СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Школьный музей - креативная площадка для формирования интеллектуальных и творческих способностей обучающихся

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Школьный музей - креативная площадка для формирования интеллектуальных и творческих способностей обучающихся»

Автор: Топорова Анастасия Александровна, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Заозерная средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 16 г. Томска

Номинация: Формирование творческих способностей учащихся

e-mail: [email protected]

Название работы: школьный музей - креативная площадка для формирования интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.


Роль школьного музея в образовательной среде возрастает с каждым годом. Не для кого не секрет, что музейная педагогика способствует развитию и формированию личности обучающегося, его духовно-нравственного, патриотического воспитания.

Школьный музей в современном мире открывает новые возможности как для обучающихся, так и жителей микрорайона и города. Он становится широкой образовательной средой, включающий в себя не только различную экскурсионную деятельность, но и активно взаимодействует с различными видами образовательной деятельности: социальной, урочной и внеурочной, тем самым, являясь социокультурным образовательным пространством.

Что же такое школьный музей? Школьный музей, в нашем понимании, - это центр внеурочной деятельности, способствующий развитию и воспитанию обучающихся. Образовательный процесс- это творчество, поиск новых знаний, открытия. Следовательно, материалы и пространство музея могут стать базой для развития интеллектуальных и творческих способностей обучающегося. Таким образом, можно говорить о том, что деятельность музея заключается не только в хранение музейных экспонатов и проведении немногочисленных экскурсий по экспозициям. В современном мире пространство школьного музея может выступать креативной площадкой, открывающей новые возможности, как для учащихся школ, так и для гостей школьного музея.

В данной статье будет освещено, как на базе историко-краеведческого школьного музея эвакуированных предприятий Ленинского района города Томска, происходит формирование интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.

Совсем «молодой» музей школы №16 города Томска, который открылся только в сентябре 2018 года, заключает в себе ценную историко-культурную информацию не только для школьников, но он важен жителям нашего города Томска. Школьный музей посвящен эвакуированным предприятиям города Томска времен Великой Отечественной войны, и основные выставочные экспозиции могут поведать историю становления заводов на томской земле в 1941 году. В нашем городе живет множество людей так или иначе связанных с историей эвакуированных заводов. Таим образом, функционирование школьного музея актуально не только для школьников. Представители старшего поколения традиционно заинтересованы в деле сохранения исторической памяти народа и охотно принимают участие в его работе. Они передают свой жизненный опыт и знания подрастающему поколению, делятся не только воспоминаниями, но и историческими экспонатами. Школьный музей в современном мире расширяет свои границы и становится частью открытого образовательного пространства и призван быть координатором центром духовно-нравственного воспитания, военно – патриотической деятельности обучающихся, музей возможно рассматривать как одно из направлений работы школы - социокультурный центр микрорайона.

Можно говорить о том, что школьный музей – это своеобразный живой организм. В настоящее время, когда происходят изменения всей общественно-культурной жизни, следует признать необходимым новый подход к организации работы музея, который отражает не только историческое прошлое народа, но и шагает в ногу с современностью. Школьный музей, впервые за многие годы рассматривается как креативная площадка, синтезирующая внеурочной, урочной и социальной деятельности.

Таким образом, организация различных мероприятий, в рамках школьного музея, нацеленных на развитие духовно-нравственного, воено-патриотического воспитания и образования, а так же обмена опытом со старшим поколением, соответствует требованиям ФГОС, предполагающим включение обучающихся в социокультурную деятельность школы, а так же способствует самореализации ребёнка в рамках музейной педагогики.

На сегодняшний день, в рамках школьного музея, педагогу целесообразно создание для обучающихся развивающей среды, посредством включения их в позитивную творческую, воспитательную и образовательную деятельность, в рамках функционирования школьного музея. Таким образом, школьный музей должен открывать новые возможности, как для учащихся школ, так и для гостей.

