СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Штильман С. Русский язык в старших классах. Орфография. Часть вторая. Отдельные орфограммы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Штильман С. Русский язык в старших классах. Орфография. Часть вторая. Отдельные орфограммы»

Часть вторая

ОТДЕЛЬНЫЕ ОРФОГРАММЫ

ОРФОГРАММЫ ПЕРВОГО УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ


Орфограмма 1 (00-1)

Буквы И, У, А после шипящих (Ж, Ш, Ч, Щ)

Правило

Примеры

После букв Ж, Ш, Ч, Щ в любой части слова, в том числе на стыке мор­фем, пишутся буквы И, У, А и не пи­шутся буквы Ы, Ю, Я. Исключения:

жюри, парашют, брошюра и произ­водные от них.

Буквы Ю, Я, Ы также могут пи­саться после шипящих в именах собст­венных, в том числе иноязычных, а также в сложносокращённых словах и аббревиатурах, в которых возможны любые сочетания букв

Ежи, чаша, чудища. жилища. чайка. Чайковский, прощаться, чудесный, щуриться, щупальца, жир, пощада, чугун, межинститутский, межизда- тельский.

Жюстина. Жюли. Чюрлёнис. Межюрбюро, город Шяуляй, шяуляйский, город Жялва, город Шыхлы. Иван Шыш. Надежда Чюмина. Пётр Жывов. ШЮЗ (Шяуляй­ский ювелирный завод)

Тренинг 239. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

1) Вещ_ньина с п_хвал в_круж_лась голова. 2) Вот часть моя / По д_говору; / Вот эта мне, как Льву, пр_надлеж_т (без) спору; / Вот эта мне за (то), что всех сильнее я, / А к этой ч_ть из вас лиш_ лапу кто пр_тян_т, / Тот с места ж_в (н_) встан_т. 3) Про ж_знь пусты(н, нн)ую как сла_ко (н_) пиш_, / А в од_ноч_стве способ_н ж_ть (н_) всякий. 4) Ягнёнка вид_т он, на добыч_ стр_мит_ся. 4) «В мягких муравах у нас / Песни, резв_сть всякий ч_с, / Так что голову в_круж_ло». / «А, так ты...» — «Я без душ_ / Лето целое всё пела». / «Ты всё пела? это дело: /Так поди (же), п_пляш_!» 6) Ну, право, если захоч_, / С овина на овин и я перелеч_. 7) Клубами ч_рный дым н_сётся к обл_кам, / И пламя лютое всю Рощ_ вдруг об_емл_т. 8) Ра_кинувши тенёта меж дерев, / Ловец добычи дождал­ся. 9) С ним из окна в окно жил в хиж_не бедняк, / Сапожник, но такой певун и в_сельч_к, /Что с утре(н, нн)_й з_ри и до обеда, / С обеда до н_чи (без) умолку поёт / И богач_ уснуть никак он (н_) даёт. 10) Всё под_зрительно, и всё его тр_вож_т: / Ч_ть ночью кошка заскр_бёт, / Ему уж_ каж_тся, что вор к нему идёт; / Пох_лодеет весь, и ухо он пр_лож_т. / Ну, словом, ж_знь п_шла, хоть кинут_ся в реку. 11) Вот я как захоч_, / Да полеч_, / Так царский подли(н, нн)о кусоч_к отхвач_! 12) «Кому такая ж_знь сносна? — / Лисица отв_чает. — Меня так всё в ней столько ог_рч_ет, / Что даже мне и пищ_ (не) вкусна». 13) А Васька кот в углу, / Пр_пав за уксусным бочонком, / Мурлыч_ и ворч_, трудйт_ся над курч_н- ком. 14) Имея общий дом и общую к_нтору, / Какие (то) честные Торгаш_, / Нат_рговали ден_г гору; / Оконч_ли торги и дел_т барыш_. 15) А Щ_ка, ч_ть ж_ва, леж_т, разинув рот. 16) (В) перёд ч_жой беде (н_) смейся, Голубок. 17) И глиня(н, нн)ый Горшок тому лиш_ рад,/ Что он с Котлом ч_гу(н, нн)ым так сдруж_лся. 18) У Климыча-судьи ч_сишки вор ст_нул, / И он кричит на вора: караул! (И.А. Крылов)


Орфограмма 2 (00-2)

Буквы Ы и И после приставок

Правило

Примеры

После приставок, заканчивающихся на согласную, вместо И пишется Ы в соответствии с произношением.

В соответствии с произношением пи­шутся слова предисловие и взимать.

Примечания.

По-другому (через И) пишутся сложносокращённые слова.

После приставок МЕЖ- и СВЕРХ-, также после иноязычных приставок СУБ-, КОНТР-, ПАП-, ТРАНС-, ДЕЗ- пишется буква И

История — предыстория: игратьсыграть, подыграть, разыграть: искатьподыскать. разыскать, сыскать, отыс­кать; июньский — предыюньский: иду­щий — предыдущий: итог — подытожить.

Пединститут, спортинвентарь, мединститутский, мединвентарь. Межигровой, межинститутский, сверхинертный, сверхизысканный, субинспектор, контригра, панисламский, трансиордан­ский, дезинтеграция, дезинфекция

Тренинг 240. Образуйте существительные, прилагательные, глаголы и причастия с помощью приставок и корней, выделенных курсивом. Какая гласная (И или Ы) пишется после приставки, заканчиваю­щейся на согласный?

БЕЗ- — игольный, идейный, известный, искусный, исходный, инициативный; ИЗ- — иск, искатель, искать; КОНТР- — игра; МЕД- — институт; МЕЖ- — империалистический, институтский; ОТ- — играть, играться, искать; ПАН- — исламский; ПОД- итожить, играть, искать, интегральный, ПРЕД- — идущий, истори­ческий, инфарктный, история, июльский; РАЗ- — искать, искание, играть; РОЗ- — иск; СВЕРХ- — интересный, инициативный, изысканный, индифферентный; С- —имитировать, импровизи­ровавший, играть, искать; СПОРТ- — инвентарь; ДЕЗ- — инфор­мировать, интеграция, интоксикация.

Тренинг 241. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Какое слово не относится к приведённому выше правилу?

Без_мя(н, нн)ая выс_та, я знал его с_змальства, сверх_зыска(н, нн)ое блюдо, провести дез_нфекцию, без_сходная бедн_сть, пред_стория вопроса, без_нвентарное х_зяйство, небез_звес_ный поэт, роз_грыш пр_ятеля, пред_нсультное с_стояние, под_грать противн_ку, пред_кативное определение, пед_нститутская к_нференц_я, без_дейная книга, без_ниц_ативная работн_ца, раз_грать дебют парти_, пред_дущие дни, он учит_ся в мед_нституте, пред_юль ская жара, контр_гра противоборствующей к_манды, пред_словие к книге, из_скать скрытые возможн_сти, знаю его с_змальства, сверх_нертный газ фреон, с_грываться было (не) когда, меж_здательские отношения, небез_нтересная книга, под_тожить ран_е сказа(н, нн)ое, он с_здетства был таким, он на должности пред_сполкома.


Орфограмма 3 (ОО-З)

Раздельное написание со словами частиц БЫ (Б), ЛИ (ЛЬ), ЖЕ (Ж)

Правило

Примеры

Частицы бы (б), ли (лъ), же (ж) пишутся со словами раздельно.



Примечание. В словах неужели, ужели, тоже, также, даже, чтобы БЫ, ЛИ и ЖЕ входят в состав этих слов и пи­шутся с ними слитно

Пора бы успокоиться. Куда б податься мне? Не тебе ли мы доверились? Рано ль, поздно лъ. но я вернусь. Куда же она подевалась? Ведь были ж схватки бое­вые... (М.Ю. Лермонтов).

Неужели нужны ещё какие-то доказа­тельства? Ужели жребий мой таков? Мы тоже были в этих местах. Даже листья в лесу не шелохнутся. Мы здесь для того, чтобы помочь вам

Тренинг 242. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

1) То флейта слыш_тся, то буд (то) ф_рт_пьяно; / Для Софьи слишком было (б) рано?.. 2) Вы бал_вник, к лицу (ль) вам эти лица! 3) Смеёшься! можно (ли)! чем повод подала / Тебе я к хох_ту такому! 4) Вот-с, сударь, если (бы) вы были за дв_рями, / Ей (богу), нет пяти минут, / Как пом_нали вас мы тут. 5) Всё тот (же) толк, и те (ж) стихи в альбомах. 6) Ваш дядюшка отпрыгал (ли) свой век? 7) Что нынче, так (же), как издревле, / Хлопочут наб_рать учит_лей полки, / Числом (по) более, ценою (по) д_шевле? 8) Вели­те (ж) мне в огонь: пойду как на обед. 9) Друг. (Не) льзя (ли) для прогулок / (По) дальше выбрать зак_улок? 10) Пять тысяч_ раз тв_рдит одно и то (же)! 11) Пусть я посват_юсь, вы что (бы) мне сказали? 12) Служить (бы) рад, пр_служ_ваться тошно. 13) Стр_жайше (б) запр_тил я этим господам / На выстр_л под_езжать к солн­цам. 14) (Н_) дать ли капель вам? (н_) нужен (ли) покой? 15) Я стран_н, а (н_) стран_н кто (ж)? 16) Ах! боже мой! неуж (ли) я из тех, / Которых цель всей жизни смех? 17) Молчалин вам наскуч_л (бы) едва (ли), / Когда (б) с_шлись короче с ним. 18) Неуж (ли) так меня три года изм_нили? 19) Когда (бы) службу пр_должал, / Конечно, был (бы) он (М, московским к_(м, мм)ендантом. 20) Отц_ мои, уж_ кто в уме ра(с, сс)тро_н, / Так всё равно, от книг (ли), от питья (ль), / А Чацкого мне жаль. (А.С. Грибоедов. Горе от ума)









Орфограмма 4 (00-4)

Раздельное написание предлогов с самостоятельными частями речи

Правило

Примеры

Предлоги (В, ВО, С, СО, К, КО, ПЕРЕД, ПЕРЕДО, НАД, НАДО, ПОД, ПОДО, БЕЗ, БЕЗО, ИЗ, ИЗО и т.п.) с самостоятельными частями речи (именами существи­тельными, числительными и место­имениями) пишутся РАЗДЕЛЬНО

В доме, во всяком случае, с десятого раза, со всех ног, к_нам, ко мне, перед каждым из нас, передо мною, над лесом, надо всеми. под деревом, подо мной, без стеснения, безо всяких причин, из вазы. изо_всех сил, один из ста

Тренинг 243. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Напишите слова слитно, раздельно или через дефис, составьте с ними связный текст.

