СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Школьные лесничества – программно – методическое сопровождение деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Школьное лесничество является одной из эффективных форм воспитания бережного отношения к природе, формирования у обучающихся навыков правильного природопользования и опыта в области лесоводческой деятельности. Работа школьных лесничеств имеет в нашей стране глубокие корни, но не потеряла своей актуальности и в настоящее время.

Просмотр содержимого документа
«Школьные лесничества – программно – методическое сопровождение деятельности»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Ново - Удинская средняя общеобразовательная школа,

Иркутской области, село Новая Уда,

школьное лесничество "Юный патриот"




Дополнительная общеобразовательная программа

кружка «Школьное лесничество»


Номинация:

Школьные лесничества –

программно – методическое сопровождение деятельности




Автор: 

Купрякова Любовь Александровна,

руководитель кружка «Юный патриот»

МБОУ Ново- Удинская СОШ





Всего: 68 часов,

2 часа в неделю

2022 год


Содержание



I. Пояснительная записка

1. Комплекс основных характеристик программы:

  1. Актуальность проблемы, цели и задачи

  2. Педагогическая целесообразность

  3. Назначение программы

  4. Практическая значимость. Новизна

  5. Планируемые результаты

  6. Срок реализации программы.

II. Комплекс организационно-педагогических условий:

2.1. Содержание

2.2. Учебный план

2.3. Календарно-учебный график

2.4. Оценочные материалы. Методические материалы


III. Условия реализации программы

Список литературы



Пояснительная записка


Актуальность: Одной из актуальных проблем человечества является сохранение и возобновление лесов. В связи с социально-экономическими преобразованиями в стране, перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования. Человеку необходимы новые знания, новая система ценностей, которые нужно воспитывать с детства. Школьники могут внести свой вклад в решение этой проблемы, благодаря работе школьного лесничества.

Школьное лесничество является одной из эффективных форм воспитания бережного отношения к природе, формирования у обучающихся навыков правильного природопользования и опыта в области лесоводческой деятельности. Работа школьных лесничеств имеет в нашей стране глубокие корни, но не потеряла своей актуальности и в настоящее время. В Усть- Удинском районе функционируют школьные лесничества в посёлке Усть Уда и в селе Новая Уда, несмотря на то, что в нашем таёжном крае много леспромхозов. Наше школьное лесничество «Юный патриот» создано с целью вовлечения учащихся в природоохранную деятельность, воспитание бережного отношения к природе, формирования интереса к профессиям лесохозяйственного профиля. Оно является одним из вариантов экологического воспитания и образования детей, подготовки к сознательному выбору профессии.

Цель: Формирование экологически грамотной личности, обладающей широким спектром общих знаний, относящихся к сфере экологии леса, лесоводства и лесопользования, вовлечение обучающихся в природоохранную деятельность.

Задачи:

  1. Углубление теоретических знаний об окружающем мире, тесных экологических связей в природе, о влиянии хозяйственной деятельности человека на природу и мерах ее лесоохраны;

  2. Организация и проведение массовых мероприятий природоохранной направленности, проведение просветительской работы экологической направленности среди населения членами школьного лесничества по вопросам охраны лесов от пожаров, их восстановления и рационального использования;

  3. Вооружение обучающихся трудовыми навыками и умениями агитационной, пропагандистской деятельности по охране лесных богатств и зеленых насаждений;

  4. Профессиональное ориентирование обучающихся с целью подготовки будущих специалистов лесного хозяйства;

  5. Формирование у населения ответственности, любви, понимания бережного отношения к природе родного края;

  6. Воспитание у обучающихся чувства единства с природой, бережного, экологически и экономически обоснованного социально-активного отношения к природе на основе углубления знаний в области лесного хозяйства и экологии;

  7. Воспитание чувства любви и бережного отношения к лесу, его обитателям, ответственности за их судьбу.


