СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Школа безопасности.Комплексная безопасность".

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Школа безопасности.Комплексная безопасность".

Просмотр содержимого документа
«"Школа безопасности.Комплексная безопасность".»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Курагинская средняя общеобразовательная школа №3



Рассмотрено

педагогическим советом

МБОУ Курагинской СОШ№3

Протокол № ____ «__» __


Утверждаю
Директор МБОУ Курагинской СОШ№3 ________И.А.Андрусов

Приказ № __ «__» __











ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Школа безопасности. Комплексная безопасность»




Направленность программы:

Физкультурно - спортивная

Уровень программы: базовый

Возраст обучающихся: 13-15 лет

Срок реализации программы: 3 года, 216 часов








Автор-составитель программы:

Климкин Игорь Алексеевич










Раздел 1.Комплекс основных характеристик общеобразовательной общеразвивающей программы.

1.1.Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Школа безопасности. Комплексная безопасность" (далее Программа) имеет физкультурно - спортивную направленность и реализуется на базовом уровне.

Программа разработана на основе нормативно - правовых документов:

− Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2020).

− Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

− Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.01.2014 г. № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

− Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование».

− Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.08.2015 г. № АК-2563/05 «О методических рекомендациях по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ».

− Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно - эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Новизна Программы заключается в том, что содержание программы подобрано таким образом, чтобы в полном объёме использовать многообразие элементов учебно-материальной базы школьного кабинета «Основы безопасности жизнедеятельности» и Центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». А также данная программа является логическим продолжением программы дополнительного образования «Школа безопасности.

Актуальность программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы физкультурно – спортивной направленности, которая позволит воспитанникам овладеть знаниями и навыками безопасного поведения в различных ситуациях. Материально-технические условия для реализации программы имеются на базе нашей школы с использованием ресурсов «Точки роста».

В настоящее время возрастает роль и ответственность системы образования в деле подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности и выработки у граждан Российской Федерации привычек здорового образа жизни. Только через образование можно обеспечить повышение уровня культуры всего населения страны в области безопасности жизнедеятельности и добиться снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства.

Педагогическая целесообразность реализации данной программы заключается в сочетании разных форм и методов обучения для достижения конечного результата образовательной программы, социальной адаптации обучающихся в их дальнейшей самостоятельной жизни.

Отличительные особенности программы "Школа безопасности. Комплексная безопасность" заключается в том, что данная программа ориентирована на расширение и углубление знаний учащихся основной  школы  по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» и на практическую подготовку по оказании первой доврачебной помощи осуществляемую в центре образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста».

В содержание курса входят аспекты различных знаний из предметов естественнонаучного цикла и ОБЖ, которые систематизируют знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные учащимися в процессе обучения в школе, и способствуют у них цельного представления в области безопасности жизнедеятельности личности.

Педагогам дополнительного образования предоставляется право самостоятельного построения учебного материала, в котором они могут изменить последовательность изучения вопросов в пределах темы, имеют возможность свободного выбора путей и организационных форм, методов и средств обучения проявление творческой инициативы. Декларируется право дифференцированного подхода к обучающимся, позволяющего избежать перегрузки, повысить мотивацию к занятиям, способствующего более полной реализации возможностей каждого из них.

Адресат Программы.

Программа рассчитана на учащихся 13 – 15 лет общеобразовательных организаций.

Группы формируются одновозрастные, разновозрастные с разностью в возрасте не более 3-х лет. Количество обучающихся в группе/наполняемость учебной группы по годам обучения:

1 год обучения – 15 человек.

2 год обучения – 10-15 человек.

3 год обучения -10-12 человек.

В течение учебного года может производиться дополнительный набор обучающихся в группы при наличии свободных мест.

Набор обучающихся на Программу проводится по заявлениям родителей, законных представителей на имя директора школы. Это является основанием для зачисления на обучение.

Срок реализации программы

Программа рассчитана на базовый уровень освоения и предполагает 3 года обучения при условии 2 часов занятий в неделю (2 занятия по 1 часу). Что составляет 72 часа в год (216 часов за весь период обучения).

По окончании программы в полном объёме обучающийся получает свидетельство о дополнительном образовании установленного образца.

Формы и режим занятий

Учебно-воспитательный процесс в рамках образовательной программы осуществляется на русском языке.

Программа может быть реализована дистанционно.

Форма обучения – очная.

Формы занятий: групповая и индивидуальная работа, экскурсии, беседы, лекции, викторины, коллективные творческие дела, трудовые дела, работа с привлечением родителей.

Режим занятий. Занятия проводятся во внеурочное время, два раза в неделю. Продолжительность одного занятия – 1 академический час.

Требования к занятиям.

Каждое занятие должно иметь ясную целевую направленность, конкретные и четкие педагогические задачи, которые определяют содержание занятия, выбор методов, средств обучения и воспитания, способов организации учащихся. На каждом занятии решается, как правило, комплекс взаимосвязанных задач: образовательных, оздоровительных и воспитательных. Занятия состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает сведения: основы комплексной безопасности, опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, основы здорового образа жизни, основы медицинских знаний и оказание первой помощи. Практическая часть работы направлена на получение умений, навыков оказания первой доврачебной помощи, безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях.

Возрастные и половые особенности юношей и девушек накладывают свою специфику на организацию и методику учебно-воспитательного процесса, что требует дифференцированного подхода к выбору средств, методов и организации занятий.

Допуск к занятиям производится только после обязательного проведения и закрепления инструктажа по технике безопасности по соответствующим инструктажам.

Программа составлена с учетом санитарно-гигиенических правил, возрастных особенностей обучающихся и порядка проведения занятий.

1.2. Цель и задачи программы

Цель программы:

Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; их влиянии на безопасность личности, общества и государства; о здоровье человека и здоровом образе жизни, об оказании первой помощи при неотложных состояниях; воспитание ценностного отношения к человеческой жизни, личному и общественному здоровью.

Задачи программы:

Образовательные 

- сформировать знания и умения в области ОБЖ;

- сформировать у обучающихся научных представлений о принципах и путях снижения фактора риска в деятельности человека и общества;

- сформировать у обучающихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей;

- сформировать индивидуальную систему здорового образа жизни: значении двигательной активности и закаливании для здоровья человека, о гигиене питания и профилактики вредных привычек.

Воспитательные

- воспитать организованность, самостоятельность, активность в процессе двигательной деятельности;

- выработать умения предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;

- воспитать нравственные и волевые качества личности учащихся;

- воспитать привычку к самостоятельным занятиям.

Развивающие

- повысить техническую и тактическую подготовленность действовать в экстренной ситуации;

-развивать основные физические качества: силу, быстроту, выносливость, координацию;

- расширить функциональные возможности организма.

1.3 Содержание программы

Учебный план первого года обучения

Разделы, темы

Количество часов

Формы аттестации

Теория

Практика

Всего

1

Вводный курс. Ознакомление с правилами техники безопасности. Основы комплексной безопасности

20

24

44

Тестирование.

Практическое выполнение

2

Основы здорового образа жизни

4

10

14

Тестирование.

Практическое выполнение

3

Основы медицинских знаний и оказание первой помощи

4

10

14

Тестирование.

Практическое выполнение


ВСЕГО

28

44

72



Содержание учебного плана программы первого года обучения


1. Вводный курс. Ознакомление с правилами техники безопасности. Основы комплексной безопасности (44ч.)

Теория: Вводный курс. Что такое безопасность. Знакомство с правилами ТБ и ПБ. Различные природные явления и причины их возникновения. Строение оболочки земли: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера. Круговорот веществ и энергии в географической оболочке. Общая характеристика природных явлений. Природные явления геологического, метеорологического, гидрологического, биологического и космического происхождения, их характеристика, возникновение опасности для жизнедеятельности человека.

Практика: Опасные и чрезвычайные ситуации. Общие понятия и определения. ЧС природного характера.

Теория: Землетрясение. Причины возникновения землетрясения и его возможные последствия.

Геологические процессы, происходящие в литосфере Земли, в результате которых возникают землетрясения. Очаг, магнитуда, эпицентр, интенсивность землетрясения. Возможные последствия землетрясений. Основные районы на территории России, где вероятность землетрясений велика.

