ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЬЯКОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ И.М. СТРЕЛЬЧЕНКО»
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПРОТОКОЛ
заседания Школы молодого учителя
« 25 » сентября 2019 г. № 2
Председательствующий – Иоцук М.В.
Секретарь – Полхова З.В.
Присутствовали: 10 человек:
Конопля Н.А. – зам. директора по УВР
Шагай Г.А. – зам. директора по ВР
Татаренко Н.В. – психолог гимназии
Демидюкова Н.Н. – молодой педагог, учитель русского и украинского языка и литературы
Кухаренко А. Н. молодой педагог, учитель начальных классов
Каткевич О. А.– молодой педагог, учитель истории
Шумович Н.А.- молодой педагог, учитель физической культуры, основ медицинских знаний
Татаренко О. М. учитель начальных классов
Приглашены: - 1 человек: Осадчая Е.Н – директор гимназии.
Повестка дня:
Изучение содержания учебных программ, нормативных документов.
- Сущность и значение перспективного планирования образовательного процесса по предмету.
- Подготовка учителя к уроку.
Отв: зам. директора по УВР Конопля Н.А.
Практическая часть:
Проведение уроков учителями-наставниками.
Самоанализ и анализ урока.
Отв.: учителя-наставники.
1. СЛУШАЛИ: Изучение содержания учебных программ, нормативных документов.
- Сущность и значение перспективного планирования образовательного процесса по предмету.
- Подготовка учителя к уроку.
ВЫСТУПИЛИ:
1.Зам. директора по УВР Конопля Наталья Алексеевна. Отметила, что главное направление новых стандартов – усиление заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у школьников умения учиться. Ребёнок в процессе обучения должен быть не объектом, а субъектом учебной деятельности. Поэтому при планировании учебных программ необходимо руководствоваться нормативными документами. В современном обучении на первом месте стоит становление личности, её «самостроительство».
2. Директор гимназии Осадчая Екатерина Николаевнар сказала, что с составлением рабочих программ, согласно методических рекомендаций, справились все молодые-учителя. Замечания принимались адекватно и исправлялись вовремя.
3. Учитель-наставник Татаренко Ольга Михайловна разъяснила, что перспективное планирование помогает учителю правильно распределить учебную программу, согласно с усложнениями, и что такое планирование помогает учащимся лучше освоить учебный материал. Перспективно-тематическое планирование есть отражение в перспективно-тематическом плане системы уроков по теме, что позволяет развернуть ее содержание в строго логическом порядке, когда учебный материал каждого урока базируется на знаниях и умениях учащихся, полученных на предыдущих занятиях, являясь в то же время основой для последующих уроков.
Система уроков предполагает включение в учебный процесс изучения темы всех его основных звеньев: сообщение нового материала; систематизация, закрепление и совершенствование знаний учащихся; применение усвоенного учебного материала, формирование у учащихся навыков и умений; контроль учебных успехов учащихся при планировании системы уроков. Материал темы разделяется на части, соответствующие содержанию уроков, и располагается в порядке изучения.
4. Учитель-наставник. Шагай Галина Александровна, сказала о важности подготовки учителя к каждому уроку. Успех или неудача урока во многом зависят от той подготовки, которую проведет учитель. Она состоит из двух этапов: планирование системы уроков по теме и планирование каждого конкретного урока. Планирование системы уроков по теме, или тематическое планирование, должно начинаться с изучения учебной программы по предмету и содержания образования, а также учебного плана. Система уроков отражается в календарно-тематическом плане, который обычно составляется в начале учебного года.
Поурочное планирование. Для начинающего учителя обязательным является написание так называемого плана-конспекта, или планирование поурочного плана. Даже опытные учителя используют поурочные планы, составленные в той или иной форме — краткой или развернутой, которая наиболее приемлема для них. План для учителя — это опора, руководство к действию. Он не должен сковывать учителя: при необходимости от него можно отойти, внести коррективы по ходу урока. План составляется так, чтобы по возможности отражать действительный ход работы учителя на уроке. План должен быть достаточно подробным и оформленным таким образом, чтобы при необходимости в любой момент урока им можно было легко воспользоваться. При планировании конкретного урока начинающему педагогу следует вначале проработать материал соответствующего параграфа учебника, изучить методическую литературу с целью ознакомления с рекомендуемыми методиками проведения урока, затем подобрать средства обучения, проверить их соответствие содержанию материала урока.
Важным моментом при планировании урока является учет возможностей учащихся. Это касается в первую очередь выбора методов и средств обучения, а также распределения времени на уроке для опроса и объяснения нового материала.
В план-конспект следует включать перечень вопросов для контроля усвоения учебного материала. Этих вопросов должно быть достаточное количество, чтобы при необходимости их использовать как резерв времени. Начинающему учителю полезно записать вкратце и ответы на них. При необходимости учитель может по одному уроку составить два разных поурочных плана в случае, если он работает в параллельных классах, которые значительно отличаются по уровню подготовки и общего развития.
РЕШИЛИ:
1.1. Молодым-учителям продолжить изучение методических рекомендаций по составлению рабочих программ, знать содержания учебных программ и нормативные документы.
1.2. Подготовку молодому учителю надо проводить в таком порядке:
– четко определить и сформулировать для себя его тему;
– определить место урока в теме, а темы - в годовом учебном курсе;
– выделить общую задачу урока;
– конкретизировать задачи урока, выделить ведущую задачу урока, сформулировать и записать ее в плане таким образом, чтобы она была доступна, понята учащимися, осознана ими.
– определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала урока, которая будет использована в дальнейшем;
– определить, что должен понять, запомнить ученик на уроке, что он должен знать и уметь после урока;
– определить, какой учебный материал сообщать учащимся. В каком объеме, какими порциями, какие интересные факты, подтверждающие ведущие идеи сообщить школьникам.
2. СЛУШАЛИ: Проведение уроков учителями-наставниками.
ВЫСТУПИЛИ:
1.Учитель-наставник Полхова З.В. Отметила, что молодые-учителя мало посещают уроки учителей-наставников.
РЕШИЛИ:
2.1.Молодым-учителям чаще посещать уроки опытных учителей.
3. СЛУШАЛИ: Самоанализ и анализ урока.
ВЫСТУПИЛИ:
Иоцук Марина Владимировна руководитель ШМУ, ознакомила педагогов с памяткой начинающему учителю при анализе своего урока. Учитель должен приучить себя к самоанализу урока. В план самоанализа обязательно должно входить:
Работа по формированию учебных навыков и умений:
· работа с книгой;
· использование справочников и словарей;
· развитие устной и письменной речи учащихся;
· самоконтроль учащихся за своей учебной деятельностью;
· самостоятельная работа;
Сколько учащихся не справились с самостоятельной работой ? Как вы поработали с учащимися по ликвидации пробелов в их знаниях ?.
Планомерно ли осуществляли контроль за знаниями учащихся на уроке ? Учли ли вы следующее :
· не преобладали ли фронтальные опросы ;
· как давно вы использовали ТСО, наглядные средства для оптимизации учебно-воспитательного процесса;
· включили ли вы повторение в опрос? Делаете ли вы это в системе?
· каково соотношение слабоуспевающих и сильных учеников.
РЕШИЛИ:
3.1.При взаимном посещении уроков обязательно делать самоанализ урока.
Председательствующий ___________ М. В. Иоцук
Секретарь ___________ З.В.Полхова