Нормативно-правовая основа программы

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 ФЗ;

  2. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 31.07.2020). 4 декабря 2006 года N 200-ФЗ, http://leskod.ru/;

  3. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Сан ПиНа 2.4.4. 3172-14 (утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 04.07.2014 № 41);

  4. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, приказ Министерства Просвещения России от 09.11.2018, № 196;

  5. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые)» (Письмо Департамента молодежной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015);

  6. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014г. № 1726-р;

  7. ФГОС ООО Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г., № 1897;

  8. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ Ново – Удинская СОШ.


Педагогическая целесообразность.

Педагогическая целесообразность программы заключается в возможности формирования личности ребенка, самореализации, изучения взаимоотношений человека с окружающей средой, знакомства с видовым разнообразием лесных экосистем, а также включения его в практическую лесоводственную деятельность.

Программа способствует развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли характера, помощи в его самоопределении, самовоспитании, и самоутверждению в жизни. Отличительной особенностью данной программы являются создания условий для самостоятельной и практической работы. Задания побуждают к размышлению, необходимости наблюдать, исследовать, делать выводы.

Процесс осмысления целесообразности норм и правил поведения в лесу, познания нравственных ценностей способствует приобретению обучающимися определенного опыта в решении лесохозяйственных, экологических, социальных и экономических задач.

Умение ориентироваться в информационном пространстве и расширение кругозора обогатит их ум новыми научными знаниями, способствует формированию исследовательских компетенций через использование проектной технологии обучения с применением ИКТ. Совместная деятельность способствует их социализации в обществе, даст возможность для самореализации и профессионального самоопределения. На занятиях учащиеся в процессе общения, вместе преодолевают комплексы и неуверенности в себе, учатся работать в коллективе, творчески реализовывать и проявлять свои лучшие качества.

Назначение программы.

«Школьное лесничество» понимается преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей обучающихся в содержательном досуге, их участии в общественно полезной деятельности. Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка. Деятельность детей в школьном лесничестве осуществляется в течение учебного года на основе реализации программы дополнительного образования детей.


Практическая значимость. Школьное лесничество является составной частью учебно-воспитательной деятельности и одной из форм организации свободного времени обучающихся, так как они обладают эмоциональной восприимчивостью к природным явлениям и процессам, нестандартным мышлением. У них активно развиваются интеллектуальные способности, закладываются основы природоохранительной деятельности. Наше школьное лесничество работает по пяти направлениям. Кроме лесохозяйственного и природоохранного, у нас успешно развиваются эколого – просветительское, творческое и научно – исследовательское направление. Поэтому наш опыт поможет другим школам в создании школьных лесничеств

Возобновление лесов и благоустройство территории села играют важную роль в жизни жителей нашего района, следовательно, выбранная проблема обладает большой практической значимостью. Кроме того, привлечением школьников на работы по благоустройству будет решена еще и проблема занятости школьников в летний период.

Новизна

Новизна программы заключается во включение школьников в проектно-исследовательскую деятельность через использование ИКТ и межведомственное взаимодействие, применение эффективных технологий, которые способствуют приобретению дополнительных знаний по лесоводству, развитию личности ребенка и его творческого потенциала и обеспечивают усвоение большого объема информации. Школьное лесничество позволяет комплексно подойти к решению задач познавательного, экологического и эстетического характера, улучшает отношение к введенному в школе профилю. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне развитой личности, отличающий неповторимостью и оригинальностью.

Адресат программы

Программа адресована обучающимся в возрасте от 9 до 17 лет. Данный возраст позволяет изучить выбранные предметы и наметить перспективу дальнейшей профессиональной деятельности, так как в этом возрасте ученики обладают эмоциональной восприимчивостью к природным явлениям и процессам, нестандартным мышлением, у них активно развиваются интеллектуальные способности, закладываются основы природоохранительной деятельности. Имеющиеся знания, умения и навыки дают учащемуся возможность проявлять и реализовывать личные потребности в исследовательской деятельности через построение индивидуального образовательного маршрута. Программа составлена с учетом особенностей психологического развития и уровня подготовки детей этого возраста. Наполняемость в группе составляет 15 человек. При комплектовании предусматривается совместная работа в одной группе учащихся разного возраста, учитывая начальную подготовку.