Практика: Основные принципы защиты населения от землетрясений. Комплекс мероприятий, проводимых по защите населения от последствий землетрясений. Разработка способов повышения устойчивости зданий и сооружений, а также защита от воздействия сейсмических волн. Организация оповещения населения. Обучение населения правилам безопасного поведения в сейсмоопасных районах. Организация аварийно-спасательных работ.

Правила безопасного поведения населения при землетрясении в различных ситуациях: если землетрясение застало вас дома, на улице, в школе. Правила безопасного поведения после землетрясения.

Теория: Вулканы, извержение вулканов, расположение вулканов на Земле. Типы вулканов: действующие, дремлющие и потухшие, их характеристики, причины и предвестники их извержений. Последствия извержения вулканов. Образование лавовых потоков, вулканических грязевых потоков, выпадение твердых вулканических продуктов, образование палящей вулканической тучи, выделение вулканических газов.

Практика: Организация защиты населения от последствий извержения вулканов.

Оползни, причины их возникновения. Классификация оползней по занимаемой ими площади. Последствия оползней. Организация защиты населения от последствий оползней. Рекомендации населению по действиям при угрозе возникновения оползня.

Теория: Обвалы и снежные лавины, их причины и последствия. Организация защиты населения от последствий обвалов и снежных лавин.

Практика: Рекомендации населению по действиям при угрозе обвалов и схода снежных лавин.

Теория: Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия. Циклоны - причина возникновения ураганов и бурь, их строение, скорость перемещения.

Последствия ураганов и бурь. Характеристика разрушительной силы ураганов и бурь. Шкала Бофорта, определяющая силу ветра. Воздействие ветра на окружающую среду.

Практика: Мероприятия по защите населения от последствий ураганов и бурь. Организация непрерывного наблюдения за состоянием атмосферы. Прогноз возникновения циклонов, их перемещение и возможные последствия. Организация оповещения населения об угрозе ураганов и бурь. Рекомендации населению по правилам поведения при получении штормового оповещения о приближении урагана или бури.

Теория: Смерч, основные понятия и определения. Характеристики смерча, разрушительная сила смерча и его возможные последствия.

Практика: Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время смерча.

Теория: Наводнения, виды наводнений и их причины. Природные явления гидрологического происхождения, вызывающие наводнения.

Возможные последствия наводнений.

Практика: Основные мероприятия, проводимые по защите населения от последствий наводнений. Прогнозирование наводнений, строительство защитных сооружений, оповещение населения, организация эвакуации и спасательных работ, подготовка населения к действиям при угрозе и во время наводнения. Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения.

Теория: Сели и их характеристика, причины возникновения селей, их последствия. Защита населения от селевых потоков.

Практика: Рекомендации населению, проживающему в селеопасных районах.

Цунами и их характеристика. Причины возникновения цунами, их возможные последствия. Организация защиты населения от последствий цунами. Подготовка населения к безопасному при угрозе возникновения цунами, во время цунами и после него.

Теория: Лесные и торфяные пожары, виды пожаров, классификация и их характеристика. Последствия лесных и торфяных пожаров для населения и окружающей среды.

Практика: Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения от лесных пожаров. Общие рекомендации по безопасному поведению при нахождении вблизи очага пожара в лесу.

Теория: Инфекционные болезни человека, причины их возникновения. Классификация инфекционных болезней по способу передачи инфекции от больного человека к здоровому.

Эпидемия, ее характеристика, опасность для населения. Эпидемический процесс и факторы, его определяющие. Противоэпидемические мероприятия и защита населения.

Практика: Характеристика некоторых наиболее распространенных инфекционных заболеваний и их профилактика. Комплекс мероприятий, проводимых для защиты населения от массовых инфекционных заболеваний. Правила личной гигиены для профилактики инфекционных заболеваний.

Инфекционные болезни животных и растений. Причины их возникновения, краткая характеристика. Противоэпизоотические и противоэпифитотические мероприятия.

Теория: Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму Терроризм и факторы риска вовлечения подростка в террористическую и экстремистскую деятельность. Роль нравственных позиций и личных качеств подростков в формировании антитеррористического поведения. Терроризм и экстремизм их причины и последствия.

Практика: Как действовать в опасных ситуациях, связанных с проявлением экстремизма и терроризма

2. Основы здорового образа жизни (14ч)

Теория: Психологическая уравновешенность, ее значение в формировании системы здорового образа жизни и обеспечения личной безопасности. Качества, необходимые для повышения уровня психологической уравновешенности. Психологическая уравновешенность и умение завести друзей.

Общие понятия и определения стресса. Стресс и стадии развития общего адаптационного синдрома. Влияние стресса на состояние здоровья человека. Содержание общих принципов борьбы со стрессом.

Практика: Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте. Особенности развития организма человека в подростковом возрасте. Физическое развитие, индивидуальные особенности внешнего облика человека. Различия в развитии мальчиков и девочек. Соблюдение правил личной гигиены в подростковом возрасте. Особенности психического развития человека в подростковом возрасте. Формирование основных качеств взрослого человека.

3.Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (14ч)

Теория: Общие понятия и определения первой медицинской помощи, доврачебной помощи, первой врачебной помощи. Общий порядок действий при оказании первой медицинской помощи.

Практика: Оказание первой медицинской помощи при наружном кровотечении: при незначительных ранах, при сильном кровотечении. Оказание первой медицинской помощи при артериальном и венозном кровотечении. Оказание первой медицинской помощи при ушибах и переломах. Общие правила транспортировки пострадавшего.

Учебный план 2 года обучения


Разделы, темы

Количество часов

Формы аттестации

Теория

Практика

Всего


1

Вводный курс. Ознакомление с правилами техники безопасности. Основы комплексной безопасности

20

24

44

Тестирование.

Практическое выполнение

2

Основы здорового образа жизни

4

10

14

Тестирование.

Практическое выполнение

3

Основы медицинских знаний и оказание первой помощи

4

10

14

Тестирование.

Практическое выполнение


ВСЕГО

28

44

72



Содержание учебного плана программы второго года обучения


1. Вводный курс. Ознакомление с правилами техники безопасности. Основы комплексной безопасности (44ч.)

Теория: Пожары в жилых и общественных зданиях, их возможные по­следствия. Основные причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Влияние человеческого фактора на причи­ны возникновения пожаров. Соблюдение мер пожарной безопасно­сти в быту. Права и обязанности граждан в области пожарной безо­пасности. Практика: Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.

Теория: Причины дорожно-транспортного травматизма. Организация до­рожного движения. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров.

Практика: Общие обязанности водителя. Правила бе­зопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда.

Теория: Водоемы. Особенности состояния водоемов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудован­ных и необорудованных местах.

Практика: Безопасный отдых у воды. Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.

Теория: Загрязнение окружающей природной среды. Понятие о предель­но допустимых концентрациях загрязняющих веществ.

Практика: Мероприятия, проводимые по защите здоровья населения в местах с неблагоприят­ной экологической обстановкой.

Теория: Общие понятия о чрезвычайной ситуации техногенного характе­ра. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера по типам и видам их возникновения.

Потенциально опасные объекты экономики. Аварии на радиационно опасных, химически опасных и пожаров на взрывоопасных объек­тах. Причины их возникновения и возможные последствия. Аварии на гидротехнических объектах. Рекомендации специалистов по пра­вилам безопасного поведения в различных чрезвычайных ситуациях техногенного характера.

Практика: Способы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях тех­ногенного характера. Организация защиты населения при авариях на радиационно-опасных и химически опасных объектах.

2.Основы здорового образа жизни (14ч)

Теория: Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Индиви­дуальное здоровье человека, его физическая и духовная сущность. Репродуктивное здоровье как общая составляющая здоровья человека и общества.

Практика: Здоровый образ жизни и безопасность — основные состав­ляющие здорового образа жизни. Здоровый образ жизни как необхо­димое условие сохранения и укрепления здоровья человека и обще­ства и обеспечения их безопасности. Влияние окружающей природной среды на здоровье человека. Вредные привычки и их профилактика.

3.Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (14ч)

Теория: Общая характеристика различных повреждений и их последствия для здоровья человека. Средства оказания первой медицинской по­мощи при травмах и утоплении.

Практика: Правила оказания первой медицин­ской помощи при отравлениях угарным газом, хлором и аммиаком.

Учебный план 3 года обучения


Разделы, темы

Количество часов

Формы аттестации

Теория

Практика

Всего


1

Вводный курс. Ознакомление с правилами техники безопасности. Основы комплексной безопасности

20

24

44

Тестирование.

