СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Школьная НПК. Тема "Хадаг"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научно-практическая работа ученика 7 "б" класса Тумутова Амгалана.

Просмотр содержимого документа
«Школьная НПК. Тема "Хадаг"»

Министерство образования и науки РБ

МАОУ «СОШ №37»






Школьная научно-практическая

конференция учащихся



Номинация «Бурятский язык»


Тема: «Хадак и его значение в традиционной культуре

бурятского народа»





Автор: Тумутов Амгалан, ученик 7 класса

МАОУ «СОШ №37»

Руководитель: Цыренжапова Г.Б.







г.Улан-Удэ

2019 г.


Оглавление


  1. Введение

  2. Основная часть

  1. История происхождения хадака

  2. Разновидности хадака

3. Правила подношения и принятия хадака

4. Хадак – символ гостеприимства бурятского народа

ΙΙΙ. Практическая часть

Заключение

ΙV Список использованной литературы

V Приложения

  1. Таблица результатов опроса знаний о хадаке у учащихся школы























Ι. Введение

Хадак – значение этого слова знакомо далеко не каждому. Так что же это такое? Я хотел узнать, что означает хадак в буддизме, где он распространен, откуда и зачем пришел, а также – как правильно с ним обращаться и, главное в каких случаях его преподносят.

Я думаю, что хадак является символом гостеприимства нашего народа, что его преподносят самым дорогим гостям.

Мои родители во время Сагалгана дарят дедушке и бабушке синие хадаки с подарками. Также у нас в городе, когда встречают высоких гостей, то преподносят хадак с чашкой молока. Я заинтересовался этим обычаем и решил узнать о хадаках.

Актуальность моей темы в том, что многие традиции моего народа уходят в прошлое. Если мы не будем интересоваться историей своего народа, традициями, то многое уйдет в прошлое. Я люблю свою родину. На этой земле живу я, живут мои родители, на ней жили мои предки, на ней живут мои друзья. Я горжусь мудрыми традициями своего народа. Мне интересно изучать традиции и обычаи моих предков, узнавать новое.

Цель: исследовать историю возникновения хадака, о его значении в традиционной культуре бурятского народа.

Для решения этой цели   поставил следующие задачи:

  • узнать историю происхождения хадака и о его разновидностях;

  • узнать о правилах подношения и принятия хадака;

  • определить уровень знаний своих родственников о хадаке;

  • уважать и соблюдать традиции и обычаи своего народа.

Объектом исследования является хадак - как символ гостеприимства, знак глубокого уважения, дружбы и мира.

Гипотеза исследования: изучение данной темы поможет сохранить еще одну традицию моего народа.

Этапы исследования:

  • Сбор информации о происхождении и о разновидностях хадака;

  • Поиск информации в библиотеке, в интернете;

  • Анализ исследования.

Методы исследования:

  • Анкета-опрос;

  • Изучение интернет-ресурсов;

  • Анализ полученных результатов.

ΙΙ. Основная часть

  1. Из истории происхождения хадака. 

«Хадак» - тибетское слово, в переводе на бурятский язык означает «тэнгэри» (небо).  Существует одна легенда, которая объясняет происхождение и символику хадаков.

Люди обращались к небесам с молитвами. Будды, божества, боддхисаттвы услышали просьбы и спустились с небес, горных пиков на землю, сияя красками пяти цветов. Они олицетворяли стихии: землю, воду, огонь, ветер и пространство. Вместе они символизировали единение перерождения и пробуждения. Сияющие цвета, опускаясь, превращались в невесомую материю, подобную шелку.

Хадак – это шёлковый материал в виде длинного шарфа, один из буддийских символов, без которых не проходит ни один из его обрядов.

Хадаки бывают разных размеров от малых до весьма огромных. На больших хадаках бывают изображены различные буддийские символы, знаки и лики святых.

Хадак является одним из буддийских символов, а потому традицию его подношения можно встретить в Тибете, Тыве, Бурятии и Калмыкии.

Хадак самый почитаемый подарок, который преподносят высокоуважаемым людям, родителям и гостям. Он может быть преподнесен по любому праздничному поводу, таким как свадьба, рождение ребенка, прибытие и отбытие дорогих гостей и т. д. Его преподносят в виде поздравле­ния по случаю праздника, для пожелания удачи, в виде подношения ламам и святым во время молебнов.

