СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Школьная перемена – одна из форм работы в условиях педагогики оздоровления

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

:          В режиме учебного дня необходимо более рационально использовать перемены между уроками, которые имеют большое  значение для профилактики утомления у детей. Следует подбирать наиболее эффективные методы и методические приемы в организации игровой деятельности учеников, принимая во внимание уровень их физической подготовленности, функциональные особенности организма младших школьников, их дисциплинированность.

Просмотр содержимого документа
«Школьная перемена – одна из форм работы в условиях педагогики оздоровления»

УДК 796.29

ШКОЛЬНАЯ ПЕРЕМЕНА – ОДНА ИЗ ФОРМ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИКИ ОЗДОРОВЛЕНИЯ

© 2020

Автайкин Ю.М., учитель физической культуры

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа-интернат № 5 с углубленным изучением отдельных предметов «Образовательный центр «Лидер» города Кинеля городского округа Кинель Самарской области (Россия)


Аннотация: В режиме учебного дня необходимо более рационально использовать перемены между уроками, которые имеют большое значение для профилактики утомления у детей. Следует подбирать наиболее эффективные методы и методические приемы в организации игровой деятельности учеников, принимая во внимание уровень их физической подготовленности, функциональные особенности организма младших школьников, их дисциплинированность.

Ключевые слова: здоровьесберегающее пространство, подвижные игры, методика организации перемен, классификация игр, личностный рост.


Здоровье — это та ценность, которая определяет качество обучения и образования.

Как показали специальные исследования, 85% времени бодрствования дети проводят в сидячем положении, а это пагубно сказывается на их здоровье. Статистика свидетельствует о закономерном снижении уров­ня здоровья детей в последние десятилетия. Недостаточная двигательная активность детей и подростков связан­на с большой загруженностью учебной работой. Положение усугубляется и низ­кой культурой отдыха учащихся. Вследствие этого у детей развива­ется весь комплекс нарушений здоровья, который приня­то обозначать как гиподинамию[3, c. 32].

Подвижные игры — самое лучшее лекарство для детей от двигательного «голода» - гиподинамии, являющейся одной из основных причин заболеваемости и снижения иммунного статуса организма. Укрепление здоровья подрастающего поколения средствами физических упражнений, игр волнует меня уже давно.

Работая в начальной школе много лет в качестве учителя начальных классов, а с 2007 года учителя физической культуры, я пришёл к выводу, что необходимо организовывать подвижные перемены. Они играют дополнительную роль в системе физического воспитания и являются важным фактором оптимизации функционального состояния организма школьника. Они предназначены не только для решения задач физического совершенствования. Главным образом, они имеют релаксационный и оздоровительный характер.

В своей работе я применяю элементы игры, прежде всего, русские народные игры, ведущая цель которых физическое развитие и оздоровление детей.

В то же время игра требует от ребенка сообразительности, внимания, учит выдержке, вырабатывает умение быстрее ориентироваться и находить правильные решения.

Чтобы раскрыть особенности поведения и деятельности ребенка в условиях школьных перемен, а также выявить влияние перемен на работоспособность во время урока, проводилось наблюдение за младшими школьниками на перемене, результаты которого четко фиксировались. Кроме того была проведена анкета, включающая в себя следующие вопросы:
Устраивает ли вас продолжительность перемен? 

Ответили положительно – 92%. Так же были и отрицательные ответы – 8%. Например, с такой аргументацией: «Нет, потому что после бега на перемене нет времени отдышаться».
Чем вы занимаетесь на перемене? 

Все 100% детей ответили – играем. В какие игры играют дети? Самой распространенной игрой была игра “Стеночки” - 18%. Встречаются такие ответы: «Играю в боевиков», «в медведя». Играют в разные игры – 70% ребят.
Чем бы вы хотели заниматься во время перемен? 

Ответили – “хотели бы играть в подвижные игры” - 62%, в настольные игры – 24%. Были и другие ответы: например такие как: «Сидеть, общаться», «Читать журналы», «Слушать музыку», «Играть в Барби», «Танцевать», «Играть с телефоном», «Разгадывать кроссворды, ребусы, загадки». Так ответили 14%.
Опираясь на результаты наблюдений и высказывания в анкетах, были сделаны следующие выводы:

  • Дети стремятся к игровой деятельности. Игра для них – смысл жизни, они не могут жить без активности, испытывают её дефицит.

  • В свободное время предпочтение отдается игре, но игр дети знают очень мало. Они играют постоянно в «вольные игры» - игры «в кого-то», «во что-то». Источником этих игр в настоящее время является телевидение, компьютер.

  • Наши школьные перемены строятся однообразно. Дети часто предоставлены сами себе и не всегда умеют организовывать свое свободное время (таких ребят 49 %).

