СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Школьный музей «В пламени Афганистана»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа Школьного  военно-исторический музея «В пламени Афганистана»    

Просмотр содержимого документа
«Школьный музей «В пламени Афганистана»»

МКОУ «Хохольская СОШ»







Программа Школьного

военно-исторический музея

«В пламени Афганистана»


Возраст участников:11-17 лет


Разработчики программы:
руководитель: Бабкина Маргарита Юрьевна,

Инициативная группа: Сахарова Кристина,

Мысков Сергей,

Грибанов Вадим,

Квасов Владислав,

Попова Виктория,

Мануковская Ирина













с. Хохол 2016г.










Содержание


1. Паспорт программы…………………………………………………………....3


2. Введение………………………………………………………………………..4


3. Цели и задачи программы……………………………………………………4-5


4. Ресурсное обеспечение программы…………………………………………...5


5. Социальные функции школьного музея…………………………………….5-6


6. Принципы работы школьного музея……………………………………….....6


7. Формы работы в школьном музее………………………………………….....6


8. Перечень мероприятий и работ по реализации ………….............................7


9. Учебно-тематический план к программе ……………………………………8-9


10. Содержание программы ……………………..…………………………….10-13


11. Ожидаемые результаты………………………………………………………14


13. Список литературы…………………………………………………………...15



















ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


  1. Название программы: «Военно-исторический музей»


  1. Автор: Бабкина Маргарита Юрьевна учитель истории, педагог дополнительного образования


  1. Рецензенты: МКОУ ДОД дом детского творчества


  1. Организация-исполнитель: МКОУ «Хохольская СОШ», с. Хохол, пер. Советский, д. 14


  1. Целевые группы: учащиеся 5-11 классов школы (11-17 лет).


  1. Цель программы: создание условий для развития школьного и музейного движения в образовательном пространстве.



  1. Направленность: военно-исторический



  1. Срок реализации программы: по требованию


  1. Вид программы: модифицированная























Введение

Школьный музей – одно из действенных средств расширения общеобразовательного кругозора и специальных знаний учащихся, формирования общественной активности обучающихся, их исследовательских умений и навыков, их творческих способностей. Деятельность школьного музея является одним из важных условий осуществления патриотического и духовно-нравственного воспитания в учебном заведении. Музей позволяет, вовлекая учащихся в активную деятельность, знакомить с подвигами ратными и мирными земляков, с традициями отчего края, своего народа, его талантами, нравственными качествами лучших представителей России.

Социальная значимость музея как многогранной формы учебно-воспитательной работы определила необходимость составления данной программы. Одной из важнейших задач современной школы России является воспитание патриотизма у учащихся. Ныне эта черта личности подвергается серьёзным испытаниям. Существенно изменилось Отечество. Пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и пугает своей неопределённостью будущее.

Важнейшая миссия педагога – воспитать у юного поколения патриотизм, т.е. уважение к предкам, любовь к Родине, своему народу, сохранять традиции своей страны, формировать у школьников чувство национального самосознания. У истинного патриота развито чувство долга перед Родиной, выражающееся в ответственности за свою страну, её честь, достоинство, могущество, независимость.

С этими задачами прекрасно справляется школьный музей.


Цель и задачи

Главной целью создания и деятельности школьного музея является всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков поисково-исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной истории и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений. Музей должен стать не просто особым учебным кабинетом школы, но одним из воспитательных центров открытого образовательного пространства.

Для достижения цели программы «Военно-исторический музей» решаются следующие задачи:

-активация работы музеев образовательных учреждений, расширение сферы и методов использования их воспитательного потенциала;

-поддержка воспитательных и образовательных программ, направленных на формирование патриота и гражданина;

- углубленное изучение и использование во всех формах работы музеев образовательных учреждений современных информационных технологий;

- организация творческого досуга детей и учащейся молодёжи, привлечение к участию в культурных программах районного, регионального, всероссийского уровней;

-выявление и дальнейшее развитие творческих способностей юных исследователей, экспозиционеров, экскурсоводов;

-укрепление связей между образовательными учреждениями, учреждениями культуры, общественными организациями для решения задач воспитания у детей и учащейся молодёжи чувства гражданственности и патриотизма, уважения и бережного отношения к прошлому, воспитания толерантности по отношению к ветеранам и воинам локальных конфликтов и войн современности.

