СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Школа для родителей на тему: «Что может игра. Речевые игры дома»

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе представлены игры, позволяющие  родителям воспитанников осознать объем знаний, представлений полученных детьми в детском саду. Актуализируют знания и обогатят опыт родителей по вопросам развития речи.

 

Просмотр содержимого документа
«Школа для родителей на тему: «Что может игра. Речевые игры дома»»

Школа для родителей

на тему: «Что может игра. Речевые игры дома»


Шемякина Анна Валерьевна,

учитель-логопед ГБОУ СО ЦППМСП «Ресурс»

г.Екатеринбург, Свердловской области


В школе для родителей проводятся игры, позволяющие родителям воспитанников осознать объем знаний, представлений полученных детьми в детском саду. Актуализируют знания и обогатят опыт родителей по вопросам развития речи.


Время проведения: май

Форма проведения: дидактические игры .

Цель: привлечь внимание родителей к вопросу развития речи детей  через совместное общение; показать родителям, как можно это сделать; вовлечь родителей в игровую, совместную  деятельность со своим ребенком; помочь родителям осмыслить нравственные ценности семейного общения; расширить представления и обогатить опыт родителей по вопросам развития речи, нравственного воспитания.

План проведения:

1. Вступительное слово ведущего (ведущий учитель-логопед)

2.  Речевые игры.

3. Подведение результатов.

Ход мероприятия.

1. Подготовительный этап.

1. Оформление материалов к выставке по теме собрания.

2. Разработка сценария.

3. Разработка буклета-памятки.

2. Организационный  этап.

«Школа для родителей» проходит в помещении музыкального зала. Звучит спокойная музыка. Стулья расположены для работы в группе.

3.Вступительное слово  ведущего игры.

Ведущий, приветствует родителей, сообщает тему «Школы для родителей»: «Что может игра. Речевые игры дома». Обращается внимание на программу встречи. В «Школе для родителей» проводятся игры, позволяющие осознать объем знаний, представлений полученных детьми в детском саду. Эти игры помогут родителям повысить  успешность социального развития собственного ребенка, создать позитивную обстановку между детьми и родителями.


4. Основная часть.

Предлагается выслушать мнения экспертов по данному вопросу. Дети старшей-подготовительной группы отвечают на вопросы: «Что такое игра? Что такое игра для развития речи?» (Видеозапись)

Ведущий: Сегодня мы будем не просто рассказывать, а показывать, как нужно развивать речь детей, чтобы Вы запомнили, научились и использовали эти приёмы в развитии своего ребёнка.

Для начала проведём разминку. Поиграем в игру «Вопросы на засыпку» (игра с мячом):

1. Назовите первую букву алфавита.

2. Что делает почтальон?

4. Что нужно сделать, если сломаешь чужую вещь?

5. Сколько звуков имеет слово « луна»?

6. Для чего нужны уши?

7. Берлога- это дом…….

8. Пекарь- это человек…..

9. Масленка- это посуда……

10. Участок земли, где растут овощи, называется…..

11. Продолжи : дети не в тягость, а …..

Все мы в детстве играли в речевые игры, только мы над этим совсем не задумывались. (перечисляются игры):


Светофор.  Стоя спиной к игрокам, «Светофор» называл какой-нибудь цвет. Если игрок мог отыскать "на себе" названный цвет (одежда, бант, заколка и т.п.), он брался за него рукой и спокойно переходил через "дорогу". Если же ничего подходящего не находилось, ему оставалось только быстро перебежать на другую сторону. А "светофор" должен был ловить нарушителей. Тот, до кого он дотрагивался, сам становился "светофором".

Съедобное-несъедобное. Все игроки выстраиваются в ряд. Водящий с расстояния в 2-4 метра бросает каждому по очереди мячик, называя какой-нибудь предмет. Если это что-то съедобное, мячик нужно поймать, если нет - отбить (или просто не ловить).

Краски.  "Черт" ("монах") подходил к краскам и говорил: "Тук-тук!" "Продавец" спрашивал: "Кто там?" - "Я черт с рогами, с горячими пирогами, на лбу шишка, в кармане - жареная мышка!" "Продавец" интересовался: "За чем пришел?" - "За краской!" - "За какой?" Здесь черт называл какой-нибудь цвет. Если такой краски нет, "продавец" отвечал: "Такой у нас нет! Скачи по дорожке на одной ножке!" "Черт" делал круг почета на одной ноге и возвращался за новой краской. Если же названная "краска" присутствовала среди сидящих, "продавец" говорил: "Есть такая. Платите столько-то". Пока "черт" "расплачивался" - хлопал рукой по ладони продавца нужное количество раз (использовался возраст игрока), "краска" вскакивала и убегала. Пойманная "краска" становится "чертом".


