СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Школьный тур олимпиадные задания.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Олимпиадные задания с ответами по литературе 9 класс. Школьный тур

Просмотр содержимого документа
«Школьный тур олимпиадные задания.»

ОЛИМПИАДА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 9 КЛАСС


1–3. Узнайте героя русской литературы.

Слуга соседа-помещика главной героини, сочинивший поздравительное стихотворение на её именины.

  1. Напишите его фамилию.

  2. Укажите фамилию автора.

  3. Напишите название произведения без кавычек.


4–6. Узнайте героиню зарубежной литературы.

Мать главного героя, вышедшая замуж за убийцу своего мужа.

  1. Напишите её имя.

  2. Напишите фамилию автора.

  3. Напишите название произведения.


  1. Определите жанр произведения по его фрагменту.

Над хладным телом я остался, Три ночи с ним не расставался, Всё ждал, очнётся ли мертвец? И горько плакал. Наконец

Взял заступ; грешную молитву Над братней ямой совершил

И тело в землю схоронил... Потом на прежнюю ловитву Пошёл один... Но прежних лет

Уж не дождусь: их нет, как нет! Пиры, весёлые ночлеги

И наши буйные набеги — Могила брата всё взяла. Влачусь угрюмый, одинокий, Окаменел мой дух жестокий, И в сердце жалость умерла.

а) роман в стихах б) элегия

в) любовное стихотворение г) романтическая поэма

д) послание


  1. Определите жанр произведения по его фрагменту.

На семнадцатом году жизни намерение оставить мир и вступить на путь иноческой жизни окончательно созрело в Прохоре. И в сердце матери образовалась решимость отпустить его на служение Богу. Трогательно было его прощание с матерью! Собравшись совсем, они посидели немного, по русскому обычаю, потом Прохор встал, помолился Богу, поклонился матери в ноги и спросил её родительского благословения. Агафия дала ему приложиться к иконам Спасителя и Божией Матери, потом благословила его медным крестом. Взяв с собою этот крест, он до конца жизни носил его всегда открыто на груди своей.

а) житие

б) воинская повесть в) ода

г) трагедия

д) романтическая повесть


  1. Определите жанр произведения по его фрагменту.

Поднялась Змея да вверх под облако.

Случилось ей лететь да мимо Киев-града. Увидала она Князеву племянницу,

Молоду Забаву дочь Потятичну, Идучи по улице по широкоей.

Тут припадает Змея да ко сырой земле, Захватила она Князеву племянницу,

Унесла в нору да во глубокую.

а) ода

б) трагедия

в) торжественное слово г) былина

д) баллада






1)

2)

3)



4)

5)

а) комедия б) трагедия в) басня

г) житие

д) литературная сказка


  1. Соотнесите изображение персонажа (персонажей) и имя автора.



1)

2)


3)

4)


5)

а) И.С. Тургенев б) Н.В. Гоголь в) А. Дюма

г) Н.А. Некрасов д) У. Шекспир

12–14. Узнайте отечественного писателя по фактам его биографии.

Он нарушил волю отца, желавшего сыну военной карьеры, стал великолепным издателем журналов и редактором. Писал свои произведения (в основном стихотворные) летом, на отдыхе, в перерыве между издательской и журна- листской деятельностью, был заядлым карточным игроком и часто выигрывал; умер от рака.

  1. Напишите его имя (одно слово, только имя!).

  2. Напишите его отчество.

  3. Напишите его фамилию.


15–16. Узнайте зарубежного писателя по фактам его биографии.

Родился в Индии (где происходит действие многих его произведений), учился в Британии. Занимался журналистикой и стал самым молодым лауреатом Нобелевской премии по литературе. Во время своего путешествия по Америке встречался с Марком Твеном.

  1. Напишите его имя (одно слово!).

  2. Напишите его фамилию (одно слово!).


  1. Напишите без кавычек название классического художественного произведения из украинской жизни, на сюжет которого создали оперы П.И. Чайковский и Н.А. Римский-Корсаков.


18–27. Прочитайте стихотворение и ответьте на вопросы.

Вероника Михайловна Тушнова (1911–1965)

* * *

    1. За водой мерцает серебристо

    2. поле в редком и сухом снегу.

    3. Спит, чернея, маленькая пристань,

    4. ни живой души на берегу.

    5. Пересвистываясь с ветром шалым,

    6. гнётся, гнётся мёрзлая куга…

    7. Белым занимается пожаром

    8. первая осенняя пурга.

    9. Засыпает снег луга и нивы,

    10. мелкий, как толчёная слюда.

    11. По каналу движется лениво

    12. плотная, тяжёлая вода…

    13. Снег летит спокойный, гуще, чаще,

    14. он летит уже из крупных сит,

    15. он уже пушистый, настоящий,

    16. он уже не падает – висит…

    17. Вдоль столбов высоковольтной сети

    18. я иду, одета в белый мех,

    19. самая любимая на свете,

    20. самая красивая на свете,

    21. самая счастливая из всех!