Планируемые результаты:

Личностные УУД:

В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося,

адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение:

- уважительное отношение к окружающим, умение соблюдать культуру поведения и терпимость при взаимодействии со взрослыми и сверстниками;

- умение применять полученные знания в практической деятельности;

- умение эстетически воспринимать объекты природы;

- умение преодолевать трудности в процессе достижения намеченных целей;

Регулятивные УУД:

В сфере регулятивных универсальных учебных действий обучающиеся овладеют всеми типами учебных действий,

направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

- умение организовать свою учебную деятельность;

- умения работать по плану, сверяя свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Познавательные УУД:

В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты - тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения проблем.

- умения работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;

- умения проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные результаты;

- умения сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций.

Коммуникативные УУД: В сфере коммуникативных универсальных учебных действий обучающиеся приобретут умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество с педагогом и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.

Предметные УУД:

- понимать смысл терминов;

- характеризовать методы биологической науки;

- осуществлять элементарные исследования;

- выделять существенные признаки организмов растений и животных;

- описывать процессы;

- различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные группы живых организмов, а также основные группы растений;

- соблюдать правила работы с приборами и инструментами;

- уметь оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.


Результаты освоения программы:

В результате освоения программы, обучающиеся должны знать:

1. Историю возникновения природоохранной деятельности и развития лесного хозяйства.

2. Значение леса в промышленности и народном хозяйстве.

3. Лес как сложное природное образование.

4. Ярусы леса и главнейшие группы лесных массивов растений.

5. Взаимосвязь между организмами в лесу.

Должны уметь:

1. - определять основные древесные и кустарниковые породы области, насекомых-вредителей леса;

2. -определять лекарственные растения, произрастающих в лесу;

3. -осуществлять посадку лесных культур;

4. -определять породы деревьев или кустарников по семенам; У обучающихся должны быть сформированы:

- готовность эмоционально выражать своё отношение к красоте природы;

- интерес к изучению объектов природы и окружающей среды; нормы поведения в природе;

- понимание роли человека в сохранении природы.

В результате освоения программы, обучающиеся должны знать:

- особенности природы родного края;

- отдельные виды травянистых, кустарниковых и древесных лесных растений, особенности их произрастания;

- отдельные виды лесных зверей, птиц, насекомых и особенности их обитания;

- некоторые охраняемые растения и животные своего края;

- правила поведения в лесу, на улицах и дорогах, в общественных местах.

Обучающиеся должны уметь:

- проявлять познавательную активность, гуманное отношение ко всему живому, чувства милосердия;

- различать объекты природы, изученные растения и животные;

- выполнять правила поведения в лесу и в общественных местах;

- выполнять природоохранные мероприятия

– изготавливать простейшие кормушки для зимующих птиц, проводить зимнюю подкормку птиц, осуществлять посадку и уход за растениями.

Обучающиеся должны владеть навыками публичного представления, ведения наблюдений за явлениями природы, определения изученных растений, животных и птиц (по внешнему виду и по голосам), посадки сеянцев лесных деревьев и ухода за ними, изготовления кормушек и зимней подкормки птиц


Ожидаемые результаты реализации программы:

Практическое применение теоретических знаний;

Овладение способами исследовательской деятельности;

Создание проектов о охране леса;

Составление проекта озеленения участка при школе;

Выпуски стенгазет по лесной тематике;

Участие в конкурсах, акциях;

Участие в природоохранной деятельности.

Обучающиеся, прошедшие курс по программе «Школьное лесничество», имеют возможность проявлять экологическую активность, бережное отношение к природе, свободно применить практические навыки в области лесного хозяйства.

Разработанная на базе школьного лесничества модель расширяет возможности учеников для осознанного профессионального самоопределения в соответствии со способностями, склонностями, личностными особенностями, потребностями общества, повышает социальную значимость и престиж профессий лесной и лесоперерабатывающей промышленности. У родителей появятся гарантии будущего своих детей, успешного их трудоустройства.