Одной из основных задач школьного музея является воспитание патриотического сознания школьников. Как известно, музей осуществляет связь времён. Он даёт нам уникальную возможность сделать своими союзниками в организации учебно – воспитательного процесса поколения тех, кто жил до нас, воспользоваться их опытом в области науки, культуры, образования. Прошлое не исчезает бесследно, оно пробивается в настоящее, оставляя тысячи свидетельств своего существования в виде памятников материальной и духовной культуры, которые хранят и пропагандируют музеи.

Стержнем любого музея является история. Это может быть история семьи, школы, отдельного выпускника, педагога. В каждом из таких свидетельств отражается какая – то частица истории. Из таких фрагментов в конечном итоге складывается история человеческого общества.

Основополагающим для музейной теории и практики является принцип историзма. Этот принцип предполагает соблюдение трёх важнейших условий: рассмотрение явлений и предметов в их взаимосвязи; оценка явлений и предметов с точки зрения их места в общеисторическом, цивилизационном процессе; изучение истории в свете современности.

Постоянное увеличение потока информации познавательного процесса, при котором учащиеся параллельно с освоением определённого запаса знаний, удовлетворяют потребности в самостоятельном «написании» истории.


Ресурсное обеспечение программы.

Координацию деятельности по реализации Программы осуществляет руководитель и Совет школьного музея.

Совет школьного музеея:

- периодически рассматривает ожидаемые результаты, уточняет механизм реализации Программы;

- координирует взаимодействие исполнителей Программы и обмен опытом их работы;


Социальные функции школьного музея

Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с воинами и ветеранами, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю войн и локальных конфликтов, изучить их изнутри, понять, как много сил отдали эти люди для могущества своей страны. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к историческому наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству.

Школьный музей даёт возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Участвуя в краеведческих походах и экспедициях, школьники получают физическую закалку, учатся жить в автономных условиях. Много практических навыков приобретают они и в процессе обеспечения научно - исследовательской деятельности музея. Это навыки поисковой работы, умение описывать и классифицировать исторические источники, реставрировать исторические документы, составлять факты и др.

Школьный музей – это сложный организм. Его жизнеспособность целиком зависит от слаженной творческой работы коллектива педагогов и учащихся.

Музейно – краеведческая работа – своего рода социальное сито, в процессе которой дети познают важность коллективной деятельности, руководства своим участком работы и умение принимать решения и отвечать за свои поступки. Работа в составе Совета школьного музея, прививает участникам навыки управленческой деятельности, воспитывает чувство сопричастности с происходящими событиями.

Нередко ученики, занимавшиеся военно-историческими краеведческими изысканиями, становятся профессиональными военными, пожарными, работниками правоохранительных органов и т.п.

Принципы работы школьного музея

Существующая практика музейного дела выявила необходимость соблюдения в данном виде деятельности следующих принципов.

Систематическая связь с уроками, со всем учебно-воспитательным процессом. Проведение научного и учебно-исследовательского поиска, включающего в себя краеведение как базу развития и деятельности школьного музея.

Использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных приёмов и форм учебной и внеучебной работы музейных уроков, школьных лекций, семинаров, научно-практических конференций, поисковой и проектной деятельности, шефской помощи ветеранам и др.

Самостоятельность, творческая инициатива учащихся, выступающая важнейшим фактором создания и жизни музея.

Связь с общественностью, с ветеранами войны и труда, ветеранами локальных войн, ветеранами педагогического труда.

Строгий учёт, правильное хранение и экспонирование собранных материалов. Организация постоянных связей с государственными музеями и архивами, их научно-методическая помощь школьным музеям.



