СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Школьный этап Всероссийской олимпиады по экологии в 10 классе 2017 год

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уважаемые коллеги, предлагаю олимпиаду по экологии в 10 классе. Здесь же есть ключи для проверки заданий  в 10 и 11 классах. Использованы материалы ФИПИ , блок "Экосистемы и присущие им закономерности". Данную олимпиаду можно импользовать для подготовки к ЕГЭ по биологии.

Просмотр содержимого документа
«Олимпиада по эко 10»

Экологическая олимпиада 10 класс

Задание № 1 Определите правильность каждого утверждения словами «да» или «нет». За каждый правильный ответ 2 балл, максимальный балл – 20.

1. Экологические ниши совместно живущих видов могут частично перекрываться, а иногда совпадают полностью.

2. Виду свойственна только одна определённая ниша независимо от его обитания и географического района.

3. Организмы с широким диапазоном толерантности, как правило, имеют больше шансов в борьбе за существование.

4. Предел плотности популяции определяется количеством самого дефицитного ресурса.

5. Каждая популяция имеет чётко очерченные границы.

6.Поселение крыс и мышей в домах было вызвано разрушением их естественных местообитаний человеком.

7. Территориальное поведение у животных – способ регуляции численности популяции.

8. Организмы двух видов одинаково реагируют на повышение плотности их популяции.

9. В экосистеме биогенные элементы могут быть использованы лишь однократно.

10. Абсолютная тишина благотворно сказывается на самочувствии человека.


Задание № 2 Выберите 1 правильный ответ. Максимальное количество баллов 40


1. Что способствовало сохранению и расцвету сумчатых млекопитающих в Австралии?

1) подкармливание их человеком 2) обилие травоядных животных

3) отсутствие плацентарных млекопитающих 4) произрастание эвкалиптов

2. В агроценозах и естественных биогеоценозах

1) отсутствуют хищники и паразиты 2) круговорот веществ незамкнутый

3) биомасса продуцентов преобладает над биомассой консументов

4) сапротрофные организмы отсутствуют

3. Почему отвалы грунта, образовавшиеся при добыче полезных ископаемых, длительное время не зарастают растительностью?

1) в них отсутствует вода 2) на них не сформировалась почва

3) они не посещаются животными 4) в них отсутствуют цианобактерии

4. Какую пользу извлекают грибы подберёзовики из взаимоотношений

с корнями берёзы?

1) используют созданные берёзой органические вещества

2) поглощают воду и минеральные вещества из корней берёзы

3) корни облегчают проникновение гифов в глубь почвы 4) облегчается вегетативное размножение гриба

5. Природные водоёмы, загрязнённые азотистыми минеральными удобрениями, характеризуются обилием

1) сине-зелёных (цианобактерий) 2) простейших 3) клубеньковых бактерий 4) бурых водорослей

6. Растительноядные позвоночные животные в цепи питания играют роль

1) конечного звена цепи 2) разрушителей органических веществ

3) начального звена цепи 4) потребителей органических веществ

7. «Парниковый эффект» связан с накоплением в атмосфере Земли

1) углекислого газа 2) кислорода 3) азота 4) инертных газов

8. Паразитические растения и животные выполняют в экосистеме роль

1) продуцентов 2) потребителей 3) разрушителей веществ 4) симбиотических организмов

9. Факторы, определяющие пределы выживаемости вида, называют

1) абиотическими 2) антропогенными 3) оптимальными 4) ограничивающими

10. Атмосферный азот включается в круговорот благодаря жизнедеятельности

1) дрожжевых грибов 2) клубеньковых бактерий

3) молочнокислых бактерий 4) плесневых грибов

11. Воздействие человека на жизнь любой экосистемы – пример фактора

1) абиотического 2) биотического 3) ограничивающего 4) антропогенного

12. Организмы в процессе жизнедеятельности постоянно изменяют среду своего обитания, что способствует

1) круговороту веществ 2) саморазвитию экосистем

3) размножению организмов 4) росту и развитию организмов

13. Круговорот веществ в биосфере начинается с использования энергии

1) солнечного света 2) молекул АТФ 3) аденозинтрифосфорной кислоты 4) оксида углерода

14. Какие взаимоотношения в биоценозе степи характерны для диких копытных животных разных видов?

