СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Школьный проект по литературе "Фольклорные мотивы в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В школьном проекте исследуются фольклорные мотивы в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка". На основе результатов анкетирования учащихся делаются выводы о значимости фольклора  в творчестве великого поэта и актуальном звучании темы фольклора для учащихся 8 класса. Анализируется эпиграфы к главам повести, народные песни, пословицы, предания.

Просмотр содержимого документа
«Школьный проект по литературе "Фольклорные мотивы в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"»

Оглавление

1. Введение:


1.1. Актуальность темы;


1.2. Цель работы;


1.3. Задачи исследования;


1.4. Практическая значимость работы;


1.5. Методы исследования.


2. Анализ и обзор информации по исследуемому вопросу:

2.1. Общие сведения о фольклоре;


2.2. Анализ фольклорных элементов в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»;


2.3. Анализ результатов опроса учащихся 8в класса по исследуемой теме.






3.Основная часть


3.1. Фольклорные мотивы в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»


4. Заключение

4.1. Оригинальность произведения.


5. Список использованной литературы




1.Введение.

Актуальность темы.

Выбрав эту тему, я хотела узнать подробнее, какие фольклорные мотивы использовал А.С. Пушкин в повести «Капитанская дочка». С другой стороны, осмыслить повесть посредством текстуального анализа, расширить знания о фольклоре русского народа.

Цель научно-исследовательской работы – выяснить, важен ли фольклор в жизни современных школьников, проанализировать повесть «Капитанская дочка», как с помощью фольклора автор передал главную идею, показал характеры героев (Пугачёва, Савельича).

Задачи:

-выявить, какие фольклорные мотивы использованы в повести «Капитанская дочка»;

-определить, важен ли фольклор в современной жизни и сделать выводы;

-выяснить, какую роль играет фольклор в повести;

-ознакомиться с научной литературой по теме проекта.

Практическая значимость

-заключается в том, что, проведя анкетирование (опрос), можно выяснить, важен ли фольклор в современной жизни человека и как часто школьники читают русскую литературу. Также пропагандировать изучение русской литературы и фольклора, использовать полученные знания на уроках литературы и русского языка.





2. Анализ и обзор информации по исследуемому вопросу.

Фольклор.

Фольклор — народное творчество, художественная коллективная деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения и идеалы.

Фольклор, в переводе с английского языка, означает «народная мудрость, народное знание».

Фольклор может отличать один народ от другого. Это может быть по фольклору или культурному коду. Отличия могут иметься в особенностях, традициях, вере, культуре, обрядах. До крещения Руси фольклор был одним из важнейших способом передачи истории Руси из поколения в поколение, эти знания передавались с помощью песен, былин, частушек, обрядов.

С помощью песен и их ритмичности народу было легче запоминать их. Сказки и былины отличались своей своеобразностью, такое хоровое пение или чтение сплачивало и объединяло народ в трудные минуты в радости и горести.

С приходом христианства произошли изменения и различия в русском фольклоре. Появились церковные пения, но явные различия были между Русью и Европой. Христианская церковь не одобряла русские гулянья с театральными представлениями. Таким образом некоторые традиции и обряды вышли из образа жизни нашего народа, это послужило потери русского музыкального фольклора. Из за этого фольклор трансформировался и испытывал на себе влияние массовой культуры, но так же сохранял разнообразные грани социальной и личной жизни простого народа. Появляется больше жанров фольклора.



Как фольклор может отличать ареалы обитания. Русский фольклор един, но так же могут быть и отличия между регионами. При освоении земель сложились так называемые местные традиции песенного фольклора, под которыми понимается совокупность условий бытования, черт стиля и приемов исполнения, придающих своеобразие и характерные отличительные свойства песенному фольклору определенного народа в одной ограниченной местности. Исследователи выделяют семь основных стилевых географических зон: северно-русскую, южно-русскую, среднерусскую, западно-русскую, средне-волжскую, уральскую и сибирскую. В отдельную группу также выделяют казачий песенный фольклор, в котором также можно выделить традиции донских, оренбургских, терских казаков, хотя в целом музыкальная культура качества соответствует южно-русским фольклорным традициям. Однако внутри южно-русской культуры в силу особенностей заселения территорий, примыкающих к Дону и Кубани, сложилось множество своеобразных песенных традиций. Так, песенный фольклор Кубани очень неоднороден. В нем соединились черты и украинского мелоса, и среднерусских традиций. Достаточно цельными и самостоятельными являются традиции, сформировавшиеся в казачьей среде до ХVIII столетия, когда на эти территории еще не приехали выходцы из других регионов России.