Формы работы в школьном музее

Учебная работа: Воспитательная работа:

- практическая работа на местности; - кружки, экскурсии, походы;

- учебные экскурсии вне музея; - туристические походы, экспедиции;

- уроки в музее; - встречи, читательские конференции

- экскурсии в музее; вне музея, организация передвижных

выставок;

- самостоятельное изучение. - встречи, сборы, собрания,

- экскурсии, встречи в музее









Перечень мероприятий и работ по реализации программы школьного музея

1. Организация работы школьного музея

сентябрь

2. Подготовка документов, материалов, паспорта музея

Сентябрь

3. Паспортизация школьного музея

Вновь созданный музей - по мере подачи заявки

4. Разработка и утверждение программ по работе с активом школьных музеев

Октябрь

5. Разработка и утверждение планов работы музея

Октябрь

1. Разработка программ дополнительного образования

Сентябрь-октябрь

3. Выпуск рекомендаций по созданию на базе ОУ этнографических, исторических и иных выставок (экспозиций),

Декабрь

1. Выпуск сборника нормативно - правовых документов по деятельности школьного музея

В течение года

2. Издание путеводителя по экспозициям

Ноябрь

3. Размещение на сайте презентации экспозиций школьного музея .

В течение периода действия программы

1. Смотр - конкурс школьных музеев

По плану отдела образования, молодёжной политике, культуре и спорту

2. Школьный конкурс «Юный экскурсовод»

3. Конкурс «Хранители русской славы»

Ноябрь

Декабрь – март

3. День открытых дверей в школьном музее

апрель

4. Краеведческие конференции

6 Акции в школьных музеях

Октябрь, март

7. Участие в региональных, всероссийских конкурсах по направлению «Школьные музеи»

В течение периода действия программы




Содержание программы школьного музея


Программа школьного музея предполагает обучение учащихся и учреждений основного и дополнительного образования детей основам краеведения и музейного дела в процессе создания и обеспечения деятельности школьного музея.

Курс рассчитан на три года обучения. Тематическое наполнение и часовая нагрузка отражены в рабочей программе. Специфика организации занятий по программе заключается во взаимосвязи краеведческой и музееведческой составляющих курса. Осуществление такого подхода создаёт условия для комплексного изучения истории, культуры музейно-краеведческими средствами. Проведение занятий по этой схеме даёт возможность обучающимся получать знания и представления по истории, культуре, выявлять темы и проблемы, требующие музейно-краеведческого исследования, изучать методики проведения таких исследований и осуществлять их в процессе практических занятий и в свободное время.

Подобное построение занятий позволяет дать учащимся знания, необходимые для:

- реализации регионального компонента по краеведению основного курса обучения и дополнительного образования детей;

- осуществления музейно-краеведческих исследований как формы дополнительного образования;

- организации систематической деятельности школьного музея как учебно-воспитательного и досугового центра учреждения образования.

Программа школьного музея «Военно-исторический музей» осуществляется как учебно-деятельностная и предполагает не только обучение детей теоретическим основам краеведения и музееведения, но и включение их в конкретную музейно-краеведческую деятельность, что позволяет активу школьного музея принимать участие в научно-практических конференциях, краеведческих олимпиадах и других мероприятиях, предусмотренных региональной программы по краеведению «Край родной на 2012-2015гг.».

Особым компонентом программы может быть постоянно действующая туристическая экспедиция по изучению и охране историко-культурного и природного наследия родного края музейно-краеведческими средствами. В экспозиции могут принимать посильное участие все учащиеся. Организационно-методическим центром этой экспедиции может выступать МКОУ ДОД дом детского творчества. Таким образом, фонды школьного музея и его информационно-краеведческая база смогут пополняться не только в результате деятельности актива самого музея, но и других учреждений образования района.

Туристическая экспедиция включается в сетку рабочей программы в той мере, которая необходима Совету школьного музея для осуществления функций организации и координации деятельности туристических групп для реализации своих музейно-краеведческих задач.

Таким образом, программа предполагает осуществление трёх социально-культурных функций:

    1. Совершенствование форм и методов обучения и воспитания учащихся средствами краеведения и музееведения.