1) хищничество 2) конкуренция 3) симбиоз 4) нейтрализм

15. Консументы в биогеоценозе

1) потребляют готовые органические вещества 2) осуществляют первичный синтез углеводов

3) разлагают остатки органических веществ 4) преобразуют солнечную энергию

16. Образование залежей каменного угля связано преимущественно с вымиранием древних

1) моховидных 2) папоротникообразных 3) голосеменных 4) покрытосеменных

17. Окислительно-восстановительная функция растений в биосфере проявляется в их способности

1) использовать энергию солнечного света 2) накапливать в организме определенные элементы

3) разрушать горные породы 4) поглощать воду и минеральные соли из почвы

18. Укажите абиотический фактор, необходимый для жизни растений.

1) наличие углекислого газа в атмосфере 2) внесение человеком минеральных удобрений

3) наличие в экосистеме консументов 4) конкуренция между соснами за свет

19. В скверах вблизи крупных магистралей городов листовой опад осенью сгребают и вывозят, так как опавшие листья

1) накапливают свинец 2) не подвергаются гниению

3) ухудшают освещенность почвы 4) препятствуют доступу воздуха к корням

20. В биосфере биомасса животных

1) во много раз превышает биомассу растений 2) равна биомассе растений

3) во много раз меньше биомассы растений 4) не зависит от биомассы растений

21. Животное, внесённое в Красную книгу Ставропольского края

1) пеструшка степная 2) заяц-русак 3) ласка 4) волк

22. Симбиотические отношения – это пример фактора

1) абиотического 2) антропогенного 3) ограничивающего 4) биотического

23. Сигналом к наступлению сезонных явлений в жизни птиц служит изменение

1) температуры окружающей среды 2) атмосферного давления

3) длины светового дня 4) влажности воздуха

24. Заказник, находящийся на территории Ставропольского края

1) Баджальский 2) Белоозёрский 3) Дюна 4) Ингушский

25. К лекарственным растения Ставропольского края относится

1) марьянник 2) ромашка аптечная 3) амброзия 4) тимофеевка луговая

26. Процесс, обеспечивающий сохранение равновесия в экосистеме, называют

1) обменом веществ 2) саморегуляцией

3) превращением энергии 4) биогенной миграцией атомов

27. Взаимовыгодное существование бобовых растений и клубеньковых бактерий представляет собой

1) микоризу 2) квартиранство 3) симбиоз 4) конкуренцию

28. Многократное использование поступивших из окружающей среды веществ, их последовательное превращение продуцентами, консументами, редуцентами называют

1) круговоротом веществ 2) сетями питания 3) экологической пирамидой 4) саморегуляцией

29. Причиной глобального экологического кризиса в настоящую эпоху можно считать

1) перевыпас скота на пастбищах 2) вулканическую деятельность

3) сокращение биоразнообразия планеты 4) разливы рек при половодье

30. Энергия, необходимая для круговорота веществ, вовлекается из космоса

1) растениями в процессе фотосинтеза 2) гнилостными бактериями

3) клубеньковыми бактериями 4) организмами гетеротрофами

31. Агроэкосистемы менее устойчивы, чем экосистемы, так как в них

1) нет продуцентов и редуцентов 2) ограниченный видовой состав растений

3) животные занимают первый трофический уровень

4) замкнутый круговорот веществ и превращения энергии

32. Заказник, находящийся на территории Ставропольского края

1) Баджальский 2) Белоозёрский 3) Русский лес 4) Ингушский

33. Конкурентные отношения в биоценозе возникают между

1) хищниками и жертвами 2) паразитами и хозяевами

3) морскими и пресноводными организмами 4) видами со сходными потребностями

34. С целью защиты окружающей среды от загрязнения

1) создают ботанические сады 2) создают национальные парки

3) ограничивают добычу биологических ресурсов 4) внедряют малоотходные и безотходные технологии

35. Деятельность каких организмов способствует возвращению фосфора и серы в почву?