Для реализации такого рода работы, которая заключала бы в себе проведение мероприятий с включением обучающихся в образовательную, воспитательную и творческую деятельность, которые в свою очередь способствуют развитию и формированию личности обучающегося, школьный музей ведет работу по основные 3 направлениям: урочное, внеурочное и социальное…

В рамках социальной деятельности школьный музей функционирует и выступает как некая площадка, где коммуницируют меж собой не только школьное сообщество, но и жители города и микрорайона. Благодаря социальному направлению, обучающиеся учатся интеграции, коммуникации. Основная миссия социальной деятельности музея - развитие личности человека, осуществляемое музейными средствами.

На базе школьного музея эвакуированных предприятий особо востребованным среди обучающихся является социальное проектирование.

За последние учебный год активом школьного музея было реализовано огромное количество социальных проектов, неправленых на широкий пласт населения города в целях развития интереса и познания в военно-патриотическом направлении. Обучающиеся в рамках социального проектирования развивают свой творческий потенциал по средствам создания видеоклипов, написания сценариев, видео историй об экспонатах. В пример можно привести реализуемый социальный видео –проект на базе школьного музея эвакуированный предприятий времен Великой Отечественной войны г. Томска «Эвакуированные в Томск заводы времён Великой Отечественной войны». Данный видео проект состоит из 3 видеосюжетов1 об истории эвакуации заводов и фабрик во время войны, воспоминания ветеранов тружеников тыла, видеоэкскурс с погружением в историю экспоната. Набрал большую популярность среди обучающихся проект «Томский комсомол в боях за родину» сюжет о комсомольцах Томска в честь которых названы улицы нашего города…Реализован социальный проект «Зал Славы труженикам тыла», который состоит из стендовой части и видео обзора о тружениках тыла, которые прибыли во время Великой Отечественной войны с Западной части страны в Томск вместе с заводам, данный проект содержит комплекс фотографий и оригинальных историй о работе на заводах в сложное военное время.

Такого рада социальные проекты позволяют расширить и разнообразить формы деятельности музея для приобщения людей к истории своего родного края как в пространстве музейной экспозиции, так и виртуальном пространстве.

Проектная деятельность все активнее развивается на базе школьного музея, таким образом обучающиеся овладевают различными технологиями создания проектов, что является не только важным фактором их успешного развития, но и формирует устойчивый интерес различных категорий посетителей к школьному музею. Таким образом можно говорить о том, что проектная деятельность на базе музея направлена не только на развитие личности обучающихся, но и на процесс актуализации культурного наследия региона.

Школьный музей является отличной площадкой для реализации внеурочной деятельности обучающихся. Таким образом, функционирование музея в полной мере отражает вовлеченность в творческий процесс обучающихся по средствам различных образовательных и просветительных мероприятий.

На базе школьного музея реализуется комплекс мероприятий, направленных на развитие духовно-нравственного и военно-партеотического воспитания обучающихся. Часто проводятся уроки-презентации, краеведческие викторины, квест-игры, но в последнее время большую популярность приобретает такие направление в школьном музее как «Музейные вечера».

Что же такое «Музейные вечера»? Это комплекс ежемесячных тематических мероприятий, которые синтезируют в себе образовательную, воспитательную и активно творческую деятельность на базе школьного музея. Музейный вечер разрабатывается коллективом актива школьного музея начиная от идеи и темы мероприятия, заканчивая его реализацией. Обучающиеся самостоятельно под руководством преподавателя участвуют в разработке сценариев мероприятий, занимаются подбор ведущих, поиском «интересных» личностей /творческих коллективов, которые будут приглашены на музейный вечер в качестве участников программы. Таким образом музейные вечера направлены на связь поколений, а также на патриотическое и духовно-нравственное воспитание обучающихся, расширение кругозора.