(1950-е)


  1. Напишите двумя словами размер стихотворения с указанием количества стоп.

  2. Напишите номер стихотворной строки, где встречается сравнение.

  3. Выберите правильный вариант. Куга – это:

а) маленькая лесная птичка б) вид камыша

в) временная крыша над сараем г) нарост на дереве

д) крупная хищная птица

  1. В каких строках НЕТ олицетворения? Отметьте все варианты из предложенных.

а) 2

б) 3

в) 5–6

г) 11–12

д) 13

е) 14

  1. Запишите термин, обозначающий троп, использованный в 14-й стихотворной строке. Ответ дайте одним словом в форме именительного падежа.

  2. Анафора встречается в строках (отметьте все варианты из предложенных). а) 14, 15, 16

б) 3, 4, 5

в) 12, 13, 14

г) 19, 20, 21

д) 17, 18

е) 18, 20


  1. Что из перечисленного НЕ является эпитетом в стихотворении? Отметьте все варианты из предложенных.

а) маленькая б) шалый

в) толчёная г) плотная д) тяжёлая

е) спокойный

  1. Укажите правильный вариант из предложенных.

В строках 1–16 рифмовка а) перекрёстная

б) кольцевая

в) опоясывающая г) смежная

д) парная

  1. Укажите правильный вариант рифмы в стихотворении по конечному слогу.

а) мужская и женская

б) женская и дактилическая в) женская

г) дактилическая д) мужская

  1. Напишите номер стихотворной строки, где встречается антитеза.



























ОЛИМПИАДА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 9 КЛАСС


Задания, ответы и критерии оценивания 1–3. [2 балла] Узнайте героя русской литературы.

Слуга соседа-помещика главной героини, сочинивший поздравительное стихотворение на её именины.

  1. [1 балл] Напишите его фамилию.

Ответ: Трике.

  1. [0,5 балла] Укажите фамилию автора.

Ответ: Пушкин.

  1. [0,5 балла] Напишите название произведения без кавычек.

Ответ: Евгений Онегин.


4–6. [2 балла] Узнайте героиню зарубежной литературы.

Мать главного героя, вышедшая замуж за убийцу своего мужа.

  1. [1 балл] Напишите её имя.

Ответ: Гертруда.

  1. [0,5 балла] Напишите фамилию автора.

Ответ: Шекспир.

  1. [0,5 балла] Напишите название произведения.

Ответ: Гамлет.


  1. [1 балл] Определите жанр произведения по его фрагменту.

Над хладным телом я остался, Три ночи с ним не расставался, Всё ждал, очнётся ли мертвец? И горько плакал. Наконец

Взял заступ; грешную молитву Над братней ямой совершил

И тело в землю схоронил... Потом на прежнюю ловитву Пошёл один... Но прежних лет

Уж не дождусь: их нет, как нет! Пиры, весёлые ночлеги

И наши буйные набеги — Могила брата всё взяла. Влачусь угрюмый, одинокий, Окаменел мой дух жестокий, И в сердце жалость умерла.


а) роман в стихах

в) любовное стихотворение

д) послание

б) элегия

г) романтическая поэма


Ответ: г.



На семнадцатом году жизни намерение оставить мир и вступить на путь иноческой жизни окончательно созрело в Прохоре. И в сердце матери образовалась решимость отпустить его на служение Богу. Трогательно было его прощание с матерью! Собравшись совсем, они посидели немного, по русскому обычаю, потом Прохор встал, помолился Богу, поклонился матери в ноги и спросил её родительского благословения. Агафия дала ему приложиться к иконам Спасителя и Божией Матери, потом благословила его медным крестом. Взяв с собою этот крест, он до конца жизни носил его всегда открыто на груди своей.

а) житие г) трагедия

б) воинская повесть д) романтическая повесть в) ода

Ответ: а.


9. [1 балл] Определите жанр произведения по его фрагменту.

Поднялась Змея да вверх под облако.

Случилось ей лететь да мимо Киев-града. Увидала она Князеву племянницу,

Молоду Забаву дочь Потятичну, Идучи по улице по широкоей.

Тут припадает Змея да ко сырой земле, Захватила она Князеву племянницу,

Унесла в нору да во глубокую.

а) ода г) былина

б) трагедия д) баллада

в) торжественное слово

Ответ: г.





1)

2)

3)



4)

5)

а) комедия б) трагедия в) басня

г) житие

д) литературная сказка


Ответ:

1

2

3

4

5

б

а

г

д

в

Критерии оценки: 1 балл за каждую верную пару. Всего 5 баллов.


  1. [5 баллов] Соотнесите изображение персонажа (персонажей) и имя автора.



1)

2)


3)

4)


5)

а) И.С. Тургенев б) Н.В. Гоголь в) А. Дюма

г) Н.А. Некрасов д) У. Шекспир


Ответ:

1

2

3

4

5

б

в

г

д

а

Критерии оценки: 1 балл за каждую верную пару. Всего 5 баллов.