  • Преобладающему большинству учащихся нравятся музыкальные паузы и игры соревновательного характера /эстафеты/. 

Таким образом, обозначилась проблема: как организовать перемену так, чтобы дети не были предоставлены сами себе, не бегали по коридору, по лестнице, чтобы ничто не угрожало их здоровью.

Актуальность проблемы обусловила ведущую педагогическую идею: использование средств, методов и приемов здоровьесберегающих методик в учебно-воспитательном процессе при работе с младшими школьниками, включая в систему работы в условиях педагогики оздоровления школьную перемену.

Изучив все аспекты, появилась потребность в создании программы организации школьных перемен.

Цель: создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья младших школьников через организацию школьных перемен.

Задачи:

  • подготовить зоны для активного отдыха детей;

  • создать банк игр для детей с разным уровнем подвижности;

  • научить детей организованно проводить свободное время, бережно относиться к своему здоровью, стремиться к здоровому образу жизни;

  • организовать сотрудничество педагогов, родителей и детей;

  • способствовать приобщению учащихся к спорту, общекультурным и гуманистическим ценностям;

  • воспитывать чувство ответственности и умения работать в команде;

  • воспитывать личностные качества.

Анализ дневной динамики работоспособности учащихся показывает её непостоянность:

  • после первого урока детям не требуется организация перемены, потому что в это время они еще не успели устать от учебной деятельности;

  • после второго урока школьники посещают столовую, а оставшееся время они используют по своему усмотрению или же можно провести подвижную перемену (в зависимости от организации питания в столовой);

  • к концу третьего урока дети устают больше всего и им необходимо сбросить физическое утомление, эмоционально «зарядиться».

Можно сказать, что первый урок не очень продуктивный, второй - соответствуют периоду оптимальной устойчивости работоспособности, третий – вызывает у многих детей чувство утомления, четвертый урок попадает в фазу некомпенсированного утомления и является малоэффективным. Поэтому подвижные перемены проводятся между 2-3 уроками и между 3-4 уроками (20 мин) на игровой площадке (ИГ), в большом спортивном зале (БСЗ), в малом спортзале (МСЗ), на школьном стадионе (Игродром - ИД) или в детских рекреациях (ДР).

Динамические перемены проводят ребята 7-8 классов под моим руководством и под руководством классных руководителей. В школе организован Игро-класс, где классные руководители, учителя физической культуры, родительский комитет, вожатые - игровики-затейники составляют график проведения подвижных перемен, ребята разучивают игры и изготавливают игровой инвентарь.

График составляется на один месяц или учебную четверть и выглядит следующим образом:

Важным условием организованной двигательной активности является ее регулярность, систематичность, так как только регулярные упражнения повышают функциональные возможности системы дыхания, увеличивающий общий кровоток, повышают эффективность транспорта кислорода, при этом активизируется работа легких, сердца, сосудов, обеспечивающих доставку кислорода с током крови, то есть повышается работоспособность организма. Для эффективной организации динамической перемены необходим педагогический контроль за её проведением, определенный эмоциональный подъем. Известно, что только при наличии положительных эмоций улучшаются реакции организма: двигательная, зрительная, слуховая [1, c. 24].

При разработке и проведении подвижных перемен необходим дифференцированный подход к мальчикам и девочкам, к детям с разной физической активностью.

Обязательным условием является окончание игр за 3 минуты до звонка на урок.
Работоспособность ребенка претерпевает изменения не только в течение учебного дня, но и на протяжении недели. Самые низкие её показатели отмечаются в понедельник и субботу, а также младшие школьники нуждаются в организации облегченного режима дня в середине недели, так как с середины недели показатели работоспособности заметно снижаются и резко ухудшается самочувствие детей [2, c. 33].

Как видно, успешная учебная деятельность и состояние здоровья детей не могут сегодня рассматриваться изолированно друг от друга, поэтому следует в среду и четверг третью перемену организовать так, чтобы дети могли максимально восстановить физиологические функции и работоспособность. 
Владея такой информацией, можно предложить организацию перемен следующим образом:

Пере-мены

Дни недели

поне-дельник

втор-ник

среда

четверг

пятница

суббота

I

самостоятельные игры детей

II

посещение столовой

III

подвижные игры

музыкаль-но-танцеваль-

ные

спортив-ные этафеты

подвижные игры

IV

отдых в “зеленой зоне” и специально оборудованных местах, самостоятельные игры детей

В ходе наблюдения за особенностями поведения детей младшего школьного возраста было выделены 3 группы учащихся:

1 группа: включает детей подвижных, эмоциональных, которые большую часть свободного времени занимают подвижными играми: спонтанный бег соревновательного характера, выявление самого сильного, заигрывание между мальчиками и девочками, выливающееся в «догонялки».

