СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ШУДЕЙКО Ю. Г. Тексты с грамматическими заданиями РЯиЛ 2018-6

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания разработаны для тематического контроля на уроках русского языка в XI классе и направлены на проверку учебно-языковых умений и навыков по всем изученным разделам русского языка. Задания сформированы по образцу тестовых, поэтому также способствуют подготовке к централизованному тестированию.

Просмотр содержимого документа
«ШУДЕЙКО Ю. Г. Тексты с грамматическими заданиями РЯиЛ 2018-6»


Ю. Г. Шудейко, учитель русского языка и литературы ГУО «Средняя школа № 7 г. Новополоцка» Витебской области

Тексты с грамматическими заданиями

Задания разработаны для тематического контроля на уроках русского языка в XI классе и направлены на проверку учебно-языковых умений и навыков по всем изученным разделам русского языка. Задания сформированы по образцу тестовых, поэтому также способствуют подготовке к централизованному тестированию.

I

  1. Блокада Ленинграда трагическая страница в истории великого города.

  2. В погибающ..м от голода городе на Неве почти не осталось кошек. 3) За(то) появил..сь множество крыс. 4) Ненавис.мые вредители измучили окруж..нный врагами город и весной 1943 года Ленсовет постановил выписать из Ярославской области несколько вагонов кошек.

  1. (В)начале коты измуч..нные переездом испуга(н,нн)о озирались за(тем) стали изучать (не)знакомые места. 6) Улицу за улицей храбро отвоёвывали четвероногие герои у вражеской крысиной армады.

  1. Удивительно но в год прорыва блокады была разгромле(н, нн)а и крысиная армия.

  2. В сегодн..шнем Петербурге каждый год ранней весной горожане праз..нуют День мартовского кота о..давая дань почтения и бл..годарности своим любимым питомцам прин..мавшим участие в спасени.. города на Неве бе..ценной «северной жемчужины».

  1. Определите, какие утверждения соответствуют содержанию текста:

  1. Блокада Ленинграда является одной из трагических страниц в истории великого города.

  2. Полчища крыс стали угрозой для населения.

  3. В целях борьбы с крысами были приняты разнообразные санитарные меры.

  4. Даже мяукающая дивизия не справилась с крысиной армией.

  5. В Петербурге праздник мартовского кота — уникальное торжество, посвящённое четвероногим любимцам.

  1. Укажите, какие характеристики соответствуют данному тексту:

  1. художественный стиль речи;

  2. публицистический стиль речи;

  3. задача речи — рассказать о кошачьей дивизии, принимавшей участие в спасении Ленинграда;

  4. задача речи — создать поэтический образ города на Неве;

  5. тип речи — повествование.

  1. Укажите языковые средства, с помощью которых связаны 1-е и 2-е предложения:

  1. лексический повтор;

  2. синонимическая замена;

  3. союз;

  4. местоимение;

  5. одинаковый порядок слов.

  1. Найдите во 2-м предложении слово, в котором звуков больше, чем букв.

  2. Какой частью речи является слово, выделенное в 5-м предложении текста? Ответ запишите в Им. п.

  3. Определите вид подчинительной связи в словосочетании, выделенном в 6-м предложении.

  4. Каким членом предложения является инфинитив в 4-м предложении? (Ответ запишите в Им. п.)

  5. Установите верные характеристики предложений 1—5:

  1. простое, двусоставное;

  2. односоставное, безличное;

  3. ССП;

  4. простое, осложнённое однородными сказуемыми;

  5. односоставное, назывное.

  1. Назовите номера предложений, осложнённых обособленными второстепенными членами, и графически обозначьте эти члены предложения в тексте.

  2. Выберите верное утверждение:

  1. В 4-м предложении нужна запятая перед союзом и, так как он соединяет части сложного предложения.

  2. В 4-м предложении не нужна запятая перед союзом и, так как он соединяет однородные сказуемые.

  3. В 4-м предложении не нужна запятая перед союзом и, так как это ССП с общим для обеих частей второстепенным членом.

II

  1. Ранним утром когда все спали я вышел на ц..почках из душной избы и как(будто) не в п..лисаднике ок..зался а вышел в тихую (не)из..яснимой прозрачност.. воду.

  2. Высоче..ая (не)тронутая трава буйствовала за самой к..литкой. 3) Я (з,с)бежал с насып., влев.. и пош..л вдоль реки (на)встречу её течению. 4) (Н..)чего пр..мечательного не было вокруг. 5) Тр..пинка обогнула пе(сч,щ)а(н,нн)ый к..рьер и вывела меня на просторную луговину по которой (в)одиночку и гру(п,пп)ками р..сли деревья. 6) (Не)подвижный воздух ещё (не)ставший знойным пр..ятно осв..жает гортань и грудь.

7) Солнце (не)вошедшее в силу гре..т бережно и ласк..во. 8) Через каких(н..будь) (пол)часа матёрый с..сновый лес окружал меня. 9) (В)близи дорог.. т..нулисъ (не)обыкнове(н,нн)о ухож..(н,нн)ые тропы. 10) Врем..нами (кое)где попадались а(к,кк)уратно пос(?)ла(н,нн)ые (светло )ш..коладные ковр..ки кукушкина льна этого (не)пр..менного об..тателя с..сновых л..сов.

