Описание проекта
1. Название проекта: «Страна, в которой я хотел бы жить».
Постановка проблемы
Коррупция в той или иной степени имеет место в любом обществе. В настоящее время можно говорить о заметном росте общественного интереса в России к проблеме коррупции. «Концепцией национальной безопасности Российской Федерации» коррупция отнесена к одной из угроз национальной безопасности страны. В Послании Президента России Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 года говорится: «...я назвал коррупцию одним из главных барьеров на пути нашего развития. Очевидно, что борьба с ней должна вестись по всем направлениям: от совершенствования законодательства, работы правоохранительной и судебной систем — до воспитания в гражданах нетерпимости к любым, в том числе бытовым, проявлениям этого социального зла».
Таким образом, перед современной школой ставится задача превенции (предупреждения) коррупции, формирования антикоррупционного мировоззрения у юных граждан нашего государства.
Превентивное антикоррупционное воспитание очень похоже на обычное воспитание. Коррупция, как и преступная деятельность вообще, – это вопрос выбора. Задача взрослых заключается в том, чтобы создать предпосылки, условия для такого выбора, который соответствовал бы интересам общества. Мы должны ознакомить учеников с их правами, обязанностями и их последствиями. Ученики должны научиться говорить и “да”, и “нет”. Следует подчеркивать такие понятия, как ответственность и уважение. Кроме того, очень важно, чтобы ученики осознали общую ответственность за социальный порядок. Также необходимо вовлечь их в обсуждение социальных инициатив. Для антикоррупционного воспитания особенно актуальны такие методы, как дискуссия в классе или в небольшой группе, разбор случая, интервьюирование учеников, дебаты, исполнение ролей. Очень важно, чтобы у детей была возможность сориентироваться и создать свою собственную позицию и мнение еще до того, как они попадут в ситуацию, в которой должны будут сделать личный выбор, предполагающий более или менее серьезные последствия.
Наш проект «Страна, в которой я хотел бы жить» направлен на создание условий для формирования антикоррупционных установок у обучающихся школы, на то, чтобы актуализировать проблему нравственного выбора человека и последствий этого выбора для человека и общества.
Реализовать проект поможет накопленный опыт работы, партнерство с другими организациями города, применение эффективных методов работы.
Цели и задачи проекта
1. Повышение информированности обучающихся 5-9 классов о их правах и обязанностях, а также последствиях нравственного выбора человека;
2. Повышение уровня воспитанности обучающихся;
3. Вовлечение обучающихся в активную деятельность по реализации мероприятий проекта.
2. Целевая группа
Учащиеся школы 5-9 кл. Предполагается, что в проекте так или иначе примут участие все ученики.
4. Организационный план подготовки и проведения мероприятия
Проект построен как большая игра – путешествие. В ходе путешествия каждый день школьники посещают один из городов «страны, в которой они хотели бы жить».
Описание видов деятельности | Дата проведения | Результаты |
Работа творческой группы по созданию проекта (разработка проекта, подбор методических материалов) | | Проект игры - путешествия |
День «Город Прав и Обязанностей» 9 декабря – Международный день борьбы с коррупцией. Общешкольная линейка (знакомство с планом мероприятий проекта «Страна, в которой я хотел бы жить», выступление агитбригады). Классные часы «Твои права и обязанности». «Что такое коррупция» (9 кл.) Оформление школы: карта, «Ромашка прав», «Цитаты и афоризмы на тему нравственности и закона». Оценка дня: «Дерево знаний» (если узнали что-то новое, полезное для себя, приклейте свой листочек на общее Дерево | | Информированность обучающихся о содержании проекта, о правах и обязанностях детей, о явлении коррупции; интерес к заявленной теме. |
2 день «Город Добра и Милосердия» Игра в классах «Тайный друг» Сбор игрушек, канцелярских принадлежностей для воспитанников детского дома. Оформление: «Забор», на котором все желающие могут написать, какие качества ценят в людях, кому хотят сказать добрые слова. | | Сбор игрушек, канцелярских принадлежностей для детского дома; Актуализация нравственных качеств. |