1) почвенных насекомых 2) бобовых растений 3) почвенных бактерий 4) растительноядных животных

36. Границы биосферы определяются

1) условиями, непригодными для жизни 2) колебаниями положительных температур

3) количеством выпадающих осадков 4) облачностью атмосферы

37. Определите, какое животное надо включить в пищевую цепь: злаки → ? → уж → коршун

1) лягушка 2) ёж 3) мышь 4) жаворонок

38. Организмы в экосистеме изменяют среду обитания, создавая тем самым условия для

1) сезонных изменений 2) естественной смены сообщества

3) действия массового отбора 4) возникновения мутаций


39. Какие организмы можно отнести к группе продуцентов?

1) зелёные растения 2) плесневые грибы

3) растительноядные животные 4) болезнетворные прокариоты

40. К биотическим факторам среды относят

1) создание заповедников 2) разлив рек при половодье

3) обгрызание зайцами коры деревьев 4) поднятие грунтовых вод


Задание № 3 Установите соответствие между предложенными понятиями. За каждый правильный ответ 1 балл. Максимальный балл – 5

ЖИВОТНОЕ РОЛЬ В БИОГЕОЦЕНОЗЕ

А) кедровка 1) консумент 1 порядка

Б) ястреб-тетеревятник 2) консумент 2 порядка

В) обыкновенная лисица

Г) благородный олень

Д) обыкновенная белка


Задание № 4 Выберите 1 правильный ответ из 4 возможных и письменно обоснуйте. Верный ответ - 1 балл, частичное обоснование – 2 балла, правильный и полный ответ – 3 балла (максимальный балл – 3).

Самовосстановлении елового леса после пожара

1) невозможно 2) возможно 3) возможно частично 4) восстановится только с помощью человека


Задание № 5 Выберите 1 правильный ответ из 4 возможных и письменно обоснуйте. Верный ответ - 1 балл, частичное обоснование – 2 балла, правильный и полный ответ – 3 балла. Обоснуйте неправильные или ошибочные остальные 3 ответа. Максимальный балл – 12.

Начальным звеном круговорота веществ и превращения энергии в экосистеме считаются

1) растения 2) животные 3) бактерии 4) солнечный свет










Просмотр содержимого документа
«Ответы био 10»

ОТВЕТЫ биология 10 КЛАСС

Максимальный балл - 80

Задание №1 Выберите на каждый вопрос один ответ, который вы считаете правильным. Около правильного ответа поставьте «+».

(1 балл за верный ответ, максимальное число баллов – 30.)

1.Путем деления не размножаются:

  1. Митохондрии

  2. Хлоропласты

  3. Бактерии

  4. Лизосомы +


  1. Гипофиз:

    1. Вырабатывает только тропные гормоны, которые стимулируют работу периферических желез внутренней секреции +

    2. Вырабатывает только ингибирующие гормоны, которые тормозят работу периферических желез внутренней секреции

    3. Вырабатывает тропные и ингибирующие гормоны, которые регулируют работу периферических желез внутренней секреции

    4. Посылает нервные импульсы по гипофизарным нервам ко всем периферическим железам внутренней секреции и тем самым регулирует их секреторную активность


  1. В какой части почки находятся Боуменовы капсулы:

    1. Лоханках

    2. Корковом слое +

    3. Мозговом слое

    4. Пирамидах


  1. К малокровию приводит недостаток витамина:

    1. А

    2. В1

    3. РР

    4. В12 +


  1. Генетическое значение оплодотворения заключается в том, что:

    1. Благодаря нему хромосомный набор вида удваивается

    2. Уменьшается число хромосом до гаплоидного числа

    3. Восстанавливается диплоидный набор хромосом +

    4. Наследственная информация передается дочерним клеткам без изменений


  1. Земноводные дышат при помощи...

