СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Школьная дезадаптация теория

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Школьная дезадаптация теория»

Школьная дезадаптация – это расстройство адаптации ребенка школьного возраста к условиям учебного учреждения, при котором снижаются способности к обучению, ухудшаются взаимоотношения с учителями и одноклассниками. Чаще всего она встречается у школьников младшего возраста, но может проявляться также у детей, учащихся в старших классах. Следовательно, дезадаптация это:

•  нарушение адаптации;

•  совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социально-психологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям школьного обучения, овладение которыми по ряду причин становится затруднительными или, в крайнем случае, невозможным.

Школьная дезадаптация это понятие недиагностическое, а оценочное; это внешнее проявление нарушений, при которых ребенок не может найти в школьной среде «свое место», не может быть принят таким, какой он есть, и оптимально для себя реализовать имеющийся потенциал.

Причинами дезадаптации являются:

  1. низкий уровень познавательной сферы;

  2. неправильное семейное воспитание;

  3. дисгармоничные взаимоотношения с учителем;

  4. дисгармоничные взаимоотношения с детьми в классе;

  5. невнимание к личностным и индивидуальным особенностям
    учащегося.

Профилактика школьной дезадаптации

Одним из важнейших направлений работы учителя начальных классов является профилактика дезадаптации детей младшего школьного возраста к условиям школьного обучения, т. к. это явление широко распространено и обусловлено тенденцией к возрастанию.

Под профилактикой понимает систему предупредительных мер, связанных с устранением внешних причин, фактов и условий, вызывающих те или иные недостатки в развитии детей.

Общими принципами профилактики, являются:

  1. Комплексный и системный подход и диагностики, профилактике и коррекции;

  2. Учет возрастных и индивидуально-личностных особенностей ребенка и специфики социально - педагогической ситуации развития ребенка.

  3. Профессиональная компетентность и разделение функций,

  4. Опора на положительное в личности ребенка и ориентация на гармонизацию ее развития.

  5. Единство и взаимодополняемость психологических и педагогических методов

  6. Дифференцированный подход.

Основными задачами профилактики, являются:

Ответственность за соблюдение в классе психологических условий, необходимых для полноценного психического развития и формирования личности школьника;

2.  Своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в его интеллектуальном или личностном развитии;

3.  Предупреждение возможных осложнений в связи с переходом учащихся на следующую возрастную ступень.

Для эффективности профилактической работы следует соблюдать несколько условий:

  1. организация учебно-воспитательного процесса таким образом, чтобы его содержание и формы, с одной стороны, отвечали насущным возрастным потребностям учащимся, с другой стороны способствовали формированию новообразований следующего возрастного этапа;

  2. забота о развитии индивидуальности каждого учащегося;

  3. организация полноценного общения и взаимодействия взрослых и школьников.

Содержание профилактической работы учителя состоит в следующем:

1.  Учитель разрабатывает и осуществляет развивающие программы для учащихся разных возрастов с учетом задач каждого возрастного этапа.
Самое главное - дать возможность всем учащимся попробовать себя в различных областях знаний и практической деятельности для определения и развития своих интересов, способностей.

2.  Педагог выявляет такие психологические особенности ребенка, которые могут в дальнейшем обусловить возникновение определенных сложностей или отклонений в его интеллектуальном или личностном развитии.

3.  Педагог предупреждает возможные осложнения в связи с переходом учащихся на следующую возрастную ступень. Переходные периоды - очень ответственные этапы возрастного развития. Практическая значимость учета переходных периодов в воспитании и обучении определяются широко известным в педагогической практике фактом особой трудности работы с детьми на этих этапах, когда «ребенок становится относительно трудновоспитуемым вследствие того, что изменение педагогической системы, применяемой к ребенку, не поспевает за быстрыми изменениями его личности». Знание педагогами и родителями содержательной характеристики переходных периодов помогает создавать предпосылки для правильного учета возрастных психологических особенностей детей при организации учебно-воспитательного процесса на всех этапах, при общении и взаимодействии со школьниками разного возраста.

4. Учитель ведет работу по предупреждению перегрузки учащихся, связанной с многочасовым пребыванием в коллективе, с напряжением вызванным неуверенностью в своих знаниях, боязнью отвечать у доски и т. п.

5. Педагог ведет работу по подготовке учащихся к выбору профессии. По мнению , главными условиями готовности к профессиональному выбору являются полноценное психическое развитие ребенка, сформированность его мотивационно-потребностной
сферы, высокий уровень развития склонностей и способностей, самосознания. Становление психологической готовности ученика к выбору профессии или сферы профессиональной деятельности должно стать органической частью учебно-воспитательного процесса школы и начаться уже с первого класса.

6. Учитель ведет работу по созданию благоприятного психологического климата в классе, в школе; оптимизирует формы общения в педагогическом коллективе (взрослый - взрослый); способствует улучшению форм общения педагогов с учащимися, родителей с детьми (взрослый - ребенок), учащиеся между собой (ребенок - ребенок).

Предупредительная программа должна отвечать таким требованиям:

  1. Необходимо обеспечить, чтобы к детям поступали стимулы из внешней жизненной среды в надлежащем количестве, в определенной сгруппированно и временной последовательности. Стимулы должны соответствовать степени развития ребенка, т. к. поздняя, как и преждевременная, стимульная малоэффективна, а иногда и вредна.

  2. Поступающие стимулы должны иметь для ребенка значение, чтобы он мог включить их в систему своих переживаний и познаний. Они должны иметь подкрепляющее значение прежде всего в области желательного поведения.

  3. Необходимо создать условия для развития положительных стойких взаимоотношений между ребенком и его воспитателями, средой его дома и, наконец, более широкой предметной и общественной обстановкой.

  4. Необходимо облегчить ребенку включение в общество для того, чтобы он мог усвоить адекватные социальные роли.

Со слабоуспевающими детьми, кто плохо ведет себя в школе, следует вести уже коррекционную работу, а вот благополучные с точки зрения педагогики дети часто требуют к себе психопрофилактического внимания.







ГБП ОУ «Калязинский колледж»















РЕФЕРАТ

По коррекционной специальной педагогике

«ПРОФИЛАКТИКА ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ»









Подготовила:

студентка 3 курса

группы 31НК

Белах Анна Алексеевна



Преподаватель:

Ветошкина Татьяна Сергеевна







Калязин

2020г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!