СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Школьный ЭКОМУЗЕЙ

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Концепция школьного экологического музея, все этапы создания и направления деятельности

Просмотр содержимого документа
«Школьный ЭКОМУЗЕЙ»

1

Введение.

Концепция развития школьного музея определяет ценностно-смысловые, целевые, содержательные и результативные приоритеты развития музея КГУ «ОСШ №16», задает основные направления развития, способы и механизмы изменений, адресована сообществу школьного музея, включающему работников школы, учащихся, их родителей (законных представителей), общественные и ветеранские организации, принимающие участие в решении проблем гражданского и патриотического воспитания в школе.

Предполагаемый срок реализации Концепции сентябрь 2018- июнь 2023 гг.

Концепция разработана коллективом авторов под руководством зав. школьным музеем Варгановой Е.П..

Концепция развития школьного музея обсуждена и принята на заседании Педагогического совета школы 03 марта 2018 года.

Основанием для разработки данной Концепции являлись следующие нормативные документы:

  • Положение о городском конкурсе проектов образовательных учреждений


2

Миссия школьного музея «Экомузей: для всех и для каждого»

  • Анализ состояния и текущей деятельности школьного музея:


краткая информация о музее: экомузей КГУ «ОСШ №16» находится по

адресу: ул.Темиртауская 1; телефон 957711;

электронная почта [email protected]


Директор школы Голубева Валентина Степановна,


руководители школьного музея Варганова Елена Петровна;


Характеристика помещения: классная комната около 64 кв. метров, изолированная на 1 этаже;


профиль музея: экологический;


краткая историческая справка:

Разделы экспозиции:

Раздел «Экология города» дает представление об экологических проблемах городской среды. Имеются пробы «черного» снега, статьи и фотоматериалы по экологической тематике.

Раздел «Изменение климата» дает представление о климатических изменениях планеты, демонстрация парникового эффекта и поставщиков парниковых газов. Имеются модели альтернативных источников энергии, материалы по вопросам изменения климата, а также научно-исследовательские работы учащихся.

Раздел «Отходы» дает представление о раздельном сборе мусора, сроках разложения и переработке. Имеются материалы, изготовленные из отходов или вторичной переработки.

Раздел «Экология и мы» дает представление о деятельности школьников в области охраны окружающей среды. Имеются фотоматериалы, сценарии мероприятий по экологической тематике, а также научно-исследовательские работы учащихся.

Раздел «Устойчивое развитие» дает представление об устойчивом развитии в триединстве экологии, экономики и социума. Страница «Умные города» - позволяет рассмотреть возможности развития АИЭ и современных технологий, умного строительства и организации зеленых зон в городской среде.


Наличие документов музея и соответствие их предъявляемым требованиям:

- тематико-экспозиционный план, согласованный с Городским краеведческим музеем города Темиртау;

- план работы Совета Музея;

- книга регистрации массовых экскурсий и мероприятий.


Место музея в учебно-воспитательном процессе школы: Экспозиция музея является существенным дополнением для образования учащихся и воспитания их как нравственной личности. Полученные учащимися начальные знания, умения и навыки экскурсовода и музейного работника позволят применить их в жизни: эрудированность, коммуникативность, культура речи, чувство коллективизма, организаторские способности.

На базе школьного музея проводится культурно-массовая и воспитательная работа с учётом повышения гражданской позиции, методического уровня, комплексного подхода, актуальности и занимательности, интересов и знаний участников мероприятий, с опорой на экспозицию музея и жизненный опыт участников, материалы и актив музея. В работе используются различные формы экскурсии, беседы, квесты, тренинги, лаборатории, практикумы, опыты и эксперименты, викторины и конкурсы.

Работа музея строится с учетом программного материала и воспитательной работы в классах различных возрастных групп при активном участии педагогов школы:

- уроки естествознания в 5 классах.

- уроки биологии в 5 - 11 классах.

- уроки химии в 7-11 классах.

- уроки познания мира в 1-4 классах.

- уроки географии в 7-11 классах.