  1. кожи

  2. лёгких и кожи +

  3. лёгких

  4. жабр и кожи


  1. Витамины необходимы организму человека потому, что они являются:

    1. Коферментами некоторых ферментов +

    2. Составными ДНК

    3. Составными некоторых углеводов

    4. Составными РНК


  1. В обмене углеводов в организме не участвует:

    1. Адреналин

    2. Инсулин

    3. Глюкагон

    4. Гастрин +


  1. Яблоко – плод

    1. Верхний, сочный, односемянный

    2. Нижний, сочный, односемянный

    3. Верхний, сочный, многосемянный

    4. Нижний, сочный, многосемянный +


  1. Возбуждение нервных клеток сопровождается:

    1. Выходом ионов Na+ из клетки наружу

    2. Выходом ионов Ca+ из клетки

    3. Выходом ионов Na+ наружу и вхождением К+ внутрь клетки

    4. Входом Na+ внутрь клетки и выходом К+ наружу +


  1. Зацветание некоторых растений только в условиях короткого дня представляет собой пример:

    1. Апикального доминирования

    2. Положительного фототропизма

    3. Отрицательного фототропизма

    4. Фотопериодизма +


  1. Внешние сходства, возникающие у представителей разных неродственных видов в результате сходного образа жизни, называют:

    1. Конвергенцией +

    2. Параллельной эволюцией

    3. Жизненной формой

    4. Морфологической адаптацией


  1. Можно считать, что львы и тигры находятся на одном и том же трофическом уровне, потому что и те другие:

    1. Поедают растительноядных животных +

    2. Параллельной эволюцией

    3. Жизненной формой

    4. Морфологической адаптацией


  1. Продуктивность кораллового рифа выше продуктивности большинства районов Мирового океана вблизи экватора, потому что коралловый риф получает больше:

    1. Солнечного света +

    2. Тепла

    3. Кислорода

    4. Элементов питания


  1. Без непосредственного участия ДНК происходит:

    1. Трансляция +

    2. Транскрипция

    3. Трансдукция

    4. Трансверсия


  1. Способностью фагоцитировать и убивать микробов обладают:

    1. Т-киллеры и макрофаги

    2. Т-киллеры, В-лимфоциты и макрофаги

    3. Т-лимфоциты и В-лимфоциты

    4. Макрофаги и нейтрофилы +


  1. Первичная структура белка формируется:

    1. На рибосомах +

    2. В цитоплазме

    3. На кладкой эндоплазматической сети

    4. В аппарате Гольджи


  1. Какая из названных форм изменчивости оказывает наиболее существенное влияние на ход эволюционного процесса:

    1. Сезонная

    2. Экологическая

    3. Географическая

    4. Мутационная +


  1. Автором "биогенетического закона" является:

    1. Грегор Мендель

    2. Томас Гексли

    3. Эрнст Геккель +

    4. Гуга де Фриз


  1. Инсулин вырабатывается:

    1. Альфа-клетками островков Лангерганса поджелудочной железы

    2. Бета-клетками островков Лангерганса поджелудочной железы+

    3. Д-клетками поджелудочной железы

    4. Другими клетками поджелудочной железы


  1. У земноводных зубы...

  1. имеются у многих видов +

  2. имеются только у хвостатых

  3. имеются только у бесхвостых

  4. отсутствуют у многих видов


  1. Гипоталамус находится в:

    1. Конечном мозге

    2. Промежуточном мозге +

    3. Среднем мозге

    4. Заднем мозге


  1. Задержка дыхания приводит к потере сознания. Если в основном условия нормальные, то это происходит в результате:

    1. Изменения концентрации СО2 в крови +

    2. Утраты эритроцитами гемоглобина

    3. Поражения легких

    4. Высокой потери О2 гемоглобином


  1. Общей тенденцией в эволюции насекомых является:

    1. Увеличением размеров

    2. Уменьшением размеров +

    3. У одних групп наблюдается тенденция к увеличению, а у других – к уменьшению размеров

    4. Размеры никак не связаны с процессом эволюции


  1. Чем отличаются половые клетки от остальных клеток организма?