Практическое выполнение

2

Основы здорового образа жизни

4

10

14

Тестирование.

Практическое выполнение

3

Основы медицинских знаний и оказание первой помощи

4

10

14

Тестирование.

Практическое выполнение


ВСЕГО

28

44

72


Содержание учебного плана программы

1. Вводный курс. Ознакомление с правилами техники безопасности. Основы комплексной безопасности (44ч.)

Теория: Россия в мировом сообществе. Страны и организации в современном мире, с которыми Россия успешно сотрудничает. Значение для России сотрудничества со странами СНГ. Роль молодого поколения России в развитии нашей страны. Национальные интересы России в современном мире и их содержание. Степень влияния каждого человека на национальную безопасность России.  Значение формирования общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности для обеспечения  национальной безопасности России. Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения. Классификация чрезвычайных ситуаций, основные причины увеличения их числа. Масштабы и последствия чрезвычайных ситуаций для жизнедеятельности человека.

Практика: Чрезвычайные ситуации природного характера, их причины и последствия. Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины и последствия.

Теория: Военные угрозы национальной безопасности России. Внешние и внутренние угрозы национальной безопасности России. Роль Вооруженных Сил России в обеспечении национальной безопасности страны.

Международный терроризм – угроза национальной безопасности России.

Наркобизнес как разновидность проявления международного терроризма.

Практика: Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РЧРС). Основные задачи, решаемые РЧРС по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности обороноспособности страны. Основные факторы, определяющие развитие гражданской обороны в настоящее время.

МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Роль МЧС России в формировании культуры в области безопасности жизнедеятельности населения страны.

Теория: Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Основное предназначение проведения мониторинга и прогнозирования  чрезвычайных ситуаций.

Практика: Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Централизованная система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, единая дежурно-диспетчерская служба на базе телефона 112. Создание локальных и автоматизированных систем оповещения.

Эвакуация населения. Классификация мероприятий по эвакуации населения из зон чрезвычайных ситуаций. Экстренная эвакуация; рассредоточение персонала объектов экономики из категорированных городов. Заблаговременные мероприятия, проводимые человеком при подготовке к эвакуации. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения.

Теория: Виды террористических акций, их цели и способы осуществления.

Подразделение терроризма по видам в зависимости от целей, которые преследуют преступники. Международный терроризм и его основные особенности.

Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом.

Практика: Основные органы федеральной исполнительной власти, непосредственно осуществляющие борьбу с терроризмом.

Теория: Основные задачи гражданской обороны по защите населения от террористических актов.Система борьбы  с терроризмом. Существующие в мировой практике формы борьбы с терроризмом.

Практика: Организация информирования населения о террористической акции. Уголовная ответственность, предусмотренная за участие в террористической деятельности. Правила поведения при угрозе террористического акта.

Теория: Государственная политика противодействия распространению наркомании.

Практика: Основные меры, принимаемые в России для борьбы с наркоманией. Наказания, предусмотренные Уголовным кодексом РФ, за сбыт наркотических средств и за склонение к потреблению наркотических средств.Профилактика наркомании.

2.Основы здорового образа жизни (14ч)

Теория: Здоровье человека как  индивидуальная, так и общественная ценность. Определение, данное здоровью в Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Основные факторы, оказывающие существенное влияние на здоровье человека. Взаимосвязь, существующая между духовной, физической и социальной составляющими здоровья человека.

Практика: Здоровый образ жизни и его составляющие. Роль здорового образа жизни в формировании у человека общей культуры в области безопасности жизнедеятельности.

Теория: Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России.

Ранние половые связи и их последствия. Инфекции, передаваемые половым путем. Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе.

Практика: Брак и семья. Роль семьи в воспроизводстве населения страны. Основные функции семьи. Влияние культуры общения мужчины и женщины на создание благополучной семьи.Семья и здоровый образ жизни человека. Роль семьи в формировании здорового образа жизни.

Теория: Основные положения Семейного кодекса РФ.

3.Основы медицинских знаний и оказание первой помощи. (14 ч)

Теория: Первая медицинская помощь при массовых поражениях.

Первая медицинская помощь при передозировке психоактивных веществ.

Практика: Первая помощь при острой сердечной недостаточности, при инсульте, при тепловом и солнечном ударах, при попадании в верхние дыхательные пути инородных тел. Правила проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции лёгких. Виды ран и общие правила оказания первой помощи.

    1. Планируемые результаты.

Личностные результаты:

- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных и экстремальных ситуациях, а также правил поведения на доро­гах и на транспорте;

- формирование понимания ценности здорового, разумного и безопасного образа жизни;

- усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание патриотизма, чувства от­ветственности и долга перед родиной;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору профессии и по­строению индивидуальной траектории дальнейшего образования;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общества, учитывающего социальное, культурное, языковое и духовное многообразие современного мира;

- формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- освоение социальных норм, правил и форм поведения в различных группах и сообществах;

- развитие правового мышления и компетентности при решении моральных проблем, формирование моральных качеств и нравственного поведения, осознан­ного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, обще­ственно полезной, учебной, исследовательской, творческой и других видов деятельности;

- формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного и бережного отно­шения к окружающей среде;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

- формирование антиэкстремистского и антитеррористического мышления и поведения, потребностей соблюдать нормы здорового и разумного образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.

Метапредметные результаты:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, формулировать и ставить перед собой новые задачи в учебе и познавательной деятельности, раз­вивать мотивы и интересы в этих видах деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения поставленных целей и осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и по­знавательных задач;

- умение согласовывать свои действия в опасных и чрезвычайных ситуациях с прогнозируемыми результатами, определять их способы, контролировать и корректировать их в соответствии с изменениями обстановки;

- умение оценивать собственные возможности при выполнении учебных задач в области безопасности жизнедеятельности и правильность их решения;

- овладение навыками принятия решений, осознанного выбора путей их выполнения, основами самоконтроля и самооценки в учебной и познавательной дея­тельности;

- умение формулировать понятия в области безопасности жизнедеятельности, анализировать и выявлять причинно-следственные связи внешних и внутрен­них опасностей среды обитания и их влияние на деятельность человека;

- умение воспринимать и перерабатывать информацию, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни, опасных и чрезвычайных ситуациях;

- освоение приемов действий и способов применения средств защиты в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального харак­тера;

- умение работать индивидуально и в группе, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, формули­ровать, аргументировать и отстаивать свое мнение, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

- умение правильно применять речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и потребностей при решении различных учебных и познавательных задач;

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий для решения задач обеспечения безо­пасности;

- формирование и развитие мышления безопасной жизнедеятельности, умение применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике, для профессиональной ориентации.

Предметные результаты:

- формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе осознания и понимания необходимости защиты личности, общества и го­сударства от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

- формирование убеждения в необходимости безопасного здорового и разумного образа жизни;

- понимание значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности для личности и общества;

- понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;

- понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;

- формирование установки на здоровый и разумный образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, табакокурение и нанесение иного вреда здоровью;

- формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;

- понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;

- знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, их последствий для личности, общества и государства;

- знание безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, умение применять их на практике;

- умение оказать первую самопомощь и первую помощь пострадавшим;

- умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по их характерным признакам, а также на основе информации из различных источников;

-  умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

- овладение основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания.

Курс предназначен для, формирования у учащихся основных понятий об опас­ных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека; выработки у них сознательного и ответственного отно­шения к личной безопасности.

По окончании первого года обучения учащиеся должны знать:

- основные составляющие здорового образа жизни, обеспечивающие духовное, физическое и социальное благополучие; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и способы их профилактики;

- потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;

- организацию защиты населения от ЧС природного, техногенного и социального характера, права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности;

- приемы и правила оказания первой медицинской помощи;

  По окончании первого года обучения учащиеся должны уметь:

- предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;

- действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;

- соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;

- оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;

- соблюдать правила личной безопасности в криминогенных ситуациях и в местах скопления большого количества людей;

- действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- выработки потребности в соблюдении норм ЗОЖ, невосприимчивости к вредным привычкам;

- обеспечения личной безопасности в различных опасных и ЧС;

- соблюдения мер предосторожности на улицах, дорогах и правил безопасного поведения в общественном транспорте;

- безопасного пользования бытовыми приборами, инструментами и препаратами бытовой химии в повседневной жизни;

- проявления бдительности и безопасного поведения при угрозе террористического акта или при захвате в качестве заложника;

- оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных опасных или бытовых ситуациях.