Особый интерес представляет западно-русская традиция, поскольку в ней сохранились архаичные черты славянского мелоса. Географически к ареалу данной традиции можно отнести территории современных Брянской и Смоленской областей и близлежащие районы Орловской, Калужской и Псковской областей. Основными центрами западнорусской народной традиции является Брянск и Смоленск. Особенности русской песенной культуры здесь тесно взаимодействуют с родственными песенными традициями Украины и Белоруссии. В западно-русской традиции можно также легко обнаружить родственные черты с песенными традициями западных славян, что является уникальным явлением для русского фольклора и свидетельствует о глубинности ее национальных корней. Архаичность и неизменность музыкальных форм в народном искусстве русского Запада отчетливо проявляется одновременно во всех признаках местных интонационно-гармонических и исполнительских традиций. Яркой отличительной чертой бытования фольклора в данной местности является опора на праздничную культуру, фольклор сохраняется в контексте системы календарных обрядов, сопровождающихся пением. Песенный фольклор существует в рамках хорошо сохранившихся традиций празднования таких календарно-земледельческих обрядов, как Рождество, Масленица, Сороки, Семик, Иванов день, Дожинки. Достаточно распространенными являлись здесь и песни, знаменующие начало того или иного вида сельскохозяйственных работ, например, обряд первого выгона скота («Егорьевские песни»), прополочные, песни жатвы и др.

Но всё же фольклор русского народа несёт общую целостность.

Анализ результатов опроса учащихся 8в класса по исследуемой теме

По результатам опроса, проведённого среди учащихся 8в класса, мы видим, что 95% ( 20 человек из 21) ответивших знают, что такое фольклор, 83% (16 человек) - смогли назвать черты фольклора, 40% (9 человек) - перечислили фольклорные жанры в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», 84% (17 человек) - считают, что фольклор нужен в современной жизни. Поэтому работа над проектом по литературе по теме «Фольклорные мотивы в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» является актуальной, интересной, познавательной для обучающихся, имеющей свою практическую значимость на уроках русского языка и литературы.



3.Основная часть

Культурное наследие России

«Фольклор является одним из способов передачи истории, памяти народа, культуры народа из поколения в поколения».1 История в нём отражается прямо и косвенно. Древние сказки и былины отражают жизнь, быт, историю народа. Еще конкретнее отражена в народном творчестве историческая действительность более позднего времени. Отражение жизни народа в фольклоре мы находим не только в произведениях, повествующих об исторических событиях прошлого и настоящего. Историзм фольклора выражается и в том, что произведения правдиво запечатлевают характерные черты общественного строя, семейного быта определенного периода истории. Историческое значение имеют, например, песни и сказки о крепостном праве, о двадцатипятилетней солдатской службе. История всесторонне и многообразно отражается в фольклоре. Фольклор может непосредственно отражать события истории или же особенности социального строя, культуры, быта данного времени, что придает народной поэзии историческую конкретность. Самый характер образов народной поэзии различен, причем это различие зависит от того, на каком этапе развития человеческого общества создается то или иное произведение народной поэзии.

Обучающая функция

Во-первых, фольклор способствует углублению знаний о народной духовной культуре в ее прошлом и настоящем. Фольклор знакомит с бытом, традициями, обычаями своего народа.



Также с помощью фольклора осуществляется усвоение нравственно-поведенческих культурных норм и ценностей, закрепленных в культуре какого-либо народа. То есть раскрывая характеры сказочных персонажей, вникая в суть их поступков, ребенок понимает, что хорошо и что плохо, тем самым легко определяет свои симпатии и антипатии, постигает народные представления о красоте человеческой. О поведенческих нормах сообщают мудрые народные пословицы и поговорки.



В-третьих, с помощью фольклора возможно воспитание уважительного отношения, как к культуре собственного этноса, так и толерантного отношения к другим этническим культурам. Изучая фольклор, каждый осознает, что народ – творец, создатель культурного наследия, которым нужно гордиться. Фольклор – многовековой народный труд, хранящий историю этноса.



В-четвертых, фольклор способствует развитию эстетического вкуса. Ребенок чувствует красоту народной мысли, у него возникает потребность в общении с народом. Он стремиться понять, какие средства использует народ в своем творчестве, пытается применить их в дальнейшем.