    2. Организация деятельности школьного музея как исследовательского, учебно – воспитательного и досугового центра.

    3. Организаци я участия обучающихся в туристско-краеведческих движениях, региональных и муниципальных программ и программ дополнительного образования музейно-краеведческими средствами.

В процессе обучения по программе учащиеся получают возможность специализации в исполнении различных ролевых функций и в тематике музейно-краеведческих исследований.

Руководитель программы может варьировать последовательность изучения тем краеведческой составляющей курса. Для проведения занятий по отдельным темам могут привлекаться специалисты в данной области.

Каждая учебная тема программы снабжена списком рекомендуемой специальной литературы. Для программы в целом составлен общий список рекомендуемой литературы. Однако если у руководителя программы нет возможности использовать какие-либо из рекомендованных изданий, он может заменить их темами, которые изданы в регионе, либо воспользоваться помощью местных специалистов краеведения и музейного дела.

Учебно-тематический план к программе «В пламени Афганистана»


№ п/п Содержание программы

Теоретические занятия

(кол-во часов)

Практические занятия

(кол-во часов)

Всего

1. Всероссийское туристско -краеведческое движение обучающихся Российской Федерации «Отечество»

2

6

8

2. Наследие в школьном музее

2

1

3

3. Функции школьного музея

2

-

2

4. Родной край в истории государства российского

2

2

4

5. Организация школьного музея

2

6

8

6. Моя семья и родной край

2

4

6

7. Комплектование фондов школьного музея

4

4

8

8. Наша школа в истории края

2

4

6

9. Учёт и хранение краеведческих материалов в полевых условиях

2

2

4

10. Социально-экономическая история края

2

2

4

11. Фонды школьного музея

2

3

5

12. Формы работы в школьном музее

2

4

6

13. Культурное наследие родного края

2

2

4

14. Учёт и описание музейных предметов

2

4

8

15. Военная слава земляков

4

8

12

16. Экспозиция школьного музея

4

4

8

17. Тексты в музейной экспозиции

1

3

4

18. Наши земляки-участники военных конфликтов и войн современности

2

2

2

19. Экскурсионная работа в школьном музее

2

10

12

20. Подготовка к районному конкурсу школьных музеев

4

-

4

21. Конкурс школьных музеев

1

-

1

22. Анализ мероприятия

1

-

1

23. Мастер-класс для руководителей школьных музеев

2

-

2

24. Подготовка к семинару классных руководителей, педагогов дополнительного образования «Проектная деятельность в изучении отдельных тем школьных дисциплин и занятий дополнительного образования»

2

-

2

25. Семинар для педагогов гуманитарного цикла «Метод проектов с использованием материалов школьного музея»

2

-

2

26. Анализ мероприятия

1

-

1

27. Подготовка к конкурсу «Хранители русской славы»

4


4

28.Конкурс «Хранители русской славы»

1

-

1

29.Анализ мероприятия

1

-

1

30.Разработка методической разработки «У войны не женское лицо», в рамках районной Вахты Памяти, посвящённой

70-й годовщине ВОВ

2

-

2

31.Координация и консультирование составления методических разработок и эссе учащихся на базе школьного музея

4

-

4

32.Подготовка сборника программ по музееведению

2

-

2

33.Консультации с районным Советом ветеранов по подготовке школьных музеев к празднованию

70-летия Дня Победы

2

-

2

34.Конкурс школьных музеев района

2

-

2

35.Подготовка семинара для руководителей школьных музеев «Исследовательская деятельность в школьных музеях»

-

2

2

36. Семинар для руководителей школьных музеев «Исследовательская деятельность в школьных музеях»

4

-

4

37. Анализ мероприятия

1

-

1

38.Районная конференция по краеведению.

