СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Школьный ученический проект по литературе "Лицейское братство в жизни и творчестве А.С.Пушкина."

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Школьный ученический проект по литературе. (5 кл.) 

Просмотр содержимого документа
«Школьный ученический проект по литературе "Лицейское братство в жизни и творчестве А.С.Пушкина."»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 45

с углубленным изучением математики

Приморского района Санкт-Петербурга


Конкурс научно-исследовательских, проектных и творческих работ

"Тебя ж, как первую любовь, Россия сердце не забудет!..."


Школьный ученический проект

Тема: "Лицейское братство в жизни и творчестве А. С. Пушкина"











Выполнил: Солдатов Егор, 5 "В"

(фамилия, имя ученика, класс)

Руководитель: Крылова М.А.

(фамилия, имя, отчество, должность, место работы)








Санкт-Петербург

2017



Содержание

Введение

1. Царское Село

2. Лицейское братство

3. Иван Иванович Пущин

4. Антон Антонович Дельвиг

5. Вильгельм Карлович Кюхельбекер

Заключение





Введение

Прости! Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,

При мирных ли брегах родимого ручья,

Святому братству верен я.

И пусть (услышит ли судьба мои молитвы?),

Пусть будут счастливы все, все твои друзья!

В жизни любого человека детские годы, время, проведенное в школе, самое значимое и запоминающееся. Оно влияет на все последующие дела и жизнь человека. Особенно это заметно, когда молодого человека забирают из семьи, привычного быта и погружают совсем в другие условия: его окружают только преподаватели, новые друзья и он находится в изоляции от всего окружающего мира.

В этом году я побывал в Царском селе. И первое, что привлекло мое внимание, был Царскосельский Императорский Лицей. Конечно же, я там побывал. Эта экскурсия произвела на меня сильное впечатление! Ведь мальчики, которые туда впервые попали, были такого же возраста, что и я. Я постоянно примеривал на себя то, что испытывали лицеисты. Сидел за партой, рассматривал библиотеку, места, где учились и творили ученики. Кельи, где они жили. Меня интересовало все-все. После окончания экскурсии, я старался ответить на вопрос: "А я бы так смог?". И особенно меня заинтересовала атмосфера, в которой жили лицеисты, их взаимоотношения.

Поэтому целью моей работы является: познакомить своих одноклассников на уроке литературы, посвященному А.С.Пушкину, как повлияла дружба (или как назвал Пушкин, "святое братство"), родившаяся в стенах Императорского Лицея на жизнь и творчество поэта.

Предметом моего проектного исследования является жизнь и творчество А. С. Пушкина.

Объектами: друзья А. С. Пушкина по Лицею, а также сам Александр Сергеевич.

Поставленную тему я могу раскрыть через решение следующих задач:

- изучение материалов, рассказывающих о пребывании Пушкина в Лицее.

- рассмотрение жизни и взаимоотношений ближайших друзей Пушкина в период пребывания в Лицее и после окончания этого учебного заведения;

- изучение творчества Поэта.

1. Царское Село

Все те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское село!

В 1800-е годы в России появилась потребность в людях обладающих широкими знаниями, умеющих мыслить и, самое главное, наделенных любовью к отечеству и стремлением трудиться на его блага. 30 воспитанников в Лицее должны были получить блестящее образования и воспитание, чтобы наилучшим образом участвовать в управлении и просвещении страны. По словам историка К. А. Военского, "Лицей учреждался со светлыми надеждами создать "сословие" людей государственных, долженствующих вести Россию по пути просвещения и общей пользы". Кандидаты в учащиеся Лицея принимались по предварительному испытанию (экзаменам). Принимали только детей дворянского происхождения, в возрасте 10-12 лет. Обучение длилось 6 лет, все это время дети жили в стенах Лицея на полном обеспечении Государства, родственники могли приезжать только по праздникам. Императорский Лицей давал образование, приравненное к университетскому. Выпускники Лицея, в зависимости от успеваемости, поступали на гражданскую службу с чинами от XIV до IX рангов, на военную службу - на тех же условиях, что и воспитанники Пажеского корпуса. Таким образом, для молодого поколения дворян России создавалась школа с истинно русским воспитанием, чтобы ее питомцы жили и трудились "для общей пользы", ставившая целью воспитать "истинных сынов Отечества".

