Внеклассное занятие по теме: «Путешествие по страницам Красной книги»
Цель: Познакомить обучающихся с растениями, животными, занесёнными в Красную книгу Волгоградской области.
Задачи:
1.Содействовать расширению знаний об окружающем мире, стимулировать к поиску новых знаний.
2.Способствовать воспитанию бережного отношения к природе.
3.Корректировать познавательную активность.
Ход мероприятия.
1.Орг момент.
Психологическая гимнастика.
-Мы в кружок все собиремся
Дружно всем мы улыбнемся.
И пожелаем друг другу друзья
Хорошего, светлого, доброго дня.
Здравствуйте ребята, меня зовут Инна Николаевна, я приехала к вам из поселка Красный Яр.
-Давайте встанем, возьмемся за руки и передадим друг другу тепло своих рук.
2.Сообщение темы и целей занятия.
Посмотрите вокруг, прислушайтесь. (звуки леса)
Как вы думаете, где мы сегодня будем путешествовать?
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы отправимся гулять
А куда? Угадайте загадку друзья.
Мы отправимся туда
Где зеленый бор, трава,
Для зверей тут домой родной,
А мы лишь гости здесь с тобой.
-Так где же мы будем путешествовать с вами?
-Правильно, начнем мы путешествие с посещения леса, затем посетим еще несколько природных объектов и побудем юными экологами., (Слайд 1 с темой)
3 Работа по теме занятия.
-Присядьте на пенечки и послушайте меня. Сегодня утром по дороге к вам мне передали необычную телеграмму от лесного жителя Лесовичка. (Слайд 2)
Телеграмма:
Внимание! Внимание!
У нас в лесу может случиться большая беда!
Многих животных и растений,
Мы можем не увидеть никогда!
Что же нам делать тогда?
О Красной книге нужно помнить всегда!
-Ребята, кто знает о какой беде нам пишет Лесовичок? Что может случиться с растениями и животными?
+Они могут исчезнуть.
-Животные могут исчезнуть из-за вредного воздействия человека на природу.
-В чем это выражается?
- Человек может вырубать деревья, уничтожать животных, выбрасывать мусор, загрязнять воздух дымом, выхлопными газами автомобилей. (Слайды 3)
Мы, люди, загрязняем и уничтожаем природу и почти каждый человек, к сожалению, тоже наносит вред природе. Наверняка, кто-то из вас выкидывал полиэтиленовые пакеты, фантик от конфеты, на улицу, в канаву, в кусты. Можно ли это делать?
(ответы детей)
-Предлагаю вам вывести правила поведения в природе. В этом нам помогут демонстрационные знаки.
Помогите мне, объясните значение каждого знака (работа с картинками).
-Если вы увидите мусор, поднимите его, выбросите в урну, мусорный бак, спросите у взрослых, куда можно мусор утилизировать. Не стоит забывать, что природа родного края универсальна и изумительна.
-А кто скажет, как называется наша область?
Посмотрите, какие красивые у нас места в области, какие лесные массивы, реки, луга. (Слайд 4)
В Волгоградской области большое количество растений и животных, находящихся на грани исчезновения. Именно поэтому экологами родного края была создана Красная книга Волгоградской области в 2004 г.
Именно о ней говорил нам Лесовичок.
Подумайте, почему был выбран красный цвет для книг? Что он символизирует?
-Красный цвет, как в светофоре обозначает –внимание, стоп не убивайте животных, не губите растения (Слайд5 +книга)
-Красная книга Лесовичка заполнена не полностью, сегодня вы экологи, узнаете исчезающие виды животных, растений нашей области и вклейте их в Красную книгу Лесовичка.
Согласны ли вы попутешествовать?
Встаем в паровозик и повторяем за мной движения:
-Поехали!
«Я иду гулять сейчас,
И зову с собою вас
Ждут нас на лесной опушке
Птички, зайчики, зверушки.
Паучок на паутинке
И кузнечик на травинке
По тропинке мы гуляли
На лесной опушке встали».
Первая станция «Лесная» (Слайд 6)
(Карта Волгоградской обл. на слайде -леса)
Обратите внимание, какую обширную территорию занимает Волгоградская область и …..часть занята лесными массивами.
