Сидоренко Р. С. «Поэтические гимны морфологии. Русский язык. Факультативные занятия. 7 класс. Пособие для учителей». – Минск, «Народная асвета», 2010.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В начале XXI века подавляющее большинство людей по-прежнему, как и в XX веке, видит в морфологии сухую науку о формах слов, правилах склонения и спряжения, разных категориях и т. д. Она такая и есть, морфология: сложная, точная — и совершенно необходимая наука для тех, кто хочет и должен уметь связно выражать свои мысли. Образованный человек немыслим без знания морфологии и владения ее законами и правилами. Однако владение морфологическими правилами построения речи — это обязательная для всех, но лишь самая первая, поверхностная степень постижения морфологии. Вторая степень постижения морфологии — это овладение морфологией как источником выразительности и образности. Например, имя существительное позволяет видеть мир предметов во всем многообразии красок и оттенков. Прилагательные помогают полнее раскрыть отличительные свойства предмета, придать описанию образность, яркость, передать настроение писателя (море — бирюзовое, спокойное, изумрудное и т. д.). Числительные в художественной речи выполняют две функции: информативную и экспрессивную. Они используются при описании поведения героев, их внешности, обстановки для придания повествованию оттенка особой достоверности. Местоимения в тексте обладают особой изобразительной силой, придают речи оттенок искренности. Глагол используется прежде всего для передачи непрерывного движения окружающего мира, а также духовной жизни человека. С помощью наречий писатели создают яркие картины природа.
В создании художественной образности велика роль и служебных частей речи. Следовательно, все части речи могут быть источником выразительности, надо лишь умело пользоваться ими. И в этом должны помочь целенаправленные факультативные занятия, цель которых — научить учащихся выражать свои мысли грамотно, точно, выразительно, образно, как писал Л. Н. Толстой, «находить единственно нужное размещение единственно нужных слов» в устном и письменном высказывании.
Задача факультативных занятий:
совершенствовать у учащихся учебно-языковые и коммуникативные умения;
узнавать, различать, группировать слова разных частей речи по выразительно-изобразительным функциям;
анализировать, обосновывать употребление выразительных средств частей речи поэтами и писателями в поэтических и прозаических произведениях;
употреблять слова различных частей речи в составе тропов и фигур речи;
формировать у учащихся умения использовать выразительные средства частей речи в самостоятельно создаваемых текстах.
Содержание обучения основывается на знаниях функционально-стилистических возможностей частей речи.
Основные формы организации занятий — лекции, беседы, практические занятия, самостоятельная работа учащихся над составлением текстов различных стилей с использованием образно-выразительных средств и др.
Ожидаемые результаты
Овладение выразительными морфологическими средствами; способами, позволяющими выделять выразительность произносительную, лексическую, стилистическую; условиями, определяющими выразительность речи; системой средств выразительности речи: тропами и фигурами; навыками использования выразительных морфологических средств в устных и письменных высказываниях.
Программа факультативных занятий рассчитана на 35 часов. Последовательность изучения тем программы факультативных занятий может быть творчески изменена учителем с учетом особенностей классного коллектива.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ (35 часов)
Тема 1. Понятие «выразительная речь». Условия, определяющие выразительность речи (1 час).
Тема 2. Система языковых средств выразительности: тропы и фигуры речи (2 часа).
Тема 3. Метафора. Олицетворение. Части речи в составе метафоры и олицетворения (4 часа).
Тема 4. Метонимия. Синекдоха. Части речи в составе метонимии и синекдохи (4 часа).
Тема 5. Эпитет. Части речи, организующие эпитет (4 часа).
Тема 6. Обобщение изученного (2 часа).
Тема 7. Сравнение. Части речи, организующие сравнение (4 часа).
Тема 8. Гипербола. Литота. Части речи в составе гиперболы и литоты (4 часа).
Тема 9. Анафора. Части речи в анафоре (2 часа).
Тема 10. Антитеза. Части речи в антитезе (2 часа).
Тема 11. Градация. Инверсия. Части речи в градации и инверсии (4 часа).
Тема 12. Обобщение изученного (2 часа).
ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Цель обучения русскому языку — не только сформировать у учащихся систему знаний о языке и речи, научить их пользоваться русским языком во всех видах речевой деятельности, но и развивать их коммуникативную культуру.
Учащиеся 7-го класса уже осведомлены о роли изобразительно-выразительных средств в языке. Понятия «сравнение», «эпитет», «олицетворение», «антитеза», «гипербола», «метафора» им известны из уроков русского языка и литературы 5—6-го классов. На уроках литературы они научились находить в тексте изучаемого произведения изобразительно-выразительные средства художественной речи и объяснять их роль. На уроках русского языка в предыдущих классах ученики также знакомились с такими понятиями, как «переносное значение», «эпитет», другими выразительными средствами. Однако фрагментарное изучение названных понятий, привязанное к конкретной теме или тексту, не дает возможности учащимся увидеть, что выразительные средства являются неотъемлемой частью нашей речи — зачастую мы их просто не замечаем, хотя пользуемся ими постоянно.