(Без) вкуса, без (вкусный), (без) дома, (без) домный, (без) душный, (от) дома, (от) дать, (из) вестие, (с) дружиться, (надо) рванный, (надо) дома сидеть, (раз) резать, (раз) увидеть что-либо, (с) начала сделайте вот это, (с) рассвета, (через) дорогу, (в) на­кидку, (в) лево, (чрез) вычайный, (около) скамейки, (около) ли­тературный, (изо) студия, (от) кровенный, (раз) будить кого-либо утром, (под) осиновик, (изо) всех сил, (подо) зрение, (обо) мне, (подо) греть, (передо) верить, (во) круг, (в) округе, (безо) бразный, (под) сосной, (безо) всяких усилий, (со) всеми нами, (со) всем темно, (об) резаться, (по) нашему дому, поступите (по) нашему, хожу (по) твоему дому, не имел это (в) виду, ни (в) ком нет пере­мены, (предо) стережение, (из) обилие, всё делал (по) своему, (со) здание музея, был (со) всеми в дружеских отношениях, ни (к) кому не ходил в гости, всё увидел (во) очию, небо (надо) мною расчистилось, (надо) ел мне (до) невозможности, (ко) мне не обр_щайтесь, (ко) оперативный, парус вид_н (в) дали моря, корабль уходил (в) даль, (ото) шёл (ото) всех.

Тренинг 244. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

1) С мужчинами (со) всех сторон/ Ра_клан_лся, потом на сце­ну / В большом ра(с, сс)е_нье взгл_нул, / Отв_ротился и з_внул. 2) (Во) дни весел_й и ж_ланий / Я был от балов (без) ума, / В_рней нет места для пр_знаний / И для вручения письма. 3) (Не) г_дованье, с_жаленье, / (Ко) благу чистая любовь/ И славы слад­кое мученье / В нём рано волн_вали кровь. 4) Живу, пишу (не) для похвал; / Но я бы, каж_тся, ж_лал / П_чальный жребий свой пр_славить, / Чтоб (обо) мне, как верный друг, / Напомн_л хоть единый звук. 5) Они д_рогой самой краткой / Домой л_тят (во) весь опор. 6) Владимир сухо отв_чал / И после (во) весь путь м_лчал. 7) Я горько плак_ла (со) страха, / Мне с плач_м косу распл_ли / Да с пеньем в церк_вь пов_ли. 8) Письмо Татьяны (предо) мною; / Его я свято б_регу. 9) Конечно, вы (н_) раз ви­дали / Уез_ной барышни альбом, / Что все подруги изм_рали / (С) конца, (с) начала и кругом. 10) Враги! Давно ли друг (от) дру­га / Их жажда крови отвела? 11) (Ото) всего, что сер_цу мило, / Тогда я сер_це (ото) рвал. 12) То были тайные пр_данья / Сердеч­ной, тайной стар_ны, / (Н_) (с) (чем) (не) связа(н, нн)ые сны, / Угрозы, толки, пр_дсказанья... (А.С. Пушкин. Евгений Онегин)

Итоговый диктант. По орфограммам первого уровня сложности

ИТОГОВЫЙ ДИКТАНТ

По орфограммам первого уровня сложности

Тренинг 245. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, рас­кройте скобки. Сделайте синтаксический, орфографический и пунк­туационный разбор первого и последнего предложения текста. Слова, выделенные полужирным курсивом, разберите по составу.

Первая треть девятнадцатого века была (по) исти(н, нн)е ун_кальной эпох_й в истори_ развития ру(с, сс)кой культуры. В одно и то (же) время в одной и той (же) стране жили и тв_рили такие велич_йшие замечат_льные писатели как Пушкин и Лермонтов Грибоедов и Крылов Бар_тынский и Батюшков Гнедич_ и Вен_витинов Козлов и Дельвиг. (Безо) всякой натяжки можно сказать что это был настоящ_й взрыв в нашей литературе равный может быть рождению новой (Г, г)_лактики имя которой — Ру(с, сс)кая кла(с, сс)ическая литература. Трудно сказать был ли гений Пуш­кина таким искрящмся а язык его настолько бл_стательным и лёгким если (бы) гени_ пред_дущей эпохи Ломоносов Фонвизин Радищев Карамзин и Державин (н_) ра_чистили сво_образные «завалы» в ру(с, сс)ком языке (н_) сформулирвали основные за­коны ру(с, сс)кой прозы и стих_сл_жения.

Вряд (ли) можно пр_дставить себе саму возможн_сть сущест­вования многих произв_дений «(С, с)со_нца ру(с, сс)кой поэзии» без знам_нитых бас_н «дедушки Крылова» и г_ниальной (Г, г)рибоедовской к_меди_ «Горе от ума». Ведь именно Крылов и Гри­боедов одними из первых в русской поэзи_ создали строфу с (не) равным к_личеством стоп и ударных слогов в стр_ке. На первый взгляд безыскус_ная строка Крылова мало чем отличается от строк Сумарокова или Тредиаковского. Но пр_глядитесь! Вот стро­ки из басн_ «Волк на псарне»: «Волк, ноч_ю, думая зале(з, с)ть в овч_рню / Попал на псарню. / Поднялся вдруг весь псарный двор. / Поч_я серого так бли_ко забияку / Псы зал_лись в хл_вах и рвут_ся вон на драку». Вроде (бы) обычный ямб однако коли- ч_ство стоп почти в каждой из строк разное — от двух до ш_сти. Име(н, нн)о это делает реч_ гибкой бли_кой к разговорному языку. То (же) явление наблюдаем мы и в строках к_медии Грибоедова.

Внимательно изуч_я пред_сторию со_дания того или иного произведения ру(с, сс)кой классики мы раз (за) разом сталк_ваемся с подобными — большими и малыми — открытиями. (262 слова)


ОРФОГРАММЫ ВТОРОГО УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ


Орфограмма 5 (00-5)

Буква Й

Правило

Примеры

Буква Й пишется

В начале иноязычных слов и производных от них перед буква­ми 0 и Е.

В именах собственных и произ­водных от них.

После гласной в конце слов.

В середине иноязычных слов, в том числе именах собственных, и производных от них.

Примечание. После согласной в иноязычных словах пишется сочетание ЬО


Йод, йодистый, йога, йот, ни на йоту, йеменский, Йоркшир, йогурт.

Йозеф, Йован, Нью-Йорк, Йошкар-Ола, йошкар-олинский, Йорген, Йемен.

Май, край, лай, сарай, Валдай.

Майор, майорат, майонез, майонезный, майолика, Майсур, майори.

Бульон, шиньон, шампиньон, почтальон, павильон, «Совиньон», «Кола-Брюньон»

Тренинг 246. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Ма(й, и)ор, (и, й)одный, Нью-(Й, и)орк, река (Й, Ио)рдан, (й, и)оги, (и, й)оны, ма(и, й)олика, город (И, Й)окосука, (и, Ио­низация, буль(о, йо)н, Ма(й, и)орка, Мала(и, й)зия, (ю, йу)ноша, (й, и)одная насто(и, й)ка, город (Й, Йоханнесбург, академик (И, Й)оффе, (Й, И)емен, (и,й)одоформ, кинофильм «Праздник святого (Й, И)оргена», (и, й)одистый, почталь(о, йо)н, ма(и, й)онез, (И, Й)ошкар-Ола, (и, й)еменский, он не изменился ни на (и, й)оту, шампинь(о, йо)н, (и, й)оркширский, ма(и, й)орский, ма(и, й)оран, племя ма(й, и)я, (и, й)огурт, ма(и, й)орат, актриса Мила (И, Й)о- вович.


Орфограмма 6 (00-6)

Правописание слов с ПОЛ- (ПОЛУ-)

Слитно

Через дефис

1. Если слово начинается с ПОЛУ:

полушарие, полумеры, полусладкий, полусидя, полускошенный, полулежать, полуотворённый

1. Если корень начинается с гласной:

пол-яблока, пол-огуриа. пол-одиннадцатого, полострова, пол-утра, пол-аршина

2. Первая буква после Л — согласная, но не заглавная: полдома, полстраницы, полночный, полдесятого, полтысячи

2. Если корень начинается с Л:

пол-луковииы. пол-линии, пол-литра, пол-листа.

Исключение: поллитровка

Слитно

Через дефис

3. Наречия: вполоборота, вполглаза, вполуха, вполсилы

3. Если корень начинается с заглав­ной буквы: пол-Москвы. пол-Европы. пол-России

ПОЛ пишется раздельно, если между ним и существительным стоят другие слова:

пол чайной ложки, пол фруктового сада, пол нашего города, пол спелого яблока

Тренинг 247. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Какое слово здесь «лишнее»?

