Школа олимпийского резерва. Работа с одаренными детьми по подготовке к олимпиадам и творческим конкурсам
ПОРТНОВА ЕКАТЕРИНА НИКОЛАЕВНА,
учитель русского языка и литературы
высшей категории МБУ «Школа № 70»
- «Важно, чтобы у всех детей, независимо от того, где они живут, независимо от того, насколько материально обеспечены их родители, была возможность развивать свои способности в самых разных областях…Эти дети – надежда страны, ведь именно они будут крепить экономический, научный, спортивный и культурный потенциал Отечества»
- В.В. Путин, президент России
- Сухомлинский В. А.: «Одарённый ребёнок – это такой ребёнок, который выделяется какими-либо своими качествами… Если хорошо поискать, то в любом ребёнке можно найти черты одарённости»
- Сухомлинский В. А.: «Одарённый ребёнок – это такой ребёнок, который выделяется какими-либо своими качествами… Если хорошо поискать, то в любом ребёнке можно найти черты одарённости»
- Белинский В. Г.: «Способность творчества есть великий дар природы»
- Белинский В. Г.: «Способность творчества есть великий дар природы»
- Д. Б. Богоявленская: « Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности».
- Д. Б. Богоявленская: « Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности».
Признаки одаренности
Познавательная сфера
Личностное развитие
Оригинальность,
Стремление доводить свой продукт до совершенства
гибкость , продуктивность мышления
Умение классифици-ровать
Социальная автономность
Высокая концентрация внимания
Лидерство
- ребенок способен учиться, усваивать материал в полном объеме. Он обладает хорошей памятью, разносторонне развит
- ребенок способен учиться, усваивать материал в полном объеме. Он обладает хорошей памятью, разносторонне развит
- ребенок показывает исключительные результаты по одному или нескольким предметам, но при этом не интересуется остальными предметами и плохо по ним успевает
- ребенок показывает исключительные результаты по одному или нескольким предметам, но при этом не интересуется остальными предметами и плохо по ним успевает
- выражается в оригинальности мышления, генерировании идей и решений
- выражается в оригинальности мышления, генерировании идей и решений
- отражение таланта в музыке, литературе, других видах творчества
- отражение таланта в музыке, литературе, других видах творчества
- характеризуется способностью контролировать свои движения и управлять координацией тела.
- характеризуется способностью контролировать свои движения и управлять координацией тела.
Виды одаренности
Академическая
Интеллектуальная
Творческая
Художественно-эстетическая
Спортивная
Распределение заданий по темам:
1) фонетика, орфоэпия, графика и орфография (выявление специфики соотношения буква / звук, особенностей произношения и др.; определение причин ошибки; понимание взаимосвязи букв и звуков, роли букв в слове; элементарные знания истории русской письменности);
2) словообразование (современное и историческое членение слова на словообразовательные единицы и определение способа словообразования);
3) грамматика (разграничение грамматических форм слова, демонстрация умения давать слову морфологическую характеристику в зависимости от его синтаксической роли в предложении);
4) лексикология и фразеология (определение лексического значения слов одной тематической группы; знание семантики готовых единиц русского языка – фразеологизмов);
5) лексикография (умение работать с лексикографическим материалом, знание структуры словарной статьи и специфики лингвистической информации, изложенной в определённых типах словарей);
6) история языка, диалектология, славистика (выявление специфики русского языка среди других языков славянской группы; сопоставление древнего и современного значений слов, современных и устаревших (литературных и диалектных) форм и др.).
Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2017/2018 учебном году
РУССКИЙ ЯЗЫК СРЕДИ ДРУГИХ СЛАВЯНСКИХ ЯЗЫКОВ (славянская семья языков, решение олимпиадных задач по переводу слов, написание мини –проектов о тематических группах слов, общих для славянских языков)
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТАП ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЯЗЫКА (история падежных форм существительного, особенности склонения имен прилагательных…)
СТАРОСЛАВЯНИЗМЫ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ (фонетические, морфологические, словообразовательные признаки, исторические чередования звуков в русском языке)
ИСТОРИЯ РУССКОГО АЛФАВИТА (две азбуки , буквы кириллицы, судьба букв Ъ, Ь, Ѣ,Ё , буквы кириллицы, вошедшие в пословицы, реформы русской орфографии)
Блок 1. История языка.
Блок 2.
Основные сведения о языке
- История развития русского алфавита Фонетический разбор с записью редукции
- Процесс падения редуцированных и последствия этого процесса в области гласных и согласных
- Объяснение написания слов в соответствии с историческим процессом падения редуцированных
- Основные виды исторических чередований языка
- Фонетические «приметы» старославянизмов
Фонетика и графика
Лексика
- Понятие об этимологическом анализе слова
- Первоначальное значение и образный смысл русских пословиц и поговорок
- Происхождение фразеологизмов
- Пути и причины изменения первичной семантики и исторического морфемного состава слова.
- Исторические изменения в составе слова
- Диахронические процессы в русском языке и их последствия
- Словообразовательные славянизмы
- Основные иноязычные аффиксы. Время и способы заимствования из латинского и греческого языков
- Значение заимствованных лингвистических терминов.
Словообразование
- Происхождение частей речи
- Происхождение грамматических категорий и последствия этих процессов
- Лексико-грамматические значения синтаксических единиц
- Аспекты изучения синтаксических единиц (логический, структурный, коммуникативный)
- История происхождения знаков препинания.
- Особенности развития системы подчинительной связи в русском языке
Грамматика
Блок 3. Филологический анализ текст.
«Художественный текст - сложно построенный смысл. Все его элементы суть элементы смысловые»
Лотман Ю.М.
Чтение и письмо для развития критического мышления
Образовательные технологии
Информационно-коммуникативные технологии
Метод проектов
Методическая поддержка
Методическая поддержка