Специфика подхода к занятиям:
программа носит примерный характер;
не ставится задача системного и последовательного изучения всех изобразительно-выразительных средств;
предлагается 11 тем для изучения, при этом каждая тема обладает относительной самостоятельностью, а следствием этого является произвольный характер прохождения тем и примерное количество часов на прохождение темы;
в структуре каждой темы выделяем четыре уровня содержания:
понятийный,
идентификационный (опознавательный),
аналитико-оценочный,
творческий;
процесс изучения может быть адекватен реально складывающейся ситуации: можно задержаться на трудностях, можно бегло рассмотреть материал или совсем отказаться от какого-то элемента содержания;
при работе над творческими заданиями может быть использовано содержание сразу нескольких тем.
Формы контроля знаний
Выполнение творческих работ учащимися (индивидуально и в группах) по анализу изобразительно-выразительных средств художественного текста и представление их в любой форме (реферат, эссе, статья, презентация и др.). При этом следует помнить, что факультативные занятия не предусматривают домашних заданий. Всю работу следует проводить в классе. После проведения занятия можно лишь посоветовать учащимся понаблюдать за речью окружающих, языком средств массовой информации с точки зрения их выразительности, уместности и корректности использования изобразительно-выразительных средств.
Критерии оценки: правильность классификации изобразительно-выразительных средств, самостоятельность, оригинальность, корректность суждений, грамотность речи. Так как отметка на факультативных занятиях не выставляется, оценка результатов учебной деятельности учащихся должна носить характер поощрения (морального, словесного), а не проецировать отметку по учебному предмету.
Рациональная организация деятельности учащихся на факультативных занятиях предполагает дифференцированный подход к учащимся. Необходимость дифференцированного подхода вытекает из того, что учащиеся различаются своими способностями, типом памяти, уровнем подготовки. Как уже было сказано выше, домашние задания на факультативе не предусмотрены, а обеспечить понимание учащимися предлагаемого материала, а также проверку степени его усвоения можно только путем использования дифференцированных занятий, путем индивидуализации заданий. Пособие предлагает ряд заданий к каждой теме. Это вовсе не значит, что все упражнения следует выполнить.
Следует работать с теми упражнениями, которые доступны ученикам, которые помогут разобраться в новом материале, закрепить полученные знания, при этом некоторые можно использовать и как индивидуальные, групповые задания.
Изучение каждой темы предполагает ознакомление учащихся с теоретическим материалом, закрепление теоретических сведений с помощью «Вопросов для самопроверки», формирование умений и навыков выявления и определения типов тропов и фигур в текстах, а также создание самостоятельных текстов различных типов и стилей речи с использованием выразительных средств языка.
Тема 1. Понятие «выразительная речь». Условия, определяющие выразительность речи
(1 час)
Цель занятия:
познакомить учащихся с понятием «выразительная речь» и условиями, ее определяющими;
показать преимущества выразительной речи.
После того как учащиеся прочитают теоретические сведения, данные в учебном пособии, можно продолжить разговор, анализируя конкретный текст. К примеру: кто из нас не знает удивительных по своей прозрачности и глубине строк А. С. Пушкина:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса...
Какие мысли передает в этом четверостишии поэт? На первый взгляд самые обыкновенные.
В чем же секрет пушкинского мастерства? Вернемся еще раз к его волшебным строчкам, в которых поэт как бы рисует словами, вызывая в нашем воображении целые картины, целые гаммы чувств.
Обратите внимание, как точно обозначает поэт нужные ему понятия, как удачно подбирает слова, создающие настроение тихой грусти и вместе с тем восхищения торжественной красотой осенней природы! Не время, а пора, не грустная, а унылая, т. е. вызывающая в сердце гнетущее чувство утрать^ не глаза, красота, а очи, краса — высокие поэтические слова, точно соответствующие торжественному настроению; не восхищение, а именно очарование — глубокое чувство, охватывающее человека при виде сказочной красоты осеннего леса.
Как видите, точности и выразительности поэт достигает подбором наиболее удачных синонимов {время — пора, глаза — очи и др.) Но, кроме этого, сделать речь еще более выразительной, образной, живой помогают специальные выразительные средства языка — эпитеты, сравнения, метафоры и др. Эпитеты прощальная (краса) и пышное (увяданье) образно передают характер красы осенней природы, которая в пору своего увяданья вспыхивает богатыми красками, словно прощаясь с нами до весны; само слово увяданье — метафора, образно передающая картину, когда природа замирает подобно тому, как увядают цветы.
Образность — одно из важных требований художественной речи.
Что касается речевого общения, то выразительность нашей речи является непременным условием ее интереса для слушателя. Внимание к своей речи мы можем сохранить, лишь сделав ее яркой и образной.
