохранению и расцвету сумчатых млекопитающих в Австралии?
1) подкармливание их человеком 2) обилие травоядных животных
3) отсутствие плацентарных млекопитающих 4) произрастание эвкалиптов
2. В агроценозах и естественных биогеоценозах
1) отсутствуют хищники и паразиты 2) круговорот веществ незамкнутый
3) биомасса продуцентов преобладает над биомассой консументов
4) сапротрофные организмы отсутствуют
3. Почему отвалы грунта, образовавшиеся при добыче полезных ископаемых, длительное время не зарастают растительностью?
1) в них отсутствует вода 2) на них не сформировалась почва
3) они не посещаются животными 4) в них отсутствуют цианобактерии
4. Какую пользу извлекают грибы подберёзовики из взаимоотношений
с корнями берёзы?
1) используют созданные берёзой органические вещества
2) поглощают воду и минеральные вещества из корней берёзы
3) корни облегчают проникновение гифов в глубь почвы 4) облегчается вегетативное размножение гриба
5. Природные водоёмы, загрязнённые азотистыми минеральными удобрениями, характеризуются обилием
1) сине-зелёных (цианобактерий) 2) простейших 3) клубеньковых бактерий 4) бурых водорослей
6. Растительноядные позвоночные животные в цепи питания играют роль
1) конечного звена цепи 2) разрушителей органических веществ
3) начального звена цепи 4) потребителей органических веществ
7. «Парниковый эффект» связан с накоплением в атмосфере Земли
1) углекислого газа 2) кислорода 3) азота 4) инертных газов
8. Паразитические растения и животные выполняют в экосистеме роль
1) продуцентов 2) потребителей 3) разрушителей веществ 4) симбиотических организмов
9. Факторы, определяющие пределы выживаемости вида, называют
1) абиотическими 2) антропогенными 3) оптимальными 4) ограничивающими
10. Атмосферный азот включается в круговорот благодаря жизнедеятельности
1) дрожжевых грибов 2) клубеньковых бактерий
3) молочнокислых бактерий 4) плесневых грибов
11. Воздействие человека на жизнь любой экосистемы – пример фактора
1) абиотического 2) биотического 3) ограничивающего 4) антропогенного
12. Организмы в процессе жизнедеятельности постоянно изменяют среду своего обитания, что способствует
1) круговороту веществ 2) саморазвитию экосистем
3) размножению организмов 4) росту и развитию организмов
13. Круговорот веществ в биосфере начинается с использования энергии
1) солнечного света 2) молекул АТФ 3) аденозинтрифосфорной кислоты 4) оксида углерода
14. Какие взаимоотношения в биоценозе степи характерны для диких копытных животных разных видов?
1) хищничество 2) конкуренция 3) симбиоз 4) нейтрализм
15. Консументы в биогеоценозе
1) потребляют готовые органические вещества 2) осуществляют первичный синтез углеводов
3) разлагают остатки органических веществ 4) преобразуют солнечную энергию
16. Образование залежей каменного угля связано преимущественно с вымиранием древних
1) моховидных 2) папоротникообразных 3) голосеменных 4) покрытосеменных
17. Окислительно-восстановительная функция растений в биосфере проявляется в их способности
1) использовать энергию солнечного света 2) накапливать в организме определенные элементы
3) разрушать горные породы 4) поглощать воду и минеральные соли из почвы
18. Укажите абиотический фактор, необходимый для жизни растений.