(Пол) первого ночи, повернуться (в) (пол) об_рота, (пол) лит­ра, (пол) метра, (пол) уха, (пол) литровка, спать (в) (пол) глаза, (пол) фруктового сада, (полу) окружн_сть, (полу) дикий, (пол) Москвы, слушать (в) (пол) уха, (пол) столовой ложки, (полу) меры, (пол) кило, (пол) листа, (пол) ябл_ка, (полу) шарие, (пол) столько, (полу) сладкий, (пол) жизни, (пол) Европы, (пол) Литвы, петь (в) (пол) голоса, (пол) ап_льсина, (пол) луковицы, (полу) дрёма, (полу) закрытый, (полу) забытье, (полутора) (метровый), (пол) шестого, (пол) паркетный, (пол) ящика, (пол) училища, (пол) банки, (пол) Бельгии, (полу) финал, лампочка г_рела (в) (пол) накала, (пол) линии, (полу) дюймовый, (пол) осьмушки, (пол) неба, (пол) кирпича, играть (в) (пол) силы, (полу) заморо­женный, (пол) Бразилии.

Тренинг 248. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

1) Повернувшись (в) (пол) оборота к остальным па(с, сс)ажирам, с (полу) открытым от волнения ртом, этот странный г_сподин явно нервн_чал. 2) (Пол) Москвы об_жал Г_расим в поисках Муму, но найти её так и (н_) смог. 3) (Пол) ложки пос_ного мас­ла, (пол) кило муки и (пол) стакана сахара — вот всё, что необхо­димо для приг_товления этого блюда. 4) Девочка пела (не) гром­ко, (в) (пол) голоса, однако её было хорошо слышно даже тем, кто слушал её (в) (пол) уха. 5) (Полу) мерами, (полу) уговорами да (полу) угрозами с этой ситуац_ей им (н_) справит_ся. 6) Весь день он находился в каком (то) стра(н, нн)ом состояни_: (н_) то в (полу) сне, (н_) то в (полу) др_моте, (н_) то в (полу) бодрств_вании. 7) (Пол) фруктового сада занимали яблоки и (полу) дикие сливы. 8) Стра(н, нн)ый это был а_тобус: (то) ли (полу) экспре(с, сс), (то) ли обычный рейс_вый, хотя платить за него пр_шлось ка$с за настоящий экспре(с, сс). Однако он ост_навл_вался буквально у каждого столба, проехав (пол) города за целых (пол) часа. 9) Оп_сав на доске замысл_ватую (полу) окружность с помощью ц_ркуля, ученик в конце (концов) явно заскучал, так как на пред_дущем уроке слушал об_яснение учит_ля (в) (пол) уха. 10) Обошли мы уже едва (ли) (н_) (пол) леса, но даже засохш_й поганки (н_) нашли.


Орфограмма 7 (00-7)

Буквы О и А на конце наречий

Правило

Примеры

В наречиях, образованных от при­лагательных приставочно-суффик­сальным способом, с приставками ИЗ-, ДО-, С- на конце пишется буква А, а с приставками В-, НА-, ЗА- — буква О.

Эти наречия следует отличать от наречий, имеющих те же приставки, но образованных суффиксальным способом, а также наречий, не имеющих приставок.

Некоторые наречия с приставкой С- (СО-), ПО- пишутся на конце с буквой -У

Редкий — изредка, тёмный — дотемна, ле­вый — слева; правый — вправо, мёртвыйнамертво, светлыйзасветло; сначала, издавна, досыта, справа, накрепко, затемно, снова, сызнова, сызмальства.


Достаточный — достаточно, довольный — довольно, исправный — исправно, дослов­ныйдословно, изустный — изустно.


Смолоду, сослепу, сроду, поровну, попусту, понапрасну

Тренинг 249. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

(Из) давн_, (с) лев_; (с) _змальств_, (скор_) (на) (скор_), (до) статочн_, (с) прав_, (до) темн_, (до) стойн_, (за) светл_, (из) далёк_, (на) мертв_, (перв_) (на) (перв_), (до) словн_, (на) чист_, (за) нов_, (до) сух_, (на) глух_, (по) прост_, (в) прав_, (за) жив_, (до) пьян_, (по) пуст_, (до) красн_, (с) _знов_, (по) напрасн_, (с) высок_, (туг_) (на) (туг_), (на) сильн_, (ис) кос_, (ис) син_ (ч_рный), (по) стольк_ (по) скольк_, (во) един_, (по) мног_, (за) ведом_, (за) прост_, (с) прост_, (с) горяч_, (из) начальн_, (чист_) (на) (чист_), (на) черн_, (из) желт_ (бледный).

Тренинг 250. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, разбери­те по составу слова, выделенные полужирным курсивом, сделайте морфологический и фонетический разбор слов, выделенных курси­вом. Подчеркните субстантивированное существительное.

1) (Из) редк_ то (с) лев_, то (с) прав_ от меня, (по) вид_мому испуга(н, нн)ые моим по_влением, из густой травы в_парх_вали птиц_. 2) (Из) начальн_ было извес_но, что (до) темн_ нам (н_) удас_тся добрат_ся до н_члега. 3) Двери дома были забиты (на) глух_ (крест) (на) (крест), и мы только (по) пуст_ потрат_ли бы время, пытаясь добит_ся от кого (либо) информации о том, куда с_ехали его х_зяева. 4) Получив (за) ведом_ ложные свед_ния о том, какая (на) завтр_ ож_дается погода, мы (прост_) (на) (прост_) стали заложн_ками разбуш_вавш_йся стихии и вым_кли так, что даже к утру (н_) сумели высушить вещи (до) сух_. 5) «(На) сильн_ мил (н_) буд_шь, береги (с, з)доровье и платье (с) нов_, а честь (с) мо­лоду, — гласят ру(с, сс)кие пословицы, и каждое пок_ление как (бы) занов_ откр_вает для себя эти достаточн_ простые, но такие глубокие истины. 6) Жизнь очень часто п_хожа на (С, с)изифов труд: мы еж_дневно снов_ и снов_ делаем одно и то (же), что (бы) завтр_ (с)_знов_ прод_лжить своё во_хождение к в_ршине. 7) Кла(с, сс)ику нужно читать в подли(н, нн)ике, потому что любая попытка даже (до) словн_ пересказать г_ниальное прои_ведение л_тературы, (н_) говоря уж о (с, з)жатом его изл_жении, перво (на) перв_ пр_водит к проф(о, а)нации и (в) конце (концов) — к пр_вращению его в «ширп_треб». 8) Печ_ ра_калилась (до) красн_; (до) статочн_ было пр_коснутъся к ней, что (бы) обжеч_ся. 9) Вр_тарь взял мяч_ (на) мертв_, и это было более чем умес_но, так как (с ) прав_ к нему уже сп_шил нападающ_й к_манды с_перников. 10) (Из) желт_ (бледное) лицо его св_детельств_вало о том, что он с_змальств_ был болен.


Орфограмма 8 (00-8)

Разделительные Ь и Ъ

Ь

Ъ

Правило

Примеры

Правило

Примеры

Ь пишется перед буквами И, Е, Ё, Ю, Я (не после приставок).


В иноязыч­ных словах пе­ред буквой О

Воробьиный, арьер­гард, несерьёзный, вьюга, ручьи, пьеде­стал, крестьянин, портьера, бурьян.

Бульон, шампиньон, лосьон, батальон, почтальон, миньон, шиньон, павильон

Ъ пишется перед буквами Е, Ё, Ю, Я:

1. После приставок, оканчивающихся на согласный.

2. В иноязычных словах после при­ставок на на соглас­ную (ОБ-, АД-, ТРАНС-, ИН-, СУБ-, ДИЗ-, КОН- и т.п.).

3. В сложных сло­вах, первую часть которых составляют числительные или СУПЕР



Подъезд, объёмный, объяснение, предъюби­лейный, съёжиться.

Объективный, адъю­тант, трансъевро­пейский, инмкция, субъективный, дизъюнкиия. конъюнктивит.


Двухъярусный, трёхъ­язычный, двухъядерный (процессор).

Суперъяхта, суперъ­ядро, суперъязык

Примечания.

1. Ь пишется в слове подьячий, Ъв словах объятья, изъян.

2. В сложносокращённых словах Ъ не пишется, например, детясли. Главювелирторг.

3. Ъ не пишется в словах подоконник, отэкзаменоваться, сэкономить, четы­рёхэлементный, контратака, подыскать (не перед Е, Ё, Ю, Я)

Тренинг 251. С помощью корней и приставок, выделенных курсивом, составьте слова. Там, где необходимо, вставьте Ъ. В случае необхо­димости замените И на Ы.

БЕЗ — опасный, визовый, ядерный, оконный, ёмкостный, усый, утешный, языкий;

В — явь, ехать, едливость, езжать, езд;

ДВУХ — элементный, ярусный, уровневый, этажный, игольный, адресный, орудийный;

ИЗ — ездить, учить, обрести, обретать, явить, обретённый, уст­ный, уродоваться, еденный;

МЕЖ — ярусный, европейский, американский, африканский, областной, языковой;

ОБ — учить, явление, устраиваться, ехать, едаловка, ёрзать, езжать, есть, явление;

ОТ — играть, ехать, учиться, экзаменоваться, утюживать, явленный, есть, ездить;

ПОД — ехать, искать, езжать, оконный, отчётный, юлить, устать, якорный, есть;

ПРЕД — явить, уведомить, оставить, определить, явление, упреждение, отъездный;

РАЗ — учиться, искать, яриться, есться, езд, утюжить, ученный, единственный, яснить;

СВЕРХ — интересно, ударный, определённый, естественный, экономичный, оперативно;

С — уметь, язвить, обезьянничать, экономить, есть, ехидничать, езд, еденный, уженный;

СУПЕР — яхта, элита, ядро, ЭВМ;

ЧЕТЫРЁХ — актовый, этажный, орудийный, ярусный, эле­ментный, угольный.