  1. Разновидности хадака.

Хадак представляет собой отрез шелковой ткани длиной от 60 см. до 4 м. Каждый хадак имеет свое название, узор, цвет.

Различают 3 вида хадаков:

- Маленький хадак называется «Һэблик», который бывает длиной от 60 см до 1 метра.

- Юрын хадак (обычный хадак) - длинной от 1 до 1,5 метров.

- «Аюша хадак» от 2 до 4 метров.

Хадаки бывают разных цветов:

  • Белый хадак — символ изначальной чистоты, чистых помыслов. Это цвет святости и благополучия.

  • Синий хадак (Аюша хадаг) - самый почитаемый и наиболее распространенный хадак. Будучи цветом неба и воды, он символизирует вечность и бесконечность. Голубой цвет - знак согласия и спокойствия, верности и постоянства. Такой хадак преподносят уважаемым и почитаемым гостям, дарят друзьям, близким и родственникам.

  • Жёлтый хадак — символ земли, плодородия, умножения и достатка, постоянства и неизменности, тепла, жизни. Его преподносят богам и буддийским ламам.

  • Зеленый хадак (Самба хадаг) – символ дерева, означает достаток, урожайность, развитие. «Самба хадак» нельзя преподносить людям, его преподносят только на алтарь.

  • Красный хадак (Нанзат хадаг) символизирует огонь – знак душевной теплоты, любви, сохранности. Буряты полагают, что он приносит радость и счастье в семью, дарует мир и благополучие. Символ домашнего очага.

Красный - цвет власти и величия. Поэтому «Нанзат хадак» преподносят великим правителям, «хаанам» и президентам.

В Бурятии распространены хадаки белого, синего, желтого, зеленого и красного цветов. Особенно популярен синий цвет, символизирующий небо (или долголетие). Говорят, Далай-лама сразу определяет выходцев из Бурятии, прибывших на его учения, по синему цвету хадаков.

  1. Правила подношения и принятия хадака

Я со своими родителями, по особо почитаемым буддийским праздникам, иду поздравлять старейшин своего рода с подарками и обязательно с хадаком.

Правила подношения хадака:

Хадак по длине сгибают, подносят в развёрнутом виде на ладонях обеих рук, слегка придерживая сверху большими пальцами. Хадак складывается посередине, образовывая 2 слоя. Открытая сторона хадака обязательно должна быть обращена к тому, кому он преподносится – это означает, что все благие пожелания направлены уважаемому человеку. Принимают хадак также почтительно обеими руками. 

Хадак можно преподнести с деньгами, чашкой молока и другими подарками, сопровождается благопожеланиями. Когда преподносят с деньгами, здесь надо учесть значимый момент, деньги ложат на хадак внутренней стороной.

Правила приёма хадака: человек, которому преподносят, стоит с рас­крытыми ладонями, подняв большой палец и до конца дослушав благопожелания, приняв хадак, благодарит.

Немаловажно учесть, что человек, который преподносит хадак и человек, который принимает хадак, должны быть обязательно в шапке, т.е. с покрытой головой. Хадак ни в коем случае не надевают на шею. Мужчины, сложив хадак на левой руке, прячут за пазуху, а женщины тоже сложив на левой руке, ложат на самое почетное и чистое место в доме.

В Белый месяц (февраль) хадаки пяти цветов подносятся на домашний алтарь. Затем третий месяц (март) хадаки убираются и хранятся в сундуке. В канун следующего Белого месяца хадаки преподносятся Учителям в дацаны, уважаемым людям и родителям.

С давних пор существует обычай хранить пятицветные хадаки как добрый знак благополучия и спокойствия.

  1. Хадак – символ гостеприимства бурятского народа.

Подношение хадака с пиалой с белой пищей даже на правительственном уровне стало сегодня привычным ритуалом. Длинный шелковый шарф - это непременный атрибут приветствия дорогих гостей, символ уважения, добрых намерений и всевозможных даров.

Хадак  был наиболее часто встречающимся элементом  в обрядовой жизни кочевников-скотоводов.

  • Сватая невесту, сторона жениха подносит хадак алтарю с божествами в доме родителей избранницы.

  • В новой юрте хадак прикрепляли у самого входа, чтобы он оберегал жилище от злых духов, плохих людей, природных и бытовых катаклизмов.

