Просмотр содержимого документа
«Школьный тур Всероссийской олимпиады по экологии. 9 класс.»
Всероссийская олимпиада школьников по экологии.
Школьный тур. 9 класс.
Вариант 1
Время выполнения работы – 2 часа (120 минут). Работа выполняется без использования справочников, атласов и др. источников информации.
Задание 1. Выразите свое согласие или несогласие с представленными ниже утверждениями (ответ «да» или «нет»). Свой ответ обоснуйте. За каждый верный ответ и верное обоснование вы получаете 2 балла. Максимальное количество баллов – 10.
Жизненная форма – это определенный тип внешнего строения организмов, который отражает способ взаимодействия со средой обитания.
Паразитизм – одна из форм биотических отношений
Уменьшение толщины озонового слоя в верхних слоях атмосферы приводит к повышению уровня заболеваний кожи и роговицы глаза.
Одни и те же живые организмы могут входить в состав сразу нескольких пищевых цепей.
Фотопериодизмом называют зависимость жизнедеятельности организмов от периодической смены длин световых волн.
Задание 2
Выберите один правильный ответ из четырёх возможных. Свой ответ обоснуйте. За каждый верный ответ и его правильное обоснование вы получаете 2 балла. Максимальное количество баллов - 6
К биотическим факторам относится:
а) газовый состав атмосферы; б) температура;
в) солёность почвы; г) ни один из перечисленных.
Началом пищевых цепей в водных экосистемах являются:
а) рыбы; б) икра рыб; в) планктон; г) личинки рыб.
Экологическая ниша вида – это
а) пространство, занимаемое видом;
б) местообитание вида;
в) территория, на которой обитает вид;
г) положение вида в сообществе и комплекс условий обитания
Задание 3. Выберите один правильный ответ из четырёх возможных. Каждый из предложенных вариантов проанализируйте и прокомментируйте. За правильный ответ и верное обоснование всех 4 вариантов ответа вы получаете 5 баллов
В симбиотических взаимоотношениях находятся:
а) лев и шакал; б) акула и рыба-прилипала;
в) росянка и муха; г) окунь и щука
Задание 4. Выберите два (или более) ответа из предложенных
1. На дворовых территориях города N произведена замена ламп на светодиодные в более чем 25 тыс. светильников наружного освещения. Эти работы выполнены в рамках реализации программы по энергосбережению. Так как по сравнению со старыми лампами новые:
а) не требуют утилизации;
б) сами вырабатывают энергию;
в) потребляют больше электроэнергии;
г) потребляют меньше электроэнергии;
д) более долговечны;
е) менее дороги.
2. Среди перечисленных экосистем естественными биогеоценозами являются:
а) лес; б) поле кормовых трав; в) болото; г) парк; д) сад; е) кукурузное поле
3. Для животных ресурсами являются:
а) энергия ветра; б) органические вещества; в) солнечная энергия;
г) углекислый газ; д) кислород; е) угарный газ
4. Какие из перечисленных видов растений занесены в Красную книгу Республики Коми?
а) таволга вязолистная; б) одуванчик лекарственный;
в) венерин башмачок; г) ромашка аптечная;
д) сон-трава, или прострел раскрытый;
е) кубышка желтая (кувшинка)
5. К группе одомашненных животных относят:
а) блоху; б) тутового шелкопряда; в) божью коровку;
г) медоносную пчелу; д) муравья; е) осу
6. Основными факторами, определяющими карликовую форму растений тундры, являются:
а) высота снежного покрова; б) длинный полярный день;
в) высокие температуры; г) обилие солнечного света;
д) сильные ветры; е) толстый слой почвы
7. Разлагают отмершие остатки живых существ, превращая их в неорганические соединения
а) плотоядные животные; б) растительноядные животные;
в) зеленые растения; г) бурые водоросли;
д) бактерии; е) грибы
8. В крупных городах, как правило, основным источником загрязнения атмосферного воздуха являются:
а) солнечная энергетика; б) автотранспорт; в) электротранспорт; г) промышленные предприятия; д) зелѐные насаждения; е) велотранспорт
Олимпиада по экологии. 9 класс.
Матрица ответов для учащихся.
Вариант 1
Задание 1.