2 группа: дети, предпочитающие игры средней подвижности. Они более серьезно относятся к учебной деятельности. Дети этой группы играют в игры, связанные с умственной деятельностью.

3 группа: дети, которые заняты игрой с малой подвижностью. В эту группу входят, практически, только девочки. Они проводят почти всю перемену сидя за партой, обычно бывают очень спокойны. [2, c.67]

       Таким образом, для каждой группы был создан определенный перечень игр. На сегодняшний день в каждой группе можно увидеть своего лидера, который и детей соберет, и игру новую разучит.

Детям I группы больше нравится играть в следующие игры:

  1. Разорви цепь

  2. Воротца

  3. Западня

  4. Сторож

  5. Море волнуется

  6. Поймай замыкающего

  7. Свободное место

  8. Успей занять место

  9. У медведя во бору

  10. Обыкновенные жмурки

  11. Рыбаки и рыбки

  12. Поезд

  13. Салки обыкновенные

  14. Салки с приседанием

  15. Салки-елочки

  16. Два стула и веревочка

  17. Вьюны

Эти игры способствуют удовлетворению их двигательной активности, их запросам.

Более эмоциональных ребят (II группа) привлекают игры средней подвижности такие, как:

  1. Выставка картин

  2. Стоп

  3. Узнай по голосу

  4. Канатоходец

  5. Земля, вода, огонь, воздух

  6. Если нравится тебе

  7. Молчанка

  8. По длинной извилистой дорожке

  9. За мной

  10. Набрасывание колец

III группа учащихся предпочитают следующие игры:

  1. Канатоходец

  2. Если нравится тебе

  3. Молчанка

  4. Передал – садись

Однако ими больше осваивается игровая зона в коридоре, где эти дети

организуют себе индивидуальный отдых.

Многим детям нравятся музыкальные перемены, где самые эмоциональные двигаются под музыку азартно, а дети спокойной группы сами в танце участвуют крайне редко, но любят смотреть. Это может быть учтено при организации школьных перемен педагогами образовательных учреждений[6, c.17].

Результаты проделанной работы

Таблица показателей занятости детей на перемене

Время

Количество детей

Организованная деятельность

Неорганизованная деятельность

Начало года

432

49%

51%

Конец года

432

91%

9%


После проведения первичного анкетирования получены следующие показатели. Из 432 учащихся 49% были заняты организованной деятельностью, остальные 51% бегали по коридору или ходили по классу, мешая детям.

Активная работа по организации разноуровневых игр, зон отдыха показали, что часть детей, которым были свойственны совсем неорганизованные действия, переключились в группу детей, которые заняты организованной деятельностью.

На основе анализа результатов наблюдений можно сделать следующие выводы:

  • в результате включения во время перемен новых игр и привлечения к ним детей, в школе образовалась совершенно иная атмосфера: дети стали более организованными, стало меньше происходить конфликтных ситуаций между детьми, уменьшились случаи травматизма, меньше стало пассивных детей;

  • организация перемен влияет на работу детей на уроке: их работоспособность улучшается;

  • следует включать больше игр после третьего урока, но заканчивать их за 3 – 5 минут до начала урока, чтобы дети смогли немного успокоиться и подготовиться к следующему уроку.

Возвращение игры в мир современного детства объясняется тем, что:

-игра является важнейшей сферой жизнедеятельности ребенка;

-игра органично сливается с трудом, познанием, общением, искусством, спортом и другими видами деятельности;

-игра развивает ум, мышление, фантазию, память, учит общаться, постигать законы товарищества, помогает познать окружающий мир;

-игра как часть культуры народа помогает ребенку в развитии его самосознания;

-игра помогает выплеснуть накопившуюся энергию, направить ее в нужное русло, избавиться от комплексов, проявить свои лучшие качества, проявить себя [7, c. 12].



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алексеев А.А. Игры на школьных переменах. Оса: Росстани, 1992.

  2. Безруких М.М., Сонькин В.А. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. -М.: Дрофа, 2004.

  3. Ковалько В.И. Школа физкультминуток (1-4 классы). Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. - М.: ВАКО, 2007. 208 с.

  4. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Физическая культура. Упражнения и игры с мячами. Метод. пособие. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002. 136 с.

  5. Найминова Э. Спортивные игры на уроках физкультуры. Книга для учителя. Ростов н/Д: Феникс, 2001. 256 с.

  6. Смирнова Ю.В., Сайкина Е.Г., Кадыров Р.М. Музыкальное сопровождение на занятиях физической культурой. Учебно-методическое пособие. - СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. 107 с.

  7. Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста.- М.: Просвещение, 1986. 67 с.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!