Далее мы предлагаем учащимся познакомиться с условиями, определяющими выразительность речи:
самостоятельность мышления, сознательная деятельность автора речи;
интерес автора речи к тому, о чем он говорит или пишет;
осознанное намерение автора речи говорить и писать выразительно, психологическая целевая установка на выразительность;
хорошие знания языка, его выразительных возможностей;
хорошие знания языковых особенностей и стилей речи;
систематический и целенаправленный тренинг речевых умений и навыков.
Этот материал может быть изложен самим учителем или можно предложить учащимся самостоятельно прочесть статью учебного пособия.
После знакомства с учебным материалом, данным в пособии, следует рекомендовать учащимся (индивидуально или в группах) составить рассуждения на тему: «Почему каждое из названных условий необходимо для обеспечения выразительности речи?», или, если представить, что какое-то из условий выразительности не присутствует в речи, — «Какой будет речь говорящего или пишущего, если ему абсолютно безразлично то, о чем он говорит?», «Что может быть, если человек говорит, пишет по шаблону, не владеет глубоко тем, о чем говорит, пишет?».
Тема 2. Система языковых средств выразительности: тропы и фигуры речи (фонетические, семантические, лексико-семантические)
(2 часа)
Цель занятия:
повторить известные учащимся сведения о системе языковых средств выразительности;
показать разнообразие используемых в литературе художественных средств;
создать у учащихся положительную мотивацию — желание слышать художественные поэтические произведения, видеть и представлять образный мир, читать словесные образы и судить о них, таким образом развивая их творческие способности.
Учитель должен помнить, что от качества проведения данного занятия во многом зависит результативность дальнейшей работы учащихся на факультативе. Особые усилия следует приложить к созданию особого эмоционального настроя учащихся.
Предлагаем использовать следующий эпиграф:
У Музы есть различные
, пристрастья,
Дары ею даются не равно...
Ф. Тютчев
I. Начать разговор можно с рассуждения о взаимосвязи окружающего нас мира и лучших образцов поэзии:
«Мы все любим природу, нас пленяют бескрайние просторы родной земли, каждая встреча с прекрасным не проходит бесследно.
Сегодня, анализируя стихи русских поэтов о природе А. А. Фета, С. А. Есенина и Сергея Острового, мы убедимся не только в красоте поэтического слова, но и в умении поэтов выразить глубокое чувство любви к Родине, осознание нерасторжимой связи с ней.
Н. В. Гоголь заметил как-то, что «прочесть как следует произведение лирическое — вовсе не безделица, для этого нужно долго его изучать... нужно разделить искренно с поэтом высокое ощущение, наполнявшее его душу; нужно душой и сердцем почувствовать всякое слово его...».
Мир природы в стихах русских поэтов несет высокие нравственные ценности. А каждое поэтическое слово предстает перед нами как волшебство, и нам хочется снова и снова проникать в его тайны. И под пером писателя, поэта слова приобретают изобразительную силу, передают звучание, смысл, переливы цвета, смены настроений, разнообразие впечатления. У этих слов есть особые названия — тропы, изобразительно-выразительные средства языка — гиперболы, олицетворения, метафоры, эпитеты и сравнения:
Какие тропы вы уже знаете? (Из курса 5—6-го классов учащимся известны сравнения, эпитеты, олицетворения, антитеза, гипербола, метафора.)
Какую роль они играют? (Рисуют, изображают, чтобы мы увидели, представили, вообразили; выражают отношение, чувства; передают мысли и эмоции автора.)
II. «Созерцая природу, Вы лучше поймете роль изобразительно-выразительных средств. Посмотрите на рисунки. Какое дерево изображено?
Ни одно дерево так не знаменито на русской земле, как березка. О ней слагают стихи, поют песни, сочиняют музыку. Ее все знают, любят, перед ее красотой преклоняются. Есть деревья черные, серые, есть зеленые, но белой на земле бывает только береза.
П. И. Чайковский финал 4-й симфонии построил на русской народной песне «Во поле береза стояла...». Послушаем и попытаемся увидеть, как великий русский композитор передает нам образ русской березки через народную песню. Какие чувства у вас возникли?
Возвратимся из безбрежного мира музыки в лес — ив этом нам помогут стихи А. А. Фета, С. А. Есенина, Сергея Острового, которые воспели образ березки в своей лирике.
Учащимся предлагается сравнить описание березы разных авторов. (Можно заранее подготовить учащихся выразительно читать предложенные стихи).
Выполнение упражнения 1.
Обратимся к стихотворению А. А. Фета «Печальная береза».
Чтение наизусть.
О чем рассказал поэт?
Выделите ключевые образы стихотворения. С помощью каких тропов поэт создает образы природы?