Глухой телефончик. Первый игрок быстро произносит на ухо соседу какое-нибудь слово. Тот, в свою очередь, передает то, что услышал, следующему игроку. Когда слово обойдет круг, последний игрок его называет.



Я знаю пять имён

Первый игрок начинает чеканить одной рукой мячик об землю, приговаривая:

— Я знаю пять имен девочек. Аня -раз, Катя — два, Поля — три, Маша — четыре, Настя — пять.

Я садовником родился.

Водящий произносит считалочку: «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме…» И называет «имя» (название цветка) одного из игроков. Происходит диалог между водящим и игроком. Участник, чье имя прозвучало, должен откликнуться. Тот, кто ошибся: — отдает фант (любую свою вещь). В конце игры фанты разыгрываются.


Игра в слова.

Игроки по очереди называют слова. Каждое следующее слово должно начинаться на последнюю букву предыдущего.



Таким образом, можно сформулировать две основные задачи:

1) широко использовать игры в различных режимных моментах;

2) учитывать возможные особенности поведения ребёнка.

Каким же требованиям должна отвечать игра?

Во-первых, она должна соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям ребёнка.

Во-вторых, ее структура и содержание должны постепенно усложняться.

В-третьих, в игре должны быть задействованы как можно больше анализаторов: тактильный, вкусовой, обонятельный, зрительный, слуховой, двигательный. Такие игры, как правило, имеют более высокую результативность, запоминаются надолго и вызывают стойкий интерес.


Чтобы ребёнок научился правильно, красиво говорить, необходимо, чтобы сформировался неречевой, а затем и речевой слух – способность различать звуки речи.


Послушайте слова: гром, гроза, греметь, грот, раскаты, грохотать!

  • Какой звук способствует передаче чего-то грохочущего, грозного при прослушивании слов:

  • Какой звук создает ощущение скорости и в то же время плавности волн?

Волна на волну набегала,

Волна подгоняла волну.

• Какой звук создает образ тишины?

Тише, мыши! Кот на крыше!

Взрослые легко справляются с такими заданиями. У детей они вызывают определенные трудности. Следует вывод: ребенка нужно учить слушать и слышать.


Игры, которые мы перечислили (Глухой телефончик, Я садовником родился, Краски, Игра в слова), помогают нам в этом.

Давайте поиграем в игру «Что звучало» для развития неречевого слуха», «Глухие телефончики» (для развития умения слышать слова), «В слова» (для развития умения выделять первый и последний звуки в словах).


Для формирования неречевого, речевого слуха, звукового анализа предлагаю следующие игры:

Игра «Перебеги дорогу»

Цель: развитие слухового внимания, фонематического восприятия.

Ход игры. Ребенку предлагается встать перед ленточкой или ковром. Взрослый произносит слова, близкие по звучанию (лягушка, подушка, кукушка, хлопушка, ватрушка; дочка, кочка, точка, бочка, ночка и т.п.). При произнесении определенного слова взрослым (например, слова подушка; точка) дети должны перебежать «дорогу» (ковер). Игра может повторятся несколько раз.


Игры со звуками

Взрослый называет слово, а ребенок отвечает, с какого звука оно начинается, каким заканчивается, какие еще звуки он слышит. Если малыш хорошо справляется, можно попросить его проговаривать предложенные слова по звукам; придумывать слова, в которых, например, звук «а» стоит в начале, в конце или в середине. Можно поменяться с ребенком ролями, чтобы он сам давал задание и проверял его выполнение.


Запрещенный звук

Детям предлагаем ответить на вопрос, исключая какой-то определенный звук либо заменяя его хлопком в ладоши. Например, исключается звук [м]. Тогда, отвечая на вопрос Какие ягоды растут в лесу?, нельзя говорить малина и земляника. Звук [м] заменяется хлопком.

(Хлопок)-алина,зе-(хлопок)-ляника.

Слово наоборот

Произнести названное логопедом слово наоборот — от конца до начала. Начинать необходимо с коротких слов (кот, дом), постепенно переходя к более длинным.

Зашифрованное предложение

Мысленно разбить слово на слоги и после каждого из них добавить слог (например (чи).