Фольклор передаёт мудрость предыдущих поколений, учит не совершать ошибки предыдущих поколений. Это делается в песенных формах, поговорки, пословицы так же могут высмеиваться какие-либо ошибки народа в политических, междуусобных делах.

Жанры русского фольклора

Трудовые песни – сформировались в процессе работы, например, посева, вспашки, сенокоса. Представляют собой разнообразные выкрики, сигналы, напевы, напутствия, песенки. Календарный фольклор – заговоры, приметы. Свадебный фольклор. Похоронные причитания, рекрутские причеты. Необрядовый фольклор – это малые фольклорные жанры, пословицы, побасенки, приметы и поговорки. Устная проза – предания, легенды, былички и бывальщины. Детский фольклор – пестушки, потешки, колыбельные. Песенный эпос (героический) – былины, стихи, песни (исторические, военные, духовные). Художественное творчество – волшебные, бытовые сказки и сказки о животных, баллады, романсы, частушки. Фольклорный театр – раек, вертеп, ряжения, представления с куклами. Трудовые песни – это жанр песенного фольклора, отличительной особенностью которого является непосредственное включение в тот или иной трудовой процесс. Песни трудового народа являлись способом организации коллективной работы посредством определенного ритма, создававшегося несложной мелодией и текстом, который не всегда имел определенное смысловое содержание, однако в любом случае отдельные слова, строки или текст в целом были организующей командой, служили сигналом к объединению усилий, началу или завершению определенного трудового процесса. Различия в видах трудовой деятельности, требовавших концентрации усилий большой группы людей, привели к появлению разных типов трудовых песен, различных по ритму, содержанию, структуре. Пение таких песен давало возможность одновременно напрягать силы, выполняя тяжкую коллективную работу. То же назначение — объединить силы работающих в едином движении, в одновременном напряжении мускулов и энергии — имели песни рабочих на лесоразработках и лесосплавах.

Назначение этих песен — быть сигналами для одновременности движений многих работающих— и отнесение каждой песни к отдельному движению привело к тому, что трудовая песня приобрела форму короткой припевки. Такие песни могли исполняться при одиночной работе, но они особенно были важны при работе совместной.

Календарный фольклор, часть обрядового фольклора. Традиционно функционирует в календарных обрядах, частично используется вне обрядов (в быту). У славян и других народов Европы связан с народным аграрным календарём (сезонные работы и приуроченные к ним праздники), который в значительной мере соотнесён с церковным.



Понятие «устная проза» соединяет историческую, бытовую, мифологическую, религиозную, а также художественную трактовку явлений действительности и включает в себя предания, бывальщины, былины и легенды. Несмотря на то, что каждый из этих жанров имеет свое происхождение, историю, свои образную систему, художественные особенности, они обнаруживают общемировоззренческую природу. Понятие «устная проза» включает в себя также жанр сказки во всех ее разновидностях. Жанры устной не сказочной прозы отображают различные аспекты действительности.



Песенный эпос перекочевал на Дон, Терек и Яик (Урал) вместе с переселенцами из северных русских сел, пополнявшими состав казачьих воинских дружин.



Характер былинного склада на юге России существенно отличается от северной эпической манеры, имеет свои особые характерные черты. Вторым по значимости после севера районом продуктивной жизни русского былинного эпоса является территория расселения казачества.



У казаков былины (старины) зачастую исполнялись хором, сливаясь с протяжной маршевой песней, а из всего сюжета сохранялся один запев, мотив дороги как начала, исхода богатырского деяния. Такие песни пели протяжно, «чтоб ни конца, ни краю не было»; про них на Дону говорили, что «их играть надо обрядно: обрядная ета песня - из темных, давних веков». Изложение классических эпических сюжетов в казачьей воинской среде приобрело особый оттенок. Поскольку возросла протяженность напевов, пропорционально уменьшились масштабы словесных текстов: поют лишь небольшой сюжетный отрывок. В словесных текстах местных былин оттеняются темы, близкие казачьему быту: прощание богатыря с родительским кровом, сборы на поле брани и т.п. Ярко самобытный оттенок придает казачьим былинам способ многоголосного их распева, что отражается и на характере мелодического развертывания, и на способах ладового развития. В мелодическом, интонационном, ладовом отношении эпические казачьи песни достаточно развиты. Они развиваются в рамках диатоники, у донских казаков иногда сочетающейся с элементами пентатоники.

Казачьи песни эпического содержания собиратели записывают на Дону, Тереке и в наши дни. Обнаружены образцы песенного эпоса и в Центральной полосе России, преимущественно в Поволжье. Сюда они проникли уже из среды донского казачества, распространившего свои владения до низовьев Волги.