- использование материалов во внеклассной работе, разработка уроков энергосбережения, ЗОЖ, Экология дома, уроки климата, день города и мн. другие.


характеристика контингента учащихся – детского музейного актива: в детский музейный актив входят учащиеся 6-11 классов (6-7 класс 15 человек, 8-11класс 10 человек).


основные направления деятельности музея: фондовая, экспозиционная, экскурсионная, пропагандистская группы.


сведения о посетителях музея: учащиеся 0-11 классов нашей школы и других школ района, будущие первоклассники и их родители, жители микрорайона.


взаимодействие в условиях социокультурного пространства города: сотрудничество с общественными организациями, учреждениями образования, науки и культуры, СМИ.

  • Основные идеи развития школьного музея.

Школьный музей является одной из форм дополнительного образования в условиях образовательного учреждения, развивающий сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов-источников по экологии, имеющий воспитательную и научно-познавательную ценность.

Школьный музей призван способствовать формированию у школьников гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования.

Музей является составляющей школьного организма, неотъемлемым звеном единого образовательного процесса. Он призван обеспечить дополнительное краеведческое образование. Музей организует свою работу на основе самоуправления. Работу музея направляет совет музея, избираемый общим собранием актива музея.

Музей способствует социализации и самореализации подростков и старших школьников в коллективной творческой деятельности средствами музееведения. Важна роль музея в создании условий для более активного включения учащихся в поисковую и исследовательскую работу, связанную с историей экологического движения в городе и защиты нашего города от экологических проблем. Большое значение играет апробирование на школьном и городском уровне знаний, умений и навыков учащихся, связанных с начальным этапом приобщения к исследовательской деятельности и пропаганда научных знаний среди учащихся школы.

  • Анализ возможностей развития школьного музея.

Неиссякаемым источником гражданско-патриотического воспитания молодежи являются страницы развития гражданского общества и его вклад в экологическое движение. Основная цель деятельности музея школы должна способствовать: повышению уровня информированности в городе в сфере экологического просвещения, воспитания экологически-ответственного поведения, повышению экологической грамотности школьников, родителей, т.е. населения города Темиртау, способствует воспитанию гражданственности, любви к малой Родине; привлечение учащихся школы к изучению района, города, семьи, через познавательную, творческую и практическую деятельность. Для выполнения этой цели ставятся следующие задачи по развитию возможностей школьного музея:

- Повышение интереса к изучению экологии.

- Воспитание чувства уважения к родному городу и к горожанам.

- Использование музея в учебной, воспитательной работе.

-Связь поколений через организацию встреч с активистами города и области.

С глубокой любовью и заинтересованностью собирают материалы для школьного музея учащиеся школы. В этот труд они вкладывают свою настойчивость, интерес, время. Для многих ребят работа в школьном музее становится школой творческого труда и поиска, общественной активности и гражданственности.

Одно из условий возможностей развития деятельности школьного музея: преемственность в работе актива. Она обеспечивается тем, что в его состав включаются учащиеся разных возрастных групп. Ребята сообща, совместно участвуют в выполнении заданий по поиску и сбору музейных материалов, их учету и хранению, оформлению выставок, экспозиций, в подготовке и проведении экскурсий, что способствует пропаганде в школе системы краеведческого и музееведческого образования учащихся.

Каждый учащийся, причастный к организации школьного музея, должен систематически расширять свои знания по основам наук, связанных с профилем музея, углубленно изучать вопросы и проблемы, над которыми он непосредственно работает в музее, овладевать навыками исследовательской музейной работы. Такую подготовку руководитель музея тщательно планирует совместно с педагогическим коллективом, с самими учениками, с Советом Музея.

