СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Школа здоровья и безопасности. Программа внеурочной деятельности для 1-4 классов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа рассчитана на 4 года, 1 час в неделю. Состоит из 4 блоков: "ПДД", "Разговор о правильном питании", "Безопасность", "Полезные привычки".

Просмотр содержимого документа
«Школа здоровья и безопасности. Программа внеурочной деятельности для 1-4 классов.»



Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 34

с углубленным изучением обществознания и экономики»















Рабочая программа курса внеурочной деятельности

социального направления развития личности

«Школа здоровья и безопасности»



Возраст обучающихся: 7 -11 лет

Срок реализации: 4 года












Автор-составитель:

Климова Н.Г., учитель начальных классов, первая квалификационная категория.






Великий Новгород

2018 год

Оглавление

Раздел 1. Пояснительная записка……………………………………………………………………………………….…

Раздел 2. Содержание Программы курса внеурочной деятельности…………………………………………………..

Раздел 3. Организационно – педагогические условия реализации Программы………………………………………..












Раздел 1. Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности «Школа здоровья и безопасности» (далее – Программа) - это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.



Актуальность Программы обусловлена следующими основными факторами:

Во – первых, снижение уровня показателей здоровья – актуальная проблема современного общества. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни, включая знания о сохранении и укреплении собственного здоровья, и в первую очередь о важности правильного питания.

Во-вторых, проблема дорожно-транспортных происшествий с участием детей остается актуальной. Статистика свидетельствует, что в условиях интенсивности движения транспорта наблюдается большое количество несчастных случаев с детьми. Это происходит во многом потому, что учащиеся или не знают правил дорожного движения, или нарушают их, не сознавая опасных последствий этих нарушений.

В-третьих, техногенная деятельность современного общества, обострение социальных противоречий, проявление разрушительных сил природы, явившихся следствием непродуманных отношений общества с окружающей средой, создают предпосылки для возникновения множества опасностей, угрожающих жизни и здоровью человека. Чрезвычайная любознательность и эмоциональность детей, подвижность и физическая слабость по сравнению со взрослыми людьми, незнание и непонимание подстерегающих человека опасностей и неумение прогнозировать последствия своего поведения при встрече с ними, а также отсутствие самостоятельного опыта взаимоотношений с людьми, природными обитателями и явлениями, техникой приводит к гибели и получения травм детьми в быту, в природном окружении, при общении с социально-опасными личностями. Преодолеть эти опасности или, в крайнем случае, уменьшить, смягчить их воздействие возможно при условии систематического обучения каждого человека стратегии поведения в различных ситуациях, создающих угрозу для его нормальной жизни, труда и отдыха.

В-четвертых, распространенность употребления психоактивных веществ (ПАВ) среди несовершеннолетних и молодежи на протяжении многих лет продолжает оставаться одной из ведущих социально значимых проблем нашего общества, определяющих острую необходимость организации решительного и активного противодействия. В последнее время для России употребление несовершеннолетними алкоголя, наркотических и других психоактивных веществ превратилось в проблему, представляющую угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку. Необходимо попытаться решить проблему роста употребления ПАВ детьми через самопознание, самовоспитания, повышение уровня жизненной компетентности школьников и выработку навыков здорового образа жизни.

Педагогическая целесообразность программы «Школа здоровья и безопасности» заключается в том, что обучающиеся научатся:

  • соблюдать правила дорожного движения, понимать сигналы светофора и регулировщика, пользоваться общественным транспортом, правильно вести себя на улице, познакомятся со значением важнейших дорожных знаков, указателей и линий разметки проезжей части дороги.

  • правилам рационального питания, направленным на сохранение и укрепление здоровья, правилам этикета в области питания, познакомятся с народными традициями, связанными с питанием и здоровьем.
  • правилам безопасного поведения на улице, в школе, дома, в природе; принимать правильное решение в опасных ситуациях.

  • правильно общаться, определять безопасные и опасные ситуации, критически относиться к употреблению табака, алкоголя, делать здоровый выбор и принимать ответственные решения, правильно и безопасно проводить свободное время.



Программа «Школа здоровья и безопасности» разработана на основе следующих программ:

  • программы общеобразовательных учебных заведений в Российской Федерации ''Правила безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах''.

  • специальной обучающей программы для детей и подростков — «Разговор о правильном питании», разработанной в Институте возрастной физиологии Российской Академии Образования. Руководитель авторского коллектива — директор Института, академик Российской Академии Образования Российской Федерации М. М. Безруких. Консультационную поддержку программе оказывает Институт питания РАМН.

  • авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности» (авторы: Л.П.Анастасова, П.В.Ижевский, Н.В. Иванова).

  • авторской программы «Полезные привычки» (авторы: Т.Б. Гречаная, Л.Ю. Иванова и Л.С. Колесова под редакцией О.Л. Романовой), рекомендованной Министерством образования и науки РФ и является адаптированной.

Место Программы в ООП НОО:

Программа имеет социальное направление.

Программа внеурочной деятельности направлена на решение задач основной образовательной программы начального образования: программа внеурочной деятельности содержательно дополняет базовый школьный курс по технологии, физической культуре, по предмету «Окружающий мир».


Цель и задачи Программы курса внеурочной деятельности «Школа здоровья и безопасности»

Цель Программы: формирование у школьников культуры здорового и безопасного образа жизни.

Обучающие задачи:

  • формировать у учащихся представление о необходимости заботиться о своем здоровье и безопасности;

  • привитие учащимся начальных знаний, умений и навыков в области безопасности жизни;

  • сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье;

  • научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье.

Воспитательные задачи:

  • воспитание у детей чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;

  • формирование навыков коллективных действий.

Развивающие задачи:

  • развитие навыков самостоятельности в принятии решений, воспитание ответственности за их последствия;

  • развитие творческого и логического мышления;

  • выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни.



Возраст и особенности обучающихся:

Учащиеся в возрасте от 7 – 11 лет.



Формы организации внеурочной деятельности по Программе:



Срок реализации

Программа реализуется классным руководителем с 1 по 4 класс.

Программа рассчитана на 33 часа в год для первого класса и 34 часа в год для 2-4 классов.



Режим занятий

1 час в неделю.



Виды занятий:

практическая работа

мультимедиа – занятие

игры

разыгрывание сценок

конкурсы

соревнования

викторины

презентация

экскурсия



Методы, используемые при реализации Программы курса внеурочной деятельности «Школа здоровья и безопасности»:
  • словесные;

  • наглядные;

  • практические (дидактические игры, деловые игры);

  • метод проектов.


Ожидаемые результаты курса внеурочной деятельности «Школа здоровья и безопасности»:

Учащиеся начальной школы в процессе изучения курса узнают:

  • правила перехода дороги, перекрёстка;

  • обязанности пассажира;

  • виды и назначение дорожных знаков, дорожной разметки;

  • правила поведения на улице, во дворе, в школе, дома;

  • значения для здоровья правильного питания;

  • правила организации рационального сбалансированного питания;

  • особенности жизнеобеспечения дома и основные причины, которые могут привести к возникновению опасной ситуации;

  • характеристики водоёмов в местах своего проживания, их состояние в различное время года;

  • способы и средства спасения утопающих, основные спасательные средства;

  • правила безопасного поведения в лесу, в поле, у водоёмов;

  • меры пожарной безопасности;

  • правила личной безопасности в различных криминогенных ситуациях;

  • наиболее характерные для региона проживания чрезвычайные ситуации, причины их возникновения и последствия;

  • опасные погодные явления, наиболее характерные для региона проживания;

  • основные правила безопасности при использовании электроприборов и других бытовых приборов, бытового газа, а также препаратов бытовой химии;

  • рекомендации по соблюдению мер безопасности при купании, отдыхе у водоёмов;

  • порядок и правила вызова полиции, скорой помощи, пожарной охраны;

  • действие в неблагоприятных погодных условиях, в том числе в поле, в лесу, у водоёма;

  • оказание первой медицинской помощи при порезах, ожогах, укусах насекомых, кровотечении из носа, попадании инородного тела в глаз, ухо или нос, при отравлении пищевыми продуктами;

  • соответствующую возрасту информацию о табаке, алкоголе и других психоактивных веществ;

  • как правильно общаться со сверстниками, старшими;

  • как отстаивать свои интересы в неагрессивной форме и отказаться в ситуации давления;

  • как определять безопасные и опасные ситуации и делать правильный выбор.



Подведение итогов реализации Программы курса внеурочной деятельности «Школа здоровья и безопасности»:

 Эффективность Программы основывается на результатах обучения.

 Основными формами подведения итогов реализации Программы являются  проекты, практикумы, экскурсии, конкурсы, викторины.



Раздел 2. Содержание Программы курса внеурочной деятельности «Школа здоровья и безопасности»:

Программа внеурочной деятельности «Школа здоровья и безопасности» для учащихся 1-4 классов состоит из 4 тематических блоков.