Тренинг 252. Вставьте пропущенные буквы.

Сверх_естественный, в_юга, об_ект, из_ян, пред_явление, пред_юбилейный, ад_ютант, ар_ергард, под_ячий, с_ёжиться, суб_ект, необ_ятный, с_агитировать, в_юн, раз_ярённый, пред- _экзаменационный, ин_екция, обез_яний, дет_ясли, компан_он, в_юк, трёх_ярусный, без_опасный, кон_юнктура, меж_ярусные, под_одеяльник, супер_ядро, пред_утренний, с_узить, пред_явитель, с_язвить, из_образить, с_кономить, кон_юнктивит, двух_ядерный, об_ятия, суб_ективный.

Тренинг 253. Вставьте пропущенные буквы.

Изъясняться, с_обезьянничать, неот_емлемый, контр_атака, под_оконник, под_езд, бил_ярд, из_ян, об_явить, супер_игра, трансъевропейский, четырёх_ярусный, с_уженный, четырёх_ядерный, с_язвить, под_яремный, ин_екция, кон_юнктурный, об_ём, п_едестал, всеоб_емлющий, в_юки, с_ёмки, в_южный, раз_яриться, из_ясниться, под_яблоневик, бар_еры, отэкзамено­ваться, от_ужинать, контр_агент, ар_ергардный, в_юнок, в_естся, в_явь, под_ёмник, под_есаул.

Тренинг 254. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. К каким частям речи относятся подчёркнутые слова?

1) ...То стан сов_ёт, то разов_ёт / И быстрой ножкой ножку б_ёт. 2) Вот наш герой под_ехал к сеням; / Шв йцара мимо он стрелой. 3) С_сед наш неуч_, сум_сбродит, / Он фармазон; он п_ёт одно / Ст_каном красное вино. 4) Сп_рва взаимной разн_той / Они (друг) другу были ску(ч, ш)ны; / Потом п_нравилось; потом / С_езжались каждый день верхом / И скоро стали (не) разлучны. 5) Татьяна слушала с д_садой / Такие сплетни; но тайком / С неиз_яснимою отрадой / (Не) вольно думала о том. 6) К_кетка суд_т хладнокров­но, / Татьяна любит (не) шутя / И пр_даёт_ся без_условно / Любви, как милое дитя. 7) Что делать! повторяю вновь: / (До) ныне дамская любовь / (Н_) из_яснялася (по) ру(с, сс)ки, / (До) ныне гордый наш язык / К почтовой прозе (н_) привык. 8) (Н_) дай мне бог сойтись на бале / Иль при раз_езде на крыльце / С с_минаристом в ж_лтой шале / Иль с академиком в чепце! 9) Над нею в_ёт_ся Лель, / А под подушкою пуховой / Девичье зеркало ле­жит. / Утихло всё. Татьяна спит. 10) Но вдруг сугроб заш_велился. / И кто (ж) из (под) него явился? / Большой, вз_ерош_(н, нн)ый медведь; / Татьяна ах! а он реветь... 11) Он отрады / Во всех п_чалях ей дарит / И без_отлучно с нею спит. 12) Но (в) скоре гости (по) немногу / Под_емлют общую тр_вогу... 13) Но взор сей нежность изъявил; / Он сер_це Тани ож_вил. 14) И бе_конечный котил_он / Её томит, как тя_кий сон. 15) Девиц_ в комнатах Татья­ны / И Ольги все об_яты сном. 16) Почуя мёртвого, храпят / И б_ют_ся кони. 17) От_езда день давно просроч_н, / Приходит и последн_й срок... 18) И к ним в без_умные пиры / Оца слала свои дары. 19) Пр_движу всё: вас оск_рбит / П_чальной тайны об_ясненье. 20) Он уезжает, / Своё без_умство пр_клинает — / И, в нём глубоко погруж_н, / От света вновь отрёкся он.

Тренинг 255. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Эта т_ория (н_) в какой мере (н_) пр_тенд_вала на объек­тивность, а была лиш_ суб_ективным взглядом гру(п, пп)ы уч_ных на эту пр_бле(м, мм)у. 2) Только (по) исти(н, нн)е сверх_естбСТ- ве(н, нн)ыми усилиями под_ячему удалось скрыть из_яны в ведени_ дел. 3) Под_око(н, нн)ики были завал_(н, нн)ы книгами и т_традями, что вовсе (н_) редк_сть для студента в пред_экзамена- цио(н, нн)ый пери_д. 4) Об_ём и ма(с, сс)а этого космического об_екта были огромны, (по) исти(н, нн)е (не) об_ятны. 5) Ад_ютант на взмыле(н, нн)ом от беше(н, нн)ой скачки коне подск_кал к ар_ергарду арми_ и передал приказ к_мандующего о (не) мед­лен, нн)ом отступлени_. 6) Об_явление пр_д_уведомляло о том, что су(б, бб)отний день на пред_юб_лейной неделе буд_т рабо­чим. 7) К_робки и свёртки ко (л, лл)ежского асе(с, сс)ора Михаила с_ёжились, с_узились, а сын его Нафанаил пр_дпоч_тал гл_деть на отцовского пр_ятеля с без_опасного ра(с, сс)тояния, когда вы_снилось, что тот — тайный советник. 8) Глаголы из_явитель- ного накл_нения изменяются по временам. 9) Зрачки его глаз с_узились от в_лнения, а руки задр_жали, когда фельд_егерь вручил г_нералу пакет от имп_ратора. 10) Нужно пр_знать, что двух_актная пьеса его хотя и очень удачна, но (н_) без из_янов, и с её пр_м_ерой пр_дёт_ся подождать. 11) Хотя народное волеиз_явление (не) льзя пр_знать абс_лютно об_ективным, но всё (же) оно менее суб_ективно, чем мож_т показат_ся с первого взгляда. 12) Эти двух_ярусные кровати х_роши только тем, что занимают места меньше, чем одноярусные. 13) В_юга, однако, раз_гралась (н_) на шутку, (по) этому от_езд с почтовой станци_ (фельд_) егеря пр_шлось отл_жить. 14) Батал_о(н, нн)ый к_мандир, че­ловек опытный и конъюнктурный, хотя и довольно чес_ный, был зн_ком (н_) только с ад_ютантом, но и с к_мандиром полка. 15) За эти пятьдесят лет почтал_он из_ездил не только все окрес_ности (Т, т)верской губерни_, но и (близ) лежащ_е города.

ИТОГОВЫЙ ДИКТАНТ

По орфограммам первого и второго уровня сложности

Тренинг 256. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, рас­кройте скобки. Составьте схемы 2-го и 3-го предложения и сделайте их синтаксический, орфографический и пунктуационный разбор. Определите, к каким частям речи относятся выделенные курсивом слова. Сделайте морфологический и словообразовательный разбор слов, выделенных полужирным курсивом. Обозначьте причастные обороты.

Роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» — одно из в_личайших л_тературных ч_дес. Едва (ли) во всей ру(с, сс)кой да и мировой литературе можно найти столь (же) бе(с, сс)порный случ_й подобного чуда. Правда для того что (бы) это понять и ощ_тить иногда может понадобится (пол) жизни.

(Перв_) (на) (перв_) согласимся хотя (бы) с тем что (н_) в пред_дущие (н_) в последу_щие эпох_ в наш_й поэзи_ (н_) кто (н_) когда (н_) со(с, з)давал (н_) чего подобного. Если к этому пр_бавить что до Пушкина в отечестве(н, нн)ой литературе (н_) кто (н_) писал романов тем более романов в стихах ощ_щение ч_да стан_т ещ_ более я_стве(н, нн)ым. Мы (прост_) (на) (прост_) пр_выкли к тому что «Евгений Онегин» есть в нашей литературе воспр_нимаем «Онегина» как да(н, нн)ость не очень задум_ваясь о том как вообще в начале дев_тнадцатого века ру(с, сс)кий поэт смог со_дать этот ш_девр. То что во (Ф, ф)ранцуз_кой (А, а)нгли_ской или скажем (Н, н)емец_кой литературе сделали несколько пок_лений писат_лей и поэтов (в) продолжени_ почти (пол) ты- с_челетия наш нац_ональный гений смог сов_ршить за неполные четверть века т_танич_ского литературного труда.

Это «собранье пёстрых глав, / (Полу) смешных, (полу) печаль­ных, / (Просто) народных, ид_альных» обладает соверше(н, нн)о (не) об_ятным смысловым духовным поэтич_ским и инт_(л, лл)_к- туальным «полем». Каждая из ч_тырнадцати строк об_ед_нё(н, нн)ых в одну стр_фу которая так и называется — «онегинская» — во_пр_нимается и как законче(н, нн)ое поэтич_ское произв_дение и в то (же) время г_рмонично вписывается в ткань пов_ствования. Этот роман в котором пов_ствование об Онегине Ленском Татьяне и Ольге перемежается с лирич_скими отступлениями (до) сих пор (н_) может сч_тат_ся до конца изуче(н, нн)ым и и_толкова(н, нн)ым. Пор_зительно но факт многие ч_рновые наброски (н_) вошедш_е в беловой вариант романа (на) столько г_ниальны что любой другой поэт пред_явив их читат_лю бе(с, сс)порно по­лучил бы «пропуск» в бе(с, сс)мертие. Вот (на) пример один из в_риантов ч_тырнадцатой строфы первой главы: «Так резвый ба- л_вень служанки / Анбара страж усатый кот / За мышью кряд_тся с лежанки / Протян_тся идёт идёт / (Полу) зажмурясь подступает / Св_рнётся в ком хвостом играет / Г_товит когти хитрых лап / И вдруг б_дняжку цап (царап)». (302 слова)

ОРФОГРАММЫ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ

Орфограмма 9 (00-9)