Срок реализации программы: 2 года

Форма обучения: очная

Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 учебных занятия, перерыв 10 минут. Количество в группе 12-17 человек.



2. Комплекс организационно-педагогических условий


Содержание

Введение- 6 часов

Основы лесной экологии.

Из истории возникновения природоохранной деятельности в России. Основы лесной экологии

Встреча со специалистом лесхоза Марковой Н. Г. «Профессии лесного хозяйства». Экскурсия в лес. Инструктаж по т/ б «Правила поведения в лесу». Характеристика хвойных пород


Знакомство с лесом – 24 часа

Лесоведение. Значение леса в жизни человека и в природе.

Общие понятия о лесе. Лесные растения

Составные части леса Лесная типология . Лесоводство

Лесоводство. Основы охраны лесов от пожаров

Хозяйственное значение хвойных пород. Хозяйственное значение лиственных пород. Виды пользования лесом

Участие в акции «Лесная боль». Рубки ухода за лесом

Виды и задачи рубок леса. Основы защиты лесов от вредных организмов

Побочное пользование лесом


Лесосеменное дело – 16 часов

Плодоношение лиственных пород

Акция «Кормушка». Развешивание кормушек

Значение хвойных пород для людей. Конкурс «Сохраним ёлочку в лесу»

Выпуск листовок в защиту ёлочки. Распространение листовок

Сбор семян хвойных пород


Выращивание посадочного материала – 22 часа

Лесные питомники. Виды питомников. Структура питомников

Характеристика лесных почв. Классификация лесных почв

Конкурс рисунков: По страницам Красной книги

Основы охраны лесов от пожаров. Посев семян в питомнике

Посев семян в питомнике. Конкурс на лучшую листовку «Охрана лесов»

Лесные питомники. Особенности выращивания основных древесных семян

Особенности выращивания основных древесных семян.

Составление проекта озеленения участка при школе

Выражение своего отношения к лесу через творчество. Охрана лесов.

Рисование плакатов по пропаганде охраны лесов.

Профориентация. Профессии лесного хозяйства.


Учебный план


Содержание

Количество

часов

Теория

Экскурсии

Практика

Введение- 6 часов

1.

Введение. Основы лесной экологии.

1

1



2.

Из истории возникновения природоохранной деятельности в России. Основы лесной экологии

1

1



3

Встреча со специалистом лесхоза Марковой Н. Г. «Профессии лесного хозяйства»

1

1



4

Экскурсия в лес. Инструктаж по т/ б «Правила поведения в лесу».

1


1


5

Характеристика хвойных пород и лиственных пород

1

1



6

Акция «Живи, лес!»

1



1

Итого:

6

4

1

1


Знакомство с лесом – 24 часа


1.

Лес – сложное растительное сообщество.

1

1



2.

Лесоведение. Значение леса в жизни человека и в природе.

1

1



3.

Общие понятия о лесе.

Лесные растения

1

1



4

Составные части леса

1

1



5.

Лесная типология

1

1



6.

Лесоводство

1

1



7.

Лесоводство. Основы охраны лесов от пожаров

1

1



8.

Хозяйственное значение хвойных пород

1



1

9.

Хозяйственное значение лиственных пород

1



1

10.

Виды пользования лесом

1



1

11

Участие в акции «Лесная боль»

1



1

12.

Рубки ухода за лесом

1

1



13

Виды и задачи рубок леса

1

1



14.

Основы защиты лесов от вредных организмов

1

1



15

Акция «Лесная боль».

1



1

16

Побочное пользование лесом

1



1

17

Побочное пользование лесом

1



1

18

Побочное пользование лесом

1



1

19

Инструктаж по т/ б «Правила поведения в лесу». Экскурсия в лес.

1


1


20

Подготовка к конкурсу «Подрост»

1



1

21.

Лесные животные. Викторина «Лес и его обитатели».

1



1

22.

Экология лесных животных. Лесные звери.

1

1



23.

Экология лесных животных. Лесные насекомые.

1

1



24

Лесоводство. Лесные птицы.