Игра «Назови слово»

Придумывайте слова на определенные звуки-буквы.

Игра «Поймай звук»

Ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит определённый звук в словах.

Игра «Придумай новое слово»

Необходимо заменить вторую букву в слове так, чтобы получилось другое слово, например: „ДЫМ — ДОМ", „КОТ — КИТ", „РУКИ — РАКИ", „СТАЛ — СПАЛ".


Для овладения чистой речью необходимо, чтобы сформировались подвижность губ, языка, речевое дыхание.

Чтобы взрослым понять как непросто малышу овладеть этими навыками, поиграем в игру:

- «Произнеси фразу» с поднятым кверху (с опущенным вниз, с удерживаемым зубами языком.


Для развития артикуляционной моторики можно поиграть дома в игры:


Рожицы

Детям предлагается выполнять различные мимические движения: надувать щеки, вытягивать губы трубочкой, широко открывать рот. Затем упереться языком во рту в зубы, стараясь «вытолкнуть их наружу». Расслабить язык (10 раз) Прижимать язык во рту то к левой, то к правой щеке (10 раз). Удерживая кончик языка за нижними зубами, выгнуть его горкой затем расслабить (10 раз). Отработать такие движения языка, как щелкание, цокание. Затем выполнить ритмическую последовательность: 2 щелкания, 2 цокания, 2 посвистывания и т.д.



У ребёнка должна быть сформирована слоговая структура слова. Насколько нелегко овладеть навыком покажет взрослому проговаривание скороговорки. Предлагаю вытянуть лист со словами скороговорки.


Для успешного овладения слоговой структурой слов можно поиграть в игры:

Ритм по кругу

Дети воспроизводят услышанный ритмический рисунок (хлопают в ладоши, чертят палочки, пожимают руки.


Следующий вид упражнений — скороговорки. Важно, чтобы дети поняли, что необходимо говорить не только быстро, но и чисто, ясно для окружающих.

А что, если предложить ребенку произносить одну и ту же фразу с разными интонациями (нежно, зло, вопросительно, с удивлением, с радостью, со страхом, приказывая, прося, умоляя, громко, тихо)?


Речь ребёнка не сможет сформироваться без активного пополнения словарного запаса. Какую фразу повторить проще?


Конечно ту, где больше понятных слов. Взрослый может себе представить, на сколько сложно овладеть, например, специальной научной терминологией да ещё и активно ввести её в речь. Иногда должен пройти не один год.

Для ребёнка сначала все слова являются незнакомыми.

Для успешного обогащения и активизации словарного запаса можно поиграть в игры:


«Доскажи словечко»

Вы начинаете фразу,  а ребенок заканчивает ее:

 Ворона каркает,  а воробей . . .

Сова летает,  а заяц . . .

У коровы теленок,  а у лошади . . .

Сахар сладкий, а лимон …

Луна видна ночью, а солнце …

Огонь горячий, а лед …

Река широкая, а ручей …

Камень тяжелый, а пух …


«Чудесный мешочек»

Предметы, которые понадобятся: мешочек и мелкие игрушки.

Вытяните из мешка любую игрушку, и пусть малыш назовет ее вслух.


«Какой предмет?»

Цель — развитие умения подбирать к слову-предмету как можно больше слов-признаков и правильно их согласовывать.

К слову-признаку дети должны подобрать как можно больше слов-предметов.

Зеленый — помидор, крокодил, цвет, фрукт, …

Красное — платье, яблоко, знамя, …


Игра «Почемучка»

Определить, из каких слов состоят слова: самосвал, пылесос, самолет, мясорубка, сороконожка, босоножки, соковыжималка, листопад, снегопад, снеговик, мотокросс, медведь.


Игра «Четвёртый лишний»

Ребёнку называют слова три из которых относятся к одному обобщающему понятию, и предлагают определить, какое лишнее и почему. Например: чашка, блюдце, тарелка и яблоко; медведь, лошадь, собака и курица; елка, береза, дуб и рыба; береза, дуб, липа, и ель.

Если ребенок не понимает задания, задавайте ему наводящие вопросы, попросите назвать известных ему животных (птиц, рыб), овощи (фрукты).


Игра «Где мы были, вам не скажем, а что делали – покажем»

Оригинальность игры заключается в том, что взрослый предлагает ребенку поиграть в нее без слов. Папа или мама загадывают простое предметное действие (например, «чтение книги») и с помощью мимики и жестов показывают его ребенку. Тот должен отгадать, что делают родители.