Буквы Э и Е

э

Е

1. В начале слов иноязычного проис­хождения: эстетика, экология, энергия, экономика, эффект, электричество, элемент, эликсир, эталон, эстафета, экзамен, эполеты

1. В иноязычных словах после твёрдых согласных в середине и в конце слова:

тендер, шоссе, коттедж, турне, кашне, партер, теннис, кофе, денди, стенд

2. В начале русских слов, в том числе разговорного характера: это, этот, этакий, эдак, эге, эвон, экий, эва, эдак, эхма

2. В начале русских и иноязычных слов: ель, егерь, еретик, епископ, ежи, ералаш, естественность, Евангелие, европеец

3. В середине и в конце иноязычных слов, в том числе имён собственных, после гласных А, О, У, И: поэт, орфо­эпия, пируэт, силуэт, маэстро, дуэт, алоэ, каноэ, менуэт, поэт, поэзия, Пуэрто-Рико, Венесуэла, Уэллс, Хе­мингуэй, Моэм, Мануэль, Мариэтта, Габриэль

3. В иноязычных словах после глас­ной И: диета, пациент, аудиенция, реквием, авиетка, диез, гигиена, пиетет

4. В некоторых случаях после соглас­ных: мэр, пэр, сэр, пленэр и производ­ных от них, а также в ряде имён собст­венных: Бэлла, Бэкон, Рэмма, Сэм, Мэри, Улан-Удэ, Беккерэль, Рэли, Джэффри Чосер, Кэмпион

4. В иноязычных собственных именах и фамилиях: Доде, Верди, Вагнер, Нансен, Стендаль, Хосе, Туапсе, Пастер, Флобер, Спенсер, Россетти, Чосер, Шекспир, Блейк, Роберт Геррик, Шеридан

5. Гласная Э сохраняется и в сложных словах и аббревиатурах: диэлектрик, антиэстетический, четырёхэтажный, полиэтилен, санэпидемстанция, медэксперт, переэкзаменовка. ДЭЗ, НЭП, ГЭС, РОЭ

5. В частицах де, дель, ден, дер, а также в словах сен, тер, входящих в состав иноязычных имён: Ги де Мопассан, Дель Монако, Сен-Пьер, Сен-Симон, Тер-Ованесян

Общее задание. Вставьте пропущенные буквы (Е или Э), рас­кройте скобки, составьте из приведённых ниже слов текст.

Тренинг 257.

То(н, нн)_ль, шо(с, сс)_, ди_та, по_тический, гиги_на, п_нсн_, Х_мингу_й, силу_т, м_рия, сп_ктр, ат_лье, ст_нд, т_нт, мо див­ный, кашн_, про_ктирование, т_нд_р, каф_, кли_нт, д_кан, кано_, эд__львейс, Бр_дб_ри, пи_тет, ду_лянт, п_р, пл_н_р, Улан-Уд_, кашн_, м_н_джер, пиру_т, ави_тка, ре_стр, ранд_ву, с_(с, сс)ия, р_кет, каф_т_рий, с_р, Б_кон, шат_н, не(е, э)стетичный, ма_стро, ба(с, сс)_йн, сх_ма, портмон_, мод_ль, фон_ма, б_кон, сп_ктр, (е, э)кспортный, пюр_, инцид_нт, р_квием, сэкономлен­ный, (е, э)похальный, от_кзаменоваться, грот_ск.

Тренинг 258

Ди_тическое каф_, (е, э)д_львейсы не растут в этой стране п_ров и с_ров, м_р назначил ей ранд_ву, фа_тон остановился возле кабар_, д_т_ктор лжи спро_ктирован весьма (е, э)ст_тично, т_мбр голоса по_та, сюз_рен одел пенсн_, пиру_т танцовщицы в к_пи, стату_тка работы знаменитого ма_стро, у этой фотомо- д_ли потрясающий силу_т, произведения (Е, Э)кзюп_ри очень по_тичны, д_канат продлил (е, э)кзаменацио(н, нн)ую с_(с, сс)ию, п_р является м_ром города, а(к, кк)омпан_м_нт ма_стро, ф_ном_нальное исполнение «Р_квиема», на каждой чашечке коф_ с_кономил три ц_нта, ингреди_нты салата в этом каф_терии, картофельное пюр_ в ди_тическом каф_, про_кт то(н, нн)_ля, в ат_лье вывешена фотография дамы в д_кольт_, заменить (е, э)лектрический шт_псель, по_т не раз участвовал в ду_лях.

Орфограмма 10 (00-10)

Слитно и раздельно пишущиеся наречия и наречные выражения

Слитно

Раздельно

1. Если в состав наречий входят слова, ныне не употребляющиеся или упот­ребляющиеся крайне редко: воочию, невдомёк, натощак, исподволь, оземь, вброд, вдрызг, сызмальства, впросак, дотла, доколе

1. В состав наречий и наречных выра­жений входят слова, ныне не употреб­ляющиеся или употребляющиеся крайне редко, но включающие предлоги без, до, с, за, под: без просыпа, до зарезу, с кондачка, с разбегу, за упокой, на попят ную, под спуд, под мышками

2. Наречия на -УЮ и образованные соединением предлогов с полными при­лагательными и местоимениями: вовсе, вничью, зачастую, врассыпную, вплот­ную, вслепую, а также образованные соединением предлогов с краткими при­лагательными: сгоряча, спроста, вкрат­це, добела

2. Заканчивающиеся на -АХ, -ЯХ, обо­значающие состояние, место или время действия: в_сердцах, в_головах, в ногах. на глазах, на карачках, на сносях, на рысях, на цыпочках, на часах (на ка­рауле).

Исключения: впотьмах, впопыхах

Слитно

Раздельно

3. С корнями ВЕРХ, НИЗ, ВЫСЬ, НАЧАЛО, ДАЛЬ, ВЕК, если к ним нет пояснительных зависимых слов: Поезд уходит вдаль (наречие). Стрела взлете­ла ввысь (наречие), а потом упала вниз (наречие).

При наличии пояснительных зависимых слов эти существительные пишутся с предлогами раздельно: Корабль уходил в даль (сущ. с предлогом), неясную и туманную. С начала (сущ. с предлогом) спектакля прошло десять минут

3. Если предлог заканчивается на соглас­ную, а наречие начинается на гласную: без оглядки, без отказа, без удержу, без умолку. без_обиняков, без устали, в обмен. в_обнимку, в_обрез, в обтяжку, в обхват, в обшем. в_одиночку, от­крытую, в отместку. в охапку, в упор

4. Наречия, если между предлогом-при­ставкой с существительным, от которых образовано наречие, не может быть без изменения смысла вставлено определение (прилагательное, местоимение, числи­тельное) или если к существительному не может быть поставлен падежный вопрос: пить чай вприглядку, бежал по дороге вприпрыжку, расположился по­одаль, от усталости все спали вповалку

4. Если между предлогом и словом (на­речием) можно вставить местоимение, прилагательное или числительное:

на скаку (на полном скаку), с маху (со всего маху), на миг (на один миг), до неузнаваемости (до полной неузна­ваемости), за граниией (за нашей гра­ницей), без толку (без какого-либо тол­ку), до свидания (до скорого свидания), на время (на короткое время), в сторону (в левую сторону).

Исключение: заграница

5. Наречия, образованные соединением В- и НА- с собирательным числитель­ным: вдвое, надвое, впятеро, втроём, впятером

5. Наречные выражения (существи­тельные с предлогами):

а) если существительное в определённом значении сохранило хотя бы некоторые падежные формы: под_спуд — под спудом, на корточки — на корточках:

б) если существительное употреблено в переносном значении: крикнуть в сердцах, выстрелить в упор, поставить своим вопросом в тупик.

6. Наречия, образованные соединением наречий с предлогами: помногу, наскоро, вдалеке, надолго, покуда

6. Наречные выражения, состоящие из двух повторяющихся существительных с предлогом между ними: бок о бок, с глазу на глаз, лоб в лоб

7. С ударными приставками: запросто, накрепко, исстари, понизу, заживо, напрочь, настрого.

Исключения: на дом, на смех

1. Наречные выражения с усилительным значением, образованные сочетанием двух одинаковых существительных, из ко­торых одно стоит в им. п., а другое — в тв. п.: честь честью, дурак дураком, друг другом


Тренинг 259. В соответствии с морфологической принадлежностью выпи­шите приведённые ниже словосочетания и сочетания слов, выделен­ные курсивом, в следующем порядке: 1) существительные с предлогами, 2) прилагательные, 3) местоимения с предлогами, 4) наречия и нареч­ные выражения, 5) производные предлоги.

Корабль уходил в даль моря, поэтому я здесь и нахожусь, мяч находился на половине поля соперника, навстречу мне плыли об­лака, в сплошную череду машин трудно вписаться, пуля попала в верх пилотки, все мои хлопоты прошли впустую, вдали темнеет лес, назавтра была война, затем мы и встретились, на перерыв в матче команды ушли с ничейным результатом, батискаф спус­тился в глубь океана, вначале ничего не предвещало грозы, оттого я и печален, в пустую бочку налили воды, я вовсе не вас имел в виду, привык всё делать наполовину, счастлив в миг удачи, при­стально глядеть вдаль, мяч взлетел вверх, в начале рассказа есть любопытный эпизод, в жару на голову нужно надевать кепку, ввиду ливня матч придётся отложить, его поместили в пустую комнату, по этому шоссе скоро поедут машины, за тем домом есть спорт­площадка, от того дома до этого сто метров, небо всплошную затянуто облаками, все мои усилия пошли впустую, противник разбит наголову, все наперерыв советовали ему отступиться.

Тренинг 260. От приведённых ниже слов образуйте 1—2 наречия с при­ставками НА-, В-, С-, ЗА-, К-, ПО-, ДО-, ИЗ-,0-, БЕЗ-. Напишите их в соответствии с правилом слитно или раздельно.