1 блок «Правила дорожного движения». 32 ч. (по 8ч. каждый год обучения).

2 блок «Разговор о правильном питании». 36ч. (по 9ч. каждый год обучения.):

1-2 классы «Разговор о здоровье и правильном питании» 18ч. (9ч.+9ч.) 3-4 классы «Две недели в лагере здоровья» 18ч. (9ч.+9ч.)

3 блок «Безопасность». 32ч. (по 8часов каждый год обучения).

Противопожарная безопасность.

Безопасное поведение дома.

Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера.

Безопасное поведение вблизи открытых водоемов.

Опасные животные и насекомые.

Безопасное поведение в природе.



4 блок «Полезные привычки». Реализация превентивной профилактической программы «Полезные привычки». 35ч. (1 класс 8часов, 2-4 классы по 9часов каждый год обучения).



Программа «Школа здоровья и безопасности» для учащихся 1-4 классов. Календарный учебный график (Приложение 3) 1класс.

N п/п

Дата

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1




1

ПДД. На наших улицах. Мы идем в школу.



2




1

Разговор правильном питании. «Разговор о здоровье и правильном питании». Здравствуй, дорогой друг! Введение.



3




1

Безопасность. Противопожарная безопасность. Огонь - друг и враг.



4




1

Полезные привычки.

Я - неповторимый человек.



5




1

ПДД. Это должен знать каждый. Азбука дорожного движения.



6




1

Разговор о правильном питании. «Разговор о здоровье и правильном питании». Если хочешь быть здоров.



7




1

Безопасность. Безопасное поведение дома.

Возможные опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома. Как вести себя, когда ты дома один?



8




1

Полезные привычки. Культура моей страны и Я.



9




1

ПДД. Наши верные друзья. Сигналы светофора и регулировщика.



10




1

Разговор о правильном питании. «Разговор о здоровье и правильном питании». Самые полезные продукты.



11




1

Безопасность. Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера. Опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми людьми. Правила безопасного общения с незнакомыми людьми.



12




1

Полезные привычки. Чувства.



13




1

ПДД. Знаки на дорогах.



14




1

Разговор о правильном питании. «Разговор о здоровье и правильном питании». Удивительные превращения пирожка.



15




1

Безопасность. Противопожарная безопасность. Причины возникновения пожара.



16




1

Полезные привычки. О чем говорят чувства.



17




1

ПДД. Опасные игры. Где можно играть?



18




1

Разговор о правильном питании. «Разговор о здоровье и правильном питании». Кто жить умеет по часам.



19




1

Безопасность. Безопасное поведение вблизи открытых водоемов. Особенности состояния водоемов в разное время года. Меры предосторожности при движении по льду.



20




1

Полезные привычки. Множество решений.



21




1

ПДД. Мы пассажиры.



22




1

Разговор о питании. «Разговор о здоровье и правильном питании». Вместе весело гулять!



23




1

Безопасность. Опасные животные и насекомые. Правила безопасного поведения и меры защиты.



24




1

Полезные привычки. Решения и здоровье.



25




1

ПДД. На загородной дороге.



26




1

Разговор о правильном питании. «Разговор о здоровье и правильном питании». Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной.



27




1

Безопасность. Противопожарная безопасность. Обсуждение книг С.Я.Маршака «Кошкин дом», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое».



28




1

Полезные привычки. Нужные и ненужные тебе лекарства.



29




1

ПДД. Учимся соблюдать правила движения.



30




1

Разговор о правильном питании. «Разговор о здоровье и правильном питании». Плох обед, если хлеба нет.



31




1

Безопасность. Безопасное поведение в природе. Опасные ситуации в природе: дождь, гроза, снегопад и др. Ориентирование. Ядовитые растения, грибы, ягоды, меры безопасности.



32




1

Полезные привычки. Пассивное курение: учусь делать здоровый выбор



33




1

Разговор о правильном питании. «Разговор о здоровье и правильном питании». Время есть булочки.




Календарный учебный график (Приложение 3) 2класс.

N п/п

Дата

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1




1

ПДД. Как мы знаем правила дорожного движения.



2




1

Разговор о правильном питании. «Разговор о здоровье и правильном питании». Введение. Повторение пройденного в 1 классе.



3




1

Безопасность. Противопожарная безопасность. Что нужно сделать при пожаре.



4




1

Полезные привычки. Вкусы и увлечения



5




1

ПДД. Движение пешеходов по улицам города и дорогам.



