СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Школа – наш второй дом. Права и обязанности школьника

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование гражданской позиции, патриотизма, актуализировать восприятие школы как жизненно важной категории;

- развитие памяти, мышления, воображения, творческого потенциала учащихся, независимости, самостоятельности, умения сотрудничать;развивать коммуникативные навыки школьников, творческую и социальную инициативу;

- воспитание положительного, уважительного отношения к школе, к учителям, к одноклассникам;

воспитывать чувство дружбы, товарищества, коллективизма.

Просмотр содержимого документа
«Школа – наш второй дом. Права и обязанности школьника»

Колпакова Светлана Александровна

«Специалист І категории»

учитель начальных классов

МОУ «Школа№ 31 г. Донецка»



КЛАСС: 2 класс

МЕСТО УРОКА В ИЗУЧАЕМОЙ ТЕМЕ: третий урок в Макросфере «Воспитывай в себе гражданина Донецкой Народной Республики»



Тема урока: Школа – наш второй дом. Права и обязанности школьника

Цель:

- формирование гражданской позиции, патриотизма, актуализировать восприятие школы как жизненно важной категории;

- развитие памяти, мышления, воображения, творческого потенциала учащихся, независимости, самостоятельности, умения сотрудничать;развивать коммуникативные навыки школьников, творческую и социальную инициативу;

- воспитание положительного, уважительного отношения к школе, к учителям, к одноклассникам;

воспитывать чувство дружбы, товарищества, коллективизма;

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: мультимедийный экран, нарисованный дом, кирпичи-слова.



Ход урока

1. Организационный момент

Улыбнемся солнышку,

Дадим друг другу руку

­Поднимем настроение

Себе и другу!

2. Сообщение темы урока

Школа– самый лучший друг,

Второй наш дом родной!

Здесь постигаем курс наук 

Мы дружною семьей.

Семья–это святое слово,

И обижать его нельзя!

В нем наши корни, наша сила,

Наши заветные слова!

Как вы думаете, что объединяет все это?

Итак, тема нашего урок « Школа – наш второй дом»



3. Актуализация знаний учащихся



- Ребята, запишите, пожалуйста, в центре листа ключевое слово нашей темы. В данном случае это слово «школа». А вокруг напишите слова, которые приходят вам на ум в связи с тем, что даёт вам школа.

Ученики называют слова, в которых раскрывается понятие «школа».

4. Изучение нового материала

Школа – это такой же дом, как и ваш родной. Здесь вас тоже всегда ждут, любят и заботятся о вас. Но здесь вы ещё получаете знания, становитесь умнее, приобретаете много друзей. Вот только у школы к вам есть просьба – относитесь к ней бережно, с любовью, как и к своему собственному дому. Очень многие люди постарались, чтобы школа стала ещё красивее и уютнее, чтобы вам было приятно находиться в её стенах, чтобы ничто не мешало вам получать знания.

-А кто вас сегодня провожал в школу? Как можно одним словом назвать всех мам, пап, бабушек, дедушек, братиков, сестричек? Да это наша семья.

Семья – самое главное, что есть в жизни человека. Мы очень любим всех членов нашей семьи. Наш дом и семья неразрывно связаны.

- В школе тоже живёт семья. А кого называют школьной семьёй? Да это все дети, которые посещают школу, учителя, ваши одноклассники.

Это действительно семья, потому что в школе так же, как и дома, вы любите

друг друга, заботитесь друг о друге, у вас появляются общие интересы и

одна цель – получить знания. Школа и класс связаны между собой, как дом и

семья

- Вы все живете в семье, в которой есть мама, папа, детки, бабушка, дедушка.

Вы все уважаете, друг друга, помогаете, заботитесь друг о друге.

- А соблюдаете ли вы, порядок в семье? Каким образом? У каждого из членов семьи есть свои обязанности. Расскажите, какие обязанности у вас в вашей семье? (Послушать нескольких ребят)

(Показ слайда на мультимедийном экране «Школа – класс»)

- Ребята, в школе, как и в вашем доме, есть семья – это наш класс. И здесь мы с вами тоже заботимся друг о друге, уважаем друг друга, помогаем друг другу, и у каждого из вас свое поручение.

В школе нашей есть свои правила - законы, которые мы будем соблюдать. И тогда у нас с вами будет порядок. Порядок в вашем доме, порядок в школе, порядок в любимом городе.

(Показ слайда на мультимедийном экране «Дом – Школа, Семья - Класс»)

- А сейчас поиграем в игру « Строим школу».

- Ребята, что необходимо иметь, для постройки дома? (кирпич, песок, цемент, вода…) Вот мы с вами сейчас отправимся за покупкой кирпичей. Кирпичи разные. Дети читают названия кирпичей и выбирают нужные, и таким образом строится дом. (Слова-кирпичи: порядок, взаимопомощь, ябедничество, жадность, беспорядок, спасибо, грубость, до свидания, дружба, здравствуйте, доброта, вежливость.)



Учитель:

 - Ребята, а знаете ли вы правила, которые существуют в школе?

- Давайте вспомним основные правила поведения в школе?

Правила поведения в школе:

1. Когда входишь в класс, поздоровайся с учителем и товарищами.

2. Если опоздал на урок, извинись и попроси разрешения пройти на место.

3. На уроке слушай внимательно, отвечай, выполняй все задания.

4. Не отвлекай соседей своими разговорами.

5. В столовой нужно вести себя тихо, не прыгай, соблюдать правила этикета за едой.

6. На переменах не толкай товарищей, не дерись.



Сюжетно – ролевая игра



Класс делится на маленькие группы. Каждой группе даѐтся задание. Через пять минут каждая группа по очереди выходит к доске, проигрывает ситуацию и доказывает свою точку зрения.