Если ребёнок не сможет связать слова в красивое, грамматически правильно оформленное предложение, его речь будет недостаточно понятна окружающим.

Вытяните бумажку со словами предложения, всё ли вам понятно?

Слова в предложении должны «дружить».


Для более быстрого овладения грамматической стороной речи поиграем в игры.

«Один и много»

Взрослый называет один предмет – а ребенок много.


«Чего не стало?»

Взрослый выкладывает перед ребенком несколько различных предметов (можно игрушки)– 4 – 7 штук. Затем просит ребенка запомнить все предметы и отвернуться, а сам в это время убирает один любой предмет. Ребенку предлагается посмотреть внимательно и назвать, чего не стало.


Игра «Живые — неживые слова»

Детям предлагается поставить к предметным картинкам соответствующий вопрос.

Что? (Солнце, цветок, ручей...)

Кто? (Ежик, дедушка, бабушка...)

Сосчитай предметы.

В дороге Вы можете поиграть в игры:

- «Я вижу …»

- «В лесу много …»


Упражнения и игры для развития грамматического строя речи и обогащения словарного запаса предлагаю Вам каждую неделю.


Для развития связной речи.

Игра «Придумай предложение»

Дайте ребенку задание придумать предложения, используя следующие слова и словосочетания: «холодное лето», «колючий куст», «смешной котенок», «проливной дождь», «веселая поездка», «длинный поезд».


Время и антивремя

Это упражнение на развитие причинно-следственных отношений.

Каждый ребенок должен описать какое-то событие (экскурсию, кинофильм, рассказ и т.д.) Сначала правильно, а затем от конца к началу.


Конечно же нам очень хочется, чтобы наши дети научились хорошо читать и писать.

Насколько нелегко научиться читать слово поможет понять игра «Что написано?» (чтение слова выложенного из объёмных букв с завязанными глазами)

Так и дети должны сначала узнать букву, а затем слить буквы в слог, из слогов сложить слово.


Для запоминания букв предлагаю поиграть:

- Игра «Найди букву», «Найди слог». (смотреть слайды презентации)


Я к вам пишу...

Если ребенок знает азы чтения, умеет читать по буквам или слогам, но не проявляет достаточного интереса к этому занятию напишите ему с помощью магнитной азбуки «письмо», например, на холодильнике, чтобы он мог самостоятельно прочесть его. Текст может быть любым: послание от героя сказки, сообщение о спрятанном гостинце и т.д. Сначала письмо может содержать два-три простых слова, затем пять-семь.


Как сложно писать, покажет игра «Напиши фразу в рукавичке»

Чтобы овладеть графическими навыками можно поиграть в игры для развития пространственных представлений:

«Найди точку»

Попросите малыша дотронуться правой рукой до левого уха, потом левой рукой — до правого колена, указательным пальцем правой руки до левого плеча.

«Накрой ладошкой»

Разложите на столе картинки. Предложите накрыть правой рукой, например, яблоко, а левой — машинку. Пусть малыш скажет, что лежит под правой, а что под левой рукой.

«Путешествие ручкой по листу бумаги»

Скажите ребенку, что отправляетесь в путешествие. Для этого в левом вер­хнем углу листа попросите нарисовать машину. Переместитесь в правый нижний угол, где надо нарисовать домик. От домика вы затем поедете к речке в левый нижний угол. Дальше вы можете продолжить и разнообразить игру так, как подскажет вам ваша фантазия.

«Выложи узор»

Выкладывайте буквы и узоры из спичек, счетных палочек. Конструирование букв из спичек — захватывающее занятие. Попросите малыша, например, переложить спичку так, чтобы из буквы „Н" получилась буква „П".

«Графические диктанты»

Важно научить ребенка ориентироваться на листке в клеточку. Он должен видеть правый, левый, нижний и верхний углы клетки, ее стороны. Попросите малыша поставить точку в левом верхнем углу клетки и двигаться по клеточкам по вашей команде: „Одна клетка вниз, одна вправо, одна вверх, одна вправо, две клетки вниз, одна вправо, две клетки вверх, одна вправо, две вниз".



Уважаемые родители! Предлагаю Вам буклеты. Здесь перечислены игры, в которые Вы можете поиграть дома, в дороге, по пути из садика. Если у Вас есть вопросы, пожалуйста, задавайте.


Предлагаю заполнить анкету по результатам сегодняшней нашей встречи.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!