Первый выпуск Лицея оказался богат личностями, оставившими значительный след в истории отечественной культуры. Часто этот выпуск называют Пушкинским. Однако с именем великого русского поэт, Александром Сергеевичем Пушкиным, тесно связаны имена лицейских друзей: декабристов И. И. Пущина, В. К. Кюхельбекера, В. Д. Вольховского, поэта и журналиста А. А. Дельвига, композитора М. Л. Яковлева, мореплавателя и землепроходца Ф. Ф. Матюшкина, дипломата А. М. Горчакова.


2. Лицейское братство

В Царскосельском лицее Пушкин провёл шесть лет. На протяжении всей жизни он не раз возвращается к теме лицея, к своим друзьям.

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он как душа неразделим и вечен -

Неколебим, свободен и беспечен

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас не бросила судьбина,

И счастие куда б не повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

В лицее были великолепные преподаватели: А.П.Куницын– профессор, любимый учитель А.С. Пушкина, Н.Ф.Кошанский, Я.И.Карцев, А.И.Галич и другие. Читались ученикам основы наук, но еще более, чем преподаватели и излагаемые ими научные сведения, служил образованию лицеистов их тесный дружеский круг. Дружеские беседы приучали к умственной и духовной деятельности, прогулки по садам лицея развивали у них чувство прекрасного, и заставляли задумываться о прошлом. Лицей заложил культурные и человеческие основы пушкинской поэзии. И приобщение к чувству прекрасного происходило не навязчиво, естественно и что особенно ценно в кругу друзей.

Среди лицейских друзей Пушкина особенно близкими и дорогими - на всю жизнь дорогими - стали Дельвиг, Пущин, Кюхельбекер. В лицее, как вспоминал позднее Пущин, Пушкин "постоянно и деятельно участвовал во всех литературных журналах, импровизировал так называемые народные песни, точил на всех эпиграммы и пр." Эта лицейская дружба скрепила их своим союзом на всю жизнь. Они были близки не только в лицее, но и после его окончания… Их союз только ещё сильнее укрепился. Именно они оставили отпечаток на первые стихи великого поэта, имена друзей Пушкина мы находим на многих страницах его произведений, с ними он делится своими мыслями и переживаниями в письмах, от них он ждет слова поддержки. Искренность и теплота остались с ними навсегда!


3. Иван Иванович Пущин

Пущин с Пушкиным познакомились в начале августа 1811 года, при поступлении в Царскосельский Лицей и с этого момента возникла их дружба, которую они пронесли через всю жизнь. Вот как об их первой встрече вспоминает сам Иван Иванович "По сходству ли фамилий, или по чему другому, несознательно сближающему, только я его заметил с первого взгляда". А в январе 1825 года состоялась их последняя встреча, после чего для них наступила "вечная разлука". Однако ни расстояния, ни годы не разорвали их незримую связь, не разрушили их дружбу.

В 1817 году Пушкин написал почти пророческие стихи "В Альбом Пущину":

...но с первыми друзьями

Не резвою мечтой союз твой заключен;

Пред грозным временем, пред грозными судьбами,

О милый, вечен он!

Во время ссылки Пушкина в Михайловском в 1825 г. Пущин посещает друга с поддержкой, о чем поэт с благодарностью вспоминает:

Поэта дом опальный,

О Пущин мой, ты первый посетил;

Ты усладил изгнанья день печальный,

Ты в день его лицея превратил.

Во время восстания декабристов Пущин стоял в числе активных участников на Сенатской площади, за что был арестован, его включили в состав "государственных преступников первого разряда" и осудили на смерть. Однако затем смертную казнь заменили "вечными каторжными работами". И тут уже Пушкин поддерживал друга. Вот такими слова Александра Сергеевича встретили Пущина, в первые дни каторги:

Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.

Молю святое провиденье:

Да голос мой душе твоей

Дарует то же утешенье,

Да озарит он заточенье

Лучом лицейских ясных дней!

И такие чувства испытал Иван Иванович, когда прочитал их:

"Что делалось с Пушкиным в эти годы моего странствования по разным мытарствам, я решительно не знаю; знаю только и глубоко чувствую, что Пушкин первый встретил меня в Сибири задушевным словом. ...Отрадно отозвался во мне голос Пушкина! Преисполненный глубокой, живительной благодарности я не мог обнять его, как он меня обнимал, когда я первый посетил его в изгнанье".

Все время пока был жив Пушкин друзья поддерживали связь по мере возможности. Смерть великого поэта Пущин воспринял как личную и общественную потерю. "Последняя могила Пушкина! Кажется, если бы при мне должна была случиться несчастная его история... то роковая пуля встретила бы мою грудь: я бы нашел средство сохранить поэта-товарища, достояние России...". На протяжении всей жизни Пущин возвращался мыслями к другу юности, к Пушкину.

Умер Иван Иванович Пущин 3 апреля 1859 г.

4. Антон Антонович Дельвиг

Антон Антонович Дельвиг - поэт, лицейский товарищ и литературный соратник Пушкина. Русские песни, романсы, сонеты, идиллии восхищали современников. Его творческая мысль, неистощимая фантазия, яркое воображение не знали покоя, в то время как со стороны он казался флегматичным и даже ленивым.

Во многих стихах Пушкин обращается к Антону Дельвигу. "Он предпочитал прогулки по аллеям Царского Села и разговоры с товарищами, коих умственные склонности сходствовали с его собственными". Умственные склонности Дельвига и Пушкина сходствовали. Они понимали друг друга с полуслова. Для Дельвига Пушкин был самым большим авторитетом. А Пушкин всегда прислушивался к мнению Дельвига-литератора.

Вот такие слова друг другу адресовали друзья

Ха ха ха, хи хи хи

Дельвиг пишет стихи.

(Пушкин)

Пушкин! Он и в лесах не укроется:

Лира выдаст его громким пением,

И от смертных восхитит бессмертного

Аполлон на Олимп торжествующий.

(Дельвиг)

Именно Дельвиг первым рассмотрел Гений Пушкина. И именно Дельвиг писал "Прощальную песнь воспитанников Царскосельского Лицея", которая была положена на музыку и звучала на первом выпускном Лицея.

После Лицея Дельвига определили в Департамент горных и соляных дел. Потом он меняет несколько мест работы, но все они так или иначе связаны с книгами или литературной деятельностью. А с начала 1830 г. становится редактором "Литературной газеты", из-за чего является частым гостем у шефа жандармов.

В 1831 году Дельвиг скоропостижно умирает от "гнилой горячки". Для всех это был страшный удар. Особенно для Пушкина, узнав об этом он писал: "Ужасное известие получил я в воскресенье... Вот первая смерть, мною оплаканная, ... никто на свете не был мне ближе Дельвига. Изо всех связей детства он один оставался на виду – около него собиралась наша бедная кучка. Без него мы точно осиротели", "Смерть Дельвига нагоняет на меня тоску. Помимо прекрасного таланта, то была отлично устроенная голова и душа незаурядного закала. Наши ряды начинают редеть...". В этот год, Пушкин не присутствовал на встрече воспитанников Лицея, слишком тяжела для него была потеря. И крайне пророческими звучат слова написанные в этом же году:

И мнится, очередь за мной,

Зовёт меня мой Дельвиг милый,

Товарищ юности живой,

Товарищ юности унылой,

Товарищ песен молодых,

Пиров и чистых помышлений,

Туда, в толпу теней родных

Навек от нас утекший гений.

Для Пушкина Дельвиг был гораздо больше, чем друг юности, это был товарищ по общему делу, по борьбе за будущее русской литературы. Прозрачность и мягкая лиричность его нежного, негромкого стиха, наполненные подлинными чувствами, привлекали современников к его произведениям.

5. Вильгельм Карлович Кюхельбекер

Первое напечатанное стихотворение Пушкина "К другу стихотворцу" обращено именно к Кюхельбекеру:

Но что? ты хмуришься и отвечать готов;

Пожалуй, - скажешь мне, - не трать излишних слов;

Когда на что решусь, уж я не отступаю,

И знай, мой жребий пал, я лиру избираю.

Пусть судит обо мне, как хочет, целый свет,

Сердись, кричи, бранись, - а я таки поэт.

Нужно было очень тонко понимать характер Кюхельбекера, чтобы написать это. "Когда на что решусь, уж я не отступаю!" – таков был один из важнейших жизненных принципов этого человека. В. К. Кюхельбекер вошел в историю России как участник восстания на Сенатской площади, как выдающийся поэт, писатель и литературный критик. В поэзии, в литературной работе, в своих критических высказываниях Кюхельбекер всегда шел против течений, не поддаваясь общепринятым идеям и мнениям, сохраняя свое индивидуальное суждение, свой взгляд. Его мысли были всегда точны, убедительны и доказательны.

Будучи в ссылке и получив запрет на литературную деятельность, Кюхельбекер продолжает творить, и его произведения печатаются под различными именами. Из Сибири Вильгельм Карлович писал Пушкину с чувством глубокой признательности: " А вот же Пушкин оказался другом гораздо более дельным, чем все они вместе. Верь, Александр Сергеевич, что умею ценить и чувствовать всё благородство твоего поведения: не хвалю тебя и даже не благодарю, потому что должен был ожидать от тебя всего прекрасного; но клянусь, от всей души радуюсь, что так случилось."

Страшным ударом для Кюхельбекера стала весть о смерти друга. Под тяжестью своего горя он создает проникновенное стихотворение "Тени Пушкина":

Смолк шорох благозвучных крыл

Твоих волшебных песнопений,

На небо отлетел твой гений;

...

Гордись! Никто тебе не равен,

Никто из сверстников-певцов:

Не смеркнешь ты во мгле веков...

А в стихотворении "19 октября 1837 года" чувствуется скорбь по утере друзей:

Последний пал родимый мне поэт...

И вот опять Лицея день священный;

Но уж и Пушкина меж вами нет!

Не принесет он новых песней вам,

И с них не затрепещут перси ваши;

Не выпьет с вами он заздравной чаши:

Он воспарил к заоблачным друзьям.

Он ныне с нашим Дельвигом пирует;

Он ныне с Грибоедовым моим:

По них, по них душа моя тоскует;

Я жадно руки простираю к ним!

Судьба Вильгельма Кюхельбекера – это жизнь страдания и героизма. За год до своей смерти он писал:

Горька судьба поэтов всех племен;

Тяжелее всех судьба казнит Россию…

И о себе:

Узнал я изгнанье, узнал я тюрьму,

Узнал слепоты предрассветную тьму,

И совести грозной узнал укоризны,

И жаль мне невольницы милой отчизны…


Выпавшие на его долю невзгоды, утрата друзей, болезни, потеря зрения – все это истощило его организм. 14 августа 1846 года в возрасте 49 лет В.К.Кюхельбекер умер. В разных источниках приводятся и другие даты смерти: 11 августа, 17 (29) августа 1846 года. Похоронен в Тобольске на Завальном кладбище.





Заключение

Лицейское братство - соединило четырех разных и одновременно похожих людей: общительный, остроумный и твердый в своих взглядах, Пущин; мягкий, гармоничный, добрый Дельвиг; благородный, импульсивный, порывистый Кюхельбекер; яркий, стремительный пылкий Пушкин. Они поддерживали и дополняли друг друга. Жизнь их разбросала по разным местам, но Лицей для них был символом Дома, куда они возвращались снова и снова, где они искали покой и умиротворение. Кто-то мог вернуться туда, а кто-то был там только в своих мыслях, мечтах. Они через всю жизнь пронесли дружбу как самую большую ценность. Именно она помогала им не падать духом даже в самые тяжёлые моменты, она же вдохновляла на создание великолепных стихов. Иметь настоящих друзей – это великое счастье. А дружить значит не столько брать, сколько отдавать, помогать, сохранять верность и преданность.

Мне бы очень хотелось, чтобы и в моей жизни появились такие люди, с которыми можно было бы создать "Школьное братство". Со своей стороны я хотел бы возглавить такой союз. Ведь это так здорово, когда ты вдохновляешь на свершения и поступки.

В результате проведения проектной исследовательской работы я не только познакомился с творчеством великого поэта А. С. Пушкина, но и открыл для себя и своих одноклассников прекрасный Союз Пушкина и его друзей. Стихи А. А. Дельвига и В. К. Кюхельбекера.

Так! не умрет и наш союз,

Свободный, радостный и гордый,

И в счастьи и в несчастьи твердый,

Союз любимцев вечных муз!

...

О други! песнь простого чувства

Дойдет до будущих племен -

Весь век наш будет посвящен

Труду и радостям искусства

...

Библиография

1. М. Басина. Жизнь Пушкина. В садах Лицея. - СПб.: изд. "Пушкинского фонда", 2011.

2. Я. К. Грот. Пушкин. Его лицейские товарищи и наставники. - М.: Книжный Клуб Книговек, 2015.

3. С. В. Павлова. Пушкинский Лицей. Путеводитель. - СПб.: Паритет, 2004.

4. Руденская М. П. , Руденская С. Д. С лицейского порога. - Л.: Лениздат, 1984 г.

5. И. Сурат, С. Бочаров. Пушкин: Краткий очерк жизни и творчества. - М.: Языки славянской культуры, 2002.

6. Интернет-портал Википедия https://ru.wikipedia.org/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!