Ситуация №1. Мальчик и девочка опоздали на урок, поприветствовали учителя и пошли на свои места.

Ситуация №2. Учитель вызвал ученика к доске. Он шумно встал, вразвалку пошѐл к доске, задевая по пути тетради и учебники.

Ситуация №3. Две учительницы разговаривают. Мимо проходит ученик и говорит: «Здравствуйте, Марина Петровна».

Ситуация №4. Девочке понадобилась на уроке линейка. Она громко спросила подругу, есть ли у неѐ линейка, а потом встала, пошла, взяла линейку и затем села на место.

Ситуация №5 Учитель объясняет тему урока, в этот момент ученик поднимает руку и задаѐт вопрос.

Ситуация №6 Две учительницы ведут беседу во время перемены. К ним подходит ученица и жалуется, что еѐ обижают одноклассники.







5. Закрепление изученного материала

Закончи предложение

Учащиеся дополняют окончание предложений:

- В школе я должен...

- В школе я имею право...

- Дома я должен...

- Дома я имею право...

- На улице я должен...

- На улице я имею право...

- Как понимаете выражение «право на ошибку»? (Высказывания детей.)

- Подумайте, существуют ли люди, которые не делают ошибок? Какие

ошибки совершаете вы сами? (Ответы детей.)

- Как понимаете выражение «на ошибках учатся»?

Вывод:

Делать ошибки - это нормально. На ошибках мы учимся. Главное - научиться

не повторять свои ошибки в дальнейшем



Физкульминутка

Упражнение " Собери пословицу"

Задача: Собрать пословицу из отдельных слов.

1. В книге ищут не буквы, а мысли.

2. Знанье – не водица – в рот само не станет литься.

3. Золото добывают из земли, а знания - из книг.

4. Красна птица перьями, а человек – ученьем.

5. Мало уметь читать, надо уметь думать.

6. Мир освещается солнцем, а человек – знанием.

7. Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

8. Ученье – свет, а неученье – тьма.

9. Чтение – лучшее учение.

10. От ученья человек с пути не сбивается.

Учитель 

- Что такое право? (Правила, по которым живут люди.)

- Какие права есть у вас? (На жизнь, на семью, на учебу.)

Все начинается с права на жизнь. Это - первый шаг на пути в будущее. Но такое право было не всегда. В Древней Спарте ребенка, родившегося слабым, сбрасывали со скалы в пропасть. В Париже в старину детей, которые были в тягость родителям, отдавали нищим.



Обсуждение ситуации

- Вспомним сказку Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок». Все ли обитатели птичьего двора имели одинаковые права?

- Почему обижали маленького утенка? (Он был совсем не похож на других.)

- Имеют ли право люди относиться так к человеку, который не похож на них цветом кожи, внешним видом, костюмом, говорит на другом языке?

- Почему горько плакал Зайчик в сказке «Лиса и Заяц»?



Вопросы

- Почему нельзя товарищам давать кличку, прозвище?

- Почему нельзя отправляться в поездку с незнакомыми людьми?

- Почему нельзя играть на чердаках, в подвалах?

- Что ты будешь делать, если кто-нибудь подойдет ко входной двери и попросит тебя впустить его, чтобы позвонить по телефону?

- Как ты будешь действовать, если ты и родители потеряли друг друга?

- Кто защищает ваши права? (Государство.)

- Как можете вы защищать свои права в общении со сверстниками? (Быть дружными.)

- Какие права ты считаешь главными для человека?

- Еще одна обязанность школьника - беречь свои вещи и учебные принадлежности.



Творческое задание «Новое расписание»

-Ребята, однажды в одну школу был назначен новый директор, который решил переделать все в школе. И начал он все переделывать с названий школьных уроков – старые названия ему жутко надоели. Так в школьном расписании появились «краскомазюканье», «буквосложение»…

Помогите веселому директору и придумайте не менее трех названий для уроков, таких, как математика, музыка, физкультура, труд, русский язык.



6. Итог

Кто научился многое делать сам, никогда не будет в тягость другим, не будет чувствовать себя беспомощным. Надо освоить все виды самообслуживающего и домашнего труда за время учебы в школе, чтобы уметь полностью обслуживать себя.

Подведение итогов

- Какие права есть у учащихся?

- Какие есть обязанности?

- Какие домашние обязанности вы уже можете взять на себя?

Учитель: 

Школа – ваш второй дом. В ней вы проводите большую половину дня. Школа не только даѐт вам ценные знания, но учит строить свои отношения с людьми, уважительно относиться к взрослым, общаться с товарищами, завоѐвывать друзей. И от того, как вы проявите себя в школе, во многом зависит ваша дальнейшая жизнь.






Список литературы:


1. Астахов, Павел Алексеевич. Я и семья/ П. А. Астахов; [худож.: Л. П. Лазарева, М. М. Герасимов]. — Москва : ЭКСМО, 2009. — 80 с. — (Детям о праве).



2. Остер, Григорий Бенционович. Права детей :перевод Конвенции о правах ребёнка на детский язык / Г. Б. Остер; худож. А. Мартынов. — Москва : Планета детства, 2012. — 44 с.


3. Смагина, Людмила Ивановна. Моя Конвенция: [кніга для детей] / Л. І. Смагина, А. С. Чарнявская, И.И.. Андрончик. — Минск: Прамкомплекс, 2010. — 56 с.


4. Стальфельт, Пернилла. Одного поля ягоды/ П. Стальфельт; пер. со швед. М. Людковской. — Москва : Открытый мир, 2007. — 28 с.


5. Наш мир и наши права. Что нужно знать о правах человека школьникам младших и средних классов: пособие для учителей, разработанное Amnestu International. — Москва : КомпасГид, 2013. — 160 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!