1

1



Итого:

24

13

1

10


Лесосеменное дело – 16 часов


1

Плодоношение лиственных пород

1

1



2

Плодоношение лиственных пород

1

1



3

Плодоношение лиственных пород

1

1



4.

Акция «Кормушка». Развешивание кормушек

1



1

5.

Акция «Кормушка». Развешивание кормушек

1



1


6

Значение хвойных пород для людей

1

1



7

Конкурс «Сохраним ёлочку в лесу»

1



1

8.

Выпуск листовок в защиту ёлочки

1



1

9

Распространение листовок

1



1

10

Распространение листовок

1



1

11

Сбор семян хвойных пород

1



1

12

Сбор семян хвойных пород

1



1

13.

Хранение семян

1



1

14.

Подготовка семян к посеву

1



1

15.

Посевные качества семян

1



1

16.

Организация контроля семян

1



1

Итого:


4


12


Выращивание посадочного материала – 22 часа

1.

Лесные питомники

1

1



2.

Виды питомников

1

1



3.

Структура питомников

1

1



4.

Характеристика лесных почв

1

1




5.

Характеристика лесных почв


1

1



6.

Классификация лесных почв

1

1



7.

Конкурс рисунков: По страницам Красной книги

1



1

8.

Конкурс рисунков: По страницам Красной книги

1



1

9.

Основы охраны лесов от пожаров.

1

1



10

Посев семян в питомнике

1



1

11

Посев семян в питомнике

1



1

12

Конкурс на лучшую листовку «Охрана лесов»

1



1

13

Лесные питомники. Особенности выращивания основных древесных семян

1

1



14

Особенности выращивания основных древесных семян.

1

1



15

Составление проекта озеленения участка при школе

1



1

16.

Выражение своего отношения к лесу через творчество. Охрана лесов.

1



1

17

Рисование плакатов по пропаганде охраны лесов.

1



1

18


Профориентация. Профессии лесного хозяйства. Экскурсия в лесничество.

1


1


19

Профориентация. Профессии лесного хозяйства. Экскурсия в лесничество.

1


1


20

«Дети о лесе». Конкурс на лучшую листовку

1



1

21

Акция «Всероссийский день посадки леса»

1



1

22

Акция «Всероссийский день посадки леса». Итоговое занятие.

1



1


Итого:

22

9

2

11


Календарно-тематическое планирование


Содержание

Количество

часов

Форма проведения

1.

Введение. Основы лесной экологии.

1


2.

Из истории возникновения природоохранной деятельности в России. Основы лесной экологии

1

Беседа

3

Встреча со специалистом лесхоза Марковой Н. Г. «Профессии лесного хозяйства»

1

Наблюдение

4

Экскурсия в лес. Инструктаж по т/ б «Правила поведения в лесу».

1

Экскурсия

5

Характеристика хвойных пород и лиственных пород

1

Акция

6

Акция «Живи, лес!»

1

Акция

Итого:

6



Знакомство с лесом – 24 часа


1.

Лес – сложное растительное сообщество.

1

Беседа

2.

Лесоведение. Значение леса в жизни человека и в природе.

1

Наблюдение

3.

Общие понятия о лесе.

Лесные растения

1

Беседа

4

Составные части леса

1

Наблюдение

5.

Лесная типология

1

Беседа

6.

Лесоводство

1

Наблюдение

7.

Лесоводство. Основы охраны лесов от пожаров

1

Беседа

8.

Хозяйственное значение хвойных пород

1

Наблюдение

9.

Хозяйственное значение лиственных пород

1

Беседа

10.

Виды пользования лесом

1


11

Участие в акции «Лесная боль»

1

Акция

12.

Рубки ухода за лесом

1

Беседа

13

Виды и задачи рубок леса

1

Наблюдение

14.

Основы защиты лесов от вредных организмов

1

Беседа

15

Акция «Лесная боль».

1

Акция

16

Побочное пользование лесом

1

Беседа

17

Побочное пользование лесом

1

Наблюдение

18

Побочное пользование лесом

1


19

Инструктаж по т/ б «Правила поведения в лесу». Экскурсия в лес.

