СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Школьный тур Всероссийской олимпиады по экологии. 9 класс.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вариант Всероссийской олимпиады школьников по экологии в 9 классе. При составлении мною работы использованы МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ ЗАДАНИЙ И ТРЕБОВАНИЙ К ПРОВЕДЕНИЮ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ В 2016/2017 УЧ.Г. Разработка содержит: олимпиадные задания, матрицу ответов для учащегося, матрицу ответов для проверяющего учителя. В данной работе 1 вариант заданий.

Просмотр содержимого документа
«Школьный тур Всероссийской олимпиады по экологии. 9 класс.»

Всероссийская олимпиада школьников по экологии.
Школьный тур. 9 класс.

Вариант 1

Время выполнения работы – 2 часа (120 минут). Работа выполняется без использования справочников, атласов и др. источников информации.

Задание 1. Выразите свое согласие или несогласие с представленными ниже утверждениями (ответ «да» или «нет»). Свой ответ обоснуйте. За каждый верный ответ и верное обоснование вы получаете 2 балла. Максимальное количество баллов – 10.

  1. Жизненная форма – это определенный тип внешнего строения организмов, который отражает способ взаимодействия со средой обитания.

  2. Паразитизм – одна из форм биотических отношений

  3. Уменьшение толщины озонового слоя в верхних слоях атмосферы приводит к повышению уровня заболеваний кожи и роговицы глаза.

  4. Одни и те же живые организмы могут входить в состав сразу нескольких пищевых цепей.

  5. Фотопериодизмом называют зависимость жизнедеятельности организмов от периодической смены длин световых волн.

Задание 2

Выберите один правильный ответ из четырёх возможных. Свой ответ обоснуйте. За каждый верный ответ и его правильное обоснование вы получаете 2 балла. Максимальное количество баллов - 6

  1.  К биотическим факторам относится:
    а) газовый состав атмосферы; б) температура;
    в) солёность почвы; г) ни один из перечисленных.

  2. Началом пищевых цепей в водных экосистемах являются:
    а)  рыбы; б) икра рыб; в)  планктон; г) личинки рыб.

  3. Экологическая ниша вида – это
    а) пространство, занимаемое видом;
    б) местообитание вида;
    в) территория, на которой обитает вид;
    г) положение вида в сообществе и комплекс условий обитания

Задание 3. Выберите один правильный ответ из четырёх возможных. Каждый из предложенных вариантов проанализируйте и прокомментируйте. За правильный ответ и верное обоснование всех 4 вариантов ответа вы получаете 5 баллов

В симбиотических взаимоотношениях находятся: 
а) лев и шакал; б) акула и рыба-прилипала; 
в) росянка и муха; г) окунь и щука

Задание 4.
Выберите два (или более) ответа из предложенных
1. На дворовых территориях города N произведена замена ламп на светодиодные в более чем 25 тыс. светильников наружного освещения. Эти работы выполнены в рамках реализации программы по энергосбережению. Так как по сравнению со старыми лампами новые:
а) не требуют утилизации;
б) сами вырабатывают энергию;
в) потребляют больше электроэнергии;
г) потребляют меньше электроэнергии;
д) более долговечны;
е) менее дороги.

2. Среди перечисленных экосистем естественными биогеоценозами являются:
а) лес; б) поле кормовых трав; в) болото; г) парк; д) сад; е) кукурузное поле

3. Для животных ресурсами являются:
а) энергия ветра; б) органические вещества; в) солнечная энергия;
г) углекислый газ; д) кислород; е) угарный газ

4. Какие из перечисленных видов растений занесены в Красную книгу Республики Коми?
а) таволга вязолистная; б) одуванчик лекарственный;
в) венерин башмачок; г) ромашка аптечная;
д) сон-трава, или прострел раскрытый;
е) кубышка желтая (кувшинка)

5. К группе одомашненных животных относят:
а) блоху; б) тутового шелкопряда; в) божью коровку;
г) медоносную пчелу; д) муравья; е) осу

6. Основными факторами, определяющими карликовую форму растений тундры, являются:
а) высота снежного покрова; б) длинный полярный день;
в) высокие температуры; г) обилие солнечного света;
д) сильные ветры; е) толстый слой почвы

7. Разлагают отмершие остатки живых существ, превращая их в неорганические соединения
а) плотоядные животные; б) растительноядные животные;
в) зеленые растения; г) бурые водоросли;
д) бактерии; е) грибы

8. В крупных городах, как правило, основным источником загрязнения атмосферного воздуха являются:
а) солнечная энергетика; б) автотранспорт; в) электротранспорт; г) промышленные предприятия; д) зелѐные насаждения; е) велотранспорт



Олимпиада по экологии. 9 класс.
Матрица ответов для учащихся.
Вариант 1

Задание 1.