Поэтический образ, созданный поэтом, вызывает сложное чувство. Почему? Береза «прихотью мороза разубрана», на ней белый, сверкающий наряд. И в то же время она названа печальной. Сравнение «как гроздья винограда, ветвей концы висят» вызывает представление о плодородном лете, о торжестве жизни, естествен эпитет радостен, но он сочетается с контрастным эпитетом траурный. Если в первой строфе белый наряд березы может вызвать в воображении представление о подвенечном платье, то за-12 тем он ассоциируется с саваном. И даже лучи восходящего солнца, холодного, зимнего, не способны пробудить березку к жизни.
Чем вызвано это противоречивое впечатление?
Зимой дерево как бы лишается души, не живет своей жизнью, а испытывает внешние воздействия. Не случайно Фет избрал форму страдательного причастия — разибра-на прихотью мороза. Лучи восходящего солнца играют на ней, птицы садятся на ее ветви — березка ко всему остается безучастной. И в то же время, какая ослепительная красота для взгляда в этой картине.
Фет сближает эмоциональные контрасты.
А сейчас вспомним стихотворение С. А. Есенина «Береза»:
Чтение наизусть стихотворения С. Есенина «Береза». Какую картину зимней природы вы можете представить?
Что помогает поэту так ярко нарисовать картину зимней природы?
Приведите конкретные примеры олицетворений, сравнений, эпитетов?
Какова роль художественных тропов в стихотворении «Береза»?
Образ березки получает в поэзии Есенина жизненную правдивость, художественную убедительность, полноту, яркость и живость для усиления выразительности. Мастерское использование языковых средств позволило поэту не только талантливо и самобытно создать образ березки, но и привлечь к ней внимание нескольких поколений читателей.
(Обращение к картине И. Э. Грабаря.)
А вот как в живописи Игорь Эммануилович Грабарь изображает русскую березу.
«Февральская лазурь» — одно из лучших полотен художника — поражает силой и чистотой цвета. Ослепляет лазорево-синим небом.
Вспоминая об увлекательных днях работы над картиной, художник писал: «Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенных голубой эмалью неба».
Плотными мазками написаны скромные белоствольные березы на первом плане. Небо, прописанное тончайшими лессировками, уходит в бескрайнюю высь. Мастерское использование живописной фактуры увеличивает глубину пространства, наполненного светом и воздухом. Низкий горизонт усиливает впечатление монументальности деревьев. Картина воспринимается как торжественный гимн во славу родной природы.
Как вы думаете, что хотел передать зрителю художник?
Попробуем составить Словарь речевых оборотов, которые могут быть использованы в творческой работе на тему: «Мы окружены шедеврами».
БЕРЕЗА — далекая, загадочная, золотая, серебряная, манящая, неповторимая, непостижимая, светлая, таинственная, удивительная, прекрасная... Быть очарованным, восхищаться, любоваться... березой.
Бежать, стремиться ... к березе. Береза восхищает, дарит (радостное настроение, надежду), завораживает, успокаивает, чарует.
Зимняя природа прекрасна, она чарует, восхищает... Но я не ошибусь, если скажу, что мы начинаем скучать о лете, о ярком солнышке, тепле, зеленой траве... Скоро наступит весна, а там и долгожданное лето. Но мы можем уже сегодня оказаться в летнем лесу — ив этом нам поможет стихотворение Сергея Острового «Лето».
Чтение стихотворения.
О чем рассказал поэт? Только ли о пробуждении природы, ожившей в образе девчонки-березки?
(Рассказано и о перволетье, о веселом пиршестве природы, о всеединстве Божьего мира, где деревья, птицы, солнце, росы, смена времен года... И все это мировое всеединство ощущает и переживает в себе человек, потрясен-14 ный и окрыленный этой красотой. И человек начинает творить, становится художником...):
Со дна ручьев Восходит вдохновенье, Рождающее реки и моря.
Так песня началась —
От удивленья,
От мира, где затеплилась заря. От тишины, от задремавшей рощи, От ветерка, что по ветвям сновал. Был соловей типичный «лакировщик», Поскольку он восторга не скрывал...
Так написал поэт Владимир Фирсов.
Вот «от удивленья», от «восторгов от созерцания природы, которые «выше ... искусства», и рождается все прекрасное в искусстве — и «Березовая роща» И. И. Левитана, и вдохновенные строки русской поэзии, и песни, и симфонии.
Интересны воспоминания народного художника СССР Б. В. Иогансона. «Когда я увидел «Березовую рощу» Левитана, я был буквально ошеломлен. Мне показалось это каким-то чудом... Мне даже казалось, что я начинаю ощущать аромат трав, слышать негромкий шум листвы берез, перебираемых ласковым летним ветром, что я вижу этот зайчик, этот солнечный свет, пронизывающий всю листву и падающий на сочную траву; он сейчас захватит и мою руку, а я буду ловить этот солнечный зайчик. У меня было такое ощущение, что я сейчас вхожу в этот лес и буду идти долго, вдыхать в себя весь этот лесной аромат, этот солнечный свет, который искрится, дрожит, прячется и вновь возникает, как будто играя в прятки, этот удивительный зеленый солнечный свет, который создает в душе какое-то необыкновенное веселье, радость, и эти ослепительные в белом солнечном свете белые нарядные стволы берез, скрывающиеся в зелени и снова возникающие и манящие уйти вглубь, как можно дальше в этот лес».