3 день «Город Знаний» Игра «Правовой компас» (9 кл.) Анкетирование школьниками -волонтёрами обучающихся 5 – 8 кл. на предмет знания прав человека и прав детей. Социологическое исследование среди жителей м/р Варавино – Фактория, посвященное отношению к проблемам коррупции. Оформление: результаты анкетирования в цветных диаграммах | | Выяснение уровня правовых знаний обучающихся; Выяснение отношения жителей м/р к проблемам коррупции; Развитие коммуникативных умений, исследовательских навыков. |
4 день «Город Закона и Справедливости» Встреча с адвокатом (группа обучающихся 9 кл.) Включение в материал уроков создание рисунков, эссе, сказок, синквейнов на темы: «Так появился закон», «Если бы не было законов», «Коррупция: зло или благо?» и т.д. Создание коллективных творческих работ учащимися начальной школы (коллажей, объёмных работ из пластилина и т.д.) на тему «Страна, в которой я хотел бы жить» Оформление: выставка рисунков, коллажей, др. творческих работ. | | Создание творческих работ, выражающих отношение обучающихся к закону и праву; Развитие творческого мышления, воображения, умения работать в коллективе |
5 день «Город Свободы и Ответственности» 5 – 8 кл. – ролевые игры (н-р, «Голубоглазые и кареглазые», «Воображаемая страна» и т.д.) 9 – ролевые игры, диспуты, дискуссии на тему нравственного выбора. Оформление: законы классов, Кодекс ученика, фотографии. | | Выработка Кодекса ученика, законов класса; Развитие навыков бесконфликтного общения, умения договариваться; Развитие навыков свободного выражения своего мнения, активного слушанья, формулирования мыслей. |
6 день «Город Любви и Уважения» День открытых дверей для родителей. Посещение родителями уроков, занятий кружков, секций, совместные мероприятия родителей с детьми, родительские собрания нравственно – правовой направленности, консультирование родителей администрацией и специалистами школы. Оформление: фотографии. | | Более активное взаимодействие семьи и школы; большая открытость школы для родителей; просвещение родителей в вопросах нравственно-правового воспитания. |
7,8 день «Город Творчества» Театральный фестиваль «Правовой театр» Инсценирование произведений, в которых затрагиваются вопросы правовой и антикоррупционной направленности, с последующим кратким обсуждением со зрителями. 5 – 8 классы – инсценирование сказки, 9 – инсценирование отрывка из произведения художественной литературы. Оформление: фотографии | | Творческое самовыражение детей; Развитие умения анализировать различные ситуации и видеть в них правовые аспекты. |
9 день «Город Мудрости» Итоговая линейка, награждение победителей творческих конкурсов. Оценка всего проекта: каждый класс оформляет свой Плод на Дерево знаний, где отражены общие впечатления (чем был полезен проект, какие будет иметь последствия, запрос на дальнейшие действия) | | Подведение итогов проекта, Развитие умений анализировать и прогнозировать |
5. Ожидаемые результаты
Повышение информированности обучающихся 5-9 классов о их правах и обязанностях, а также последствиях нравственного выбора человека.
Выявить данный результат планируется с помощью самооценки учащимися уровня своих правовых знаний.
Повышение уровня воспитанности обучающихся.
Метод выявления: диагностика уровня воспитанности в конце учебного года, показатель повышения – положительная динамика.
3. Вовлечение обучающихся в активную деятельность по реализации мероприятий проекта.
Практически для каждого из них разработана степень участия в мероприятиях проекта в зависимости от возрастных особенностей. В данном случае критерием эффективности будет количество уч-ся, принявших участие в реализации проекта.
Место данного проекта в системе правового воспитания школы.
Проект не является разовым мероприятием. Он является составной частью плана работы МБОУ СОШ №30 города Архангельска по антикоррупционному образованию, антикоррупционному просвещению, антикоррупционной пропаганде на 2017-2018 годы.
Мероприятия проекта включены в план воспитательной работы школы, что окажет положительное влияние на результаты проекта, повысит уровень ответственности педколлектива. Внедрение, наряду с традиционными, новых форм просвещения – тренинг, интерактивная игра,- вызовет живой интерес учащихся.
