Школьная радиостанция как форма образовательной деятельности учащихся.
Задача современной школы состоит не только в том, чтобы обеспечить каждому ученику возможность овладеть предметными знаниями и умениями, но прежде всего воспитать личность, способную к самоопределению и самообразованию, адаптированную к жизни в современном обществе.
Радиостанция «Сорока» в МБНОУ «Гимназия 44» г.Новокузнецка создавалась в целях повышения результативности учебно-воспитательного процесса. За длительный срок своего существования школьная радиостанция стала важным органом самоуправления, неким связующим звеном между педагогическим коллективом и коллективом ребят.
Безусловно, создание школьной радиостанции является достаточно эффективной формой образовательной деятельности, поскольку в процессе этой работы есть возможность выявить одаренных детей, активизировать их творческую деятельность, помочь им самоопределиться.
Цель такой деятельности состоит в том, чтобы учащиеся могли овладеть базовыми навыками работы на радио, научились работать с текстами разных жанров, создавать собственные тексты, научились рассказывать о себе, о других людях, правильно, грамотно, корректно задавать вопросы, оригинально, неординарно преподносить информацию своим радиослушателям.
В процессе создания радиопередач учащиеся учатся работать в команде, аргументировать свою точку зрения, принимать чужую точку зрения, избирательно работать с различной информацией, выделять главное, обобщать материал.
Участие детей в работе школьного радиовещания развивает в них такие личностные качества, как коммуникабельность, толерантность, способствует повышению уровня общей эрудиции, повышению уровня качества речи, а также повышению уровня общей культуры.
При системном подходе к организации работы по созданию школьного радио достигается решение следующих важных задач:
- активное вовлечение детей в различные формы творческой деятельности по выпуску радиопередач;
-расширение информационно-познавательных возможностей детей;
-создание творческого коллектива детей, способного совместно решать поставленные перед ними задачи.
Подготовка радиопрограмм требует самого активного вовлечения детей в различные формы деятельности. Учащиеся получают возможность попробовать свои силы в качестве диктора, корреспондента, звукооператора, режиссера.
В ходе занятий каждый ученик осваивает микрофон, диктофон и простейшие монтажные программы. Каждый ученик получает прекрасную возможность обстоятельно познакомиться с историей отечественного радио, изучить особенности таких жанров радиожурналистики, как новости, интервью, репортаж.
Редакция школьного радио «Сорока» имеет свой состав. Учащиеся самостоятельно распределяют роли. Есть главный редактор радио, который координирует работу всей творческой группы. Есть корреспонденты, звукорежиссер, дикторы.
В целом план работы школьного радио «Сорока» составляется с учетом плана гимназии на учебный год. Радиостудия имеет свои традиции: определенное время выхода в эфир, длительность звучания, постоянные радиопередачи и радиорубрики. Так, например, по средам еженедельно выходит в эфир рубрика «Наша безопасность в наших руках», по пятницам (согласно предварительным заявкам) –рубрика «Спешим поздравить!». Ежедневно в течение всей рабочей недели проводится традиционная утренняя зарядка. Регулярно выходят в эфир специальные выпуски праздничных программ «День учителя», «Встречаем Новый год», «День защитника Отечества», «Конституция – наш основной закон», «8 Марта», «День матери».
Имеется собственный почтовый ящик радио «Сорока». Его наличие позволяет поддерживать обратную связь между редакцией радио и непосредственными радиослушателями, что позволяет корректировать работу радиостанции.
В результате работы с детьми по выпуску радиопередач возрастает их мотивация к обучению, творческий потенциал, уровень дисциплинированности и воспитанности.
Таким образом, школьный радиоузел «Сорока»-это , безусловно, средство идеологического воспитания и информирования школьников, весьма действенное средство воспитания детей и подростков, поскольку оно обращено непосредственно ко всему коллективу школы. Самым ценным в этой работе является то, что и редакторы, и корреспонденты, и дикторы школьного радио «Сорока» -это сами дети, которые занимают активную жизненную позицию и которые способны самореализоваться.