Русский фольклорный театр зародился в глубочайшей древности. Почвой для его появления стала производственная деятельность наших далеких предков славян. Большую роль в развитии театра сыграли многочисленные обряды, обрядовые действия и народные праздники.



Основным путем формирования фольклорного театра в России, является постепенное отмирание древних языческих представлений человека о мире и обмен культурными ценностями между деревней и городом, между русским народом и иностранцами. В России театр как вид искусства появился лишь в царствование Алексея Михайловича «Тишайшего», а греческие по происхождению слова «театр», «драма», как указывал театровед В.Н. Всеволодский-Гернгросс, вошли в русский язык лишь в XVIII в. В народе «театру» предшествовало «позорище», а «драме» – игрище. На протяжении XVII в. бытовал термин «потеха», который позже был заменён «комедией». Фольклор в своих обрядово-ритуальных формах оказался вытеснен, и остался уделом простого народа, далекого от новых театральных забав. Обряды и зрелища постепенно утрачивали ритуальные функции магической связи человека с миром природы и свои, как писал Б.Н. Путилов, «непосредственно-ритуализированные формы». Годом создания первого народного (фольклорного) театра в России считается 1765 г., когда «на брумбергской площади близ Мойки безымянные русские комедианты под чистым небом каждый день представляли свои комедии». Многие из русских писателей использовали жанры фольклора в своих сказках и произведениях. Так, например Н.В. Гоголь и его «Вечера на хуторе близ Диканьки». Интерес писателя к легендам, преданиям, народным поверьям, придающим особую романтическую окраску своему повествованию. «Ночь перед Рождеством», элементы сказочной фантастики в повести. Стремление автора передать духовную нравственную красоту народа, образы Вакулы, Оксаны. «Вечера накануне Ивана Купала» – фольклорный сказ, описание обрядов. М.Ю. Лермонтов. Сказка «Ашик-Кериб, созданная на основе фольклора Закавказья. Непривычная лексика и синтаксис сказочного текста. Сопоставление турецкой сказки с русскими сказками. Работа с иллюстрациями к сказке. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Близость поэмы к устному народному творчеству. Описание кулачного боя. Наблюдение за особенностями языка и поэтического стиля. Отражение фольклора Пензенской области в поэме (тарханские материалы). Не оказался и исключением А.С. Пушкин. В повести «Капитанская дочка» он использовал фольклорные мотивы. Язык романа - образец классической простоты, образности, сжатости и живости. В «Капитанской дочке» нашел прекрасное осуществление лозунг Пушкина о создании «краткой и точной» прозы. Обращает на себя внимание прием использования Пушкиным эпиграфов, при помощи которых искусно вскрывается содержание каждой главы романа. Важной особенностью романа является обилие фольклорного материала, вплетенного в ткань повествования в виде пословиц, поговорок, сказки, разбойничьей песни. Используя этот фольклорный материал, Пушкин удачно передал дух народной стихии, изображенной в романе. В романе есть замечательные образцы пейзажа. Пушкин гениально сочетал в романе занимательность сюжета с исторически-бытовой и психологической правдой повествования. Почти все эпиграфы к главам в произведении взяты из народного творчества. Особое место в повести занимает песня « Не шуми, мати зелёная дубравушка». Её пели разбойники на пиру при взятии Белой крепости, но Гринёв, несмотря на свою молодость, вдохновенно понял её глубокий смысл. Цель этой песни заключается в том, чтобы показать силу русского народа, который готов открыто бороться за свои права, не пугаясь предстать перед судом. Пушкин перед песней подмечает, что ее любили разбойники, она была им близка тем, что рассказывала об их жизни. И, наверное, поэтому в момент победы, кажущейся радости, они поют песню о виселице… Пугачев и его товарищи понимали безнадежность своего положения, но не могли больше стоять в стороне и спокойно смотреть, как крепостное право все больше превращает русских крестьян в рабов. Также эпиграфы к повести были составлены с использованием фольклора. Так 10 эпиграфов заимствованы из народного творчества. Но в эпиграфах присутствует не только народность, но и содержание главы. Фольклорные эпиграфы представлены в виде народных пословиц или песен. Некоторые эпиграфы стремятся «показать жизнь и быт нашего народа»2, воссоздавая эпоху того времени. Есть эпиграфы, несущие сатирический характер. Очень своеобразны эпиграфы, данные к главам о Пугачеве. Вот один из них, взятый из произведений Сумарокова: «В ту пору лев был сыт, хоть с роду он свиреп». Этот эпиграф не только дает полное представление о характере Пугачева, но также помогает понять, в каком настроении он находится на момент повествования. Безусловно, особое внимание стоит уделить эпиграфу, данному ко всей повести: «Береги честь смолоду». Этот эпиграф становится камертоном, на который настраивается все повествование. В нем заключены основная идея и смысл всей повести, та главная мысль, которую хотел донести до читателей Пушкин. Каждый герой повести проходит через испытания, которые и показывают, насколько они дорожат своей честью, через что могут переступить в жизни, а через что нет. Так же каждый эпиграф предваряет действие в главе, он подготавливает читателя на тот лад или события которые могут произойти с героями. Глава «Пугачевщина» начинается эпиграфом: «Вы, ребятушки, послушайте, что мы, старые старики, будем сказывать»3. Этот эпиграф настраивает читателя на предстоящее знакомство с неким историческим фактом, рассказанным по свидетельству очевидцев. К главе «Сирота» дан эпиграф: «Как у нашей у яблоньки ни верхушки нет, ни отросточек». Таким образом, каждый эпиграф к повести «Капитанская дочка» несет на себе смысловую нагрузку, благодаря которой можно не только почувствовать время, о котором идет повествование, но также разобраться в характерах героев и лучше понять замысел Пушкина. Мотивы устного народного творчества прослеживаются и не­посредственно в некоторых эпизодах. Так, Пугачев обрисован автором в соответствии с фольклорной традицией. Он предстает в повести в традициях народного богатырства, духовно могучим, мужественным, умным, великодушным. Как отмечает А.И. Ревякин, «Пушкин изображает Пугачева в соответствии с народно - поэтическим иде­алом доброго справедливого царя».  Глубокая вера Пугачева в людей противо­поставлена мелкой подозрительности его противников. В речи Пугачева звучит много пословиц и поговорок: «Долг платежом красен», «Честь и место», «Утро вечера мудренее», «Каз­нить так казнить, миловать так миловать». Он любит народные песни. Незаурядность личности крестьянского вождя проявля­ется в том вдохновении, с которым он рассказывает Гриневу калмыцкую народную сказку об орле и вороне. Таким образом, фольклор в творческом сознании поэта был тесно связан с народностью и историзмом. «Фольклорная сти­хия «Капитанской дочки» проясняет подлинную сущность по­вести… Вместе с тем здесь отчетливо определяется понимание Пушкиным фольклора как основного художественного средства раскрытия народности. «Капитанская дочка» — завершение пути, начатого в «Сказках», — пути целостного раскрытия через фольклор образа русского народа и его творческой силы. От «Руслана и Людмилы» — через «Песни о Разине» и «Песни западных славян» — к «Сказкам» и «Капитанской дочке» шел путь пуш­кинского  фольклоризма», — писал М.К. Азадовский.