Бок, добавление, вылет, верх, время, даль, конец, миг, низ, завтра, всюду, новь, век, все, круг, след, первые, перед, перебой, полголоса, нельзя, муж, чем, выбор, добавление, заключение, обмен, обхват, ряд, срок, полночь, выбор, глаз, грех, диво, дом, зависть, лад, память, редкость, смех, совесть, исход, стать, уклон, себя, зачем, чего, час, чему, всем.

Общее задание. Напишите данные наречия и наречные выражения слитно, через дефис или раздельно. Только ли наречия и наречные выражения приведены в данном задании? Обратите внимание на уда­рение.

Тренинг 261

Это нам не (в) диковинку, наесться (в) сласть, продавать (в) розницу, сделать (в) тихомолку, биться (в) рукопашную, писать (в) кривь и (в) кось, встретить врага (во) всеоружии, сплотились (во) едино, говорить (без) умолку, идти (в) доль дороги, пил (без) просыпу, готовился (на) спех, письмо (до) востребования, испу­гался (до) нельзя, обчистили (до) чиста, наелся (до) отвала, разори­ли (до) тла, писать (по) латыни, быть (на) побегушках, болтать (в) перебой, отмерить (на) глазок, отдать почти что (за) даром, говорил о ком-нибудь (за) глаза, был с ним (за) панибрата, начал (за) здравие, поднял глаза (к) верху, обидеть (ни) за (что) ни (про) что, сделать что-либо (ис) (под) тишка, вытащить (из) под (спу­да), достал градусники (из) под (мышек), весна приходит (ис) (под) воль, долго жил (за) границей, она была (за) мужем, надеть шапку (на) бекрень, привык делать всё (на) авось, ехать (на) за­пятках, шёл (на) карачках, застегнул пиджак (на) глухо, ловит всё (на) лету, (на) страже, прикрутить (на) крепко, кормить (на) убой, отвечать (на) обум, идти (на) перекор судьбе, выйти (на) пере­хват, оставить (на) память; вы, (на) пример, как думаете?

Тренинг 262.

Идти (на) цыпочках, пошёл (на) удалую, стоять (на) страже, идти (на) перекор всему, оставил себе эту вещь (на) память, «(на) стороже я стою только в очередь мою», пойти с неприятелем (на) мировую, взял ружьё (на) изготовку, остановил коня (на) скаку, ударить (на) отмашь, взять кого-либо (на) поруки, держать судно (на) плаву, идти всегда (на) прямик, топливо (на) исходе, ты бы мне (на) перёд это сказал, это было (на) кануне того вечера, сделать всё (на) совесть, у меня свободные дни (на) перечёт, мне это делать (не) с (руки), она так смотрит (не) (с) проста, она (не) (в) пример тебе относится ко всему ответственно, дел у нас (не) (в) проворот, его предупреждали (не) однократно, (не) даром они опасаются, ему эта работа (не) (по) зубам, как он (не) (к) стати заболел, он (не) прочь нам помочь, не отступал от своих правил (ни) (на) йоту, ей дальше терпеть такое отношение к себе (не) (в) мочь, мне вы явно (не) (по) нутру, уходите-ка (от) сюда, все (от) мала (до) ве­лика вышли помогать соседям, остаться с бедой один (на) один, сошлись с неприятелем (лоб) в (лоб), сделай всё (точь) в (точь), (по) временам он тоскует, взял лыжи (на) прокат, ваза разбилась (в) дребезги, написал картину (на) манер Пикассо, машина ехала (под) уклон, следует проходить в музей (по) очереди, уходите (по) тихоньку.

Тренинг 263

Проиграться (под) чистую, он своей невесте (под) стать, (по) всюду видны следы волков, (по) очереди можно судить о товаре, (под) чистую скатерть положите клеёнку, заснуть (под) конец фильма, вы (под) час говорите справедливые вещи, три часа (по) полуночи, мне это явно не (по) нутру, мы привыкли (по) немно­гу, машина едет (под) уклон, ударил противника (под) ложечку, (по) утру можно судить о дне, произнёс речь (про) себя, вёл ло­шадь (под) уздцы; шёл по морю, как (по) суху; депутаты прини­мали закон (по) статейно, он нам приходится (с) боку припёка, начнём всё (с) первоначала, всё делал (с) кондачка, сбили меня они (с) панталыку, говорил всё это (с) проста, поворачиваться (с) боку (на) бок, пробормотал что-то (с) просонья, двинем машину (с) разгону, не попал в дверной проём (со) слепу, нёсся (со) всех ног, угадать загадку (с) ходу, смотреть на всех (с) высока, пообе­щал помощь (с) горяча, решил его проблемы (с) маху, в (тот) час я не спал, вы на себя (черес) чур понадеялись, становиться (час) от (часу) всё навязчивее, делал всё (с) наскока, отдыхать (за) гра­ницей, расскажите (в) кратце, танцевать (до) упаду, ответьте мне (по) совести, посмотреть на ситуацию (с) изнанки, нам всё это было (в) диковинку, разговаривал (в) пол (голоса), такие специа­листы (на) расхват, солдаты на поле боя лежали (в) повалку; «Когда же надо подслужиться, и он сгибался (в) перегиб»; они стояли (по) одаль; жили, как (в)старь; вывернул шапку (на) изнан­ку; «А (на) последок я скажу»; броситься (на) утёк, не надеюсь (на) память, сделано (в) ручную, враги пошли с нами (на) мировую.

Тренинг 264. Запишите приведённые ниже наречия и наречные выраже­ния слитно, раздельно или через дефис, составьте с любыми десятью из них связный текст.

Биться (на) равных, (тот) час всё переменилось, вёл коня (под) уздцы, (на) голову разбить неприятеля, пять лет жил (за) границей, спалили деревню (до) тла, повернулся (в) (пол) оборота, брать с покупателей (в) (три) дорога, учение пошло (в) прок, говорить (без) умолку, команды сыграли (в) ничью, он делил все трудности пути (на) равне с другими, увидеть (во) очию результаты своей победы, шёл (в) след экспедиции, бочка заполнена (до) верху, мальчишки бросились (в) рассыпную, цикады (без) устали стре­котали всю ночь, (вряд) ли вы меня слышите, семейное счастье разбито (в) дребезги, (в) сердцах сказал резкое слово, он был со мной (за) панибрата, противники были разбиты (по) одиночке, диктовал повесть (по) памяти, упал (на) взничь, шёл (на) перекор стихии, приподнялся (на) цыпочках, солдаты стояли (на) вытяжку, делал всё (ис) (под) тишка, обедал (на) бегу, (на) кануне собрания, ударил (на) отмашь, (черес) чур переволновался, шёл (с) боку.

Тренинг 265. Вставьте пропущенные буквы, напишите наречия и нареч­ные выражения слитно, раздельно или через дефис. Выделите при­частные и деепричастные обороты. Какими членами предложения и частями речи являются выделенные полужирным курсивом слова?

1) ...Слуга посм_трел сн_сходительно (в) доль дороги и отве_ствовал: «Никак нет (с), (н_) видать». 2) Молодые люди ста­ли жить (в) двоём, на одной кв_ртире.... 3) «Покажи (ка), себя, покажи (ка)», — пр_бавил он [Николай Петрович], от_двигаясь, и (тот) час же пош_л т_ропливыми шагами к постоялому двору... 4) Николай Петрович вск_чил и устр_мил глаза (в) доль дороги. «Так вот как, (на) конец ты к_ндидат и домой пр_ехал», — говорил Николай Петрович, потрог_вая Аркадия то (по) плечу, то (по) ко­лену. 5) Поля, всё поля т_нулись (в) плоть до самого (неб_) скло­на. То слегк_ вздымаясь, то опускаясь (с) нов_. 7) ...(По) всюду (не) скончаемыми, звонкими струйками зал_вались жав_ронки... 8) Т_лпа дворовых (н_) высыпала на крыльцо встр_чать господ; пок_залась всего одна дев_чка лет дв_надцати, а (в) след за ней вы­шел (из) дому молодой парень... 9) Он (без) нужды растяг_вал свою реч_... 10) После ужина (тот) час все раз_шлись. 11) (Во) первых, тебе извест_н мой образ мысл_й, а (во) вторых — захочу ли я хоть на волос ст_снять твою жизнь, твои пр_вычки? 12) Ну, а (на) счёт других, в людском быту принятых, пост_новлений вы пр_держ_ваетесь такого (же) отр_цательного напр_вления? 13) Я слышал, что Либих (с, з)делал уд_вительные открытия (на) счёт удобрения полей. 14) День наст_вал, и она снов_ пр_вращалась в светскую даму, снов_ вые_жала, смеялась, болтала и точно броса­лась (на) встречу всему, что могло доставить малейш_е развлече­ние. 15) Прелестно было выражение её глаз, когда она глядела как (бы) (ис) (под) лобья да посмеивалась ласко_о и немно_ко глупо. 16) Я очень хорошо знаю, (на) пример, что вы извол_те находить смешными мои пр_вычки, но всё это прои_текает из чу_ства сам_уважения, из чу_ства долга, да (с), да (с), долга. 17) Прежде молодым людям пр_ходилось учиться; (н_) хотелось им прослыть за невежд, так они (по) неволе трудились. 18) Бра­тья остались (на) едине и (с) перва только посматривали (друг) на (друга). 19) Красивая борзая с_бака с г_лубым ошейником вб_жала в гости(н, нн)ую, стуча ногтями (по) полу, а (в) след за нею вошла девушка лет вос_мнадцати... 20) В разговорах с Анной Сергеевной он ещ_ больше преж_него высказ_вал своё равно­душное пр_зрение (ко) всему р_мантич_скому; а оставшись (на) едине, он с (не) годованием со_навал р_мантика в самом себе. (И.С. Тургенев. Отцы и дети)

Тренинг 266. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, рас­кройте скобки, составьте схемы 2-го и 3-го предложения, сделайте их синтаксический, орфографический и пунктуационный разбор. Сделайте морфологический разбор слов, выделенных полужирным курсивом, и фонетический разбор выделенных курсивом слов, обо­значьте деепричастные обороты.