Деятельность музея рассчитана на всех учащихся школы с 1-го по 11-ые классы. Она способствует воспитанию и обучению учащихся через систему дополнительного образования и самообразования. Для развития школьного музея необходимо:

- организационная работа с Советом Музея - проведение членов совета музея по программе обучения юных музееведов на занятиях в школьном музее;

- поисковая, научно-исследовательская работа проводится через составленные поисковые задания, учитывающие возраст и интересы учащихся;

- занятия, где заслушиваются сообщения учащихся о выполнении поисковых заданий, проводится обмен мнениями, организовываются индивидуальные и групповые консультации;

- работа с фондами и над экспозицией музея;

- проблемные «Круглые столы»; массовые дела и мероприятия;

- экскурсии, связанные с тематикой музея.



3

Цель и задачи развития музея.

Целью школьного музея является.

Для реализации этой цели в рамках развития школьного музея ставятся следующие задачи:

1. Внедрение программы духовно-нравственного развития школьников.

2.Активизация познавательного интереса учащихся к экологии и экологическому движению.

4. Формирование умений и навыков в области поисково-исследовательской деятельности.

5. Выявление одаренных учащихся школы.

6. Создание условий для участия школьников в городских, областных конкурсах и НПК.

7.Пропаганда системы музееведческого образования.



3

Экспозиции музея

(разрабатывается и планируется оформить)

  • Основная идея экспозиции:

рекламно-информационная и пропагандистская.

  • Основа для разработки: фонды школьного музея.

  • Содержание экспозиции:

    1. пропаганда в школе системы музееведческого образования учащихся;

    2. создание условий для участия школьников в конкурсах.

    3. активизация познавательного интереса учащихся

  • Логика построения: разместить в 11 кабинете и в рекреации 1 этажа школы

  • Построение экспозиции:

проблемный, коллекционный, информационный принципы.





Фондовая работа музея:

  • Планирование поисково-собирательской работы:

  1. с целью комплектования фондов музея создать условия для поисковой и исследовательской работы.

  2. организовать в классах сбор материалов, фотографий, воспоминаний членов семьи по темам для разделов музея.

  3. научно-исследовательская работа по изучению документов, газетных статей;

  4. пополнение фондов музея в результате переписки, встреч, бесед с активистами экологического движения

  5. систематизировать собранный материал;

  6. разработать музейную экскурсию по разделам.

  • Организация учёта и хранения музейной коллекции (оформление инвентарных книг, карточек, создание картотек):

  1. постоянно вести учет всех материалов;

  2. составить тематическую картотеку по материалам



Художественный эскизный проект экспозиции музея (планирование экспозиционных зон с размещением музейного оборудования; интерактивных зон, учебного пространства):

  1. передвижной, мобильный стенд в музее;

  2. стационарные стенды в 11 кабинете, включая демонстрационные, в рекреации 1 этажа информационные стенды.




Материально-техническое обеспечение музея (определение затрат на экспозиционное оборудование, художественное решение задач экспозиции и т.д.):

  1. Смета бюджета

  2. Дизайн помещения

  3. установка экспозиционных стендов








































4.

Основные направления развития и содержание деятельности музея.

  • Фондовая и экспозиционная работа: фондовая группа осуществляет прием материалов от дарителей, ведет учет в книгах поступлений, работу по шифровке материалов, обеспечивает их сохранность и использование. Для совершенствования системы учета и хранения фондов планируется постепенно перевести картотеку в электронный вид.

Экспозиционная группа разрабатывает экспозиционную документацию новых школьных выставок, проводит отбор экспонатов, составляет этикетаж, организует обновление экспозиции. Группа постоянно работает над обновлением и расширением экспозиции. Группа пропагандистов организует и проводит массовые мероприятия на базе музея, тематические встречи, встречи интересными людьми, тематические мероприятия.

  • Экскурсионная деятельность: постоянно действуют группы экскурсоводов старшего возраста (10-11кл.) - 10 человек и младшего возраста (6-7 кл.) -15 человек. Экскурсионной группой планируется разрабатывать новые тематические экскурсии по экспозициям школьного музея и экспонируемых выставок. Группа старших экскурсоводов организует подготовку младшей группы экскурсоводов и лекторов. Дальнейшее совершенствование экскурсий и мастерства экскурсоводов.