4. Заключение.

Герои повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» спасены от душевного ожесточения поэтическим миром народных песен, сказаний. «Лирическое начало» привносит особое состояние «этического поиска»4. Печальная песня и калмыцкая сказка по-иному освещает душу и злодея-бунтовщика Пугачёва. Фольклорные мотивы в повести становятся этическим критерием. Светлый, ясный, гармоничный лирический мир, бывший для А.С.Пушкина пророческим откровением, вносит ясность в сложные формы эпоса. Народная мудрость, которой наполнен фольклор, помогает героям повести разобраться в жизненных трудностях, сохранить достоинство, честь, надежду, веру и любовь.















Список литературы:

  1. М.К. Азадовский. История русской фольклористики. М., 2013

  2. Катасонов В.Н. Тема чести и милосердия в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»// Литература в школе, 1989, №6

  3. Лотман Ю.М. Идейная структура «Капитанской дочки»//Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. М., 1989. С.110

  4. Пушкин А.С. Капитанская дочка//Литературные памятники. Л., 1985

  5. Б.Н. Путилов Фольклор и народная культура. Спб.:Наука, 1994

  6. Фольклор//Википедия



1 Фольклор//Википедия



2 Лотман Ю.М. Идейная структура «Капитанской дочки»//Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. М., 1989.

3 Пушкин А.С. Капитанская дочка//Литературные памятники. Л., 1985



4 Катасонов В.Н. Тема чести и милосердия в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»// Литература в школе, 1989, №6.

5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!