12–14. [3 балла] Узнайте отечественного писателя по фактам его биографии.

Он нарушил волю отца, желавшего сыну военной карьеры, стал великолепным издателем журналов и редактором. Писал свои произведения (в основном стихотворные) летом, на отдыхе, в перерыве между издательской и журна- листской деятельностью, был заядлым карточным игроком и часто выигрывал; умер от рака.

  1. [1 балл] Напишите его имя (одно слово, только имя!).

Ответ: Николай.

  1. [1 балл] Напишите его отчество.

Ответ: Алексеевич.

  1. [1 балл] Напишите его фамилию.

Ответ: Некрасов.

15–16. [2 балла] Узнайте зарубежного писателя по фактам его биографии. Родился в Индии (где происходит действие многих его произведений), учился в Британии. Занимался журналистикой и стал самым молодым лауреатом Нобелевской премии по литературе. Во время своего путешествия по Америке встречался с Марком Твеном.

  1. [1 балл] Напишите его имя (одно слово!).

Ответ: Редьярд.

  1. [1 балл] Напишите его фамилию (одно слово!).

Ответ: Киплинг.


  1. [2 балла] Напишите без кавычек название классического художественного произведения из украинской жизни, на сюжет которого создали оперы П.И. Чайковский и Н.А. Римский-Корсаков.

Ответ: Ночь перед Рождеством.


18–27. [16 баллов] Прочитайте стихотворение и ответьте на вопросы.

Вероника Михайловна Тушнова (1911–1965)

* * *

    1. За водой мерцает серебристо

    2. поле в редком и сухом снегу.

    3. Спит, чернея, маленькая пристань,

    4. ни живой души на берегу.

    5. Пересвистываясь с ветром шалым,

    6. гнётся, гнётся мёрзлая куга…

    7. Белым занимается пожаром

    8. первая осенняя пурга.

    9. Засыпает снег луга и нивы,

    10. мелкий, как толчёная слюда.

    11. По каналу движется лениво

    12. плотная, тяжёлая вода…

    13. Снег летит спокойный, гуще, чаще,

    14. он летит уже из крупных сит,

    15. он уже пушистый, настоящий,

    16. он уже не падает – висит…

    17. Вдоль столбов высоковольтной сети

    18. я иду, одета в белый мех,

    19. самая любимая на свете,

    20. самая красивая на свете,

    21. самая счастливая из всех!

(1950-е)


  1. [2 балла] Напишите двумя словами размер стихотворения с указанием количества стоп.

Ответ: пятистопный хорей.


  1. [2 балла] Напишите номер стихотворной строки, где встречается сравнение.

Ответ: 10.


  1. [1 балл] Выберите правильный вариант. Куга – это:

а) маленькая лесная птичка б) вид камыша

в) временная крыша над сараем г) нарост на дереве

д) крупная хищная птица

Ответ: б.


  1. [2 балла] В каких строках НЕТ олицетворения? Отметьте все варианты из предложенных.

а) 2

б) 3

в) 5–6

г) 11–12

д) 13

е) 14

Ответ: а, е

Критерии оценки: по 1 баллу за каждый верный ответ. Всего 2 балла. За каждый неверный ответ вычитается 0,5 балла. Если введено более трёх ответов, выставляется 0 баллов.


  1. [1 балл] Запишите термин, обозначающий троп, использованный в 14-й стихотворной строке. Ответ дайте одним словом в форме именительного падежа. Ответ: метафора.

  2. [2 балла] Анафора встречается в строках (отметьте все варианты из предложенных).

а) 14, 15, 16

б) 3, 4, 5

в) 12, 13, 14

г) 19, 20, 21

д) 17, 18

е) 18, 20

Ответ: а, г.

Критерии оценки: по 1 баллу за каждый верный ответ. Всего 2 балла. За каждый неверный ответ вычитается 0,5 балла. Если введено более трёх ответов, выставляется 0 баллов.

  1. [2 балла] Что из перечисленного НЕ является эпитетом в стихотворении? Отметьте все варианты из предложенных.

а) маленькая б) шалый

в) толчёная г) плотная д) тяжёлая

е) спокойный

Ответ: а, в.

Критерии оценки: по 1 баллу за каждый верный ответ. Всего 2 балла. За каждый неверный ответ вычитается 0,5 балла. Если введено более трёх ответов, выставляется 0 баллов.

  1. [1 балл] Укажите правильный вариант из предложенных.

В строках 1–16 рифмовка а) перекрёстная

б) кольцевая

в) опоясывающая г) смежная

д) парная

Ответ: а.

  1. [1 балл] Укажите правильный вариант рифмы в стихотворении по конечному слогу.

а) мужская и женская

б) женская и дактилическая в) женская

г) дактилическая д) мужская

Ответ: а.

  1. [2 балла] Напишите номер стихотворной строки, где встречается антитеза.

Ответ: 16.

Всего 40 баллов.


1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!