По окончании второго года обучения учащиеся должны знать:

- потенциальные опасности природного, тех­ногенного и социального характера, наиболее ча­сто возникающие в повседневной жизни, их воз­можные последствия и правила личной безопасности;

- основные виды активного отдыха в природ­ных условиях и правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях;

- законодательную и нормативно-правовую базу Российской Федерации по обеспечению бе­зопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз и по организации борьбы с терроризмом;

-наиболее часто возникающие чрезвычай­ные ситуации природного, техногенного и соци­ального характера, их последствия и классифи­кацию;

- основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления;

- правила поведения при угрозе террорис­тического акта;

- государственную политику противодей­ствия наркотизму;

- основные меры по профилактике наркомании.

По окончании второго года обучения учащиеся должны уметь:

- предвидеть возникновение наиболее час­то встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;

- принимать решения и грамотно действо­вать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;

- действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;

- пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

- оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- обеспечения личной безопасности в различ­ных опасных и чрезвычайных ситуациях природ­ного, техногенного и социального характера;

- активного отдыха в природных условиях;

- оказания первой медицинской помощи по­страдавшим;

- соблюдения норм здорового образа жизни.

По окончании третьего года обучения учащиеся должны знать: 

- основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него;

- потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;

- основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- предназначение, структуру и задачи РСЧС;

- предназначение, структуру и задачи гражданской обороны.

    По окончании третьего года обучения учащиеся должны уметь:

- владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

- грамотно действовать, обеспечивая личную и общественную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;

- оказывать  первую  медицинскую  помощь  при  неотложных  состояниях.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- ведения здорового образа;

- оказания первой помощи пострадавшим;

- вызова (обращения за помощью) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.


Раздел 2.Комплекс организационно-педагогических условий.

2.1. Календарный учебный график.

Организация занятий по данной программе определяется календарным учебным графиком.

№ п/п

Год обучения

Дата начала занятий

Дата окончания занятий

Кол-во учеб. недель

Кол-во учеб. дней

Кол-во учеб часов в год

Режим занятий

Срок проведения промежуточной и итоговой аттестации

1

2021 - 2022

Сентябрь,

2021



Май, 2022

36

36

72

1раз в неделю по 2 часа

Май, 2022

(промежуточная)

2

2022 - 2023

Сентябрь,

2022



Май, 2023

36

36

72

1раз в неделю по 2 часа

Май, 2023

(промежуточная)

3

2023 - 2024

Сентябрь,

2023



Май, 2024

36

36

72

1раз в неделю по 2 часа

Май, 2024

(итоговая)

Учебные занятия проводятся в соответствии с расписанием, утвержденным директором Учреждения. Время осенних, зимних и весенних каникул являются рабочим временем педагогических работников организации.

2.2. Условия реализации Программы

Материально – техническое обеспечение.

Для обучения по данной Программе используется:

- класс информационно - коммуникационных технологий, оснащённый преподавательским и ученическими компьютерами, проектором, экраном, принтером, сканером, интерактивной доской;

- центр образования цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста" оснащённый тренажером - манекеном для отработки сердечно-легочной реанимации, тренажером - манекеном для отработки приемов удаления инородного тела из верхних дыхательных путей, набором имитаторов травм и поражений, табельными средствами для оказания первой медицинской помощи.

Информационное обеспечение.
Наличие образовательной программы, видео материалы по темам: http://www.window.edu.ru/window - Единое окно доступа к образовательным ресурсам.

http://www.uroki.ru  - Образовательный портал "Учеба".

http://www.school.edu.ru/  - Российский общеобразовательный портал.

Для населения [Электронные ресурсы] / МЧС России – Режим доступа: http://www.mchs.gov.ru/dop/info/individual

«Спас – экстрим» - Режим доступа http://www.spas-extreme.ru /

Азбука безопасности - Режим доступа: http://azbukabezopasnosty.ru /

Дидактическое обеспечение: тесты, методики Методическая копилка Учителя, воспитателя, родителя - Режим доступа:

http://www.school.edu.ru / -  Комплект демонстрационных таблиц с методическими рекомендациями авторов А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников.

http://uristkonsul.narod.ru / - сайт компании "Юрист-Консул"

Кадровое обеспечение. Качество образовательного процесса обучающихся зависит от кадрового потенциала Программы. Педагог дополнительного образования, реализующий данную Программу имеет высшее образование.

2.3. Формы аттестации и оценочные материалы.

Основной формой подведения итогов работы по программе – аттестация обучающихся. Аттестация проводится в соответствии с положением о текущем контроле успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.

Промежуточная аттестация представляет собой оценку качества усвоения обучающимся содержания какой-либо темы, раздела или блока образовательной программы по окончании их изучения.

Итоговая аттестация – представляет собой оценку качества усвоения обучающимся содержания дополнительной образовательной программы по итогам учебного года, а также за весь период обучения в соответствии с требованиями, изложенными в разделе «Отслеживание результативности освоения образовательной программы».

Промежуточная аттестация: проводится в мае (после первого года обучения) и осуществляется в виде теста (Приложение 1).

Итоговая аттестация проходит в мае (за весь период обучения) в виде теста (Приложение 2).

Формы оценивания разнообразны: тестирование, анкетирование, участие в конкурсах.

Формы предъявления и демонстрации текущих образовательных результатов:

- аналитический материал по итогам проведения тестов;

- открытое занятие;

- педагогическое наблюдение.

Оценка образовательных результатов обучающихся (внутренняя и внешняя) осуществляется в ходе наблюдения, тестирования, выполнения практических работ. Достижение результатов обеспечивается за счет различных компонентов образовательного процесса. Оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур - разработка и реализация проекта по безопасности, круглый стол, ролевая игра, проведение тестирования.
Формы контроля: индивидуальные, групповые. Инструментарий контроля внутренней оценки: тест, лист самооценки, лист оценивания обучающихся педагогом (Приложение 3). Основным объектом внутренней оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий (далее – УУД) (Приложение 4).

Критерии оценивания знаний учащихся по итогам проведения

промежуточного и итогового контроля

Балл

Описание критериев

13-15 - «зачет» - высокий

Работа выполнена полностью, допускается 1 - 2 ошибки.

11-12 - «зачет» - средний

Допускается 3 - 4 ошибки.

8-10 - «зачет» - низкий

Допускается 5-7 ошибок.

7 - «незачет»

Более 8 ошибок (менее 50%).


2.4. Методические материалы.

Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и уче­ника. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения.

Для повышения интереса обучающихся к занятиям и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздо­ровительных задач рекомендуется применять разно­образные формы и методы их проведения.

Словесные методы создают у обучающихся предвари­тельные представления об изучаемом движении.

Для этой цели учитель использует: объяснение, рассказ, замечание, команды, указания.

Наглядные методы применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов.

Эти методы помогают создать у обучающихся конкретные пред­ставления об изучаемых действиях.

Практические методы позволяют освоить практиче­ские навыки и умения.

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, груп­повая, поточная.

Формы проведения занятий:

1. Практикум.

2. Контрольная работа.

3. Конкурс.

4. Лекция.

5. Беседа.

6. Семинар.

Алгоритм учебного занятия :

- организационный этап (подготовка детей к работе на занятии);

- подготовительный (обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности);

- основной (обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения);

- итоговый этап (анализ и оценка успешности достижения цели, определение перспективы последующей работы);

- рефлексия (мобилизация детей на самооценку).

В рамках реализации программы используются педагогические технологии:

- индивидуализации обучения - организация учебного процесса, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения приоритетны. Она предполагает проектирование педагогической деятельности на основе индивидуальных качеств ребёнка (интересов, потребностей, способностей, интеллекта и др.). Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет адаптировать содержание, методы, формы, темп обучения к индивидуальным особенностям каждого ученика, следить за его продвижением в обучении, вносить необходимую коррекцию. Это позволяет обучающемуся работать экономно, контролировать свои затраты, что гарантирует успех в обучении;

- группового обучения – это технологии, которые предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию. Особенности групповой технологии заключаются в том, что учебная группа делится на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого ребенка. Состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности.