Музейные вечера ориентированы на общении, обмене опыта учащихся школы и на жителей микрорайон, они синтезируют в себе образовательную и просветительскую деятельность и конечно же раскрывают у «выступающих» различные творческие способности, так как организация проведение музейного вечера полностью ложится на плече обучающегося. Помимо этого, музейные вечера способствуют связи поколений.

Организация таких мероприятий, нацеленных на развитие военно-патриотического, воспитания и образования, развитие творческих способностей, а так же самореализацию обучающегося в рамках музейной педагогике по средствам включения обучающегося в активную творческую деятельность, связанную с историческим наследие региона.

Третье направление, в котором развивается историко-краеведческий школьный музей эвакуированных предприятий г. Томска времен Великой Отечественной войны, это функционирование в рамках урочной деятельности. Материалы и пространство музея могут оказать помощь учителям гуманитарного цикла при проведении урочной деятельности. Оказывается, есть задания в учебниках не только истории и литературы, но и русского языка, предполагающие тесное взаимодействие с музеем. Сам по себе музейный урок отличается от традиционного и даже инновационного.

Во ФГОСах особое внимание уделено развитию личности ребенка. Школа призвана формировать не только личностные результаты, но и предметные, метапредметные. Формы и методы обучения, средства и способы подачи материала ученику претерпели изменения в целях воспитания свободно и творчески мыслящей личности. Используя в ходе музейных уроков технологии взаимодействия человека с культурой прошлого, обращаясь к историческому и художественному наследию, мы можем сформировать не только гармонично развитую личность, высоконравственнную и творческую, но и расширить границы предметных и метапредметных результатов.

«Урок в музее» только вводится в практику нашей школы №16 города Томска. В рамках данной направленности работы школьного музея идет активная командная работа учителей-предметников гуманитарного цикла с руководителем музея. Сегодня мы только начали практиковать данную форму деятельности, но уже в следующем году планируется включение «урок в музее» в рабочие программы учителей-предметников. В рамках школьного музея уже разрабатывается программа дополнительного образования «урок в музее», где происходит синтез музейной педагогике и урочной деятельности. Музейный предмет в данной программе будет выступает не как иллюстрация к приобретённым знаниям, а как непосредственный источник знания.

На сегодняшний день школьный музей способствует повышению нравственной культуры обучающихся. В рамках ФГОС особую значимость приобретает исследовательская, экскурсионная и краеведческая работа, которая организуется в рамках школьного музея. Благодаря поисковой деятельности у молодого поколения воспитываются важнейшие качества: нравственность, гражданственность, обострённое чувство сопричастности и ответственности за происходящее вокруг, что поможет им в дальнейшем адаптироваться в обществе, способствуя развитию коммуникативных качеств, гражданско-патриотических чувств, социализации личности. Игры, кресты, событийные мероприятия, музейные маршруты, авторские проекты, лектории и многое другое становятся неотъемлемой составляющей музейного пространства.

Таким образом можно утверждать, что школьный музей эвакуированных предприятий города Томска времен Великой Отечественной войны активизирует уже существующую детскую общественную организацию – актив музея, по средствам включения обучающихся в позитивную творческую среду, которая бы затрагивала не только учащихся, но и взаимодействовала с общественными организациями, обеспечивая связь поколений и обмен опытом.


Литература

1. Короткова М.В. Музейная педагогика: понятие, история, технологии и перспективы развития // Преподавание истории в школе № 4. 2014. - С.3-8.

2.Музей без барьеров. Сборник научных трудов кафедры музейного дела. Составитель Короткова М.В., - М. ИКАР, 2013.

3.Образовательная социальная сеть «nsportal» – URL: https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2016/04/02/metodicheskaya-razrabotka-ekskursii-po-teme-istoriya (дата обращения 22.08.2021)

1https://asya2909.wixsite.com/mysite/%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%D1%8D%D0%BA%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%81%D0%B8%D0%B8-%D0%BF%D0%BE-%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D1%8E



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!