Анализ картины, сделанный замечательным художником, является образцом глубокого постижения живописного произведения, примером эстетической оценки картины.
Что чувствуете Вы, глядя на картину?
Звучит отрывок из 4-й симфонии Чайковского.
Музыка Чайковского передает картину праздничного народного веселья, она как бы приглашает слушателя: смотри, как умеет веселиться народ, отдаваясь безраздельно радостным чувствам.
Вот и состоялась еще одна наша встреча с прекрасным. А помогли нам в этом музыка, живопись, поэзия и сама природа, восприятие которой и рождает прекрасное в искусстве.
Заметим, что если, художник использует краски, композитор — музыку, то поэт — изобразительные языковые средства, тропы.
Наша задача — научиться передавать окружающую нас красоту с помощью слов, языковых средств.
Начиная с четвертого занятия учащиеся знакомятся с конкретными тропами и фигурами. Учителю следует помнить, что только с опорой на конкретные тексты и примеры ученики смогут научиться видеть выразительные средства в тексте, определять их вид, отличать друг от друга различные тропы и фигуры. Очень полезной будет связь с уроками русской литературы. Кроме текстов, предложенных пособием, можно предлагать учащимся для анализа тексты, изучаемые на уроках литературы.
Тема 3. Метафора. Олицетворение. Части речи в составе метафоры и олицетворения
(4 часа)
Цель занятия:
углубить знания учащихся о метафоре и олицетворении;
учить находить метафору и олицетворение в текстах; учить уместному использованию метафоры и олицетворения в речи.
Метафора — употребление слова в переносном значении на основе сходства предметов или явлений (по форме, цвету, функции и т. п.).
Метафору следует отличать от сравнения, которое оформляется с помощью союзов как, словно, будто или может быть выражено формой творительного падежа имени существительного.
Олицетворение — вид метафоры, перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные, например: при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами.
Ученики 7-го класса уже имеют представление о метафоре и олицетворении. Однако при знакомстве с предлагаемым теоретическим материалом следует обратить внимание на отличие метафор от сравнений, а также на то, что олицетворение — вид метафоры.
Интересным будет для учеников материал о видах метафор (резкая, стертая, развернутая, реализованная).
Отрывок из книги «От двух до пяти» К. И. Чуковского поможет учащимся увидеть, как в привычных выражениях используются метафоры.
После знакомства с теоретической частью, изложенной учебным пособием, предлагаем учащимся привести примеры метафор, олицетворений, встречаемые ими в повседневной жизни.
После анализа приведенных примеров предлагаем понаблюдать за рождением метафоры (подробнее — в книге «Уроки русской словесности» Т. Л. Служевской).
1. Мы видим и слышим:
В осеннем лесу рыжеватые опавшие листья застряли в ветках можжевельника, висят на них клочками. Река покрылась первым синеватым льдом, земля застыла, гулко отдаются наши шаги, под ногами хрустят льдинки. Сникла, полегла трава вдоль дорожек. На облетевших, прозрачных рябинах — ярко-красные гроздья.
2. Мы чувствуем:
У природы есть душа. Она прячется от нас, мы видим только ее следы, но ведь кто-то же смял эту траву, развесил опавшие листья... Так уютно, так привычно в осеннем лесу — и в то же время так печально, так торжественно, и почему-то проникаешься жалостью и нежностью...
3. Мы сравниваем:
Порыжевшие листья похожи на клочья гривы, которые оставила на кустах рыжая лошадь. Хруст льдинок и гулкое эхо наших шагов напоминает топот лошадиных копыт вдалеке. А яркие красные пятна рябиновых кистей среди голых веток кажутся висящими прямо в воздухе — как будто это капли крови какого-то невидимого существа, стоящего среди деревьев...
4. Мы убираем первый план — то, что видели и слышали; подменяем его изображением того, с чем сравнили виденное и слышанное под влиянием возникших у нас чувств, — и появляется метафора, которая превращает обычную пейзажную зарисовку в стихи:
Тихо в чаще можжевеля по обрыву. Осень — рыжая кобыла — чешет гриву. Над речным покровом берегов Слышен синий лязг ее подков. Схимник-ветер шагом осторожным
Мнет листву по выступам дорожным И целует на рябиновом кусту Язвы красные незримому Христу.
С. Есенин
Далее предлагаем учащимся самостоятельно или вместе с учителем провести аналогичную работу с текстами упражнения 1.
Материал упражнения 2 поможет не только находить в тексте олицетворения, но и увидеть, что олицетворение — вид метафоры.
Упражнение 3 поможет научиться выбирать наиболее яркие метафоры, обосновывая свой выбор.
Упражнения 4, 5 дают возможность увидеть стилистическую обусловленность выбора той или иной метафоры, а также уместность ее употребления.