1


20

Подготовка к конкурсу «Подрост»

1

Беседа

21.

Лесные животные. Викторина «Лес и его обитатели».

1

Наблюдение

22.

Экология лесных животных. Лесные звери.

1

Беседа

23.

Экология лесных животных. Лесные насекомые.

1

Наблюдение

24

Лесоводство. Лесные птицы.

1

Беседа

Итого:

24



Лесосеменное дело – 16 часов


1

Плодоношение лиственных пород

1

Беседа

2

Плодоношение лиственных пород

1

Наблюдение

3

Плодоношение лиственных пород

1

Беседа

4.

Акция «Кормушка». Развешивание кормушек

1

Акция

5.

Акция «Кормушка». Развешивание кормушек

1

Акция

6

Значение хвойных пород для людей

1

Наблюдение

7

Конкурс «Сохраним ёлочку в лесу»

1

Беседа

8.

Выпуск листовок в защиту ёлочки

1

Наблюдение

9

Распространение листовок

1

Беседа

10

Распространение листовок

1

Наблюдение

11

Сбор семян хвойных пород

1

Беседа

12

Сбор семян хвойных пород

1

Наблюдение

13.

Хранение семян

1


14.

Подготовка семян к посеву

1

Беседа

15.

Посевные качества семян

1

Наблюдение

16.

Организация контроля семян


Беседа

Итого:

16

Наблюдение


Выращивание посадочного материала – 22 часа

1.

Лесные питомники

1

Беседа

2.

Виды питомников

1

Наблюдение

3.

Структура питомников

1

Беседа

4.

Характеристика лесных почв

1

Наблюдение

5.

Характеристика лесных почв


1

Беседа

6.

Классификация лесных почв

1

Наблюдение

7.

Конкурс рисунков: По страницам Красной книги

1

Беседа

8.

Конкурс рисунков: По страницам Красной книги

1

Наблюдение

9.

Основы охраны лесов от пожаров.

1

Беседа

10

Посев семян в питомнике

1

Наблюдение

11

Посев семян в питомнике

1

Беседа

12

Конкурс на лучшую листовку «Охрана лесов»

1

Наблюдение

13

Лесные питомники. Особенности выращивания основных древесных семян

1

Беседа

14

Особенности выращивания основных древесных семян.

1

Наблюдение

15

Составление проекта озеленения участка при школе

1

Беседа

16.

Выражение своего отношения к лесу через творчество. Охрана лесов.

1

Беседа

17

Рисование плакатов по пропаганде охраны лесов.

1

Наблюдение

18


Профориентация. Профессии лесного хозяйства. Экскурсия в лесничество.

1


19

Профориентация. Профессии лесного хозяйства. Экскурсия в лесничество.

1

Беседа

20

«Дети о лесе». Конкурс на лучшую листовку

1

Акция

21

Акция «Всероссийский день посадки леса»

1

Акция

22

Акция «Всероссийский день посадки леса». Итоговое занятие.

1

Акция


Итого:

22



Условия реализации программы


Занятия проходят в школьном кабинете МБОУ «Ново –Удинская СОШ».

Для успешной реализации программы имеются:

   кабинет с ПК, принтер (цветной);

   электронная почта

Методические материалы

Освоение образовательной программы предполагает определенную организацию образовательного процесса.

Форма проведения занятий: аудиторные занятия (учебное занятие, практическое занятие).

Форма организации деятельности: работа в парах, групповая.

Форма обучения: очная.

Основные виды занятий:

   Теоретические (лекции, беседы).

   Демонстрационные (просмотр теле- и видеопрограмм, анализ, оценка).

   Практические (учебно-практические задания, творческие работы, экскурсии, издание газеты).

Учебные занятия включают теоретические и практические вопросы. Под теорией подразумевается лекционный материал. Здесь основное внимание уделяется работе с источниками информации, фиксации наблюдений, общению, оформлению собранных материалов.