4

-

4

39. Подготовка к конкурсу исследовательских работ по краеведению

1

-

1

40. Конкурс исследовательских работ по краеведению

4

-

4

41. Анализ мероприятия

1

-

1

42.Подготовка с активом школьного музея акции «Юные герои моей Родины». Анализ мероприятия

3

2

5

43.Занятия с музейным Активом (4 занятия)

4

-

4

44.Мониторинг участия музея в военно-патриотическом Месячнике

2

-

2

45.Анализ результатов

1

-

1

46. «Фондовая работа в школьном музее»

4

-

4

47.Мониторинг подготовки актива школьного музея к конкурсу «Хранители русской славы»

1

-

1

48.Школьный конкурс «Хранители русской славы». Анализ результатов

4

-

4

49.Анализ мероприятия

1

-

1

50.Текущий контроль за Советом школьного музея. Анализ результатов

2

-

2

51.Семинар « Развитие познавательной деятельности школьников через образовательные программы школьного музея». Анализ мероприятия

4

-

4

52. Подготовка к школьной краеведческой игре

1

-

1

53.Краеведческая игра

3

-

3

54. Анализ мероприятия

1

-

1

55.Конкурс разработок мероприятий школьного музея к 70-й годовщине ВОВ

4

-

4

56.Анализ

1

-

1

57. Подготовка и проведение Акции школьного музея «И помнит мир спасённый»

2

-

2

58.Подведение итогов

1

-

1

59.Анализ

1

-

1

60.Заседание Совета музея (не менее 4 в год)

4

-

4

61.Заседание Совета музея с представителями музея «Мастера» (не менее 4 в год)

4

-

4

62.Районные, областные мероприятия

15

-

15

63. Итого:

156

91

240



Программа курса «Школьный музей»


Тема 1. Всероссийское туристско-краеведческое движение обучающихся Российской Федерации «Отечество»

Теоретические занятия

Цели, задачи, участники музейного движения. Целевые программы. Формы участия в движении. Школьный музей как организационно – методический центр движения в школах города. Организация участия учащихся в местных, региональных и всероссийских краеведческих программах

Практические занятия

Подготовка и проведение музейно-краеведческой конференции по принятию туристско-краеведческой программы школы.

Тема 2. Наследие в школьном музее

Теоретические занятия

Понятие об историко-культурном наследии. Формы бытования наследия. Законодательство об охране объектов наследия. Краеведение как комплексный метод выявления и изучения наследия. Музеефикация объектов наследия как способ их охраны и использования.

Практическое занятие

Творческое сочинение учащихся «Наследие, которым я дорожу»

Тема 3. Функции школьного музея

Теоретические занятия

Полуфункциональность школьного музея: межпредметный учебный кабинет; объединение дополнительного образования; общественная организация, объединяющая детей и взрослых разных поколений; творческая лаборатория педагогов и учащихся; способ документирования истории и общества родного края; форма сохранения и представления материальных и духовных объектов наследия; школа профессиональной ориентации детей.


Тема 4. Родной край в истории государства российского

Теоретические занятия

Мифология по истории заселения родного края. Первые упоминания местности в официальных источниках. Основные вехи истории края в контексте истории государства. Уникальные особенности природы, истории и культуры родного края.

Практические занятия

Экскурсия по достопримечательным объектам природы, истории и культуры родного края.

Тема 5. Организация школьного музея

Теоретические занятия

Школьный музей как общественное учебно-исследовательское объединение учащихся. Профиль и название музея. Формы организации, ролевые функции, права и обязанности актива школьного музея. Документы школьного музея.

Практические занятия

Подготовка проектов, обсуждение и принятия программы и плана работы школьного музея. Выборы исполнительных органов школьного музея: Совета школьного музея, руководителя школьного музея, формирование рабочих групп, выборы их руководителей. Обсуждение функций Совета содействия (районный музей «Мастера») школьного музея и утверждение его состава.

Тема 6. Моя семья и родной край

Теоретические занятия

Что такое семья, род? Семейные предания, традиции и реликвии. Семейный архив. Памятные события в истории семьи. Биографии членов семьи, рода. Составление родословных таблиц. Описание семейного архива и семейных реликвий.

Практические занятия

Запись воспоминаний и рассказов членов семьи о событиях, связанных с историей архивов и реликвий. Обсуждение собранных материалов.