Работа в разновозрастных группах, объединяющих старших и младших общим делом. Младшие получают разнообразные сведения от старших, усваивают практические навыки; старшие заботятся о младших, отвечают за воспитание у них определенных качеств и развитие конкретных навыков и умений.

- здоровьесберегающие технологии - это условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Необходимо использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности. Создание благоприятного психологического климата на занятии играет особую роль. Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт учащихся во время занятий. С одной стороны, таким образом, решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

Дидактические и демонстрационные материалы: 

Плакаты "Действия населения при авариях и катастрофах техногенного характера"

(Плакаты рассказывают о действиях населения при авариях с выбросом хлора, аммиака, при разливе ртути, взрывами и пожарами, при радиоактивном загрязнении и правилам поведения на радиоактивной загрязненной местности).

Плакаты "Действия населения при стихийных бедствиях"

(Плакаты рассказывают о действиях при наводнениях, оползнях, селях, землетрясениях, лесных пожарах, смерчах).

Плакаты "Осторожно! Терроризм"

Плакаты "Первая реанимационная и первая медицинская помощь"

Плакаты "Первая медицинская помощь при чрезвычайных ситуациях"

Плакаты "Первичные средства пожаротушения"

Плакаты "Пожарная безопасность"

Плакаты "Терроризм - угроза обществу"

Плакаты "Умей действовать при пожаре"

Плакаты "Правила поведения в аварийных ситуациях на транспорте"

Показаны основные правила поведения людей в аварийных ситуациях на транспорте

Плакаты "Правила поведения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера"

(Показаны основные правила поведения людей при химических, радиационных авариях, пожарах и т.д.)

Плакаты "Правила поведения в ЧС природного характера"

(Показывает основные правила поведения людей при землетрясениях, лавинах, оползнях и т.п.)

Плакаты «Умей действовать при пожаре»

«Уголок гражданской защиты»

Для работы имеются учебные приборы и оборудование: компасы, штативы, огнетушители, индивидуальные средства защит, макеты - тренажеры для оказания первой помощи.

2.5. Список литературы

Список литературы для педагога:

  1. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Мультимедийные уроки по ОБЖ 7 класс. 2019г.

  2. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Мультимедийные уроки по ОБЖ 8 класс 2019г.

  3. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Мультимедийные уроки по ОБЖ 9 класс 2019г.

  4. Волович, В. Г. Как выжить в экстремальной ситуации / В. Г. Волович. - М: Знание, 1990г.

  5. Гостюшин, А. В. Энциклопедия экстремальных ситуаций / А. В. Гостюшин. - М.: Зеркало, 1994г.

  6. Гражданская оборона / под ред. генерала армии А. Т. Алтунина. -М.: Воениздат, 1982г.

  7. Лифлянский, В. Г. и др. Лечебные свойства пищевых про­дуктов / В. Г. Лифлянский, В. В. Закревский, М. Н. Андронова.- М.: Терра, 1996г.

  8. Поляков, В. В. Безопасность человека в экстремальных ситуациях / В. В. Поляков, Е. А. Сербаринов. - М, 1992г.

  9. Правила поведения и действия населения при стихийных бедствиях, авариях, катастрофах. -М.: Воениздат, 1990г.

  10. Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. - М: ВИМИТ, 1993г.

  11. Справочник лекарственных растений. - М., 1999г.

  12. Справочные данные о чрезвычайных ситуациях природ­ного, техногенного и экологического происхождения. - Ч. 2. - М.: МЧС, 1995г.

12. Чрезвычайные ситуации и защита от них / сост. А. Бондаренко. - М., 1998г.

13. Зеккарди Д. Энциклопедия экстренной медицинской помощи. – М.: Кронн-Пресс, 1998 г.













Приложение 1

Практическая работа (декабрь, 1 год обучения)

Во всех вопросах, выбрать один правильный ответ.

1.Гидросфера-это…

  1. Самая лёгкая и наиболее подвижная оболочка, она находится в непрерывном взаимодействии с остальными оболочками Земли;

  2. Все воды Земли, находящиеся в жидком, твёрдом и газообразном состоянии;

  3. Земная кора и верхняя часть мантии.

2.Что не является биологическими опасными природными явлениями:

  1. Наводнение;

  2. Эпифитотии;

  3. Природные пожары.

3. Что такое чрезвычайная ситуация:

  1. Это обстановка, которая оказывает отрицательное влияние на жизнедеятельность человека и приводит к жертвам среди людей;

  2. Это стечение обстоятельств, которое при определённом развитии событий может привести к несчастью;

  3. Это явление природы, проявляющееся как чудовищная, разрушительная сила.

4. Что такое землетрясение? Укажите правильный ответ.

  1. Место разрушения горной породы;

  2. Пространство внутри Земли, где произошло разламывание горных пород;

  3. Природное явление, связанное с геологическими процессами, происходящими в литосфере Земли.

5. Сила землетрясения, его интенсивность оценивается в баллах по шкале Меркали, сколько делений она имеет?

  1. 9;

  2. 3;

  3. 12.

6. Чего нельзя делать во время землетрясения?

  1. При землетрясении спускайтесь в лифте, а не по лестнице;

  2. Не поддавайтесь панике, сохраняйте спокойствие;

  3. Быстро выйдите из здания, взяв документы, деньги и предметы первой необходимости.

7.Отрыв и падение больших масс горных пород, их опрокидывание, дробление и скатывание на крутых и обрывистых склонах – это…

  1. Снежная лавина;

  2. Обвал;

  3. Оползень.

8. Явление, сходное с затором льда, но оно наблюдается на реках в начале зимы…

  1. Паводок;

  2. Затор;

  3. Зажор.

9. Как называется пожар, при котором горит торфяной слой заболоченных и болотных почв?

  1. Верховой пожар;

  2. Низовой пожар;

  3. Подземный или торфяной пожар.

10. Сильная эпидемия, охватывающая большое число людей на территории, выходящей обычно за границы одного государства называется…

  1. Эпидемия;

  2. Пандемия;

  3. Дифтерия.

11. Массовое распространение инфекционного заболевания растений называется…

  1. Эпизоотия;

  2. Панфитотия;

  3. Эпифитотия.

12. Подростковый возраст - это период жизни человека …

  1. С 12-до 18 лет;

  2. С 13- до 17 лет;

  3. С 15-до 20 лет.

13. Нарушение целостности кости – это…

  1. Ушиб;

  2. Перелом;

  3. Вывих.

14. При каком кровотечении кровь обычно бьёт из раны фонтаном?

  1. При венозном;

  2. При артериальном;

  3. При наружном.

15. Очистку раны салфеткой следует начинать…

  1. С середины, двигаясь к её краям;

  2. С края, двигаясь к её середине;

  3. Вокруг раны.



№ вопроса

Ответ

1

2

2

1

3

1

4

3

5

3

6

1

7

2

8

3

9

3

10

2

11

3

12

1

13

2

14

2

15

1


Практическая работа (май, 1 год обучения)

Во всех вопросах, выбрать один правильный ответ.

1)Как классифицируются взрывы в зависимости от среды, в которой они происходят?

1) осколочные, шумовые, разрушительные

2) подземные, наземные, воздушные, подводные, надводные

3) поверхностные, внешние, внутренние

4) ядерные, с выбросом АХОВ, с выбросом СДЯВ

2) Как классифицируются пожары по внешним признакам горения?

1) поверхностные и глубокие

2) подземные, надземные

3) наружные и внутренние, открытые и скрытые

4) 1,2,3,4 степени тяжести

3) Как правило, пожар в здании имеет три стадии развития. Какие?:

1) начальная стадия, стадия разгорания, завершающая стадия

2) стадия воспламенения, стадия разгорания, стадия горения

3) стадия разгорания, стадия горения, стадия выжигания

4) начальная стадия, вторичная стадия, стадия горения

4) Сколько степеней химической опасности у промышленных объектах?

1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

5) Что такое ХОО?

1) хранение окисленного октана

2) химически опасное оружие

3) химически опасный объект

4) ничего из перечисленного

6) Что такое ВПХР?