6




1

Разговор о правильном питании. «Разговор о здоровье и правильном питании». Пора ужинать.



7




1

Безопасность. Безопасное поведение дома. Электричество и газ как источники возможной опасности.



8




1

Полезные привычки. Учусь находить новых друзей и интересные занятия



9




1

ПДД. Элементы улиц и дорог. Уличная разметка.



10




1

Разговор о правильном питании. «Разговор о здоровье и правильном питании». Веселые старты.



11




1

Безопасность. Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера. Опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми людьми. Правила безопасного общения с незнакомыми людьми.



12




1

Полезные привычки. О чем говорят выразительные движения.



13




1

ПДД. Правила перехода улиц и дорог.



14




1

Разговор о правильном питании. «Разговор о здоровье и правильном питании». На вкус и цвет товарищей нет.



15




1

Безопасность. Противопожарная безопасность. Игры с огнем приводят к беде.



16




1

Полезные привычки. Учусь понимать людей.



17




1

ПДД. Перекрестки и их виды. Разметка проезжей части улиц.



18




1

Разговор о правильном питании. «Разговор о здоровье и правильном питании». Как утолить жажду.



19




1

Безопасность. Безопасное поведение вблизи открытых водоемов. Особенности состояния водоемов в разное время года. Меры предосторожности при движении по льду.



20




1

Полезные привычки. Опасные и безопасные ситуации.



21




1

ПДД. Дорожные знаки.



22




1

Разговор о правильном питании. «Разговор о здоровье и правильном питании». Что помогает быть сильным и ловким.



23




1

Безопасность. Опасные животные и насекомые. Правила безопасного поведения и меры защиты.



24




1

Полезные привычки. Учусь принимать решения в опасных ситуациях.



25




1

ПДД. Виды транспортных средств. Обязанности пассажиров.



26




1

Разговор о правильном питании. «Разговор о здоровье и правильном питании». Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты.



27




1

Безопасность. Противопожарная безопасность. Игра для малышей «Сложи картинку».



28




1

Полезные привычки. Реклама табака и алкоголя.



29




1

ПДД. Как обходить стоящий транспорт. Правила перехода улиц при высадке из транспортных средств.



30




1

Разговор о правильном питании. «Разговор о здоровье и правильном питании». Праздник здоровья.



31




1

Безопасность. Безопасное поведение в природе. Опасные ситуации в природе: дождь, гроза, снегопад и др. Ориентирование. Ядовитые растения, грибы, ягоды, меры безопасности.



32




1

Полезные привычки. Правда об алкоголе.



33




1

Разговор о правильном питании. «Разговор о здоровье и правильном питании». Мой дневник.



34




1

Полезные привычки. Проверь себя.






Календарный учебный график (Приложение 3) 3класс.

N п/п

Дата

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1




1

ПДД. Россия- страна автодорог. Автомобильная отрасль.



2




1

Разговор о правильном питании. «Две недели в лагере здоровья». Введение. Здравствуй, дорогой друг!



3




1

Безопасность. Противопожарная безопасность. Мы и огонь. Как я себя буду вести при пожаре.



4




1

Полезные привычки. Мой характер.



5




1

ПДД. Перекрёстки и их виды. Разметка дорог.



6




1

Разговор о правильном питании. «Две недели в лагере здоровья». Давайте познакомимся.



7




1

Безопасность. Безопасное поведение дома. Лекарства и средства бытовой химии как источники опасности.



8




1

Полезные привычки. Учусь оценивать себя сам.



9




1

ПДД. Сигналы светофора и регулировщика.



10




1

Разговор о правильном питании. «Две недели в лагере здоровья». Из чего состоит пища.



11




1

Безопасность. Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера. Опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми людьми. Правила безопасного общения с незнакомыми людьми.



12




1

Полезные привычки. Учусь взаимодействовать.



13




1

ПДД. Дорожные знаки и их группы.



14




1

Разговор о правильном питании. «Две недели в лагере здоровья». Здоровье в порядке – спасибо зарядке.



15




1

Безопасность. Противопожарная безопасность. Краткие сведения о пожарной охране, знакомство с профессией пожарного.



16




1

Полезные привычки. Учусь настаивать на своем.



17




1

ПДД. Тормозной путь транспорта.



18




1

Разговор о правильном питании. «Две недели в лагере здоровья». Закаляйся, если хочешь быть здоров.



19




1

Безопасность. Безопасное поведение вблизи открытых водоемов. Особенности состояния водоемов в разное время года. Меры предосторожности при движении по льду.