№ вопроса

Да

Нет

Обоснование выбора

1







2







3







4







5








Задание 2.


№ вопроса

Ответ

Обоснование выбора

1





2





3








Задание 3.
Верный ответ (укажите букву) : _____
Обоснование всех вариантов:


а)



б)



в)



г)





Задание 4.


№ вопроса

Ответ (два варианта и более)

1


2


3


4


5


6


7


8






Олимпиада по экологии. 9 класс.
Матрица ответов.
Вариант 1

Максимальное количество баллов - 38

Задание 1. Максимальное количество баллов – 10; 2 балла за каждый верный ответ и верное его обоснование; если присутствует только ответ, а обоснования нет, или оно неверное, - ученик получает 1 балл


№ вопроса

Да

Нет

Обоснование выбора

1




+


Жизненная форма – это внешний облик животных и растений (как систематически близких, так и далеких), отражающий их приспособленность к условиям среды. Внешне жизненная форма характеризуется общими чертами адаптации к среде, схожестью основных морфологических черт и поведенческих признаков

2




+


Паразитизм – тип биотических отношений (отношений между живыми организмами), при котором 1 организм (паразит) живет и питается за счет другого (хозяина)

3




+


Озоновый слой защищает живые организмы нашей планеты от губительных УФ-лучей, следовательно его уменьшение приведет к тому, что солнечные лучи будут в большем количестве проникать к поверхности Земли вызывать перечисленные отрицательные воздействия (возрастание уровня заболеваний кожи и роговицы глаза)

4




+


В природных сообществах каждый вид включен в одну или несколько цепей питания

5


+

Фотопериодизм – реакция живых организмов (растений и животных) на суточный ритм освещенности, продолжительность светового дня и соотношение между темным и светлым временем суток


Задание 2. Максимальное количество баллов - 6 : 2 балла за каждый верный ответ и верное его обоснование; если присутствует только ответ, а обоснования нет, или оно неверное, - ученик получает 1 балл



№ вопроса

Ответ

Обоснование выбора

1



г

Ни один из перечисленных факторов не относится к биотическим, т.к. биотические факторы- это факторы живой природы. Газовый состав атмосферы, температура, соленость почвы- абиотические факторы

2



в

Началом пищевой цепи в водной экосистеме может быть планктон, т.к. в его состав входят одноклеточные зеленые водоросли. Они способны осуществлять фотосинтез, т.е. являются автотрофами, продуцентами, с которых и начинается цепь питания

3



г

Экологическая ниша — место вида в природе, преиму­щественно в биоценозе, включающее как положение его в про­странстве, так и функциональную его роль в сообществе, отно­шение к абиотическим условиям существования. Важно подчеркнуть, что эта ниша не просто физическое пространство, занимаемое организмом, но и его место в сообществе, определяемое его экологическими функ­циями.


Задание 3. Максимальное количество баллов – 5: за верный вариант ответа 1 балл; за каждое верное обоснование – 1 балл.
Верный ответ (укажите букву): ___Б__
Обоснование всех вариантов:


а)

Лев и шакал: пример комменсализма, формы отношений, когда 1 вид (шакал) получает пользу, питаясь остатками пищи другого (льва). Второй вид не испытывает ни вреда, ни пользы


б)

Акула и рыба-прилипала. Пример симбиоза - взаимовыгодных отношений. Рыба – прилипала перемещается с помощью акулы, заодно питаясь остатками ее трапезы, а акула получает взамен санитара, который уничтожает на его теле внешних паразитов.


в)

Росянка и муха. Пример хищничества. Росянка – хищное растение, которое питается насекомыми, при этом имеет ряд приспособлений для хищного образа жизни. Муха в данном примере играет роль жертвы.


г)

Щука и окунь. Конкуренция. Оба вида хищные. Обитая в одних и тех же водоемах, будут конкурировать за пищу


Задание 4. Максимальное количество баллов – 17. 1 балл за каждый верный ответ
.


№ вопроса

Ответ (два варианта и более)

1

г, д

2

а, в

3

б, д

4

в, д, е

5

б, г

6

а, д

7

д,е

8

б, г




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!