1) военный полигон хранения реактивов

2) войсковой прибор химической разведки

3) войсковой прибор химической регулировки

7) Источники ионизирующего излучения бывают:

1) слабыми, средними, сильными, повышенной опасности

2) электрическими, статическими, волновыми

3) животного и техногенного происхождения

4) естественные и искусственные

8) Среди перечисленных ниже поражающих факторов укажите тот, который характерен для пожара:

1) открытый огонь

2) разрушение зданий из-за смещения поверхностных слоев земли

3) ударная волна

4) осколочные поля

9) К радиационно опасным объектам относят:

1) предприятия по изготовлению ядерного топлива

2) предприятия по изготовлению АХОВ

3) космические станции

4) ничего из перечисленного

10) Определите по внешним признакам вид пожара. Из окон здания идет дым, видно пламя.

1) беглый 2) наружный 3) сильный 4) затухающий

11) Как классифицируются вещества и материалы по группам возгораемости?

1) горючие вещества, негорючие вещества

2) опасные, неопасные, чрезвычайно опасные

3) негорючие вещества, слабо горючие вещества, горючие вещества, чрезвычайно горючие вещества

4) негорючие вещества, трудногорючие вещества, горючие вещества

12) Что необходимо делать, когда Вы услышали предупредительный сигнал «Внимание всем!»?

1) Собрать запас продуктов на 3 дня, документы и следовать на пункт эвакуации

2) Включить радиоприемник, телевизор и слушать дальнейшие указания

3) Провести герметизацию помещения

4) Продолжать повседневные дела

13) Сколько зон действия взрывов?

2)1 2)2 3)3 4)4

14) Что из этого относится к средствам защиты кожи?

1) Респиратор 2) АИ-2 3) ОЗК 4) ГП-7

15) К естественным источникам излучения относятся:

1) излучение от АЭС

2) космическое излучение

3) радиационный фон на территории РОО


№ вопроса

Ответ

1

2

2

3

3

1

4

4

5

3

6

2

7

4

8

1

9

1

10

2

11

4

12

2

13

3

14

3

15

2


Практическая работа (декабрь,2 год обучения)

Во всех вопросах, выбрать один правильный ответ.

1.Национальные интересы России - это…

1.Совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства;

2.Условия безопасной жизнедеятельности личности, общества и государства;

3.Основные направления деятельности личности, общества и государства.

2. Основными причинами увеличения количества чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера являются:

1.Аварии и техногенные катастрофы;

2.Рост чрезвычайных ситуаций;

3.Последствия чрезвычайных ситуаций.

3.Опасная ситуация-это…

1.Стечение обстоятельств, которые при определённом развитии событий могут привести к несчастью;

2.Состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз;

3.Совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.

4.ЧС, в результате которой пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 500, но не более 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 0,5млн, но не более 5 минимальных размеров оплаты труда на день возникновения ЧС и зона ЧС охватывает территорию двух субъектов РФ.

1.Федеральная ЧС;

2.Региональная ЧС;

3.Местная ЧС.

5.Выдели в списке ЧС природного характера:

1.Землетрясения;

2.Транспортные аварии и катастрофы;

3.Взрывы на промышленных объектах.

6. Незаконное распространение на территории РФ оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ – это...

1.Основная внешняя угроза;

2.Основная внутренняя угроза;

3.Основная трансграничная угроза.

7.В военное время основной задачей ГО является:

1.Проведение комплекса мероприятий, обеспечивающих максимальное сохранение жизни и здоровья населения, материальных и культурных ценностей;

2.Обучение населения;

3.Создание органов управления ГО.

8. Пассивный курильщик — это человек:

1.Находящийся в одном помещении с курильщиком;

2.Выкуривающий до двух сигарет в день;

3. Выкуривающий одну сигарету натощак.

9. Какого режима функционирования РСЧС не существует?

1. Режим повседневной готовности;

2. Режим постоянной готовности;

3. Режим ЧС.

10. Что составляет основу сил МЧС России?

1.Войска местной обороны;

2.Войска ГО;

3.Поисково-спасательная служба.

11. В каком году в РФ было образовано министерство по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям (МЧС)?

1.В 1984 году;

2. В 1994 году;

3. В 2004 году.

12. Здоровье человека на 50% зависит от:

1.Экологических факторов;

2.Состояния медицинского обслуживания населения;

3.Образа жизни.

13. Признаки клинической смерти — это:

1.Отсутствие слуха, вкуса, наличие трупных пятен;

2.Отсутствие сознания, реакции зрачков на свет, пульса на сонной артерии и дыхания;

3.Отсутствие пульса и дыхания, окоченение конечностей.

14. Главным недостатком синтетических материалов является то, что они:

1.Плохо впитывают влагу с поверхности кожи;

2.Плохо греют;

3.Проводят электрический ток.

15. Алкоголизм — это:

1.Кратковременное состояние алкогольного опьянения;

2.Заболевание на почве пьянства в большинстве случаев с неблагоприятным прогнозом;

3.Умеренное потребление спиртных напитков.

Ответы:

№ вопроса

Ответ

1

1

2

1

3

1

4

2

5

1

6

2

7

1

8

1

9

2

10

2

11

2

12

3

13

2

14

1

15

2


Практическая работа (декабрь,3 год обучения)

"Школа безопасности. Комплексная Безопасность."

Во всех вопросах, выбрать один правильный ответ.

1. Какое из приведенных ниже определений современной экологии вы считаете правильным?

1) раздел биологии, который изучает живые системы планеты в их взаимодействии;

2) наука, которая изучает роль человеческого общества в биосфере;

3) наука, которая изучает строение, функционирование и взаимосвязи экосистем всех уровней, а также методы и пути сохранения биосферы и цивилизации;

4) наука о современных методах охраны и воспроизведения окружающей среды.

2. К каким последствиям приводит значительное возрастание шумовых и вибрационных загрязнений в городах?

1) деградация водных экосистем;

2) формированию озоновых дыр в атмосфере;

3) повышению заболеваемости населения;

4) ухудшению состояния почвы.

3. Чем отличается катастрофа от аварии?

1) воздействием поражающих факторов на людей;

2) воздействием на природную среду;

3) наличием человеческих жертв, значительным ущербом;

4) воздействием на технику и имущество.

4. Объект народного хозяйства или иного назначения, при аварии на котором может произойти гибель людей, сельскохозяйственных животных и растений, возникнуть угроза здоровью людей либо будет нанесен ущерб экономике или окружающей природной среде, имеет название:

1) аварийный объект;

2) потенциально опасный объект;

3) катастрофически опасный объект;

4) опасный объект.

5. К какой группе опасных объектов относится атомная электростанция?

1) химически опасный объект;

2) гидродинамически опасный объект;

3) радиационно опасный объект;

4) опасный военный объект.

6. Укажите классификацию производственных аварий по их тяжести и масштабности.

1) чрезвычайная ситуация, происшествие, катастрофа;

2) чрезвычайный случай, катастрофа, происшествие;

3) происшествие, крупная авария, катастрофа;

4) катастрофа, авария, происшествие.

7. При объявлении эвакуации граждане обязаны в первую очередь взять с собой

1) личные вещи, документы, продукты питания, хозяйственные и туалетные принадлежности, необходимый ремонтный инструмент;

2) документы, продукты питания, спальные и туалетные принадлежности, средства индивидуальной защиты;

3) личные вещи, документы, продукты питания, туалетные принадлежности. Средства индивидуальной защиты;

4) документы, продукты питания, хозяйственные и туалетные принадлежности, необходимый ремонтный инструмент.

8. Как следует поступить, если на вас загорелась одежда?

1) побежите к ближайшей емкости с водой;

2) остановитесь, упадете и покатитесь, сбивая пламя;

3) постараетесь снять с себя горевшую одежду;

4) подождете, когда вам окажут помощь.

9. В зданиях и сооружениях при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены

1) планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара;

2) таблички с указанием телефона пожарной охраны;

3) правила пожарной безопасности;

4) сигналы о пожаре.

10. Выберите верное направление выхода из зоны химического заражения.

1) перпендикулярно направлению ветра;

2) по направлению ветра;

3) навстречу потоку ветра;

4) подождать, когда порывы ветра стихнут.

11. Гидродинамические аварии – это:

1) аварии на химически опасных объектах, в результате которых может произойти заражение воды;

2) аварии на пожаро- взрывоопасных объектах, в результате которых может произойти взрыв;

3) аварии на гидродинамических опасных объектах, в результате которых могут произойти катастрофические затопления;

4) аварии на радиационно опасных объектах.