Лес-это дом для многочисленных животных и птиц. Экологическая обстановка, отношение человека к братьям нашим меньшим приводит к тому, что численность животных резко сокращается. К исчезающим видам относятся такие звери, как выхухоль, перевязка.
Птицы-степной орел, журавль краска. Насекомые-жук олень, бабочка махаон. (слайды).
Некоторые из них Лесовичок наклеил в Красную книгу(показ).
Чтобы поместить недостающие картинки вам нужно побывать в зимнем лесу и отгадать животных по отпечатку их следов. (игра «Угадай по следу»).
Среди отгаданных животных будет те, которые находятся под охраной (заяц, медведь, лось, журавль, выхухоль) Каких животных мы должны пометить в Красную книгу?
+журавль, выхухоль
-Отправляемся дальше? Становимся в паровозик, повторяем за мной движения.
-Вот лягушка по дорожке
Скачет, вытянувши ножки
Ой ты дедушка Ежок
Не ходи на бережок
Там промочишь ножки
Теплые сапожки.
-Следующая станция «Речная» (Слайд)
Предлагаю вам отгадать загадку, и узнать о ком мы сейчас поговорим.
+ О рыбах
На территории Волгоградской области протекают такие реки…Слайд….
Но многие виды промысловых рыб, которые заходят из Каспийского моря в Волгу для размножения из-за нерационального отлова, загрязнения водоемов находятся на грани исчезновения. Это русский осетр и белуга (слайд) а так же……
Для того чтобы поместить их в Красную книгу, вам нужно выполнить задание творческого характера. (Задание «Засели наш водоем»). Мы будем оставлять отпечаток осетра и белуги.
Практическая работа детей.
Молодцы, правильно выполнили задание и можем поместить белугу и осетра в Красную книгу.
Устали? Давайте отдохнем и потанцуем веселый танец «Зверобика».
Молодцы, отправляемся дальше.
Становимся в паровозик, повторяем за мной движения.
-Мышка, мышка серое пальтишко
Мышка тихо идет в норку зернышко несет.
А веселые зайчата-длинноухие ребята
Прыг да скок, прыг да скок
Через поле на лужок.
Станция «Луговая» (Слайд)
Наша область находится в лесостепной полосе (слайд)
Именно здесь произрастает ……..видов растений. Некоторые из них находятся на грани исчезновения. Многие из них вам знакомы. Это: ландыш майский, пион тонколистный, прострел раскрытый, купена лекарственная. Из-за загрязнения мест их произрастания, бездумного уничтожения, их количество резко сокращается. Посмотрите, с какой просьбой обратился к нам Лесовичок.
Лесной ветерок, пролетая, перепутал части картинок. Собрав их, мы узнаем, каких растений не хватает в Красной книге. Давайте разобьемся на две группы и соберем картинки.
Какие растения у нас получились?
(ответы детей)
Давайте подойдем к нашей книге и вклеим недостающие растения.
4.Обобщение.
И так ребята, становимся в паровозик и возвращаемся домой.
По тропинке мы гуляли
По полянке мы скакали
Как прекрасен добрый лес
Полон сказочных чудес.
-Ребята, мы совершили не просто путешествие по страницам Красной книги, мы познакомились с исчезающими видами животных, птиц, рыб и растений. А давайте -ка я проверю, как вы ориентируетесь в их многообразии. Посмотрите, перед вами, запутанная картинка. Внимательно взгляните на нее и покажите, какие же животные, с которыми мы познакомились, здесь спрятались. (Слайд…)
-Молодцы, всех животных запомнили. А правила поведения на природных объектах запомнили? Сейчас я проверю. Предлагаю вам поиграть в игру «Запрещается, разрешается» (правила поведения в лесу)
-Ребята и в заключении мне хочется сказать: «Ты, человек, любя природу, хоть иногда ее жалей. В увеселительных походах не растопчи ее полей. Не жги ее напрополую и не исчерпывай до дна. И помни истину простую: нас много, а она одна». И если мы будем бережно к ней относиться, она порадует нас своими дарами. Это корзина фруктов для вас, мои маленькие друзья.