    1. Подвижностью

    2. Наличием в цитоплазме повышенного количества лизосом

    3. Отрицательным хемотаксисом

    4. Гаплойдным набором хромосом +


  1. В ядре эукариотической клетки:
    а) большая часть ДНК кодирует белки;
    б) все белки являются гистонами;
    в) транскрипция ДНК происходит только в гетерохроматине; +
    г) ядерная ДНК кодирует синтез рибосомальной РНК


  1. Гемолимфа насекомых выполняет функции:

    1. Снабжения тканей и органов питательными веществами, резервирования питательных веществ в организме

    2. Выведения из гемоцеля конечных продуктов метаболизма и их экскреции в заднюю кишку

    3. Снабжение тканей и органов питательными веществами и транспорт конечных продуктов метаболизма +

    4. Снабжение тканей и органов кислородом и выведение из них углекислого газа


  1. Дрозд белобровик и певчий дрозд, обитающие в одном лесу, составляют:

    1. Одну популяцию одного вида

    2. Две популяции двух видов +

    3. Две популяции одного вида

    4. Одну популяцию разных видов



  1. Флоэма относится к ткани, которая является

    1. Образовательной

    2. Основной

    3. Проводящей +

    4. Механической


  1. Плод капусты

    1. Сухой односемянный

    2. Сочный многосемянный

    3. Сухой многосемянный +

    4. Сочный односемянный


Задание 2 включает вопросы с 4 вариантами ответа, из которых верными могут быть от 0 до 4 ответов. Выберите правильные ответы:

(2 балла за верный ответ, максимальное число баллов – 20)


1) Тучные клетки секретируют:

а) гистамин +

б) адреналин;

в) гепарин; +

г) коллаген.

2) В цикле Кребса образуется:

а) щавелевая кислота; +

б) глюкоза;

в) пировиноградная кислота;

г) молочная кислота.

3) Мозжечок хорошо развит у:

а) рыб и амфибий;

б) рыб и птиц; +

в) амфибий и рептилий;

г) птиц и млекопитающих +

4) Нерестится только один раз в жизни:

а) севрюга;

б) горбуша +

в) сардина;

г) речной угорь +

5) У дальневосточной мягкотелой черепахи (трионикса)
обитающей как в воде, так и на суше, газообмен может проходить через:

а) легкие +

б) кожу;

в) наружные жабры;

г) слизистую оболочку рта и глотки +


6). От общего предка ведут свое происхождение:

а) носороги +

б) бегемоты;

в) тапиры +

г) лошади +


7). В клетках бурых водорослей имеются пигменты:

а) хлорофилл а +

б) хлорофилл с +

в) каротин +

г) фукоксантин +


8). Аллантоис у амниот выполняет функции:

а) газообмена +

б) терморегуляции +

в) запасания воды;

г) накопления мочи +


9). В каких природных процессах принимают участие животные:

а) круговорот органического вещества +

б) породообразование +

в) изменение климата;

г) опыление растений +


10) Из перечисленных объектов экосистемой являются:

а) капля воды +

б) трухлявый пень +

в) сердечно-сосудистая система человека;

г) космический корабль;



Задание 3. Решите какие из суждений правильные, отметьте их знаком «+»:

(1 балл за верный ответ, максимальное число баллов – 15).


1. Семенники и яичники эмбрионов млекопитающих секретируют половые гормоны. +

2. Клетки центра голода менее чувствительны к недостатку глюкозы, чем все остальные клетки организма.

3. Эозинофилы относятся к мононуклеарным клеткам, а макрофаги к гранулоцитам.

4. Пептидная связь не является макроэргической. +

5. В клетках печени добавление глюкогона вызывает распад гликогена. +

6. Хищничество как правило полезно для популяции жертв. +

7. Эндосперм покрытосемянных растений является видоизмененным женским гаметофитом.

8. Все акулы являются исключительно морскими рыбами. +

9. Гаметы у мхов образуются в результате мейоза.

10. Эндоспоры являются способом размножения бактерий.

11. У папоротников сложные листья.

12. Дыхательный центр находится в гипоталамусе.

13. Удаление плодового тела трутовика со ствола дерева избавляет растение от паразита.

14. Гелеофиты являются экологической группой растений, которые растут в избытке солнечного света. +

15. Все прокариоты – микроорганизмы. +


Задание 4. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Количество баллов за каждый верный ответ 1, всего 15 баллов. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.

Задание 1.

Сопоставьте приведенную информацию и структуры растений, заполните таблицу:

1. регулируют в корнях горизонтальный ток минеральных веществ;

2. органеллы образующиеся в клетках растений в темноте;

3. обеспечивают основную механическую прочность голосемянных растений;

4. обеспечивают вертикальное передвижение воды по стеблю;


Структуры растений:

А. Трахеиды;

Б. Эпидерма;

В. Эндодерма;

Г. Смоляной ход;

Д. Сердцевинный луч;

Е. Лейкопласты;

Ж. Хлоропласты.