12) Что обозначает аббревиатура ПДК?

1) Питание диоксидом кислорода

2) Противогаз детский кислотостойкий

3) Предельно допустимая концентрация

4) Предел использования оборудования

13) Среди перечисленных ниже поражающих факторов укажите тот, который характерен для взрыва:

1) высокая температура

2) осколочные поля

3) волна прорыва

4) сильная загазованность местности

14)Что из этого относится к ЧС техногенного характера?

1) Гроза 2) Лесные пожары 3) Ураганы 4) Аварии с выбросом АХОВ

15) Среднесуточная потребность человека в воде в районах с умеренной температурой составляет:

1) 1,5-2 литра

2) 3-4 литра

3) 5-6 литров

Ответы:

№ вопроса

Ответ

1

3

2

3

3

3

4

2

5

3

6

3

7

3

8

2

9

1

10

1

11

3

12

3

13

2

14

4

15

1






































Приложение 2


Промежуточная аттестация (май, 2 год обучения)

"Школа безопасности. Комплексная Безопасность."

1. Что такое чрезвычайная ситуация:

  1. Это обстановка, которая оказывает отрицательное влияние на жизнедеятельность человека и приводит к жертвам среди людей;

  2. Это стечение обстоятельств, которое при определённом развитии событий может привести к несчастью;

  3. Это явление природы, проявляющееся как чудовищная, разрушительная сила.

2. Что такое землетрясение? Укажите правильный ответ.

  1. Место разрушения горной породы;

  2. Пространство внутри Земли, где произошло разламывание горных пород;

  3. Природное явление, связанное с геологическими процессами, происходящими в литосфере Земли.

3. Сила землетрясения, его интенсивность оценивается в баллах по шкале Меркали, сколько делений она имеет?

  1. 9;

  2. 3;

  3. 12.

4. Чего нельзя делать во время землетрясения?

  1. При землетрясении спускайтесь в лифте, а не по лестнице;

  2. Не поддавайтесь панике, сохраняйте спокойствие;

  3. Быстро выйдите из здания, взяв документы, деньги и предметы первой необходимости.

5.Что не является биологическими опасными природными явлениями:

  1. Наводнение;

  2. Эпифитотии;

  3. Природные пожары.

6.Гидросфера-это…

  1. Самая лёгкая и наиболее подвижная оболочка, она находится в непрерывном взаимодействии с остальными оболочками Земли;

  2. Все воды Земли, находящиеся в жидком, твёрдом и газообразном состоянии;

  3. Земная кора и верхняя часть мантии.


7.Отрыв и падение больших масс горных пород, их опрокидывание, дробление и скатывание на крутых и обрывистых склонах – это…

  1. Снежная лавина;

  2. Обвал;

  3. Оползень.

8. Явление, сходное с затором льда, но оно наблюдается на реках в начале зимы…

  1. Паводок;

  2. Затор;

  3. Зажор.

9. Массовое распространение инфекционного заболевания растений называется…

  1. Эпифитотия;

  2. Панфитотия;

  3. Эпизоотия.

10. Подростковый возраст - это период жизни человека …

  1. С 12-до 18 лет;

  2. С 13- до 17 лет;

  3. С 15-до 20 лет.

11. Нарушение целостности кости – это…

  1. Ушиб;

  2. Перелом;

  3. Вывих.

12. При каком кровотечении кровь обычно бьёт из раны фонтаном?

  1. При венозном;

  2. При артериальном;

  3. При наружном.

13. Очистку раны салфеткой следует начинать…

  1. С середины, двигаясь к её краям;

  2. С края, двигаясь к её середине;

  3. Вокруг раны.

14. Как называется пожар, при котором горит торфяной слой заболоченных и болотных почв?

  1. Верховой пожар;

  2. Низовой пожар;

  3. Подземный или торфяной пожар.

15. Сильная эпидемия, охватывающая большое число людей на территории, выходящей обычно за границы одного государства называется…

  1. Эпидемия;

  2. Пандемия;

  3. Дифтерия.




№ вопроса

Ответ

1

1

2

3

3

3

4

1

5

1

6

2

7

2

8

3

9

1

10

1

11

2

12

2

13

1

14

3

15

2


Итоговая аттестация (май,3 год обучения)

Во всех вопросах, выбрать один правильный ответ.

1.Как называется газовая оболочка нашей планеты?

1) Атмосферой;

2) Литосферой;

3) Гидросферой;

4) Воздушным пространством.

2.Зоны сейсмической опасности (зоны, где существует опасность землетрясений) занимают следующую часть территории Российской Федерации:

1) Шестую;

2) Восьмую;

3) Пятую;

4) Шестнадцатую.

3.К субъективным показателям здоровья НЕЛЬЗЯ отнести:

1) Самочувствие;

2) Работоспособность;

3) Сон и аппетит;

4) Головную боль и лень.

4.К биологическим природным явлениям НЕ  относятся:

1) Эпизоотии;

2) Эпидемии;

3) Цунами;

4) Эпифитотии.

5.Безопасная продолжительность нахождения перед экраном компьютера школьников подросткового возраста составляет:

1) Не более 1 часа в день;

2) Не более 8 часов в день;

3) Не более 4 часов в день;

4) Не более 5 часов в день;

6.Под влиянием солнечного тепла, поступающего на земную поверхность, вращения Земли вокруг своей оси и силы земного притяжения в тропосфере образуется (отметьте неправильный ответ):

1) Облака;

2) Испарения от промышленных объектов;

3) Дождь и снег;

4) Ураганы и бури.

7.Если террористы взяли вас в заложники, то ни в коем случае НЕЛЬЗЯ:

1) Стараться ограничить любые контакты с преступниками, особенно если они находятся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;

2) С момента захвата контролировать свои действия, стараться фиксировать все действия преступников;

3) Стараться по мере возможности смягчить враждебность преступников к себе, оставаясь покладистым, спокойным  и миролюбивым;

4) Прибегать к крайним мерам для того, чтобы освободиться самостоятельно.

8.Как называется учреждение, которое за несколько часов до приближения урагана, как правило, подаёт штормовое предупреждение:

1) Гидрометеослужба;

3) Госкомприрода;

3) Госкомэкология:

4) Министерство по чрезвычайным ситуациям.

9.Обустроенная или приспособленная для движения транспортных средств полоса земли называется:

1) Полигон;

2) Дорога;

3) Стадион;

4) Улица.

10.Наиболее часто пожары возникают:

1) На промышленных предприятиях;

2) В жилых и общественных зданиях;

3) На остановках общественного транспорта;

4) В подземных переходах.

11.Переносчиками различных болезнетворных бактерий на городских свалках НЕ являются:

1) Мыши;

2) Крысы;

3) Муравьи;

4) Мухи.

12.Какое  ядовитое вещество образуется во время пожара:

1) Иприт;

2) Фосген;

3) Сероводород;

4) Угарный газ.

13. Какой вид транспорта несет самые большие человеческие жертвы в год во всем мире:

1) Железнодорожный;

2) Автомобильный;

3) Водный;

4) Воздушный.

14. В роли основных загрязнителей почв НЕ выступают:

1) Металлы и соединения;

2) Радиоактивные элементы.

3) Брошенные окурки;

4) Пестициды (химические препараты, применяемые для борьбы с сорняками).

15.В зависимости от места формирования воздушных масс выделяют четыре  их типа (отметьте неправильный  вариант):

1) Экваториальная воздушная масса;

2) Тропическая воздушная масса;

3) Суперколоссальная воздушная масса;

4) Арктическая воздушная масса.