Материалы, рекомендованные для проведения классных часов, взяты на сайтах сети ИНТЕРНЕТ, но приветствуется самостоятельная разработка мероприятий классными руководителями с дальнейшим размещением на сайте школы. Вся информация по реализации проекта также будет оперативно размещаться на сайте школы.
Проект позволит нам построить и отработать схему превентивной работы по формированию антикоррупционного мировоззрения с подростками и молодёжью в школе, выявит наиболее эффективные методы для использования в работе школы и распространения опыта в других учреждениях
Список литературы
Е.Н. Барышников, Н.В. Григорян, Л.М. Беловицкая, М.В. Бойкина. Антикоррупционное воспитание: система воспитательной работы по формированию у учащихся антикоррупционного мировоззрения в образовательном учреждении: методические рекомендации – СПб.: СПбАППО, 2010.
2. Качкина Т.Б., Качкин А.В.Коррупция и основные элементы стратегии противодействия ей: Учебное пособие. / – Ульяновск: ОАО «Областная типография «Печатный Двор». 2010
3. Богданов И.Я., Калинин А.П. Коррупция в России. – М., 2001.
4. Жидков А.В. Что ты знаешь о коррупции? – Самара, 2003.
5. Журавлева О.Н. Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников на уроках истории и обществознания: методическое пособие. (Рекомендовано РЭС КО СПб.) – М.: ИЦ «Вентана-Граф», 2009.
6. Коррупция и антикоррупционная политика: Словарь-справочник. – М., 2008.
7. Клюковская И.Н. Современное состояние коррупции в России и проблемы ее предупреждения. – Ставрополь, 2001.
8. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Утв. Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. (в ред. Указа Президента РФ от 10 января 2000 г.) // Российская газета. – 2000. – 18 января.
9. Воспитание гражданина в школе. / Под ред. Г.Н. Филонова. − М.: Педагогика, 2000.
10. Кузнецова Л.В. Становление и развитие правового воспитания школьников. Цели, ценности, эффективность: − Алматы, 2005.
11. Крицкая, Н.Ф. Современные тенденции развития гражданского образования // Интегративный подход к воспитанию гражданственности в системе непрерывного образования: материалы Всерос. науч. практ. конф., Киров, апрель 2005. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2005.
12. Молодцова И.В. Педагогические условия становления гражданской позиции младшего школьника. // Преподавание в школе. – М., 2007. – №1.
13. Проблемы правового образования в общеобразовательных учреждениях // Материалы Всероссийской конф. – М.: Университет, 2001.
14. Суколенов И.В. Теория и практика правового образования в общеобразовательных учреждениях (Историко-педагогические аспекты): Дис. д-ра пед. наук. – М., 2002.
15. Савотина Н.А. Гражданское воспитание: традиции и современные требования // Педагогика. -2002. – №4.
16. Глебов А.А. Воспитание патриотизма, толерантности и культуры межнационального общения – Волгоград: Перемена, 2004.
17. На пути к патриотическому сознанию граждан. / Р.Г. Яновский. – Безопасность Евразии. – 2003г. – №2.
18. «Школьная толерантность и правовая культура» Г.Е. Илюхина, журнал «Начальная школа. До и после» №5, 2007 г.
19. «Ваши права, дети» Ю. Яковлев, Москва «Международные отношения», 1992 г.
20. Программа гражданско-патриотического воспитания, журнал заместителя директора школы по воспитательной работе №3, 2006 г.
21. «Патриотическое воспитание», газета «Начальная школа» №12, 2007 г.
22. «Деятельностные подходы в системе воспитательной работы», И.Н. Лавренкова, журнал «Завуч», №3, 2006 г.
23. «Организация воспитательной работы в начальной школе» И.Г. Рябинина, журнал «Завуч», №1, 2006 г.
Электронные ресурсы:
festival.1september.ru
proshkolu.ru
presentaci.ru
nsportal.ru
InternetUrok.ru
shkola-1.ucoz.net
collegy.ucoz.ru
право73.рф
rudocs.exdat.com
edu.of.ru
zakon.znate.ru