ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат № 11»
Школьный конкурс
«Лучший по профессии. Швея».
Учитель швейного дела: Чепелева М. П.
2017 год
Цель: стимулирование самопознания и профессионального самоопределения обучающихся.
Задачи:
образовательные:
познакомить обучающихся, воспитанников с историей возникновения профессии швея;
углублять и расширять представления обучающихся, воспитанников об элементарных видах деятельности людей этой профессии;
закрепить знания и умения, приобретенные в процессе обучения швейному делу;
коррекционно-развивающие:
развивать творческую активность, мыслительную деятельность, психические функции обучающихся, воспитанников (память, мышление, внимание и восприятие);
воспитательные:
Форма проведения: конкурс профессионального мастерства «Лучший по профессии» для учащихся 6, 8 и 9 классов.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, компьютерная презентация, швейные машины, карточки с заданиями.
Материалы: дидактический материал, карандаши, клей, ножницы.
Организационный момент.
СЛАЙД 1
Учитель. Ребята, на уроках швейного дела, вы учитесь выполнять разнообразные операции, делать несложный ремонт одежды, шить фартуки, ночные сорочки и другие простейшие изделия. Пройдет время и вам придётся выбирать профессию. Их существует большое множество, но мы будем говорить только об одной.
Сообщение темы, цели и задач занятия.
Учитель. Чтобы понять, о какой профессии сегодня пойдет речь, я предлагаю выполнить небольшое задание:
СЛАЙД 2
Учитель. Вставьте пропущенную профессию в русские пословицы.
Без топора не плотник, без иглы не … (портной).
Шить не будешь - … (портным) не станешь.
Всякий … (портной) на свой покрой.
СЛАЙД 3
Учитель. Правильно. Сегодня мы с вами будем говорить о профессии портниха или швея. Мы познакомимся с историей возникновения профессии, закрепим знания и умения, полученные вами в процессе обучения швейному делу.
Основная часть.
Учитель. Без этой профессии нам не обойтись. О чудесных женских руках, способных создавать дивные вещи, слагают даже легенды. Эта профессия появилась очень давно и сейчас девочки познакомят нас с историей возникновения профессии швея.
Из истории профессии швея.
1 ученица:
Из любопытства зададим вопрос:
- Когда родилось ремесло портного?
Ответ окажется совсем не прост –
- Источников найдем не так уж много.
СЛАЙД 4
Но, обратясь к истории, придем
К совсем простой логической развязке,
Что человек, прикрывшись фиговым листом,
Уж думал о набедренной повязке.
СЛАЙД 5
В повязке хорошо, но жизнь идет,
Настали холода, льды заняли полсуши.
Прогресс опять продвинулся вперед
И людям шкуры согревали души.
2 ученица.
СЛАЙД 6
Прошли еще десятки, сотни лет,
Оделись в тоги, туники, хламиды.
И появилось ремесло на свет,
Нам без которого не обойтись и ныне.
СЛАЙД 7
Профессия портных почетна и важна,
К ним короли и графы обращались
И с ними мода в нашу жизнь вошла,
И мы с тех пор со шкурами расстались
СЛАЙД 8
3 ученица. Со временем появляются новые ткани, новые технологии и, естественно, к одежде, её пошиву предъявляются уже более серьёзные требования, которые способен удовлетворить только опытный мастер. Первая швейная фабрика появляется в 19 столетии — именно тогда профессия швеи становится востребованной. На фабриках большими потоками выпускали разнообразную одежду, постельное белье и т.д.
СЛАЙД 9
4 ученица. Кому не хочется выглядеть красиво, модно и элегантно? Эту задачу может решить профессиональная швея. Именно им, «повелительницам иголок», мы обязаны своими любимыми брюками, роскошными платьями, строгими блузами и… список этот может быть бесконечным. С этой задачей может справиться профессиональная швея (портной).
СЛАЙД 10
5 ученица. Разноцветный и богатый мир, в котором живёт и правит швея — это всевозможные ткани, кожа, нитки, пуговицы, лекала, воланы и рюшки. Собрав воедино все эти элементы, швея предоставит нам удобный или, напротив, экстравагантный наряд.
6 ученица. Стоит ей сесть за швейную машину, как на свет появляются красивые и практичные вещи, без которых нельзя представить нашу жизнь.
Учитель. Одежда, созданная мастером швейного дела, не только украшает человека, но и создает хорошее настроение. Сшитая вещь должна быть не только красивой, но и практичной.