20




1

Полезные привычки. Я становлюсь увереннее.



21




1

ПДД. Мы велосипедисты.



22




1

Разговор о правильном питании. «Две недели в лагере здоровья». Как правильно питаться, если занимаешься спортом.



23




1

Безопасность. Опасные животные и насекомые. Правила безопасного поведения и меры защиты.



24




1

Полезные привычки. Когда на меня оказывают давление.



25




1

ПДД. Правила поведения в общественном транспорте. Вежливость пассажира.



26




1

Разговор о правильном питании. «Две недели в лагере здоровья». Где и как готовят пищу.



27




1

Безопасность. Противопожарная безопасность. Конкурс плакатов и рисунков на противопожарную тематику.



28




1

Полезные привычки. Курение.



29




1

ПДД. Я  иду по улице. Экскурсия.



30




1

Разговор о правильном питании. «Две недели в лагере здоровья». Блюда из зерна.



31




1

Безопасность. Безопасное поведение в природе. Опасные ситуации в природе: дождь, гроза, снегопад и др. Ориентирование. Ядовитые растения, грибы, ягоды, меры безопасности.



32




1

Полезные привычки. Курение.



33




1

Разговор о правильном питании. «Две недели в лагере здоровья». Молоко и молочные продукты.



34




1

Полезные привычки. Проверь себя.








Календарный учебный график (Приложение 3) 4класс.

N п/п

Дата

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1




1

ПДД. Мои летние наблюдения. Наш путь в школу и новые маршруты.



2




1

Разговор о правильном питании. «Две недели в лагере здоровья». Введение. Повторение пройденного в 3 классе.



3




1

Безопасность. Противопожарная безопасность. Лесные пожары. Летний отдых в лесу.



4




1

Полезные привычки. Самоуважение.



5




1

ПДД. Загородная дорога. Совсем небезопасно!



6




1

Разговор о правильном питании. «Две недели в лагере здоровья». Что можно есть в походе.



7




1

Безопасность. Безопасное поведение дома. Меры безопасности при пользовании различными инструментами.



8




1

Полезные привычки. Привычки.



9




1

ПДД. Азбука дорог. Правила дорожного движения.



10




1

Разговор о правильном питании. «Две недели в лагере здоровья». Вода и другие полезные напитки.



11




1

Безопасность. Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера. Опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми людьми. Правила безопасного общения с незнакомыми людьми.



12




1

Полезные привычки. Дружба.



13




1

ПДД. Различные группы знаков.



14




1

Разговор о правильном питании. «Две недели в лагере здоровья». Что и как можно приготовить из рыбы.



15




1

Безопасность. Противопожарная безопасность. Спички детям не игрушка. Опасные шалости с огнем. Бытовые пожары.



16




1

Полезные привычки. Дружба.



17




1

ПДД. Сигналы светофора.



18




1

Разговор о правильном питании. «Две недели в лагере здоровья». Дары моря.



19




1

Безопасность. Безопасное поведение вблизи открытых водоемов. Особенности состояния водоемов в разное время года. Меры предосторожности при движении по льду.



20




1

Полезные привычки. Учусь сопротивляться давлению.



21




1

ПДД. Горькая статистика. Данные сводок. Причины дорожно-транспортных происшествий.



22




1

Разговор о правильном питании. «Две недели в лагере здоровья». Кулинарное путешествие по России.



23




1

Безопасность. Опасные животные и насекомые. Правила безопасного поведения и меры защиты.



24




1

Полезные привычки. Учусь говорить «нет».



25




1

ПДД. Труд водителя. Предупредительные сигналы водителей.



26




1

Разговор о правильном питании. «Две недели в лагере здоровья». Спортивное путешествие по России.



27




1

Безопасность. Противопожарная безопасность. Конкурс сочинений на противопожарную тематику.



28




1

Полезные привычки. И снова алкоголь.



29




1

ПДД. На железной дороге.



30




1

Разговор о правильном питании. «Две недели в лагере здоровья». Олимпиада здоровья.



31




1

Безопасность. Безопасное поведение в природе. Опасные ситуации в природе: дождь, гроза, снегопад и др. Ориентирование. Ядовитые растения, грибы, ягоды, меры безопасности.



32




1

Полезные привычки. Алкоголь в компании.



33




1

Разговор о правильном питании. «Две недели в лагере здоровья». Дневник физического развития.



34




1

Полезные привычки. Проверь себя.









31



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!