(В) начал_ января устан_вилась суровая п_года. Сергей однажды (в) конец замёрз в своей дырявой к_мнатушке на даче сидя в лёгком пальто (в) накидку и (что) бы (по) лучше сохр_нить тепло не (во) время закрыл печ_. (В) следстви_ этого он уг_рел и чуть (чуть) (н_) умер. К общему уд_влению это (н_) мало (н_) огорчило Ти­мошу и он (н_) как (н_) от_звался на (не) счастье друга. Оказ_ва- ется он (во) всеуслышание пр_длагал Сергею бросить дачу (во) избежание н_гативных последствий. Но Сергей (без) оглядки отказ_вался под пр_длогом того что он (н_) хоч_т (черес) чур ст_снять пр_ятеля. Всё это было (не) с (проста). (На) кануне всех этих с_бытий друзья чуть (чуть) (н_) по(с, сс)орились (на) век.

Пол_жение (в) конце (концов) спас их общий пр_ятель который (в) добавок обрушился на них обоих доказ_вая что оба (в) корне (н_) правы что мелкие (не) д_разумения (н_) в (счёт) что они (н_) в (праве) сводить на нет подли(н, нн)ую дружбу. Хотя его речи (на) половину состоящие из (междо) метий обычно пропада­ли (в) пустую на этот раз он добился успеха: оба пр_ятеля (в) миг пр_мирились. Они изм_нились (до) неузнаваем_сти и (во) избе­жание нед_разумений (на) перегонки стараются (бок) о (бок) справлят_ся со (все) возможными (не) доразумениями.

(с)молоду мы очень просто и легко относимся к своему (с, здо­ровью думаем выжить (по) одиночке хватаем (на) бегу чины и награды. Но (на) смену юности приходит зрелость. Ещ_ (на) ка­нуне мы были увере(н, нн)ы в себе а (на) завтра жизнь бьёт нас (на) отмаш_ по лицу. Поэтому всегда нужно быть (на) чеку что (бы) (не) (в) значай (н_) оказат_ся у разбитого к_рыта. (Черес) чур надеясь на то что име(н, нн)о мы первыми пр_дём к финишу на дистанции где все бегут (на) перегонки мы (на) редкость (легко) мысле(н, нн)о (с) молоду ра(с, сосчитываем на быстрый финиш_. Мы бьёмся (на) смерть падаем (на) взнич__ ловим (на) лету (по) старинке каждый шанс. (На) перекор судьбе (на) перегонки с са­мими собой мы рубим (с) плеча (с) размаху решаем самые замыс­ловатые проблемы. И (на) кануне стар_сти (по) неволе действуем (на) авось (на) глазок (в)потьмах разыск_вая свет в конце то(н, нн)еля. (264 слова) (По Д.Э. Розенталю)

Орфограмма 11 (00-11)

Правописание союзов

Правило

Примеры

1. Союз ЧТОБЫ следует отличать от местоимения ЧТО с частицей БЫ. Союз ЧТОБЫ пишется в одно слово, а место- имение с частицей — в два слова. При этом частицу бы можно отделить от местоимения и перенести в иное место. Примечание. Наречное выражение во что бы то ни стало пишется раздельно

Я прошу, чтобы вы посоветовали мне, как мне поступить. Что бы вы посоветовали мне? (Что вы мне бы посоветовали?)

До перевала нужно было добраться во что бы то ни стало через час

2. Союзы ТОЖЕ, ТАКЖЕ пишутся в одно слово, их можно заменить друг на друга и на и. Указательное местоимение ТО и наречие ТАК с частицей ЖЕ пишутся раз­дельно. Частицу ЖЕ от местоимения ТО и наречия ТАК можно отбросить, а к мес­тоимению ТО можно прибавить слово самое

Мне тоже не по себе. = Мне также не по себе. (И мне не по себе). То же чувство испытывали мы и прошлой осенью. То же самое чувство испы­тывали мы... (То самое чувство испы­тывали мы...). Дождь льёт так же. как лил он и вчера. = Дождь льёт так, как лил он и вчера

3. Союзы ПРИЧЁМ и ПРИТОМ близки по значению к выражению «вместе с тем» («к тому же») и пишутся в одно слово. Предлог ПРИ с местоимениями ЧЁМ и ТОМ пишется раздельно

Она была вдова, и притом бедная. = Она была вдова, к тому же бедная. При том документе должно быть приложение. Ветер не унимался, причём с каждой минутой дул всё сильнее. = Ветер не унимался, и вместе с тем с каждой минутой дул всё сильней. При чём же здесь вы?

4. Союз ЗАТО близок по значению к союзу НО, пишется в одно слово. Предлог ЗА с указательным местоиме­нием ТО пишется раздельно

Лето было дождливое, зато грибы в лесу росли в изобилии. = Лето было дождливое, но грибы в лесу росли в изобилии. За то дерево и спрятаться невозможно

5. Союз ИТАК, имеющий значение «следовательно», нужно отличать от сочетания союза И с наречием ТАК, которое пишется в два слова

Итак, она звалась Татьяна (А. С. Пуш­кин). И так не хотелось вставать с постели, что хоть весь день проле­жал бы

6. Союзы КАК БУДТО, ПОТОМУ ЧТО, ОТТОГО ЧТО, ТАК КАК, ТАК ЧТО, КАК ТОЛЬКО, ТО ЕСТЬ, НЕ ТО - НЕ ТО пишутся раздельно

Он вёл себя так, как будто ничего не произошло. Пришлось согласиться, потому что правота была не на моей стороне. Было чисто и светло, так как шёл снег

Тренинг 267. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

1) Я пр_шёл, что (бы) дать вам волю. 2) (За) то необдума(н, нн)ое р_шение я (до) сих пор расплач_ваюсь. 3) Всё было (так) же, как всегда. 4) (От) того угла до этого пять метров. 5) Всё это вызывало у меня (то) же разочарование, что и всегда. 6) Дождь закончился, (за) то жара чуть спала. 7) Меня (так) же бе_покоит это решение. 8) Они были сп_койны, (от) того что все условия договора безусловно выполнялись. 9) (И) так, условия конкурса не изм_нились. 10) Я был благодарен ему (за) то его мнение о моей работе. 11) Вы (то) же буд_те участв_вать в ол_мпиаде? 12) (При) том д_кументе пр_лагалось несколько копий. 13) Они доб_ются победы (во) что бы то (н_) стало. 14) Время летело быстро, (при) чём (н_) чего в ра(с, сс)тановке сил команд (н_) менялось. 15) Я ошиб­ся, (за) то (в) предь буду опытнее. 16) Отношение у меня к этой пробле(м, мм)е (то) же, что было и раньше. 17) День был жарким, (при) чём он был (н_) чуть (н_) прохладнее пред_дущих. 18) (За) то испытание ему многое простит_ся. 19) Мне эта ситуац_я не нра­вится (так) же, как и вам. 20) (И) так, эта неделя испытаний на­чалась.

Тренинг 268. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Обо­значьте причастные и деепричастные обороты. Какими членами предложения являются выделенные полужирным курсивом слова, к каким частям речи они относятся?

1) (Н_) какой хозяйки, в сущности, он (н_) боялся, (что) бы та (н_) замышляла против него. 2) «На какое дело хочу покусит_ся и в (то) же время каких пуст_ков боюсь!» — подумал он со стра(н, нн)ой улыбкой. 3) (От) того я (н_) чего (н_) делаю, что болтаю. Пожа­луй, (в) прочем, и так: (от) того болтаю, что (н_) чего (н_) делаю. 4) Он был (то) же (как) будто в некотором волнени_. 5) И тогда (то), милостивый г_сударь, тогда я, (то) же вдовец, и от первой жены четырнадцатилетнюю доч_ имея, руку свою пр_дложил. 6) Она, каж_тся, унимала его, что (то) шептала ему, всяч_ски (с, з)держ_вала, чтоб он (как) нибудь опять (н_) захныкал и в (то) же время со стра­хом следила за матерью своими (большими) большими тёмными глазами, которые казались ещ_ больше на её исхудавш_м и испу- га(н,нн)ом лич_ке. 7) Как только звякнул жестя(н, нн)ой звук кол_кольчика, ему вдруг (как) будто почудилось, что в комн_те пошевелились. 8) Но в (то) же самое мгновение несколько чело­век, громко и часто гов_ривших, стали шумно подн_мат_ся на лес_ницу. 9) (За) тем повернули (в) верх и прошли мимо, в чет­вёртый этаж, громко разг_вар_вая. 10) Случалось, что он (как) будто и просыпался и в эти минуты зам_чал,. что уже давно ноч_, а встать ему не пр_ходило в голову. 11) Раскольников молчал и (н_) сопротивлялся, (не) смотря на то, что чу_ствовал в себе весь­ма достаточно сил пр_поднят_ся и ус_деть на диване (безо) всякой посторо(н, нн)_й помощи, и не только владеть руками (на) столько чтобы удержать ложку или чашку, но даже, может быть, и хо­дить. 12) ...Многие бедн_ки таращ_тся из последних сил и тратят последние (с, з)береж_(н, нн)ые копейки, (что) бы только быть «не хуже других» и (что) бы «не осудили» их как (нибудь) те, другие. 13) Его только из мил_сти пр_гласили, и то (по) тому, что он с Пет­ром Петровичем в одной комн_те стоит и знакомый его. 14) Каза­лось, что он [Лужин] обдумывал, как (бы) ему вывернут_ся. (Ф.М. Достоевский. Преступление и наказание)

Орфограмма 12 (00-12)

Правописание производных предлогов

Слитно

Раздельно

Вместо, вроде, вопрет, вследствие, наперекор, сверх, наподобие, несмотря на, невзирая на, ввиду, насчёт, навстре­чу, вслед, посередине, а также наречие впоследствии.