Тема 7. Комплектование фондов школьного музея

Теоретические занятия

Организация поисково-собирательской работы. Выбор темы музейно-краеведческого исследования. Планирование работы. Специальное снаряжение. Изучение события, явления. Выявление и сбор предметов музейного значения. Сбор дополнительной информации об исторических событиях, природных явлений и предметах музейного значения. Назначение полевой документации. Обеспечение научной и физической сохранности находок. Меры безопасности в процессе походов, экспедиций, других полевых изысканий.

Практические занятия

Разработка и обсуждение концепции комплектования собрания школьного музея. Определение объектов и источников комплектования. Составление планов поисково-собирательной деятельности. Распределение обязанностей между участниками поисково-собирательной работы. Разработка маршрутов походов и экспедиций.

Тема 8. Наша школа в истории края

Теоретические занятия

История школы. Школьные традиции и достопримечательности. Учителя и выпускники школы, их след в истории края. Публикации о школе, её учителях и выпускниках. Летопись школы. Школьный музей и архив. Источники по истории школы в районных, областных архивах.

Практические занятия

Выявление педагогов и выпускников школы разных лет. Запись воспоминаний и рассказов педагогов и выпускников, выявление у них материалов по истории школы. Переписка с педагогами и выпускниками, живущими за пределами родного края. Ведение исторической хроники и летописи школы.

Тема 9. Учёт и хранение краеведческих материалов в полевых условиях

Теоретические занятия

Организация учёта и обеспечения сохранности краеведческих материалов в процессе экспедиций, походов, других полевых исследований – одна из основных научных задач комплектования фондов школьного музея. Суть занятий: научная, юридическая и физическая сохранность предметов музейного значения.

Шифровка предметов музейного значения и их охрана в полевых условиях. Специальное снаряжение для транспортировки краеведческих материалов.

Практическое занятие

Изучение формуляров полевых документов. Изготовление полевых документов учёта и описания краеведческих материалов. Проведение деловой игры-практикума по ведению полевых документов в соответствии с ролевыми функциями актива школьного музея.

Тема 10. Социально-экономическая история края

Теоретические занятия

Основные этапы социального и экономического развития Воронежского края. Особенное и уникальное в истории Воронежского края. Специфические особенности развития промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, коммуникаций. Взаимосвязь социально-экономической истории края с природно-климатическими условиями и природными ресурсами. Этнические особенности родного края. Население края - главное его богатство.

Практические занятия

Изучение опубликованных источников по социально-экономической истории края. Выявление объектов музейно-экономической истории края. Выявление объектов музейно-краеведческих исследований. Пилотажные обследования потенциальных источников комплектования собрания школьного музея. Ведение летописи родного края.

Тема 11. Фонды школьного музея

Теоретические занятия

Структура и состав собрания школьного музея: основной и научно-вспомогательные фонды, музейные коллекции. Основные принципы формирования фондов и коллекций. Организация учёта фондов школьного музея. Обеспечение сохранности музейных предметов: температурно-влажностный и световой режимы хранения. Реставрация музейных предметов и их передача в фонды государственных и муниципальных музеев и архивов. Что нельзя хранить в школьном музее.

Практические занятия

Игра-практикум по разработке структуры музейного собрания, формированию основного и научно-вспомогательного фондов, тематических, систематических и персональных коллекций.

Тема 15 Формы работы в школьном музее

Тема 12. Культурное наследие родного края

Теоретические занятия

Понятие о культурном наследии. Материальные и духовные объекты культурного наследия. Живая культура. Разнообразие объектов культурного наследия на территории края. Основные приёмы выявления, учёта и описания объектов культурного наследия. Мониторинг объектов культурного наследия. Музеефикация объектов культурного наследия.

Практические занятия

Выявление и пилотажное обследование объектов культурного наследия на территории родного края. Игра-практикум по составлению паспортов объектов культурного наследия.