1) наличие углекислого газа в атмосфере 2) внесение человеком минеральных удобрений
3) наличие в экосистеме консументов 4) конкуренция между соснами за свет
19. В скверах вблизи крупных магистралей городов листовой опад осенью сгребают и вывозят, так как опавшие листья
1) накапливают свинец 2) не подвергаются гниению
3) ухудшают освещенность почвы 4) препятствуют доступу воздуха к корням
20. В биосфере биомасса животных
1) во много раз превышает биомассу растений 2) равна биомассе растений
3) во много раз меньше биомассы растений 4) не зависит от биомассы растений
21. Животное, внесённое в Красную книгу Ставропольского края
1) пеструшка степная 2) заяц-русак 3) ласка 4) волк
22. Симбиотические отношения – это пример фактора
1) абиотического 2) антропогенного 3) ограничивающего 4) биотического
23. Сигналом к наступлению сезонных явлений в жизни птиц служит изменение
1) температуры окружающей среды 2) атмосферного давления
3) длины светового дня 4) влажности воздуха
24. Заказник, находящийся на территории Ставропольского края
1) Баджальский 2) Белоозёрский 3) Дюна 4) Ингушский
25. К лекарственным растения Ставропольского края относится
1) марьянник 2) ромашка аптечная 3) амброзия 4) тимофеевка луговая
26. Процесс, обеспечивающий сохранение равновесия в экосистеме, называют
1) обменом веществ 2) саморегуляцией
3) превращением энергии 4) биогенной миграцией атомов
27. Взаимовыгодное существование бобовых растений и клубеньковых бактерий представляет собой
1) микоризу 2) квартиранство 3) симбиоз 4) конкуренцию
28. Многократное использование поступивших из окружающей среды веществ, их последовательное превращение продуцентами, консументами, редуцентами называют
1) круговоротом веществ 2) сетями питания 3) экологической пирамидой 4) саморегуляцией
29. Причиной глобального экологического кризиса в настоящую эпоху можно считать
1) перевыпас скота на пастбищах 2) вулканическую деятельность
3) сокращение биоразнообразия планеты 4) разливы рек при половодье
30. Энергия, необходимая для круговорота веществ, вовлекается из космоса
1) растениями в процессе фотосинтеза 2) гнилостными бактериями
3) клубеньковыми бактериями 4) организмами гетеротрофами
31. Агроэкосистемы менее устойчивы, чем экосистемы, так как в них
1) нет продуцентов и редуцентов 2) ограниченный видовой состав растений
3) животные занимают первый трофический уровень
4) замкнутый круговорот веществ и превращения энергии
32. Заказник, находящийся на территории Ставропольского края
1) Баджальский 2) Белоозёрский 3) Русский лес 4) Ингушский
33. Конкурентные отношения в биоценозе возникают между
1) хищниками и жертвами 2) паразитами и хозяевами
3) морскими и пресноводными организмами 4) видами со сходными потребностями
34. С целью защиты окружающей среды от загрязнения
1) создают ботанические сады 2) создают национальные парки
3) ограничивают добычу биологических ресурсов 4) внедряют малоотходные и безотходные технологии
35. Деятельность каких организмов способствует возвращению фосфора и серы в почву?
1) почвенных насекомых 2) бобовых растений 3) почвенных бактерий 4) растительноядных животных
36. Границы биосферы определяются
1) условиями, непригодными для жизни 2) колебаниями положительных температур
3) количеством выпадающих осадков 4) облачностью атмосферы
37. Определите, какое животное надо включить в пищевую цепь: злаки → ? → уж → коршун
1) лягушка 2) ёж 3) мышь 4) жаворонок
38. Организмы в экосистеме изменяют среду обитания, создавая тем самым условия для
1) сезонных изменений 2) естественной смены сообщества
3) действия массового отбора 4) возникновения мутаций
39. Какие организмы можно отнести к группе продуцентов?
1) зелёные растения 2) плесневые грибы
3) растительноядные животные 4) болезнетворные прокариоты
40. К биотическим факторам среды относят
1) создание заповедников 2) разлив рек при половодье
3) обгрызание зайцами коры деревьев 4) поднятие грунтовых вод
Задание № 3 Установите соответствие между предложенными понятиями. За каждый правильный ответ 1 балл. Максимальный балл – 5
ЖИВОТНОЕ РОЛЬ В БИОГЕОЦЕНОЗЕ
А) кедровка 1) консумент 1 порядка
Б) ястреб-тетеревятник 2) консумент 2 порядка
В) обыкновенная лисица
Г) благородный олень
Д) обыкновенная белка
Задание № 4 Выберите 1 правильный ответ из 4 возможных и письменно обоснуйте. Верный ответ - 1 балл, частичное обоснование – 2 балла, правильный и полный ответ – 3 балла (максимальный балл – 3).
Самовосстановлении елового леса после пожара
1) невозможно 2) возможно 3) возможно частично 4) восстановится только с помощью человека
Задание № 5 Выберите 1 правильный ответ из 4 возможных и письменно обоснуйте. Верный ответ - 1 балл, частичное обоснование – 2 балла, правильный и полный ответ – 3 балла. Обоснуйте неправильные или ошибочные остальные 3 ответа. Максимальный балл – 12.
Начальным звеном круговорота веществ и превращения энергии в экосистеме считаются
1) растения 2) животные 3) бактерии 4) солнечный свет