  1. По стволу осинки с юрк..стью мыш..нка шныряла (в)верх и (в)низ какая(то) птичка.

  2. Попалась болотинка с (кофейно)к..ричневой но вовсе (не)мутной водой. 13) А вот и реч..нка с такой студё(н,нн)ой (не)смотря на жаркие дни водой.

14) Сторо..ка которую мне хотелось раз..скатъ (во)что (бы)то (н..)стало ок..зал..сь бревенч..той избой. 15) С одной ст..р..ны её ра(с,сс)т..лал..сь обширная луговина другой ст..р..ной она пр..мыкала к лесу.

  1. Выпишите из 1-го предложения слово с оглушением согласного.

  2. Из предложений 2—4 выпишите местоимения, укажите их начальную форму, разряд по значению.

  3. В 5-м предложении определите часть речи выделенного слова.

  4. В 1-м предложении когда — союз или союзное слово?

  5. Из предложений 2—3 выпишите глагол — непереходный, несовершенного вида, 1-го спряжения.

  6. Какие непостоянные морфологические признаки присущи глаголу из задания 5?

  7. Причастия, выделенные в 4-м абзаце, имеют одинаковое строение? Ответ аргументируйте.

  8. Из предложений 2—4 выпишите производные предлоги.

  9. Из предложений 14—15 выпишите примеры разных типов сказуемых.

  10. Укажите лексическое значение слова, выделенного в 8-м предложении.

III

О храбрости

  1. Храбрость понятие очень сложное. 2) Часто один и тот(же) поступок расценивает..ся (по)разному одни считают поступок храбрым другие находят что человек (н..)..делал (н..)чего особенного.

  1. В храброст.. большую роль играет самовнушение. 4) Если человек внушит себе что ему страшно то потом очень трудно о..делат..ся от этой мысли.

5) Воз..мём простой пример. 6) Каждый мож..т пройти в комн..те по одной половице (н..)кому и в голову (н..)придёт что ..делать это страшно. 7) А представ..те себе что такая(же) уз..ая доска перекинута через пропасть и по ней нужно пройти. 8) Страшно?! 9) Конечно страшно. 10) Далеко не каждый решит..ся перейти таким образом пропасть и того кто переш..л будут сч..татъ храбрым. 11) А ведь он (н..)..делал (н..)чего особенного доска была такая(же) как половица в комн..те.

12) Когда человек видит и сам внушает себе что (А)пройти над пропастью по одной доске опас..но то руки и ноги перестают ему (Б)повиноват..ся. 13) Делается страшно. 14) Человек думает Сделаю я это или нет? 15) И что(бы) всё(таки) ..делать нужно твёрдо сказать себе Я должен это ..делать во что(бы) (то)(н..)стало (н..)смотря на опас..ность.

16) (Не)нужно думать что храбрость качество особе(н,нн)ое пр..сущ..е только каким(то) (не)обыкнове(н, нн)ым людям. 17) Стать храбрым может каждый. 18) Нужно только пр..учитъ себя слушат..ся св..их пр..казов твёрдо выполнять то что решил ..делать.


  1. Укажите, какие из приведённых характеристик соответствуют данному тексту:

  1. публицистический стиль речи;

  2. художественный стиль речи;

  3. повествование с элементами описания;

  4. рассуждение;

  5. задача речи — убедить, что храбрость — особенное качество.

  1. Укажите средства связи, которыми связаны 14-е и 15-е предложения:

  1. местоимение;

  2. союз;

  3. лексический повтор;

  4. синонимическая замена;

  5. синтаксический параллелизм (одинаковый порядок слов).

  1. Какой частью речи является слово, выделенное в 16-м предложении:

  1. союз

  2. местоимение;

  3. наречие?

  1. Какая характеристика предложения 12 является верной:

  1. СПП с придаточной условия;

  2. СПП с последовательным подчинением;

  3. СП с разными видами связи?

  1. Определите синтаксическую функцию инфинитивов (А) и (Б) из предложения 12:

  1. подлежащее;

  2. сказуемое; .

  3. определение;

  4. дополнение;

  5. обстоятельство.

  1. Найдите в 3-м предложении слово, где звуков меньше, чем букв.

  2. Найдите во 2-м предложении глагол несовершенного вида, переходный, 1-го спряжения.

  3. Определите способы образования слов и установите соответствие между столбцами:

  1. Храбрость 1. Приставочный

Б. По-разному 2. Приставочно-суффиксальный

  1. Необыкновенный 3. Суффиксальный

Г. Решиться 4. Постфиксальный

  1. Среди предложений 5, 13, 17 найдите безличное.

  2. В предложении 2 нужно поставить двоеточие, так как:

  1. вторая часть раскрывает содержание первой части;

  2. между частями складываются изъяснительные отношения.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!