Профессия портного всегда считалась престижной. Нам известны имена великих портных –
СЛАЙД 11
Пьер Карден,
СЛАЙД 12
Габриель (Коко) Шанель,
СЛАЙД 13
Валентин Юдашкин,
СЛАЙД 14
Вячеслав Зайцев.
Учитель. Они создали моду от «кутюр» (высокое шитье), моду, созданную элитой и для элиты. Сейчас, когда одеваться модно имеют возможность немногие, умение шить вам очень пригодится.
СЛАЙД 15
Учитель. Ребята, вы тоже учитесь такому прекрасному ремеслу - шитью.
Творческая часть конкурса.
Учитель. Дорогие друзья, конкурс «Лучший по профессии. Швея» начинается!
СЛАЙД 16
ФАНФАРЫ
СЛАЙД 17
7 ученица. Добрый день, уважаемое жюри и участники конкурса!
8 ученица. Вас приветствуют участники школьного конкурса «Лучший по профессии. Швея»
9 ученица. И вашему вниманию представляем презентацию профессии «Портной (швея)»
СЛАЙД 18
1 ученица.
Руки швеи прославляют поэты.
Ткань шелестит и машинка жужжит,
День для швеи пролетит незаметно,
Любит она моделировать, шить.
Детские платья, рубашки мужские,
Рюши, оборки, карманы, манжет, -
Сделают руки швеи золотые,
Непостижимых работ для них нет.
С гордостью швеи с работы шагают:
Юбки, костюмы, плащи и жакет, -
Люди нарядные их окружают,
Эти изделия, словно привет
Швеям за их неустанную службу,
За непрерывный фантазии взлет.
Их мастерство будет важным и нужным,
Славу заслужит, признанье, почет.
СЛАЙД 19
Учащиеся 6 класса. Сценка про швею.
(Декорации квартиры. Вся семья в сборе для проведения семейного совета)
Папа:
-Товарищи, товарищи!
Задачка есть у нас:
Заканчивает доченька 9 класс!
Мама:
- Сегодня будем мы решать,
Куда нам Таню отправлять.
Станешь, Таня, ты врачом!
Папа:
- Поваром!
Брат:
-Учителем!
Таня:
-А меня, мои родные, спросить вы не хотите ли?
Я умею шить немножко.
Сшила сарафан для кошки,
Только Дашка одеваться
Не желает: то кусаться, то царапать начинает!
Я тогда собачке Жучке
Сшила тепленькие брючки-
Хороши и цвет, и рост,
Только жаль, мешает хвост!
Жучка волком завывает,
А штаны не надевает!
Я расстроилась, друзья!
И тогда решила: я
Буду шить для куклы Нинки
Платья, кофточки, косынки…
Кукла – модница! Она
Оценила труд сполна!
Так что, милые друзья,
Стать швеей мечтаю я!
Мама:
- И правда! Шить уметь должна девчонка,
Да и мальчику под стать,
Знать, как держится иголка
И пришить заплатку как!
Бабушка:
- Ниточки, иголочки, тесемочки, булавки!
Все у швеи в руках кипит, когда дела свои творит!
Папа:
- Шить учись, моя Татьяна!
Будь усердна и упряма!
Шов клади, как борозду,
На иглу накинь узду,
Подчини себе машинку!
Станешь лучшим кутюрье,
Будешь шить себе и мне!
Хором:
- Согласилась вся семья:
Будет Танечка швея!
СЛАЙД 20
Учащиеся 9 класса. Песня про швею.
В мире моды жизнь прекрасна, это я вам заявляю.
Одевать людей красиво с каждым годом всё трудней.
Хорошо тому, кто знает как важна, необходима
Роль портного на планете для больших и для детей.
Припев:
А мы людей красиво и модно одеваем.
Подруги наши в мире все признаны давно.
А я швея сегодня и это не скрываю.
Ведь путь свой этот с детства
Я выбрала давно. 2 раза
Приглашаем к нам учиться, здесь уютно и просторно.
Вам подскажут и научат и помогут в трудный час.
Выбор сделать очень важно и пусть сердце вам подскажет,
Что сегодня этот выбор оно сделает для вас.
Припев:
А мы людей красиво и модно одеваем.
Модели наши в мире все признаны давно.
А я швея сегодня и это не скрываю.
Ведь путь свой этот с детства
Я выбрала давно. 2 раза
СЛАЙД 21
Фоновая музыка
Ученица. Личные качества швеи (каждый участник демонстрирует табличку соответствующую словам).
Ученица (выход с сердцем). Главное для швеи «ДОБРОЕ СЕРДЦЕ» и тогда одежда, которую она сошьёт, будет приносить человеку ДОБРО и РАДОСТЬ.
