Миссия школьного музея «Экомузей: для всех и для каждого» краткая информация о музее: экомузей КГУ «ОСШ №16» находится по адресу: ул.Темиртауская 1; телефон 957711; электронная почта [email protected] Директор школы Голубева Валентина Степановна, руководители школьного музея Варганова Елена Петровна; Характеристика помещения: классная комната около 64 кв. метров, изолированная на 1 этаже; профиль музея: экологический; краткая историческая справка: Разделы экспозиции: Раздел «Экология города» дает представление об экологических проблемах городской среды. Имеются пробы «черного» снега, статьи и фотоматериалы по экологической тематике. Раздел «Изменение климата» дает представление о климатических изменениях планеты, демонстрация парникового эффекта и поставщиков парниковых газов. Имеются модели альтернативных источников энергии, материалы по вопросам изменения климата, а также научно-исследовательские работы учащихся. Раздел «Отходы» дает представление о раздельном сборе мусора, сроках разложения и переработке. Имеются материалы, изготовленные из отходов или вторичной переработки. Раздел «Экология и мы» дает представление о деятельности школьников в области охраны окружающей среды. Имеются фотоматериалы, сценарии мероприятий по экологической тематике, а также научно-исследовательские работы учащихся. Раздел «Устойчивое развитие» дает представление об устойчивом развитии в триединстве экологии, экономики и социума. Страница «Умные города» - позволяет рассмотреть возможности развития АИЭ и современных технологий, умного строительства и организации зеленых зон в городской среде. Наличие документов музея и соответствие их предъявляемым требованиям: - тематико-экспозиционный план, согласованный с Городским краеведческим музеем города Темиртау; - план работы Совета Музея; - книга регистрации массовых экскурсий и мероприятий. Место музея в учебно-воспитательном процессе школы: Экспозиция музея является существенным дополнением для образования учащихся и воспитания их как нравственной личности. Полученные учащимися начальные знания, умения и навыки экскурсовода и музейного работника позволят применить их в жизни: эрудированность, коммуникативность, культура речи, чувство коллективизма, организаторские способности. На базе школьного музея проводится культурно-массовая и воспитательная работа с учётом повышения гражданской позиции, методического уровня, комплексного подхода, актуальности и занимательности, интересов и знаний участников мероприятий, с опорой на экспозицию музея и жизненный опыт участников, материалы и актив музея. В работе используются различные формы экскурсии, беседы, квесты, тренинги, лаборатории, практикумы, опыты и эксперименты, викторины и конкурсы. Работа музея строится с учетом программного материала и воспитательной работы в классах различных возрастных групп при активном участии педагогов школы: - уроки естествознания в 5 классах. - уроки биологии в 5 - 11 классах. - уроки химии в 7-11 классах. - уроки познания мира в 1-4 классах. - уроки географии в 7-11 классах. - использование материалов во внеклассной работе, разработка уроков энергосбережения, ЗОЖ, Экология дома, уроки климата, день города и мн. другие. характеристика контингента учащихся – детского музейного актива: в детский музейный актив входят учащиеся 6-11 классов (6-7 класс 15 человек, 8-11класс 10 человек). основные направления деятельности музея: фондовая, экспозиционная, экскурсионная, пропагандистская группы. сведения о посетителях музея: учащиеся 0-11 классов нашей школы и других школ района, будущие первоклассники и их родители, жители микрорайона. взаимодействие в условиях социокультурного пространства города: сотрудничество с общественными организациями, учреждениями образования, науки и культуры, СМИ. Школьный музей является одной из форм дополнительного образования в условиях образовательного учреждения, развивающий сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов-источников по экологии, имеющий воспитательную и научно-познавательную ценность. Школьный музей призван способствовать формированию у школьников гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования. Музей является составляющей школьного организма, неотъемлемым звеном единого образовательного процесса. Он призван обеспечить дополнительное краеведческое образование. Музей организует свою работу на основе самоуправления. Работу музея направляет совет музея, избираемый общим собранием актива музея. Музей способствует социализации и самореализации подростков и старших школьников в коллективной творческой деятельности средствами музееведения. Важна роль музея в создании условий для более активного включения учащихся в поисковую и исследовательскую работу, связанную с историей экологического движения в городе и защиты нашего города от экологических проблем. Большое значение играет апробирование на школьном и городском уровне знаний, умений и навыков учащихся, связанных с начальным этапом приобщения к исследовательской деятельности и пропаганда научных знаний среди учащихся школы. Неиссякаемым источником гражданско-патриотического воспитания молодежи являются страницы развития гражданского общества и его вклад в экологическое движение. Основная цель деятельности музея школы должна способствовать: повышению уровня информированности в городе в сфере экологического просвещения, воспитания экологически-ответственного поведения, повышению экологической грамотности школьников, родителей, т.е. населения города Темиртау, способствует воспитанию гражданственности, любви к малой Родине; привлечение учащихся школы к изучению района, города, семьи, через познавательную, творческую и практическую деятельность. Для выполнения этой цели ставятся следующие задачи по развитию возможностей школьного музея: - Повышение интереса к изучению экологии. - Воспитание чувства уважения к родному городу и к горожанам. - Использование музея в учебной, воспитательной работе. -Связь поколений через организацию встреч с активистами города и области. С глубокой любовью и заинтересованностью собирают материалы для школьного музея учащиеся школы. В этот труд они вкладывают свою настойчивость, интерес, время. Для многих ребят работа в школьном музее становится школой творческого труда и поиска, общественной активности и гражданственности. Одно из условий возможностей развития деятельности школьного музея: преемственность в работе актива. Она обеспечивается тем, что в его состав включаются учащиеся разных возрастных групп. Ребята сообща, совместно участвуют в выполнении заданий по поиску и сбору музейных материалов, их учету и хранению, оформлению выставок, экспозиций, в подготовке и проведении экскурсий, что способствует пропаганде в школе системы краеведческого и музееведческого образования учащихся. Каждый учащийся, причастный к организации школьного музея, должен систематически расширять свои знания по основам наук, связанных с профилем музея, углубленно изучать вопросы и проблемы, над которыми он непосредственно работает в музее, овладевать навыками исследовательской музейной работы. Такую подготовку руководитель музея тщательно планирует совместно с педагогическим коллективом, с самими учениками, с Советом Музея. Деятельность музея рассчитана на всех учащихся школы с 1-го по 11-ые классы. Она способствует воспитанию и обучению учащихся через систему дополнительного образования и самообразования. Для развития школьного музея необходимо: - организационная работа с Советом Музея - проведение членов совета музея по программе обучения юных музееведов на занятиях в школьном музее; - поисковая, научно-исследовательская работа проводится через составленные поисковые задания, учитывающие возраст и интересы учащихся; - занятия, где заслушиваются сообщения учащихся о выполнении поисковых заданий, проводится обмен мнениями, организовываются индивидуальные и групповые консультации; - работа с фондами и над экспозицией музея; - проблемные «Круглые столы»; массовые дела и мероприятия; - экскурсии, связанные с тематикой музея. |