№ вопроса | Да | Нет | Обоснование выбора |
1 | | | |
2 | | | |
3 | | | |
4 | | | |
5 | | | |
Задание 2.
№ вопроса | Ответ | Обоснование выбора |
1 | | |
2 | | |
3 | | |
Задание 3.
Верный ответ (укажите букву) : _____
Обоснование всех вариантов:
Задание 4.
№ вопроса | Ответ (два варианта и более) |
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 | |
6 | |
7 | |
8 | |
Олимпиада по экологии. 9 класс.
Матрица ответов.
Вариант 1
Максимальное количество баллов - 38
Задание 1. Максимальное количество баллов – 10; 2 балла за каждый верный ответ и верное его обоснование; если присутствует только ответ, а обоснования нет, или оно неверное, - ученик получает 1 балл
№ вопроса | Да | Нет | Обоснование выбора |
1 | + | | Жизненная форма – это внешний облик животных и растений (как систематически близких, так и далеких), отражающий их приспособленность к условиям среды. Внешне жизненная форма характеризуется общими чертами адаптации к среде, схожестью основных морфологических черт и поведенческих признаков |
2 | + | | Паразитизм – тип биотических отношений (отношений между живыми организмами), при котором 1 организм (паразит) живет и питается за счет другого (хозяина) |
3 | + | | Озоновый слой защищает живые организмы нашей планеты от губительных УФ-лучей, следовательно его уменьшение приведет к тому, что солнечные лучи будут в большем количестве проникать к поверхности Земли вызывать перечисленные отрицательные воздействия (возрастание уровня заболеваний кожи и роговицы глаза) |
4 | + | | В природных сообществах каждый вид включен в одну или несколько цепей питания |
5 | | + | Фотопериодизм – реакция живых организмов (растений и животных) на суточный ритм освещенности, продолжительность светового дня и соотношение между темным и светлым временем суток |
Задание 2. Максимальное количество баллов - 6 : 2 балла за каждый верный ответ и верное его обоснование; если присутствует только ответ, а обоснования нет, или оно неверное, - ученик получает 1 балл
№ вопроса | Ответ | Обоснование выбора |
1 | г | Ни один из перечисленных факторов не относится к биотическим, т.к. биотические факторы- это факторы живой природы. Газовый состав атмосферы, температура, соленость почвы- абиотические факторы |
2 | в | Началом пищевой цепи в водной экосистеме может быть планктон, т.к. в его состав входят одноклеточные зеленые водоросли. Они способны осуществлять фотосинтез, т.е. являются автотрофами, продуцентами, с которых и начинается цепь питания |
3 | г | Экологическая ниша — место вида в природе, преимущественно в биоценозе, включающее как положение его в пространстве, так и функциональную его роль в сообществе, отношение к абиотическим условиям существования. Важно подчеркнуть, что эта ниша не просто физическое пространство, занимаемое организмом, но и его место в сообществе, определяемое его экологическими функциями. |
Задание 3. Максимальное количество баллов – 5: за верный вариант ответа 1 балл; за каждое верное обоснование – 1 балл.
Верный ответ (укажите букву): ___Б__
Обоснование всех вариантов:
а) | Лев и шакал: пример комменсализма, формы отношений, когда 1 вид (шакал) получает пользу, питаясь остатками пищи другого (льва). Второй вид не испытывает ни вреда, ни пользы |
б) | Акула и рыба-прилипала. Пример симбиоза - взаимовыгодных отношений. Рыба – прилипала перемещается с помощью акулы, заодно питаясь остатками ее трапезы, а акула получает взамен санитара, который уничтожает на его теле внешних паразитов. |
в) | Росянка и муха. Пример хищничества. Росянка – хищное растение, которое питается насекомыми, при этом имеет ряд приспособлений для хищного образа жизни. Муха в данном примере играет роль жертвы. |
г) | Щука и окунь. Конкуренция. Оба вида хищные. Обитая в одних и тех же водоемах, будут конкурировать за пищу |
Задание 4. Максимальное количество баллов – 17. 1 балл за каждый верный ответ.
№ вопроса | Ответ (два варианта и более) |
1 | г, д |
2 | а, в |
3 | б, д |
4 | в, д, е |
5 | б, г |
6 | а, д |
7 | д,е |
8 | б, г |