Классный час в форме «Своя игра «Толерантность и мы»»
Цели:
дать понятие о толерантности;
способствовать развитию этого качества у подростков;
обратить внимание на опасность стереотипов в восприятии событий и явлений;
развивать умение четко и быстро формулировать и излагать свои мысли;
развивать воображение у детей.
Форма проведения: деловая игра (в микрогруппах по 5-6 человек) с сюжетно-ролевыми заданиями.
Оборудование: Мультимедийный проектор, презентация, видеоролики, плакаты, жетончики, листочки, фломастеры, пазлы.
Ход мероприятия
Организационный момент
На столах есть солнышки разных цветов, но у них не хватает лучиков. Учащиеся берут один лучик и садятся за тот стол, где солнышко того же цвета, что и лучик.
Вы разбились на 4 команды. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки! Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению.
1. Приветствие (презентация)
Здравствуйте!
Игра «Давайте поприветствуем друг друга»
сложить руки (как в «молитве») на уровне груди и поклониться (Япония);
потереться носами (Новая Зеландия);
пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания);
крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия);
показать язык (Тибет);
очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия).
Мы рады приветствовать всех вас на нашем мероприятии. Наша встреча посвящена тому, чтобы учиться жить вместе, принимая друг друга такими, какие мы есть, учиться понимать друг друга.
Давайте познакомимся…..(представить название команды, девиз).
Представление членов жюри.
2. Притча «Ладная семья»
- Школа – это семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье царил покой, мир, уважение и взаимопонимание. Что же для этого нужно. Прослушайте притчу, и вы всё поймёте.
«Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семей на свете. Но дело в том, что была эта семья особая – мир и лад царили в этой семье. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки государства. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семейства: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго, видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:…»
(Время на выполнение задания 2 минуты).
Каждая группа отвечает, комментируя свой ответ.
Проверка задания: Любовь, Прощение, Терпение
И в конце листа: 100 раз любовь, 100 раз прощение, 100 раз терпение. Прочёл владыка, почесал за ухом и спросил: «И всё?». «Да, – ответил старик, – это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И мира тоже».
- Согласны ли вы с тем, что написал на листе бумаги глава семьи?
- Какой вывод вы сделали для себя?
3. Что такое толерантность?
- Все эти понятия можно объединить, одним словом.
(слайд № 1) Ребус. (Время на выполнение задания 2 минуты).
(слайд № 2) Анимация проверка задания. По щелчку выходит слово ТОЛЕРАНТНОСТЬ
- Конечно, не всем, может быть, знакомо это слово. И, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно, но в современном мире, где вам предстоит жить, вы еще не раз услышите его. В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, конфессий, социальных слоев, поэтому важно научиться уважать культурные ценности, как своего народа, так и представителей другой культуры, религии.
4. История происхождения понятия толерантность.
- И так, что же такое «толерантность»? Заглянем в прошлое.
На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил Талейран-Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.
С именем этого человека и связанно понятие “толерантность”.
5. Праздник толерантности – 16 ноября (слайд № 10 задание)
- Когда отмечают День Толерантности? (Время на выполнение задания до 1 минуты).
Проверка
- 16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости. Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН. 16 ноября 1995 года, в Париже участники двадцать восьмой конференции ЮНЕСКО, а это 185 стран, приняли Декларацию принципов толерантности.
- Для того чтобы быть более терпимыми к людям других национальностей, надо много знать об особенностях разных культур, много читать, интересоваться.
- В каждой стране мира есть свои традиции, символы. Вот сейчас мы проверим, что вы об этом знаете.
На разных языках это слово звучит по-разному, но смысл его единый (французский, английский, китайский и другие переводы слова). А как вы думаете, какое слово является ключевым для понятия толерантность?
- Конечно, это слово терпимость.
- Для того чтобы быть более терпимыми к людям других национальностей, надо много знать об особенностях разных культур, много читать, интересоваться.
- В каждой стране мира есть свои традиции, символы. Вот сейчас мы проверим, что вы об этом знаете. Предлагаем командам поучаствовать в шоу «Своя игра». Жюри оценивает ответы команд.
Если команда затрудняется ответить, то слово предоставляется болельщикам. За каждый правильный ответ получают жетоны, которые в конце игры можно обменять на баллы и отдать той команде, за которую болели.
Игра.
1 тур. «Своя игра» (презентация)
2 тур. Собери пазл (Время на выполнение задания 3 минуты).
Пока команды собирают пазл, а жюри подводит итоги конкурса, болельщикам предлагаем отгадать загадки разных народов.
III . Рефлексия. Выберите пять слов — качеств, подходящих, к человеку, обладающим толерантным отношением. (Время на выполнение задания 2 минуты).
Проверка
Каждая группа зачитывает слова-качества, начиная с фразы:
Быть толерантным, значит быть…..
IV. Подведение итогов. Вручение грамот.
И закончить нашу встречу мне хочется такими словами:
Только в этом спасенье,
Спасенье в одном:
Относиться друг к другу с добром и теплом.
Научиться свободно, с достоинством жить, но при этом к другим
Равнодушным не быть.
Всего вам доброго, счастья, успехов!
Спасибо за участие в игре!
3