На последнем занятии по изучению данной темы можно провести творческую работу, предложив учащимся написание сочинения-миниатюры, эссе на свободную тему с обязательным1 использованием метафор, олицетворений. Возможно также составление диалога с созданием комического эффекта от непонимания метафорического значения слов. Затем зачитать работы учащихся и проанализировать, насколько интересные, яркие метафоры были использованы ими, а также насколько они стилистически оправданы.
Тема 4. Метонимия. Синекдоха. Части речи в составе метонимии и синекдохи
(4 часа)
Цель занятия:
познакомить с понятиями «метонимия», «синекдоха»;
учить отличать метонимию от метафоры в текстах.
Метонимия — употребление одного слова или выражения вместо другого на основе связи их значений по сложности. Переносные значения метонимии основаны на отношениях «материал — предмет», «процесс — результат», «растение — плод этого растения — продукт» и др.
Метонимия является разновидностью метафоры.
Синекдоха — вид тропа, состоящий в замене множественного числа единственным, в употреблении названия большего в значении меньшего, целого в значении части.
«Переименование» в синекдохе может быть основано на двух типах отношений: часть вместо целого, целое вместо части.
Синекдоха является видом метонимии.
Количественное соотношение является главным признаком синекдохи, которое отличает ее от метонимии.
Как правило, метонимия и синекдоха не так хорошо знакомы учащимся 7-го класса, как метафора и олицетворение. Важно внимательно вместе с учащимися изучить предлагаемый в пособии материал, обратив особое внимание семиклассников на отличие метонимии от метафоры, на синекдоху как вид метонимии.
Следует акцентировать внимание учащихся на использовании различными писателями данных тропов. В учебном пособии приведены тексты А. Блока, М. Цветаевой, В. Маяковского, О. Мандельштама, С. Маршака, Н. Гоголя. После прочтения предложенных стихов (совместно с учащимися) и их анализа с точки зрения наличия и назначения выразительных средств и ответа на вопросы для самопроверки можно предложить найти другие примеры в стихотворениях названных поэтов (тексты следует заготовить заранее).
Выполнение упражнения 1 поможет выработать умение находить метонимию в предложенном тексте и понять принцип ее создания.
Выполняя данное упражнение, следует не только указывать метонимию, но и строить рассуждение, обосновывая свою точку зрения.
Упражнение 2 способствует пониманию того, как сходство предметов используется при создании синекдохи.
Упражнение 3 способствует закреплению названных умений. При его выполнении следует обратить внимание на использование изучаемых тропов не только в художественных текстах, но и в повседневной речи. Можно предложить ученикам привести свои примеры использования метонимий и синекдох в повседневном общении.
Тема 5. Эпитет. Части речи, организующие эпитет
(4 часа)
Цель занятия:
углубить представления учащихся об эпитете как выразительном средстве;
учить находить эпитеты в тексте;
учить создавать и умело использовать эпитеты в речи.
Эпитет — характеристика какого-либо явления, предмета, лица при помощи образного определения. Выражается преимущественно именем прилагательным, но также наречием, именем существительный, числительным, глаголом. 4
Признак, выраженный эпитетом, как бы присоединяется к предмету, обогащая его в смысловом и эмоциональном отношении. Это свойство эпитета и используется при создании художественного образа.
Свойства эпитета проявляются в слове лишь тогда, когда оно сочетается со словом, обозначающим предмет или явление.
Понятие «эпитет» знакомо учащимся еще с 5-го класса. Задача учителя — научить использовать эпитеты в речи, видеть их в художественных текстах, а также отличать их от грамматических определений.
Материал пособия поможет учащимся вспомнить уже известное об эпитете, в то же время рубрика «Ученые пишут» расширит их знания об эпитетах, дав представление об основных типах эпитетов: общеязыковые, народнопоэтические, индивидуально-авторские.
После анализа теоретического материала рекомендуем поработать над умением отличать эпитеты от грамматических определений. Этому поспособствуют упражнения 1, 2.
Предлагаемые в упражнении 3 тексты помогут на практике увидеть разницу между текстами с использованием эпитетов и без них. После ответов на предлагаемые в упражнении вопросы следует вместе с учащимися подойти к выводу о значении эпитетов в тексте.
Выполняя упражнение 4, рекомендуем ученикам избегать штампов, придумывая свои эпитеты.
Упражнения 5, 6 способствуют развитию умения видеть эпитеты в тексте, понимать их роль.
Игру «Соревнование с писателем», предлагаемую в упражнении 7, как и устное словесное рисование к стихотворению Ф. И. Тютчева «Чародейкою зимою...» (упражнение 8) можно провести в групповой форме, предложив группам учащихся выполнять задание вместе, а затем заслушать все варианты и определить лучший.