Специфика занятий - творческий характер деятельности - предполагает группы не более 10 человек. Существует необходимость проведения индивидуальных занятий, где отрабатываются профессиональные навыки журналиста с каждым обучающимся. Планируется проведение индивидуальных занятий и во время обработки материала для выпускаемой газеты. Индивидуальная работа с детьми опирается на особые слагаемые личности: характер, мировоззрение, стремление к профессиональному мастерству.

Методы обучения

Словесные методы: рассказ, лекция, беседа, объяснение, диалог, консультация.

Работа с печатным изданием и книгой.

Метод наблюдения: запись наблюдений, запись на цифровой источник, фото, видеосъемка.

Методы проблемного обучения: проблемное изложение материала, выделение противоречий данной проблемы, эвристическая беседа, постановка проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы обучающимися, поиск и отбор аргументов, фактов, доказательств, самостоятельный поиск ответа обучающимися на поставленную проблему.

Наглядные методы - метод иллюстрации, метод демонстрации.

Проектные и проектно-конструкторские методы обучения: моделирование ситуации, создание творческих работ, номеров газеты.

В процессе реализации образовательной программы используются следующие методы обучения:

- перцептивные методы (передача и восприятие информации посредством органов чувств);

словесные (рассказ, объяснение и т.п.);

- наглядные (выполнение упражнений, ориентируясь на образец, копируя предложенный образец);

- иллюстративно-демонстративные;

- практические (опыт, упражнения, самостоятельное выполнение заданий, освоение технологий);

- логические (организация логических операций – аналогия, анализ, индукция, дедукция);

- гностические (организация мыслительных операций – проблемно-поисковые, самостоятельная работа, проблемные ситуации и пробы); диалог между педагогом и обучающимся, между обучающимися.


Кадровое обеспечение


Кадровое обеспечение реализации программы осуществляет педагог дополнительного образования.

К нему предъявляется ряд специальных требований:

  1. Уметь изучать и понимать сущность личности и деятельности обучающегося;

  2. Владеть технологиями индивидуально-ориентированного сопровождения;

  3. Знать и учитывать профессиональную принадлежность всех обучающихся при планировании мероприятий;

  4. Способствовать раскрытию творческих, личностных и профессиональных потенциалов обучающихся;

  5. Уметь организовать процесс рефлексии и обратной связи с обучающимися.

Дополнительная общеразвивающая программа обновляется педагогом с учётом развития науки, культуры, экономики и технологии социальной сферы.


Система оценки результатов

освоения общеразвивающей программы

Контроль и оценка результатов освоения курса осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий в процессе текущего контроля и промежуточной аттестации.


Текущий контроль

Текущий контроль успеваемости обучающихся в центре осуществляется педагогом дополнительного образования по каждой изученной теме (разделу). Текущий контроль может проводиться в следующих формах: опрос, диктант, тестирование, реферат, контрольная работа, контрольное соревнование, конкурс творческих работ, защита творческих проектов, зачет, нетрадиционные формы контроля (игры, викторины, кроссворды), игра, конкурс.


Промежуточная аттестация

Основными формами проведения промежуточной аттестации обучающихся являются: тестирование, опрос, диктант, реферат, собеседование, наблюдение, контрольная работа, защита творческого проекта, контрольное соревнование, викторина, зачет, выставка, творческий отчет. Педагог выбирает форму промежуточной аттестации самостоятельно с учетом содержания реализуемой дополнительной общеразвивающей программы и документов, регламентирующих промежуточную аттестацию.


Итоговая аттестация

Основными формами проведения итоговой аттестации обучающихся являются: тестирование, диктант, защита творческого проекта, экзамен, творческий отчет.


Оценка достижения планируемых результатов

Критерии оценки результатов текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации:


1) Критерии оценки теоретической подготовки обучающихся:

- соответствие теоретических знаний программным требованиям;

- осмысленность и свобода владения специальной терминологией.


2) Критерии оценки практической подготовки обучающихся:

- соответствие уровня практических умений и навыков программным требованиям;

- свобода владения специальным инструментом, оборудованием и оснащением;

- качество выполнения практического задания.


Практическая работа проводится педагогом в форме защиты презентации по пройденному материалу. Система оценивания – безотметочная (зачет/незачет). Используется только словесная оценка достижений обучающихся.