  • Работа с детским активом: работа школьного музея осуществляется на основе самоуправления. Создан совет музея из числа инициативных учащихся. Идея гражданского и патриотического воспитания привела к сотрудничеству детского актива школьного музея с различными общественными организациями, что привело к созданию созидательного сообщества детей и взрослых – сообщества школьного музея. Планируется дальнейшее развитие этого сообщества, развитие исследовательских и экскурсионных групп, реализации образовательных программ дополнительного образования детей по музееведению. Более активное участие в районных и городских программах и проектах.

  • Программно-методическое обеспечение: разработка учебно-методического комплекса, обеспечивающего деятельность музееведов-школьников – методические разработки обзорных и тематических экскурсий; творческие работы по профилю музея; методические рекомендации в помощь педагогам по использованию материалов школьного музея; разработать программу по музееведению, обеспечивающую подготовку музееведов-школьников. Продолжить создание библиографической и методической базы.

  • Развитие музея в условиях социокультурного пространства: расширить партнерство с педагогами школы, родителями учащихся, социальные связи с учреждениями образования, науки и культуры, взаимодействие с органами местного самоуправления, общественными организациями.

  • Информационно-коммуникативные технологии в деятельности музея: обновление интерактивной экспозиции музея, расширить использование электронных образовательных ресурсов, возможностей INTERNET-ресурсов для дистанционного обучения.

  • Презентация опыта работы для музейной, педагогической общественности: выступления на педагогических советах школы, участие в конкурсах города и т.д.

  • Материально-техническое обеспечение.

  1. Развитие информационной среды, внедрение в учебно-воспитательный процесс ИКТ-технологий.

  2. Совершенствование материально-технической базы школьного музея.

5

Ожидаемые результаты, показатели результативности.

Школьный экомузей - является центром экологического просвещения и образования в городе


6

Этапы реализации Концепции

Подготовительный этап:

Определение целей и задач проекта, определение рабочих групп, распределение по направлениям

Поиско-исследовательский этап:

Подбор информации, анализ полученной информации, Сбор материалов по экологии нашего города, посещение тематических музеев.

Оформление экспозиции музея, подготовка экскурсий по музею для разных возрастов учащихся

Заключительный этап: Активная работа музея, обобщение и распространение опыта



7

Механизмы реализации Концепции (кадровые, программно-методические и материально-технические условия).

1.) Стратегическими приоритетами реализации Концепции являются:

  • обеспечение достаточной степени информированности учителей, учеников, родителей об изменениях в системе музееведческого образования,

  • формирование инновационной культуры руководителей, учителей и обучающихся школы;

  • инновационный подход к содержанию воспитания;

  • совершенствование механизмов оценки качества воспитательной работы;

  • современно оборудованное образовательно-воспитательное музейное пространство;

  • комфортная здоровьесберегающая обучающая среда

2.) Задачи, стоящие перед школой, в значительной степени меняют всю образовательную и воспитательную стратегию:

  • повышение внутренней мотивации к самореализации во внеучебной деятельности как основы духовно-нравственного развития.

  • формирование личности, духовно-нравственное развитие которой становится основой готовности и способности к саморазвитию, мотивации к учению и познанию, социализации, потребности в культурной идентичности, предполагающей осознанное отношение к гражданским, национальным и общечеловеческим ценностям.

  • Организация нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность учащихся, основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.

  • Содержание краеведческой и музееведческой деятельности должно стать одним из важнейших проводников духовно-нравственного развития учащихся.

  • Иное отношение к технологии и формам подачи материала и деятельности.

  • Краеведческая и музееведческая работа должна быть превращена в поле совместной деятельности педагога и учащихся по выявлению личностно значимых смыслов, в постоянный диалог, направленный на формирование ценностных представлений, вне зависимости от его предметного наполнения.

3.) Улучшение материально-технической базы школьного музея.



8

Оценка эффективности реализации Концепции определится в ходе определении активности работы Музея, анализируя участие в массовых мероприятиях: конкурсах юных экскурсоводов, поисковой работе по профилю музея, просветительской деятельности как внутри учебного заведения, так и в городе.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!