Тема 13. Учет и описание музейных предметов

Теоретические занятия

Задачи учета и научного описания музейных предметов. Система учета музейных фондов: главная инвентарная книга, инвентарные книги и коллекционные описи, паспорта музейных предметов и вспомогательные картотеки.

Практические занятия

Ролевая игра- практикум по разработке системы документов учёта и описания музейных предметов, составлению паспортов музейных предметов.

Тема 14. Военная слава земляков

Теоретические занятия

Военные традиции земляков. Жители родного края – участники ВОВ и других локальных конфликтов и войн современности. Земляки в рядах Вооруженных Сил России. Военные реликвии семей военнослужащих. Служба в армии - -почетная обязанность гражданина России.

Практические занятия

Выявление ветеранов ВОВ, выпускников школы - кадровых военных или прошедших действительную военную службу. Сбор информации у родственников и знакомых. Ведение картотеки участников ВОВ и других военных действий. Книга Памяти школы.

Тема 15. Экспозиция школьного музея

Теоретические занятия

Концепция экспозиции школьного музея. Тематико-экспозиционный план и архитектурно - художественное решение экспозиций. Виды экспозиций: тематическая, систематическая, монографическая, ансамблевая экспозиция. Экспозиционное оборудование. Основные приёмы экспонирования музейных предметов. Обеспечение сохранности музейных предметов в экспозиционном использовании.

Музейные выставки: стационарные, передвижные, фондовые.

Практические занятия

Подготовка предложений и проектов: концепции, тематико-экспозиционного плана и архитектурно-художественного решения, их обсуждение.

Тема 16. Тексты в музейной экспозиции

Теоретические занятия

Назначение текстов в экспозиции. Виды озаглавливающих и сопроводительных текстов. Правила составления этикеток к экспонатам. Приёмы размещения текстов в экспозиции.

Практические занятия

Игра-практикум по составлению этикетажа к экспонатам. Приёмы размещения текстов в экспозиции.

Тема 17. Наше наследие

Теоретические занятия

Объекты наследия родного края, их выявление, охрана и музеефикация. Мониторинг. Практические занятия. Выявление объектов наследия родного края, их учёт и разработка программ охранных мероприятий. Составление словаря терминов. Сбор материалов фотографий и рисунков документов для школьного музея.

Тема 18. Экскурсионная работа в школьном музее

Теоретические занятия

Экскурсия как форма популяризации историко-культурного наследия музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная. Приёмы подготовки экскурсии с использованием опубликованных источников, научной и популярной литературы, материалов музейного собрания. Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом, этика.

Практические занятия

Игра-практикум по разработке текстов экскурсий по выбранной теме. Репетиции экскурсий.

Тема 19. Районные мероприятия

Районные мероприятия проводятся согласно плану.

Тема 20. Областные мероприятия

Областные мероприятия проводятся согласно плану.













Ожидаемые результаты.


Для музея:


1) оптимизация деятельности музея в русле основного направления программы;

2) совершенствование содержания деятельности музея;

3) рост профессионального мастерства юных экскурсоводов;

4) пополнение фондовой базы музея.


Для учащихся:


1) В воспитательном плане предполагаются позитивные изменения духовно – нравственного развития школьников;

2) В ходе реализации программ у учащихся будет целенаправленно формироваться историческое сознание.

3) Интегрированность образовательных программ и учебных групп с целью адаптации в условиях разновозрастного коллектива методом постепенного погружения в образовательную программу.




































Список литературы



    1. Актуальные вопросы деятельности общественных музеев. М., 1980.

    2. Голышева Л.Б. Музейная педагогика/Преподавание истории в школе №2, 2003 г.

    3. Методика историко-краеведческой работы в школе, под ред. Н.С. Борисова. М., 1982

    4. Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. Обучение жизненно важным навыкам в школе. Спб., 2002.

    5. Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории, М., 1974.

    6. Садкович Н.П., Практические рекомендации по созданию текста истории школы/Преподавание истории в школе «2, 2003 г.

    7. Смирнов В.Г., Художественное краеведение в школе, М., 1987.

    8. Туманов В.Е., Школьный музей, М., 2002


15




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!