При выполнении упражнения 9 (введение в текст выразительных средств языка) обращаем внимание учеников на то, что они могут использовать не только эпитеты, но и другие известные им выразительные средства. Желательно заслушать все созданные учащимися тексты. В таком случае роль выразительных средств будет продемонстрирована особенно наглядно.
Так как упражнение 10 носит исследовательский характер, а учащиеся 7-го класса не всегда готовы к такому виду работы, рекомендуем его для выполнения под руководством учителя.
Тема 6. Обобщение изученного
(2 часа)
Два следующих занятия по обобщению изученного предлагаем провести в виде практикумов. Цель занятия:
развивать умения находить выразительные средства, анализировать художественные тексты, а также использовать выразительные средства в речи, избегая штампов.
Упражнения 1—6 рекомендуем выполнять с помощью учителя, прибегая к комментариям, обоснованию оценки того или иного текста, выразительного средства.
Упражнение 7 целесообразно использовать для самостоятельного выполнения учащимися с последующей взаимопроверкой.
Упражнение 8 содержит задания по сравнительному анализу текстов. Его можно предложить для самостоятельного или группового выполнения в случае, если учащиеся имеют навыки сравнительного анализа. Если же ученики не готовы к подобной самостоятельной работе, ее следует выполнять в сопровождении учителя.
Упражнения 9— 11 можно также использовать для групповой работы с последующим выступлением представителя группы с обоснованием выводов, к которым пришли ее члены.
Тема 7. Сравнение. Части речи, организующие сравнение
(4 часа)
Цель занятия:
углубить представления учащихся о сравнении как выразительном средстве;
учить находить сравнения в тексте, определять их стилистическую уместность.
Сравнение — троп, состоящий в сравнении одного предмета (явления) с другим. Образный прием, при помощи которого не только показывается действительность, но дается оценка с добавочным смыслом.
Сравнение выражается:
существительным в творительном падеже; формой сравнительной степени прилагательного или наречия;
сравнительным оборотом с союзами как, словно, будто, точно, как будто;
при помощи слов подобный, похожий;
фразеологическим оборотом;
существительным в именительном падеже в роли именной части сказуемого или приложения;
наречиями, морфемный состав которых соответствует моделям: по-...ому, по-...ему, по-...и;
сложноподчиненным предложением с придаточным сравнения (союзы как, как будто, будто, точно, словно, что).
Сравнение может быть простым, развернутым, отрицательным.
Сравнение как выразительное средство известно семиклассникам с младших классов. Потому на занятиях по данной теме целесообразно дать учащимся больше самостоятельности, предоставив им возможность работать творчески.
При выполнении упражнений 1—3 следует обратить внимание на вопросы о роли и значении сравнений в приведенных предложениях.
Анализируя тексты из упражнений 4—6, учащиеся обратят внимание и на другие средства выразительности, использованные в них.
Задания упражнений 7—9 можно выполнять как индивидуально, так и в группах. Потому при организации последнего занятия по данной теме можно использовать различные игровые формы.
Тема 8. Гипербола. Литота. Части речи в составе гиперболы и литоты
(4 часа)
Цель занятия:
углубить представление учащихся о гиперболе как выразительном средстве;
познакомить с понятием «литота».
Гипербола — вид тропа, образное выражение, состоящее в преувеличении каких-либо свойств, размеров, силы и т. п. изображаемого предмета, явления, явное и намеренное преувеличение с целью усиления выразительности и подчеркивания сказанной мысли.
Гипербола часто сочетается с другими стилистическими приемами, придавая им соответствующую окраску: гиперболическими сравнениями, метафорами.
Литота — это образное выражение, оборот, в котором содержится художественное преуменьшение величины, силы значения изображаемого предмета или явления. Литота в этом смысле противоположна гиперболе, поэтому ее называют обратной гиперболой.
После комментированного выполнения упражнения 1 можно предложить учащимся найти во фразеологическом словаре фразеологизмы, в состав которых входят гиперболы и литоты (упражнение 2). Это упражнение можно выполнять в игровой форме — индивидуальные соревнования или соревнования между группами «Кто больше?».
Упражнения 3, 4 лучше предложить учащимся для самостоятельного выполнения.
Тема 9. Анафора. Части речи в анафоре
(2 часа)
Цель занятия:
познакомить учащихся с понятием «анафора»;
учить использовать анафору как стилистическую фигуру, способствующую выразительности речи.
Анафора — фигура речи, состоящая в повторении отдельных слов и оборотов в начале предложений, из которых состоит высказывание.
При этом происходит не просто повторение, а усиление их смысловой и экспрессивной нагрузки. Первое употребление анафоры по степени выразительности и эмоциональности значительно уступает каждому последующему.
Различают следующие виды анафор:
звуковая — повторение одних и тех же сочетаний звуков;
морфемная — повторение одних и тех же морфем или частей слов;
лексическая — повторение одних и тех же слов;
синтаксическая — повторение одних и тех же синтаксических конструкций;
строфическая — повторение одних и тех же строф.