Результаты промежуточной и годовой аттестации обучающихся, отражаются в следующем итоговом мониторинге:



да

частично

Нет

1. Теоретическая подготовка ребенка

1.1. Теоретические

знания




Знает теорию (может рассказать)




Знает теорию (может рассказать и может применить ее на практике)




Знает теорию (может рассказать и может применить ее на практике, может, зная теорию, добывать новые знания)




не знает




1.2. Владение специальной

терминологией




2. Учебно-организационные умения и навыки:

умение организовать свое рабочее (учебное) место




навыки соблюдения в процессе

деятельности правил безопасности




3. Предметные достижения

учащегося





Модель выпускника

По окончании обучения по программе учащиеся будут знать общие сведения о лесе, основные элементы и признаки леса; основы лесоведения, лесовосстановления, общей экологии; региональные проблемы охраны природы; особо охраняемые природные территории п. Беседа.

Будут уметь сравнивать типы лесов по лесорастительному покрову; распознать древесные и кустарниковые породы; наблюдать изменения в природе, определять некоторые травянистых растений; определить лекарственные растения и проводить правильно их сбор. Будут понимать значение леса в природе и жизни человека.

Кроме этого, с первого года обучения планируется их активное привлечение обучающихся к научной и проектной деятельности с последующим выступлением с результатами работы на семинарах, конференциях, съездах школьных лесничеств.


Заключение

В условиях модернизации Российского образования школьные лесничества могут выступать в роли дополнительного образования, способствующего обучению, воспитанию и развитию выпускников, соответствующих требованиям ФГОС. Экологическое воспитание выступает сегодня в качестве приоритетного направления развития современной школы и системы образования в целом. Формирование у будущих поколений основ экологического сознания становится важным показателем жизнеспособности общества, его динамичного продвижения в решении насущных проблем современности. Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности – взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. Непрерывность экологического образования осуществляется в нашей школе через школьное лесничество.

Школьное лесничество - такая форма активного отдыха, которая позволяет сочетать выполнение несложных трудовых и учебных операций с пребыванием на воздухе в лесу. Частое общение с лесом развивает любовь к живой природе. Именно в детском и подростковом возрасте формируется сознательное отношение к прекрасному. Детей нужно научить, что при посещении зеленого дома зверей и птиц нужно уметь вести себя в нем так, чтобы стать настоящим другом и покровителем природы, а не ее разрушителем.

Благодаря работе школьного лесничества:

Повышается интерес к изучению школьных предметов естественно – научного цикла и мотивация обучающихся к выбору специальностей лесного профиля. Повышается активность участия учащихся в различных конкурсах, конференциях, слетах, акциях. Реализуется творческий потенциал обучающихся.

Совершенствуется учебно – исследовательская деятельность.

Создаются условия для социальной адаптации школьников.

Развиваются различные компетентности обучающихся (личностные, метапредметные, предметные)


Список используемой литературы:


  1. Гладышева Н. И., Гомля Е. А. В. Пособие для педагогов дополнительного образования эколого-биологического профиля, Иркутск, 2011. [Под редакцией заместителя директора по УМР ОГОУ ДОД ОДЭБЦ Хлиманковой Е.С.]

  2. «Лесное хозяйство и охрана природы» Анучин Н.Б. Москва «Лесная»

  3. «Дендрология» Н.Е.Булыгин М. «Агропромиздат»

  4. «Школьникам о лесе» Т.Г. Зорина М. «Лесная промышленность»

  5. «Юному лесоводу» Г.В.Куликова М. «Россельхозиздат»

  6. «Лесозащита» А.А.Власов М. «Гослесбумиздат»

  7. «Растительный мир нашей Родины» В.В.Петров М. «Просвещение»

  8. Программа развития движения школьных лесничеств Федерального агентства лесного хозяйства. 2011 г.

  9. Положение о школьном лесничестве МБОУ Ново- Удинская средняя общеобразовательная школа

  10. ФГОС ООО. Утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г № 1897




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!