Ответы:


№ вопроса

Ответ

1

1

2

3

3

4

4

3

5

1

6

2

7

4

8

1

9

2

10

2

11

3

12

4

13

2

14

3

15

3






Приложение 3


Анкетирование (заполняется обучающимися)

Школа ______________________________________________

Фамилия, Имя _______________________________________

Класс _________________________

Анкета № 1. «Оценка сформированности личностных УУД»

  1. Я хочу заниматься по программе, потому что ____________________________________________________________

  2. Обучение по программе мне необходимо для ____________________________________________________________

  3. На занятиях я хотел бы выполнять задания: _____________________________

  4. Если в процессе групповой работы я не согласен с мнением других участников, то я ____________________________________________________________

  5. Если в процессе групповой работы мои товарищи не согласны с моим мнением, то я ____________________________________________________________

  6. Если я услышу, что кто-то в группе допустил ошибку, то я _____________________________________________________________

  7. Мой успех в творческой деятельности зависит от:_________________

Анкета № 2. «Оценка сформированности регулятивных УУД»

  1. При решении поставленных задач, я _____________________________________________________

  2. Для того, чтобы добиться поставленной мною цели, я ______________________________________

  3. Чтобы успеть выполнить задание вовремя , я ______________________________________________

  4. В группе я хотел бы выполнять роль _______________, потому что ___________________________

  5. Я считаю, что организовывать работу нашей команды должен _______________________________

  6. Ответственность за результат работы нашей группы должен взять на себя _____________________

Анкета № 3. «Оценка сформированности коммуникативных УУД»

  1. Чтобы моя позиция в обсуждениях группы была ясна, я ____________________________________

  2. Для того, чтобы привлечь единомышленников к своей идее, я _______________________________

  3. Если другие участники группы не заинтересованы относительно моей идеи, то я ___________________________________________________________

  4. Если при обсуждении между участниками группы возникает спор, то я ____________________________________________________________

  5. Если у кого-то есть необходимые ресурсы для выполнения задания в группе (информационные, технические и т.д.), то я ___________________________________________________________

  6. Если у меня есть нестандартные идеи, подходящие для выполнения задания в группе ____________________________________________

Анкета № 4. «Оценка сформированности познавательных УУД»

  1. Сравнивая полученные результаты с поставленными задачами, я ____________________________

  2. Для выполнения творческой работы я буду искать информацию _____________________________

  3. Я хотел бы познакомиться с ребятам из других школ, чтобы узнать ____________________________

  4. Если появится возможность принять участие в различных конкурсах, проектах, акциях, то я ________________________________________________________

  5. Для защиты своей творческой работы на конкурсе, я смогу самостоятельно __________________________________________________________

  6. Если на защите работы мне будут задавать вопросы, то я ___________________________________________________________

Я хотел бы участвовать в различных мероприятиях для того, чтобы узнать ____________________________________________________________







Приложение 4

Для отслеживания оценки сформированности УУД педагога используется следующая таблица

Образовательное учреждение ______________________________
Ф.И.О. педагога ___________________________


Показатели сформированности УУД

ФИО обучающегося

Всего баллов













Личностные УУД

Обучающийся заинтересован, старательно разрабатывает и реализует социальный проект














Работает над темами, которые ему интересны.














Стремится к самостоятельной познавательной деятельности














Составляет четкий план работы по каждому заданию














Активно работает в группе, стремится участвовать и выполнять все задания.














Регулятивные УУД

Предлагает способ решения поставленной задачи, опираясь на имеющийся опыт














Выделяет важные этапы проекта














Объясняет причинно-следственные связи конкретных событий














Удерживает свою цель, время и выполняет возложенную на него роль в проекте














Умеет организовать работу в команде, конструктивно развивает идеи других, распределяет обязанности, анализирует ситуацию














Берет на себя ответственность за результат работы команды














Коммуникативные УУД

Понятно формирует и высказывает свою позицию в диалоге














Находит единомышленников и привлекает их к своему делу














Вовлекает незаинтересованных участников, убеждает тех, у кого есть важные для него ресурсы, выделяет их для своего проекта














Не вступает в спор при обсуждении какого-либо задания, а предлагает пути его решения














Выслушивает каждого члена группы, не обращая внимания на ошибки в сказанном, если они есть














Проявляет уважение к мнению участников команды, даже если с ними не согласен














Познавательные УУД

Сравнивает полученные результаты с поставленными задачами














Умеет находить необходимую информацию и использовать для творческой работы














Умеет составлять сценарий по выполнению творческой деятельности














Проявляет инициативу в участии конкурсах волонтеров, лидеров, проектов














Готовит проект для защиты на конкурсе самостоятельно без помощи педагога.














Умеет аргументировать значимость своей работы.















Общий показатель по группе

УУД

(%)

Личностные


Регулятивные


Познавательные


Коммуникативные



Приложение 3

Внешняя оценка сформированных компетентностей.

Компетентность

Содержание действий

Баллы

Коммуникативная компетентность





Письменная коммуникация

- оформляет свою мысль в соответствии со структурой социального проекта;

- излагает материал с соблюдением норм оформления проекта в соответствии с заданным образцом.

3

- оформляет свою мысль в форме стандартных продуктов письменной коммуникации сложной структуры (обозначение проблемы, способы ее решения, аргументы);

- определяет партнеров в соответствии с поставленной целью

4

- представляет результаты обработки информации в письменном продукте - создает письменный документ, содержащий аргументацию за или против предъявленной для обсуждения позиции;

5

не проявлены вышеуказанные характеристики

2

Публичное выступление

- соблюдает нормы публичной речи и регламент;

- готовит план выступления на основе заданных целей и целевой аудитории;

- использует паузы для выделения смысловых блоков своего выступления;

- работает с вопросами, заданными на уточнение и понимание.

3

- соблюдает нормы публичной речи и регламент;

- использует вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

- использует невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные \ отобранные под руководством педагога;

- работает с вопросами, заданными в развитие темы

4

- соблюдает нормы публичной речи и регламент;

- применяет в своей речи логические \ риторические приемы \ приемы обратной связи с аудиторией;

- самостоятельно готовит \ отбирает адекватные коммуникативной задаче наглядные материалы и использует их для повышения эффективности коммуникации;

- работает с вопросами на дискредитацию позиции.

5

не проявлены вышеуказанные характеристики

2

Продуктивная групповая коммуникация

- обучающиеся самостоятельно следуют заданной процедуре группового обсуждения;

- обучающиеся разъясняют свою идею, предлагая ее, или аргументируют свое отношение к идеям других членов группы.

- обучающиеся дают ответ (выполняют действие) в соответствии с заданием для групповой работы

3

- обучающиеся самостоятельно договариваются о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

- обучающиеся следят за соблюдением процедуры обсуждения и обобщают \ фиксируют решение в конце работы;

- обучающиеся задают вопросы на уточнение и понимание идей друг друга, сопоставляют свои идеи с идеями других членов группы, развивают и уточняют идеи друг друга;

- обучающиеся дают ответ (выполняют действие) в соответствии с заданием для групповой работы

4

- обучающиеся используют приемы выхода из ситуации, когда дискуссия зашла в тупик, или резюмируют причины, по которым группа не смогла добиться результатов;

- обучающиеся следят за соблюдением процедуры обсуждения и обобщают \ фиксируют промежуточные результаты;

- обучающиеся называют области совпадения и расхождения позиций, выявляя суть разногласий, дают сравнительную оценку предложенных идей относительно цели групповой работы

- обучающиеся дают ответ (выполняют действие) в соответствии с заданием для групповой работы

5

не проявлены вышеуказанные характеристики

2

Компетентность разрешения проблем

- описывает существующую и желаемую ситуацию;

- осуществляет решение задачи на основе известной технологии;

- использует имеющиеся ресурсы, необходимые для выполнения деятельности;

- сравнивает характеристики запланированного и полученного продукта и делает вывод о соответствии продукта замыслу

3

- анализирует реальную ситуацию и указывает причины существования проблемы;

- осуществляет деятельность по решению задачи и создания продукта своей деятельности на основе заданных критериев его оценки;

- осуществляет поиск ресурсов, необходимых для решения поставленной задачи;

- оценивает продукт своей деятельности и делает заключение о достижении поставленной цели;

4

- анализирует ситуацию, определяет и формулирует проблему, проводит анализ проблемы;

- осуществляет деятельность по решению задачи и продвижение продукта деятельности, обосновывая границы его использования;

- проводит анализ альтернативных ресурсов и обосновывает эффективность их использования для решения задачи;

- предлагает способ убедиться в достижении поставленной цели, демонстрируя показатели достижения цели;

5

не проявлены вышеуказанные характеристики

2

Креативная компетентность

воплощает нестандартные идеи, подходящие для выполнения задания

3

воплощает креативные идеи, опираясь на существующие образцы

4

воплощает креативные идеи, не имеющие аналогов

5

не проявлены вышеуказанные характеристики

2



Уровни сформированности ключевых компетентностей

2 балла – не достигнут необходимый уровень

3 балла – базовый уровень

4 балла – повышенный уровень

5 баллов – творческий уровень



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!