Школа для девочек
Пояснительная записка
Проблема нравственного воспитания и образования девочек всегда остро стояла в нашем обществе. Выдающиеся русские педагоги видели в образовании женщин элемент умственного и нравственного образования общества, а в воспитании ее – прогресс развития всего человечества.
В современной школе в воспитательной работе и в преподавании курса «Биология. Человек» недостаточное внимание уделяется половому просвещению и воспитанию подростков. Требуют коррекции учебные программы и пособия, составляющие основу школьного курса по этим предметам, т.к. с их помощью можно совершенствовать половое воспитание учащихся. Кроме того, учителям, работающим в старших классах необходимо тщательно подбирать материал для проведения классных часов и бесед по данной проблеме. Требуется формирование полоролевой социализации девочек-подростков и их просвещение.
В связи с быстрым ростом объёма знаний, увеличением количества часов дисциплин гуманитарного и естественнонаучного цикла и снижением познавательной преобразующей предметно-практической деятельности учащихся, возникает потребность в создании дополнительных образовательных программ декоративно-прикладного творчества. Такие программы способствуют развитию интереса к культуре своей Родины, истокам народного творчества, эстетического отношения к действительности, воспитанию мировоззрения, правильного представления о взаимосвязи "Природа – Человек – Предметная среда” .
Дополнительная образовательная программа "Бисероплетение”, являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приёмами бисероплетения. Бисероплетение известно с глубокой древности как вид художественных ремёсел,оно сохраняет свое значение и в наши дни. Занятия бисероплетением вызывает у школьников большой интерес.
ЦЕЛЬ:
Усвоить физиологию и гигиену репродуктивных органов девушки, правила и нормы поведения в соответствии с представлениями о роли, положении и предназначении женщины в современном обществе. : Образовательные – углубление и расширение знаний об истории и развитии бисероплетения, формирование знаний по основам композиции, цветоведения и материаловедения, освоение техники бисероплетения.
ЗАДАЧИ:
ОБУЧАЮЩИЕ:
1.Дать необходимые знания об анатомо-физиологических и психологических особенностях женского организма.
2.Обучить гигиеническим навыкам, способствующим сохранению и укреплению репродуктивного здоровья.
3.Вооружить необходимыми знаниями о профилактике венерических болезней и о мерах по предупреждению ранней беременности.
4.Сформировать доминантное отношение к семье, женской социальной роли и материнству.
5. Нравственно-эстетическое воспитание детей при обучении основам бисероплетения.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
1.Воспитание гигиенической, духовной и нравственной культуры у девочек и девушек.
2. Выработать толерантное и уважительное отношение к противоположному полу.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
1.Развивать интеллектуальные и психические и эмоциональные черты личности девочки.
2.Помочь девочкам освоить логику своего развития и СА
Образовательные :
Углубление и расширение знаний об истории и развитии бисероплетения, формирование знаний по основам композиции, цветоведения и материаловедения, освоение техники бисероплетения.
Методическое обеспечение
Содержание занятий выстраивается таким образом, что:
- теоретический материал не только расширяет знания учениц, но и является фундаментом для создания новых умозаключений;
Методы:
групповая дискуссия;
индивидуальные беседы;
диагностический;
объяснительно-иллюстративный;
словесный;
Основные принципы программы:
доступность;
научность;
практичность;
своевременность;
принцип творческого подхода к решению проблемы;
Планируемые результаты.
Учащиеся должен знать:
анатомо-физиологические изменения девочек в переходном возрасте;
строение женской репродуктивной системы;
вредные привычки и здоровье женщины несовместимы;
об инфекционных заболеваниях, которые передаются половым путем и их последствия в репродуктивной деятельности;
проблемы при небрежном отношении к своему репродуктивному здоровью (нежелательная беременность, аборты, инфекции передающиеся половым путем, психологические травмы);
гендерную роль женщины в семье и в обществе;
культуру взаимоотношений полов;
Учащиеся должны уметь:
соблюдать личную гигиену девочки; интимную гигиену девушки;
следить за осанкой, способствующей формированию красивой фигуры и здоровью;
соблюдать правила закаливания для укрепления здоровья;
ухаживать за телом, волосами, ногтями, лицом, зубами, ногами;
подбирать правильно одежду, обувь по сезону для сохранения здоровья;
управлять своими эмоциями и быстрой сменой настроения в период полового созревания;
составлять меню рационального и сбалансированного питания в период полового созревания;
противостоять вредным привычкам: курению, алкоголю и наркотикам;
правильно общаться с противоположным полом;
Программа способствует развитию следующих компетенций:
1.Общекультурная компетенция (компетенция в бытовой сфере).
2.Учебно-познавательная компетенция (элементы учебной деятельности, анализ, рефлексия, самооценка).
3.Информационная компетенция (поиск необходимой информации).
4.Коммуникативная компетенция (навыки работы в парах, в коллективе).
5.Ценностно-нравственная, духовная компетенция
Ожидаемый результат
В школе девочки растут, развиваются, происходит бурная перестройка деятельности физиологических систем организма: меняется психика, поведение и социально-бытовые ориентации девушек. Школьные периоды онтогенеза трудны, как для девочек, так и для их родителей и педагогов. Практически, ни один вопрос, ни одна проблема не разрешается с помощью традиционных школьных знаний. Это приводит к девиациям поведения. Девочка ищет ответы на не высказанные вопросы. И находит ответы, но не всегда нужные. Некоторые девушки не верят в любовь, не хотят выходить замуж и рожать детей, а предпочитают этому карьеру и деньги. На таком негативном фоне гендерное воспитание становится основой нравственного определения девушек во взрослой жизни.
Проблема воспитания школьников в процессе гендерной социализации очень сложна и многогранна и имеет различные аспекты - физиологические, социологические, психологические, педагогические.