Информация


1

2

3

4

Структуры


В

Е

А

А



Задание 2

Соотнесите отделы ЦНС с центрами находящимися в них:

А. продолговатый мозг;

Б. кора больших полушарий;


1.зрительный центр;

2.центр речи;

3.центр слюноотделения;

4.центр слуха;

5.дыхательный центр;

6.сосудодвигательный центр.


1

2

3

4

5

6

Б

Б

А

Б

А

А


Задание 3

Соотнесите название ткани с тем местом в организме, где она преобладает:

А. эпителиальная;

Б. соединительная хрящевая;


              1. суставы;

              2. эпидермис кожи;

              3. межпозвоночные диски;

              4. внутренние стенки сосудов;

              5. слизистая носовой полости;


1

2

3

4

5

Б

А

Б

А

А











Просмотр содержимого документа
«Ответы эко 11»

Ответы по экологии 11 класс

Максимальный балл - 83


Задание № 1 Определите правильность каждого утверждения словами «да» или «нет». За каждый правильный ответ 2 балл, максимальный балл – 20.

1. Толерантность особи остаётся неизменной в течение всей жизни. -

2. Высокая специализация характерна только для организмов с короткой продолжительностью жизни. -

3. Любой экологический фактор имеет определённые пределы положительного влияния на живые организмы. +

4. Безграничный рост численности губителен для любой популяции, так как приводит к подрыву её жизнеобеспечения. +

5. Популяция однородна: составляющие её особи практически не отличаются друг от друга. -

6. Экологическая рождаемость зависит от абиотических факторов и состава популяции. +

7. Явление паразитизма широко распространено во всех царствах живой природы. +

8. В экосистеме биогенные элементы могут быть использованы лишь однократно. -

9. Значительная часть болезней человека связана с ухудшением экологической обстановки. +

10. Резкое перемещение в дальний часовой пояс приводит к сбою в биологических ритмах человека. +


Задание № 2 Выберите 1 правильный ответ. Максимальное количество баллов 40



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

ответ

2

2

3

4

3

2

2

3

2

1

2

4

3

1

1

1

1

3

4

3

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

Ответ

1

4

3

4

2

2

3

1

3

1

2

3

4

4

3

1

3

2

1

3


Задание № 3 Установите соответствие между предложенными понятиями. За каждый правильный ответ 1 балл. Максимальный балл – 5

А

Б

В

Г

Д

1

2

2

1

2


Задание № 4 Выберите 1 правильный ответ из 4 возможных и письменно обоснуйте. Верный ответ - 1 балл, частичное обоснование – 2 балла, правильный и полный ответ – 3 балла. Приведите ещё несколько причин – 3 балла. (максимальный балл – 6).

Какие биотические факторы могут привести к сокращению численности популяции белок?

1) увеличение численности глухаря 2) увеличение численности насекомых

3) увеличение численности мышей 4) неурожай семян ели

Обоснование: 1. Неурожай семян ели;

2) Увеличение численности хищников — лисиц, куниц;

3) Увеличение численности паразитов, болезнетворных микроорганизмов.


Задание № 5 Выберите 1 правильный ответ из 4 возможных и письменно обоснуйте. Верный ответ - 1 балл, частичное обоснование – 2 балла, правильный и полный ответ – 3 балла. Обоснуйте неправильные или ошибочные остальные 3 ответа. Максимальный балл – 12.

В небольшом водоеме, образовавшемся после разлива реки, обнаружены следующие организмы: инфузории-туфельки, дафнии, белые планарии, большой прудовик, циклопы, гидры. Можно ли этот водоём считать экосистемой?

1) можно 2) нет 3) можно частично 4) можно, если этот водоём не пересохнет некоторое время

Обоснование: Названный временный водоём нельзя назвать экосистемой, так как в нем:

1) отсутствуют продуценты;

2) отсутствуют редуценты;

3) отсутствует замкнутый круговорот веществ и нарушены цепи питания.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя