Кайдалова Л.С.,
учитель иностранных языков
МАОУ «СОШ №1»
г. Краснокаменск
Школьный видеофильм как средство формирования коммуникативной компетенции и приобретения социального опыта
Стандарты второго поколения в качестве одной из целей изучения иностранных языков выдвигают развитие личности учащихся посредством реализации воспитательного потенциала иностранного языка. Одним из методов, который ориентирован на развитие личности, выявление и поддержку одаренных и талантливых детей, является метод проектов.
Учебно-методический комплекс “Enjoy English” под редакцией М.З. Биболетовой соблюдает личностно-ориентированный, деятельностный подход к организации образовательного процесса, который проявляется в осознании учащимися их собственного участия в образовательном процессе.
Следовательно, метод проектов можно использовать практически при изучении любой темы.
Использование метода проектов в основной школе
Таблица 1
Класс | Раздел | Название проекта |
7 | Unit 2 Meet the Winners of the International Teenager's Competition | Round-the-World Tour. |
7 | Unit 3Look at Teenage Problems: School Education | School is fun if you are Optimistic! |
7 | Unit 4 Sport is fun | The Olympics. |
8 | Unit 2The World’s Best Friend Is You | What Can We Do to Save the Earth? |
8 | Unit 3Mass Media: Good or Bad? | Are Books Media, Too? |
9 | Unit 2It’s a Big World! Start Travelling Now! | We Are in a Global Village. |
Работа над проектом предполагает создание максимально благоприятных условий для раскрытия и проявления творческого потенциала учащихся. Участники проектной деятельности представляют свои результаты в виде созданного ими продукта: слайд-шоу, доклада с иллюстрациями, коллажа, спектакля, видеофильма.
Особой популярностью среди учащихся пользуются видеофильмы, которые являются эффективным средством развития и воспитания. При съемке фильма создается искусственная среда, появляется мотивация на уровне потребности в понимании партнеров по фильму, в донесении до них своих собственных мыслей, выраженных на английском языке, а также создаются условия для приобретения социального опыта.
Презентация видеофильмов проходит на уроках иностранного языка. При оценивании проектов используются критерии, предложенные учителем гимназии г.Сыктывкар И.Н.Шелавиной: доступность в понимании, грамматическая правильность, логика и умение заинтересовать, грамматическая и лексическая насыщенность, дизайн и наличие заданий к проекту.
Работа в творческих группах имеет свои преимущества: деятельность учащихся носит целенаправленный и осмысленный характер, учащиеся получают больше возможности общаться, отстаивать свою точку зрения, прислушиваясь к мнению других.
Используя метод проектов, учащимися созданы фильмы, послужившие основой фильмотеки школьного методического объединения учителей иностранных языков, которые используются на уроках и во внеурочной деятельности с целью развития аудитивных навыков, совершенствования лексических навыков говорения, развития способности оценивать информацию и обмениваться мнениями.
Просмотр видеоматериалов помогает формировать потребность и способность понимать образ жизни и поведение российских и зарубежных сверстников, в том числе их принадлежность к различным субкультурам, формирует положительное отношение к фактам иностранной культуры, происходит осознание родной культуры через контекст культуры иноязычных стран.
Фильмы, используемые в образовательном процессе
Таблица 2
Название проекта | Класс | УМК | Область применения | Ожидаемые результаты |
Mass Media: Good or Bad? | 7 | Enjoy English М.З. Биболетова | Unit 1 Section 9 How Can We Communicate with Each Other? Section 10 Telephoning Each Other Section 11 Why Use Computers for Communication? | Формирование медиакультуры учащихся. Получение умений и навыков коллективной творческой деятельности, социальной активности. Развитие коммуникабельности, креативности, мобильности, самостоятельного мышления, ответственности. Формирование способности к целеустремленной работе для достижения цели, к самостоятельному труду. Приобретение навыков самоорганизации, самоанализа. Осознание учащимися значимости своей деятельности. Формирование личностного отношения к проблеме. |
Conflict | 9 | Enjoy English М.З.Биболетова | Unit 3 Section 1 Can We Learn to Live in Peace? Unit 3 Section 1 Look at Teenage Problems |
Love is … Halloween | 11 | Английский язык В.П. Кузовлев | |
Why do Teens Choose a Subculture? | 10 | Unit 3 What is Hot with the Young Generation? |
Опыт работы с проектами учащиеся переносят во внеурочную деятельность. В процессе социального проектирования происходит не только личностное развитие учащихся, но и развитие необходимых навыков взаимодействия с социумом.
В 2011-2012 гг.. старшеклассники школы приняли участие в конкурсе молодежных социальных роликов, организованном урановым холдингом «АРМЗ» в рамках молодежного образовательного экологического форума “Ecoline” в городе Краснокаменск.
Работы учащихся были достаточно высоко оценены. В номинации «Экология» за видеоролики «За что?», «Один день из жизни» награждены дипломами за 2-е и 3-е места, за видеоролик, отражающий проблемы молодежи, «Я не хочу видеть это» получили специальный приз.
В школе стало традицией создание проектов к значимым датам, к которым учащиеся создают видеофильмы. Так к празднику «День Учителя» учащимися были созданы видеоролики «Поздравь учителя» и «Поздравление классному руководителю» (сайт http://www.odnoklassniki.ru/ ; Dnevnik.ru 11а класс).
Социальное проектирование является важным элементом развития гражданских знаний и умений, возможностью выразить собственную активную позицию в общественной жизни.
Работа над проектом создает атмосферу творчества. Проект является мощным рычагом к формированию иноязычной коммуникативной компетенции, развитию личности, способствует приобретению учащимися позитивного социального опыта.
ЛИТЕРАТУРА
Миролюбов А.А. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность. Изд-во: Обнинск: Титул, 2012.- 464с.
2. Степанов Е.Н., Алексеева Н.А., Баранова Е.И., Володина Е.В./
Организация процесса воспитания детей: современные подходы, формы и методы. М.: Центр «Педагогический поиск», 2013. – 320с.
3. Шелавина И.Н. Проектная деятельность на уроках иностранного языка// Иностр. языки в школе.-2009.-№7.