Примечание. Предлог ввиду следует от­личать от предлога в виде: в_виде шара, но ввиду («из-за») дождя

На конце Е

В течение, в продолжение, в отличие, в заключение, в ознаменование, в виде

На конце И

На основании, на протяжении, в связи, в соответствии, в преддверии

Примечания.

Следует различать:

1. Деепричастия не смотря и не взирая от производных предлогов несмотря на, невзирая на. Не смотря по сторонам, переходя через дорогу, ты можешь уго­дить под машину. Несмотря на жару, матч всё же состоялся.

2. Существительное с предлогом в следствии (по уголовному делу) от предлога вследствие (вследствие неурожая — то есть «из-за неурожая»).

3. Существительное с предлогом на счёт (положил деньги на счёт в банке) от предлога насчёт (узнать насчёт экзаменов — то есть об экзаменах).

4. То же касается и существительных с предлогами в след, на встречу, по середи­не, которые следует отличать от производных предлогов вслед, навстречу, посере­дине: На встречу с нами никто не пришёл.Мы шли навстречу (по направлению) друг другу. В след, который оставила нога лося, успела набраться вода. — При­шлось идти за ним вслед (то есть за ним).

5. Существительные в предложном падеже в течении, в продолжении, в заклю­чении следует отличать от соответствующих производных предлогов в течение, в продолжение, в заключение.

Например: В течении (существительное с предлогом) реки видны водовороты. — В течение (производный предлог) трёх дней непрерывно шёл дождь. В продолжении_(существительное с предлогом) повести читатель познакомится с новыми героями. — Снега не было в продолжение (производный предлог) всего декабря. Герой романа находился в заключении (существительное с предлогом) много лет. — Автор в заключение (производный предлог) выступления высоко ото­звался о своих читателях

Тренинг 269. Определите, к каким частям речи относятся слова, выде­ленные полужирным курсивом.

1) Не смотря по сторонам на проезжей части, ты рискуешь расстаться с жизнью 2) В продолжении повести мы узнаем о судь­бе главного героя. 3) В течении реки чувствовалась величавость.

На протяжении месяца дождей не было. 5) Эдмон Дантес про­вёл в заключении много лет. 6) Привести законодательство рес­публики в соответствие с законами России. 7) В течение целого дня нет ни одной свободной минуты. 8) Вследствие дождя фут­больное поле превратилось в болото. 9) Деньги положены на счёт в банке. 10) В отличие от вас я никуда не тороплюсь. 11) Наведите справки насчёт цены на эти товары. 12) В следствии по этому делу допущены серьёзные нарушения. 13) В преддверии праздников в транспорте было много народа. 14) Я вовсе не вас имел в виду. 15) Мы впоследствии ещё не раз встречались. 16) Книга была до­писана, несмотря на все трудности. 17) Привык всё делать наобо­рот. 18) Явился на встречу с небольшим опозданием. 19) Вместо одной проблемы я получил целых три. 20) На обороте медали были выгравированы эти слова. 21) Смело шёл навстречу труд­ностям. 22) В связи с этим я должен отказаться от своего пред­ложения. 23) В место, никем не занятое, приятно приходить. 24) Я выполню своё обещание по мере возможности. 25) В про­должение всего июля стояла страшная жара.

Тренинг 270. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

1) (В) место дев_ти часов мы выехали в два. 2) (В) течени_ всей дороги Касьян сохр_нял упорное м_лчание. 3) Незнаком_ц с удивлением посм_трел ему (в) след. 4) У многих рек, (на) подобие Волги, один берег горный, другой луг_вой; у Исты (то) же. 5) Хро­мой старичишка вышел (из) за шалаша и закричал на Г_расима. 6. (В) следстви_ подчинё(н, нн)ого пол_жения Якова в п_нсионе, товарищи обр_щались с ним (не) брежно. 7) Конечно, мне уже теперь два_цатый год пош_л: (в) течени_ семи лет я (с, з)делал значит_льные успехи. 8) (Не) смотря на своё (без) ответстве(н, нн)ое пол_жение, Валетка никогда (н_) пропадал и не изъявлял ж_лания покинуть своего х_зяина. 9) Не успели мы ступить несколько шагов, как нам (на) встречу (из) за густой ракиты выбежала до­вольно дря(н, нн)ая легавая с_бака, и (в) след за ней по_вился человек среднего роста... 10) Калужская деревня, (на) против, большею частью окруж_(н, нн)а лесом; избы стоят вольней и пря­мей, крыты тёсом... (И.С. Тургенев)

Тренинг 271. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Числи­тельные запишите словами.

1) Роман Льва Толсто_о «Война и мир» — это (по) истине беспр_мерный подвиг писателя, который со(с, з)давал этот ш_девр (в) течени_ многих лет, с 1863 по 1869 год. 2) (Не) смотря на ка­жущуюся прост_ту истолкования названия романа Толстого «Война и мир», это заглавие инт_рпретируется довольно сложно: писатель прот_воп_ставляет вовсе (н_) мирное и вое(н, нн)ое вре­мя, а войну и миро(с, з)дание, войну и косм_с, войну и с_общество людей, войну и пр_роду, войну и Бога. 3) (В) пре(д, дд)вери_ гр_дущих событий 1905—1907 годов Толстой написал самый пр_нзительный свой ра(с, сс)каз — «После бала». 4) Лев Толстой (в) отличи_ от многих своих с_време(н, нн)иков дожил до глубо­кой стар_сти. 5) Мнения (на) счёт романа «Война и мир» были самые разн_образные, что, (в) прочем, вовсе (н_) удивит_льно для такого г_ниального произведения. 6) (Не) вз_рая на мнения критиков, Лев Толстой из_бразил в своём романе (эпопее) Напо­леона и Кутузова такими, какими вид_л и представлял их он, и (н_) кто иной. 7) (На) протяжени_ всего романа Толстой с (не) скрываемой нежностью ра(с, сс)каз_вает о су(т, д)ьбах своих лю­бимых г_роев и г_роинь: Наташи Ростовой, Пьера Безухова, Марь_ Болконской и князя Андрея. 8) (Не) смотря на кажущуюся э(ф, фф)ектность подвига на поле (А, а)устерлица, князь Андрей проявил куда больше муж_ства и сам_отверже(н, нн)ости в (Б, б)ородинском сражени_. 9) Филосо_ские размышления автора, кото­рые мы находим в 4-м томе, (в) заключени_ романа, — едва (ли) (н_) самая важная часть произведения. 10) (Из) за чр_змерной перегруже(н, нн)ости програ(м, мм)ы по литературе в десятом кла(с, сс)е, к сож_лению, (н_) все и (н_) всегда читают полный текст романа Толсто_о.

ИТОГОВЫЙ ДИКТАНТ

По орфограммам трёх уровней сложности

Тренинг 272. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, рас­кройте скобки. Сделайте морфологический, фонетический и слово­образовательный разбор слов, выделенных полужирным курсивом. Составьте схемы любых двух сложноподчинённых предложений. Разберите по составу любые три причастия и наречия.

В истори_ ру(с, сс)кой литературы дев_тнадцатого века есть два (по) исти(н, нн)е ун_кальных п_риода: п_риод по(е, э)тического и пр_заического взрыва. Первый «взрыв» пр_ходится на эпоху

Пушкина и Лермонтова. Второй — на вторую пол_вину девятнад­цатого века. (В) течени_ всего лиш_ семи лет Тургенев Достоев­ский и Толстой со(с, з)дали (по) вид_мому три самых г_ниальных романа: «Отц_ и дети», «Пр_ступление и наказание» и «Война и мир». (Н_ ) может (н_) бросит_ся в глаза некоторая похож_сть в названиях этих пр_заических ш_девров: все три названия постро­ек, нн)ы на ант_тезе. Но эта ст_листическая фигура к_нтраста, основа(н, нн)ая на резком (против_) поставлени_ понятий лиш_ вид_мая часть айсб_рга. Вн_мательный читат_ль обнаруж_т куда бол_е серьёзные вещи об_единяющ_е эти три романа.

(Не) смотря на к_ло(с, сс)альную разницу в сюжетах этих произв_дений во врем_ни когда прои_ходят опис_ваемые с_бытия все три писат_ля были (в) серьёз об_спокоены культом Наполео­на которым было больно пок_ление шест_десятых. «Кухарк_ны дети» Базаров и Раскольников (не) шутя пытались отвергнуть все нормы м_рали об_зательные для пр_дшествующих пок_лений. В очередной раз в истори_ чел_вечества они (в) новь р_шили подвегнуть кр_тическому анализу самые (не) зыбл_мые самые вечные исти(н, нн)ы. Разумеется такие т_таны ру(с, сс)кой лите­ратуры как Тургенев Достоевский и Толстой (н_) могли (н_) откликнут_ся на это крайне опасное для (Р, р)о(с, сс)и_ явление.

Коне(ч, ш)но эти романы заглавия которых так похожи очень разные. Но объединяет их забота о буду_щем пок_лении предупр_ждение об ошибках которые в истори_ человечества с_вершались (н_) раз и (н_) два гениальное предвидение буду_щих мятежей и во(с, сс)таний. И ещ_ одно р_днит эти три романа пор_зительное мастерство с которым они со(с, з)даны. (229 слов)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!