При разработке заданий учитывалось, что в целом участники Олимпиады должны продемонстрировать знание фонетической системы русского языка; знание истории русского алфавита и основных этапов становления русской орфографии; знание семантической системы современного русского литературного языка, элементарную осведомлённость в происхождении слов и понимание закономерностей исторического развития лексического значения слова; знание русской фразеологии; знание речевых норм русского языка и понимание их обусловленности языковой системой; навыки словообразовательного анализа; знание морфологической системы русского языка; знание синтаксической системы русского языка. Формулировки заданий и терминология соответствуют школьной программе. В задании подразумевается или указана форма ответа, а в некоторых случаях и его объём (например, количество языковых единиц, необходимых для аргументации ответа).
Просмотр содержимого документа
«Школьная олимпиада по русскому языку 5-6 классы»
Задания к олимпиаде по русскому языку. 5-6 классы
Задание 1
Расставьте ударения: алфавит, баловать, договор, звонит, сливовый, столяр, торты, щавель.
Задание 2
В какой паре слов нет рифмы. Почему?
Теснее — честнее, жарче — ярче, живее — красивее, жестче – проще.
Задание 3
Догадайтесь, какой русский писатель иногда подписывал свои произведения псевдонимом Нави Волырк?
Задание 4
Слово лук означает абсолютно разные предметы: «оружие» и «овощ». Как называется это явление в лексикологии?
Подберите слово, которое имеет значение
«птичка» - ____ («плёнка на молоке»)
«свадьба» - ____ («ошибка в деле»)
«гримаса» - ____(«снаряд») .
Задание 5
В книге К. И. Чуковского «От двух до пяти» есть такой эпизод: когда ребёнок услышал, что пришедшая в гости старая женщина «собаку съела» в каких-то делах, он спрятал от неё любимого щенка. Может быть, мальчик напрасно испугался? Докажите своё мнение.
Задание 6
Окончился спектакль. Зал аплодировал. Вдруг сосед слева стал кричать «бис». Я объяснил ему, что так кричать нельзя. Как вы думаете почему?
Задание 7
Даны существительные: дуло, жало, кило, пила, покрывало, шило. Какие из них образованы от глаголов с помощью суффикса -л- ?
Задание 8
Образуйте форму множественного числа родительного падежа от существительных: блюдце, чулок, дно.
Задание 9
Нужны ли в этом предложении Мели Емеля твоя неделя знаки препинания? Объясните. Как вы понимаете значение этого выражения?
Задание 10
Прочитайте текст орфографического правила. В приставках, оканчивающихся на ____ перед ____ согласными пишется буква ____, перед _____ согласными –___.
Вставьте пропущенные фрагменты. Сформулируйте название этого орфографического правила. Приведите пример его использования.