СДАЙД 22
Все участники (поет ученица).
(Выход девчонок с танцевальными движениями)
Про швею сегодня мы вам рассказали
О профессии хорошей вы узнали
Стать швеёй почётно знают даже дети
Всё пошьёт швея и будут все одеты. 2 раза
Узелок завяжется, узелок развяжется
Пусть профессия швеи лучше всех покажется. 2 раза
СЛАЙД 23
Теоретическая часть конкурса.
Учитель. Молодцы, ребята. Все выступили очень хорошо. А сейчас я раздаю вам листы с заданиями.
Выдаются листы с заданиями.
Учитель. По моему сигналу начинаем выполнять их. На это вам отводится 30 минут.
Итак приготовились, внимание, начали.
Выполняется теоретическая часть конкурса.
Учитель. Итак, теоретическая часть конкурса закончена. Жюри будет подводить итоги. А в это время вы будете выполнять практическую работу.
СЛАЙД 24
Практическая работа.
Учитель. Приступая к работе, швея должна соблюдать правила техники безопасности. Предлагаю их вспомнить, а затем приступить к выполнению практического задания.
Беседа по ТБ.
Требования безопасности перед началом работы.
Надеть спецодежду, волосы убрать под косынку.
Требования безопасности при работе с иглой:
Хранить иголки и булавки в определенном месте (подушечке, специальной коробке и пр.), не оставлять их на рабочем месте.
Не пользоваться при работе ржавыми иголками и булавки, ни в коем случае не брать иголки и булавки в рот.
Шить иголками только с наперстком.
Выкройки к ткани прикреплять острыми концами булавок в направлении от себя.
Ножницы хранить в определенном месте, класть их сомкнутыми острыми концами от себя, передавать друг другу ручками вперед.
Не откусывать нитки зубами, а отрезать их ножницами.
Требования безопасности при работе на бытовой швейной машине:
Не наклоняться близко к движущимся частям швейной длины.
Не держать пальцы рук около лапки швейной машины в избежание прокола их иглой.
Требования безопасности по окончании работы на бытовой швейной машине:
Отключить электрическую швейную машину от сети.
Проверить наличие рабочего инструмента и привести в порядок рабочее место.
Снять спецодежду и тщательно вымыть руки с мылом.
Техника безопасности при пользовании электрического утюга:
Проверить исправность вилки и изоляции электрического шнура утюга.
Убедиться в наличии термостойкой подставки для утюга электрического коврика на полу около места для глажения.
Включать электрический утюг в сеть и выключать сухими руками.
При кратковременных перерывах в работе электрический утюг ставить на термоизоляционную подставку.
При работе следить за тем, чтобы горячая подошва утюг не касалась электрического шнура.
Во избежание ожогов рук не касаться горячих металлических частей утюга и не смачивать обильно материал водой.
Во избежании пожара не оставлять включенный в сеть электрический утюг без присмотра.
Следить за нормальной работой утюга, отключать электрический утюг от сети только за вилку, а не дергать за шнур.
Итак, я засекаю время. Приступайте к выполнению заданий. Желаю вам успехов в достижении цели.
СДАЙД 25
Выполняются практические работы.
Заключительная часть.
Настало время подвести итоги нашего конкурса.
СЛАЙД 26
Сейчас я предоставляю слово нашему жюри.
Подведение итогов конкурса. Вручение призов.
СЛАЙД 27
В наше время профессия швеи очень востребована. Работа для такого человека найдется, как на фабриках, так и на не очень крупных фирмах по производству одежды, даже в ателье – где осуществляется индивидуальный пошив. Профессиональные швеи могут шить не только брюки и кофты, но даже обувь, сумки и автомобильные чехлы.
Профессия швеи очень важная. Благодаря этой профессии у нас у всех есть красивая и удобная одежда. Сегодня мы с вами говорили о профессии, о труде, повторили ранее изученный материал.
Профессионалами не рождаются! Высокий профессионализм достигается путём постоянной и кропотливой работы. Чтобы стать мастером своего дела, нужно хорошо учиться, внимательно слушать рекомендации учителя, терпеливо и аккуратно выполнять задания.
Приобретая знания и умения по швейному делу, вы без труда сможете изготавливать самые разнообразные изделия. Это поможет в вашей дальнейшей жизни экономить ваш бюджет и даже зарабатывать на этом. Ведь не всегда можно подобрать в магазине или на рынке вещь, подходящую для вас.
СЛАЙД 28
Спасибо вам за работу. Вы смогли показать все свои умения и навыки, полученные на уроках швейного дела. Молодцы!