СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Школа Шерлока Холмса, или дедуктивный метод на уроках истории и …

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья - это описание части тех методических приёмов, с помощью которых я стараюсь на уроках  реализовать требования ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Школа Шерлока Холмса, или дедуктивный метод на уроках истории и …»

Школа Шерлока Холмса, или дедуктивный метод на уроках истории и …

Одной из целей ФГОС при формировании познавательных УУД учащихся является формирование и развитие умений определять понятия, создавать суждения, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирая критерии и основания для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические построения в виде суждений и умозаключений, делать выводы.

Все эти умения относятся к универсальным методам научного познания, собственно говоря там, именно с овладения этими методами начинается настоящая наука. Структурными компонентами всякой науки являются понятия, которые должны быть обобщены определённой системой категорий.

Понятия в большей части наших учебников существуют в уже готовом, сформулированном виде. Мы порой требуем от детей их заучивания, так как в книге, не всегда разбирая его на составляющие части, выявляя родовые и видовые признаки, хотя это могло бы дать колоссальную поддержку ребёнку не только для понимания, но и усвоения этого понятия.

Задуматься над этой проблемой меня заставили курсы Валентины Лазаревны Зориной по системе диалектического обучения. Не могу сказать, что я стала работать в системе, так как одних курсов для понимания всё-таки мало, но совершенно точно, на многие вещи в работе над уроками я стала смотреть совершенно по-другому. Например, мне стало понятно, почему, при всей гуманитарной направленности моих предметов( история и обществознание), мне гораздо проще и легче работать с математическими классами. Ларчик открылся совершенно просто: именно у детей в этих классах развито логическое мышление, что для изучения предмета обществознание, совершенно бесценно.

Но не всегда учителю выпадает удача работать с классом где логическое мышление развито у большей части учащихся. Чаще всего всё как раз наоборот, и эту сторону мышления можно и нужно развивать на уроках. Большую помощь здесь может оказать известный дедуктивный метод Шерлока Холмса, описанный Конан Дойлем.

Дедукция представляет собой особый метод мышления, основанный на умении выстраивать из общей картины выводить мелкие частные заключения. Как этим пользовался всем известный легендарный герой Шерлок Холмс? Дедуктивный метод Шерлока Холмса можно описать одной фразой, которую детектив произнес в «Этюде в багровых тонах»: «Всякая жизнь – это огромная цепь причин и следствий, и природу ее мы можем познать по одному звену». Бесспорно, в жизни все происходит хаотично и порой непредсказуемо, но, несмотря на это, навыки, которыми обладал сыщик, помогали ему раскрывать даже самые запутанные преступления. Но мне, как учителю, то и надо, чтобы мои ученики смогли увидеть эти самые связи, смогли понять и по крупицам восстановить истинный ход событий!

Дедукция играет большую роль в формировании логического мышления, способствуя развитию у учащихся умения использовать уже известные знания при усвоении новых, логически обосновывать те или иные конкретные положения, доказывая правильность своих мыслей. Дедукция воспитывает подход к каждому конкретному случаю как звену в цепи явлений, учит рассматривать их во взаимосвязи друг с другом.

Овладение дедукцией раскрывает учащимся объективные связи и отношения между изучаемыми фактами и явлениями. Дедукция помогает применять имеющиеся у учащихся знания на практике, использовать общие теоретические положения, носящие часто абстрактный характер, к конкретным явлениям, с которыми учащимся приходится сталкиваться в жизни, в учебной деятельности.

Ну а теперь немного логической теории.

Дедукция (лат. deductio – выведение) – метод мышления, следствием которого является логический вывод, в котором частное заключение выводится из общего. Цепь умозаключений (рассуждений), где звенья (высказывания) связаны между собой логическими выводами.

Началом (посылками) дедукции являются аксиомы или просто гипотезы, имеющие характер общих утверждений («общее»), а концом – следствия из посылок, теоремы («частное»). Если посылки дедукции истинны, то истинны и её следствия. Дедукция – основное средство логического доказательства.

  1. Все люди смертны.

  2. Сократ– человек.

  3. Следовательно, Сократ смертен.

Дедуктивные умозаключения особенно подробно исследовались в средневековой логике. На современном уроке дедуктивный метод можно и нужно применять рассматривая темы, где необходимо проследить причинно-следственные связи. Кроме того, давая сложное определение, которое запомнить трудно не только с первого, но и со второго раза, можно, воспользовавшись дедукцией, разобрать его на составляющие части, выделив родовые и видовые признаки. Проще будет и понять и запомнить даже самым слабым ученикам.

Давайте попробуем на практике применить данный метод, исследуя тему « Внешняя политика России на Дальнем Востоке накануне Русско-японской войны 1904-1905 гг».

Посылками для исследования я предлагаю следующие:

  1. Любая война начинается из-за неразрешённых противоречий между государствами.

  2. Между Россией и Японией в 1904 году началась война.

  3. Следовательно… (умозаключение выводят сами учащиеся) Между Россией и Японией были неразрешённые противоречия.

Справедливо ли наше утверждение нам помогут выяснить документы, иллюстрирующие ряд исторических событий, а именно:

  • Тексты договоров между Российской империей, Китаем (Дайцинской империей), и Японской империей.

  • Контракт на строительство КВЖД и мемуары её строительстве и об аренде Ляодунского полуострова

  • Телеграммы и депеши об участии России в подавлении восстания «ихэтуаней»

  • Выдержки из писем и дневников, характеризующие расстановку сил внутри российского правительства.

  • Манифесты о начале войны императоров Николая II и Мацухито Мейдзи.

Каждая группа работает со своей частью документов по предложенным вопросам

Вопросы 1 группе:

  1. Оцените, как изменились взаимоотношения между Россией и Японией с 1855 до 1896 гг.?

  2. Предположите, какие территории могли стать спорными между государствами и почему?

Вопросы 2 группе:

  1. Оцените выгоды договора 8 для России и Китая, как вы думаете, можно ли говорить о взаимовыгодном сотрудничестве двух стран?

  2. Почему А.Н. Куропаткин называет строительство КВЖД авантюрой С.Ю. Витте? Какие опасности предвидят оба политика?

Вопросы к 3 группе:

  1. Предположите, почему Россия столь активно участвовала в подавлении восстания ихэтуаней?

  2. Какая главная задача ставится перед русскими войсками? Можно ли считать эти меры оккупацией Россией Манчжурии?

Вопросы к 4 группе:

  1. Чем отличались позиции В.К. Плеве и А.Н. Куропаткина по вопросам внутренней и внешней политики?

  2. Почему, на Ваш взгляд император Германии Вильгельм II подталкивает российского императора к активным действиям на Дальнем Востоке?

Для поиска ответов на вопросы используйте не только тексты документов 22,23,24,25,но и сноски под документами

Вопросы к 5 группе:

  1. В чём суть взаимных обвинений предъявленных в манифестах императоров России и Японии?

  2. Почему, начиная и вступая в войну оба правителя говорят собственном миролюбии?

Работа всех групп суммируется в таблицу, которая группирует противоречия между странами и позволяет учащимся самостоятельно сформулировать вывод, какие противоречия стали причинами русско-японской войны. Кроме того, анализ документов позволяет вывести учащихся и на следующую тему урока «Первая русская революция», так как именно она стала прямым следствием войны.

Напоследок читаю необходимым предупредить. При данном приёме работы очень важно следить за истинностью посылок, так как ложная посылка приводит к ложным умозаключениям


Елена Витальевна Васильева учитель истории и обществознания МАОУ лицей № 12 г. Красноярск




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!