  • Эти ритуальные куски материи имели магическую силу, служили в качестве оберегов.

  • Хадак повязывают на деревья в священных местах. У всех тюрко-монголов существовал ритуал привязывания лоскутов ленточек к деревьям на перевалах.

  • Совершая приношение и привязывая хадак, люди надеются, что их желания, мольбы осуществятся и будут услышаны. Считается, когда ветер колышет хадак, тот, кто повесил ленту, посылает свои молитвы небесам, даже если он в это время занят другими делами.

  • В дни празднования Белого месяца хадаки 5 цветов преподносятся на домашний алтарь, затем хадаки убираются и хранятся на алтаре.

  • Во время Сагаалгана дарят друг другу синие хадаки. В этот день вся молодёжь приходит к старшим (дедушке, бабушке, отцу, матери) и непременно преподносит им в первую очередь хадак с чашкой молока – это символизирует долголетие и счастье в жизни.









ΙΙΙ. Практическая часть

  1. Опрос

Методом анкетирования определил уровень знаний свих родственников о хадаке. Всего в анкетировании участвовало 10 родственников. (Приложение1)

Исходя из ответов, сделал вывод, что многие знают традиции преподнесения и принятия хадака, многие не знают значение хадака в жизни бурят и есть люди, которые не знают значение хадаков по цвету. Я думаю, что мы должны знать свои традиции и обычаи, ведь в них проявляется стремление к укреплению связей поколений.

2) В ходе исследования я нашел фотографии, где преподносят и дарят хадаки. Непременным условием у бурят при встрече высоких гостей является хадак.

В этом году изучая эту тему, я решил в день Сагаалгана приветствовать маму хадаком. Мама была очень рада.

3) В результате своей работы я увидел, что не у всех родственников, в которых я побывал, нет на алтаре хадаков. Присутствуют хадаки в основном в семьях, где есть дедушки и бабушки.

Заключение

По ходу выполнения своей работы, изучив значение хадака, я пришел к выводу, что хадак, безусловно, является символом гостеприимства, что он имеет глубокие корни, пришёл к нам издревле. Хадак является символом почитания старших, лам, родителей. Также он является знаком примирения. И эта традиция пришла к нам издавна.

Хадак - длинный ритуальный шарф, символизирующий уважение, дружбу, пожелание счастья и мира, вручается гостям или хозяину в знак глубокого уважения, дружбы и мира. И он является символической вершиной духовного и материального богатства нашего народа. Принимая дорогое преподношение люди должны хранить хадаки в самом почётном месте, на алтаре.

Память и знание прошлого делают мир человека интересным, заряжает нас энергией. И потому мы обязаны не только знать своё прошлое, но и в повседневной жизни стараться грамотно соблюдать их и сохранить их во благо будущего. Я попыталась внести свою посильную лепту в это благородное дело.

Подведя итоги исследовательской работы по изучению хадака, можно сказать, что мы должны почитать, уважать и бережно передавать из поколения в поколение традиции и обычаи своего народа.

Собранная информация послужит материалом для изучения истории своей малой родины, также будет интересна всем, кто интересуется традициями и обычаями нашего края.

Литература

  1. Бабуева В.Д. / Материальная и духовная культура бурят/ Улан-Удэ, 2004.

  2. Бабуев С.Д., Бальжинимаев Ц.Ц. / Буряад зоной урданай байдалай тайлбари толи/. Улан-Удэ, Бэлиг, 2004.

  3. «Эхэ хэлэн». Электронное пособие.

  4. Материалы из Интернета.

























Приложение1

Результаты анкетирования моих родственников.

В опросе участвовало всего 10 человек.

Вопросы

Знают

Частично

Не знают

1.Каких цветов бывают хадаки и что они означают?

9

1

0

2.Знаете ли вы правила преподнесения и принятия хадака?

7

1

2

3. Какое значение имеет хадак в жизни бурят?

6

3

1

4.В дни Сагаалгана ваша семья преподносит ли хадаки 5 цветов на алтарь?

3

5

2

В результате своей работы я увидел, что не у всех родственников, в которых я побывал, нет на алтаре хадаков. Присутствуют хадаки в основном в семьях, где есть дедушки и бабушки.




























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!