Как правило, узнавание анафор не вызывает затруднений у учащихся. Предлагаемые упражнения семиклассники могут выполнить самостоятельно. Можно также предложить ученикам создать собственные тексты с использованием анафор.
Тема 10. Антитеза. Части речи в антитезе
(2 часа)
Цель занятия:
углубить знания учащихся об антитезе как стилистической фигуре;
развивать умение находить антитезу в текстах.
Антитеза — стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом.
Как средство усиления выразительности, антитеза используется:
при сопоставлении образов или понятий, контрастирующих между собою;
когда понятия или образы в совокупности выражают нечто единое;
когда необходимо оттенение другого образа, который стоит в центре внимания;
когда необходимо выразить альтернативу.
Семиклассники имеют самое общее представление об антитезе. На занятиях следует не просто научить учащихся видеть антитезу в тексте, но и понимать ее значение как стилистической фигуры.
Рекомендуем статью учебного пособия прочитать на занятии, озвучивая приведенные поэтические тексты, вместе с учащимися находя антитезу и определяя ее роль.
Упражнение 1 можно предложить для самостоятельного выполнения учащимися, упражнение 2 — для работы в группах.
Тема 11. Градация. Инверсия. Части речи в градации и инверсии
(4 часа)
Цель занятия:
познакомить учащихся с понятиями «градация» и «инверсия»;
учить использовать градацию и инверсию в речи.
Градация — стилистическая фигура, состоящая в расположении близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости. В соответствии с этим различают градацию восходящую (нарастание) и нисходящую (ослабление значимости).
Инверсия — стилистическая фигура, состоящая в изменении прямого порядка слов или словосочетаний.
Инверсия связана не только с изменением положения членов предложения, но и с местом слова в предложении.
В наиболее выигрышном положении оказывается тот член предложения, который выносится в его начало (если только это место не является для него обычным) или, наоборот, отодвигается в конец предложения, особенно если в абсолютном конце предложения сообщается нечто новое.
Градация и инверсия как стилистические фигуры не изучались семиклассниками. Потому особенно важно научить учащихся не только видеть их в тексте, но и понимать значение этих стилистических фигур как выразительных средств в языке художественной литературы.
Для выполнения упражнений 1, 2 рекомендуем комментированное чтение. Упражнения 3, 4, 5, 6 учащиеся могут выполнить как самостоятельно, так и в группах.
Выполнение упражнения 7, предлагающего отредактировать текст или составить вопросы для его корректировки, можно предложить учащимся выполнить самостоятельно, а затем зачитать несколько работ и обсудить их в классе.
Тема 12. Обобщение изученного
(2 часа)
Цель занятия:
развивать умения сравнивать тексты и находить более выразительные из них, которые ярче характеризуют образы;
развивать навыки редактирования текста; учить находить тропы и фигуры речи в тексте; учить использовать выразительные средства языка в речи.
Завершать изучение факультатива рекомендуем обобщающими занятиями. Для их проведения можно использовать как упражнения и задания, предлагаемые в теме 12, так и материал для анализа, в котором приводятся как высокохудожественные произведения, так и породни на стихи (их анализ наглядно продемонстрирует необходимость уместного и корректного использования тропов и фигур в речи).
Можно предложить учащимся написать эссе или сочинение-миниатюру на свободную тему с обязательным использованием выразительных средств языка. Затем ученики зачитывают свои работы, называя тропы и фигуры, которые они использовали. Учащиеся анализируют прослушанный текст с точки зрения уместности использования выразительных средств. По возможности учитель обращает внимание на умелое использование тропов и фигур.
В пособии есть Терминологический словарь тропов и фигур, который можно использовать как при проведении обобщающих занятий, так и в процессе изучения материала.
Рекомендуемая литература
Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Катаева Е. Ю. Русский язык и культура речи. Ростов-на-Дону, 2001.
Голуб И. Б. Русский язык и культура речи. М., 2002.
Культура русской речи / под ред. проф. Л. К. Граудиной, проф. Е. Н. Ширяева. М., 2001.
Русский язык и культура речи / под ред. В. Н. Максимова. М., 2002.
Баева О. А. Ораторское искусство и деловое общение. Минск, 2000.
Головин Б. Н. Основы культуры речи. М., 1988.
Ивин А. А. Основы теории аргументации. М, 1997.
Лакофф Д., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. М., 2004.
Львов М. Р. Основы теории речи. М., 2000.
Мурашов А. А. Культура речи учителя. М.— Воронеж, 2002.
Ножин Е. А. Мастерство устного выступления. М., 1989.
Розенталь Д. Э. Практическая стилистика. М., 1987.
Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. Секреты стилистики: правила хорошей речи. М., 1991.
Служевская Т. П. Уроки русской словесности: Практикум по культуре речи. СПб., 1997.
Филиппов А. В. Сто пятнадцать приемов ораторской речи. М., 1998.
Хазагеров Г. Г., Корнилова Е. Е. Риторика для делового человека. М., 2001.